Знаки античной культуры в «Благовещении» Фра Беато Анджелико. Фра беато анджелико благовещение

Знаки античной культуры в «Благовещении» Фра Беато Анджелико. Фра беато анджелико благовещение

А Created using Figma

Vector Created using Figma Перемотка Created using Figma

Книги Created using Figma С Created using Figma Component 3 Created using Figma Ok Created using Figma Ok Created using Figma Ok Закрыть Created using Figma Rectangle Created using Figma

Group Created using Figma

Vector Created using Figma Vector Created using Figma ��� ������� Created using Figma Eye 2 Created using Figma facebook Created using Figma Vector Created using Figma Rectangle Created using Figma facebook Created using Figma Group Created using Figma

Rectangle Created using Figma

Rectangle Created using Figma

На полный экран Created using Figma

google Created using Figma

И Created using Figma Идея Created using Figma Vector Created using Figma

Стрелка Created using Figma Group Created using Figma

Login Created using Figma logo_black Created using Figma

Logout Created using Figma

Mail.ru Created using Figma Маркер юнита Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Развернуть лекцию Created using Figma

Громкость (выкл) Created using Figma Стрелка Created using Figma odnoklassniki Created using Figma Ð Created using Figma

Пауза Created using Figma Пауза Created using Figma

Rectangle Created using Figma Rectangle Created using Figma Плей Created using Figma Доп эпизоды Created using Figma

Vector Created using Figma Vector Created using Figma rss Created using Figma Свернуть экран Created using Figma Component Created using Figma Стрелка Created using Figma Шэринг Created using Figma

Громкость Created using Figma

Скорость проигрывания Created using Figma

telegram Created using Figma twitter Created using Figma

Created using Figma

И Created using Figma

vk Created using Figma vk Created using Figma Я Created using Figma

Яндекс Created using Figma youtube Created using Figma

Что зашифровано в «Благовещении» фра Анжелико

А в прежние времена с картинами все было гораздо суровей: это был продукт, который изготовлялся на заказ. Причем в большинстве случаев заказ религиозный. Поэтому в картине обязан был быть смысл, помимо красоты. Иногда эти смыслы были так зашифрованы и запрятаны, что современному человеку надо долго объяснять.

Возьмем для примера алтарный образ кисти монаха фра Беато Анжелико “Благовещение” 1420-30-х гг., находящийся в Прадо. Общепризнанный шедевр. Что таят его детали?

Сюжет, я надеюсь, всем знаком: архангел Гавриил пришел к Марии и сказал, что ей суждено родить Иисуса. Теперь по мелочам. Посмотрите в самый верхний левый угол, где солнышко светит. На самом деле это Бог-Отец.

Вернее, его руки. Из них исходит луч света, который проходит прямиком над головой архангела Гавриила и упирается практически Марию. Если вглядеться, в лучах этого света спрятан голубь – то есть Святой Дух.

Читать еще:  Астрология по дате рождения какие цветы. Какой ваш цветок по знаку зодиака (фото и описание)

Луч еще не достиг Марии, но вот-вот он до нее доберется, и тогда с помощью Святого Духа произойдет непорочное зачатие Иисуса Христа. Но пока Мария еще не беременна, осталась секунда.

Ладно, продолжим дальше про птичек. Еще там есть ласточка. Она там не просто так (в религиозных картинах ничего не бывает просто так), а символически. В христианском искусстве ласточка является символом воскресения. То есть она сразу обозначает, что Младенец не только будет зачат, но и умрет – а затем воскреснет. Знак хэппи-энда.

Над ласточкой на стене скульптурный рельеф с изображением головы сурового дядьки, который косит глазом на Марию. Скорей всего, это изображение пророка Исайи. Именно он написал в Ветхом Завете пророчество «Се, Дева во чреве примет, и родит Сына». Предание гласит, что именно эту книжку читала Мария в момент Благовещения. Иногда, на картинах других художников, этот текст латинскими словами можно даже прочитать на страницах.

Но Мария с ангелом занимают только две трети картины. А одна треть (первая хронологически, если слева направо), отведена совсем другой истории – узнаете?

Конечно, это ангел изгоняет Адама и Еву из рая за их первородный грех. А зачем это здесь, причем занимает так много места?

А потому что Ева – она “плохая”. Ее поступок поверг на всех нас, на человечество, первородный грех. А дева Мария – она хорошая, она “новая Ева”. Ее поступок – рождение Иисуса-искупителя, очистил нас всех от греха Евы. То есть на этой картине идет противопоставление людей прошлого, Ветхого Завета, которые не знали истины (христианства), людям Нового Завета, которые знают.

А еще это очень классно для композиции. Посмотрите, вот другая работа того же художника на этот сюжет, но без Адама и Евы. Не так интересно. Там забор.

Музей Св. Марка, фреска в коридоре

А еще в нашем “Благовещении” под ногами у Адама и Евы безумной красоты трава. И она там не только для гармоничности, иначе б ей целую 1/9 картины не отдали. Вглядитесь в разнотравье. На первом плане там силуэт гвоздики с красными (потемневшими, увы) цветочками. Это очень частый символ Мадонны, потому что это эмблема брака, и гвоздика обозначает Марию одновременно и как мать, и как невесту.

Другие растения тоже имеют свое символическое значение, это я так, по верхам прошлась. Все равно ведь картина осталась в веках в первую очередь именно благодаря своей красоте и гармонии.

Знаки античной культуры в «Благовещении» Фра Беато Анджелико. Фра беато анджелико благовещение

Войти

ФРА БЕАТО АНЖЕЛИКО

КАТАЛОГ

Замечательная статья итальянского искусствоведа Эльзы Моранте:

БЛАЖЕННЫЙ ПРОПАГАНДИСТ РАЯ

Фра Беато Анжелико. Благовещение ок. 1426. Дерево, темпера. 194×194 Прадо. Мадрид

Фра Беато Анжелико был доминиканским монахом. В миру носил имя Гвидо ди Пьетро. В монашестве
принял имя фра Джованни ди Фьезоле. Прозван фра Беато Анжелико ( ок. 1400-1455 гг). В 1418-1420 гг. был монахом м-ря Сан Доменико во Фьезоле. Около 1425 г. вступил в доминиканский орден. А в 1436 г. переселился во Флоренцию, где стал приором Сан Марко и с 1438 г. с учениками расписывал помещение монастыря, перестроенного архитектором Микелоццо.

Читать еще:  Снятся негры дети. Негр: к чему снится сон

Одной из его особых примет было то, что он носил три разных имени. Первое (имя, данное ему при рождении) – Гвидо ди Пьетро: для близких сокращенно – Гвидолино (возможно потому, что, по крайней мере, в детстве, он рос хрупким и был невысокого роста? по той же причине один из его Отцов, домениканец Пьероцци Антонио стал Антонино, а затем и святым Антонино).
Второе имя, Джованни да Фьезоле, было принято им в момент религиозного призвания: возможно из сознательного желания почтить другого своего Отца, домениканца Джованни Доминичи; но, может быть, и исходя из иного, бессознательного и необходимого выбора, как будет видно в дальнейшем.
Эти два имени принадлежат его истории; а третье – Беато Анжелико, ему дала, при жизни и после смерти, народная легенда. И не случайно, именно это, последнее имя стало таким привычным и родным всему миру.

Легенда Беато Анжелико, прежде всего говорит о нем, как о святом, и потом уже, как о художнике; и современные критики, стремящиеся к тому, чтобы найти ему объективное место в Истории, стараются вновь оживить известную переполненность этой легенды. Но я, как и народ, не могу согласиться с подобной операцией: даже если именно в этом неземном ореоле я должна распознать изначальную скептичность, которая послужила основой для некоторой, преодоленной мною, предвзятости по отношению к Беато.
На самом деле, в живописи, мои святые носили иные имена: например: Мазаччо, Рембрандт, Ван Гог. И действительно, святые от искусства заставляли меня распознавать их потому, что на их теле есть те же следы родного нам креста, к которому пригвождены мы все. Только чтобы искупить в себе самих, до самого конца, всеобщее кровопролитие, их тела, в отличие от наших, смогли отдаться светящемуся цвету избавления; но можно было бы сказать, что Беато был уже рожден таким, с телом, пронизанным светом.
У художников, как и у святых, мы просим обременительной милости ответить на наши самые безнадежные и запутанные вопросы; но только некоторые из них, кажется, обещают нам ответить, подобно нашим родным, что минуя границы и даты, говорят с нами на родном языке. Иные избегают нас, принимая нас за чужаков: и одним из них, ( начиная с моих самых первых незрелых вопросов) был для меня живописец Анжелико. Так что, сегодня, из той точки настоящего, в которой я нахожусь, возвращаться в те места, где живет этот блаженный, кажется мне путешествием, почти что из научной фантастики.
Моя (наша) бедная родная речь выросла на уродующей нас фабрике деградирующего города, среди уклончивой борьбы рабовладельческих механизмов, и отвратительных, постоянных соблазнов безобразия. Получая в качестве подготовительной доктрины – как каноны вселенской верности – мрачные Писания Технологического Прогресса, навязчивые Послания Рынка и призрачные Благовещения индустриального Иерусалима, наш язык отправился на поиски своего собственного образа спасения, удалившись от какой бы то ни было церкви. И, вынужденный, с самого детства, пользоваться обязательным жаргоном коллективной ирреальности, доведенный до того, чтобы вновь изобретать собственную лексику, извлекая ее, в лучшем случае, из какого-нибудь экзотического словаря, не поддающийся расшифровке для своих современников: пополняя свои богатства скорее из их отходов, чем из их лавок.
И как в таком случае сможет мой-наш язык в его теперешнем состоянии, не говорю понять, но простить эту блаженную и ангельскую речь? Возможно, мое сопротивление Беато-художнику происходит по причине зависти. В действительности, больше чем в значении “святой”, для меня “беато” звучит скорее, как “счастливый” или “счастливец”.
Приведу пример: нам конечно же тоже было бы полезным в придачу к нашему родному отцу иметь некоего духовного отца, живого или покойного, у кого мы могли бы спросить совета. Но, к сожалению, голоса усопших мы больше не в состоянии расслышать, сквозь тот атомный грохот, который нас оглушает. А голоса живых, сами по себе слишком кричащи, для того чтобы быть достойными нашего доверия. Мудрецы, как правило, не создают много шума.
И, таким образом, в нашем мире мы сегодня все сироты. Тогда как Гвидо ди Пьетро имел много подобных Отцов-героев: и все они – святые или блаженные, и все – доминиканцы. Вместе с двумя живыми его соотечественниками, уже упомянутыми ранее, стоит назвать еще, среди усопших, Доменико ди Гузмана, которого Данте породнил с херувимами, за его мудрость; и Фому Аквинского, прозванного Доктор Анжеликус: который прожил свою жизнь, доказывая божественную реальность на основе доводов Аристотеля; но об остальном говорил так мало, что его называли “немой бык”.
Именно в произведениях Доктора Анжеликуса мы читаем: “Все то, что есть в нашем разуме пришло к нам из области чувств”. И, конечно, глазам Гвидолино ди Пьетро посчастливилось, и они открылись в первый раз на тот пейзаж, в котором он мог тут же распознать чувственную модель Рая.
Общей привилегией тогдашних жителей земли, и больше того, всех землян прошлого (почти до вчерашнего дня) было следующее: уродливость (что точнее означает “отказ от реальности” или – как бы мы сказали сегодня – полное “отчуждение” от разума и природы) не распространилась еще на земле. Ибо все остальное существующее на земле зло с самых давних времен: конфликты, разорения, болезнь, смерть составляют природную сущность, трагические сдвиги реальности. Проявление же нереальности, что и есть уродство, является одним из недавних монстров.
Но насколько бы ни был этот отвратительный опыт, наша теперешняя беда, всегда и где бы то ни было накоплен нашими земными предками, безусловно, исторический момент и географическое место, определенные судьбой Гвидолино, были точкой избрания и сияющим центром такой завидной милости. Можно утверждать, что блаженные глаза Гвидолино никогда не встречали ничего безобразного. Что же касается неизбежного присутствия зла, он получал объяснение этому от своих Отцов.

Читать еще:  Когда можно причастить ребенка в церкви. Причащение младенцев

Источники:

http://magisteria.ru/ancient-text-in-painting/altarnyj-obraz-blagoveshheniya-fra-beato-anzheliko-kak-odin-iz-pamyatnikov-antichnosti
http://shakko-kitsune.livejournal.com/1404375.html
http://manon-gabrielle.livejournal.com/53431.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: