Армянские корни матери терезы. Миссионерство по всему миру

Всё об Армении

Армянские корни Матери Терезы

В октябре этого года , не только в армянской, но и в зарубежной прессе появились материалы, рассказывающие об армянском происхождении Матери Терезы. Эту информацию в одном из своих интервью подтвердил предстоятель Арцахской епархии Армянской Апостольской церкви архиепископ Паргев Мартиросян.

По словам архиепископа, об этом Мать Тереза рассказала Католикосу Вазгену I в ходе своего визита в Армению во время спитакского землетрясения в 1988 году.

«После Спитакского землетрясения 1988 года, когда Мать Тереза прибыла в Армению, она встречалась также с Вазгеном I. В ходе встречи Мать Тереза рассказала Католикосу о своем армянском происхождении. А сразу после встречи, когда мы, 20-25 представителей духовенства, собрались, Вазген I, которого это сообщение не только обрадовало, но и удивило, рассказал об этом нам», – рассказал архиепископ Паргев Мартиросян.

Согласно имеющейся информации, Мать Тереза была армянкой по отцу. Ее отец – Никол Бояджян, был выходцем из Западной Армении, переселившимся в Албанию. Там он женился на албанке Дранфиле, матери Агнес (настоящее имя Матери Терезы).

Агнес Гондже Бояджиу (Бояджян) родилась 27 августа 1910 года в македонском городе Скопье (тогда это была территория Османской империи). В семье католиков, в которой выросла Агнес, большое внимание уделялось церкви, богослужениям, молитвам и благотворительности.

Никол Бояджян был совладельцем крупной строительной фирмы и преуспевающим торговцем. Он был также членом муниципального совета, знал много языков, часто путешествовал и очень интересовался политикой.

После смерти отца, мать Гондже – Дранфиле, приютила шестерых сирот. Она воспитывала 9 детей (трое своих) подрабатывая шитьем и вышиванием.

С детства Агнес пела в церковном хоре вместе со своей сестрой Агатой. Гондже проводила много времени в ордене Святой Девы Марии. Она помогала священнику, который не знал языков, много читала о словенских и хорватских миссиях в Индии. Каждый год девочка совершала паломничество в Черногорию. Там у иконы Пресвятой Девы Марии она впервые ощутила призыв к служению Богу. Но двенадцатилетней девочке тогда еще не хотелось становиться монахиней и она заглушила в себе внутренний голос.

После этого Агнес много молилась и рассказала о случившемся матери и сестре. Некоторое время спустя она спросила у священника, как она может быть уверена в том, что действительно слышала голос Божий, на что тот ответил: «Прислушайся к своей душе. Если ты на самом деле счастлива, что Бог призвал тебя служить Ему, Ему и ближнему твоему, значит, это действительно был зов. Радость в твоей душе – это тот самый компас, который укажет тебе дорогу в жизни».

Позднее тот же голос призвал юную девушку стать миссионеркой в Индии. Единственным путем, который давал возможность воплотить в жизнь эту мечту, было вступление в конгрегацию миссионерок. Гондже предстояло поехать в Дублин и вступить в ирландский орден сестер Лорето, имевший миссию в Индии.

В 1929 году Гондже добралась до Калькутты. 24 мая 1937 года Агнес приняла монашеский обет и стала директором бенгальского отделения в школе Св. Анны. Она взяла себе монашеское имя Тереза в честь Святой Терезы де Лизье – французской монахини XIX века, которая стремилась делать добро, с радостью выполняя самую неприятную работу.

В 1948 году Мать Тереза покинула монастырь и поселилась среди бедных. Так ей велел Божий голос. Долгие годы она прожила в нищете вместе с многотысячным населением, помогая им. С каждым годом у нее появлялось все больше последовательниц, также желающих помогать бедным и больным.

Осенью 1950 года мать Тереза получила разрешение Ватикана на создание ордена сестер милосердия.

С 1965 года деятельность монашеской конгрегации, основанной Матерью Терезой, переступила границы Индии, в настоящее время она имеет 400 отделений в 111 странах мира и 700 домов милосердия в 120 странах. Её миссии действуют как правило в районах стихийных бедствий и экономически неблагополучных регионах.

Читать еще:  Как выглядит рыба свинья. Зодиакальный гороскоп в сочетании с китайским: как ведет себя мужчина-Рыбы, рожденный в год Кабана? Совместимость в любви мужчины Рыбы – Свинья

В 1979 году матери Терезе была присуждена Нобелевская премия мира «За деятельность в помощь страждущему человеку».

Мать Тереза скончалась в 1997 году, в возрасте 88 лет. В 2003 году Католическая церковь причислила ее к лику блаженных.

Формула святости Анны Абешян, или История армянской матери Терезы

Лишь на одной из десятка могил рядом с Одзунским монастырем лежат цветы. На камне выбито имя “Анна Абешян”. Большая редкость в ряду могил священников-мужчин увидеть могилу женщины, которую ничто не связывало с церковью: она не была ни монахиней, ни женой священника. Однако местные полюбили Абешян так сильно, что после ее смерти решили причислить женщину к лику своих святых – Анна была для местных кем-то вроде матери Терезы.

Анна Абешян – дочь датской миссионерки Марии Якобсен, которая во время резни армян отправилась в Османскую империю, работала там в сиротских приютах и благотворительных учреждениях. С 1922 Якобсен помогала армянским беженцам в Ливане, а в скором времени открыла приют под названием “Птичье гнездо”. Много лет спустя – в 1960, по ее желанию женщину похоронили во дворе приюта.

Где именно родилась Анна Абешян – неизвестно. Есть разные мнения: кто-то уверяет, что ее Мария Якобсен удочерила еще в провинции Харберд в Османской империи, кто-то считает, что она нашла сиротку уже в Ливане, а кто-то считает, что Анна была родной дочерью незамужней Якобсен. Правду мы уже вряд ли узнаем. Неизвестно также: научилась Анна милосердию, или оно было у нее в крови. Анна была единственным ребенком Марии Якобсен, однако та растила ее наравне со всеми сиротами приюта. Сиротки называли Якобсен “мамой”, а других нянь и сестер милосердия приюта – “майрик” (“мама” на армянском).

О жизни Анны до переезда в поселок Одзун Лорийской области известно очень мало. Она вышла замуж за армянина Овакима Абешяна. Пара прожила несколько лет в Европе, потом во время очередной волны репатриации в 1940-х годах они решили переехать жить в Армянскую ССР. Дочери Марии Якобсен как-то посоветовали: “Иди в село, избегай городов”.

Возможно, этот совет спас ей жизнь, так как, засветись она своей активной гражданской деятельностью в Ереване или в другом городе, ее могли ждать либо тюрьма, либо сибирские лагеря.

Абешяны поездом добрались в Армянскую ССР, где они сошли чуть ли не на первой станции, которая до сих пор носит название монастыря – “Санаин”. В селе Одзун новых жителей даже не заметили, они выбрали скромный дом на окраине большого села.

Однако им суждено было стать здесь героями и всеобщими любимцами. Познакомившись с бытом местных жителей, Анна заметила, насколько устают женщины от тяжелой работы и домашних хлопот. В селе действовал единственный детский сад, в котором не хватало мест для всех детей большого села, и куда принимались дети старше трех лет. Анна решила открыть детсад под крышей собственного дома. Скоро молва о “домашнем детсаде” Абешянов прошла по всему Одзуну, и множество детишек стали посещать дом четы каждый день. Она не просто занималась с детьми, но и бесплатно кормила и одевала их.

После землетрясения 1988 года в селе Одзун построили новый детский сад, который назвали в честь Анны Абешян. Здание детского учреждения находится на той же улице, где проживала Анна – там, где был основан ее детсад. Заведение действует до сих пор, его посещают дошкольники от 3 до 5 лет. В селе есть два детсада.

Дом Абешянов в настоящее время находится в обветшалом состоянии. У четы родились три ребенка – Рубен, Сильва и Софи, которые разъехались кто куда: в Ереван и в Европу. В 2010 году Софи Абешян подарила Музею-институту Геноцида армян в Ереване личные вещи матери, среди которых были и вещи Марии Якобсен.

Читать еще:  Сон вырытая пустая могила. К чему снится копать могилу во сне? К чему снится Могила, по соннику толкование

Анна и Оваким Абешяны умерли с разницей в тридцать лет. Мужа похоронили рядом с Анной – во дворе Одзунского монастыря. Над их могилами склоняются ветви единственных деревьев во дворе монастыря.

Факт регистрации и авторизации пользователя на сайтах Спутник при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать национальное и международное законодательство. Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Администрация вправе удалить комментарии, сделанные на языках, отличных от языка, на котором представлено основное содержание материала.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике комментируемого сообщения;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме, в том числе моральный;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к иным незаконным действиям;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес Спутник;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит описание или ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • продвигает продукты или услуги третьих лиц без соответствующего на то разрешения;
  • содержит оскорбительные выражения или нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к языку, например, текст написан целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Администрация имеет право без предварительного уведомления пользователя заблокировать ему доступ к странице или удалить его аккаунт в случае нарушения пользователем правил комментирования или при обнаружении в действиях пользователя признаков такого нарушения.

Мать Тереза призналась Вазгену Первому, что ее отец – армянин: к 110-летию со дня рождения всемирно известной миссионерки.

Женщину, покинувшую наш грешный мир в сентябре 1997 года, звали Агнес Гондже Бояджиу. Имя ее отца – Никол Бояджиу, что в оригинале звучало как Никогoс Бояджян, а вот мама Агнес – безусловная албанка. Короче говоря, Агнес Гондже Бояджиу, известная миру как мать Тереза – армянка, о чем в Первопрестольном Святом Эчмиадзине было сделано чистосердечное признание Католикосу Всех Армян Вазгену I. До этого национальность матери Терезы как-то не афишировалась, пусть даже слава о ее делах шла по всему миру.

В Армению мать Тереза прилетела, чтобы своими глазами увидеть ужасы Спитакского землетрясения 1988 года. Для нее это была обычная работа: сперва самой увидеть, оценить последствия бедствия, а затем решать, чем можно помочь. Женщина в неизменно белом одеянии с голубой каемкой стоимостью в один доллар с копейками (на вручение Нобелевской премии она придет в том же наряде и в деревянных сандалиях на босу ногу) на развалинах Спитака была не одна: с ней приехали сестры “Ордена Миссионерок любви”, помогали раненым, распределяли медикаменты, занимались любой посильной работой.

Мать Тереза тоже не стояла в стороне: обмывала раны, сидела с детьми, утешала пострадавших, но суть ее миссии состояла в другом – магией своего имени подталкивать сильных мира сего к благотворительности. Отсюда мы встаем на скользкий путь, где сомнительные предположения сталкиваются с очевидными фактами. Предположения трудно обойти, поскольку чем дальше, тем вопросов к святости матери Терезы больше. Но ведь возможен и случай, когда дым есть, а огня нет – различные пересуды о великих людях в порядке вещей.

Читать еще:  Снится дзеркало. Сонник: к чему снится зеркало

О матери Терезе и Спитакской трагедии некоторые СМИ писали и так: “Можно найти подробнейшие описания ее посещения Армянской ССР после землетрясения в Спитаке, но нельзя найти информацию, сколько и кому денег фонд тогда выделил”. Или: “В дни армянской трагедии всем пациентам госпиталей, волонтерам, врачам сестры Ордена раздавали маленькие овальные кулончики с символом ордена. Загляните в свою шкатулку, возможно, такой есть и у вас”.

Что было, то было – такой кулончик от матери Терезы был и у меня. Что касается денежной помощи от Ордена миссионерок страждущим Спитака и Ленинакана, здесь мы молчим, потому что цифр не знаем. Но знаем то, что заставлять раскошелиться мать Тереза умела, а если вдруг не получалось, то по этому поводу вот какая история. Однажды Маргарет Тэтчер, наобещав с три короба, пожертвовала спустя год удивительно скромную сумму. Тогда мать Тереза в беседе с высокопоставленными политиками воскликнула: “Люблю Англию! Одна леди – Дарчер? Дечер? – даже помогла мне купить несколько табуретов для больницы”.

Зато к Гаити, одной из самых бедных стран мира, мать Тереза питала самые добрые чувства. “Нигде в мире я не видела такой близости между бедняками и руководителем государства”, – сказала она о стране, где правил диктатор Жан-Клод Дювалье, получивший власть от отца-диктатора, известного миру как “папа Док”. Известно, папа с сыном, не поперхнувшись, уничтожили десятки тысяч своих соотечественников. Что в ответ матери Терезе от Дювалье-младшего? Два с половиной миллиона долларов в копилку для творения блага и высшая награда страны – орден Легиона славы.

При всем при том сама она по-прежнему ходила в купленных за грош белом одеянии и башмаках, замков на Лазурном берегу не строила и называть ее коррупционером мог только сумасшедший. Женщина продолжала создавать школы для бедных, приюты для сирот, дома для обездоленных и больницы для неизлечимо больных, где однажды случился странный диалог.

– Вы страдаете, как Христос на кресте. Так что Иисус должен целовать вас, – сказал она умирающему в страшных мучениях больному раком.

– Тогда, пожалуйста, скажите ему, чтобы он перестал меня целовать, – ответил несчастный.

“Я думаю, что это очень красиво для бедных, принять их долю и разделить страдания вместе с Христом. Полагаю, что миру очень помогает страдание бедных людей”, – любила говорить мать Тереза.
Но сказать, что бедные и страждующие думают точно так, как доктор богословских наук и кавалер золотой медали “Борцу за мир” Советского комитета защиты мира Агнес Гондже Бояджиу, было бы преувеличением.

Шли годы, к моменту приезда матери Терезы в Армению ей уже было семьдесят восемь, стали возникать серьезные проблемы с сердцем, обнаружилась пневмония, были еще и малярия, и сломанная ключица, после чего она решила лечиться. Правда, не в одной из сотен открытых ею больниц для бедных, а в хорошо оборудованной клинике в американской Калифорнии. Ничего предосудительного – имела и возможность, и право.

…Скончалась мать Тереза в сентябре 1997 года в восемьдесят восемь лет от роду, оставив после себя свыше четырех тысяч миссионеров, работающих на более чем 600 представительств в 123 странах.
Три года тому назад Римско-Католическая Церковь причислила ее к лику святых, на что итальянец Джорджио Бруско, отбывающий наказание за мафиозные проделки, сказал: “Если она святая, то я – Иисус Христос”.

Что ж, каждый имеет право на мнение…

Источники:

http://barev.today/news/mattereza
http://m.ru.armeniasputnik.am/columnists/20191215/21426734/Formula-svyatosti-Anny-Abeshyan-ili-Istoriya-armyanskoy-materi-Terezy.html
http://nashaarmenia.info/2019/11/30/%D0%BC%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B0-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%8C-%D0%B2%D0%B0%D0%B7%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D1%83-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%BE/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: