Второй ряд иконостаса. Что такое иконостас в православном храме? Какой иконостас выбрать

Как правильно устроить иконостас дома и какие иконы выбрать для него

Дом православного верующего — это своеобразная малая Церковь, в этом месте обязательно должна звучать молитвенная песнь. Восхваления и прошения совершаются перед образами икон, потому что они являются средством общения человека со Всемогущим Господом или Его верными и вечными слугами. Однако православные верующие должны помнить: обращение относится к личности, а не к полотну, на котором она изображена.

Устройство иконостаса в доме

Расположение икон в домашнем иконостасе может быть произвольным, но в христианской традиции существуют некоторые правила.

В прошлые времена в каждой семье была сооружена полочка, куда выставлялись святые изображения. Эти божественные полотна находились на самом светлом и привлекающем внимание месте. Полка для икон устанавливалась в дальнем углу дома, на Востоке. Это место было самым освещенным, так как две стены, образующие его, были с окнами, куда проходило множество солнечного света.

Икона есть священное изображение, которое отделено от бытовых реалий и никогда не смешивающееся с обыденностью, но предназначена исключительно для диалога с Господом. Она является окном из бесконечного мира, а также божественным откровениям в тонах и линиях кисти иконописца.

Наивно предполагать, что большое количество святых изображений делает жизнь православного верующего более благочестивой, чем она есть на самом деле.

Несистематизированное собрание икон, различных репродукций, церковных календарей похоже на обыденное коллекционирование, где молитва совершенно исчезает как самоцель. Здесь происходит полное искажение термина «дом», который является продолжением монастыря.

Современное расположение иконостаса

Для семьи эта реликвия — объединяющий молитвенный фактор, который возникает после прощения всех житейских обид и достижения взаимопонимания.

  • Сегодняшние реалии жизни твердят о том, что церковь разрешает устраивать домашний иконостас в свободном месте. Однако ортодоксальные правила рекомендуют размещать его на восточной стороне. Понятие «восток» имеет важную особенность для Православия. О нем написано в Книге Бытия, у Варфоломея и Матфея.
  • Если на востоке квартиры расположены двери, разрешено использовать и другие стороны света.
  • Выбирая место под семейный алтарь, нужно избегать соседства святых образов с любой бытовой техникой, которая считается тщетным произведением модернизации и не способствует одухотворению. Необходимо избегать плотного соседства икон и декоративного убранства, а также с книгами нерелигиозного характера.
  • Для православной семьи обязательно присутствие в домашнем иконостасе образов Спасителя Христа и Девы Марии. Изображение Мессии должно оставаться всегда центральным, а все другие будут меньше по размеру. Главные иконы (Троицы, Христа и Богородицы) располагаются выше остальных, но над ними разрешено поместить Распятие.
  • Украшение для семейного иконостаса — живые цветы. Большие иконы, установленные рядом, следует обрамлять полотенцами по древней христианской традиции. Запрещено располагать рядом неканонические картины или их репродукции.
  • Домашний иконостас следует увенчать крестом, а на время молитвенных восхвалений зажигать лампаду. В праздничные дни, по церковному календарю, пламя свечей может гореть целые сутки.

Важно: перед иконостасом следует оставить достаточно пространства, чтобы верующие не испытывали чувства тесноты при семейном молебне.

Святые образы для божницы

В домашнем иконостасе обязательно должны находиться два святых образа.

Изображение Сына Божьего, свидетельствующего о воплощении Бога и спасении человеческого рода. Для молитвы чаще выбирается поясное полотно, на котором Вседержитель благословляет мир правой десницей, а в левой руке держит Божественное Писание. Господь предстает на этих изображения как Вершитель каждой судьбы, милосердный Отец, подающий Истину, к которой направляются взоры православных последователей. В связи с этим иконы Сына Божьего всегда занимают главное место на полках домашнего иконостаса.

Лик Богородицы, являющейся совершенным человеком и почитаемой превыше Серафимов и Херувимов. Чаще используются образы под названием «Умиление» или «Одигитрия».

  • Автором первого типа, списки которого чрезвычайно распространены в православном мире, традиционно считается апостол Лука. В «Умилении» происходит великолепное соприкосновение Христа в младенчестве и Божией Матери, что символизирует соединение земного и горнего, Творца и лучшего из творений Его. В образе выражена бесконечная любовь Создателя к человеческому роду, когда Бог отдал Сына в искупление греховности. К самым распространенным и знаменитым иконам типа «Умиление» относят: Владимирскую, «Достойно есть», «Взыскание погибших» и т.д.
  • «Одигитрия» («Путеводительница») — второй распространенный тип лика Девы Марии. Изображение демонстрирует истинный путь к Богу. На иконе об этом свидетельствует конкретный жест правой десницы Божией Матери, указывающей на Младенца Христа. Наиболее известными ликами «Одигитрия» являются: Влахернская, Иверская, Тихвинская, Казанская и т.д.

Читайте о Богородичных иконах для иконостаса:

В православной традиции чрезвычайно популярен образ Николая Угодника. Он всегда занимал важное место на полках иконостаса каждого христианина. Преподобный Николай почитается как вечный слуга Бога, наделенный особенной благодатью.

Православный христианин может разместить в божнице образы знаменитого пророка Илии, великомученика Георгия Победоносца, Пантелеимона, святого евангелиста Иоанна Предтечи.

Читать еще:  «Константинопольский Патриарх провоцирует Всеправославный Раскол. Религиозные волнения на Украине

Совет! Выбор всегда индивидуален, а лучшим помощником в деле является священник. За советом обращаются к нему или другому монаху.

Особые указания по расстановке

В домашних условиях разрешается следовать лишь основным правилам расстановки.

  • Необходимо соблюсти симметричность и систематику, продумать композиционный строй, что поможет избежать чувства внутренней неудовлетворенности, желания что-то поменять. Неправильная расстановка отвлекает от молебна, сущность которого есть концентрация на прошении и восхвалении.
  • Православный человек обязан помнить о принципе церковной иерархии: местночтимые иконы нельзя располагать над главными (Христа-Спасителя, Девы Марии и Святой Троицы).
  • Образ Мессии необходимо ставить с правой стороны от предстоящего верующего, а полотно с ликом Девы Марии — с левой. При подборе иконостаса следует ориентироваться на однородность художественного исполнения святынь. Церковь не рекомендуют допускать многообразия в стилях.
  • Православные люди должны с большой серьезностью относиться к святости, так как она является одним из свойств самого Бога. Это качество отражается в небесных угодниках и материальных предметах. Отсюда следует: почитание святых наместников и иконографий относится к одному религиозному порядку.
  • О степени воцерковления семьи судят по тому почтению, которое члены оказывают ликам Христа и Богородицы. Родовые иконы всегда колоссально почитались. Только что крещенного младенца подносили к святыне, а батюшка читал восхваляющие Бога молитвы. В давние времена посредством иконы родители благословляли своих детей на успешную учебу, путешествие в дальние края, служение обществу. Перед свадьбой или после кончины человека верующие также обращались за помощью к ликам святых.
  • Если в доме размещен иконостас, недопустимы ссоры, отвратительное поведение, скандалы на различные темы. Однако чрезмерно благоговейное отношение к святыням не следует трансформировать в идолопоклонство. Должно помнить: иконы — божественное изображение, но не сама личность Господа или Его наместников.
  • Полотно, пришедшее в состояние полной негодности и невосстанавливаемое, нельзя выбрасывать, к нему необходимо проявить должное отношение и почтение как к древней скрижали. Ранее, если краски на иконе стирались, её пускали по реке. Сегодня такой раритет относят в церковь, где она сжигается в храмовой печи.
  • Если порча лика произошла по причине небрежного хранения, следует исповедаться, так как Церковь считает такую безответственность грехом.

Важно! Спаситель, Божья Матерь, апостолы и святые, смотрящие с полотен, принадлежат вечности. Спрашивая у них о заступничестве при помощи молитвы, нам — жителям областей скорби — необходимо вечно помнить о Всемогущем Творце, призыве к добровольному покаянию, самосовершенствованию и милосердии. Глазами святых Всевышний взирает на людей и напоминает о том, что у нас есть возможность спасти свою душу.

Православный интернет-магазин Svyatsy.Org — иконостасы для дома.

Иконостас своими руками

Расположение икон в домашнем иконостасе сегодня производится так, как захочется верующему.

Однако существует определенные правила, которых лучше придерживаться, чтобы повысить качество общения с Господом и Его наместниками.

Перед обустройством следует изучить плановые рекомендации по монтажу в квартире, а после этого выбрать нужный угол. Сегодня мебельные магазины предлагают большое количество иконостасов в своем ассортименте. Есть возможность изготовить его на заказ, где учтут все особенности и предпочтения.

  1. Для самостоятельного изготовления подходят любые материалы.
  2. Первым делом нужно сделать чертежи шкафчика.
  3. Следует помнить о расстоянии между полками иконостаса, потому что они могут воспламениться от горящих свечей.
  4. Образы святых размещаются на уровне глаз, что облегчает общение.
  5. Под полками разрешено поставить стол, где будут располагаться лампады и свечи, святая вода и Писания.

Важно! Домашний иконостас является прямым продолжением алтаря в храме, — здесь совершаются те же молитвы, приближающие к горним областям. Поэтому образы необходимо хранить в чистоте и проявлять к ним большой почет.

Что такое иконостас в православном храме?

Когда заходишь в любой православный храм, на переднем плане сразу можно увидеть святая святых – алтарь, который является образом Царства Небесного. В алтаре расположена главная его святыня – освященный стол, называемый Престолом, на нем священник совершает свое величайшее таинство, когда происходит превращение хлеба в Плоть и вина в Кровь Христову.

Что такое иконостас?

Алтарь отделяется от остального храма иконостасом. Разбираясь с вопросом, что такое иконостас, нужно отметить, что он представляет собой специальную отделяющую перегородку, с размещенными на ней иконами с ликами святых. Иконостас как бы соединяет мир небесный с миром земным. Если алтарь – мир горний, то иконостас – мир земной.

Русский православный иконостас содержит пять высоких рядов. Самый первый ряд называется праотеческим, он самый верхний, на нем изображены праотцы Святой Церкви от первого человека Адама до ветхозаветного пророка Моисея. В центре ряда всегда устанавливается образ «Ветхозаветной Троицы».

А второй ряд имеет название пророческий, поэтому здесь изображаются пророки, которые возвещали о Богородице и о рождении Иисуса Христа. В центре находится икона «Знамение».

Деисусным называется третий ряд иконостаса и обозначает моление всей Церкви Христу. В самом центре его помещается икона «Спас в силах», на которой изображен Христос, восседающий как грозный Судия всего созданного им мира. Слева от него находится Пресвятая Богородица, а справа — Иоанн Предтеча.

В четвертом праздничном ряду рассказаны события Нового Завета, берущие начало с рождества Самой Богородицы.

И самый нижний, пятый, ряд иконостаса называется «местный ряд», по центру его находятся Царские врата, над которыми обязательно помещается икона «Тайная вечеря», и на самих вратах — икона «Благовещение» (где Архангел Гавриил сообщает благую весть Святой Деве), а по обе стороны от врат — иконы Спасителя и Богородицы.

Читать еще:  Где будут находиться мощи святого николая. История и места хранения мощей святителя николая чудотворца

Еще нужно обратить внимание на то, что по обе стороны от Царских врат находятся одностворчатые небольшие двери, они называются дьяконскими. Если храм небольшой, то эта дверь может делаться только с одной стороны.

Успенский собор во Владимире: фото и описание

Вообще стиль, форма и высота иконостаса зависят от изучения архитектуры и истории храма, в котором он будет возведен. И он должен масштабироваться в соответствии с пропорциями самого храма, которые в древности проектировали архитекторы. Конструкции иконостасов и состав в нем икон множество раз изменялись.

Успенский собор во Владимире (фото которого представлено выше) обладает первым иконостасом с фрагментами, сохранившимися до наших дней. Он датируется 1408 годом, это работа Андрея Рублева и его современника монаха Даниила Черного. Когда-то очень давно он состоял из высоких четырех ярусов, Деисусный чин среди которых был выполнен более крупно и выдвигался из общего плана, это показывало его особую роль. Иконостас в храме не закрывал подкупольные столбы, благодаря им он делился на части. В дальнейшем Владимирский иконостас стал образцом для иконостасов Московского Кремлевского Успенского собора (1481 г.) и Успенского собора в Кирилло-Белозерском монастыре (1497 г.).

История собора

Этот собор был построен при правлении князя Андрея Боголюбского в середине XII века, и для совершения этого дела во Владимир были приглашены самые искусные мастера со всей земли русской и романского Запада. Его строили для хранения иконы Владимирской Божией Матери – покровительницы Руси. Предполагается, что эта икона была написана еще при жизни Самой Богородицы евангелистом Лукой. Потом в 450 году она попала в Константинополь и там пробыла до XII века, а затем была передана в дар Юрию Долгорукому – отцу Андрея Боголюбского. Потом она много раз спасала русские княжеские города от разорений и войн.

Иконостас

Вопрос о том, что такое иконостас, можно продолжить интересным фактом о самых первых сведениях отделения алтаря от всего остального пространства в храме завесой или преградой, которые относятся к IV веку. Тогда еще в византийских храмах эти алтарные преграды были совсем невысокими и делались из парапета, каменной балки (темплона) и колонок. В центре ставился крест, а по сторонам алтаря находились иконы Христа и Богоматери. Через время на темплон стали ставить иконы, или взамен на нем вырезались рельефные изображения. Крест заменили на икону Христа, а потом — Деисисом (по-другому Деисусом, молением) – композицией из трех икон: в центре — Христос Вседержитель, а к нему обращены с молитвой с левой стороны Богородица, а с правой — Иоанн Креститель. Иногда по обе стороны Деисиса добавлялись праздничные иконы или отдельные иконы святых.

Заключение

Первые древнерусские храмы полностью повторяли византийские образцы. Но не всегда это было возможно, ведь храмы в большинстве своем были деревянными, и на них не делалась настенная роспись, зато в иконостасе увеличивалось количество икон и росла алтарная преграда.

Ответ на вопрос о том, что такое иконостас, необходимо дополнить тем, что высокий пятиярусный иконостас получил распространение в России уже в середине XVII века, когда и появились местный ряд, праздников, деисис, пророческий и праотеческий ряды.

Как устроен иконостас в православном храме

Одним из самых важных и наиболее узнаваемых элементов православного храма является икона – то самое окно в духовный мир, которое позволяет нам лучше сосредотачиваться на молитве обращаясь к Богу. В храме иконы складываются в особенную симфонию, которую мы именуем иконостасом.

Иконостас получил своё основное развитие именно в Русской Православной Церкви и это было связано с особенностями национального храмостроения. Храмы Восточных (а для нас скорее южных) патриархатов в основном строились из камня. Их внутреннее убранство от пола до куполов расписывалось фресками с изображением Господа, Богородицы, святых и различных богословских и исторических сюжетов.

В русских храмах ситуация была иной. Каменные соборы были, так сказать, “штучным товаром” для городов или крупных монастырей. Большинство церквей возводились из дерева и, соответственно, не расписывались внутри. Поэтому в таких храмах вместо фресок новые иконы стали добавлять в алтарную преграду и она от этого выросла вверх на несколько рядов.

Как появлялся иконостас

В Иерусалимском храме Святая Святых от святилища отделяла огромная завеса, которая разодоралась надвое после крестной смерти Спасителя, как символ окончания Ветхого Завета и вступления человечества в Новый.

Новозаветная Церковь в первые три века своего существования находилась на положении гонимой и была вынуждена скрываться в катакомбах. Таинство Евхаристии совершалось прямо на гробах мучеников в наспех приспособленных под храм кубикулах (комнатах), где собирались только свои. В таких условиях не было ни возможности, ни особенной необходимости в том, чтобы отгораживать престол от присутствующих.

Первые упоминания о специально построенных для богослужения храмах и об алтарных преградах или парапетах, отделяющих наиболее священную часть храма от его основного пространства, относятся к IV веку.

После легализации христианства святым равноапостольным императором Константином Великим в Церковь пришло огромное количество новых верующих, уровень воцерковления которых был относительно низок. Поэтому престол и жертвенник требовалось оградить от возможного непочтительного отношения.

Читать еще:  Кто такие буддисты и что они проповедуют. Идеи и философия буддизма

Первые алтарные преграды выглядели или как невысокий заборчик, или как ряд колонн, который поверху нередко увенчивался поперечным брусом – “архитравом”. Они были невысоки и не закрывали собою полностью роспись алтарных апсид, а также давали возможность молящимся наблюдать за происходящем в алтаре. Сверху на архитрав обычно устанавливался крест.

О подобных преградах упоминает в своей “Церковной истории” епископ Евсевий Памфил, который, например, о храме Гроба Господня сообщал следующее: «Полукружие апсиды было окружено столькими колоннами, сколько было апостолов».

Довольно скоро крест на архитраве сменился рядом икон, а на опорные колонны по бокам от царских врат начали помещать образы Спасителя (справа по отношению к молящимся) и Богородицы (слева), а спустя ещё некоторое время – дополнять этот ряд иконами других святых и ангелов. Таким образом и появились первые одно- и двухъярусные иконостасы, распространённые в Восточных Церквях.

Развитие иконостаса в России

Классический многоярусный иконостас впервые появился и получил распространение именно в Русской Православной Церкви, чтоб было связано с архитектурными особенностями русских храмов, о которых уже было сказано выше.

Первые построенные на Руси храмы копировали византийские образцы. Иконостасы в них имели 2-3 яруса.

Точно неизвестно, когда именно они начали расти, но документальные свидетельства о появлении первого четырёхъярусного иконостаса относятся к началу XV столетия. Его установили в Успенский собор Владимира, который расписывали преподобные Андрей Рублёв и Даниил Чёрный. Уже к концу века подобные иконостасы распространились повсеместно.

Во второй половине XVI века в иконостасе впервые появляется пятый ряд. В XVII столетии подобная компоновка становится классической для большинства русских храмов, а в некоторых из них можно встретить иконостасы в шесть и даже в семь рядов. Далее “этажность” иконостаса расти прекращает.

Шестой и седьмой ярусы обычно посвящали Страстям Христовым и, соответственно, страстям апостольским (их мученической кончине). Эти сюжеты пришли в Россию с Украины, где были довольно популярны.

Классический пятиярусный иконостас

Пятиярусный иконостас на сегодняшний день является классическим. Самый нижний его ярус называется “местным”. Справа и слева от царских врат всегда располагают иконы Спасителя и Богородицы соответственно. На самих царских вратах – образы четверых евангелистов и сюжет Благовещения.

Справа от иконы Спасителя обычно помещают образ того святого или праздника, которому посвящён храм, в котором вы находитесь, а слева от образа Богородицы – икону одного из святых, наиболее почитаемых в этой местности.

Далее идут южные (по правую руку от молящихся) и северные (по левую) двери. На них обычно пишут иконы архангелов Михаила и Гавриила или архидиаконов Стефана и Лаврентия (хотя возможны и другие варианты), а остальной местный ряд заполняют несколькими образами святых, также наиболее почитаемых в этом регионе.

Второй ярус называют “праздничным”. Здесь центром композиции является икона “Тайной вечери” над царскими вратами, слева и справа от которой вы можете видеть сюжеты 12 наиболее значимых с точки зрения Церкви евангельских событий: Вознесения, Сретения, Рождества Богородицы, Её введения во храм, Воздвижения креста Господня, Входа Господня во Иерусалим, Преображения и т.д.

Третий ярус называется “деисисом” – от греч. “моление”. Центральным образом этого ряда является Господь вседержитель, изображённый во всей своей силе и славе. Он восседает в золотых одеждах на царском престоле на фоне красного ромба (мир невидимый), зелёного овала (мир духовный) и красного же квадрата с вытянутыми краями (мир земной), которые вместе символизируют всю полноту мироздания.

К Спасителю в позах молитвенного предстояния обращены фигуры пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (справа), Пресвятой Богородицы (слева) и других святых. Фигуры святых изображены в полоборота к молящимся, чтобы показать, что во время богослужения святые сопредстоят нам перед Богом, являются перед ним сомолитвенниками в наших нуждах, о которых мы просим их.

В четвёртом ряду изображают ветхозаветных пророков, а в пятом – праотцев живших на заре возникновения человечества. В центре “пророческого” ряда помещают икону Богородицы “Знамение”, а в центре “праотеческого” – икону Святой Троицы.

Иконостасы в современных храмах

Построение иконостаса, как и другие аспекты внутренней церковной жизни, регулируются определёнными традициями. Но это вовсе не означает, что все иконостасы совершенно одинаковы. При формировании иконостаса стараются учитывать общий архитектурный облик конкретного храма.

Если помещение храма было переоборудовано из какого-то другого сооружения и его потолок низкий и плоский, то иконостас вполне могут сделать двух- или вообще одноярусным. Если требуется показать верующим красивую роспись алтарных апсид, выбирают иконостас в византийском стиле до трёх рядов в высоту. В остальных случаях стараются установить классический пятиярусный.

Положение и наполнение рядов также не жёстко регламентировано. “Деисисный” ряд может идти после “местного” и предварять собой “праздничный”. Центральной иконой в “праздничном” ярусе может быть не “Тайная вечеря”, а икона “Воскресения Христова”. Вместо праздничного ряда в некоторых храмах можно увидеть иконы Страстей Христовых.

Также над царскими вратами часто помещают резную фигуру голубя в лучах сияния, символизирующего собой Духа Святого, а верхний ярус иконостаса венчает крест или образ распятия.

Источники:

http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/kak-pravilno-ustroit-ikonostas-doma.html
http://religiya.temaretik.com/1662419566631062015/chto-takoe-ikonostas-v-pravoslavnom-hrame/
http://pravoslavie.fm/interested/kak-ustroen-ikonostas-v-pravoslavnom-hrame/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector