Сущность сознания, его общественно-историческая природа. Структура сознания

Сущность сознания, его общественно-историческая природа. Структура сознания

Доказан факт – зрительная память для гуманитарией – второй по важности навык в его профессиональной деятельности. Бесплатный тренажер “Тайная комната” помогает развитию данного навыка. По отзывам обучающихся – первые результаты видны через 3-5 занятий на тренежере.

Вся жизнедеятельность человека закрепляется в знаниях, нормах, оценках, традициях. В виде коллективных представлений и коллективного опыта она передается из поколения в поколение через прямое и опосредствованнное общение людей друг с другом. Индивидуальная психика приобщается к коллективным представлениям, формируется у человека под влиянием собственной деятельности и коллективного опыта. Вот почему сознание по своей природе социально. Человек как субъект сознания фиксирует свое отношение к действительности, ориентируясь на уже накопленный опыт культуры данного сообщества: производственный, нравственный, познавательный, а также опыт общения.

Ученые-материалисты утверждают, что человек рождается как биологическое существо без готовых идей, нравственных принципов, эстетических оценок и других духовных особенностей. Врожденные биологические черты, генетический код составляют лишь предпосылки социального развития личности, оказывают определенное влияние на характер, темперамент, здоровье человека. Сознание же, все духовные черты личности формируются только под влиянием взаимодействия с социальным миром. Чтобы пройти путь от первобытной обезьяны до разумного человека, понадобилось более 2,5 млн. лет. А чтобы подняться от костра пещер до атомной энергетики, космических полетов, компьютерной техники и химического синтеза полимеров — всего лишь 40 тыс. лет. Это объясняется тем, что прогресс человечества стал опираться не на биологические изменения, а на законы общественного развития.

Сознание человека не может проявиться вне общества, вне и независимо от него. Оно – функция, «свойство» не только индивида, но и общества как социальной формы движущейся материи. Биологическая эволюция создает лишь биологические предпосылки возможности появления человеческого сознания, которое действительным становится только в обществе. Вне общества нет и не может быть сознания. Становление человека и человеческого сознания предполагает, чтобы человек с детства, с момента своего появления на свет был включен в сложную ткань социальной жизни, в процесс усвоения им условий своей жизни. При этом среди социальных условий, которые активно формируют сознание человека, следует особо выделить подражание как активный процесс усвоения формирующейся личностью общечеловеческого совокупного опыта.

Если же человек с раннего детства лишен этого, то процесс формирования его сознания становится невозможным, о чем свидетельствуют многочисленные факты. Приведем лишь некоторые из них. В XVI веке индийский император Акбар поместил ради эксперимента группу детей из разных стран в башню, содержал их несколько лет вне человеческого общения. Затем комиссия должна была узнать, какую религию каждый из них исповедует. Кроме нечленораздельного мычания ничего добиться от них богословы не смогли. Мозг детей не был развит, время упущено невозвратно. В Германии в 1828 г. был обнаружен мальчик, Каспар Хаузер, который по неизвестным причинам был замурован в погреб и прожил там 1б лет. Он остался животным, человеческое сознание у него не развилось. В Индии в 1920 году были найдены две девочки Амала 7 лет и Камала 5 лет, которые выросли в логове волчицы. Первая из них вскоре умерла, вторая же прожила среди людей до 17 лет. Однако попытки обучить ее речи, прямой походке и другим формам человеческого поведения почти ни к чему не привели.

Напротив, дети, казалось бы, самой природой в большой степени лишены возможности «вхождения» в общество в силу значительной или даже полной потери зрения, слуха и речи, все же приобретают способность формировать в себе полноценные человеческие качества, включая сознание. Это происходит в тех случаях, когда удается найти способы связи их с социокультурной средой. Об этом свидетельствуют результаты поистине титанической работы, проводимой в Сергиево-Посадском специализированном интернате. Его воспитанники стали ученым, писателем, приобрели другие профессии, в том числе и с связанные с интеллектуальным трудом.

Читать еще:  Вот как они сами объясняют это. Отношение к женщине в иудаизме

Таким образом, общественно-исторический характер сознания обусловлен, во-первых, тем, что оно – продукт общества, т.е. материально-производственной, познавательной, художественно-эстетической и других видов деятельности общественного человека, всех предшествующих поколений людей. Во-вторых, тем, что оно формируется как отражение общественного бытия, реального процесса жизни людей. Даже природа становится объектом познания в той мере, в какой она очеловечивается, включается в сферу практической деятельности человека. В-третьих, оно существует в исторически сложившихся в процессе жизнедеятельности общества материальных формах естественных и искусственных языков, определенного понятийного аппарата, приемов и законов мышления, мыслительных операций. Наконец, в-четвертых, тем, что источником и основой функционирования сознания является общественно-историческая деятельность людей, практика. Оно единственно возможно в саморазвивающейся системе «общество – индивид». Человеческая деятельность (а она всегда носит общественный характер) есть универсальный способ существования сознания. Сознание, следовательно, с самого начала есть общественный продукт и останется им, пока вообще существуют люди.

Сущность, структура и природа сознания

С точки зрения современной науки сознание – это высшая форма (способ) психического отражения окружающего мира, присущая человеку как социокультурному существу. Можно также говорить, что сознание является свой­ством мозга, которое заключается в эмоционально-волевом и чувственно-рациональном отражении объективной действи­тельности. Это отражение носит активный, целенаправленный, обобщенный и оценочный характер, представляя собой един­ство «мирочувствия» и «мировидения». В своей действитель­ности сознание выступает как поток образов внешнего мира, существующих во внутреннем (духовном) мире человека и являющихся необходимым условием его предметно-практи­ческой деятельности, всей его жизни.

Сознание является субъективным образом объективного мира, до­стоянием индивида. На его основе формируется определенное отношение человека к окружающему миру и к другим людям. Сознание – это всегда и самосознание, т.е. выделение человеком себя из остального мира, осмысление им своей жизни, постанов­ка целей собственной деятельности. Сознание включает в себя и бессознательное, играющее специфическую роль в жизни чело­века. Ядром же сознания является знание, которое несет в себе разнообразные научные и иные сведения об окружающем мире. Источниками сознания являются окружающий человека мир (природные процессы и явления, социокультурная среда), собственный духовный опыт, а также деятельность мозга.

С точки зрения своей структуры сознание представляет единство психических способностей, процессов и состоя­ний, в которых отражается окружающий мир. Эта структура включает в себя:

– ощущения, восприятия и представления, несущие в себе простейшую информацию о внешнем мире;

– субъективные эмоционально-психологические пережи­вания, в которых выражено отношение к миру (радость, пе­чаль, восторг и т.п.);

– понятия, идеи и иные формы логической (рациональной) деятельности, которые обобщают опыт отражения;

– ценностные определения окружающего мира, т.е. восприя­тие его с точки зрения значения для человека;

– волевые процессы, устремленность к целям своей деятель­ности;

– память, т.е. способность хранить и воспроизводить инфор­мацию;

– бессознательное, включая и интуицию как «скрытое» со­знание.

Сознание – это не только знание о мире, но и боль о мире, страдание человека по нему, переживание его. Оно есть не только орудие познания, но и тяжесть, бремя креста. Сознание не позволяет человеку выйти из мира и равнодушно отвернуться от него. Оно несет с собой грусть и тоску о мире, открывает бес­конечный трагизм существования человека в этом мире, его неизбежную смерть.

Структура сознания, таким образом, являет собой единство чувственно-эмоционального и понятийно-рационального на­чал. Это единство закреплено дихотомией человеческого моз­га – наличием в нем двух полушарий (левое и правое), которые различаются по своим функциям.

Читать еще:  Новолуние в сентябре.

Природа сознанияхарактеризуется следующими моментами:

Первое. Сознание вторично. Это означает, прежде всего, что оно есть результат длительной эволюции живой природы и совер­шенствования форм отражения в ней. Во-вторых, содержание сознания (ощущения и чувства, образы, мысли и т.д.) обуслов­лено воздействием внешнего мира, «взято» у него в ходе ак­тивной практики человека. Сознание всегда конкретно – исторично, т.е. непосред­ственно зависит от характера и содержания эпохи. Можно для примера сравнить сознание первобытного дикаря и современ­ного человека: дистанция в данном случае огромного размера.

Второе. Сознание социально, т.е. формируется и проявляет себя только в рамках совместной деятельности людей. По сло­вам К. Маркса, сознание «с самого начала есть общественный продукт и остается им, пока вообще существуют люди». Пра­воту этого тезиса подтверждает история с известным литера­турным персонажем Робинзоном Крузо из романа английско­го писателя Д. Дефо. Чтобы сохранить свой человеческий облик (в социальном и духовном смысле), Робинзону понадобился Пятница как соратник в его жизни.

Третье. Сознание субъективно, т.е. его характеристики во многом определяются индивидуальными качествами челове­ка как субъекта духовной жизни (возраст, пол, социальный статус, имущественное положение и др.). Все это активно вли­яет на стиль мышления, особенности восприятия мира (напри­мер, типы темперамента), на соотношение эмоционального и рационального в возникающих образах. Сознание – это та ре­альность, которая существует только в нас и только вместе с нами, а не независимо от нас. Оно всегда является обобщением собственного опыта индивида, его страданий, радостей и огор­чений.

Четвертое. Сознание – это всегда деятельность, в данном слу­чае рефлексивная (отражательная). В своей действительности отражение человеком внешнего мира требует напряжения не только физических, но и духовных сил – работы органов чувств и сердца, разума человека, осмысления и переосмысления накоп­ленного опыта. Сознание как рефлексия существует в разных формах – в форме науки, религии, философии, искусства и т.д.

Пятое. Сознание имеет предметно-практическую природу. Это означает, что сознание постоянно проявляет себя в актах и продуктах деятельности человека. Оно обнаруживает себя в процессе опредмечивания, т.е. превращения субъективной ре­альности в реальность объективную, материальную (сделанные вещи, поступки человека). Опредмечивание – это воплощение человеком своего «Я» путем создания нового мира в ходе прак­тики в различных ее формах. В этом мире сознание и «угаса­ет», переходя в иную – вещественную – форму. Напротив, по мере распредмечивания человек извлекает тот смысл и опыт, который как бы «спрятан» в предметах (например, в книгах), и присваивает его себе.

Социальная сущность и природа сознания состоят также и в том, что его субъектом является человек, действующий не в одиночку, а коллективно – как общественное существо. Чело­век формирует свое сознание лишь по мере включения в мир культуры, которая является воплощением и хранителем опы­та человечества. Вот почему самоизоляция и одиночество че­ловека – это всегда отрыв от тех истоков и импульсов, которые питают его духовный мир.

Непосредственным носителем сознания является индивид (отдельный человек). Духовный мир индивида неповторим, та­инствен, а нередко и вовсе не поддается разгадке. «Человечес­кий череп, – писал Маркс, – есть неприступная крепость». Вот почему воспитание человека представляет собой очень большую сложность, ведь к каждому воспитуемому необходимо найти и применить индивидуальный подход, учитывать его жизненный опыт, состояние души и многие другие обстоятельства. Но все-таки сознание отдельных людей благодаря языку мо­жет стать достоянием всего общества. В таком случае формиру­ется общественное сознание – совместные формы отражатель­ной деятельности, некий коллективный разум в различных его формах (наука, религия, мораль, искусство и др.). Обществен­ное сознание имеет сложную структуру и является весьма ак­тивным фактором исторического и культурного процесса.

Сущность сознания. Его общественно – историческая природа. Сознание и язык

Для возникновения сознания необходимы были как биологические так и социальные предпосылки, которые рассматриваются в эволюционических теориях происхождения человека. Наибольшим признанием используется трудовая теория антропогенеза, в которой труд рассматривается в единстве с природными факторами происхождения человека.

Читать еще:  Как раскрыть в себе сердечную чакру. Кундалини йога от Майи Файнс

Только социальные условия могли сыграть решающую роль в эволюции обезьяны в человека. Это:

Труд и трудовой процесс, начиная с использованием предметов природы в качестве орудий труда, и заканчивая изготовлением их в совместном труде и общении.

Членораздельная речь, для передачи информации при труде и общении, формирование языка.

Жизнь в коллективе, совместная деятельность в общине, в голове формируется план действий. Биологическая форма человека и найденный способ взаимодействия со средой – друг на друга оказывая взаимное влияние.

Т.о. сознание – историческое образование, появляется как развитие присущего материи свойства отражения; высшая форма отражения действительности, присущая человеку как особым образом организованной материи, функция его мозга, связана с биологическими предпосылками и социальными условиями.

Ленин: Сознание – субъективный образ объективного мира

Сознание, являясь идеальным существует только в материальной форме своего выражения – языке. Сознание и язык одновременно едины и различаются. Нет языка без мышления, мышления – без языка. Однако, структура мышления и структура языка различны. Ведь, законы мышления едины для всех, а язык национален. Вся его жизнь возможна, как социальная совместная деятельность. А для такого способа жизни необходим язык. Он и возникает как средство человеческой деятельности, общения, управления, познания и самопознания. Осуществляя речевую деятельность человек мыслит, мысля, оформляет мысль в слове. Таким образом, речь, как и орудия труда, это важнейший фактор формирования сознания, человека и его мира. А Язык – есть символическое выражение в звуке и письме психической жизни человека. Проблема языка сравнительно недавно появилась в философии, но исследователи уже разошлись во мнениях по поводу его сущности. Первая позиция, сформулированная еще Гегелем, заключается в понимании языка как объективированного мышления. Вторая позиция, выдвинутая Марксом, а позднее подтвержденная практическими достижениями лингвистики, лингвистического анализа, заключается в нижеследующем: “. язык, – пишет Маркс, – практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание. ”

Сознание выступает в качестве интеллектуальной деятельности субъекта поскольку человек помимо активного отражения – связывает новые впечатления с прежним опытом, эмоционально оценивает действительность.

К самосознанию человек приходит только через социализацию. Человек осознает себя через осознание собственной деятельности, в процессе самосознания человек становится личностью и осознает себя как личность. Такое представление самосознания как внутренне положенное в сознании свидетельствует о рефлексивной функции его по отношению к сознанию.

Исходя из рассмотренного представления сознания можно выделить функции сознания:

Прогноза, предвидения, целепологания

Доказательства истинности знания

1. Обобщенное видение действительности

2. Связано с гносеологией

3. Опосредованное отражение действительности через речь

4. Способность к абстрактному мышлению

5. Оценочно-избирательное отражение действительности

6. Способность к самосознанию

Т.о. сознание – высшая, содейственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении мира в субъективных образах и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действии и предвидении их результатов, в разумном регулировании и само контролировании поведения человека; это способ существования идеального.

1. Сознание – Специфический способ ориентации человека в окружающем мире, продукт общественного развития.

2. Сознание – результат развития материи, является атрибутом социальной формы материи – человека.

3. Сознание – субъективный образ объективного мира

4. Сознание – продукт и творец культуры, имеет структуру и функции.

Источники:

http://filosofedu.ru/index.php/lekcii-po-filosofii-otvety-na-voprosy/415-obshhestvenno-istoricheskaja-sushhnost-soznanija
http://studopedia.ru/10_113370_sushchnost-struktura-i-priroda-soznaniya.html
http://studbooks.net/1195748/filosofiya/suschnost_soznaniya_obschestvenno_istoricheskaya_priroda_soznanie_yazyk

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: