Русская философия на рубеже 19 20 веков. Общая характеристика русской философии

Русская философия XIX—XX веков

Общая характеристика русской философии

До XIX в. философствование в России было спорадическим явлением: отдельные философствующие умы (например, М. В. Ломоносов, Г. С. Сковорода, А. Н. Радищев), немногие их сочинения, которые не создавали философии, как отдельные капли еще не создают дождя.

Собственно русская философия как явление культуры возникла и развилась лишь в XIX в.

По сравнению с философией других стран Европы русская философия — более позднее явление. Это, в частности, связано с тем, что Россия влилась в мировое русло культуры и цивилизации позже других народов Европы. Лишь в начале XVIII в. Петр I “прорубил окно” в Европу. Потом длительное время Россия переваривала разные влияния со стороны Голландии, Германии, Франции, Англии, и лишь в XIX в. она стала освобождаться от иностранного влияния и заговорила своим голосом, стала вполне самостоятельной. Появилась русская поэзия (А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов), проза (Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, Л. Толстой), музыка (Глинка, Чайковский, Мусоргский, Бородин, Рахманинов, Скрябин), живопись (Репин, Суриков, Васнецов). Появились великие ученые (Н. И. Лобачевский, Д. И. Менделеев), изобретатели (Яблочков, А. С. Попов). И это все появилось в XIX в. Если взять конкретно философию России, то в этой области не было каких-то выдающихся успехов, как в науке или в искусстве. Почти весь

XIX век русские философы говорили не своим голосом, а пытались воспроизвести разные западные философские концепции и учения, в основном, немцев. Было обожание Шеллинга, Гегеля, увлечение Шопенгауэром.

В общем и целом русской философии дооктябрьского периода был свойственен человекоцентризм или этикоцент- ризм. Она обсуждала проблемы человеческого бытия, жизни и человеческих взаимоотношений, по каким нормам стоит человеку жить. В этом ее сила и слабость одновременно. Слабость в том, что ее предмет был ограничен (вспомним: философия состоит из трех частей: учения о мире; учения о человеке и обществе и учения о разных формах-методах человеческой деятельности).

Сила, ценность русской философии в том, что она строила свои идеи о человеке и обществе на основе литературной критики, анализа художественной культуры, литературы, живописи, музыки, т. е. эмпирической базой русской философии была русская художественная культура. В этом — ее главное достоинство. Западная философия ориентировалась главным образом на естественные науки, а русская философия — на русскую литературу, на анализ ситуаций, образов, которые давала русская художественная культура. Достоевский и Толстой — два титана русской культуры — были философствующими писателями, и их литературные творения давали пищу для размышления многим философам.

Читать еще:  Астральное тело человека. Чистка Астрального тела или как избавиться от негативных эмоций? Упражнение «gologramma

Основные дискуссии развертывались между материалистами и идеалистами, славянофилами и западниками.

Нужно иметь в виду, что в царской России церковь не была отделена от государства и Закон Божий преподавался как обязательный во всех гимназиях и школах. Отказ от религии для русского человека был равносилен нравственному подвигу. Поэтому немногие отваживались открыто порвать с религией и церковью. Тем не менее в русской философии XIX в. ориентированный на естественные науки материализм стал мощным умственным движением.

В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский, Д. И. Писарев, Г. В. Плеханов — столпы русского материализма.

Все же поддержка государством религии и церкви сделала свое дело. В философии преобладало религиозно-идеалистическое направление, т. е. количественно философов- идеалистов было гораздо больше, чем философов-материа- листов. Это и П. Я. Чаадаев, и славянофилы, и В. С. Соловьев, и Н. А. Бердяев, и многие другие.

Следует упомянуть еще об одном философском направлении, весьма своеобразном, нетрадиционном. Это космизм (Н. Ф. Федоров, Н. А. Умов, К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский).

Таковы общие соображения, касающиеся русской философии XIX — первых десятилетий XX в.

Русская философия 19-20 века

Исторические условия:

  • 1. Феодальные отношения оставались весьма прочными и укоренены в жизни страны. Несмотря на это, во второй половине 19 века в экономике энергично стал пробивать себе дорогу капитализм.
  • 2. Почти весь этот период отмечен войнами, которые вела Россия: война Крымская, русско-афганский конфликт, русско-иранская, три русско-турецкие, русско-японская войны, первая мировая война. Постоянные восстания и народные выступления, целая серия революций.

Вся мыслящая часть общества была охвачена проблемами перспектив его развития, все мечтали о переменах. Всеобъемлемость наступающего кризиса диктовала всеобъемлющего философского анализа, ситуаций и перспектив развития страны, т.е. решение вопроса «По какому пути развития идти России?» Решение этого вопроса нашло своё отражение в русской философии этого периода.

Характеристика философии 19 века.

  • 1. 19 столетие по праву называют «золотым веком» русской философии. Это был классический период в истории русской философской мысли, эпоха универсализма (многообразие) в ней (западники и славянофилы, радикалы и либералы, народники и социалисты, крестьянские и буржуазные философы, демократы, идеалисты и материалисты, религиозные ортодоксы и реформаторы).
  • 2. В это время философская мысль развивалась в значительной мере внутри художественной литературы. Философия и литература 19 века образовали весьма оригинальный и нерасторжимый синтез, ставший прочной традицией отечественной духовной культуры.
  • 3. Русская философия — это философия предупреждения. Её лейтмотив — нравственное вето на любой «прогресс», любой социальный проект, если они рассчитаны на принуждение, насилие над личностью.
  • 4. Проблемное поле русской философии 19 века распадается на три сравнительно автономные, но тесно взаимодействующие сферы:
    • -сфера познания («вера» — «знание»)
    • -сфера действия («аполитизм» — «революционаризм»)
    • -сфера нравственности («альтруизм» — «эгоизм»)
Читать еще:  Во сне отошли околоплодные воды. Если беременной приснилось что отошли воды во сне

В каждой из этих сфер присутствует альтернативная ориентация на определённый идеал:

  • -в сфере познания — это идеал рациональности или духовности (задаваемые наукой или религией)
  • -в сфере действия (социальной) — идеал социальности: монархия или демократия (либерализм, социализм, анархия)
  • -в сфере нравственности — идеал человека, определяемый:
    • а) с помощью определённых форм коллективности — государство, народ, община, церковь;
    • б) посредством личных атрибутов — природа человека, нравственное чувство, разумность.

Т.о. русская философия 19 века предстаёт как многообразие философских учений, организованных вокруг двух полюсов:

  • 1) философия тотальности (коллективности, целостности)
  • 2) философия индивидуальности.

Толчком к разделу русской философии на два полюса послужила историософия П.Я. Чаадаева.

Пётр Яковлевич Чаадаев(1894-1856 г.г.) одним из первых в прошлом столетии поднял вопрос об особенностях исторического развития России и Западной Европы, о русском национальном самосознании.

  • -Вначале он высоко оценивал западную цивилизацию и её достижения, с сожалением писал об отставании России от «общего движения», т.к. считал, что истинный прогресс зиждется на истинном христианстве, которым является только католицизм.
  • -Позже Чаадаев стал критически относиться к Западу, выделяя в его социальном организме такие пороки, как эгоизм, враждебность частных интересов, жизнь по расчёту.
  • -Чаадаев размышлял об особой роли России в мире. Эта роль должна состоять в том, чтобы «дать миру какой-нибудь важный урок», «. мы призваны решить большую часть проблем социального порядка, завершить большую часть идей, возникших в старых обществах, ответить на важнейшие вопросы, какие занимают человечество». Этой пророческой максимой он стремился преодолеть отчуждённость своей историософии от исторической почвы, придать ей характер национального идеала.
  • -По Чаадаеву основную роль в развитии общества играет Божественное откровение, которое должно вдохновлять человечество к построению Царства Божия на земле. Для будущего «Царства Божьего» свойственны равенство, свобода и демократия. Именно поэтому оно может быть определено как социалистическое, ибо «социализм победит не потому, что он прав, а потому, что не правы его противники».

«Славянофильство» и «западничество».

Сущность славянофильства определялось идеей «несхожести» России и Запада, самобытности русского духовно-исторического процесса (сам термин «славянофильство» достаточно условен и выражает лишь их общественно политические позиции).

  • -Иван Васильевич Киреевский (1806-1856)
  • -Алексей Степанович Хомяков (1804-1860)
  • -Константин Сергеевич Аксаков (1817-1860)

Были выразителями идеи самобытности русского национального самосознания.

Все основные идеи славянофилов тяготеют к полюсу тотальности:

  • -Критика западной цивилизации как якобы «безбожной», низменной, бездушной.
  • -Православие — духовная основа русской нации, подлинный двигатель исторического процесса;
  • -Монархия — идеальная форма государственного устройства России, наиболее полно выражающая дух и традиции русского народа;
  • -Крестьянская община, патриархальная семья — социальная основа общества, внутри которого только и возможен подлинно нравственный человек;
  • -Соборность — выражение коллективного духа россиян, их общинного («хорового») начала в образе жизни. Соборность есть собирание, соединение всех сил ради общего дела.
  • -Русский народ — это особый народ (народ — богоносец), призванный к высокой роли в мире.
Читать еще:  Господь – Бог ревнитель, или кто сильнее, человек или Бог. Что же делать вместо этого? Возлюбленный, который должен родиться

Общая характеристика русской философии 19-20 век;

Начальный период становления русской философии — XI–XVII вв., его называют по-разному: древнерусская философия, русская средневековая философия, философия допетровского периода.Основная черта этого периода — отсутствие самостоятельного статуса и вплетенность в ткань религиозного мировоззрения.

Второй период развития русской философии начинается с XVIII в.

Два основных взаимосвязанных фактора, под влиянием которых развивается не только философия, но и вся духовная культура этого времени:

— процесс европеизации России, связанный с реформами Петра Великого;

— секуляризация общественной жизни.

В это время философия отходит от схоластических образов и становится свободной от церкви. Первыми сторонниками научного знания и философии Нового времени на Руси были:

— А.Д. Кантемир и др.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765) положил начало материалистической традиции.Он выступал с материалистических позиций, но, как и все материалисты того времени, понимал материю только в качестве вещества.

Философия Ломоносова носит секуляризованный, антиклерикальный характер, он довольно резко критикует церковь и невежество попов. Но в то же время он стремится примирить естественно-научное и теологическое объяснение мира и не отвергает Бога-творца.

Александр Николаевич Радищев (1749–1802), как и Ломоносов, хорошо знал западную философию, в том числе и французский материализм.

После публикации знаменитого произведения Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», в котором он беспощадно обличает крепостничество и самодержавие, он становится первым русским философом, который провозгласил идею человечности не в лоне религиозной философии, а в качестве основного стержня секуляризированной, светской общественной мысли.

Самостоятельное философское творчество в России начинается в XIX в., который является третьим этапом развития русской философии.

Первым, кто начал самостоятельное философское творчество в России, был Петр Яковлевич Чаадаев(1794–1856). Свои мысли он изложил в знаменитых «Философических письмах». Основным в учении Чаадаева были философия человека и философия истории.

Следом за Чаадаевым появляются два направления, противоположные в понимании смысла и значения русской идеи:

славянофилы(заложили основу русской религиозной философии второй половины XIX в.);

западники(критиковали церковь и тяготели к материализму).

В конце 60 — начале 70-х гг. XIX в. в России появляется мировоззрение народничества.Его основной идеей было желание прийти к социализму, минуя капитализм, и признание самобытности пути развития России. Продолжателями славянофильства в 60–70-е гг. явились почвенники,идея их философии — национальная почва как основа социального и духовного развития России.

Следующий этап (конец XIX — первая половина XX вв.) русской философии связан с возникновением философских систем.

— возникновение русского космизма(мистического, теологического).

Источники:

http://m.studref.com/356828/filosofiya/russkaya_filosofiya_xixxx_vekov
http://m.studwood.ru/954196/filosofiya/russkaya_filosofiya_veka
http://studopedia.su/12_137844_obshchaya-harakteristika-russkoy-filosofii—vek.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector