Психические явления как отражение действительности. Познание
Психические явления как отражение действительности
Человек находится в постоянном взаимодействии с окружающей средой. Многочисленные предметы и явления действительности воздействуют на его органы чувств и, отражаясь его мозгом в виде ощущений, представлений, мыслей, чувств, стремлений, вызывают ответную реакцию — те или иные действия человека. Это отражение действительности человеческим мозгом в виде различных психических явлений есть субъективный мир человека, представляющий собой отражение, образ объективного мира, существующего вне нас и независимо от нашего сознания. «Вне нас существуют вещи, — писал В. И. Ленин. — Наши восприятия и представления — образы их».
Образы вещей — это как бы копия их, изображение предметов, сходное с отображаемыми предметами и явлениями, но не самые предметы или явления.
Начальным моментом отражения действительности являются ощущения. Они представляют собой отражение отдельных свойств, предметов и явлений материального мира, действующих непосредственно на органы чувств (ощущение цвета, звука, запаха й т. д.). В восприятии предметы и явления отражаются уже в многообразии своих свойств. Рассматривая предмет, мы видим не просто его цвет, форму и величину отдельно друг от друга, а воспринимаем его как целое (дом, стол, карандаш и т. д.).
Образы предметов и явлений могут воспроизводиться после действия раздражителей в виде представлений, т. е. образов ранее воспринятых предметов или явлений.
Ощущения, восприятия и представления являются наглядными образами предметов. Это чувственное отражение действительности. Оно дает знание о внешних, непосредственно воспринимаемых свойствах предметов и об их внешних связях друг с другом.
Далеко не все свойства предметов и не все предметы непосредственно воспринимаются. Мы, например, не видим непосредственно атомы, не слышим ультразвуки, хотя их существование достоверно известно. В этих случаях знания достигаются опосредствованно — путем сравнений, обобщений, умозаключений, выполняя которые, человек исходит, однако, из того, что дано ему непосредственно в ощущениях и восприятиях. Такое опосредствованное и обобщенное отражение действительности называется мышлением.
Мышление неразрывно связано с языком и осуществляется при помощи языка. Слово, язык — это звуковая, материальная оболочка мысли, вне которой мысль вообще не существует.
Ощущение и мышление — неразрывные звенья единого процесса отражения действительности. Исходным является чувственное, наглядное познание предметов и явлений действительности. Но, ощущая, воспринимая или наглядно представляя что-либо, человек всегда так или иначе анализирует, объединяет, обобщает, т. е. мыслит то, что дано в ощущениях и восприятиях.
Ощущения, восприятия, представления, мысли — все это познавательные процессы, познавательная сторона отражения действительности.
Отражение действительности мозгом не исчерпывается только познавательной деятельностью людей.Внешний мир отражается в голове человека не только в виде наглядных образов предметов или мыслей о них, но и в виде того или иного отношения к предметам и явлениям действительности. Мы всегда так или иначе относимся к тому, что воздействует на нас, и то или иное наше отношение к нему определяется как особенностями самих воздействующих предметов и явлений, так и всем нашим предшествующим опытом, особенностями нашей личности. В зависимости от особенностей того, что воздействует на нас, и особенностей нашей личности, сложившихся под влиянием прежних воздействий предметов и явлений действительности, мы испытываем те или иные потребности и интересы, чувства и желания, осуществляем волевые действия. Все это опять-таки различные формы отражения предметов и явлений действительности. Все это ответные реакции на действие предметов и явлений объективного мира, на те особенности, которые характерны для них.
Отражением действительности являются и все черты личности, прежде всего способности и характер человека, формирующиеся под воздействием условий жизни, в зависимости от тех обстоятельств, в которых протекает деятельность человека.
Все эти различные формы отражения реального мира неразрывно связаны между собой. Чувства и желания всегда зависят от того, что познается в предметах и явлениях, какие качества, свойства, особенности их выделяются нами. Вместе с тем познание объективной реальности в свою очередь само зависит от наших потребностей и интересов, от чувств и желаний, испытываемых нами, от волевых действий, от черт характера, которые сложились у нас, от всех особенностей личности.
Отражение действительности происходит в процессе деятельности людей: человек отражает мир, воздействуя на него, выполняя те или иные действия, оперируя вещами. Практика, деятельность людей — источник познания предметов и явлений действительности и того или иного отношения к ним. Человек не пассивно отражает действительность, он — активный деятель в окружающем мире. В процессе труда, осуществляя практическую деятельность, он изменяет и преобразует среду в интересах удовлетворения постоянно растущих общественных и личных потребностей. В процессе труда, указывает Маркс, человек не только «изменяет форму того, что дано природой: в том, что дано природой, он осуществляет в то же время и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять
СВОЮ ВОЛЮ».
Наличие у человека как активного деятеля сознательных целей играет важнейшую роль в отражении объективной действительности, делает ее отражение целенаправленным, сознательно избирательным. Из всего многообразия того, что его окружает, из всех обстоятельств жизни человек прежде всего выделяет то, что имеет для него особенное значение, то, что отвечает сознательным целям и задачам деятельности, осознанным им потребностям общественной жизни и его личным потребностям.
Практическая деятельность, оперирование вещами, значительно расширяет познавательные возможности человека, уточняет его знания, обогащает их. Вместе с тем практика является и критерием правильности или ошибочности отражения действительности. Действуя в соответствии с возникающими у нас образами, мы проверяем, правильны ли они или ошибочны.
Являясь активным деятелем, человек в процессе деятельности накапливает жизненный опыт, и это играет важную роль в отражении им объективной реальности. Опыт людей различен; он зависит от природных и общественных условий, в которых живет человек, от условий воспитания и обучения, профессиональной деятельности, от влияния окружающих людей, от всех многообразных общественных воздействий, которым человек подвергается. Все это существенно влияет на отражение им объективной действительности.
Являясь активным деятелем общественно-исторического развития, человек в процессе деятельности изменяет не только внешнюю, природную и общественную, среду, но и свою собственную физическую и духовную природу, психический склад своей личности. В процессе деятельности не только делаются все более’ тонкими и точными ощущения и восприятия человека, развивается наблюдательность, мышление, воображение, но и формируются его чувства, волевые качества, навыки и привычки, развиваются’ способности, возникает музыкальный слух, художественный вкус, пробуждаются интересы, склонности, складывается характер.
Таким образом, объективные, внешние воздействия, являясь исходными и определяющими в отражении человеком реального’ мира, детерминируют, причинно обусловливают всю психическую деятельность человека, все черты личности, но не прямо, не автоматически, а через взаимодействие человека с объективной действительностью в процессе деятельности, направленной на изменение среды, и в зависимости от того, какое место те или иные условия среды занимают в его жизни и деятельности. Именно этим и объясняется, что одни и те же общие внешние условия, одна и та же внешняя среда оказывают разное влияние на разных людей, равно как и на одного и того же человека в разные периоды его жизни. Из-этого следует также, что внешние условия жизни никогда не предопределяют роковым образом, фатально, дальнейшего психического развития человека.
Отражение человеком действительности является неразрывным единством объективного и субъективного. Оно объективно по содержанию, так как является отражением внешних вещей и явлений и детерминируется внешними воздействиями. Оно объективно и потому, что является реальным нервным процессом и выражается в различных внешних действиях и поведении человека. Но оно субъективно потому, что всегда является отражением реального мира определенным человеком, субъектом, всегда преломляется через накопленный им личный опыт, через все особенности личности.
Из всего сказанного очевидна огромная жизненная роль психической деятельности человека. Как отражение объективной действительности, она является необходимым условием воздействия человека на мир, изменения им действительности. Ориентируя людей в объективном мире, психическая деятельность дает им возможность переделывать воздействующую на них среду. Человек изменяет действительность в соответствии с тем, как он ее отражает. Вне отражения действительности не может быть и деятельности человека. «Даже за еду и питье, — говорит Энгельс, человек принимается под влиянием отразившихся в его голове ощущений голода и жажды, а перестает есть и пить потому, что в его голове отражается ощущение сытости»
Эта жизненно важная роль психической деятельности обусловлена тем, что психика есть верное отражение объективной действительности. Она правильно ориентирует человека в окружающем мире, и именно благодаря этому возникает наука, создаются искусство и техника как орудие высшей ориентировки человека в окружающей действительности и преобразования ее в интересах человечества.
Психические процессы как динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений
Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека.
Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.
Все психические процессы подразделяются на познавательные – к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение; эмоциональные – активные и пассивные переживания; волевые – решение, исполнение, волевое усилие; и т.д.
Сложные психические состояния обычно возникают под влиянием эмоций, и включение их в свою структуру становится более или менее стойким настроением. Но эмоции могут переживаться и как кратковременные психические явления – процессы. Переживание, которое лежит в основе более простых эмоций и более сложных чувств, как и познание и отношение, – это свойство психического отражения реального мира. Но если ощущения и восприятия отражают реальный мир при непосредственном его действии на органы чувств, а мышление опосредованно отражает связи и отношения между предметами и явлениями реального мира, то эмоции и чувства отражают в форме переживаний не сами эти предметы и явления, а отношения, в которых они находятся к человеку. При этом переживания эмоций и чувств занимают в их иерархии среднее место между переживанием потребностей и волевого усилия. Якобсон П. М. Психология чувств. М., 2008
Эмоции – простейшая форма психического отражения, стоящая на грани с физиологическим отражением и осуществляющая саморегуляцию в случаях воздействия на человека раздражителей, связанных с его потребностями. Эмоции отражают не предметы и явления реального мира, а объективные отношения, в которых эти предметы и явления находятся к нуждам человека как организма. Эмоции, не будучи еще формой познания (простейшей формой отражения как познания являются ощущения), вызывают в сознании не образ предмета или явления, а переживание.
Чувства – сложная форма отражения, свойственная только человеку, обобщающая эмоциональное отражение и понятия. Они отражают отношения предметов и явлений к высшим нуждам и стимулам деятельности человека как личности; осуществляют саморегуляцию уже не организма, а личности в ее взаимодействии с обществом.
Чувства, в структуру которых входят и эмоции и понятия, социально обусловлены и исторически сформированы. Если эмоции регулируют взаимоотношения человека как организма со средой, то чувства регулируют его отношения как личности с другими людьми, с обществом. Шингаров Г. X. Эмоции и чувства как формы отражения действительности. М., 2006
Изучая роль эмоций в конкретном случае деяния, желательно возможно полнее проанализировать: а) ситуацию, вызвавшую переживание ; б) влияние ситуации на его потребности, цели и мотивы деятельности; в) степень интенсивности переживания; г) степень активности человека во время переживания; д) степень влияния переживания на деятельность человека.
По силе проявления эмоции могут колебаться от слабо выраженных, не всегда заметно влияющих на деятельность, но зато весьма длительных настроений, являющихся эмоциональным состоянием, окрашивающим и обобщающим другие состояния и, в свою очередь, включающим эти, другие состояния в свою структуру, до бурных кратковременных аффектов, делающих человека иногда невменяемым, и сильных, но длительных страстей.
Отрицательное влияние эмоций на психомоторику, проявляющееся как понижение эмоционально-моторной устойчивости, может приводить к появлению напряженности.
Осознание опасности человека может вызвать у него различные формы эмоциональных реакций. Одна из таких реакций – страх, имеющий в свою очередь разные формы, степени и оттенки проявления. Это может быть форма астенического страха, проявляющаяся в оцепенении, слабости, нецелесообразных поступках. Эта форма реакции на опасность резко отрицательно отражается на деятельности. Форма стенического страха – паника – чаще проявляется у группы лиц, но может охватить и одного человека.
Тревогу, тревожное ожидание очень часто смешивают со страхом. Как и страх, тревога представляет собой тоже ожидание, но ожидание события, интересующего нас, по исходу своему неизвестного (приятным оно будет или неприятным) и потому нас волнующего. Страх и тревога могут соответствовать и не соответствовать степени опасности, быть адекватными или неадекватными ей.
От страха и тревоги отличается испуг – внезапный и мгновенный резко выраженный страх, возникающий при неожиданном и неприятном, но еще не осознанном изменении ситуации, угрожающем жизни или благополучию человека. Боязнь, напротив, всегда связана с осознанием определенной, известной опасности, возникает медленнее, дольше продолжается, но и легче может быть устранена. Наиболее сильная степень страха – ужас, для которого характерно подавление страхом рассудка (аффект страха); отсюда и название его – «безумный страх».
Но опасность может вызвать не только астенические, но и положительные эмоции стенического возбуждения. Стенический, нерезко выраженный страх может тонизировать кору головного мозга из подкорки и в сочетании с критическим мышлением проявляться как «разумный страх» в виде опасения, осторожности. Насколько трусость, робость и боязливость – отрицательные черты личности, настолько осторожность – черта положительная.
Эмоции и воля настолько тесно взаимосвязаны, что их часто объединяют в общую эмоционально-волевую систему личности, противопоставляемую познавательной. Но если эмоции лежат на низшем уровне эволюции психики, то воля является ее вершиной. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций.-М.,2004
Воля – это способность человека сознательно контролировать свою деятельность и активно управлять ею, преодолевая препятствия и подчиняя ее сознательно поставленной цели. Воля, как и все психические явления, – одна из форм отражения. Отражаемым объектом в волевом процессе является объективная цель деятельности, но не сама по себе, а в ее соотношении с фактически выполняемой собственной деятельностью, обеспечивающей достижение этой цели.
В проявлениях воли всегда присутствует своеобразное психическое волевое усилие, направляемое на преодоление препятствий, стоящих на пути к достижению поставленных целей. Эти препятствия в одних случаях могут быть ничтожными, в других – требовать больших усилий.
Воля проявляется в тех случаях, когда человек заставляет себя сделать что-то, несмотря на препятствия. Но тот же человек благодаря воле может и удержаться от выполнения действия или совершения поступков. Зачастую волевой тормоз не менее сложное действие, чем активизация деятельности. Воля проявляется и во всей сложной деятельности человека, и в отдельных его действиях. Поэтому и цели, поставленные человеком перед собой, могут быть далекими, для достижения которых понадобится вся жизнь, и близкими, достигаемыми за несколько секунд.
Хотя волевое действие начинается с осознания цели, его центральным этапом является борьба мотивов. При этом преобладание одного или совокупности направленных к одной цели мотивов определяет выбор и превращает одну из возможностей в волевое решение, а весь процесс – в волевой акт. Ведь решение без борьбы мотивов может быть и этапом мыслительного действия. Если преобладают мотивы, не соответствующие общей цели деятельности, сознательно поставленной перед собой человеком, то такой процесс оказывается проявлением не воли, а безволия.
Мышление – это процесс отражения общих свойств предметов и явлений, нахождения закономерных связей и отношений между ними. Иными словами, мышление – это обобщенное и опосредованное отражение действительности.
Первый важнейший признак мышления – обобщенность. Это означает, что в результате мышления человек получает информацию, являющуюся следствием переработки многочисленных сведений, полученных от разных объектов, и суммирующую в сжатой, «свернутой» форме наиболее существенные черты этих объектов. Мышление создает их идеальный образ как свойственное только человеку субъективное психическое явление. При этом мышление есть результат переработки опыта не только одного человека и его современников, но и предшествовавших поколений.
Второй признак мышления – то, что оно есть опосредованное отражение действительности. Это означает, что мышление позволяет выявить, понять и то, что непосредственно не действует на анализаторы и становится доступным сознанию только благодаря косвенным признакам. Мышление человека происходит посредством понятий, каждое из которых выражается словом или несколькими словами.
Каждый акт мышления представляет собой процесс решения какой-либо задачи, возникающей в ходе познания или практической деятельности человека. В процессе мышления протекает иногда весьма длительная мыслительная деятельность, обобщающая ряд мыслительных действий.
Воображение или фантазия – это создание в процессе мышления новых образов на основе прошлых восприятий и имеющихся понятий. Если восприятия позволяют человеку создать образы настоящего, память – прошлого, то воображение как форма мышления позволяет это сделать в отношении будущего.
Память как психическое явление, будучи частным случаем всеобщего свойства материи – памяти как сохранения следов, развилась на основе генетической и физиологической ее форм.
Отражаемые воздействия реального мира, переживания, мысли и совершенные действия оставляют своеобразные следы, накопление которых памятью лежит в основе опыта, обогащающего самосознание человеком своего «я».
Память – это следовое психическое отражение прошлого, заключающееся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении или узнавании ранее воспринятого, пережитого или сделанного.
Активность сознания выражается, в частности, в избирательности памяти. Из многообразия и обилия того, с чем сталкивается человек, прежде всего и лучше всего запоминается им именно то, что ему нужно для удовлетворения своих потребностей, что необходимо для решения задач, выдвигаемых его трудовой деятельностью, что имеет для него то или иное значение. Избирательность памяти зависит от установки – четкой и ясной постановки задачи, конкретизирующей, что нужно запомнить и для чего это необходимо.
Восприятия, как и мышление и память, относятся к познавательным психическим процессам. С них начинается целостное познание человеком объективного мира путем обобщения ощущений. Общей чертой ощущений и восприятий является их возникновение в момент непосредственного воздействия мира на анализатор (орган чувств). Но по своему содержанию эти два процесса различны. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2т.-Т.1-М.,2006
Восприятия – психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей, связанный с пониманием целостности отражаемого. Результат восприятия – всегда целостный образ предмета. Поэтому в отличие от ощущений, которые отражают только отдельные свойства и качества предметов, восприятие всегда целостно и предметно. Восприятие объединяет ощущения, идущие от ряда анализаторов.
Важная особенность индивидуальных различий между людьми – различия скорости восприятия, т. е. наименьшего времени действия раздражителя, вызывающего практически точное его восприятие. Чем сложнее раздражитель, тем больше время его восприятия. Скорость восприятия повышается под влиянием упражнения и тренировки. Понижается скорость восприятия под влиянием утомления, заболеваний и напряженности.
Зависит восприятие и от интересов. Радостное возбуждение, вызванное удачным выполнением какой-либо трудной или сложной работы, обостряет восприятия. И чем труднее и ответственнее была выполненная работа, тем сильнее чувство радости, тем выше способность к последующим восприятиям.
Ощущения – психический процесс отражения отдельных свойств объектов реального мира, непосредственно воздействующих на анализаторы.
На основе ощущений и слагаются более целостные, предметные восприятия, возникают все остальные более сложные по своей структуре познавательные процессы: представления, память, мышление.
Ощущения зависят не только от особенностей мозга и анализаторов человека, но также от опыта, профессиональных знаний, интересов и других черт личности, а также от состояния человека (утомление, настроения и т. п.).
Свойства личности многообразны, и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. А значит, можно выделить свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека. Для примера приведем некоторые интеллектуальные свойства – наблюдательность, гибкость ума; волевые – решительность, настойчивость; эмоциональные – чуткость, нежность, страстность, аффективность и т. п.
Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести: Шингаров Г. X. Эмоции и чувства как формы отражения действительности. М., 2006
- 1) жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека);
- 2) темперамент (систему природных свойств личности – подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности, – характеризующую динамическую сторону поведения);
- 3) способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности) и, наконец,
- 4) характер как систему отношений и способов поведения.
Лекция 4. Психика как отражение действительности;
Психика как отражение действительности.
Ее развитие в филогенезе.
1. Психика как отражение действительности. Основные функции психики.
2. Психика как свойство живой материи. Этапы развития психики в филогенезе по А.Н..Леонтьеву и К.Э.Фабри.
3. Развитие психики человека.
4. Сравнение психики человека и животного.
1. В советской (отечественной) психологии психика, сознание расматривается как процесс отражения окружающей действительности. Это представление основано на основных положениях Ленинской теории отражения, ставшей методологической основой в изучении психики в советсткой психологии.
Основные положения данной теории были сформулированы В.И.Лениным в его трудах “Философские тетради” и “Материализм и эмпириокритицизм”. Его позиция является развитием взглядов диалектического и исторического материализма К.Маркса и Ф.Энгельса.
Советский психолог К.К.Платонов в своих трудах пытается построить весь категориальный аппарат советской психологии через категорию отражения.
Психическое отражениехарактеризуется рядом особенностей:
· оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем правильность отражения подтверждается практикой;
· сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека;
· психическое отражение углубляется и совершенствуется;
· обеспечивает целесообразность поведения и деятельности;
· преломляется через индивидуальность человека;
· носит опережающий характер.
Функции психики:отражение окружающего мира и регуляция поведения и деятельности живого существа в целях обеспечения его выживания.
Рис. 1. Основные функции психики
Эти функции взаимосвязаны и взаимообусловлены: отражение регулируется, а регулирование основано на информации, полученной в процессе отражения. “Единство психики как системы выражается в общей ее функции: являясь субъективным отражением объективной действительности, она выполняет функцию регуляции поведения”. Тесная взаимосвязь указанных функций обеспечивает целостность психики в норме, единство всех психических проявлений, интеграцию всей внутренней психической жизни. Эти же функции обеспечивают и непрерывное взаимодействие, взаимосвязь, интеграцию человека с окружающей средой.
2. Согласно материалистическому пониманию психические явления возникли в результате длительной биологической эволюции живой материи и в сознании, психике человека представляют собой высший итог развития, достигнутый ею. Есть данные, свидетельствующие о том, что уже простейшим живым существам — одноклеточным — свойственны близкие к психике явления, а именно: способность к реагированию на изменения внутренних состояний и внешнюю активность на биологически значимые раздражители, а также память и способность к элементарному научению через пластичные, приспособительные изменения поведения.
В представлениях материалистов психические явления возникли намного позднее того, как на Земле появилась жизнь. Поначалу живое вещество обладало лишь биологическими свойствами раздражимости и самосохранения, проявляющимися через механизмы обмена веществ с окружающей средой, собственного роста и размножения. Позднее, уже на уровне более сложно организованных живых существ, к ним добавились чувствительность и готовность к научению.
Первые признаки жизни на Земле появились 2—3 миллиарда лет назад, сначала в виде постепенно усложняющихся химических, органических соединений, а затем и простейших живых клеток. Они положили начало биологической эволюции, связанной со свойственной живому способностью к развитию, размножению, воспроизводству и передаче приобретенных, генетически закрепленных свойств по наследству.
Позднее в процессе эволюционного самосовершенствования живых существ в их организмах выделился специальной орган, взявший на себя функцию управления развитием, поведением и воспроизводством. Это — нервная система. По мере ее усложнения и совершенствования (обособление от других тканей и органов, выделение и дифференциация ганглиозных структур, оформление головного и спинного мозга, появление и развитие коры головного мозга, сначала древней, затем старой и новой, усложнение связей между ц.н.с. и другими органами тела) шло развитие форм поведения (деятельности) и наслоение (иерархизация) уровней психической регуляции жизнедеятельности: ощущения, восприятие, память, представления, мышление, сознание, рефлексия.
Улучшение структуры и функций нервной системы послужило основным источником развития психики. Механизм данного процесса, по-видимому, тот же самый, с помощью которого описывается и представляется эволюция живых существ: приобретение организмом новых свойств и органов в результате изменений, происходящих в генотипе; приспособление к среде и выживание тех существ, чьи свойства и органы (старые и вновь приобретенные в результате мутаций) оказались наиболее полезными с точки зрения жизнеобеспечения, выживания и адаптации.
Важным стимулом к развитию явилось усложнение самих по себе условий жизни, которое требовало изменения строения организма, появления способности отражать мир, лучше ориентироваться в нем. Можно сказать, что первопричиной совершенствования психики явилась сама действительность: она потребовала, чтобы у живых существ появились сложная нервная система и высшие уровни психического отражения. Такова общая точка зрения на происхождение и развитие психики, разделяемая материалистами.
Источники:
http://psyznaiyka.net/view-predmet.html?id=psihicheskie-yavleniya-otrajenie-deistvitelnosti
http://m.studwood.ru/802705/psihologiya/psihicheskie_protsessy_dinamicheskoe_otrazhenie_deystvitelnosti_razlichnyh_formah_psihicheskih_yavleniy
http://studopedia.su/10_135816_lektsiya-.html