Что значит законная каноническая Церковь. Экскурс в историю конфессий

Каноническая оценка «Акта о каноническом общении»

В первую очередь, нужно подчеркнуть каноническое определение понятия «автокефальной Церкви». По церковному учению, автокефальная Церковь совершенно самостоятельна в своем управлении. Как сам термин «автокефалия» обозначает, такая Церковь имеет право выбирать своего Предстоятеля совершенно самостоятельно, без необходимости утверждения сего избрания какой-либо другой инстанцией.

Кроме того, никакая Церковь не может сама себя объявить автокефальной. Такой статус должен быть пожалован уже общепризнанной автокефальной Церковью, через дарование особой формальной граматы, называемой «Томосом».

Если такое провозглашение автокефалии признается всеми другими автокефальными Церквами, имя Предстоятеля новой автокефальной Церкви вносится Патриархом Константинопольским в т.н. «Диптихи» – т.е. в официальный список Предстоятелей автокефальных Церквей, поминаемых на богослужениях по определенному чину.

В соответствии с многовековой традицией, ставшей правилом, только Предстоятель автокефальной Церкви имеет право освящать Святое Миро.

Русская Православная Церковь Заграницей никогда не считала себя автокефальной, а, как сказано в основополагающих ее документах, лишь «неразрывной частью поместной Российской Православной Церкви, временно самоуправляющейся на соборных началах до упразднения в России безбожной власти» (Положение о Русской Православной Церкви Заграницей, параграф 1).

Об этом говорилось и в Окружном Послании Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей от 1933 г:

«. органы Заграничного Церковного Управления отнюдь не стремились к присвоению себе автокефальных прав, в чем пытается обвинять митрополит Сергий. Вся заграничная церковная организация считала и считает себя доныне учреждением чрезвычайным и временным, которое немедленно должно упраздниться по восстановлении нормальной и общей и церковной жизни в России».

Следовательно, пункт 4 предлагаемого «Акта» о необходимости утверждения избрания Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви Предстоятелем Поместной Русской Церкви, неотъемлемой частью которой она всегда себя считала, т.е. Патриархом Московским и всея Руси и его Священным Синодом является каноническим требованием.

Нужно помнить, что и историческая Русская Церковь сотни лет после Крещения Руси (с 988 по 1448) не была автокефальной, и избрание ее Первоиерарха утверждалось, на канонических основах, Патриархом Константинопольским.

Согласно предлагаемому «Акту», каноническое утверждение избрания новых епископов Русской Православной Церкви Заграницей Патриархом Московским и Священным Синодом (пункт 7), равно как и предшествующий ему пункт 6, об учреждении или упразднении епархий, связаны с последующим им 8-м, согласно которому «Архиереи Русской Православной Церкви Заграницей являются членами Поместного и Архиерейского Соборов Русской Православной Церкви и участвуют в установленном порядке в заседаниях Священного Синода». Если все архиереи Русской Зарубежной Церкви становятся членами Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Московского Патриархата, то избрание ими новых архиереев, входящих в состав этого Собора, непременно должно утверждаться главой этого Собора на канонических основаниях. Иного порядка в Православной Церкви нет.

Пункт 13 «Акта»—о получении Святого Мира от Патриарха Московского—является каноническим требованием, естественно вытекающим из того обстоятельства, что Русская Православная Церковь Заграницей не претендует на автокефалию.

Все эти канонические требования должны рассматриваться не как знак подчинения, они – нормальные и необходимейшие признаки общения между любой самоуправляемой частью Поместной Церкви и ее Предстоятелем. И если в прошлом их исполнение было для Русской Зарубежной Церкви невозможным ввиду исключительных обстоятельств, то теперь их исполнение стало возможным и поэтому в свете восстановления нормальных отношений с Церковью на Родине церковно необходимым.

То же самое следует сказать и о Пункте 5, о поминовении Предстоятеля Русской Православной Церкви, т.е. Патриарха Московского и всея Руси перед поминовением Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей. Молитвенное поминовение Предстоятеля Поместной Церкви—Патриарха, является прямым требованием Священных Канонов Православной Церкви.

Каноны 13-й,14-й и 15-й Двукратного Собора ясно говорят об обязанности для всех клириков поминать своего архиерея, а всех священнослужителей поминать своего Патриарха. Этим они свидетельствуют о своем церковном общении с ним. Отказ от поминовения Патриарха, согласно 15-му Канону Двукратного Собора, приравнивается к устройству раскола в Церкви, и такой клирик подлежит лишению сана.

Канон 15-й гласит, в частности:

«Аще который пресвитер, или епископ, или митрополит, дерзнет отступити от общения с своим Патриархом, и не будет возносити имя его, по определенному и установленному чину, в Божественном священнодействии, но прежде Соборного оглашения и совершенного осуждения его, учинит раскол: таковому Собор определяет быти совершенно чужду всякого священства, аще токмо обличен будет в сем беззаконии».

Пункт 11-й Акта, о праве обращаться к Предстоятелю Поместной Церкви, т.е. к Патриарху, как к высшей апелляционной инстанции, также основано на общепризнанном каноническом праве.

Таким образом, «Акт о каноническом общении» включает в себе только те пункты, которые обусловлены каноническими ясными каноническими требованиями.

Канонические последствия принятия «Акта о каноническом общении»

Принятие Архиерейским Собором Русской Православной Церкви Заграницей «Акта о каноническом общении» ставит Русскую Зарубежную Церковь на прочную каноническую основу, делает явным, что она есть живая и действительная часть плиромы, т.е. полноты всей Православной Церкви. Это связано с содержащимся в данном упорядочении признанием ее законной и канонической всеми автокефальными Православными Церквами.

Подписание «Акта» будет исполнением самоопределения Русской Зарубежной Церкви как неотъемлемой части поместной Российской Православной Церкви, «временно самоуправляющейся на соборных началах до упразднения в России безбожной власти» и переменит, при учете пройденного ею исторического пути, временный ее статус на постоянный.

Читать еще:  Миропомазание в православии. В чем заключается смысл елеопомазания на богослужении? Для чего нужно благовонное масло из лампадок разных икон, которое в церковных лавках продают? Что такое миропомазание

Подписание «Акта» не приведет к упразднению Русской Зарубежной Церкви, а к ее сохранению в полном ее составе, со своим Первоиерархом, своим Архиерейским Собором, своим Архиерейским Синодом при полном самоуправлении и при соблюдении обусловленных канонами Православной Церкви требований.

Подписание «Акта» откроет возможность архиереям и священнослужителям Русской Православной Церкви Заграницей служить не только во всех храмах, монастырях и святых местах нашей родины—России, но и у Гроба Господня и всех храмах в Святой Земле и на Святой Горе Афонской.

Принятие «Акта» позволит нам, в частности, высказываться открыто и о пагубности участия во Всемирном Совете Церквей и быть услышанными.

Принятие «Акта» послужит тому, что окончится печальное разделение русского православного народа. На совсем новом уровне станет возможным участие наших священнослужителей и верующих в деле духовного возрождения русского народа.

Канонические последствия непринятия «Акта о каноническом общении»

Непринятие «Акта» при нынешних исторических возможностях обозначит окончательный разрыв Русской Православной Церкви Заграницей со всеми поместными Православными Церквами, которые тогда будут иметь полное право считать нас раскольниками.

От общения с нами безусловно откажется и Сербская Православная Церковь, которая является последним звеном, связующим нас со всей полнотой канонического Православия.

Непринятие «Акта» вполне реально может побудить и Иерусалимскую Церковь признать нас раскольниками, отменить то благословение нашим архиереям и священникам служить на Святой Земле, которое имеем, и отобрать те антиминсы, на которых мы сейчас служим. Это грозит и окончательной потерей нашего имущества у святых мест.

Непринятие «Акта» сделает нас в глазах Русской Православной Церкви раскольниками, наподобие последователям Валетина Русанцова, и закроет нам возможность принимать участие в церковной жизни на родине. Сейчас с нами считаются, приглашают принимать участие в церковных и исторических конференциях, на которых мы имеем возможность высказывать точку зрения нашей Церкви. Непринятие «Акта» положит конец такому участию.

Относительно возможных сроков принятия «Акта», т.е. восстановления единства, я, как участник переговорного процесса, могу сказать следующее:

Если «Акт» не будет подписан, исчезнет в кратчайший срок предоставленная нам возможность. Именно этим не только Московская Патриархия, но и весь православный мир убедится в том, что с нами нельзя серьезно иметь дело, что мы сами предпочитаем быть в сущности сектантами, оторванными от полноты вселенского Православия, и не хотим быть соединенными с своей родной многострадальной Церковью во отечестве и с каноническим Православием.

Если это произойдет, и мы в будущем опять захотим вести переговоры с Русской Церковью во Отечестве, то если они вообще захотят с нами разговаривать, разговор будет совсем иной. Никогда больше нам не будет предложено сохранение всей Зарубежной Церкви как совершенно самоуправляемой Церкви. Лучшее, что тогда можно ожидать, это требование от нас безоговорочно влиться в состав Московского Патриархата, которая будет тогда действительно уже полностью управлять нашими церковными делами—назначать и перемещать архиереев и клириков и т.д.

Сейчас у нас есть возможность через подписание «Акта о каноническом общении», в принципиальном плане одобренного Архиерейским Собором в мае с.г., обеспечить будущее дорогой нашей Русской Зарубежной Церкви , именно как самостоятельно управляющейся, и поставить ее на прочный канонический фундамент—что необходимо, так как наше право на совершенно самостоятельное существование, которое только на время было основано на Указе №362 Патриарха Тихона, канонически в нынешней ситуации уже никак не может быть оправдано.

Что значит законная каноническая Церковь. Экскурс в историю конфессий

06 Сентябрь 2011

Беседа с протоиереем Виталием Косовским — секретарем Киевской Митрополии Украинской Православной Церкви, благочинным храмов Киева, настоятелем Свято-Ильинского храма на Подоле.

— Сегодня некоторые СМИ, — говорит отец Виталий, — на основании социологических опросов часто утверждают, что, дескать, УПЦ имеет больше храмов, чем УПЦ-КП, а прихожан там меньше. Ложь. Как ставится вопрос: “Вы за какую Церковь: киевскую или московскую?” Естественно, человек отвечает: “За киевскую”. А если его спросить: “Вы за какую Украинскую Церковь: законную каноническую или за раскольническую, не признанную мировым Православием?” Уверяю Вас, ответ будет: “За законную каноническую признанную Церковь”.

Сбывается пророчество в отношении родоначальника раскола на Украине, бывшего митрополита Киевского. Где-то в конце 70-х — начале 80-х годов по Киеву ходили слухи о том, что Филарет умрет простым дедушкой. Мы, естественно, недоумевали, как это может произойти? Ведь Филарет — правая рука Патриарха Московского, Экзарх Украины, человек, достигший таких высот в церковной иерархии. Как это он может умереть простым дедушкой? А ведь начинает сбываться… С точки зрения Вселенского Православия он, на сегодняшний день, — простой дедушка. Более того — преданый анафеме.

— Вы были лично знакомы с нынешним главой Киевского Патриархата?

— Я помню его совсем другим человеком, помню, что он говорил о раскольниках, помню, как учил нас держаться правил и канонов Церкви. Накануне печальных событий 1992 года он мне сказал: “Неканоническим путем мы не пойдем”. Это были его слова, которые слышали все преподаватели на педсовете. А буквально через три месяца он же и пошел неканоническим путем, прекрасно все понимая. Теперь он утверждает, что каноны не важны, что они устарели. А иногда он утверждает, что нет такого понятия как “каноничность”.

Читать еще:  Как были созданы адам и ева. — А могут ли Адам и Ева появиться в современности? Адам, Ева и Лилит

Но, извините, в каждом государстве есть законы, нарушение которых влечет за собой наказание. Точно также и в Церкви есть законы, называемые канонами. По ним обязаны жить члены церковного общества. В церковном законе говорится также и о людях, самочинно выступающих против установленных правил: они подлежат различным прещениям. Не только ушедшие в раскол, но и совершившие убийство, грех прелюбодеяния, аборт. Церковь говорит: “Да будет отлучен от причастия на такой-то срок”. А если человек закосневает в грехе, упорствует, да еще и начинает бороться против Церкви, такого человека Церковь отсекает от себя: “Да будет анафема”. Тем самым констатируя факт, что человек в угоду своим физическим, политическим или каким-то другим идеям сам поставил себя вне Церкви.

— Говорят, что каждая Церковь, которая пыталась стать самостоятельной, долгое время добивалась признания. Даже Русская Церковь в течение 130 лет не признавалась…

— Не признавалась не Русская Церковь, а ее статус. Никто не ставил под сомнение законность Таинств и иерархии Церкви в то время. Никто никого не отлучал и не предавал анафеме. Совсем другие были и политические условия. Константинополь, находясь под владычеством турков, не мог полностью владеть религиозной ситуацией. Тем более управлять отдаленными территориями. Это был вынужденный переход к самостоятельному управлению. А что у Филарета? Что его толкнуло на раскол, какова причина? Разве чужестранцы захватили нашу страну или она попала под мусульманское владычество? Нет!

Я не знаю, какие цели он преследовал. В своих интервью он говорит, что не стал Патриархом Московским, потому что был украинцем. Никаким украинцем он никогда не был, никогда не говорил ни слова по-украински, а тех, кто говорил, отправлял на самые дальние приходы и говорил, что это не язык, а наречие, гибрид. У него была одна цель — стать во главе самостоятельной Церкви, притом любым способом. Не удалось стать Патриархом Московским, решил стать Патриархом Киевским. Желание власти толкало его на любые поступки.

— А сама власть какую роль сыграла в этом?

— Самую непосредственную. Без поддержки тогдашнего Президента Кравчука у Филарета ничего просто бы не вышло.

На Соборе в Москве Филарет сказал, что приедет в Киев и уйдет c поста предстоятеля УПЦ. Украинские архиереи предупреждали, что он обманет, и Патриарх спросил Филарета при всех еще раз. И тогда Филарет не без раздражения ответил (цитируем по сохранившейся аудиозаписи): “Мы ведь христиане. Сказано в Писании: “Да будет слово ваше да — да, нет — нет, а все остальное от лукавого”. Это было произнесено перед Крестом и Евангелием. Нарушение архиереем данного на Соборе слова есть клятвопреступление.

Филарет приехал в Киев и вместо того, чтобы созвать собор УПЦ и подать в отставку, собрал пресс-конференцию и отказался покинуть пост предстоятеля. Следовательно, он поступил как клятвопреступник.

— Но ведь в названиях УПЦ-КП и УАПЦ присутствуют слова “Православная Церковь”. Сегодня многие говорят о трех ветвях украинского православия, о трех различных юрисдикциях…

— Правильно, можно говорить о трех ветках — об одной зеленой и двух сухих. Одна дает плоды, тень, жизнь, а две другие нет. Нарушение церковных законов ведет к утере благодати Божией. Если Филарет был митрополитом, ему это звание дала Русская Православная Церковь, не сам же он его себе присвоил, таким образом, РПЦ имела право и отнять у него это звание. Кто ему дал звание патриарха? Он из анафематствованного, расстриженного мирянина стал сразу “заступником патриарха” Мстислава (Скрыпника), без прохождения определенного пути в новой религиозной организации. Даже сам Мстислав до конца своих дней так и не признал ни УПЦ-КП, ни Филарета своим “заступником”.

Но на каком тогда основании существует Киевский Патриархат? Говорят, что на основе объединившихся УПЦ и УАПЦ. Но ведь УПЦ продолжила свое существование, в ней остался весь епископат, монастыри, храмы. УАПЦ тоже существует, ее бывший глава патриарх УАПЦ Мстислав не признал объединения. Большинство епископов УАПЦ также не пошли за Антонием Масендичем, выступавшим от имени УАПЦ, который и сам через время сбежал от Филарета, покаялся и стал епископом Русской Церкви.

Самое интересное то, что Филарет сидел на Пушкинской в резиденции, а его “патриарх” — в каморке с электроплиткой на третьем этаже. Сейчас уже никто и не вспоминает, что Владимир Романюк умер при загадочных обстоятельствах. Неудивительно, что его похороны были превращены в трагическое шоу с демонстрацией силы, когда крышкой гроба отбивались от ОМОНа, а гробом таранили оцепление. А чтобы похоронить Романюка у стен Софии Киевской как раз кстати пришлись “случайно” оказавшиеся под рукой ломы и лопаты.

Читать еще:  Именины Кристины — Даты празднования. В чем помогает икона

Не следует забывать, что раскольниками совершаются лжетаинства. Это страшнее всего. Люди остаются некрещеными, невенчанными, неотпетыми, а, следовательно, загублены их души.

— Сегодня все говорят о необходимости создания единой Поместной Православной Церкви?

— Она уже существует — Украинская Православная Церковь. Она имеет полную юридическую, финансовую, экономическую самостоятельность. Мы сами учреждаем и упраздняем епархии, поставляем епископов, канонизируем святых, избираем себе Предстоятеля. Наша связь с Московской Патриархией совершается только в молитвенном поминовении Патриарха за богослужением. Греко-католики поминают папу Римского, и никто от них не требует отказаться от этого. Кстати, епископов для УГКЦ поставляет Рим, он же их снимает, и никого это не смущает.

Наша Церковь является Поместной еще и потому, что находится по месту, на всей территории Украины. Ее Предстоятель Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир признан всеми Поместными Церквами. Ведутся консультации между Константинопольским и Московским Патриархатами, другими Поместными Церквами о преодолении расколов, в том числе и в Украине, каноническим путем.

Какая нам нужна еще Церковь? Те, кто отошел, должны прийти, покаяться и вернуться в единство. Кем был Филарет? Он был нашим митрополитом, затем он не подчинился Церкви, ушел в раскол, создал новый “патриархат”. Пусть вернется со всеми своими “епископами”, а Церковь решит, как их принять.

Есть законная Церковь, и механического объединения с раскольниками быть не может. Только присоединение тех, кто отпал. По-другому никак. Людям нужно говорить правду, а не провозглашать политические лозунги.

— Сегодня начат процесс реституции церковного имущества. Есть ли проблемы на этом пути?

— К сожалению, государство до сих пор не определилось с правопреемником церковного имущества, национализированного советской властью. Отсюда парадоксальная ситуация: отбирали у одной Церкви — Русской Православной, а раздают всем, кому посчитают нужным. Такой подход чреват конфликтами в будущем, ибо вопрос о возвращении имущества законному владельцу встанет рано или поздно. Более того, Русская Православная Церковь официально отказалась от прав на церковное имущество на территории Украины в пользу канонической Украинской Православной Церкви, а не раскольнических группировок.

Жаль, что Указ Президента появился после того, как большая часть прежнего церковного имущества уже распродана и приватизирована. Когда ставится вопрос о возвращении церковного имущества, нам говорят, вы, мол, докажите, что здание или икона были отобраны у Церкви насильственным путем. А что, мы сами это все отдали? Или, может, не было тысяч новомучеников?

Как десятилетнему Киевскому Патриархату может принадлежать Владимирский собор, а вновь созданной УАПЦ — построенная царем Андреевская церковь. На каком основании передали греко-католикам Николаевскую церковь на Аскольдовой могиле? Вот вам и имущественная основа для существования расколов и будущих межконфессиональных конфликтов.

К сожалению, у нас все делают в угоду времени, в угоду революционной или политической целесообразности, а не по законам государственным и церковным. А это напоминает евангельскую притчу о доме, который построили не на камне, а на песке…

Православная Жизнь

Main menu

Вы здесь

Иерарх УПЦ пояснил, почему каноническая Церковь подвергается нападкам и гонениям

Православных христиан архиерей призвал приходить на богослужения и приступать к церковным таинствам «пока есть возможность».

Украинская Православная Церковь претерпевает нападки и гонения, потому что в ее храмах присутствует благодать Святого Духа. Об этом сказал епископ Вознесенский и Первомайский Алексий в проповеди во время Литургии в Варваринском храме г. Первомайска 9 сентября 2018 года, сообщает Voznesensk-church.in.ua.

«Мы видим сегодня, сколько церквей и конфессий есть в Украине. Но именно на Истинную Православную Церковь, где присутствует благодать Духа Святого, сатана восстает больше… Несмотря на титулы и названия, которыми люди себя награждают, к примеру как бывший митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Денисенко), они не имеют Духа Святого в своих церквях. В то время, когда наша страна ослабла, когда правительство расточает наши и без того скудные материальные средства, пытаются расколоть и Церковь», – сказал епископ Алексий.

Как напомнил управляющий Вознесенской епархией, сегодня Украинская Православная Церковь обладает правами широкой автономии, а Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий, как Предстоятель, свободен и самостоятелен в своих решениях.

«У нас Церковь является самоуправляемой, не зависящей ни от кого. Мы находимся в составе Русской Православной Церкви – ни Московской, ни Российской, а Русской. В состав этой Церкви входят приходы из более чем 140 стран мира», – отметил епископ Алексий.

Упомянув о недавнем назначении экзархов Константинопольского Патриархата на каноническую территорию Украинской Православной Церкви, иерарх заявил, что тем самым Фанар проигнорировал «наши канонические, законные, апостольские права».

«Происходит раскол Церкви», – подчеркнул владыка Алексий.

Православных христиан архиерей призвал приходить на богослужения и приступать к церковным таинствам «пока есть возможность».

«Я говорил и раньше: пока есть возможность ходить в храмы, ходите, причащайтесь, приступайте к таинству покаяния. «Восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф. 24:24)», – сказал управляющий Вознесенской епархией УПЦ.

Источники:

http://pravoslavie.ru/618.html
http://churchs.kiev.ua/index.php?option=com_content&view=article&id=1712:2011-09-06-13-46-52&catid=77:2011-08-30-13-38-08&Itemid=6
http://pravlife.org/ru/content/ierarh-upc-poyasnil-pochemu-kanonicheskaya-cerkov-podvergaetsya-napadkam-i-goneniyam

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: