Участники всеправославного собора съедутся на крит.

Всеправославный собор на Крите под угрозой срыва. Главное о большом церковном скандале

10 июня 2016 в 00:03
Meduza

Всеправославный собор на Крите, подготовка к которому шла около полувека, под угрозой срыва. В частности, на Крит может не приехать Русская православная церковь: по некоторым принципиальным вопросам у нее обнаружились серьезные расхождения с другими православными церквями. «Медуза» попросила доктора философии, старшего преподавателя Стокгольмской школы теологии, архимандрита Кирилла (Говоруна) рассказать, что это за собор, какие разногласия есть у православных церквей и почему все это важно.

Патриарх Константинопольский Варфоломей. Фото: Reuters

Что такое Собор? Это просто собрание руководителей — что-то типа «Большой семерки»?

Нет, Собор для Церкви — это гораздо важнее. В православной традиции соборы считаются высшей вероучительной, административной и судебной инстанцией. Они избирают и низлагают патриархов, принимают или изменяют формулировки веры, являются последней инстанцией в решении всех церковных вопросов. В древние времена епископы избирались простыми членами Церкви и поэтому могли представлять их на церковных собраниях — приблизительно так же, как сейчас депутаты парламентов представляют своих избирателей. В некоторых Церквах, например Кипрской, народ до сих пор избирает епископов на общих выборах.

Сейчас в большинстве Церквей народ не избирает епископов, но все равно считается, что они представляют свою епархию и в качестве ее представителей участвуют в соборах. Решения на соборах принимаются голосованием. Чтобы решение было принято, нужно, чтобы за него проголосовало большинство участников. Если решение принято, оно становится обязательным для всей Церкви.

Собор на Крите будет каким-то особенным? Почему ему уделяют столько внимания?

Соборы бывают региональными и общецерковными. Первые созываются относительно часто, но Собор на Крите — общецерковный. В таком формате церковные соборы не собирались уже много столетий. Сначала этому мешало то, что многие восточные Церкви находились на территории мусульманской Османской империи. Позже препятствием стало разделение мира на социалистический и капиталистический блоки. Только в наше время появился шанс провести общеправославный собор.

А почему Собор проводится на Крите? Это какое-то особенное место?

Большинство общецерковных соборов древности проводились в Константинополе или его окрестностях, потому что он был столицей Римской империи вплоть до взятия его турками-османами в 1453 году. Нынешний Собор тоже планировали провести в Стамбуле, но после того, как турецкие ВВС в ноябре 2015 года сбили российский истребитель, Московский патриарх Кирилл настоял, чтобы Собор был перенесен в другое место. Так был выбран Крит, который хоть и входит в состав Греции на политической карте, в церковном отношении подчиняется Константинопольскому патриарху.

А что, Константинопольский патриарх — самый главный?

Нет, он лишь первый среди равных. Поэтому Константинопольский патриарх будет председательствовать на Соборе и модерировать его. Считается, что все православные Церкви (их насчитывается 15) равны между собой, хотя они и занесены в список («диптих») Церквей в некотором порядке. РПЦ в этом списке занимает пятое место, перед ней идут более древние Церкви Константинополя, Александрии, Антиохии и Иерусалима. Патриарх Кирилл перед Собором настаивал на том, чтобы рассадка была такой, чтобы подчеркнуть равенство Церквей.

Неправославные Церкви могут принимать участие в Критском соборе?

Только на правах наблюдателей. Ожидается, что Собор среди прочего будет обсуждать то, как православные должны относиться к другим христианам. Этот вопрос вызвал больше всего споров в Церквах в преддверии собора. Некоторые Церкви даже отказались участвовать в Соборе или угрожают не приехать, если их позиция не будет принята. Как правило, это позиция радикально-консервативная, которая не признает, что неправославные Церкви являются Церковью в каком-либо смысле.

Еще один важный предмет для споров между православными Церквами — территориальные претензии друг к другу. Если говорить совсем светским языком, многие поместные Церкви отстаивают прежде всего свои корпоративные интересы, принося им в жертву интересы общецерковные и общехристианские.

Что будет, если некоторые Церкви не приедут на Крит?

Собор либо отменят, либо он состоится в урезанном виде. Такие соборы уже проводились в относительно недавнем прошлом. Например, как общеправославный задумывался Собор в Константинополе в 1872 году, который имел дело с расколом Болгарской церкви, а также Московский собор 1948 года, посвященный 500-летию независимости Русской православной церкви.

Это плохо для Православной церкви? Собор и так не собирался много веков, может, еще подождать?

Если Собор не состоится или состоится в урезанном виде, это перечеркнет более 50 лет подготовки к нему. Старт предсоборного процесса был дан еще в 1961 году на Всеправославном совещании на греческом острове Родос. Кроме того, это значительно повредит репутации Православной церкви среди других христиан, а также станет испытанием для самой православной идентичности. Дело в том, что мы, православные, определяем соборность как черту, отличающую нас от других христианских конфессий. То есть способность проводить соборы и воплощать их решения в жизнь — это основа нашей идентичности. Неспособность провести общеправославный Собор будет ударом по ней.

Почему мы не едем на Крит

На 19 июня текущего года на Крите было запланировано открытие Всеправославного Собора. Теперь уже ясно, что высокое собрание православных епископов некоторых поместных Православных Церквей, которые там, возможно, соберутся, Всеправославным назвать никак не получится. От участия в нем отказались Болгарская, Грузинская и Антиохийская Православные Церкви. Сербская предложила перенести Собор на другое время, а тем временем решить возникшие проблемы. С подобной инициативой выступил и Московский Патриархат. В противном случае наша делегация также не сможет участвовать в критском Соборе — именно такое решение принял в понедельник собравшийся на экстренное заседание Священный Синод Русской Православной Церкви.

Читать еще:  Ульяна лев характеристика. Значение имени: Ульяна

Как сложилась такая ситуация и в чем причины отказа от участия целого ряда Православных Церквей в Соборе, в подготовку которого все Поместные Церкви вкладывали усилия на протяжении более чем полувека, надеясь увидеть в нем торжество братской любви?

Начну с необходимой констатации: Соборы — это норма церковной жизни. Каждая Поместная Церковь регулярно проводит Соборы, решающие вопросы ее внутрицерковной жизни и отношений с другими Церквами. Где-то, в зависимости от сложившейся традиции, в них принимают участие только архиереи, где-то, кроме архиереев, — священнослужители, монашествующие, миряне…

Идея созвать Всеправославный Собор, в котором бы приняли участие все Поместные или автокефальные (административно независимые друг от друга, но находящиеся в евхаристическом общении) Православные Церкви, родилась в начале 60-х годов ХХ века и была продиктована прежде всего желанием засвидетельствовать единство Вселенского Православия. Вместе с тем Соборы такого масштаба не проводились уже более тысячи лет, и за это время успело накопиться немалое количество содержательных вопросов, требующих обсуждения. Да и регламент созыва и проведения таких встреч в современных условиях требовал тщательной подготовки — в подобных вопросах мелочей не бывает.

Русская Православная Церковь в самого начала принимала активнейшее участие в предсоборной работе, которую тогда возглавлял митрополит Никодим (Ротов), чьим секретарем в свое время был Святейший Патриарх Кирилл. В 1960-х на повестку дня готовящегося Собора предполагалось вынести целых сто тем. И нашей Церковью все эти темы были полностью отработаны. Русская Церковь, кстати, была единственной, кто столь содержательно потрудился над каждой из них. К сожалению, к концу 1970-х годов перечень вопросов для рассмотрения на Соборе был сокращен до… десяти. Такое радикальное изменение не могло радовать Московский Патриархат, но стремление провести все-таки Великий Собор и продемонстрировать единство Православия было сильнее.

На протяжении последующих лет неоднократно возникали все новые препятствия и паузы в предсоборной работе, связанные с различными обстоятельствами как международного, так и непосредственно межправославного взаимодействия, поэтому прошедшие 55 лет нельзя назвать годами непрерывной подготовки Собора. Что касается тем, то их на повестке дня осталось всего шесть. Поскольку все они формулировались еще в 1960-е годы, назвать их наиболее актуальными и насущными сегодня нет возможности. Да, в их число входят важные (и, кстати, вызвавшие больше всего споров) «Миссия Церкви в современном мире» и«Отношение Православной Церкви с остальным христианским миром». Однако среди тем нет таких актуальных вопросов, как гонения на христиан в современном мире, кризис семьи, биоэтика…

Кстати, о спорах: проекты шести документов были опубликованы после предварительного утверждения их главами Церквей в январе этого года. Опубликованы по настоянию Русской Церкви — для обсуждения в Поместных Церквах. Это обсуждение показало, что тексты далеко не идеальны: целый ряд Церквей, включая Русскую, направил свои поправки, которые планировалось обсудить и по возможности внести до Собора — регламент исключает соборную дискуссию. Подобная ситуация с темами также вызывала много споров и вопросов, но и здесь Русская Церковь попыталась гармонизировать разные подходы и услышать всех. Все для того, чтобы Собор мог состояться.

Наша Церковь активно участвовала в обсуждении формата готовящего мероприятия. Например, мы предлагали, чтобы в Соборе — раз уж он должен был стать первым такого масштаба событием за многие столетия — приняли участие все епископы всех Православных Церквей, каковых сегодня насчитывается около 700 человек. К сожалению, эта инициатива не нашла поддержки. Единственное, чего удалось достичь благодаря предложениям Русской Церкви, — расширить состав делегаций до 24 членов плюс Предстоятель Церкви вместо 12 изначально планировавшихся.

Таким образом, в процессе предсоборной подготовки мы проявляли гибкость, шли навстречу пожеланиям собратьев из других Церквей, будучи движимы духом православного единства и солидарности и понимая, что Церкви веками существуют в разных исторических и общественных условиях, которые нельзя не учитывать. В общем, делали все, чтобы состоялся Всеправославный Собор.

Решение Синода Болгарской Православной Церкви от 1 июня об отказе участвовать в Соборе на Крите поставило под сомнение его проведение и всеправославный статус. Среди причин вновь были названы отсутствие в повестке дня готовящегося Собора действительно актуальных и требующих оперативного обсуждения тем, разногласия Церквей по предварительно одобренным проектам документов, невозможность, согласно принятому регламенту, редактировать тексты в ходе работы Собора и др.

Московский Патриархат и в этой ситуации приложил все усилия для благополучного разрешения возникшего кризиса: Синод Русской Церкви на заседании 3 июня предложил созвать и провести экстренное Всеправославное предсоборное совещание, чтобы рассмотреть сложившуюся ситуацию и согласовать проекты документов. Такое предложение было, пожалуй, единственным реалистичным вариантом выхода из тупика, в который заходила подготовка Собора. Однако наше предложение Константинопольским Патриархатом было проигнорировано. Вслед за этим решением Фанара последовали отказы принимать участие в Соборе со стороны Антиохийского Патриархата и Грузинской Церкви, а Синод Сербской Церкви предложил Собор перенести.

Сложившаяся ситуация, в отличие от иных вышеописанных дискуссионных тем, исключает любую возможность компромисса: либо в Соборе участвуют все Церкви, либо он не является Всеправославным — tertium non datur. Неготовность Константинопольского Патриархата вступить в диалог с Церквами, по важным для них причинам отказавшимися от участия в Соборе, нежелание рассматривать предложения по урегулированию ситуации неизбежно, но предсказуемо понижает статус критской встречи, если она все же состоится, до межправославного совещания, а также ставит вопрос об обязательности принятых там решений для всех Православных Церквей.

И все же нет нужды преждевременно хоронить единство православного мира. Тысяча лет перерыва — немалый срок, поэтому говорить следует не о смерти соборности (как некоторые поторопились), а о поиске механизмов ее реализации. Пока нет причин драматизировать сложившуюся ситуацию: препятствия, возникшие на пути Собора, серьезны, но при наличии доброй воли и внимательности к озабоченностям всех Церквей могут быть разрешены. Ведь на сегодня нет ни одной Православной Церкви, принципиально выступающей против восстановления роли Соборов как нормы межправославного общения. Проведение Всеправославного Собора в будущем не только важно, но вполне возможно. Было бы желание. У Русской Церкви такое желание есть.

Читать еще:  Нумерология - наука о числах. Нумерология знаменитостей

КРИТСКИЙ СОБОР 2016

Святой и Великий Собор десяти автокефальных Православных Церквей на острове Крит, Греция, проходивший с 16 по 27 июня 2016 года под председательством патриарха Константинопольского Варфоломея

  • Официальный сайт Собора: https://www.holycouncil.org/
  • Пресс-офис Собора на официальном портале Константинопольской Церкви: https://www.orthodoxcouncil.org/home

Подготовка

Собор стал частичным претворением в жизнь планов по созыву Всеправославного Собора (см. подробнее). Из-за проявления серьёзных противоречий между автокефальными Православными Церквами и невозможности в срок провести дополнительные совещания для их разрешения, в течение июня 2016 года Болгарская, Антиохийская, Грузинская и Русская Церкви одна за другой отказались от участия в намеченном Соборе. Возглавлявшая процесс подготовки Собора Константинопольская Церковь отказалась отступать от намеченного графика и 16 июня Собор всё же открылся, но в неполном составе, утратив возможность называться “Всеправославным”.

Состав и регламент

Участницами Собора должны были стать все 14 взаимопризнанных поместных автокефальных Православных Церквей, но представленными оказались лишь 10: Константинопольская, Александрийская, Иерусалимская, Сербская, Румынская, Кипрская, Элладская, Албанская, Польская и Чешских земель и Словакии; частично признанная Православная Церковь в Америке приглашения на Собор не получила. Кроме предстоятелей и делегатов-архиереев (24 или менее от каждой Церкви), от поместных Церквей допускалось прибытие специальных консультантов: клириков, монахов или мирян (“как правило”, не более 6), а также 3-х человек вспомогательного персонала. Также ожидалось прибытие неправославных наблюдателей, допускаемых на открытие и закрытие Собора.

  • От Константинопольской Церкви согласно объявлению от 26 мая 2016 года в состав соборной делегации были включены:
    • Варфоломей (Архондонис), архиеп. Константинополя – Нового Рима и Вселенский патриарх; Лев (Макконен), архиеп. Карельский и всей Финляндии; Стефан (Харалампидис), митр. Таллинский и всея Эстонии; Иоанн (Зизиулас), старец-митр. Пергамский; Димитрий (Тракателлис), старец-архиеп. Американский; Августин (Лабардакис), митр. Германский; Ириней (Афанасиадис), архиеп. Критский; Исаия (Хронопулос), митр. Денверский; Алексий (Панайотопулос), митр. Атлантский; Иаков (Софрониадис), митр. Принцевых островов; Иосиф (Харкиолакис), митр. Приконнисский; Мелитон (Карас), митр. Филадельфийский; Еммануил (Адамакис), митр. Французский; Никита (Лулиас), митр. Дарданелльский; Николай (Писсарис), митр. Детройтский; Герасим (Михалиас), митр. Сан-Францисский; Амфилохий (Андроникакис), митр. Кисамский; Амвросий (Зографос), митр. Корейский; Максим (Вгенопулос), митр. Силиврийский; Амфилохий (Стергиу), митр. Адрианопольский; Каллист (Уэр), митр. Диоклейский; Антоний (Щерба), митр. Иерапольский; Иов (Геча), архиеп. Телмесский; Иоанн (Реннето), архиеп. Хариопольский; Григорий (Тацис), еп. Нисский [1].
  • От Сербской Церкви согласно публикации на официальном сайте Церкви от 16 июня 2016 года в состав соборной делегации были включены:
    • Ириней (Гаврилович), архиеп. Печский, митр. Белградский и Карловацкий, патриарх Сербский; Иоанн (Вранишковский), архиеп. Охридский, митр. Скопийский; Амфилохий (Радович), архиеп. Цетиньский, митр. Черногорский; Порфирий (Перич), митр. Загребско-Люблянский; Василий (Вадич), еп. Сремский; Лукиан (Пантелич), еп. Будимский; Лонгин (Крчо), еп. Новограчаницкий; Ириней (Булович), еп. Бачский; Хризостом (Евич), еп. Зворницкий; Иустин (Стефанович), еп. Жичский; Пахомий (Гачич), еп. Враньский; Иоанн (Младенович), еп. Шумадийский; Игнатий (Мидич), еп. Браничевский; Фотий (Сладоевич), еп. Далматинский; Афанасий (Ракита), еп. Бихачский; Иоанникий (Мичович), еп. Будимлянский; Григорий (Дурич), еп. Захолмский; Милутин (Кнежевич), еп. Валевский; Максим (Василиевич), еп. Западно-Американский; Ириней (Добриевич), еп. Австралийско-Новозеландский; Давид (Перович), еп. Крушевацкий; Иоанн (Чулибрк), еп. Славонский; Андрей (Чилерджич), еп. Австрийско-Швейцарский; Сергий (Каранович), еп. Франкфуртский; Иларион (Голубович), еп. Тимокский [2]
  • От Румынской Церкви Синодальным решением от 7 июня 2016 года в состав соборной делегации были включены:
    • Даниил (Чоботя), архиеп. Бухарестский, митр. Мунтенский, патриарх Румынский; Феофан (Саву), архиеп. Ясский, митр. Молдавский; Лаврентий (Стреза), архиеп. Сибиуский, митр. Трансильванский; Андрей (Андрейкуц), архиеп. Вадский, митр. Клужский; Ириней (Попа), архиеп. Крайовский, митр. Олтенийский; Иоанн (Сележан), архиеп. Тимишоарский, митр. Банатский; Иосиф (Поп), архиеп. Западно-Европейский, митр.; Серафим (Жоантэ), архиеп. Берлинский, митр. Германский; Нифонт (Михэйцэ), архиеп. Тырговиштский, почетн. митр.; Ириней (Поп), архиеп. Алба-Юльский; Варсонофий (Годжеску), архиеп. Рымникский; Иоаким (Джосану), архиеп. Романский; Кассиан (Крэчун), архиеп. Нижне-Дунайский; Тимофей (Севичу), архиеп. Арадский; Николай (Кондря), архиеп. Американский; Софроний (Дринчек), еп. Орадийский; Никодим (Николэеску), еп. Северинский; Виссарион (Бэлцат), еп. Тулчинский; Петроний (Флоря), еп. Сэлажский; Силуан (Мэнуилэ), еп. Дьюлский; Силуан (Шпан), еп. Итальянский; Тимофей (Лауран), еп. Испанский; Макарий (Дрэгой), еп. Северо-Европейский; Варлаам (Мертикарю), еп. Плоештский; Емилиан (Никэ), еп. Ловиштенский [3]
  • От Элладской Церкви Синодальным решением от 8 марта 2016 года в состав соборной делегации были включены:
    • Иероним II (Лиапис), архиеп. Афинский и всей Эллады; Герман (Параскевопулос), митр. Илийский; Александр (Пападопулос), митр. Мантинийский; Игнатий (Алексиу), митр. Артский; Игнатий (Лаппас), митр. Ларисский; Алексий (Врионис), митр. Никейский; Иерофей (Влахос), митр. Навпактскиий; Евсевий (Пистолис), митр. Самосский; Серафим (Папакостас), митр. Касторийский; Феоклит (Пассалис), митр. Флоринский; Никодим (Коракис), митр. Кассандрийский; Феолог (Апостолидис), митр. Серрский; Макарий (Филофеу), митр. Сидирокастрский; Прокопий (Цакумакас), митр. Филиппийский; Хризостом (Зафирис), митр. Перистерийский; Дамаскин (Карпафакис), митр. Дидимотихский; Игнатий (Георгакопулос), митр. Димитриадский; Ефрем (Стенакис), митр. Идрский; Хризостом (Савватос), митр. Мессинийский; Афинагор (Дикеакос), митр. Илионский; Кирилл (Мисиакулис), митр. Кифиссийский; Иоанн (Тассиас), митр. Ланкадасский; Хризостом (Циригас), митр. Никопольский; Феоклит (Афанасопулос), митр. Иерисский; Гавриил (Папаниколау), митр. Новоионийский [4].
  • От Польской Церкви согласно публикации на официальном сайте Церкви от 18 июня 2016 года в состав соборной делегации вошли:
    • Савва (Грыцуняк), митр. Варшавский и всей Польши; Симон (Романчук), архиеп. Лодзинский; Авель (Поплавский), архиеп. Люблинский; Иаков (Костючук), архиеп. Белостокский; Георгий (Паньковский), еп. Семятычский; Паисий (Мартынюк), еп. Горлицкий [5]
  • От Чехословацкой Церкви согласно публикации на официальном сайте Пражской епархии от 16 июня 2016 года в состав соборной делегации вошли:
    • Ростислав (Гонт), архиеп. Прешовский, митр. Чешских земель и Словакии; Михаил (Дандар), архиеп. Пражский; Исаия (Сланинка), еп. Шумперкский [6]
Читать еще:  Как правильно держать пост православный. Действия, наполняющие организм

Основные моменты регламента Собора были согласованы на собрании предстоятелей автокефальных Церквей в Стамбуле 5-9 марта 2014 года. Председательствовать на Всеправославном Соборе было поручено Константинопольскому патриарху, а его собратья-предстоятели должны были сесть справа и слева от него. Принцип консенсуса, на основании которого принимались решения в рамках всего подготовительного предсоборного процесса, был утверждён и для самого Собора. Делегация каждой автокефальной Церкви на Соборе должна была состоять из предстоятеля и не более, чем 24 архиереев; в случае если архиереев меньше – из предстоятеля и всех архиереев Церкви. Каждая автокефальная Церковь была наделена одним голосом [7]. Принятый собранием предстоятелей и представителей поместных Церквей в Шамбези 21-28 января 2016 года “Регламент организации и работы Святого и Великого Собора Православной Церкви” разработал и уточнил эти основные моменты. В частности, было оговорено присутствие консультантов и вспомогательного персонала; учреждён всеправославный Секретариат Собора; определён порядок работы; предусмотрена возможность отдельных архиереев голосовать несогласно с большинством свой автокефальной Церкви, в каковом случае “оценка такого несогласия является внутренним делом той автокефальной Церкви, к которой принадлежат архиереи” [8].

Торжественные богослужения в начале Собора проведены в Ираклионе: вечернее богослужение – 18 июня в соборе святого Тита, Божественная литургия – 19 июня, в день Сошествия Святого Духа на апостолов, в соборе святого Мины. Заседания начались с 20 июня, в Критской духовной академии в Колимвари [9].

Деяния Собора

Несколько иерархов отказались поставить подписи под итоговыми документами Собора. Не подписали текст “Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром” митрополиты Лимасольский Афанасий (Николау) [10], Морфский Неофит (Масурас) [11] (Кипрская Православная Церковь), митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий (Радович) [12], епископ Бачский Ириней (Булович) [13] (Сербская Православная Церковь) и митрополит Навпактский Иерофей (Влахос) (Элладская Православная Церковь). Последний также выразил свое несогласие с текстами “Миссия Православной Церкви в современном мире” и “Таинство брака и препятствия к нему”, эти документы были подписаны им с оговорками [14].

В греческих СМИ среди тех, кто не подписал текст “Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром” также названы Амафунтский Николай (Тимиадис), Лидрский Епифаний (Махериотис), Неапольский Порфирий (Махериотис) (Кипрская Православная Церковь). Эти иерархи пока не подтвердили и не опровергли факт отказа от подписи под соборными документами.

Ранее сообщалось, что среди тех, кто отказался подписать текст “Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром”, был митрополит Константийский Василий (Караяннис), однако владыка выступил с публичным опровержением этих публикаций [15].

К сожалению, публикации принятых документов на официальном сайте собора, не позволяют понять, подписывал ли тот или иной его участник конкретный документ. Под каждым из опубликованных в электронном виде документов стоят имена всех без исключения участников собрания. Сканы оригиналов подписей документов отсутствуют. Оригиналы подписей и самих документов не представлены не на одном из ресурсов СМИ, где опубликованы принятые документы.

Оценки Собора

Священный Синод Антиохийской Православной Церкви на заседании с 25 мая по 27 июня 2016 года отверг авторитет состоявшегося на Крите Собора и принял следующие решения:

  • Рассматривать встречу на Крите в качестве предварительного совещания Всеправославного Великого Собора и, следовательно, считать, что принятые на Крите документы не являются окончательными, но открыты для обсуждения и внесения изменений, когда будет созван Великий Собор Православной Церкви с присутствием и участием всех Поместных Православных Церквей.
  • Отказаться от признания соборного характера за любом православным собранием, в котором участвуют не все автокефальные Православные Церкви, чтобы гарантировать, что принцип единогласия по-прежнему является основным правилом, которое регулирует межправославные отношения. Антиохийская Церковь, таким образом, отвергает авторитет Критского собрания как “Великого и Всеправославного Собора” или “Святого и Великого Собора”.
  • Подчеркнуть, что все решения, принятые Ассамблеей на Крите, в любом случае не являются обязательными для Патриархата Антиохии и всего Востока [16].

Епископ Бачский Ириней (Булович) (Сербская Православная Церковь) в открытом письме после Собора заявил:

Священный Синод Русской Православной Церкви в своем решении от 15 июля 2016 года признал Собор на Крите важным событием, но отметил, что он не может рассматриваться как Всеправославный. В решении Синода подчеркнуто, что основу общеправославного сотрудничества на протяжении всего соборного процесса составлял принцип консенсуса, в то время как проведение Собора при отсутствии согласия со стороны ряда автокефальных Православных Церквей нарушает этот принцип [17].

29 ноября 2016 года Св. Синод Болгарской Православной Церкви принял Определение по Собору на Крите (2016 г.) и тексту “Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром”, в котором подверг серьезной критике указанный документ и сам Собор. В частности, в тексте Определения отмечено:

  1. Проведенный на о. Крит собор не является ни Великим, ни Святым, ни Всеправославным, как по причине неучастия в нем ряда Поместных автокефальных Церквей, так и из-за допущенных организационных и богословских ошибок. Невзирая на это, мы уважаем и ценим усилия всех организаторов и участников его проведения.
  2. Внимательное исследование документов, принятых на соборе на о. Крит, приводит нас к выводу, что некоторые из них содержат несоответствия с православным церковным учением, с догматическим и каноническим преданием Церкви, с духом и буквой Вселенских и Поместных Соборов.
  3. Принятые на острове Крит документы подлежат дальнейшему богословскому обсуждению с целью исправления, редактирования, корректирования или замены на другие (новые документы) в духе и предании Церкви.

Источники:

http://news.tut.by/world/499919.html
http://pravoslavie.ru/94297.html
http://drevo-info.ru/articles/13674873.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: