Иисус христос омывает ноги ученикам. Почему Иисус помыл ноги апостолам? Омытие ног было необходимым в вечер Вечери

Омовение ног

Омове́ние ног — описанное в Евангелии омовение ног апостолов, которое совершил Иисус Христос перед Тайной Вечерей, в Сионской горнице в Иерусалиме. Данный обряд вошёл в богослужебную практику ряда христианских церквей.

Содержание

Происхождение

На Востоке в древности данный обряд был обычаем гостеприимства (см. Быт.18:4, Быт.19:2, Быт.43:24, Суд.19:21).

Омовение Христом ног ученикам

Омовение ног ученикам описано только в Евангелии от Иоанна. Согласно его рассказу, в начале тайной вечери:

Символическое значение

Богослужебная практика

Обряд омовения ног присутствует в богослужебных традициях многих христианских церквей.

Католицизм

В католической церкви обряд омовения ног совершается в Великий четверг на вечерней мессе воспоминания Тайной Вечери. Священник, предстоятельствующий на мессе, омывает ноги 12 прихожанам. Обряд проводится после проповеди, перед началом Евхаристической литургии.

Православие

В православной церкви обряд (чин умовения ног) совершается в Великий четверг архиереем, который омывает ноги 12 священникам (или монахам) в воспоминание омовения, исполненного Спасителем над апостолами пред Тайной вечерей.

Чин возник в Иерусалиме в VI—VII веках; впервые встречается в грузинском переводе древнего иерусалимского Лекционария. Около VIII века чин был воспринят в Константинополе, где, в отличие от Иерусалима, первоначально совершался не после, а до литургии Великого четверга, что отражено в Типиконе Великой церкви, в первоначальной редакции Студийского устава, в Евергетидском Типиконе [1] .

В Иерусалиме чин обычно совершается Патриархом на площади Храма Воскресения. [2]

В практике РПЦ в XX веке обряд вышел из обязательного использования (совершался лишь в отдельных епархиях). В 2009 году патриарх Кирилл 16 апреля, в Великий четверг, по окончании литургии в Богоявленском соборе впервые в новейшей истории русской церкви совершил чин умовения ног. [3]

Протестантизм

Омовение ног рядовыми верующими во время причастия практикуется в следующих деноминациях:

Обычно братья (лица мужского пола) омывают ноги другим братьям, а сёстры — сёстрам.

В истории известны случаи, когда в учении некоторых церквей была убеждённость, что без омовения ног перед евхаристией, человек теряет спасение. Однако большинство протестантских богословов соглашаются, что омовение ног — пример для нелицеприятного служения другим в духе любви, а не обязательное условие спасения (см. Благодать).

См. также

  • Помазание Иисуса миром (Омовение ног Иисусу грешницей)
  • Падодака

Примечания

  1. В Великий Четверг Святейший Патриарх Кирилл совершит чин омовения ног (см. справку) Официальный портал МП 15 апреля 2009.
  2. Чудо библейских времен сайт НТВ 16 апреля 2009.
  3. В Великий четверг Предстоятель Русской Православной Церкви совершил чин омовения ног Официальный портал МП 16 апреля 2009.

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое “Омовение ног” в других словарях:

Омовение ног — на Востоке с древних времен долг гостеприимства, оказываемый гостям хозяином дома лично или через служителей (см. например Быт., XVIII, 4; ib. XXIV, 32 и др.). Гомер упоминает об этом обычае и у греков, но здесь подобного рода услуги оказывались… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Омовение ног ученикам — (Псковская икона, XVI век) Омовение ног описанное в Евангелии омовенение ног апостолов, которое совершил Иисус Христос перед Тайной вечерией. Данный обряд вошёл в богослужебную практику ряда христианских деноминаций. Содержание 1 Происхождение … Википедия

Омовение ног Иисуса грешницей — «Христос в доме Симона Фарисея», анонимный мастер, французская школа Помазание Иисуса миром общее название эпизодов четырёх Евангелий, повествующих об умащении Иисуса Христа благовониями, совершённом женщиной. Евангелия от Марка, Матфея и Иоанна … Википедия

ОМОВЕНИЕ — ОМОВЕНИЕ, омовения, ср. (книжн. устар.). Действие по гл. омыть омывать в 1 знач. «Совершив омовение, Хаджи Мурат стал босыми ногами на бурку.» Л.Толстой. Омовение ног перед молитвой у мусульман. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

Омовение — Омовение в некоторых религиях символическое очищение при помощи воды. Содержание 1 В иудаизме 2 В христианстве 3 В индуизме … Википедия

Омовение рук — «Пилат умывает руки» (Дуччо. «Маэста», деталь) Умывать руки вид ритуального омовения в различных рели … Википедия

ОМОВЕНИЕ — ОМОВЕНИЕ, я, ср. 1. см. омыть. 2. У мусульман: обряд ритуального очищения водой, совершаемый перед молитвой. Совершить о. 3. В христианстве, в четверг на страстной неделе после литургии: обряд омывания ног священнослужителям, совершаемый… … Толковый словарь Ожегова

Читать еще:  О евреях и их лжи скачать fb2. О евреях и их лжи

омовение — ОМОВЕНИЕ1, я, ср Обряд обмывания ног, существующий в некоторых христианских сектах (пятидесятников, адвентистов седьмого дня и др.), основанный на евангельском рассказе о том, как Иисус Христос во время Тайной вечери омыл ноги своим ученикам.… … Толковый словарь русских существительных

омовение — я; ср. 1. В религиозных обрядах: умывание, обмывание какой л. части тела как символ очищения. Совершить обряд омовения. О. при крещении. Ежедневное о. ног у мусульман. 2. Шутл. Умывание, мытьё. Утренние, вечерние омовения. Любил холодок омовения… … Энциклопедический словарь

ОМОВЕНИЕ — обряд ритуального очищения водой различных частей тела, предваряющий совершение к. л. св. действия (чтение молитвы, вход в храм, участие в религ. празднике и т. д.) у последователей иудаизма, ислама, ряда христ. сект. Во многих религиях имеется… … Атеистический словарь

Об обычае омытия ног

Сегодня я получил следующий вопрос:

Уважаемый Василе Филат, с большим вниманием читаю статьи, опубликованные на этом сайте. У меня есть вопрос: Нужно ли практиковать и сегодня обычай «Омытия ног» из «Вечери»? Одна статья на эту тему была бы очень полезна.

Омытие ног было необходимым в вечер Вечери

Библия показывает контекст, в котором Господь Иисус стал омывать ноги Своим ученикам:

Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их. И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его, Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. (Евангелие от Иоанна 13:1-5)

Очень хорошо известно, что на Востоке, люди обычно едят сидя на полу. Это осталось и до сегодняшних дней, и много раз, когда я еду в страны Азии, чтобы проповедовать и учить людей Слову Божьему, чаще всего я кушаю, сидя на полу. Когда так сидишь, скрещенные ноги находятся очень близко к еде. Это относится к этике и добрым нравам, чтобы ноги были омыты перед едой. Но у восточных народов в знак уважения к гостям или к более старшим, всегда приходит омывать ноги кто-то из более низкого сословия, и когда кто-то хочет показать смирение по отношение к другому человеку, говорит, что готов омыть ему ноги. Итак, омытие ног является необходимостью, но с другой стороны было и оказанием уважения и смирения по отношению к кому-то. Когда Господь Иисус находился в доме фарисея Симона и пришла грешная женщина, чтобы покаяться, Господь Иисус упрекнул Симона, что никто не показал уважения, которое надлежало бы показывать в каждом доме и сказал:

И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отёрла. (Евангелие от Луки 7:44)

Ученики не показали смирения в вечер Вечери

То, как развивались события дальше в вечер тайной Вечери, показывает, что ученики были очень заняты позицией, которую они будут иметь в команде, чем служением друг другу и Господу Иисусу. Как видно, там был и таз, и полотенце, но никто из них не пришел к Иисусу или к другим, чтобы омыть ноги. Каждый ожидал, что другой «снизойдет» для служения омытия ног. Поэтому, Иисус решил дать надлежащий урок, используя эту необходимость омытия ног перед вечерей. Вот, что говорит Библия далее:

Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги? (Евангелие от Иоанна 13:6)

Поскольку он ждал, что это сделает кто-то из апостолов, кого он считал менее важным, или кто был младшим из них, то из этого вопроса, который он задает, видно, что он остался обличенным и понял весть Иисуса. Господь Иисус пришел первым к ним, чтобы омыть ноги, потому что он ожидал от Петра в первую очередь сделать это и показать заботу и смирение по отношению к другим.

Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после. (Иоанна 13:7)

Читать еще:  Сонник. ЕВА – все толкования

Спаситель не пришел только, чтобы омыть ноги, чтобы восполнить эту нужду, но чтобы дать урок через это. Поэтому он сказал Петру, что он поймет это позже, когда дал объяснение.

Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною. (Иоанна 13:8)

Господь Иисус омыл ноги ученикам, чтобы омыть ошибочное отношение из их сердец

Петр, который публично признал Сына Божия в личности Иисуса Христа, сейчас чувствовал себя пристыженным и обличенным от происшедшего и понял, что Иисус унизился перед ним тем, что стал омывать ноги. Господь Иисус еще сказал, что должен омыть Петру больше, чем только ноги. Он должен омыть ошибочное отношение из его сердца и из сердец других апостолов. С неумытыми ногами мы можем войти в Царство Божие, но с сердцами, полными гордости и высокомерия не можем. Петр понял это и дальше беседа развивалась так:

Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову. Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все. (Иоанна 13:9-10)

Омытие ног было примером для учеников правильного отношения

Писание дальше говорит:

Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу (то, что они не сделали перед вечерей). Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете. (Иоанна 13:12-17)

Смысл урока, данного Иисусом Христом ученикам был в том, чтобы каждый из них не считал себя выше других и ждал, чтобы ему служили, но чтобы у него было отношение всегда служить другим. Это было целью этого примера и Бог хочет, чтобы мы все научились такому отношению и поступали так постоянно. Далее, Господь Иисус совершил Вечерю и оставил хлеб и вино знамением завета, который мы заключили с Ним. Омытие ног не упомянуто как знамение этого завета.

Основные выводы:

  • Омытие ног было необходимостью в те времена, но которое не является необходимостью в нашем контексте, когда мы садимся кушать на стульях вокруг стола.
  • Господь Иисус омыл ноги ученикам, чтобы обличить их гордость и чтобы научить их иметь правильное отношение – быть готовым служить друг другу.
  • Омытие ног не является знамением Нового Завета как хлеб и вино и нет ясной заповеди Господа Иисуса для христиан, чтобы они практиковали омытие ног перед Вечерей Господней.
  • Не является нарушением Слова Божьего, если кто-то практикует омытие ног перед Вечерей Господней, потому что нет запрета на это.
  • Является нарушением Слова Божьего, когда кто-то заставляет других практиковать омытие ног как обязательное условие для спасения души.
  • Неправильно когда христиане разделяются или не принимают друг друга по причине совершения этого обряда или наоборот по причине отказа от него перед Вечерей Господней.

Да поможет нам Бог исполнить смысл этого примера и всегда показывать прекрасное отношение смирения перед нашими братьями и сестрами в вере, будучи всегда готовыми служить с полным посвящением.

От Иоанна святое благовествование, глава 13 Иоанна, гл 13

Иисус омывает ноги ученикам

Приближался праздник Пасхи. Иисус знал, что настал час Ему покинуть этот мир и вернуться к Отцу. Полюбив Своих, находящихся в этом мире, Он полюбил их до конца.

Во время ужина, когда дьявол уже побудил Иуду Искариота, сына Симона, предать Иисуса, Иисус, зная, что Отец отдал все в руки Его и что Он пришел от Бога и теперь возвращается к Богу, встал из-за стола, снял с Себя верхнюю одежду и опоясался полотенцем. Потом Он налил воды в таз и начал мыть Своим ученикам ноги и вытирать их полотенцем, которым был опоясан. Когда Он подошел к Симону Петру, тот сказал Ему:

Читать еще:  Обряд причастия. Причастие

– Господи, Тебе ли мыть мне ноги?!

Иисус сказал ему:

– Сейчас ты не понимаешь, что Я делаю, но позже поймешь.

– Ты никогда не вымоешь моих ног! – возразил Петр.

– Если Я не омою тебя, то у тебя нет со Мной ничего общего.

Симон Петр ответил:

– Тогда, Господи, омой мне не только ноги, но и руки и голову!

– Омытого нет нужды мыть, разве только ноги, так как все его тело чисто. Вы ведь чисты, хотя и не все.

Он знал, кто предаст Его, и поэтому сказал, что не все чисты.

Окончив мыть ученикам ноги, Иисус снова оделся и, возвратившись, возлег на Своем месте за столом.

– Вы понимаете, что Я сделал для вас? – спросил Он их. – Вот вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно, потому что Я и есть Учитель и Господь. Поэтому если Я, ваш Господь и Учитель, омыл вам ноги, то вы тоже должны мыть ноги друг другу. Я показал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Говорю вам истину: слуга не больше своего господина, и посланный не больше пославшего его. Если вы это знаете и так поступаете, то вы блаженны.

Я не говорю о всех вас. Тех, кого Я избрал, Я знаю, но слова Писания: «Тот, кто ест Мой хлеб, поднял свою пяту против Меня» – должны исполниться. Говорю вам обо всем заранее, чтобы, когда это произойдет, вы поверили, что Я и есть Тот, за Кого Себя выдаю. Говорю вам истину, кто принимает посланного Мною, тот принимает и Меня, и кто принимает Меня, тот принимает и Пославшего Меня.

Последний пасхальный ужин Иисуса с учениками

(Мат. 26:20-25; Мк. 14:17-21; Лк. 22:21-23)

Сказав это, Иисус произнес в большом волнении:

– Говорю вам истину: один из вас предаст Меня.

Ученики стали растерянно переглядываться между собой недоумевая, кого Он имеет в виду. Один из учеников, которого Иисус любил, возлежал у стола рядом с Ним. Симон Петр показал ему жестом:

– Спроси, кого Он имеет в виду?

Откинувшись назад к Иисусу, ученик спросил:

– Господи, кто это?

– Тот, кому Я подам этот кусок хлеба, обмакнув его в блюдо.

И, обмакнув кусок, Иисус протянул его Иуде Искариоту, сыну Симона. Как только Иуда взял хлеб, в него вошел сатана.

– Делай быстро то, что собираешься делать, – сказал ему Иисус.

Никто за столом не понял, зачем Иисус сказал ему это. Иуда отвечал за ящик с общими деньгами, и некоторые подумали, что Иисус попросил его купить необходимое к празднику или же раздать часть денег бедным. Взяв хлеб, Иуда сразу же вышел. Была ночь.

Иисус дает ученикам заповедь любви

Когда Иуда вышел, Иисус сказал:

– Теперь Сын Человеческий прославлен, а в Нем прославлен Бог. Если Бог прославлен в Нем, то Бог прославит в Себе и Его, и немедленно прославит. Дети Мои, недолго Мне еще быть с вами. Вы будете искать Меня, и, как Я говорил иудеям, так говорю и вам: «Туда, куда Я иду, вы не можете прийти».

Я даю вам новую заповедь: любите друг друга. Как Я вас полюбил, так и вы любите друг друга. Все узнают, что вы Мои ученики, если вы будете любить друг друга!

Иисус предсказывает отречение Петра

(Мат. 26:33-35; Мк. 14:29-31; Лк. 22:33-34)

Симон Петр спросил Его:

– Господи, куда Ты идешь?

– Туда, куда Я иду, ты сейчас со Мной пойти не сможешь, но позже ты пойдешь.

– Господи, почему я не могу идти за Тобой сейчас? Да я готов даже жизнь отдать за Тебя.

Иисус тогда сказал:

– Ты отдашь за Меня свою жизнь? Говорю тебе истину: не успеет сегодня и петух пропеть, как ты трижды отречешься от Меня.

b) 13:19: Букв.: «Я есть». Часто в Писании, когда Бог говорил о Себе, Он употреблял это же самое выражение (см., напр., Исх. 3:14; Втор. 32:39; Ис. 41:4; 43:10-13 и сноски на эти стихи). Здесь виден явный намек Иисуса на то, Кем Он в действительности является.

Источники:

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/228950
http://moldovacrestina.md/ru/ob-obychae-omytiya-nog/
http://bibleonline.ru/bible/nrt/jhn-13/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: