Пятая неделя поста….
Что можно готовить и есть в пятую неделю Великого поста
Человек отличается от животного умением содержать свое тело — духовный храм Бога Живого, в чистоте. Воздержание от приема пищи для преобразования своего ума и восприятия Бога — качества, присущие истинным христианам. Питание пятой недели Великого поста является еще одним способом доказать себе, что человек может управлять своей плотью во имя достижения духовных целей.
В чем духовная сущность пятой недели Великого Поста
Цель любого православного поста — обуздать свои желания согласно разуму по слову Божьему, не теряя рассудительности, не впадая в фанатизм, чтобы не навредить организму.
Некоторые христиане, никогда не постившиеся, относятся к Великому Посту, как к пытке. Наполниться духовной поддержкой в строгом воздержании поможет воспоминание о покаянии Марии Египетской, памяти которой посвящена пятая неделя Великого Поста.
С детских лет Мария была отдана мужчинам на утеху. Позорная женщина через покаяние стала Святой Марией. Сатана легко может растлить человека, после чего постоянно внушать мысли о невозможности покаяния.
Ложь сатаны разбивается о любовь Христа. Великая блудница прибыла в Иерусалим с разгульной компанией, не была допущена в храм неведомыми силами, пока не покаялась в своем блуде.
Истинное покаяние, раскаяние за свою похотливую жизнь престали перед престолом Всевышнего. Получив прощение, звучащее от иконы Богородицы, Мария удалилась в пустыню на 47 лет, где питалась маленькими кусочками хлеба и дикими травами.
Преподобный Зосим встретил женщину в пустыне, одел в свой плащ и попросил у нее благословения. Он был свидетелем, как сила веры помогала святой отшельнице переходить Иордан поверх воды.
Их встреча происходила раз в год, пока однажды преподобный Зосим не нашел прекрасную женщину мертвой, лежащую на берегу реки со крещенными на груди руками и счастливой улыбкой на устах.
Важно! Нет такого греха, который бы Бог не простил, если человек просит с искренним раскаянием, пребывая в посте и молитве.
Меню на пятую неделю Великого поста
Время Великого поста не является голодовкой или диетой, это правильно сбалансированное питание без применения продуктов животного происхождения.
Не нарушая правил и требований Церкви относительно строгого воздержания, составим меню поста таким образом, чтобы организм не голодал без употребления скоромной пищи.
Обязательными перекусами между приемом пищи в дни сухоядения по понедельникам, средам и пятницам являются орехи и сухофрукты, энергетический объем которых подавляет чувство голода и позволяет достойно прожить эти дни при минимальном приеме пищи.
Понедельник
Начиная новую неделю, разнообразим сухоядение вкусными и полезными блюдами.
Приготовленный на завтрак рулет из лаваша даст заряд энергии и витаминизирует организм на целый день.
Купленный в магазине или приготовленный заранее лаваш покрыть намазкой.
Маково-ореховую смесь следует готовить непосредственно перед намазыванием, чтобы сохранить все полезные свойства:
Все ингредиенты пропустить через блендер или мясорубку и приготовить вкусные рулетики на завтрак, подавая их с чашкой ароматного травянистого настоя.
На обед предлагаем салат из 2-3 груш твердых сортов с добавлением следующих ингредиентов:
- ½ стакана очищенных орехов;
- 1 пучка рукколы;
- 50 г изюма.
Изюм предварительно замочить в воде, дать набухнуть, после чего просушить.
Груши порезать кусочками, орехи измельчить, рукколу порвать руками на небольшие куски.
Для заправки салата приготовить соус из 100 мл сока грейпфрута, 1 ст.л. яблочного уксуса, ½ ч.л. сахара, соль, перец добавить по вкусу.
Смешать все ингредиенты и сразу подавать на стол. К салату можно предложить хлебцы из разных сортов муки.
Ужин украсят роллы из водорослей нории с начинкой из смеси репы, моркови, яблок, приправленной чесночным соком. Соевый соус — пикантная изюминка вечера.
Вторник
Зарядиться с утра энергией поможет пшенная каша, приготовленная в глубокой сковороде.
Квашеную капусту промыть и выложить на скороду, тушить в воде 20 минут. Добавить в сковороду предварительно пассированный лук и морковь, засыпать замоченную в воде крупу, все закрыть крышкой и тушить до готовности каши.
Наваристый рассольник украсит обеденный стол.
Перловую крупу (1/2 стакана) предварительно замочить в воде, 3 шт. картофеля порезать кубиками, залить 2 л воды и поставить на огонь до полного приготовления.
В это время на сковороде пассировать:
- лук;
- натертую на крупной терке морковь;
- 3-4 соленых огурцов, порезанных мелкими кубиками;
- 30 мл томатной пасты;
- 1 зубчик измельченного чеснока.
Сковороду с приправой накрыть крышкой и оставить томиться до полной готовности картофеля и крупы, после чего все составляющие смешать, прокипятить с добавлением соли, черного перца и добавлением лаврового листа. Подать на стол с зеленью и бутербродами с авокадо, посыпанными семенами кунжута.
На ужин можно приготовить картофель, порезанный кружечками, переложенный дольками помидор и грибов, запеченный в духовке. Добавкой к ароматному блюду могут быть любые соленья, приготовленные на зиму.
Среда
Овсяные хлопья на завтрак, предварительно залитые молоком кокоса, с добавлением меда и сухофруктов удивят самых опытных христиан, держащих пост.
Церковь для мирян позволяет в период сухоядения предварительно запечь несколько картофелин, которые пригодятся для приготовления окрошки на обед.
Пропорции холодного супа могут быть самыми разнообразными, также можно изменять и ингредиенты, добавив в нее перец болгарский или томаты.
Для приготовления окрошки необходим квас, в который следует:
- порезать кубиками печеный картофель;
- редьку натереть на крупной терке;
- укроп, зеленый лук измельчить;
- огурцы подать в виде соломки.
Ложечка готового хрена со свеклой, лимонный сок, соль, перец придадут особый вкус ароматному холодному супу.
Вкусные конфеты из сухофруктов — находка для ужина второго дня сухоядения.
Для приготовления витаминизированного ужина необходимы финики без косточек и набор цукатов, взятых в равных пропорциях, пропущенных через мясорубку.
Готовую смесь разбавить медом, хорошо вымешать, скатать в виде шариков, обмакнуть в кокосовую стружку и подать с узваром, приготовленным без сахара.
Четверг
Сытным завтраком четверга станет постная пицца, приготовленная на основе дрожжевого теста. В качестве наполнителя пиццы приготовить:
- 2 шт. томатов, порезанных кольцами;
- мелко порезанную зелень;
- грибы;
- оливки.
Из дрожжевого теста испечь заготовку, выложить на нее все ингредиенты, начиная и заканчивая томатным кетчупом. Выпекать в духовке 10-15 минут.
Фаршированный картофель — вкусное и калорийное блюдо, которое часто можно подавать на обед в пост, меняя начинку.
Питание других недель поста:
При помощи чайной ложечки или специального приспособления выскоблить в картофелине отверстие, которое наполнить начинкой. Сегодня это будет тушеная капуста с рисом.
Сырые фаршированные картофелины выложить на противень и покрыть заливкой.
Заливку приготовить на сковороде. В небольшое количество воды добавить 2 ст.л. муки, 1ст.л. томатной пасты,1 зубчик чеснока, специи, довести до состояния сметаны, тушить до закипания. Далее влить столько воды, чтобы вся подлива покрыла картошку.
Запекать в духовке 20-30 минут.
— На ужин рекомендуем приготовить гороховую или фасолевую кашу с грибной подливой.
Пятница
Всего 2 недели осталось до Страстной пятницы. Истинно постящиеся люди в этот день практически не принимают пищу, миряне могут подобрать меню из предыдущих дней сухоядения.
Подвигом этого дня является максимальное ограничение в пище.
Суббота
Вареники с капустой — прекрасное блюдо на завтрак выходного дня.
Приготовленный на обед щавелевый суп будет сытным и густым, если в него положить немного риса, который варится вместе с картошкой. Параллельно пассируется лук, морковь, чеснок в небольшом количестве воды с добавлением 1 ст. л. томата и специй.
В картофельно-рисовый отвар добавить свежезамороженный или соленый щавель и заправку, кипятить 5 минут.
При приготовлении субботнего ужина начинаешь по-настоящему ценить растительные масла, позволяющие расширить меню пятой недели Великого Поста.
Из предварительно сваренного картофеля и муки приготовить мягкое тесто с добавлением соли.
Фасолевый фарш с добавлением лука, моркови, специй заложить в предварительно подготовленные картофельные шарики, сформировать зразы, обвалять их в сухарях и обжарить.
Воскресенье
Овсяные оладьи с вареньем — лучшее начало воскресного утра, если к ним подать ароматный чай из имбиря с мятой и медом.
Очищенное от кожуры яблоко, натереть на крупной терке, смешать со стаканом овсяных хлопьев и добавить пару ложек любого сиропа или меда. Настоять 10-15 минут. Из готовой смеси сформировать оладьи, которые обжарить в небольшом количестве масла.
При приготовлении грибного супа на обед, не забудьте позаботиться о хрустящих гренках, с которыми организм скорее насытится.
Вечерним блюдом воскресенья станут макароны с томатно-луковой подливой и салатом из квашеной капусты.
Основный путь воздержания пройден, впереди 2 недели. В вечерней молитве православные христиане благодарят Бога за силу веры, позволившую пройти 5 недель Великого Поста, и просят благословение на следующие дни.
5-я седмица Великого поста
Иные седмицы Великого поста
- Триодь Постная. Службы 5-й седмицы Великого Поста.
- Своеобразие великопостного богослуженияЕ.Н. Никулина
- Чтение на каждый день Великого постаДементьев Д.В.
- Пятая седмица и пятая Неделя Великого постаГермоген Шиманский
- Сокровищница духовной мудрости. Седмица 5-я Великого поста
- Великий канон свт. Андрея Критского (с переводом на русский язык)
- Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста)
- Суббота акафиста
- Аудиозаписи Великого канона
- Видеозаписи Великого канона
Особенности богослужений
В среду пятой седмицы на вечерне, относящейся к четвергу, кроме обычных стихир на «Господи, воззвах», поются 24 покаянных стихиры Великого канона – творение святого Андрея Критского. Все стихиры имеют окончание: «Господи! Прежде даже до конца не погибну, спаси мя».
В четверг пятой седмицы на утрени читают весь, полностью Великий канон святого Андрея Критского и Житие преподобной Марии Египетской (V–VI вв.) из бездны порока восшедшей путем покаяния на такую высоту совершенства и святости, что она уподобилась бесплотным ангелам. Это богослужение поэтому называется иначе Марииным (или реже: Андреевым) стоянием. В практике оно совершается в среду вечером.
В четверг ради чтения Великого канона совершается литургия Преждеосвященных Даров и колокольный звон бывает не великопостный.
Суббота пятой седмицы называется Субботой Акафиста, а сама служба получила название «Похвалы Пресвятой Богородицы». В этот день (обычно в пятницу вечером) на утрени читается Акафист Божией Матери в память Ее заступления и избавления Константинополя в дни поста от нашествия иноплеменников в VII в.
Пятая седмица Великого поста
Непрестанно руководствуя православных христиан в продолжение Четыредесятницы в освятительных подвигах поста и покаяния, Церковь при богослужении в пятую седмицу утешает и одобряет постящихся тем, что они прошли уже половину поста, и побуждает, чтобы мы, «преполовивше священный пощения путь, радостно текли к будущему воскресению» [1] . Усугубляя при конце постного поприща побуждения к неослабному богоугодному житию, Церковь и в пятую седмицу продолжает напоминать нам, что мы впали в грехи, подобно впавшему в разбойники, и внушает ожидать милосердия от Господа. «Возопи Христу Богу за тя распеншемуся, – говорит Церковь, – и раны волею приемшему: попекись о мне, Господи, и спаси мя». Священные песнопения, ныне возносимые при богослужении пятой седмицы, преданы Церкви в 7 и 8 веках св. Софронием Иерусалимским, Андреем Критским, Иосифом и Феодором Студитами.
«Да не будут люди ленивы к духовным подвигам», Церковь в три дня пятой седмицы, в четверток, субботу и день воскресный предлагает особенные для верующих побуждения к подвигам благочестия. В четверток на утреннем богослужении Церковь произносит весь Великий канон св. Андрея Критского и житие св. преподобныя Марии Египетской. Посему совершение канона св. Андрея Критского в четверток пятой седмицы Великого поста называется иногда стоянием Марии Египетской.
Четверток седмицы. Великий канон
Умиления, Христе мой, образы даждь
Поющим ныне канон Тебе великий.
Этими словами начинается синаксарь в четверток пятой седмицы Четыредесятницы и говорит: «Великий канон умиление неисчетно имущ: всякую бо Ветхого и Нового завета повесть снискав и собрав, от Адама даже до самого Христова вознесения и апостольския проповеди, научает всякую душу благим ревновати и подражати по силе: злых же отбегати и присно к Богу востекати покаянием, слезами, исповеданием и иным благоугождением. Этот канон толико есть широкий и сладкогласный, как и саму жесточайшую душу доволен умягчити и к бодрости благой воздвигнута, аще точно с сокрушенным сердцем и вниманием поется».
Великим канон называется по мыслям и воспоминаниям в нем содержащимся, ибо плодовит творец его, сложив его отлично от прочих канонов, которые заключают в себе по 30 и немного более тропарей, а этот 250 тропарей, из которых каждый источает неизреченную сладость. Посему этот Великий канон, приносящий великое умиление, и произносится в великой Четыредесятнице [2] ; и произносится дважды на повечериях первой седмицы раздельно, в четыре первые дня ее, а в четверток пятой седмицы Четыредесятницы на утрене весь в полном его составе совокупно с каноном этого дня.
«Великий канон глаголем косно, – говорит Церковь, – и с сокрушенным сердцем и гласом, творяще на кийждо тропарь метания (земные поклоны) три».
Вместе с Великим каноном для ободрения духовно труждающихся, Церковь произносит полное житие св. преподобныя Марии Египетской, показывая в ней образец истинного покаяния и примером ее назидая верующих, «целомудренны паки быти творить, и к Богу воздвижет, и не ниспадати ниже отчаятися если иногда некими прегрешении уловлены будем». Повествование о преподобной Марии Египетской показывает образец истинного покаяния и неизреченного человеколюбия Божия к искренно хотящим обратиться от прегрешений своих [3] .
Мария Египетская в жизни своей соединила и явила две противоположности, – бездну греха и высоту благочестия и добродетели. В летах юности, увлеченная соблазнами порока, она 17 лет провела в беззакониях, но силой благодати Божией, как заблудшая овца, опять возвращена Церкви [4] . По гласу ее, Мария, не ведая божественных заповедей, помрачила в себе образ Божий, божественным же промыслом и благодатно обновилась.
Софроний, патриарх Иерусалимский, живший в начале 7 века, составил подробное жизнеописание преподобной Марии Египетской, сейчас читаемое Церковью при богослужении [5] . А св. преподобный Андрей Критский, именуемый и иерусалимским по иноческим подвигам в Иерусалиме, присланный от иерусалимского патриарха Феодора на шестой Вселенский Собор, в 691 году принес жизнеописание преподобной Марии вместе с каноном своим, известным под именем Великого, в Константинополь. С тех пор Православная Кафолическая Церковь до сих пор совершает этот канон и постановила произносить житие преподобной в четверток пятой седмицы Четыредесятницы, а в воскресный день этой седмицы совершает последование в честь преподобной, представляя в ней образ истинного покаяния.
Труда же ради бденного, Церковь совершает в четверток Литургию преждеосвященных даров и облегчает пост.
В субботу пятой седмицы Церковь совершает молебное последование Акафиста, или похвалы «Одигитрии» Пресвятой Богородицы, начиная сказание на этот день стихами:
Песнями неусыпными благодарственно
Град в бранех бодрую поет Предстательницу.
По сказанию древнего предания [6] , по вознесении Господа, св. евангелист Лука, знавший иконописание, начертал образ Божией Матери и показал ей. Узревши изображение свое, она вспомнила прежнее свое проречение: «отныне ублажат Мя вси роди», и сказала: «благодать Моя с сею иконою да будет». Св. Лука послал икону в Антиохию к державному Феофилу (Лк.1:3), которому написал и послал он свое Евангелие и книгу Деяний Апостольских. Из Антиохии, где верующие с великим благоговением почитали благодатную икону, по прошествии многих лет, она перенесена была в Иерусалим; потом. Евдокией, супругой греческого императора Феодосия 2 (408–450), которая путешествовала на поклонение св. местам, из Иерусалима прислана в Константинополь, сестре супруга ее св. Пульхерии, в знамение мира и любви [7] . В Константинополе образ Владычицы, с благоговением и радостно принятый Пульхерией, поставлен был ею во Влахернской церкви, где хранилась и честная риза Пресвятой Богородицы [8] , и сделался известен под именем Влахернского [9] . Благочестивая Пульхерия учредила во Влахернском храме еженедельное моление к Богородице во вторник [10] .
От св. образа Богоматери, написанного евангелистом Лукой и пребывавшего в Константинопольском храме, совершились многие благодатные знамения. Явясь однажды двум слепцам, Богоматерь привела их во Влахернскую церковь, к образу Своему, и подала им совершенное прозрение. По этому благодатному знамению этот чудотворный образ стали именовать «Одигитриа», т. е. путеводительница, заступница и помощница. Это название чудотворного образа Богоматери сохранилось потом навсегда и утвердилось троекратным избавлением Константинополя от сильных врагов, которое Церковь достойно приписывает невидимому заступлению «Одигитрии» [11] .
Первое было при императоре Ираклии в 626 году от персов и аваров или скифов [12] . Спустя 36 лет после первого избавления, Константинополь вторично спасен был заступлением «Одигитрии» при Константине Погонате (668–685) от сарацин, которые семь лет осаждали Византию. Большая часть кораблей и 30000 неприятелей, по молитвам Церкви и предстательству Пресвятой Богородицы, погибли пред стенами города от греческого огня и кораблекрушения.
Наконец, в третий раз Константинополь сохранен был заступлением Одигитрии при Льве Исавре (716–741) от сарацин. В царствование Льва Исаврянина сарацины окружили Константинополь на 1800 судах в надежде расхитить его. Жители города, взяв всечестное древо Креста Господа и Спасителя и св. икону «Одигитрии», совершили по стенам города крестный ход со слезами умилостивляя Господа. Флот сарацинов почти весь погиб от чрезвычайной бури в Эгейском море, и едва десять кораблей остались целы; трупы врагов грудами покрывали острова, берега и входы к пристаням [13] .
Дивную помощь «Одигитрии», благодатно поданную верующим, Церковь вспоминает и прославляет в субботу пятой недели Великого поста, потому что первое избавление Константинополя помощью «Одигитрии» было около этого времени. Притом Матерь Божия есть споспешница и покаянию. Ее содействием православные побеждают врагов видимых и невидимых. Ее помощью греки многократно побеждали неверующих, а Мария Египетская, воспоминаемая в четверток пятой седмицы Четыредесятницы и в следующий воскресный день, победила грех свой.
Богослужение, совершаемое в субботу пятой седмицы Четыредесятницы в честь Богородицы, называется похвалой и стоянием, потому что хвалебные песни Богородице первоначально принесены были верующими стоя, в продолжение ночи. Отчего хвалебное пение в честь «Одигитрии», доселе совершаемое Церковью, называется Акафистом, или стоянием. «Не седальный же (Акафист) речеся, зане просто стояще тогда вси людие, Матери Слова песнь воспеша» [14] .
К утешению и ободрению постящихся, Православная Церковь и в пятую неделю Четыредесятницы на Литургии чтением Апостольским внушает о спасительном действии крестной жертвы за нас Сына Божия: Христос же пришед архиерей грядущих благ ни кровию козлею, ниже тельчею, но своею кровию вниде единою во святая, вечное искупление обретый (Евр.9:11-14). А чтением Евангелия предварительно напоминает постящимся о приближающейся радости воскресения Христова, пророчественными словами Иисуса Христа, читаемыми в Литургийном Евангелии недели: се восходим во Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет архиереом и книжником: и поругаются ему, и уязвят его, и оплюют его, и убьют его, и в третий день воскреснет (Мк.10:35-46).
Примечания
[1] Церковная служба в пятую седмицу Четыредесятницы.
[2] Синаксарь в четверток 5 недели Четыредесятницы.
[3] Синаксарь в четверток пятой седмицы Четыредесятницы.
[4] Чет. Мин. 1 апреля. Жизнеописание Марии Египетской.
[5] Никифор. истор. кн. 17, гл. 5.
[6] Theodor. lector, lib. Чет. Мин. 26 июня. Стихиры литии 26 августа в службе Богоматери Владимирской иконы.
[7] Socrat. Lib. 7, cap. 46.
[8] Theodor. lector. Lib. 1. Чет. Мин. 10 сентября. Никифор. Церковная история, кн. 14, гл. 2.
[9] О Влахерне см. день положения ризы Пресвятой Богородицы.
[10] Феодор-чтец, кн. 1,? 1.
[11] Синаксарь в субботу пятой недели Великого поста. Чет. Мин. 26 июня. Карамзин, история, т. 1, прим. 284.
[13] Синаксарь в субботу пятой седмицы Четыредесятницы. Комбефизий. Auctores incerti, т. 2, с. 805.
Православная Жизнь
Main menu
Вы здесь
Пятая неделя Великого поста: неизвестные подробности
Пятая седмица Великого поста – самая необычная неделя святой Четыредесятницы. Именно на этой неделе совершаются две уникальные великопостные службы – Мариино стояние, Суббота Акафиста. С историей и особенностями этих служб давайте разберемся.
Мариино стояние
Мариино или Андреево стояние, Стояние Марии Египетской – это народное название закрепилось за службой, которая совершается на утрени четверга пятой седмицы Великого поста. Назвали ее так, потому что «главные действующие лица» этой службы – святитель Андрей Критский и преподобная Мария Египетская. На службе читается Великий канон св. Андрея Критского и Житие Марии Египетской.
Преподобная Мария Египетская – ярчайший образ покаяния. Ее житие составлено, скорее всего, в VII веке (в VIII в. его упоминает святой Иоанн Дамаскин). Автором традиционно считается святой Софроний Иерусалимский. Почему это житие читается на службе в четверг 5-й седмицы поста, сказать довольно трудно. Очевидно, это связано с тем, что временем действия большей части жития является Великий пост, а темы покаяния, используемые в житии, тесно переплетаются с читаемым в этот день Великим покаянным каноном святого Андрея Критского
Поговорим о Великом каноне. Его автор – живший в VII веке святитель Андрей Критский и Иерусалимский, церковный писатель и автор множества песнопений. Как считают исследователи, святитель Андрей написал Великий канон не для церковного употребления, а для личной молитвы. Собственно, он и не сразу начал называться каноном, в древних рукописях встречаются названия «Великая стихира», «стихиры святоградца», «последование песней святоградца» и т. д.
Впервые за богослужением этот канон был исполнен во время страшного константинопольского землетрясения в 740 году. Святой Феодор Студит, живший в то же время, скорее всего, его отредактировал и включил в состав созданной им Постной Триоди. С тех пор он начал исполняться во время Великого поста. Однако первоначально не было точно установлено время его исполнения. Его пели или по частям с понедельника по пятницу 5-й седмицы, или в 5-е воскресенье Великого поста, или в четверг 5-й седмицы. Последняя практика существует до сегодняшних дней.
Великий канон состоит из более 200 тропарей, объединенных в 9 песней. Также с Великим каноном связаны 24 стихиры, которые поют на службе накануне Марииного стояния (это самое большое количество стихир, одновременно исполняющееся за богослужением), и тропари, которые поются вместе с евангельскими блаженствами. (Таких циклов тропарей с блаженствами всего два – для Стояния Марии Египетской и для Великой Субботы).
Интересно отметить, что так любимый многими кондак «Душе моя, востани, что спиши» напрямую с Великим каноном не связан. Он был написан гораздо раньше и принадлежит перу святого Романа Сладкопевца, известного песнописца V века.
Суббота Акафиста
Рассмотрим вторую уникальную службу Великого поста – Субботу Акафиста. В этот день по нашему Уставу единственный раз в году во время богослужения читается Акафист Пресвятой Богородице.
Немного об Акафисте. Мы сейчас называем акафистом целый жанр песнопений, но на протяжении многих веков Акафист был один – Божией Матери, написанный в VII веке. И только в XIV веке (то есть только через семь веков) появились другие акафисты – Иисусу Сладчайшему, Святителю Николаю и т. д.
Авторство Акафиста Богородице до сих пор не установлено. Некоторые его приписывают еретику-монофелиту патриарху Сергию, некоторые – его секретарю, многие думают, что он написан раньше – святым Романом Сладкопевцем.
Может показаться странным, но самая известная часть Акафиста – кондак «Взбранной Воеводе», с которого он и начинается, с основным содержанием Акафиста не связан, а был добавлен позднее, в VIII веке. Также многие исследователи считают, что и многочисленные «радуйся» были добавлены уже после его написания.
Акафист состоит из 24 строф, в славянской традиции мы их называем кондаки и икосы, в греческой же традиции они именуются икосами. Такое количество строф обусловлено количеством букв греческого алфавита. В оригинале первая строфа начинается со слова «Ангел», первое слово каждой новой строфы – со следующей буквы алфавита, таким образом получается алфавитный акростих.
Первоначально этот акафист употреблялся в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Позднее его стали петь в субботу пятой недели Великого поста. Это, во-первых, связано с тем, что в субботу в Константинополе еженедельно совершали праздник и торжественный крестный ход в честь Богородицы, а во-вторых, с тем, что, по преданию, после прочтения Акафиста в 5-ю субботу Великого поста была снята осада Константинополя аварами в 626 году.
Таким образом, службы пятой недели поста действительно уникальны. Многое теряют те, кто забывает о них. Давайте ходить на эти службы, молитвенно приобщаясь к вершинам византийского гимнотворчества – Великому Канону и Акафисту Богородице.
Источники:
http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/recepty-kuhni-pyatoj-nedeli-velikogo-posta.html
http://azbyka.ru/days/p-5-ja-sedmica-velikogo-posta
http://pravlife.org/ru/content/pyataya-nedelya-velikogo-posta-neizvestnye-podrobnosti