Три века истории человечества по лукрецию кару. Философ тит лукреций кар

Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Философия – рефераты, презантации, шпаргалки, лекции, семинары

Философия Тит Лукреция Кара

Тит Лукреций Кар (ок. 99 – 55 до н. Н.э.), вероятно, принадлежал к высшим слоям римского общества времен Суллы, но о его жизни и деятельности до нас дошло мало сведений. И они в основном считаются вымыслами и сплетнями, а не историческими фактами.

Современник формирование римской культуры Лукреций не был оригинальным философом, потому что на первых этапах была неор-гинальною и римская культура. Это осознавал и сам, рассматривая свое творчество как популяризаторскую, перевод греческого философского мировоззрения на латынь, перенос на грунт римской культуры греческой философской традиции и продолжение ее в четкой и понятной форме изложения. Чувствуется, что Лукреций хорошо знаком с основными направлениями греческой философии от досо-кратикив и к новейшим эллинистических течений. При противоречивости римского государства, неустойчивости положения в ней человека, которая все больше ориентируется на мистику, попадая под влияние религии, он ставил своей задачей распространение такого философского учения, которое бы помогло человеку достичь духовный покой, незворушливисть, избавить ее от страха перед природой, богами и смертью. Поэтому Лукреций обходит молчанием взгляды софистов, Сократа, Платона, Аристотеля, стоиков, не признает учения Гераклита. С он относился к Эмпедокла и Анаксагора, но считал их взгляды ограниченными, потому, признавая движение, они не допускали пустоты, не видели границе раздела, что способствовало не объяснению начал вещей, а затмению этой проблемы, возвращаясь тем же предрассудками и страхом перед природой и жизнью.

По мнению Лукреция, страхи возникают потому, что человек по незнанию не чувствует своего места в мире, не может объяснить природные процессы и не знает сущности богов и души. Только объяснив все существующее, можно освободить ум человека от страха и суеверий. Таким идеалом была для него философская концепция Эпикура, который объяснил, какие силы данные вещам и какова их предел, очистил сердца людей и положил конец страстям и страховые. Систематизированное изложение учения Эпикура представлял собой содержание его дидактического эпоса “О природе вещей”.

В объяснении природы Лукреций опирается на закон сохранения бытия в атомистической интерпретации Эпикура, доводя его до утверждения принципа вечности материи, когда, по его мнению, не только ничего не может возникнуть из ничего по воле Бога, но и ничто не превращается в ничто. Если бы не было материи, то вещи погибали бы целиком и погиб бы мир в целом. Материя вечна, и никакие силы (дух, демиург, Бог) не могут влиять на нее. Все, что происходит в природе, происходит по законам природы.

В самой природе существуют только тела и пустота, а все остальное является их свойствами или качествами. Эти свойства и качества не существуют сами по себе, а в вещах, и их невозможно отделить от вещей, как тепло от огня. Тела бывают простыми и сложными. Простые тела – это наименьшие материальные частицы, неделимые, вечные, неизменные. Неделимость этих простых тел Лукреций обусловливает специально, указывая, что если бы разделение материи доходил до бесконечности, то не было бы никаких связей между самими телами. Для обозначения этих простых тел он не пользуется греческим термином “атомы”, а называет “первичными началами”, “творческими телами”, “семенами вещей”, “элементами”. Они не имеют запаха, цвета, вкуса. Все эти свойства характерны только для сложных тел, обумовлюючись форме и сочетанием першоначала, которые их составляют.

Формы першоначала разнообразные, но не безграничны. Безграничные они только количественно, о чем свидетельствует постоянное повторение одних и тех же видов вещей. Першоначала отличаются за движением, весом, сочетанием, состоянию, расстоянием между собой. Условием их движения есть пустота. Движение першоначала Лукреций давал по Эпикуру: движение от толчка, движение вниз под действием веса по прямой, самодвижение – спонтанное отклонение першоначала. Причину вечного движения он видел в бесконечности пространства, где бесконечный Вселенная не дает покоя першоначала. При этом Лукреций опровергал взгляды атомистов, которые считали, что образование миров можно объяснить только скоростным движением более тяжелых атомов в пустоте. Сам он был убежден в том, что образование миров возможно только благодаря спонтанному отклонению атомов, которое происходит произвольно и не обусловлено ни внешними силами, ни местом, ни временем, благодаря ему идет вечное обновление природы, рождения одного и смерть другого. Как и Эпикур, Лукреций отстаивал бесконечность миров, где наша Земля, при ее центральном размещении в космосе, является одним из возможных миров, в котором все находится в постоянном движении и взаимопереходах.

Лукреций, строя свою картину мира, опирался только на саму природу и ее законы, отвергал всякие учения о Боге как творце, осуждал религию как основу всех предрассудков и бедствий человека. Он стремился освободить людей от этих предрассудков и связанного с ними неопределенного страха. Одновременно резко отрицательно относясь к религии, Лукреций, как и Эпикур, признавал существование богов, сознательно включал их в свою натурфилософию, но освобождал от всяких забот о мире и о людях. Боги у него возникали идеализированным образом мудрого человека, воплощением той беспечности, которая является идеальным состоянием человеческого духа, внутреннего духовного настроя человека, но не всякой, а мудрой, которая стремится к идеалу.

Читать еще:  К чему снится Мужчина С Ребенком? Предсказание Густава Миллера. К чему снится новорожденный мальчик одинокой женщине

Следуя Эпикура в объяснении природы, Лукреций по-своему пытался объяснить происхождение жизни, человека, общества. Он исходил из того, что сами по себе першоначала не обладают жизнью. Живое возникает из неживого через самозарождения. При всей ошибочности принципа самозарождения (другого, кроме идеи создания, тогда не было) в представлениях о происхождении жизни Лукреций выдвинул ряд догадок о борьбе за существование, естественный отбор, воспроизведения во времени видов живой природы, их наследственность и изменчивость. При этом он допускал, что наследственность реализуется не сразу в последующих поколениях, а в грядущих после них, где дети уже могут отличаться от родителей, зато походить своих дедов и даже более далеких предков.

В реализации наследственных черт Лукреций допускал элементы случайностей, когда все особи одного и того же вида отличаются друг от друга при их общей существенной сходства. Что касается последовательности происхождения живого, то сначала возникают растения, животные, а затем люди. В противоположность мифологическим воззрениям Лукреций пытался дать историческую картину развития человека, показывая, как продукт природы люди сначала были подобны животных, не знали ни огня, ни семьи, ни общества, не обладали мышлением и ремеслами. Как пищу они использовали только то, что давала земля, добывая ее голыми руками. Приобретая опыт, люди начали использовать орудия сначала природные (палки, камни), а после изобретения огня научились обрабатывать металлы, использовали их для изготовления орудий, более совершенных, чем природные. Благодаря общению они научились языке, которая трансформировалась из жестов и звуков. Семья, общество, государство возникают на определенном этапе исторического развития, где последняя является результатом договоренности между людьми.

Лукреций отстаивал свободу поведения и свободу воли человека, благодаря которым человек разрывает рок цепь причин и следствий, противостоит законам судьбы. Он отрицательно относился к богатству, приобретенного несправедливо, осуждал всякие поезда к наживе, стремление стать владыкой над другими. Высшую ценность человека Лукреций видел в уме, рассматривая его как ту истинную силу, которая способна разогнать предрассудки, заботы, подавляющие человека.

Рассматривая проблему происхождения жизни, Лукреций ставил вопрос о связи жизни и смерти. По его мнению, смерть не является переходом бытия в небытие, поскольку смерть не имеет силы над першоначала и над материей. Смерть разлагает только сочетание першоначала, благодаря чему живет становится неживым, а жизнь порождает новые сочетания. Жизнь и смерть неразделимы. Все, состоящий из першоначала, имеет предел. Разрушение и гибель сложного так же справедливы и естественны, как и естественная жизнь. И тот, кто побеждает життетворни силы природы, тот побеждает и смерть.

В контексте такого понимания взаимосвязи жизни и смерти Лукреций опровергал представление о бессмертие души, учение о переселении душ, используя для этого, кроме других аргументов, тот факт, что душа настолько тесно связана с телом, даже трудно представить, как она может оставить его и войти в другое вместилище. Как и Эпикур, он был убежден в телесности души, рассматривая отношения души и тела как отношение двух тел, из которых одно (душа) содержится в другом (теле), и это возможно потому, что тело состоит из першоначала, разделенных пустотой, в которой и находится душа. Она состоит из частиц тепла, воздуха, ветра и некоторой четвёртым сущности, не имеет названия, но именно благодаря ей возникают чувства и мысли.

Лукреций утверждал, что душа не может существовать без тела, а живое тело не может сохранять жизнь без души. Душа, дух, разум растут вместе с телом, и после того, как тело раскачивается от старости, все пропадает и одночасовой погибает. Подчеркивая, что состояние тела отражается и на состоянии души, он допускал и некоторую независимость души от тела. Доказывая смертности души, Лукреций опровергал страх перед смертью целом, отмечая, что поскольку душа смертна, то не существует потустороннего мира и не следует бояться смерти как перехода в какой-то страшный и неведомый мир. Смерть – естественное явление, и все люди, которые живут, со временем умирают, потому что все отжившее вытесняется новым, одно восстанавливается с другой, поэтому беречь силы нужно для новых поколений – без этого не может существовать и восстанавливаться сама природа.

Лукреций был убежден в возможностях познания человеком мира и постоянно нацеливал ее на это. Высоко оценивая роль и значение разума, он требовал соблюдать здравого смысла, который не требует доказательности, а должна опираться на ту же чувственно-воспринимаемую очевидный аксиоматичность. Итак, основой познания Лукреций считал чувственное восприятие, которое дает знания объективной действительности, качества вещей, которые существуют объективно. Это вытекало из его понимания сущности живого: живое, возникая из неживого, должен чувствовать, а возникновение жизни является одночасовое не только самозарождения живого из неживого, но и переход от нечувствительными к чувственному. Знание же возникает вследствие действия першоначала, которые составляют тела, на органы чувств. Ощущения, которые возникают при этом, узагальнюючись умом, дают новые знания.

Одним из первых Лукреций выдвинул предположение о том, что для возникновения ощущений требуется определенное раздражение. Придавая большое значение ощущением, Лукреций видел и их ограничения, поэтому требовал дополнять неполноту чувственного восприятия мнением, безгранична, как и сама Вселенная, способна охватить то, что лежит за пределами мира, обеспечить свободное функционирование ума, не порывая связи с теми же ощущениями и здравым смыслом.

Читать еще:  Какое утверждение связано с именем томаса мюнцера. Томас мюнцер краткая биография и интересные факты

Учение Лукреция Кара, как и эпикуреизма целом, при всей его ориентации на познание мира, признании свободы воли и действия человека было слишком строгим, а его восприятие требовало значительного мужества, тем более, что в тогдашнем жизни не так много зависело от человека, да и достижения истины было не таким уж простым, как это казалось на первый взгляд. Многообразные школы и течения античной философии на протяжении взлетов и падений давали возможность искать ответ на вопрос о месте человека в мире, его отношение к миру природы, мира человеческих взаимоотношений и смысла человеческого бытия, опираясь и на другие мировоззренческие и гносеологические ориентации, чем те, которые предлагались эпикуреизм и стоицизмом. Определенной формой проявления этого стал античный скептицизм.

Тит Лукреций Кар

Тит Лукре́ций Кар (лат. Titus Lucretius Carus , ок. 99 до н. э. ( 0-99 ) — 55 до н. э.) — римский поэт и философ. Считается одним из ярчайших приверженцев атомистического материализма, последователем учения Эпикура. Кончил жизнь самоубийством, бросившись на меч.

На заре зарождения римской философской терминологии Лукреций в своём основном труде — философской поэме «О природе вещей» (лат. De rerum natura ) — облёк своё учение в стройную поэтическую форму. Следуя теории эпикуреизма, Лукреций Кар постулировал свободу воли человека, отсутствие влияния богов на жизнь людей (не отвергая, однако, само существование богов). Он считал, что целью жизни человека должна быть атараксия, аргументированно отвергал боязнь смерти, саму смерть и потустороннюю жизнь: по его мнению, материя вечна и бесконечна, а после смерти человека его тело обретает иные формы существования. Развивал учение об атомизме, широко пропагандировал идеи физики Эпикура, попутно касаясь вопросов космологии и этики.

Для философов-материалистов более позднего времени именно Тит Лукреций Кар является главным пропагандистом и доксографом учения Эпикура. Его философия дала мощнейший толчок развитию материализма в античности и в XVII—XVIII веках. Среди ярких последователей Эпикура и Лукреция — Пьер Гассенди. Первое комментированное издание поэмы Лукреция вышло в свет в 1563 году и было осуществлено французским филологом Ламбином. В 1884 году фрагменты поэмы перевел и издал в качестве пособия по курсу риторики и философии философ Анри Бергсон.

По имени Тита Лукреция Кара названо карианство — «религия», возникшая весной 2004 года на форуме сайта Membrana.ru, проповедующая веру в разум и здравый смысл. [1]

Содержание

Тексты и переводы

  • Латинские тексты
  • В серии «Loeb classical library» поэма издана под № 181.
  • В серии «Collection Budé» поэма издана в 2 книгах.
  • О природе вещей. / Пер. А. Клеванова. — М., 1876. XXII, 191 с.
  • О природе вещей. / Пер. размером подлинника И. Рачинского. — М.: Скорпион, 1904. XVI, 231 с.
    • (переиздания 1913 и 1933 годов)
  • О природе вещей. / Пер. Ф. А. Петровского, вступ. ст. В. Ф. Асмуса. — М.-Л.: Academia, 1936. — 285 с. (неоднократно переиздавался)
    • Тит Лукреций Кар. О природе вещей. / Пер. Ф. А. Петровского, вступ. ст. Т. В. Васильевой. [С приложением фрагментов сочинения Гераклита, поэм Парменида и Эмпедокла, писем Эпикура]. (Серия «Библиотека античной литературы. Рим»). — М.: Художественная литература, 1983. — 384 с.

Литература

  • Марковников В. Идея культурно-исторического развития в поэме Лукреция // «Научное слово», 1903.№ 10.- С.97-122.
  • Вандек В. Тит Лукреций Кар и его философия воинствующего атеизма. М.-Л., 1931.
  • Рабинович В. И. Витрувий и Лукреций. // Вопросы философии 1963. № 3.
  • Боровский Я. М. Обозначение вещества и пространства в лексике Лукреция // Классическая филология. Отв. редактор А. И. Доватур. Л., 1959. — С.117-139.
  • Боровский Я. М. Вопросы общественного развития в поэме Лукреция // Древний мир. Сб. статей в честь академика В.В. Струве. М., 1962.- С.475-484.
  • Покровская З. А. Ф. А. Петровский — переводчик поэмы Лукреция. // Античность и современность. К 80-летию Федора Александровича Петровского. М., 1972.- С. 11-27.
  • Верлинский А. Л. Лукреций в трудах Я. М. Боровского // Cathedra Petropolitana: Межвузовский сборник. К 70-летию кафедры классической филологии. Отв. ред. В. С. Дуров. СПб., 2004.(Philologia classica. Вып.6). С.69-87.
  • Diskin Clay: Lucretius and Epicurus. Cornell University Press, Ithaca/New York 1983, ISBN 0-8014-1559-4.
  • D. Sedley, Lucretius and the Transformation of Greek Wisdom (Cambridge, 1998).
  • Godwin, John, Lucretius (London: Bristol Classical Press, 2004) («Ancient in Action» Series).
  • Anne Janowitz The Sublime Plurality of Worlds: Lucretius in the Eighteenth Century // Tate Papers Issue 13 Spring 2010

Примечания

  1. «Компьютерра» № 15 от 20 апреля 2006 года, Александр Бидин — Последнее прибежище атеиста

Ссылки

  • О природе вещей. Перевод Ф. А. Петровского
  • Тит Лукреций Кар в библиотеке Максима Мошкова (фрагменты)
  • Физика Лукреция

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое “Тит Лукреций Кар” в других словарях:

Тит Лукреций Кар — (99 55 гг. до н.э.) поэт и философ материалист Человек сам не знает, чего он хочет, и постоянно ищет перемены мест, как будто это может избавить его от бремени. Оттого только страх всех смертных объемлет, что много видят они явлений на земле и на … Сводная энциклопедия афоризмов

Читать еще:  Гороскоп на год весы май 15. Финансы и работа

Тит Лукреций Кар — (ок. 99 55 до н.э.) древнеримский философ, прославился своей философской поэмой «О природе вещей», написанной на латинском языке. О его жизни ничего не известно. Произведение «О природе вещей» представляет собой по содержанию полную энциклопедию… … Великие философы: учебный словарь-справочник

Лукреций, Тит Лукреций Кар — Лукреций Тит Лукреций Кар (лат. Titus Lucretius Carus, ок. 99 55 до н. э.) римский поэт и философ. Считается одним из ярчайших приверженцев атомистического материализма, последователем учения Эпикура. Кончил жизнь самоубийством, бросившись на… … Википедия

Лукреций Тит Лукреций Кар — (лат. Titus Lucretius Carus, ок. 99 55 до н. э.) римский поэт и философ. Считается одним из ярчайших приверженцев атомистического материализма, последователем учения Эпикура. Кончил жизнь самоубийством, бросившись на меч. На заре зарождения… … Википедия

Лукреций Тит, Лукреций Кар (Titus Lucretius Carus) — Лукреций Тит, Лукреций Кар (Titus Lucretius Carus), римский поэт и философ I в. до н. э. Дидактическая поэма «О природе вещей» единственное полностью сохранившееся систематическое изложение материалистической философии древности; популяризирует… … Большой Энциклопедический словарь

ЛУКРЕЦИЙ Тит Лукреций Кар — ЛУКРЕЦИЙ (Lucretius), Тит Лукреций Кар, римский поэт и философ материалист 1 в. до н. э. Дидактич. поэма «О природе вещей» (поизд. Цицероном ок. 54 до н. э.) излагает филос. систему эпикуреизма.■ О природе вещей, [пер. Ф.А. Петровского], т.… … Литературный энциклопедический словарь

ЛУКРЕЦИЙ, Тит Лукреций Кар — (ок. 99 55 до н. э.) др. римск. философ атомист, автор памятника материалистич. и атеистич. мысли древности поэмы «О природе вещей». Развивая учение Эпикура, Л. обобщил атеистич. представления о происхождении религии, видя в ней плод человеч.… … Атеистический словарь

Лукреций Кар — Лукреций Тит Лукреций Кар (лат. Titus Lucretius Carus, ок. 99 55 до н. э.) римский поэт и философ. Считается одним из ярчайших приверженцев атомистического материализма, последователем учения Эпикура. Кончил жизнь самоубийством, бросившись на… … Википедия

Лукреций, Кар Тит — (лат. Titus Lucretius Carus) (ок. 96 55 до н.э.) римский философ, поэт, современник последнего века Римской республики; перевел на язык лат. поэзии учение великого материалиста Греции Эпикура, который искал пути освобождения человечества от… … Античный мир. Словарь-справочник.

Три века истории человечества по лукрецию кару. Философ тит лукреций кар

Кар Лукреций (99—55 гг. до н. э.) — выдающийся римский поэт-философ, материалист. В своём произведении «О природе вещей» Лукреций в поэтической форме излагает философию атомистического материализма. В полном согласии с греческими философами Демокритом (см.) и Эпикуром (см.) он провозглашает основные положения материализма: в мире нет ничего, кроме вечно существующей материи, состоящей из мелких, неделимых частиц — атомов. Вселенная, по Лукрецию, бесконечна и состоит из бесчисленных миров, вечно возникающих, развивающихся и гибнущих. Лукреций опровергает учение идеалистов и жрецов религии о сотворении мира богом, «Из ничего не творится ничто ив божественной поле»,— говорил он.

Всё разнообразие вещей в мире, по учению Лукреция, есть только разнообразие сцепления частиц материи, атомов. Уничтожение вещей есть только распад атомов. Ни один атом не может быть уничтожен. Основным условием образования вещей природы, по мысли Лукреция, является наличие пустоты. Материя и пустота составляют единство, без которого невозможно движение, а следовательно, сцепление и распад атомов. В вопросах теоретико-позна-
нательных Лукреций стоял на позициях познаваемости объективного мира. Источником познания внешнего мира являются чувственные восприятия. Будучи многообразными по форме (круглые, угольные, шероховатые, гладкие и т. д.), атомы воздействуют на органы чувств человека, вызывая различные восприятия. Чувства служат как бы орудием мысли, без них невозможно познание.

«Ибо не только надет всякий разум тогда, но погибнет самая жизнь вместе с ним, коль ты ввериться чувству не смеешь. »
Лукреций выступал с критикой религиозных предрассудков: религия, по его мнению, является источником людских злодеяний. Корни религии — в страхе человека перед непознанными явлениями природы: первых богов на земле создал страх. Полагая, что достаточно разъяснить человеку истинные причины природных явлений, как религиозные предрассудки будут уничтожены, Лукреций в поэме «О природе вещей» большое внимание уделил описанию явлений природы (гром, молния, дождь и т. д.). Материалистическая философия Лукреция и его атеизм содействовали распространению науки и оказали огромное влияние на всё последующее развитие материализма.

Джордано Бруно (см.), Ванини, Фассенди (см.) возрождают атомистический материализм Эпикура— Лукреция. Французские материалисты XVIII в. . кже отдают большую дань материалистической философии Лукреция Кара. Римского философа высоко ценил Н. Г. Чернышевский (см.). По своим политическим взглядам Лукреций был идеологом рабовладельческой демократии, боролся против аристократии, но рабов призывал к покорности. Развитие общества, по Лукрецию, — поступательный процесс. Источник этого развития он видит в разуме. Таким образом, воззрения Лукрецияна общество-идеалистические. Произведение Лукреция Кара «О природе вещей» отразило уровень знаний и материалистические идеи того времени. Книга эта несколько раз издавалась на русском языке.

Источники:

http://worldofscience.ru/filosofija/2961-filosofiya-tit-lukretsiya-kara.html
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/772
http://filslov.ru/169-kar-lukrecij.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: