Начало реформации связано с деятельностью. Реформация и развитие стран Европы, XVI-XVII в

Реформация (16 — начало 17 века)

Реформация — общественное и религиозно-политическое движение в Европе (кроме Восточной), происходившее в 15-16 веках, цель которого было реформирование католического христианства на основе Библии.

Протестантская Реформация охватила почти всю Европу и привела к возникновению новых христианских вероучений и церквей.

Кроме лютеранства, кальвинизма, пресвитерианства, англиканства, в XVI веке появилось еще около 200 разных протестантских сект (групп верующих, чьи взгляды отличаются от традиционных) и на­правлений, которые легко могли приспособиться к существованию как в раздробленных государствах и мелких княжествах, так и в сильных королевствах.

Причины Реформации

На рубеже XV-XVI веков многих европейцев не устраивали церков­ные порядки. Язык церкви — латинский — был не понятен большинству верующих, которые не могли даже прочитать Библию. Крестьянам и горожанам, с трудом зарабатывающим каждую монету, было обидно отдавать значительную часть епископам и монахам. Бережливых предпринимателей раздражали золотые одежды священников, доро­гие скульптуры и картины, которыми украшались церкви. Малозе­мельные рыцари-феодалы с завистью смотрели на огромные земель­ные угодья епископов и монастырей. Королей и князей раздражало вмешательство в их дела Папы Римского. К тому же уже давно на городских пло­щадях вызывали восторг бродячие артисты, вы­смеивающие жирных и глупых монахов, которые в нарушение всех церковных правил обжираются мясом, напиваются и ухлестывают за женщинами.

Особое положение сложилось в раздробленных княжествах Германии, где власть Папы Римского не была ограничена сильной королевской властью. Пользуясь этим, епископы и монастыри постоянно увеличивали поборы с верующих. О служителях церкви немецкий гуманист Ульрих фон Гуттен пи­сал так: «Это грабители нашего отечества. Они услаждают себя кровью и потом немцев, потроха­ми бедняков набивают себе утробу и питают свою распущенность».

Реформация Лютера (лютеранство)

Мартин Лю­тер (1483-1546)

В столь сложной обстановке начался жизненный путь Мартина Лю­тера (1483-1546). Он родился в семье глубоко верующего рудокопа. С 14 лет Лютер начал учиться в школе. Чтобы добыть себе пропитание, он вместе с товарищами бродил по улицам Магдебурга, распевал псал­мы во славу Господа и просил милостыню. Кто знает, как сложилась бы судьба мальчика, если бы он не нашел приют в богатой семье. После трех лет обучения в одной из лучших школ того времени, 18-летний юноша поступает в Эрфуртский университет. С небывалым рвением он начинает изучение Библии. Мысли о Страш­ном суде, о греховных помыслах и поступках не давали ему покоя. Окончив университет, он ре­шает укрыться от мирской суеты в монастыр­ской обители. Вскоре он получает сан священника и место профессора теологии в Виттенбергском университете. Проповеди Лютера привлекали жителей Виттенберга своей простотой и крат­костью. Для каждого прихожанина Лютер нахо­дил слова утешения. Он напоминал, что Иисус Христос принял смерть на кресте и тем самым искупил все человеческие грехи.

Начало Реформации в Германии

Выступление Мартина Лютера положило начало Реформации.

Народная и княжеская Реформации

Германия разделилась на католиков и протестантов, сторонников «княжеской» и «народной» Реформации.

Реформация Кальвина (кальвинизм)

Кальвинизм стал Реформацией для торгово-ремесленных слоев Европы. Из Швейцарии протестантское учение Кальвина проникло в южную Фран­цию, где кальвинистов стали называть гугенотами.

Гугеноты — искаженное немецкое слово «айгеносен» — «союзники». Так в Женеве называли желающих присоединиться к Швейцарскому союзу.

По душе пришлось это учение и жителям торгово-ремесленных городов Нидерландов. Учение Лютера активно распространялось в австрийских и венгерских землях, на территории Польши и Литвы и даже в немецких духовно­рыцарских орденах Прибалтики.

Реформация в Швейцарии

Реформация в Англии

Реформация в Прибалтике

В 1525 году магистр Тевтонского ор­дена объявил, что орден становится светским госу­дарством — Прусским герцогством. Рыцари осво­бождались от монашеских обетов, а магистр провоз­глашался герцогом, независимым от Римского Па­пы. В Ливонском ордене рядовые рыцари, надеясь отобрать земли у епископов и начальников ордена, к середине XVI века объявили себя лютеранами и обратили в новую веру своих крепостных крестьян. Само же орденское государство было уничтожено, и его владения поделили между собой соседние страны. Материал с сайта http://doklad-referat.ru

Реформация в Скандинавии

Протестантская вера проникла и в Скандинавию. Здесь, как раз накануне Реформации, шведские крестьяне, горожане и рыцари восстали против власти Датских королей. Вождем был избран человек по имени Густав Ваза, происходивший из знатного шведского рода. После освобожде­ния в 1523 году столицы Швеции — Стокгольма — собрание шведских сословий избрало его королем. В обоих разделившихся государствах — Датско-Норвежском и Шведском короли, желая усилить свою власть, решили воспользоваться начавшейся Реформацией. Среди учеников Лютера в Виттенбергском университете были и датчане, и шведы. Когда они вернулись в родные страны при содействии королей, они быстро перевели Библию на шведский и датский языки. В 1527 году в Швеции, а в 1536 году — в Дании лютеранство объявили госу­дарственной религией, хотя окончательно оно утвердилось только к концу XVI века.

Контрреформация

Для борьбы с Реформацией Католическая церковь стремилась уси­лить контроль над верующими и преобразовать собственные порядки, создав движение Контрреформации.

Читать еще:  К чему снится осколки посуды. К чему снится стекло

Итоги и последствия Реформации

В результате Реформации, а также противодействующего движения — Контрреформации, произошли религиозные войны. Они стали причиной распада империи Карла V Габсбурга, а также раскола Европы по религиозному признаку.

Эпоха Возрождения. Реформация и контрреформация в Западной Европе

Реформация и контрреформация.

Реформация – массовая религиозная и общественно-политическое движение в западной и центральной европе 16 – начала 17 веков

Политические – новые централизованные национальные государства на СЗ Европы выступали против концепции универсальной церкви, которая провозглашала свое первенство над светской властью. Этот церковный идеал вступал в противоречия не только с крепнувшим абсолютизмом, но и с зарождающимся национальным сознанием среднего класса.

Экономические – недовольство всех слоев населения вызывали огромные земельные богатства католической церкви и значительные денежные сборы в пользу римских пап. При чем на само духовенство не распространялась система налогообложения национальных государств. Особенно негодовала буржуазия, считавшая, что деньги нужны не для того, чтобы строить соборы и проводить пышные церковные службы, а для вкладывания в производство, в соответствии с этим, под сомнение ставилась вся дорогостоящая организация церкви, с ее папой, кардиналами, епископами, монастырями и церковным землевладением. Бюргерство выступало за удешевление церкви, а также за отказ от некоторых положений ее этического учения – от осуждения богатства и предпринимательской деятельности.

Социальные – возникновение городов и рост среднего класса формировали новый идеал индивидуализма: денежная экономика освободила людей от земли как главного средства существования. Горожане начинают понимать, что не все в порядке с социальным устройством, в котором их угнетают люди, не создающие материальных благ, но находящиеся на вершине общественной пирамиды.

Моральные – падение нравов католического клира. Стремление к роскоши. Накоплению богатств, дух стяжательства, пронизывающий все звенья церковной иерархии. Продажа индульгенций. Кризис народного доверия: происходило переосмысление теории о единоспасающей роли католической церкви, значения различных церковных таинств, священного писания.

Важнейшими предпосылками реформации стали:

– общий подъем образования

– распространение новых принципов гуманистической этики и ренессансной концепции человека, как хозяина своей судьбы.

Родина реформации – германия, где возникло лютеранство – христианское вероучение, названное по имени его основателя – Мартина Лютера. В то время как в крупных централизованных монархиях короли хоть как-то противостояли стремлению римских пап к верховенству над светскими властителями, в раздробленной германии роль духовенства была огромной. Крайне высоки были церковные сборы, что негативно сказывалось на экономическом развитии многих областей. Антицерковные позиции занимали князья и рыцарства, претендовавшие на землю духовенства. В 1517 г. В Германию прибыли посланцы папы для широкого распространения индульгенций. 31 октября 1517 года профессор Виттенбергского университета, богослов, Мартин Лютер прибил на дверях университетской церкви документ «95 тезисов против индульгенций», в котором оспаривалось право папы на отпущение грехов. В 1520 г папа издал буллу об отлучении Лютера от церкви. Немецкий богослов публично сжег папскую буллу во дворе университета, вступив в открытую полемику с папой, Лютер написал несколько трактатов, в которых изложил свои взгляды на место и предназначение церкви. Главная идея лютера состояла в том, что каждый человек спасается одной лишь искренней верой в Бога и не нуждается в посредниках в виде церкви. Он заявил, что церковные таинства и ритуалы не имеют того значения, которого им предписывает церковь. Из 7 католических таинств он предлагал оставить только два – крещение и причащение, так как только их описание содержится в Библии. Для того, чтобы библия стала доступной не только духовенству, но и всем мирянам, необходим ее перевод на родные языки, кроме того пышное богослужение на латыни необходимо заменить проповедью на родном языке. Внешние проявления культа – почитание икон, изображение святых, поклонение мощам и тому подобное Лютер объявил идолопоклонством, отвлекающем людей от размышлений о существе веры.

Пересмотр догматов веры и предложенное Лютером переустройство церкви легли в основу программы европейской реформации.

Широкая поддержка учения лютера в германии и всеобщий протест против папы приобретал политический характер, в ситуацию вмешался император священной римской империи карл 5. Он вызвал Лютера на заседание рейхстага. Куда прибыли и посланцы папы. Потребовавшие отречения Лютера от его взглядов. В ответ он заявил: на том стою и не могу иначе.

Еще дальше Лютера в своем учении пошел Жан Кан Вин – французский эмигрант в Женеве. Он основал основной догмат кальвинизма – учение об абсолютном предопределении. Согласно его учению, участь человека в земной и загробной жизни предопределена изначально, избранных ждет спасение, остальные обретены на вечные муки. Но человек не должен пассивно ждать вершения судьбы. Он должен постоянно трудиться. Ибо труд – это дар божий, а лень – один из величайших пороков. Кальвинизм провозгласил новую этику, сочетавшую набожность, самоограничение и бережливость с активным предпринимательством и оправданием богатств. Подобный идеал получил название – трудовой протестантской этики. Она как нельзя лучше соответствовала нарастающей капиталистической системе. Идеи кальвинизма пользовались большим успехом у городского населения и быстро распространились в нидерландах, англии, шотландии и на юге франции.

Читать еще:  Где сейчас священный грааль. Что такое священная грааль и существовала ли она в действительности

В англии реформация имела свои отличительные черты : она проходила по инициативе королевской власти и привела к образованию самостоятельной англиканской церкви. Главной целью королевской реформации стало освобождение от Ватикана и прямое подчинение Английской церкви королю. При этом важнейшее значение имель стремление короля секуляризировать монастырские земли, к тому же и английская буржуазия была заинтересована в дешевой и простой церкви.

Поводом для разрыва с Ватиканом послужил развод английского короля Генриха 8 с Екатериной Арагонской и его женитьба на фрейлине королевы Анне Болейн в 1533 году. Это не получило одобрение у римского папы Климента 7. Английский парламент, заседавший с 1529 по 1537 год (Парламент реформации), принял по настоянию короля ряд законов общим смыслом которых стало создание в стране не зависимой от Рима национальной церкви. В парламенте реформации заседали представители от дворянства из 37 графств, бюргерство из 119 городов. Апогеем его деятельности стало издание в 1534 году «Акта о супрематии», объявившего короля верховным главой церкви, которую теперь стали называть англиканской. Этому событию предшествовало выступление английского архиепископа с утверждением. Что в Англии «королевская власть стоит по божественному предписанию впереди и выше всякой другой власти». В это же время король назначил комиссию для составления присяги верности новому закону о престолонаследии, который утверждал королевские права Анны Болейн, власть английского короля объявлялась имперской, т.е. исключающей подчинение кому-либо, в том числе и главе католической церкви. Через три года Анна Болейн была казнена по обвинению в супружеской измене, но независимая англиканская церковь с ее идеей «один Бог, один король, одна вера, одно исповедание» осталась.

Реформация обновила христианскую церковь, сделала ее более соответствующей времени, поставила в центр человеческую личность, энергичную, устремленную на преобразование мира и способную принимать на себя ответственность за собственные деяния, при этом поощряя индивидуализм, она стремилась ввести его в строгие рамки морали, основанные на религиозные ценности. Распространение протестантизма заставило папство предпиринять ряд мер по борьбе с протестантской ересью. Совокупность этих мер – контрреформация.

Происходит реорганизация инквизиции – безжалостная расправа с еретиками. Составляется индекс запрещенных книг, расширяется церковная цензура, одним из наиболее действенных средств в религиозной борьбе становится орден иезуитов, основанный в 1540 году. Главной задачей ордена стала защита и распространение католицизма, не только в Европе, но и во всем мире. Деятельность иезуитов была весьма разнообразной, от участия в политической жизни европейских дворов, до создания школ, приютов, отправки миссионеров в Азию и Америку. Однако, и в самой католической церкви не было единства, наиболее дальновидные ее представители были готовы принять часть критики в свой адрес, однако на тридентском соборе 1545-1563 победила консервативная линия: католические догматы признавались неоспоримыми, подтверждалось главенство папы, укреплялась инквизиция, в результате активные меры предпринятые католической церквью позволили сохранить ей доминирующее положение в Европе и затормозить наступление протестантизма.

На рубеже 14-15 вв наступила новая эпоха в развитии культуры Западной Европы – Возрождение, или Ренессанс. В основе её возникновения лежали подъём образования и достижение городской культуры средневековья. Фундаментом Ренессанса было новое философское течение – гуманизм, зародившийся в конце 14 века в Италии. Характерной чертой гуманизма стало выдвижение на первый план – этики – науки о человеке, его призвании, антропоцентризм в противовес теоцентризму, философии предшествующей эпохи. Идеалом гуманистов была всесторонне развитая нравственно совершенная личность, живущая в гармонии с природой. Центральная роль в воспитании такого человека отводилась культуре, которая получила принципиально новое осмысление: только подъём культуры как совокупности лучших достижений общества может помочь человечеству стать совершенным. В связи с этим гуманисты придавали больше значение возрождению культуры античных Греции и Рима, в которых видели идеал и образец для подражания. Они реабилитировали языческую литературу и поэзию, отвергавшуюся Средневековьем. В первой половине 15 века идеи гуманизма получили широкое распространение в среде городских интеллектуалов. Важное место среди гуманистических идей стала занимать концепция индивидуализма. Стремление к собственному благу, однако не в ущерб остальным. Таким образом в 14-15 вв в Италии сложилась новая система взглядов не порывавшая с христианским мировоззрением, но полемизирующая с рядом положений средневековой этической доктрины.

Начало реформации связано с деятельностью. Реформация и развитие стран Европы, XVI-XVII в

Ключевые слова конспекта: Реформация, Контрреформация, Лютер, 95 тезисов, Мюнцер, крестьянская война, секуляризация, кружки гуманистов, протестанты, кальвинизм, Шмалькальденские войны, Тридентский собор.

Реформация – широкое религиозное и социально-политическое движение за коренное обновление церкви, развернувшееся в 16 веке в большинстве Европейских стран. Она положила начало новым религиозным течениям и сектам. Реформация вербовала своих сторонников во всех социальных слоях, и каждый из них истолковывал её задачи в соответствии со своими интересами. Отсюда разнообразие понимания Реформации: то узкое, ограниченное религиозными переменами, то доходящие до идей всеобщего переустройства существующих порядков. Основные причины Реформации были связаны с кризисом католической церкви и обострением комплекса общественных противоречий в эпоху начавшегося разложения феодального строя.

Читать еще:  Что означает эммануил. История происхождения и толкование имени эммануил

К началу XVI века в Центральной и Западной Европе возросли материальные и политические претензии католической церкви. В средние века она — идеологическая опора феодального строя и претендент на политическую гегемонию. Это вызывало недовольство феодалов, горожан (зарождающейся буржуазии).

В 15 — 16 века королевская власть в странах, вставших на путь государственной централизации, давала отпор притязаниям церкви. Но в раздробленной Германии папство не идёт на уступки. В Германии Реформация началась раньше, объединив широкие слои населения. Реформация в Германии – знамя широкой антифеодальной борьбы (как и в Нидерландах). Требования церковной реформы были в каждой программе политических реформ. Общественному подъёму способствовало гуманистическое движение. Буржуазные отношения создали условия для новой идеологии. Кружки гуманистов – пропагандировали научные мировоззрения, борьбу со схоластикой, о национальном языке немцев, о роли папского Рима и его агентуры в унижении Германии.

XVI век – экономический, социальный подъём, в сочетании с политической раздробленностью, — причина широкого общественного характера Реформации, битвой против феодализма. Родиной Реформации стала Германия. Ее лидером является доктор богословия Мартин Лютер, который выступил со своими «95 тезисами» против продажи индульгенций (1517): человек спасается не через церковь, обряды, а через веру, даруемую Богом; духовенство не должно господствовать в мире, оно лишь должно разъяснять Библию и склонять к вере. Лютер призывал действовать оружием против сторонников папства. Он настаивал на сокращении расходов на церковь, что отвечает интересам бюргерства. Народ воспринимал Реформацию как требование церковных реформ и социального освобождения. Но Лютер постепенно отходит от борьбы (радикальные слои бюргеров — недовольны).

Радикальное направление реформации – Т. Мюнцер: единственный источник веры – это Библия, Бог есть везде. Он сторонник социального переворота (крестьянство + городская беднота), а священное писание лишь указывает необходимые действия: власть нужно отдать народу, уничтожить дворянские замки и монастыри. Реформация – это путь к революционному переустройству общества. На основе идей и деятельности реформаторов разгорелась крестьянская война. Подавление войны привело к усилению власти. Во многих городах Германии закрылись монастыри, вводится реформированное богослужение. На сторону Реформации переходят некоторые имперские князья, заинтересованные в секуляризации (изъятии чего-либо из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому ведению).

По итогам двух Шмалькальденских войн признавалось равноправие католиков и протестантов. Местные князья получили право определять религию своего княжества. В результате в Германии в XVI в. сложились 2 группы княжеств – католическая (наследственные земли Габсбургов) и протестантская (остальные княжества).

Возникает много направлений и течений в протестантской идеологии, крупнейшим из которых был кальвинизм, получивший свое название от имени французского юриста и богослова Жана Кальвина. Центром кальвинизма становится швейцарский город Женева. Кальвинистская церковь управлялась по демократическим принципам, она поощряла накопительство и торговлю, чем способствовала развитию капиталистических отношений.

В Англии, Дании, Швеции реформация — детище церковной политики королей, проводилась сверху. Например, английский король Генриха VIII «Актом о супрематии» провозгласил себя главой церкви (1534). В Швейцарии поборниками Реформации были исключительно горожане.

Всюду проводилась секуляризация церковных земель, что вело к укреплению светской власти, дворянства, бюргерства. В целом Реформация нанесла удар по римско-католической церкви как одному из устоев феодализма и сломала монополию католицизма в духовной жизни общества.

Эти события вызвали католическую Контрреформацию — церковно-политическое движение в Европе XVI-XVII вв. во главе с папством, направленное против Реформации. Происходит реорганизация инквизиции, безжалостно расправлявшейся с «еретиками» (1542). Составляется «Индекс запрещенных книг». Основывается Орден иезуитов Игнацием Лойолой (1540). Главной задачей ордена являлась защита и распространение католицизма в Европе и во всем мире. Деятельность иезуитов была самой разнообразной: от участия в политической жизни европейских дворов до создания школ, приютов, отправки своих миссионеров в Азию и Америку.

В католической церкви не было единства: наиболее дальновидные ее представители были готовы принять часть критики в адрес папства и духовенства. Однако на Тридентском соборе (1545-1563) победила консервативная линия развития церкви: католические догматы признавались неоспоримыми, подтверждалось главенство папы над всей «паствой», укреплялась инквизиция. В результате активные меры, предпринятые католической церковью, позволили сохранить ей доминирующее положение в Европе и затормозить наступление протестантизма.

Контрреформация — реакция церкви на новые явления в социально-политической, религиозной и культурной жизни общества. Папство вынуждено было создать новые инструменты — новые религиозные ордена, инквизицию, книжную цензуру. Оплот Контрреформации – Испания, Германия, Австрия – где были сильны позиции католицизма. Тридентский собор сохранил устои католической церкви; отверг попытки изменения догматов; протестантов — анафеме, папство укрепило все звенья церковной организации.

Зачастую религиозные вопросы были лишь прикрытием для решения иных проблем :

  • национального освобождения (Нидерландское восстание 1560-1570-х);
  • борьбы феодальных семей и группировок за власть (французские религиозные войны второй половины XVI в.);
  • соперничество за европейскую гегемонию — Тридцатилетняя война (войны между Францией и Габсбургами XVI-XVII вв.).

Это конспект по теме «Реформация и Контрреформация в XVI веке». Выберите дальнейшие действия:

Источники:

http://doklad-referat.ru/%D0%A0%D0%B5%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_(16_-_%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%BB%D0%BE_17_%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0)
http://studopedia.ru/10_63369_epoha-vozrozhdeniya-reformatsiya-i-kontrreformatsiya-v-zapadnoy-evrope.html
http://uchitel.pro/%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%B8-%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%82%D1%80%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%B2-xvi-%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B5/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: