Там где раньше было оно должно стать. Психоаналитическая философия (Philosophy of Psychoanalysis)
I. 6. 4. Психоаналитическая философия Фрейдизм
I.6.4. «Психоаналитическая философия» (Фрейдизм)
ЭТО РАЗДЕЛ КНИГИ, НА КОТОРУЮ ПОЛУЧЕНЫ АВТОРСКИЕ ПРАВА:
Говсиевич Е.Р. “ФИЛОСОФОВЕДЕНИЕ (краткий курс)”. КНИГА
УДК 1(091)
ББК 87.3
Г 57
ISBN 978-5-91146-663-3
© Говсиевич Е. Р., 2011
Фрейд (Австрия, 1856-1939 гг.) – основатель «Психоаналитической философии», врач-невропатолог и психиатр.
Родился в еврейской семье. Настоящее имя – Сигизмунд Шломо. В школе отличался блестящими успехами. Знал греческий и латинский языки.
Основные труды:
– ранний период (1895-1905 гг.): «Толкование сновидений»; «Остроумие и его отношение к бессознательному»; «Очерки по психологии (теории) сексуальности»;
– первый период (1905-1920 гг.): «Леонардо да Винчи. Этюд по теории психосексуальности»; «По ту сторону принципа удовольствия»; «Тотем и табу»;
– второй период (1920-1939 гг.): «Психология масс и анализ человеческого «Я»; «Я» и «Оно»; «Моисей и монотеизм».
Основной объект исследований Фрейда – психика человека, учитывающая не только физические и химические причины, но и физиологические (биологические) факторы. Психика состоит из сознания (сознательное «Я») и бессознательного «Оно». Основной акцент Фрейд делал на исследовании бессознательного. Ведущую роль в бессознательном играют сексуальные влечения.
Неофрейдисты полагали более существенными культурные и социальные факторы (Фромм) или коллективное бессознательное – «единый дух» (Юнг).
Фрейд открыл, что за порогом сознания скрыт глубинный пласт не осознаваемых личностью стремлений, желаний, влечений. На протяжении многих десятилетий Фрейд ежедневно по 8-10 часов занимался врачебной практикой. Он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания могут стать причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаёнными слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился метод Исцеления души, названный Психоанализом.
Фрейд изучил роль сексуальных переживаний и сопряжённых с ними душевных травм, что дало толчок развитию новых областей знания, в частности сексологии. Он выдвинул идею о роли сексуального влечения как главного двигателя поведения людей, их истории и культуры. Он объявил подавленную сексуальность главной причиной неврозов. Он показал, что сексуальность в человеческой культуре играет несравненно большую роль, чем это считалось ранее.
Фрейд стал первым, кто занялся научным анализом сновидений и дал им психологическое объяснение. В период сна, полагал Фрейд, вытесненные в сферу бессознательного влечения и желания могут проникать в сознание. Ни один сон не является полностью бессмысленным. Сон всего лишь говорит языком бессознательного. Именно поэтому человек не способен сразу постичь смысл сна и его предназначение. Язык сновидений трудно прочитать, ибо он является исключительно образным.
Фрейд приходит к выводу, что сновидения представляют собой исполнение желания, причём – это скрытое исполнение подавленного желания. Лишь во сне мужчина может обнять и войти в женщину, отвергшую его, урод может стать красавцем, бедняк – разбогатеть, старик – обрести молодость, слабый – стать сильным и могущественным.
Фрейд впервые предположил, что сновидения необходимы для сохранения нашего душевного равновесия.
Расшифровка сновидений требует применения «психоанализа». Это связано с тем, что сознательное «Я» устанавливает цензуру на целый ряд желаний и влечений, поэтому, появляясь во сне, эти желания и влечения обретают причудливую, зашифрованную форму. Психоанализ тесно связан с философией языка, поэтому столько внимания уделяется оговоркам, которые не считаются случайностью, а неким «прорывом» бессознательного (так называемые «оговорки по Фрейду»).
Для лечения неврозов Фрейд использовал психоанализ, концепция которого состояла в том, что причина неврозов заключается в возникновении в раннем детстве и вытеснении в подсознание сильных влечений, прежде всего сексуальных («либидо»).
Бессознательное («Оно») является причиной множества действий индивида и, прежде всего, фантазий, снов, оговорок, забытых впечатлений (вытесненных из сферы сознательного).
Психика хранит в себе следы всех желаний человека, которые он имел за свою жизнь, однако в сознании остаются далеко не все. Бо;льшая часть, не прошедшая «цензуру», вытесняется в область подсознания т. е. те желания, которые оказались несовместимыми с этическими требованиями и правилами поведения в обществе (социализация).
Наиболее активно социализация протекает в детстве и юности и именно в этот период происходит особенно сильное вытеснение в область подсознательного различных побуждений. Особое место среди них занимает сексуальное влечение (либидо), которое общество оценивает как постыдное и греховное (христианство унаследовало отношение к сексу как к греху от иудаизма). Единственное оправдание занятий сексом заключалось в стремлении продолжения рода. Сексуальное же наслаждение, даже в законном браке, считалось допустимым, но не желательным.
Сексуальные связи вне брака осуждались. Для всего католического духовенства был обязателен обет безбрачия – Целибат. Это подкреплялось высокой оценкой целомудрия, идеей непорочного зачатия Девы Марии, девственности Христа и т. д.
В результате секс на столетия стал закрытой темой для обсуждения в приличном обществе. В новое время любовная тематика в искусстве стала занимать большее место, но первым, кто осмелился начать научные исследования в этой сфере, был Фрейд.
По Фрейду, либидо имеет место уже у ребёнка. Обнаружение детской сексуальности и эротизма стало ещё одним шокирующим общество открытием Фрейда. Он считал, что рождение ребёнка, т. е. переход от единства с материнским организмом к самостоятельному существованию, есть психическая травма. И мать, кормящая грудью, становится первым объектом эротического влечения. В возрасте 3-5 лет у мальчиков формируется «Эдипов комплекс»: желание овладеть своей матерью (как сексуальной партнёршей) и стремление убить своего отца – «конкурента» (у девочек – «комплекс Электры», которая отомстила матери за убийство отца).
Как было отмечено ранее, оговорки и ошибочные действия Фрейд рассматривает как бессознательное. Он анализирует сексуальную патологию и её проявление в неврозах, детскую сексуальность, утверждая, что дети имеют эротические ощущения с самого начала жизни, их сексуальные инстинкты проходят ряд стадий развития в период детства – оральную, анальную и фаллическую – и имеют психосексуальные последствия в зрелости.
Постижение с помощью психоанализа тайн «Оно» позволяет «Я» взять над ним вверх, усмирить его. Отсюда лозунг Фрейда: «Там, где было «Оно», должно стать «Я»!» Если же этого достигнуть не удаётся, то тогда и возникают различные неврозы – как у личности, так и у всего общества в целом.
Фрейд предложил идею о влечении человека к смерти, его саморазрушительном желании умереть, которая следует из утверждения, что «мы живём для того, чтобы умереть». Эта идея могла быть вызвана у Фрейда сознанием собственной смертности: он всю жизнь предрекал собственную кончину.
Социальные катаклизмы (войны, революции и т. п.) трактуются Фрейдом как проявления общественных неврозов.
Все религии он считал коллективным заблуждением.
С большой долей вероятности, можно предположить, что причина того, что Фрейд столь углубленно стал заниматься психоанализом и сексологией, заключается в его проблемах, которые он испытывал в детстве (по отношению к своей матери) и в дальнейшем с женой и другими женщинами.
Фрейд испытывал чувство глубокой привязанности к матери. Он остро нуждался в ней и более всего боялся лишиться её опеки. Подсознательный страх утратить материнскую любовь трансформировался в две фобии, которые преследовали его всю жизнь: боязнь голода – мать всегда воспринимается как кормилица, и страх предстоящих поездок на поезде – как символ утраты материнского дома.
В 1882 г. Фрейд знакомится с Мартой Берней, которая принадлежала к богатой еврейской семье. Поженились они только через четыре года. Фрейд пережил в эти годы все радости и муки пылкой страсти. Действительно, кем он был тогда?! Пылко влюблённый «коротышка» (его рост составлял 160 см).
Но в супружеской жизни страсть почти отсутствовала. После женитьбы для страсти места не было. Фрейд был пылким влюблённым до женитьбы, т. к. должен был доказать свои мужские качества, завоевать свою избранницу сердца. После этого наступила спокойная супружеская жизнь, семейное благополучие. Научно-интеллектуальные интересы оказались у него сильнее Эроса. Он мало интересовался женщинами. В одном письме он писал: «Сексуальное возбуждение для лиц, вроде меня, более не нужно».
Он был убеждён, что «три, четыре или пять лет супружества перестают приносить обещанное удовлетворение сексуальных потребностей». Фромм считал, что это связано с тем, что Фрейд очень мало понимал женщин.
Таким образом, у Фрейда была скудная интимная жизнь, которую заменяли психоаналитические работы по сексуальности. Он считал, что только его «порядочность» позволяет писать и говорить о сексе так открыто и откровенно.
В 1923 г. он перенёс первую операцию в связи с раком ротовой полости. В конце жизни он испытывал страшные боли при приёме пищи, почти не спал и даже не мог читать. Последний год жизни Фрейд проводит в Лондоне, куда с большим трудом ему удалось выехать из оккупированной нацистами Австрии. В 1939 г. в Лондоне в возрасте 83 лет он скончался.
Утверждение Фрейда о том, что сексуальная функция начинается с момента рождения и существенно даёт о себе знать уже у детей, в результате чего устанавливается Эдипов комплекс (мальчик концентрирует свои сексуальные желания на личности матери и в нём развиваются враждебные реакции против отца как соперника*), встретило в обществе крайнее неприятие и возмущение.
Начиная с середины ХХ в., в мире наблюдается падение престижа психоанализа. Более того, очевидно, что некоторые из идей психоанализа не имеют биологического основания, т. к. были сформулированы Фрейдом до открытия законов Менделя, хромосомной теории наследственности, существования гормонов и механизма нервного импульса. Однако влияние фрейдизма на духовную жизнь остаётся по-прежнему существенным. Психоаналитические идеи имеют широкое распространение, особенно в США и ряде европейских стран.
В разделе II.3 приводятся результаты психоанализа, применённого Фрейдом относительно особенностей жизнедеятельности Леонардо в его книге «Леонардо да Винчи. Этюд теории психосексуальности».
В разделе II.4 приводятся основные идеи, изложенные Фрейдом в его главных трудах.
«Там, где было «Оно» (бессознательное), должно стать «Я»! (сознательное)».
«Чем более странным нам кажется сон, тем более глубокий смысл он несет».
Психоаналитическая философия (Philosophy of Psychoanalysis)
Психоанализ – особый метод терапии в практике лечения неврозов, основы которого были заложены 3. Фрейдом. На базе психоанализа возник ряд научных течений в психологии и психиатрии XX в. Некоторые из них можно охарактеризовать не только как узко специализированные в рамках соответствующих наук, но и как психоаналитическую философию: идеи и открытия, сделанные в области психологии и психиатрии, получили здесь культурологическое и философское обобщение. В первую очередь это относится к фрейдизму, неофрейдизму и аналитической психологии.
Основным объектом исследования в психоаналитической философии является психика человека. Она рассматривается как имеющая собственную природу, закономерности функционирования и развития, не сводимые к свойствам физического мира (как неорганического, так и органического, в том числе к физическим, химическим и т.п. качествам человеческого организма). Психика при этом понимается как состоящая из различных слоев, важнейшие из которых – сознание и бессознательное. Центральное место в психоаналитической философии занимает учение о бессознательном: о его природе и происхождении, о взаимодействии с сознанием и о роли бессознательного в жизни отдельных людей и общества в целом.
Организационное становление психоанализа началось в 1902 г., когда в Вене вокруг Фрейда собрался кружок его единомышленников. В 1908 г. состоялся первый конгресс Международной психоаналитической ассоциации, первым президентом которой был избран К. Г. Юнг (в 1909 г.). Фрейдизм быстро получил распространение среди психологов и психиатров и стал весьма популярным среди образованных людей Запада.
Однако уже в 1911 г. ученик Фрейда Альфред Адлер (1870– 1937) выступил против нескольких центральных положений доктрины учителя [1] . Адлер основал несколько своих институтов по социальной ориентации (социализации) детей.
В 1913 г. произошел разрыв Юнга с Фрейдом, и Юнг стал основателем “аналитической психологии” и юнгианской ассоциации психологов.
В 1920–1930 гг. начал развиваться неофрейдизм, наиболее выдающимся представителем которого стал Э. Фромм (1900–1980).
Рассматривая общее развитие западной философии XIX– XX вв., можно заметить, что в эволюции психоаналитической философии прослеживается некий “круг” и частичное возвращение к традиционной философии в трактовке человека, казалось бы, преодоленной классическим позитивизмом (широко распространенным во второй половине XIX в.) [2] . Отказавшись от традиционного для всей идеалистической метафизики понятия “души” и дуализма “души” и “тела”, классический позитивизм ввел представление о сознании как свойстве материи. Фрейд же пришел к выводу, что деятельность человеческой психики не может быть объяснена чисто физическими и химическими причинами, здесь необходимо учитывать специфически биологические или физиологические факторы.
Неофрейдисты и юнгианцы (каждые по-своему) начали преодолевать, в свою очередь, уже “биологизм” (“физиологизм”) Фрейда. Если Фрейд считал, что ведущую роль в бессознательном играют различные и прежде всего сексуальные влечения (т.е.
Схема 162. Эволюция представлений о психике
биологические или физиологические факторы), то неофрейдисты полагали культурные и социальные факторы более существенными. Юнгианцы же трактовали бессознательное в индивиде как проявление общечеловеческого коллективного бессознательного, имеющего онтологический статус (см. схему 162).
Психоаналитическая философия внесла большой вклад в развитие философской антропологии (учение о человеке).
Психоанализ в своем развитии оказался тесно связанным с лингвистикой и философией языка. Во-первых, интерпретация чувственных образов, эмоциональных переживаний и влечений [3] ведется в нем с помощью речи; во-вторых, психоанализ принимает тезис о том, что язык – это вторая сигнальная система, и слова трактуются как символическое выражение внутренних переживаний [4] . Воспользовавшись рядом достижений языкознания и философии языка, психоанализ внес свой оригинальный вклад в эту область. Отсюда, например, влияние психоанализа на Ясперса, Хайдеггера и философскую герменевтику в целом.
Особо надо отметить колоссальное влияние психоанализа на культуру Запада в целом: на культурологию, искусство (особенно сюрреализм) и искусствоведение, литературу и литературоведение, социологию и социальную психологию, этнографию, педагогику и т.д.
Фрейд (Freud)
Биографические сведения. Зигмунд Фрейд (1856–1939) австрийский психиатр и психолог (еврей по национальности). Окончил медицинский факультет Венского университета; несколько лет работал в физиологической лаборатории, занимаясь проблемами физиологии высшей нервной деятельности и невропатологии. В 1881 г. получил степень доктора медицины. В 1886 г. занялся медицинской практикой. Проходил стажировку во французских клиниках – сначала под руководством Ж.-М. Шарко, а затем под руководством И. Берихейма, широко применявшими гипноз для лечения неврозов. Концепция “психической травмы” Шарко [5] и гипноз как метод лечения в течение долгого времени были основой врачебной деятельности Фрейда.
К середине 1890-х гг. сформировалась собственная концепция Фрейда и основанный на ней метод лечения, получивший название “психоанализ”. Согласно этой концепции существуют такие неврозы, причиной которых являются не органические повреждения и не “психические травмы”, а возникшие в период раннего детства и вытесненные в подсознание сильные влечения, и прежде всего сексуальное – либидо. Позднее к понятию либидо у Фрейда добавляется понятие агрессивного (деструктивного) влечения.
Постепенно свои открытия и выводы, сделанные в психиатрии па базе изучения больных неврозом, Фрейд распространяет па все общество, применяя метод психоанализа при исследовании различных социальных проблем. При этом он вышел иа уровень культурологических и философских обобщений, хотя сам не считал себя философом.
В 1938 г., после аншлюса Австрии фашистской Германией, Фрейд переехал в Лондон, где на следующий год умер.
Основные труды. “Толкование сновидений” (1899), “Литературное творчество и ожившее сновидение” (1907), “Леонардо да Винчи. Воспоминания детства” (1910), “Тотем и табу” (1913), “Моисей и Микеланджело” (1914), “Гёте: воспоминания детства в вымысле и реальности” (1917), “По ту сторону принципа удовольствия” (1920), “Психология масс и анализ человеческого Я” (1921), “”Я” и “Оно”” (1923), “Будущее одной иллюзии” (1927), “Достоевский и отцеубийство” (1928), “Недовольство культурой” (1930), “Человек Моисей и монотеистическая религия” (1939).
Философские воззрения. Учение о бессознательном. До Фрейда сфера психического отождествлялась только со сферой сознательного. Поэтому одним из важнейших его достижений можно считать введение в область научного рассмотрения понятия “бессознательного” (в более поздних работах Фрейд называет его “Оно”), С точки зрения Фрейда, бессознательное стоит за множеством наших действий, и, прежде всего, за такими, как фантазии, сны, оговорки, за забытыми впечатлениями (вытесненными из сферы сознательного).
Первым шагом к пониманию бессознательного стал для Фрейда анализ сновидений, когда сознательное “Я” наименее активно, а значит, деятельность бессознательного проявляется особенно свободно. В снах Фрейд различал два основных слоя. Первый из них – это явное, открытое содержание, именно его пересказывает человек, увидевший сон. Но за ним стоит второй – скрытый – слой, представляющий подлинное содержание сна, и его правильное понимание требует специальных усилий, применение метода психоанализа. Это связано с тем, что наше сознательное “Я” устанавливает цензуру на целый ряд желаний и влечений, поэтому, проявляясь во сне, эти желания и влечения обретают причудливую, символическую, зашифрованную форму.
Человеческая психика хранит в себе следы всех событий, всех желаний человека, которые он имел за свою жизнь. Однако на поверхности психики, в сознании, остаются далеко не все. Напротив, большая часть их уходит, а точнее, вытесняется в область подсознания. Там оказываются все желания и влечения, которые не прошли “цензуру” нашего “Я”, т.е. оказались несовместимыми с этическими требованиями, которые человек осваивает в процессе своей социализации [6] . Наиболее активно социализация протекает в детстве и юности, и именно в этот период происходит особенно сильное и “массированное” вытеснение в область подсознательного различных произвольных импульсов и побуждений, идущих от инстинктов самосохранения, продолжения рода и т.п. Особое место среди них занимает сексуальное влечение (либидо), которое общество оценивает как постыдное и греховное [7] . Поэтому такого рода влечения вытесняются из области сознательного “Я” в область подсознания; при этом они заменяются (сублимируются) чем-то более “пристойным” с точки зрения общества. Отсюда “невинные”, на первый взгляд, образы, посещающие нас во время сновидений, интерпретировались Фрейдом как символы “постыдных” эротических влечений. Специфическими видами сублимации он считал религию и искусство.
По Фрейду, либидо имеет место уже у ребенка. Обнаружение детской сексуальности и эротизма стало еще одним шокирующим общество открытием Фрейда [8] . Он считал, что рождение ребенка, т.е. переход от единства с материнским организмом к самостоятельному существованию, есть психическая травма. И мать, являющаяся источником удовольствия (например, пищи – при кормлении грудью), становится первым объектом эротического влечения. В возрасте 3–5 лет у мальчиков формируется “Эдипов [9] комплекс”: желание овладеть своей матерью (как сексуальной партнершей) и стремление убить своего отца – “конкурента” в этом отношении [10] . Страх перед наказанием со стороны отца (комплекс кастрации) приводит к вытеснению соответствующего влечения и его частичной замене. Поскольку ребенок не может избавиться от отца, то мальчик отождествляет себя с ним, перенимая тем самым черты мужского поведения и систему моральных запретов и предписаний, которые формируют его личность.
Как полагал Фрейд, когда-то на ранней стадии развития человечества (еще в человеческом стаде) сыновья действительно убивали своих отцов и завладевали своими матерями. После этого они раскаялись в совершенном, пережили чувство стыда и страха, и на место отца поставили тотем, которому стали поклоняться. Так люди обрели Бога, заменяющего отца. В результате в каждом мужчине – их потомке – имеется теперь не только сам “Эдипов комплекс”, но и чувство вины и раскаяния по отношению к отцу, а в культуре появился Бог, у которого ищут защиты, но которого боятся [11] .
Структура психики. В развитии представлений Фрейда о структуре личности четко выделяются два этапа. На раннем этапе в психике человека выделяются три основных составляющих: бессознательное, предсознание, сознание (схема 163).
Схема 163. Структура психики: “первая тоника”
К 1920 г. у Фрейда формируется представление об иной структуре человеческой психики (схема 164), в ней выделяются следующие области.
- • “Оно” (Ид) – сфера бессознательного, наполненная различными вытесненными из области сознательного (“Я”) желаниями и влечениями, главное место среди которых занимают сексуальные. Это аморальное и эгоистическое начало в человеке. Господствует в нем “принцип удовольствия”.
- • “Сверх-Я” (Супер-Эго) – сфера моральных и поведенческих установок и запретов, налагаемых обществом на своих членов, это сфера долга и совести, внутренний цензор, которые формируются за счет переноса “внутрь” различных внешних авторитетов (например, авторитета отца). “Сверх-Я” формируется к пяти годам, когда у ребенка появляется чувство вины и стыда. “Сверх-Я” “перехватывает” агрессивные и сексуальные импульсы, идущие из “Оно”, трансформируя их в угрызения совести из-за несоответствия этих стремлений требованиям авторитетов.
- • “Я” (Эго) – сфера сознательного, находящаяся “между двух огней”: с одной стороны, на нее давит “Оно”, а с другой – “Сверх-Я”. Именно “Я” направляет импульсы, идущие из “Оно” в приемлемые для общества рамки, позволяет их реализовывать цивилизованным путем. Если же это не удается, то тогда и возникают различные неврозы – как у личности, так и всего общества в целом. Для фрейдизма характерна трактовка социальных катаклизмов (войн, революций и т.п.) как проявлений общественных неврозов. Постижение с помощью психоанализа тайн “Оно” позволяет “Я” взять над ним вверх, усмирить его. Отсюда лозунг Фрейда: “Там, где было “Оно”, должно стать “Я”!”
Если в “Оно” господствовал “принцип удовольствия”, то в “Я” имеет место “принцип реальности”.
Схема 164. Структура психики: “вторая топика”
“Оно”, “Я” и “Сверх-Я” понимается Фрейдом не только как результат личного опыта человека, но и как “архаическое наследие индивида” от предков. Свое проявление они находят как в “комплексах” индивидов, так и на социальном уровне в религиях, искусстве и социальных чувствах.
Учение об Эросе и Танатосе. В основе человеческой природы, по Фрейду, лежит ряд “влечений”, “энергий” или инстинктов. Суть этих “влечений” и их источник остаются у Фрейда неопределенными, и он сам пишет о них как о “мифических существах” [12] .
В определенном смысле эти фрейдовские понятия близки к таким фундаментальным понятиям философии жизни, как “воля к жизни” (Шопенгауэр), “воля к власти” (Ницше), “жизненный порыв” (Бергсон). В своих работах (написанных после 1920 г.) Фрейд среди всех этих влечений в качестве основных выделил два: инстинкт жизни (влечение Эроса) и инстинкт смерти (влечение Танатоса) [13] (табл. 98).
filosofia
Категория das Man у М. Хайдеггера характеризует отношения в мире
Представителями философии экзистенциализма являлись:
К. Ясперс, М. Хайдеггер, А. Камю, Н. Бердяев
Волю к власти считал основой и стимулом общественной жизни
Сверхчеловек Ницше – это
Идеал философа-художника, творца новых ценностей
Общее в философии Ницше и экзистенциалистов
Тезис об отсутствии общезначимых высших ценностей
Экзистенция с точки зрения экзистенциализма – это … бытие человека.
Экзистенциализм – это учение о
Основных модусах человеческого существования
Ведущими категориями философии жизни являлись:
Продолжение фразы З. Фрейда, характеризующей цель психоанализа: «Там, где раньше было Оно, должно стать …».
Считал, что христианство это болезнь человечества
Представителем философии жизни является
«Человеку массы» противостоит «сверхчеловек», считал
Поворот от классической философии к философии неклассической связан с такими именами, как
Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше
Э. Гуссерль является создателем
«Философия должна спуститься с «небес на землю» и решать практические, жизненные проблемы человека», – считают представители
«Воля к власти, влечение всего живого к самоутверждению есть основа жизни», – утверждал
В бунте против абсурда видел смысл жизни человека
Проблема отчуждения и свободы является основной в
Автором книги «Закат Европы» является
Основная тема, объединяющая всех русских философов, независимо от направлений –
Идея всеединства — исходный пункт философии
Представители славянофильства полагали, что человек в своих поступках прежде всего должен руководствоваться
Учение о грядущем переходе от биосферы к ноосфере развивал
Учение русских мыслителей о космическом всеединстве жизни называется
Основная способность, характерная для человека с точки зрения русской религиозной философии –
Основная проблема русской религиозной философии
Исходным пунктом становления русской религиозной философии была
Течение, проповедовавшее сближение образованного общества с народом на религиозно-этической основе
Раздел философии, изучающий проблемы бытия и сущего, называется .
Учение о бытии и сущем называется
Онтология – это учение о
Онтологический плюрализм – это
учение о множественности субстанций
Нечто неизменное, то, что существует благодаря себе и является причиной существования другого – .
нечто неизменное, то, что существует благодаря себе и является причиной существования другого
В философии под развитием понимают
изменение качества тел, вещей, предметов
Диалектика представляет собой науку о
наиболее общих законах развития природы, общества, мышления
Универсальная основа и единство всего существующего –
Совокупность естественных условий существования человека –
Находящееся по ту сторону физического мира и нашего чувственного опыта –
Во всех учениях о времени его атрибутивным свойством признается
Тип пространственно-временных отношений, характеризующий общественный аспект человеческого бытия –
Существенная, общая, необходимая, повторяющаяся и устойчивая связь явлений природы называется называется …
Способ существования и кооперации частей называется …
Устойчивая связь элементов в системе называется …
Изменение вообще называется …
Необратимое направленное изменение обозначается понятием …
Отсутствие движения обозначается философской категорией …
Интервал количественных изменений с сохранением данного качества, называется …
Философская категория, парная категории качества, называется …
Философская категория, полярно-противоположная категории «многое» –
Философская категория, полярно-противоположная категории «единичное» –
Философская категория, обозначающая взаимосвязь многих или разных вещей –
Атрибутом в философии называется
Смысл и сущность предмета Платон называет
Предзаданность Богом хода истории и человеческих судеб –
Учение о неотвратимой предопределенности событий
Пантеизм обычно определяет человеческую свободу как
Подразделение причин на материальные, формальные, действующие и целевые произвел
Существенная, общая, необходимая, повторяющаяся и устойчивая связь между явлениями природы –
Объективные законы природы и общества бывают –
Представление содержательной области знания в виде формальной системы, исчисления –
Придание определенной формы –
Потенциальное существование вещей, явлений, процессов –
Античные материалисты преимущественно рассматривали материю как
правещество, всеобщий вещественный субстрат
Единство, целостность объекта во всем многообразии его связей и отношений –
Способ существования и кооперации частей –
Система соподчиненных классов объектов, часто представляемых в виде схем или таблиц –
Простейшая, неделимая составляющая сложного объекта –
Постепенные, плавные, преимущественно количественные изменения –
Скачкообразное радикальное изменение социального качества –
Спиралевидность развития понимается как
круговорот с возникновением нового
Диалектическая концепция развития утверждает, что новое
возникает и не возникает из старого
Процесс формирования какого-либо объекта
Сходное, повторяющееся в различных объектах
Любое несовпадение, неравенство, несходство
Тождественная бытию определенность , данная через совокупность его свойств –
Прерывание постепенности и выход за границы меры –
Безразличная к бытию внешняя определенность степень развития –
Учение о числе как основе бытия и организующем начале мира принадлежит
Диалектические противоположности есть
взаимополагающие и взаимоотрицающие стороны целого
сохранение в снятой форме
Восстановление снятого качества в обновленной форме в диалектике называется
Процесс направленного самоизменения системой собственных свойств и порождения новых устойчивых связей –
Любые изменения и процессы, происходящие в мире, выражаются в философии категорией
Мера обратимости и устойчивости периодического изменения –
Поступательное развитие от низшего к высшему чаще обозначают понятием
Тип развития, характеризующийся преобладанием объективных негативных изменений над позитивными –
Целостность, состоящая из устойчиво связанных элементов, есть
Принцип исследования объекта путем выделения его элементов и их взаимосвязей – принцип
Совокупность внешних, наблюдаемых свойств и признаков предмета –
Идеалистическая философия утверждает, что сознание есть
проявление мирового духа
Философское направление, принимающее за основание бытия человеческое сознание, именуется
Согласно Платону сущность есть
внеземной проект (идея) земной вещи
«Существование предшествует сущности», – утверждается в философии
Согласно Гегелю источником всякого развития является саморазвертывание абсолютной идеи
универсальные природные закономерности
Ученые-материалисты считают «невозможным»
событие, противоречащее известным законам природы
Согласно философии Демокрита бытие – это
бытие атомов, движущихся в пустоте
Высшим началом бытия считал «идею блага»
Учение, утверждающее одну субстанцию в качестве первопричины мира, называется
Учение, утверждающее два начала мира, называется
Учение, утверждающее множество первопричин мира, называется
Философское направление, утверждающее онтологическую первичность вещественного начала –
Философия, полагающая основой бытия сверхчеловеческое идеальное начало, называется
Философская концепция, признающая две абсолютных основы бытия
Философский монизм есть признание
единого и безусловного средоточия всего существующего
Философская концепция, признающее единое начало всего сущего
Философская концепция множественности абсолютных основ бытия –
Согласно классическому христианству духовность человека есть
пребывание духа в человеческой душе
Блуждание из тела в тело на санскрите называется
Учение, отождествляющее Бога с природой – …
Учение, признающее Бога – творцом мира, но отрицающее его участие в жизни общества – …
Учение, считающее, что мир имеет одно основание –
Учение, признающее существование двух независимых и равноправных начал, составляющих фундаментальную основу мира – …
Учение, признающее множество оснований бытия – …
Монотеизм утверждает, что Бог
однажды сотворил мир «из ничего»
Сторонники философии агностицизма утверждают
мир не познаваем в том или ином отношении
Учение, отрицающее возможность достоверного познания
Агностицизм – это учение
отрицающее возможность достоверного познания
В философии агностицизм понимается как
отрицание возможности познания мира
Агностицизм — это представление о
Признание высказывания истинным без достаточных фактических и
Начиная с Декарта, философы стали понимать под «идеей»
любое содержание человеческого сознания
Афоризм «Знание – сила» приписывается
В категорию «знание» необходимо входит признак
Поскольку истина не зависит от познающего субъекта, она
К элементам чувственного познания относится
Осознание информации о сумме разнообразных свойств предметов, доставляемой через органы чувств
Практику как универсальный критерий истины признают
Философия, утверждающая практическую полезность в качестве
основного критерия существования и истинности
Целостный образ материального предмета, данного посредством
Основным элементом рационального познания является
Элементарная единица абстрактного мышления, фиксирующая
наиболее существенные свойства предмета
Способность человека непосредственно и целостно познавать объект называется
Кенигсбергский философ, автор учения об априорных формах познания
Знание, соответствующее предмету познания, есть
Понятие, противоположное по смыслу «истине», в формальной логике называется
Для гносеологии сенсуализма характерно признание важной роли в
Вывод, который строится по законам логики
Совокупность сложных врожденных реакций организма на внутренние или внешние раздражения
Истинное знание, в отличие от ложного, требует
объективного соответствия своему предмету
Ложным является знание
неадекватно отражающее свой предмет
Истина – это знание,
совпадающее по содержанию с действительностью
Абсолютная истина есть знание
Для объективной истины характерно, что она
не зависит от оценок и мнений людей
Принцип «двойственности истины» исторически связан с различением
научной и религиозной истин
Возможность познания истины отрицают
Относительная истина, в отличие от абсолютной, есть знание
Объективность истины состоит в ее
независимости от человека и человечества
Философы-прагматики утверждают, что истинное знание – это знание,
ведущее к успеху
Сциентизм есть культ
Основным принципом своей теории познания Кант считал
обнаружение априорных синтетических суждений
Мышление становится познанием тогда, когда
направлено на объект
Определяющая роль в проблемной познавательной ситуации обычно принадлежит
мысленное отвлечение от несущественного
форма чувственного познания
особое направление в теории познания
К формам рационального познания относится
Врожденное знание – это универсальные принципы бытия и познания, происходящие из
доопытных когнитивных форм
В философии Платона познание понимается как
припоминание уже известного
Важнейшим условием познания мира в средневековой христианской философии считалась(-ось,-ся)
Направление средневековой европейской философии, утверждающее онтологический статус общих понятий
К формам рационального познания НЕ относится
Способность постигать универсальную связь вещей
Предложение «Сократ – человек» является примером такой формы мышления, как
Из посылок «Все люди мыслят» и «Сократ — человек» следует умозаключение
Предвосхищение деятельности, ее результата в процессе выработки программ и планов
К формам чувственного познания НЕ относится
обращение мысли вспять на самого мыслящего
Рефлексия в форме самосознания характерна исключительно для
мысленное отвлечение от несущественных признаков и выделение главных свойств
В состав научного знания входят
К методам научного познания относится
К методам эмпирического исследования относится
Метод эмпирического исследования, позволяющий точно
устанавливать и воспроизводить условия протекания явлений
Метод теоретического исследования, при котором исследуемый объект замещается другим, подобным объектом
Человеческая деятельность, связанная с созданием принципиально новых явлений
Основной элемент эмпирического знания
Систематическая форма развитого научного знания
Раскрытие закономерностей, лежащих в основании явления,
К особенностям научного знания относится
соответствие цели и средств
Доказательство и та его часть, на которой основана его достоверность –
Научное познание нацелено на
выявление законов развития мира
Метод познания, в основе которого лежит переход от частного к общему –
Научное познание отличается тем, что обосновывает свои выводы
экспериментально и теоретически
Последовательность форм научного познания:
Знание, получаемое с помощью чувств и ощущений в философии, называется .
Знание, получаемое с помощью опытов и экспериментов в философии, называется …
Теоретическое предположение, нуждающееся в проверке и
Система принципов, приемов и правил, которыми ученый
руководствуется в процессе познания, называется …
Выведение особенного из общего называется …
Умозаключение от частного к всеобщему, закономерному, называется …
Непосредственное умосозерцание сущностей в философии называется …
Опыт как главный критерий истинности познания признавали
Невозможность получения достоверного знания о мире доказывается
Абсолютизация в познании роли чувственных данных связана с направлением
Абсолютизация в познании роли интеллекта связана с направлением
Соответствие понятия и определения:
Вопрос на соответствие, в тестах временно не используется
Признание высказывания истинным без достаточных фактических и логических обоснований называется …
Феномены бессознательного систематически исследует
Зигмунд Фрейд обозначил бессознательное термином
Источники:
http://www.proza.ru/2016/10/16/727
http://studme.org/56292/filosofiya/psihoanaliticheskaya_filosofiya_philosophy_psychoanalysis
http://studfile.net/preview/6803334/page:2/