Успенский собор андрей рублев. Школьная энциклопедия

Успенский собор

В 1408 году по почину московского великого князя было решено украсить фресковой росписью обветшавший в то время Успенский собор во Владимире. В те годы Феофана не было уже в живых, и потому выбор заказчиков пал на отличившегося за три года до того Андрея Рублева. Вместе с ним в работе участвовал и его старший друг по Андроникову монастырю Даниил Черный. В силу старшинства Даниила его имя в летописной записи об этом событии поставлено на первом месте. Но решающая роль, видимо, принадлежала Рублеву. Им были расписаны стены, встречающие посетителя при входе под величественные своды собора. Здесь Рублев должен был представить Страшный Суд. Роспись Рублева пронизана духом радости и бодрости. Сами картины адских мучений, видимо, мало его занимали, зато им ярко представлены сонмы праведников, прославляющих создателя, трогательно упавшие перед престолом прародители стройные восседающие по сторонам от судии апостолы, праведники и святители, которых апостолы сопровождают в рай, наконец, пленительно-грациозные ангелы, возвещающие трубным гласом о наступлении торжественного часа. В византийских изображениях Страшного Суда фигуры отличаются обремененностью, телесностью, грозные тела тяжело ступают по земле. Наоборот, у Рублева фигуры необыкновенно легки, воздушны, почти невесомы; они то порывисто идут, то плавно парят, то стремительно возносятся. Рублев прекрасно связал свои фигуры и группы с круглящимися сводами древнего собора. Покрытые его живописью стены легко уносятся вверх, столбы расступаются, и арки, повторяясь в очертаниях фигур, начинают мелодически звучать.

Среди множества полустертых и поблекших от времени фигур росписи Успенского собора, образ апостола Петра во главе праведников принадлежит к числу замечательнейших созданий Рублева. Выполняя свою фреску, он, вероятно, с признательностью вспоминал Феофана. Феофан научил Рублева свободным ударам кисти, которые передают живую и подвижную мимику лица и сообщают ему мягкую и приятную лепку. И все же, как не похож Петр Рублева на образы Феофана. Петр Рублева – весь самоотверженность, призыв, приветливость и ласка. Петр обращает лицо к следующей за ним толпе, уверенный, что его услышат и поймут. Весь его облик говорит о доверии к людям, о твердой убежденности, что добрым и страстным призывом можно наставить людей на истинный путь. Рублев и не пытался придать своему Петру внешние черты сходства с кем-либо из своих современников, но он вложил в его облик тот светлый энтузиазм, который ему привелось встретить в лучших русских людях своего времени, сподвижниках Дмитрия, его современниках. В отличие от фресок Феофана, блики у Рублева стали тоньше и нежнее и ложатся правильными рядами; сильнее выступает контур, очертания голов сближаются с очертанием круга, формой, которая давно привлекала Рублева, и в которой он видел выражение высшего совершенства. Рублев приступил к росписи Успенского собора 25 мая. Вероятно, еще до наступления холодов работа была закончена, и произошло торжественное освящение храма.

Следующей важнейшей работой А. Рублева явился так называемый Звенигородский чин (между 1408 и 1422 гг.), один из самых прекрасных иконных ансамблей рублевской живописи. Чин состоит из трех поясных икон: Спаса, архангела Михаила и апостола Павла. Они происходят из подмосковного Звенигорода, в прошлом центрального удельного княжества. Три большемерные иконы, вероятно, когда-то входили в семифигурный деисус. В соответствии со сложившейся традицией по сторонам от Спаса располагались Богоматерь и Иоанн Предтеча, справа иконе архангела Михаила соответствовала икона архангела Гавриила, а в паре с иконой апостола Павла должна была быть слева икона апостола Петра. Сохранившиеся иконы были обнаружены реставратором Г. Чириковым в 1918 году в дровяном сарае близ Успенского собора на Городке, где располагался княжеский храм Юрия Звенигородского, второго сына Дмитрия Донского. Звенигородский чин соединил в себе высокие живописные достоинства с глубиной образного содержания. Своеобразно лицо Христа, одухотворенное, с тонкими строгими чертами. Христос полон сосредоточенной внутренней жизни, его взгляд прям, задумчиво – проницателен, в нем светится человеческая доброта. Несомненно, здесь воплощен морально-этический идеал русского человека времени Андрея Рублева, где миролюбие и кротость соединились с твердостью духа, силой и мужеством. Человечность, спокойная мудрость заключается и в образе апостола Павла, а юношески нежный облик архангела Михаила лиричен, исполнен глубокого поэтического очарования. Время и людское равнодушие не пощадили их. Больше всего пострадал “Спас.

Читать еще:  Кто такие кузьма и демьян. Народный праздник: Кузьминки (День Кузьмы и Демьяна)

В звенигородском чине Рублев выступает как сложившийся мастер, достигший вершин на том пути, важным этапом которого была живопись 1408 года в Успенском соборе во Владимире. Используя возможности поясного изображения, как бы приближающего укрупненные лики к зрителю, художник рассчитывает на длительное созерцание, внимательное вглядывание, собеседование.

АНДРЕ́Й РУБЛЁВ

  • В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 732

    Скопировать библиографическую ссылку:

    АНДРЕ́Й РУБЛЁВ (? – ок. 1430, Ан­д­ро­ни­ков мон. в Мо­ск­ве), др.-рус. жи­во­пи­сец; пре­по­доб­ный (ка­но­ни­зи­ро­ван в 1988). Ис­то­рич. све­де­ний об А. Р. и его иск-ве со­хра­ни­лось ма­ло; ни­че­го не из­вест­но о вре­ме­ни и мес­те его ро­ж­де­ния (пред­по­ло­жи­тель­но ро­дил­ся не позд­нее 1370). Пер­вое упо­ми­на­ние о нём со­дер­жит­ся в Тро­иц­кой ле­то­пи­си (1412–16) и от­но­сит­ся к 1405: А. Р. рас­пи­сы­вал (в это по­ня­тие мог­ли вхо­дить и на­стен­ная жи­во­пись, и ико­ны) Бла­го­ве­щен­ский со­бор Мос­ков­ско­го Крем­ля вме­сте со стар­цем Про­хо­ром с Го­род­ца и Фео­фа­ном Гре­ком . А. Р. на­зван «чер­не­цом» (мо­на­хом), по­след­ним в пе­реч­не имён (т. е. он был млад­шим). Ве­ро­ят­но, по­стри­жен в Ан­д­ро­ни­ко­вом мон. в Мо­ск­ве не­за­дол­го до 1405. В 1408 (по той же ле­то­пи­си) рас­пи­сы­вал вме­сте с Да­нии­лом Чёр­ным Ус­пен­ский со­бор 12 в. во Вла­ди­ми­ре; А. Р. на­зван вто­рым по­сле Да­нии­ла, что мо­жет оз­на­чать от­но­ше­ние мас­те­ра и уче­ни­ка [в «От­ве­ща­нии. » Ио­си­фа Во­лоц­ко­го (кон. 15 в.) учи­те­лем А. Р. так­же на­зван Да­ни­ил]. Ме­ж­ду 1425 и 1428 оба мас­те­ра рас­пи­сы­ва­ли (фре­ски и ико­но­стас, по за­ка­зу игу­ме­на Ни­ко­на) по­стро­ен­ную в 1423–24 Тро­иц­кую ц. в Тро­иц­ком мон. (ны­не – Тро­иц­кий со­бор Тро­и­це-Сер­гие­вой лав­ры; сви­де­тель­ст­во об этих ра­бо­тах – «Жи­тие Ни­ко­на» и «Жи­тие Сер­гия Ра­до­неж­ско­го» Па­хо­мия Сер­ба , 1440–50-е гг.; здесь А. Р. опять на­зван вто­рым). По­сле это­го ху­дож­ни­ки воз­вра­ща­ют­ся в Ан­д­ро­ни­ков мон., где А. Р. (уже без Да­нии­ла) ис­пол­ня­ет свою по­след­нюю ра­бо­ту – рос­пись ц. Спа­са Не­ру­ко­твор­но­го (по­строе­на в 1420-е гг.). Све­де­ния о кон­чи­не А. Р. в Ан­д­ро­ни­ко­вом мон. со­дер­жат­ся в 3-й ред. «Жи­тия Сер­гия Ра­до­неж­ско­го» Па­хо­мия Сер­ба (ок. 1442); здесь же он был по­гре­бён (под­твер­жда­ет­ся ис­точ­ни­ком нач. 19 в.).

    Андрей Рублев: биография и творчество иконописца

    Андрей Рублев – известный древнерусский иконописец, знаменитый своими росписями соборов Москвы, Владимира и монастыря в Троице-Сергиевой лавре. Биографических данных о его жизни сохранилось немного, о них рассказывается в его биографии, которую мы вам представим ниже. Самая знаменитая его икона, хранящаяся в Третьяковской галерее, – «Троица».

    Андрей Рублев: биография и творчество (кратко)

    • 1360-е годы – родился в Радонеже в семье ремесленника.
    • 1405 г. – участвует вместе с другими художниками в работе над фресками и иконами Благовещенского собора (Москва).
    • 1408 г. – работы в Успенском соборе Владимира вместе с Д. Черным, уже в эти годы он имел свой стиль и обучал учеников.
    • 1420 г. – создание иконостаса Троицкого собора в Сергиевом Посаде, в том числе и известной «Троицы», считающейся шедевром мировой иконописи.
    • 1425 г. – участие в строительстве и росписях Андроникова монастыря (Москва).
    • 1428 г. – смерть от чумы.

    Детство, отрочество, монашество

    Родился Андрей Рублев в 60-х годах 14-го столетия, место рождения также неизвестно точно. По одним сведениям, он родился в городке Радонеже, расположенном рядом с Троице-Сергиевой лаврой, по другим – в Нижнем Новгороде. Отец его был ремесленником, о чем можно судить по его фамилии, ведь рубелем в те времена называли инструмент для работы с кожей. По некоторым данным, еще в юности он стал послушником Троице-Сергиева монастыря, а затем монахом, получив при пострижении имя Андрей (точное его имя неизвестно).

    Читать еще:  Лотерейный гороскоп на завтра рыбы. Гороскоп для удачи в лотерею: как угадать выигрышный билет

    Биография иконописца Андрея Рублева берет свое начало в этих стенах, где он начинает обучаться мастерству иконописи, изучает труды по философии Сергия Радонежского, основателя монастыря. Там же, посещая монастырскую библиотеку, он внимательно и с большим рвением изучает работы мастеров и художников античности, писавших иконы.

    Конец 14-го века стал для российского государства тяжелым временем: в 1364-1366 годах в Москве свирепствовала чума, в 1365-м случился пожар, уничтоживший почти весь город. Затем в 1371 году Москву взял в осаду князь Ольгерд, после чего на эти земли пришел голод.

    Начало творческого пути

    В биографии Андрея Рублева творчество и первые работы его как художника упоминаются впервые в 1405 году, когда он, переехав в Москву, вместе с Феофаном Греком занялся росписью Благовещенского собора. Судьба собора сложилась трагически: спустя 9 лет он был разрушен, а затем перестраивался несколько раз. Но некоторые работы чудом сохранились: это 2 яруса иконостаса, в которых есть 7 икон, сделанных Андреем Рублевым, и 6 – старцем Прохором из Городца, известным мастером иконописи тех времен.

    Уже по этим работам заметна рука мастера, более свободная и легкая по сравнению со старцем Прохором, но уже высокопрофессиональная. Эта серия праздничных икон является первой на Руси: «Благовещение», «Рождество Христово», «Крещение», «Преображение» и др.

    В эти годы Рублевым также написана икона-копия «Владимирская Богоматерь» с известного византийского образа, а также рисунка из книги «Евангелие Хитрово», которая получила свое название по фамилии боярина, в вещах которого была найдена в 17-м веке. По предположениям искусствоведов, эта рукопись, не имеющая ценности, в те годы могла быть создана только на деньги либо митрополита Руси, либо одного из великих князей.

    Росписи Владимирского Успенского собора

    Следующие достоверные факты биографии Андрея Рублева говорят об упоминании его как о художнике и приходятся на май 1408 года, когда московский князь повелел написать новые фрески на месте утраченных росписей 12-го века в Успенском соборе во Владимире. Андрей Рублев и Даниил Черный приехали сюда по приглашению князя, чтобы делать настенные росписи, а Рублев еще работал над несколькими иконами, в том числе со своими учениками. Эти работы сейчас выставлены в Третьяковской галерее и Русском музее в Петербурге.

    Фрески на западной стене Владимирского собора, которые сохранились до наших дней, являются частями большой композиции «Страшный суд». В ней четко определены изображения, принадлежащие руке А. Рублева, которые имеют необычный и сильный эмоциональный настрой. В фигурах ангела с трубой, апостола Петра и самих сценах суда отсутствуют эмоции страха перед карами небесными, а возносится просветленное настроение и идея всепрощения.

    Иконы в Звенигороде

    В 1918 г. в подмосковном городе Звенигороде в старом деревянном сарае были обнаружены 3 иконы, датированные 1410 годом. По некоторым данным они писались для иконостаса местного храма, однако по заключению современных исследователей ни одна из церквей не подходит по размерам. Условно их назвали «Звенигородский чин», «Апостол Михаил», «Спас», «Апостол Павел», и, несомненно, они могут принадлежать исключительно руке А. Рублева.

    Эти иконы в биографии Андрея Рублева стали новым подтверждение его таланта, способного собрать в единое целое и подчинить полной гармонии сиренево-розово-голубые цвета, который остался неповторимым на протяжении нескольких столетий. Светлые настроения как завершение творческих исканий Рублева воплотились в разнообразных образах этих творений, в которых мастер иконописи сделал обобщение различных размышлений о моральных ценностях каждого человека, принадлежащих его современникам.

    Самой интересной искусствоведы считают икону «Спас», хотя сохранилась она очень плохо, но лицо Иисуса Христа, наделенное славянскими чертами, просматривается хорошо. Христос смотрит внимательно очень спокойным проницательным взглядом. Весь его облик наполнен энергией, вниманием и благожелательностью.

    Читать еще:  Сущность сознания, его общественно-историческая природа. Структура сознания

    В иконе «Архангел Михаил» художник воспел лирические раздумья и мысли поэта. Хотя ангел и является небесным, а не телесным созданием, Рублев воплотил в нем всю земную красоту человека. Апостол Павел изображен иконописцем в виде философа-мыслителя, написан в мягкой серо-сиреневой гамме с голубыми тонами.

    Росписи собора Святой Троицы

    В это время татарский хан Едыгей собрал войско и пошел на Москву, которую взять он не смог. Однако попутно татары подожгли множество поселений и городов, не смогли спасти и Троицкий монастырь, где в эти годы служил игумен Никон. В последующие годы Никон приложил все усилия, чтобы восстановить монастырь, и в 1424-м взялся за строительство белокаменного храма, на которое и были приглашены для создания росписей Д. Черный и А. Рублев. Все работы в этом храме датированы 1425-1427 годами.

    Тогда же была написана и самая знаменитая в биографии Андрея Рублева икона «Троица». Она была частью иконостаса Троицкого собора в Сергиевом Посаде и считается самой совершенной в художественном отношении среди иконописных работ того времени. Художник отразил в ней понятие православной религии о триединстве Бога.

    История нахождения этой иконы очень интересна: несколько столетий она была на всеобщем обозрении, однако ее не замечали. Так случилось, что в 1575 году царь Иван Грозный сделал распоряжение закрыть ее окладом из золота, и были видны только лики, ступни и кисти рук. Затем в 1600 году Борис Годунов поменял оклад на новый, еще более роскошный. Во время замены икону для сохранения покрывали олифой, которая делала краски более яркими. С течением времени внешний слой стал темнеть, на него оседала копоть от свечей, попадал дым от ладана. Чтобы икона выглядела лучше, ее постоянно подновляли, накладывая сверху слои краски по контурам рисунка, а затем опять покрывали олифой. Скорее всего, икона со временем бы погибла, если бы не случай. В начале 20-го века реставраторы с помощью скальпеля соскоблили верхние слои, и их глазам открылось прекрасное творение великого иконописца.

    К числу сохранившихся до наших времен фресок Троицкого собора, по заключению искусствоведов, руке А. Рублева принадлежат «Крещение», «Архангел Михаил» и «Апостол Павел». По колориту и глубине содержания, по красоте и цветовой гамме они напоминают «Троицу».

    Последняя работа

    В конце 1420-х годов, завершив работы в соборе Св. Троицы, умер многолетний друг и соратник иконописца Даниил Черный и был похоронен здесь же. После этого А. Рублев возвращается в Москву для работы над росписями Спасского собора в Андрониковом монастыре, которую он успел закончить в 1428 году. По некоторым данным, он принимал участие и в его строительства. Эта работа стала последней в биографии Андрея Рублева.

    Умер знаменитый живописец в 1428 году в Москве во время эпидемии чумы, похоронен возле колокольни Андроникова монастыря. В 1988-м, в год тысячелетия крещения Руси, он был канонизирован Русской православной церковью.

    Фильм об Андрее Рублеве

    В биографии Андрея Рублева до сих множество черных пятен. По сути, точных данных о нем известно очень мало, кроме двух упоминаний в исторических источниках. Даже написание его знаменитой иконы «Троица» исследователи датируют двумя разными годами: 1411 или 1425-1427 гг.

    Одним из способов поведать миру об этом талантливом человеке, об эпохе, в которой он жил, о его творческих поисках и становлении как художника стал фильм-повествование, снятый в 60-е годы 20-го века знаменитым режиссером А. Тарковским. В нескольких новеллах фильм рисует картины средневековой Руси, повествует кратко о биографии Андрея Рублева, о его мировоззрениях и сомнениях, об его обете молчания, который он соблюдал 15 лет, и других интересных фактах из жизни иконописца.

    Источники:

    http://studwood.ru/575166/kulturologiya/uspenskiy_sobor
    http://bigenc.ru/fine_art/text/1822969
    http://www.syl.ru/article/319114/andrey-rublev-biografiya-i-tvorchestvo-ikonopistsa

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи на тему: