25 июня какой праздник церковный. Святая благоверная княгиня Анна Кашинская
Храм святителя Николая в Новой Слободе
Миссионерский отдел Московского Патриархата
СВЯТАЯ БЛАГОВЕРНАЯ КНЯГИНЯ АННА КАШИНСКАЯ (25 июня)
Святая благоверная княгиня Анна Кашинская (ок. 1280 – 2 окт. 1368) была дочерью Ростовского князя Димитрия Борисовича, правнучкой святого благоверного князя Василия Ростовского, принявшего мученическую смерть за отказ изменить святой православной вере. 8 ноября 1294 года она вышла замуж за тверского князя св. Михаила Ярославича. У княжеской четы родились четверо сыновей и дочь. Летом 1318 года благоверная княгиня с сыном Василием провожала мужа до реки Нерли Волжской в его последней поездке в Орду. Через несколько месяцев князь Михаил был казнен ханом Узбеком за отказ поклониться идолам, впоследствии его тело было привезено в Тверь. Ей пришлось также хоронить казненных в Орде сына Дмитрия (1326), сына Александра и внука Федора (казнены вместе в 1339).
Год монашеского пострига Анны Кашинской точно неизвестен, но в 1358 году она упоминается уже как София, монахиня, а скорее всего, даже настоятельница Тверского женского монастыря во имя св. Афанасия, в обиходе по имени основательницы называвшегося Софьиным. Внутренняя монашеская жизнь – тайна; для людей, знавших ее в миру, и для многих поколений верующих открыто только, что княгиня посвятила себя сокровенному подвигу. Ее уделом стала молитва за безвременно усопших близких и за умиротворение Русской земли.
В 1367 году княгиня уехала из Твери в Кашин вслед за своим младшим сыном, кашинским князем Василием Михайловичем, на короткое время захватившим Тверь, но изгнанным оттуда при помощи литовцев. Там святая и скончалась: хотя она известна как Анна Кашинская, лишь последний год своей долгой жизни она провела в этом городе. По житийной традиции, перед смертью она приняла схиму, вновь с именем Анны; на иконах она часто изображается в схиме.
С течением времени о благоверной княгине Анне Кашинской забыли, место ее погребения было найдено только в 1611 году. Об этом повествует «Чудо о пономаре Герасиме». В старой деревянной Успенской церкви, которая сильно обветшала, разрушился церковный помост, таким образом, бывший под полом гроб оказался на поверхности. Не зная, чье это захоронение, жители города Кашина относились к нему без должного благоговения. В одну из ночей тяжело больному пономарю Успенской церкви Герасиму явилась Анна Кашинская исцелила его и сказала: «Почему гроб мой ни во что не ставите и меня призираете? Сколько мне быть попираемой вашими ногами?» Также дала наказ Герасиму рассказать о своем явлении настоятелю храма и зажечь свечу перед ее гробом у Нерукотворного Образа Спасителя.
Многочисленные чудеса и исцеления стали происходить после этого у гроба благоверной княгини – в Кашин привозили больных из различных российских городов. Слух о чудесах от мощей Анны Кашинской дошел до благочестивого царя Алексея Михайловича, и на Московском Соборе под председательством Патриарха Никона в 1649 году было определено открыть мощи схимницы Анны; сама благоверная княгиня была причислена к лику святых во всей Русской Православной Церкви. Торжественное перенесение мощей из деревянного Успенского собора в каменный Воскресенский произошло позднее, 12 июня 1650 года. В течение нескольких лет было составлено «Сказание об обретении и перенесении мощей святой Анны Кашинской», написаны службы на два этих события, составлено житие благоверной княгини, содержащее «Плач княгини Анны», подражавший «Плачу» блгв. кнг. Евдокии, жены блгв. кн. Димитрия Донского, и другие агиографические памятники.
Однако вскоре святая княгиня Анна неожиданно становится символом раскольников, пострадав уже после кончины от неразумных ревнителей. Это необычайное событие, драматичное и единственное в истории Русской Православной Церкви, произошло в 1677 году. Царь Феодор Алексеевич должен был посетить город Кашин и поклониться мощам благоверной Анны, однако накануне комиссия, направленная Патриархом Иоакимом, провела исследование случаев исцелений от мощей Кашинской святой и приняла решение о запрете их почитания. Выводы комиссии были озвучены на малом соборе в Москве, который признал почитание и житие Анны Кашинской ложными, по княгине было разрешено петь панихиды, а не молебны, шитый покров и иконы с изображением святой предписывалось взять в Москву для рассмотрения, а имя благоверной Анны исключить из святцев. Это решение подтвердил Собор 1678-1679 гг. Придел во имя княгини нового кашинского Успенского собора тогда же переименовали в честь Всех святых. Основания для деканонизации были представлены в 13 пунктах. Основной из них звучал так: «правая рука согбена, яко двуперстно благословляющая». Данный факт имел важное значение в условиях активного распространения старообрядчества, использовавшего результаты освидетельствования мощей Анны Кашинской как аргумент в пользу двоеперстия.
После деканонизации почитание святой княгини в Кашине не прекратилось. Тверские епископы, видя продолжающиеся исцеления у ее гроба, этому и не противились. У раки княгини пелись молебны Всем святым с чтением молитвы благоверной Анне, ее имя поминалось на литиях и отпустах в храмах Кашинского уезда. В день Всех святых на общегородской крестный ход с иконой Анны Кашинской стекалось множество богомольцев. Кроме того, в Тверской губернии существовал благочестивый обычай на праздник Вознесения Господня совершать крестный ход на святую гору – высокий холм близ с. Едимонова, где, по преданию, Анна прощалась со своим мужем кн. Михаилом перед его последней поездкой в Орду. На святой горе стояла часовня, в которой находилась иконакартина «Прощание князя Михаила с княгиней Анной и двумя сыновьями».
В 1818 году Священный Синод разрешил печатать месяцесловы с указанием памяти Анны Кашинской. В 1899 году архиеп. Димитрий (Самбикин) распорядился возобновить запись о чудесных исцелениях и видениях благоверной княгини при соборе, у настоятеля, «без особых оглашений». Общецерковное почитание Анны Кашинской было восстановлено указом Синода от 7 ноября 1908 г. Дни памяти святой – 25 (12 ст. ст.) июня, 15 (2) октября и в Соборе Тверских святых в первую неделю после 12 июля (29 июня). В 1911 году был составлен акафист святой.
Мощи благоверной княгини Анны находятся в кашинском Вознесенском соборе, часть мощей – в церкви во имя святых апостолов Петра и Павла. Ежегодно 25 июня в Кашине совершается крестный ход с иконой благоверной княгини по всему городу.
Благоверная княгиня Анна Кашинская
И выходят из обители,
Ризы древние отдав,
Чудотворцы и святители,
Опираясь на клюки.
Серафим — в леса Саровские
Стадо сельское пасти,
Анна — в Кашин, уж не княжити,
Лен колючий теребить!
Анна Ахматова, «Причитание»
В далеком прошлом нашей бескрайней страны большую распространенность имел обычай, бытовавший среди представителей аристократического, княжеского рода. Заключался он в следующем: люди благородного происхождения часто уходили в монастыри, где вели существование уединенное, пронизанное нескончаемыми молитвами в связи с трагическими событиями личного характера либо с наступлением периода старости. Ярким примером может послужить жизнь княгини Анны Кашинской. Она постриглась в монахини в связи с кончиной супруга и гибелью других близких. 25 июня – православный праздник, связанный с именем этой женщины: обретение мощей и второе прославление благоверной великой княгини Анны Кашинской.
Житие и личность святой Житие и личность святой Анны Кашинской
Анна Кашинская родилась около 1280 года. Она являлась дочерью ростовского князя Дмитрия Борисовича, а также правнучкой святого благоверного князя Василия Ростовского. Последний, между прочим, принял смерть мученика, отказавшись отречься от православной веры. Таким образом, в жилах княгини Анны текла не просто «голубая» кровь, но кровь благородной угодницы Божией.
В 1294 году княгиня лишилась отца. Спустя короткое время будущая святая вышла замуж. Ее супругом стал святой благоверный великий князь Михаил Ярославич Тверской. Однако, несмотря на кажущееся счастье, беды для Анны только начинались. В 1296 году чудовищный пожар уничтожил великокняжеский терем, где проживали супруги. В огне сгинули не только постройки, но и все имущество пары. Не успела Анна оправиться от пережитого, как внезапная болезнь поразила супруга молодой женщины. Правда, окончилось все благополучно – князь выздоровел, но случилось новое горе: первенец четы – дочь Феодора – умерла во младенчестве. А в 1318 году Анна потеряла любимого мужа. Князь Михаил отказал властителям Орды поклониться тамошним языческим идолам, из-за чего мужчину замучили до смерти.
Жизнь наносила Анне Кашинской удары один за другим. В 1325 году старший сын княгини Димитрий-Грозные Очи, находясь в Орде, убил виновника в смерти своего отца князя Юрия Московского, после чего сам погиб от руки палача по приказу ордынского хана. Спустя 14 лет там же смерть настигла второго сына Анны Александра и внука ее Феодора. Это была страшная гибель – через отсечение головы. После же мертвые тела буквально по суставам разняли. Так хан Орды отомстил русичам за восстание Твери против татарского ига.
Гибель близких родственников после череды смертей стала последней каплей для Анны Кашинской. Она приняла монашество и ушла в обитель, которую младший сын княгини Василий выстроил специально для своей праведной матери. Анна закрылась в стенах монастыря ото всего мира: уделом женщины стала нескончаемая молитва за так рано ушедших из жизни родных и близких людей, а также за воцарение на русских землях мира. Там она и скончалась в 1368 году, успев принять перед преставлением схиму, являющуюся великим ангельским образом. Погребение великой княгини произошло в Успенском храме обители.
Надо отметить, что из всего сонма святых русской земли Анна Кашинская выделялась добродетелью терпения. Данное свойство души, как известно, – важная ступень на пути обретения двух других качеств: кротости и смирения. Именно терпение послужило основанием для осуществления святой Анной монашеского подвига.
Прославление и почитание угодницы Божией
Прошло время. В 1611 году в кашинском храме во имя Пресвятой Богородицы были обнаружены останки Анны Кашинской. Оказалось, что достаточно долго к гробнице святой относились с небрежностью и без должной доли уважения. Почитание мощей Анны Кашинской началось вскоре после указанного события: одно за другим последовали исцеления людей от святых останков. В частности, праведница излечила от тяжкой болезни пономаря Герасима, явившись к нему. Таким образом мощи святой были провозглашены чудотворными. Их в 1649 году освидетельствовали представители тверского духовенства по приказу действовавшего тогда царя Алексея Михайловича. Мало того, гроб с останками порешили открыть, а праведницу – канонизировать, что и было сделано в присутствии монарха, его супруги, сестер, а также простого верующего люда. Вскоре после упомянутого события у мощей Анны Кашинской чудеса стали происходить с удвоенной силой и частотой.
Какое зрелище открылось при открытии гроба с мощами великой княгини глазам пришедших? Удивительное во всех отношениях: тело святой оказалось нетленным, за исключением небольших участков на ступнях и лице праведницы. Пальцы правой руки Анны Кашинской были сложены так, будто она собирается совершить крестное знамение. Только не трехперстное сложение увидели люди, а древнее двуперстное.
На следующий год (1650) мощи благоверной княгини были торжественно, снова при большом стечении народа, в присутствии царя и духовных иерархов, перенесены из ветхого Успенского храма города Кашина в Воскресенский кафедральный собор. Тогда же установили два праздника, посвященные памяти праведной Анны: день преставления святой (2 октября) и день обретения мощей княгини (21 июля). Известный писатель Епифаний Славинецкий в 1660 – 1670-е годы составил службу на перенесение мощей. Его же перу принадлежат сказание о перенесении и обретении тела княгини, житие Анны Кашинской, «плач княгини Анны». В честь святой по велению царя был построен храм.
Вернемся к двоеперстному перстосложению, замеченному при открытии гроба великой княгини. Оно стало причиной споров между старообрядцами и новообрядцами по поводу древности данного знака, изображаемого пальцами при осуществлении крестного знамения. У старообрядцев было теперь прямое доказательство собственной правоты на этот счет: мощи святой Анны Кашинской. Однако в 1677 году заинтересованные вышестоящие духовные лица из новообрядцев произвели повторный осмотр мощей княгини и вынесли следующий вердикт: «правая рука в завитии погнулася, а длань и персты прямо, а не благословляющи». Обнаружилось и расхождения между житиями и сказаниями о праведнице. На самом деле все это было попыткой любым способом доказать древность троеперстного сложения, а явное свидетельство таковой сложения двоеперстного – ликвидировать. Закончилось дело тем, что Анну Кашинскую объявили не святой, иконы с ее изображением убрали, украшения с раки уничтожили, сами мощи закопали, сравняв могилу с землей. Имя Анны из святцев также исключили.
Но спустя какое-то время справедливость была восстановлена. В 1818 году Святейший Синод дал разрешение включить имя Анны в месяцеслов. В 1899-1901 началась подготовка к восстановлению церковного почитания княгини. В 1908-м произвели повторную канонизацию Анны Кашинской. Мощи изъяли, правда, только в 1930-х гг., Церкви же они были возвращены и того позже – в 1948 году. Сегодня нетленные останки святой находятся в Вознесенском храме города Кашина и открыты для всеобщего поклонения.
Благоверная княгиня Анна Кашинская. Православный календарь на 25 июня
Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня
Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня
25 июня (12 июня по «старому стилю» – церковному юлианскому календарю). Вторник 2-й седмицы по Пятидесятнице (то есть второй недели после великого двунадесятого праздника Святой Троицы, иначе именующегося Пятидесятницей). Петров пост. Сегодня на трапезе благословляется рыба. В Русской Церкви совершается память 14 святых. Далее коротко расскажем о них.
Обретение мощей (1650) и второе прославление (1909) благоверной великой княгини-инокини Анны Кашинской. Вдова тверского князя Михаила, трагически погибшего в Золотой Орде в 1318 году. Позднее в Орде погибли и сыновья княгини Анны – Дмитрий и Александр – и внук Феодор. Благоверная княгиня Анна приняла страдания со смирением и посвятила жизнь Господу, приняв монашество. Последние дни святая Анна провела в иноческом уединении в городе Кашине, где отошла ко Господу в 1368 году.
В XVII веке в годы церковного раскола святая была ошибочно «деканонизирована» исключительно по причине того, что её святая десница (правая рука) была сложена в древнем двуперстии. В 1909 году эта ошибка была исправлена, и святая Анна вновь торжественно прославлена в лике святых.
Преподобный Онуфрий Великий. Египетский монах-отшельник, совершавший свои духовные подвиги в Фиваидской пустыне в IV веке от Рождества Христова. Происхождение этого святого имеет несколько версий, одна из самых распространённых гласит, что старец был сыном персидского царя, который, по внушению ангелов, отдал будущего отца Онуфрия в монастырь ещё младенцем.
Преподобный Онуфрий Великий. Фото: www.pravoslavie.ru
С юных лет будущий святой искал молитвенного уединения, которого ему не хватало в обители, и в итоге ушёл в египетскую пустыню. О чудесах, которые сопровождали преподобного Онуфрия, достаточно подробно рассказано в его житии, составленном современником старца преподобным Пафнутием. Пространную версию этого жития рекомендуем к прочтению всем православным христианам.
Интересный факт: в Православии существует древняя традиция освящать кладбищенские церкви в честь именно преподобного Онуфрия Великого.
Преподобный Пётр Афонский. Святой второй половины VII – первой половины VIII столетия. В молодости был константинопольским воеводой, в 667 году попал в плен к сирийцам, в заключении вспомнил юношеский обет посвятить жизнь Богу, после чего сподобился явления святителя Николая Чудотворца и святого праведного Симеона Богоприимца. После освобождения из заключения будущий святой прибыл в Рим, где принял монашеский постриг от самого Папы Римского (в то время Западная и Восточная Церкви ещё находились в единстве). После этого преподобный Пётр отправился на Афон, где в молитвах провёл много лет, сподобившись дара чудотворений и исцелений. Святой отошёл ко Господу в глубокой старости в 734 году.
Преподобный Пётр Афонский. Фото: www.pravoslavie.ru
Преподобный Арсений, Коневский чудотворец. Русский святой конца XIV – первой половины XV столетия. В юности – ремесленник из Великого Новгорода, близ которого и принял монашеский постриг в Лисичьем монастыре. Позднее молодой отец Арсений провёл несколько лет на Святой горе Афон. В 1393 году, вернувшись на родину, он привёз на Русь афонскую чудотворную икону Божией Матери, позднее получившую название Коневской. С этим образом будущий старец удалился на остров Коневец на Ладожском озере, где 5 лет провёл в молитвенном уединении. Позднее преподобный Арсений основал на острове обитель в честь Рождества Пресвятой Богородицы, а также вновь посетил Афон, где получил благословение для своего монастыря. В 1447 году от Рождества Христова старец мирно отошёл ко Господу и был погребён в основанной им обители.
Преподобный Арсений, Коневский чудотворец. Фото: www.pravoslavie.ru
Преподобные Иоанн, Андрей, Ираклемон и Феофил Фиваидские. Эти святые отшельники совершали духовные подвиги в Фиваидской пустыне в одно время с преподобным Онуфрием Великим в IV веке от Рождества Христова.
Преподобный Онуфрий Мальский. Псковский (Изборский) святой XVI века. Основатель монастыря в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Малах близ Изборска. Почил в 1592 году от Рождества Христова.
Преподобные Онуфрий и Авксентий Вологодские. Святые XV-XVI веков. Создатели Троицкой Перцовой пустыни близ Вологды, основание которой датируется 1499 годом от Рождества Христова.
Преподобные Вассиан и Иона Соловецкие. Соловецкие подвижники XVI века. Ученики и духовные чада святителя Филиппа, митрополита Московского. На месте их погребения впоследствии был основан Пертоминский монастырь.
Преподобные Вассиан и Иона Соловецкие. Фото: www.pravoslavie.ru
Преподобный Стефан Озерский. Русский святой конца XV – первой половины XVI столетия. Уроженец Вологодской земли. Пребывая в молитвенном уединении у истока реки Комели, сподобился видения Божией Матери и святителя Николая Чудотворца, по благословению которых основал Никольский монастырь. Упокоился преподобный Стефан в 1542 году от Рождества Христова.
Преподобный Стефан Озерский. Фото: www.pravoslavie.ru
Поздравляем православных христиан с памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или в чине монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям – злат венец, а вам – доброго здоровья!». Нашим же усопшим родным и близким – вечная память!
Источники:
http://svt-nikolay.moseparh.ru/2018/06/25/svyataya-blagovernaya-knyaginya-anna-kashinskaya-25-iyunya/
http://www.inmoment.ru/holidays/princess-anna-kashin.html
http://tsargrad.tv/articles/blagovernaja-knjaginja-anna-kashinskaja-pravoslavnyj-kalendar-na-25-ijunja_141336