Личное отношение к мишель де монтень. Мишель монтень краткая биография и интересные факты

Мишель Монтень краткая биография и интересные факты

Мишель Монтень биография кратко и интересные факты из жизни французского писателя и философа изложены в этой статье.

Мишель Монтень биография кратко

Будущий гуманист Мишель Монтень появился на свет в 1533 году около Бодо в замке Монтень в семье дворян. Его родители вели род от гасконских буржуа. Ему дали прекрасное образование. В возрасте 21 года он окончил Тулузский университет и стал работать судьей. В период 1580 – 1588 годов пишет фундаментальный труд в трех книгах — «Опыты». Последняя из них носила автобиографический характер. Его сочинения написаны в литературно-философском жанре, в них автор размышляет над разными историческими фактами настоящего и прошлого, наблюдениями над нравами и бытом людей всех состояний и возрастов.

Мишель Монтень в молодости интересовался политикой и хотел связать с ней свою жизнь. Поэтому его отец купил для него должность советника в Бордоском парламенте, и его дважды выбирали мэром города.

В 1565 году он женился, и солидное приданое жены укрепило материальное положение Монтеня. Через 3 года умер его отец, и Мишель унаследовал семейный замок. В 1571 году мыслитель продает свою судейскую должность, уйдя в отставку. Но он не намеревался отдыхать и просто наслаждаться жизнью, философ пишет эссе, уделяя внимание вопросам управления государства, поведению человека, путешествиям и войнам.

В 1588 году Монтень повстречал молоденькую девушку по имени Мари де Гурне, его страстную поклонницу. Она скрасила его жизнь, став приемной дочерью. В последние годы здоровье Мишеля Монтеня все больше беспокоило. Философ ощущал себя стариком, несмотря на то, что вел активный образ жизни. 13 сентября 1592 года он умер в своем фамильном имении. После его смерти приемная дочь Мари де Гурне опубликовала его издание «Опыты» посмертно.

Мишель Монтень интересные факты

Мишель воспитывался без запретов. Домашние воспитателем Мишеля был медик из Германии по имени Горстанус, который учил его гуманитарным дисциплинам и разговаривал с ним исключительно на латыни, которая в то время была обязательным вторым языком всех образованных европейских элит. Правило разговаривать с Мишелем латыни было незыблемым и обязательным как для родителей, так и для прислуги.

Монтень имел репутацию ученого, образованного человека и большое количество государственных деятелей, мыслителей того времени водили с ним дружбу.

Его лучшим другом был Этьен де ла Боэси, философ и автор «Рассуждений о добровольном рабстве».

Любил путешествовать. Посетил Швейцарию, Германию, Австрию и Италию. Все свои впечатления отразил в своем дневнике, который был опубликован в 1774 году.

Король Генрих Наваррский, был благосклонен к Мишелю Монтеню.

Он принадлежал к последнему поколению гуманистов.

Мыслитель оказал огромное влияние на формирование мировоззрения Мериме и Ренана, Гете и Ницше, Байрона и Эмерсона.

Он первым использовал слово «эссе» для описания своих сочинений. Сегодня можно сказать, что Монтень был первым блоггером. Его блестяще написанные эссе восхищаются за их легкое сочетание серьезных интеллектуальных мыслей и юмористических анекдотов.

Против своей воли и под давлением своей семьи Монтень женился на Франсуазе де ла Кассан. У них было шесть детей, но выжила только одна девочка.

Монтень Мишель

Мишель Эйкем де Монтень

французский писатель и философ-гуманист эпохи Возрождения

Мише́ль Эйке́м де Монте́нь (фр. Michel Eyquem de Montaigne ; 28 февраля 1533 — 13 сентября 1592) — знаменитый французский писатель и философ эпохи Возрождения, автор книги «Опыты».

Содержание

Биография

Монтень родился в фамильном замке вблизи г. Бордо. Его отец, участник итальянских войн Пьер Эйкем (получивший аристократический титул «де Монтень») был в свое время мэром этого города; умер в 1568. Мать — Антуанетта де Лопез, из семьи зажиточных арагонских евреев. В раннем детстве Мишель воспитывался по либеральной-гуманистической педагогической методике отца — его учитель, немец, совершенно не владел французским языком и говорил с Мишелем исключительно на латыни.

Во время гугенотских войн Монтень часто выступал как посредник между враждующими сторонами, его одинаково уважали король-католик Генрих III и протестант Генрих Наваррский.

В 1565 Монтень женился, получив солидное приданое. После смерти отца в 1568 г. он унаследовал родовое имение Монтень, где и поселился в 1571, продав свою судейскую должность и выйдя в отставку. В 1572 г., возрасте 38 лет Монтень начинает писать свои «Опыты» (первые две книги опубликованы в 1580 г.). Его близким другом был философ Этьен де ла Боэси, автор «Рассуждений о добровольном рабстве», некоторые части из которых Монтень включил в свои «Опыты». В 1580—1581 г. писатель путешествовал по Швейцарии, Германии, Австрии и Италии. Впечатления от этого путешествия отражены в дневнике, опубликованном только в 1774 г.

Читать еще:  Общение с ангелами и ангелами-хранителями. Ангельские знаки

Писатель скончался 13 сентября 1592 г. во время мессы.

«Опыты»

История публикации

Работа над книгой началась в 1570 году. Первое издание вышло в 1580 году в Бордо (в двух томах); второе — в 1582 (с коррективами автора). Опубликованный впервые в 1954—1960 годах русский перевод «Опытов» (он впоследствии неоднократно переиздавался) был выполнен на основе издания А. Арменго (1924—1927), воспроизводящего так называемый «бордоский экземпляр» «Опытов» (издание 1588 г. — четвёртое по счёту — с рукописными коррективами автора). Между тем во Франции наряду с этой издательской традицией существует и иная (вариант текста, подготовленный после кончины писателя в 1595 г. Мари де Гурнон). Именно последний был положен в основу подготовленного исследовательским коллективом во главе с Жаном Бальзамо и выпущенного в серии «Плеяда» в 2007 г. издания «Опытов».

Книга Монтеня, написанная как бы «скуки ради», отличается крайней прихотливостью построения. Никакого чёткого плана не наблюдается, изложение подчиняется прихотливым извивам мысли, многочисленные цитаты чередуются и переплетаются с житейскими наблюдениями. Совсем короткие главы чередуются с пространными; самая большая глава «Опытов» — обладающая вполне самостоятельной ценностью «Апология Раймунда Сабундского». Поначалу книга напоминала компиляцию античной учёности наподобие «Аттических ночей» Авла Геллия, но затем обрела своё неповторимое лицо. Монтень — первооткрыватель жанра эссе, которому было суждено большое литературное будущее.

Философия Монтеня

«Опыты» Монтеня — это ряд самопризнаний, вытекающих преимущественно из наблюдений над самим собой, вместе с размышлениями над природой человеческого духа вообще. По словам писателя, всякий человек отражает в себе человечество; он выбрал себя, как одного из представителей рода, и изучил самым тщательным образом все свои душевные движения. Его философскую позицию можно обозначить как скептицизм, но скептицизм совершенно особого характера.

Скептицизм Монтеня — нечто среднее между скептицизмом жизненным, который есть результат горького житейского опыта и разочарования в людях, и скептицизмом философским, в основе которого лежит глубокое убеждение в недостоверности человеческого познания. Разносторонность, душевное равновесие и здравый смысл спасают его от крайностей того и другого направления. Признавая эгоизм главной причиной человеческих действий, Монтень не возмущается этим, находит это вполне естественным и даже необходимым для человеческого счастья, потому что если человек будет принимать интересы других так же близко к сердцу, как свои собственные, тогда прощай счастье и душевное спокойствие! Он осаживает на каждом шагу человеческую гордость, доказывая, что человек не может познать абсолютной истины, что все истины, признаваемые нами абсолютными, не более как относительные.

Основной чертой морали Монтеня было стремление к счастью. Тут на него оказали громадное влияние Эпикур и особенно Сенека и Плутарх.

Учение стоиков помогло ему выработать то нравственное равновесие, ту философскую ясность духа, которую стоики считали главным условием человеческого счастья. По мнению Монтеня, человек существует не для того, чтобы создавать себе нравственные идеалы и стараться к ним приблизиться, а для того, чтобы быть счастливыми.

«Одного философа, который был застигнут в момент любовного акта, спросили, что он делает. „Порождаю человека“, — ответил он весьма хладнокровно, нисколько не покраснев, как если бы его застали за посадкой чеснока» («Апология Раймунда Сабундского»)

Считая, подобно Эпикуру, достижение счастья естественной целью человеческой жизни, он ценил нравственный долг и самую добродетель настолько, насколько они не противоречили этой цели; всякое насилие над своей природой во имя отвлеченной идеи долга казалось ему бесплодным. «Я живу со дня на день и, говоря по совести, живу только для самого себя». Сообразно этому взгляду, Монтень считает самыми важными обязанностями человека обязанности по отношению к самому себе; они исчерпываются словами Платона, приводимыми Монтенем: «Делай свое дело и познай самого себя».

Последний долг, по мнению Монтеня, самый важный, ибо, чтобы, делать успешно свое дело, нужно изучить свой характер, свои наклонности, размеры своих сил и способностей, словом — изучить самого себя. Человек должен воспитывать себя для счастья, стараясь выработать состояние духа, при котором счастье чувствуется сильнее, а несчастье — слабее. Рассмотрев несчастья неизбежные и объективные (физическое уродство, слепота, смерть близких людей и т. п.) и несчастья субъективные (оскорблённое самолюбие, жажда славы, почестей и т. п.), Монтень утверждает, что долг человека перед самим собой — бороться по возможности против тех и других.

Читать еще:  Цитаты про небо и облака. Цитаты про небеса

К несчастьям неизбежным разумней относиться с покорностью, стараться поскорее свыкнуться с ними (заменить неисправность одного органа усиленной деятельностью другого и т. д). Что касается несчастий субъективных, то от нас самих в большой степени зависит ослабить их остроту, взглянув с философской точки зрения на славу, почести, богатство и пр. За обязанностями человека по отношению к самому себе следуют обязанности по отношению к другим людям и обществу.

Принцип, которым должны регулироваться эти отношения, есть принцип справедливости; каждому человеку нужно воздавать по заслугам, ибо так в конечном счете проявляют справедливость и к самому себе. Справедливость по отношению к жене состоит в том, чтобы относиться к ней если не с любовью, то хотя бы с уважением; к детям — чтобы заботиться об их здоровье и воспитании; к друзьям — чтобы отвечать дружбой на их дружбу. Первый долг человека по отношению к государству — уважение к существующему порядку. Это не подразумевает примирения со всеми его недостатками, но существующее правительство — всегда предпочтительней, ибо кто может поручиться, что новое общественное устройство даст больше счастья или даже не окажется ещё хуже.

Политика и педагогика

Как в сфере нравственной Монтень не выставляет никаких идеалов, так точно не видит он их и в сфере политической. Желать изменения существующего порядка ради заключающихся в нем — и зачастую неизбежных — пороков, значило бы, по мнению Монтеня, лечить болезнь смертью. Будучи врагом всяких новшеств, потому что они, потрясая общественный порядок, нарушают спокойное течение жизни и мешают человеку наслаждаться ею, Монтень — и по природе, и по убеждениям человек очень терпимый — сильно недолюбливал гугенотов, потому что видел в них зачинщиков междоусобной войны и общественной неурядицы. Если в своих политических убеждениях Монтень порой чересчур консервативен, то в своей педагогической теории он выступает смелым и в высшей степени симпатичным новатором. Во главе её он ставит принцип возможно разностороннего развития.

По мнению Монтеня, цель воспитания состоит в том, чтобы сделать из ребёнка не специалиста-священника, юриста или доктора, но прежде всего человека вообще, с развитым умом, твёрдой волей и благородным характером, который умел бы наслаждаться жизнью и стоически переносить выпадающие на его долю несчастья. Этот отдел «Опытов» Монтеня оказал самое благодетельное влияние на всю позднейшую педагогику. Отголоски идей Монтеня можно найти и в педагогических трактатах Амоса Коменского и Локка, и в «Эмиле» Руссо, и даже в знаменитой статье Пирогова «Вопросы жизни».

Развивающее обучение

Подвергая сомнению различные обычаи и взгляды современного ему общества, Монтень высказывался против суровой дисциплины средневековых школ, за внимательное отношение к детям. Воспитание по Монтеню, должно способствовать развитию всех сторон личности ребенка, теоретическое образование должно дополняться физическими упражнениями, выработкой эстетического вкуса, воспитанием высоких нравственных качеств. Многие мысли Монтеня были восприняты педагогами 17-18 вв. Так, идея приоритета нравственного воспитания перед образованием подробно развита Локком, а высокая оценка воспитательного влияния сельской среды и отказ от принуждения в обучении явились своего рода основой теории естественного воспитания Руссо. Главной идеей в теории развивающего обучения по Монтеню является то, что развивающее обучение не мыслимо без установления гуманных отношений к детям. Для этого обучение должно осуществляться без наказаний, без принуждения и насилия. Он считает, что развивающее обучение возможно только при индивидуализации обучения. В своей книге «Опыты» в главе «О воспитании детей» Монтень пишет: «Я хотел бы, чтобы воспитатель с самого начала, сообразуясь с душевными склонностями доверенного ему ребенка, предоставил ему возможность свободно проявлять эти склонности, предлагая ему изведать вкус разных вещей, выбирать между ними и различать их самостоятельно, иногда указывая ему путь, иногда, напротив, позволяя отыскивать дорогу ему самому. Я не хочу, чтобы наставник один все решал и только один говорил; я хочу чтобы он тоже слушал своего питомца.» Здесь Монтень следует Сократу, который, как известно, сначала заставлял сначала говорить учеников, а затем уже говорил сам. «Пусть учитель спрашивает с ученика не только слова затверженного урока, но и смысл и самую суть его, и судить о пользе, которую он принес, не по показаниям памяти своего питомца, а по его жизни. И пусть, объясняя что-либо ученику, он покажет ему это с сотни разных сторон и применит к множеству различных предметов, чтобы проверить, понял ли ученик как следует и в какой мере усвоил это». “Пусть его душе будет привита благородная любознательность; пусть он осведомляется обо всем без исключения; пусть осматривает все примечательное, что только ему не встретится, будь то какое-нибудь здание, фонтан, человек, поле битвы, происходящей в древности, места, по которым проходили Цезарь или Карл Великий “. «После того как юноше разъяснят, что же, собственно, ему нужно, чтобы сделаться лучше и разумнее, следует ознакомить его с основами логики, физики, геометрии и риторики; и, какую бы из этих наук он не выбрал, — раз его ум к этому времени будет уже развит, он быстро достигнет в ней успехов. Преподавать ему должны то путем собеседования, то с помощью книг; иной раз наставник просто укажет ему подходящего для этой цели автора, а иной раз он изложит содержание и сущность книги в совершенно разжеванном виде.» В этом заключаются основы развивающего обучения педагогической теории М. Монтеня.

Читать еще:  Что означает кашель во сне. Сонник целительницы Акулины Что значит Кашель во сне

Монтень Мишель: биография, карьера, личная жизнь

  • Монтень Мишель: биография, карьера, личная жизнь
  • Родригес Мишель: биография, карьера, личная жизнь
  • Легран Мишель: биография, карьера, личная жизнь

Монтень: жизнь философа

Мишель де Монтень появился на свет 28 февраля 1533 года в фамильном замке. Отец Мишеля участвовал в Итальянских войнах, а впоследствии был мэром Бордо. Мать происходила из зажиточной еврейской семьи. В воспитании мальчика самое непосредственное участие принимал отец. Он использовал гуманистические методы, хотя французским языком владел плохо. Общение с сыном происходило в основном на латыни. Получив превосходное домашнее образование, Мишель окончил колледж и выбрал карьеру юриста.

Во время гугенотских войн Монтень нередко выступал в качестве посредника между конфликтующими сторонами. Его в одинаковой степени уважали и католики и протестанты.

Являясь непосредственным участником политических событий, Монтень не избежал ареста. В июле 1588 года он был арестован католиками и даже один день провел в Бастилии. Освободили философа только после вмешательства Екатерины Медичи. Двумя годами позже Мишель Монтень отклонил лестное предложение Генриха IV, который хотел видеть философа в числе своих советников.

Женился Монтень в 1565 году, получив при этом весьма солидное приданое. Через три года умер его отец. Мишель получил право на наследство и стал владельцем фамильного замка.

Свои знаменитые «Опыты» Монтень начал писать в 1572 году, когда ему уже было 38 лет. Первые две книги сочинений увидели свет в 1580 году. Интересно, что само слово «опыт» (по-французски «эссе») вошло в обиход благодаря Монтеню.

После опубликования своих произведений Монтень два года путешествовал по Европе. Впечатления о поездках в Германию, Швейцарию, Австрию и Италию нашли отражение в его дневниках.

Французский писатель и философ ушел из жизни 13 сентября 1592 года во время религиозного обряда.

«Опыты» Мишеля Монтеня

В своих книгах, получивших название «Опыты», писатель делится своими впечатлениями и размышлениями. Книги написаны в литературно-философском жанре. В творчестве Монтеня нашли отражение факты из его биографии, наблюдения над нравами людей, над их жизнью и бытом. Перед глазами автора в свое время прошли десятки людей самого разного возраста, культурного уровня и социального положения. Эти впечатления Монтень использовал при подготовке «Опытов» в первую очередь.

Сочинения Монтеня направлены против средневековой схоластики и суеверий, жестокости властей и фанатизма религиозных деятелей. Современную ему цивилизацию автор сравнивает с первобытным обществом. «Опыты» отличают тонкий юмор, правдивость и искренность в описании явлений действительности. Благоразумие здесь переплетено со скептицизмом. А ведь писал Монтень это произведение «от нечего делать», не придерживаясь при этом плана изложения, давая волю извивам мысли.

Источники:

http://kratkoe.com/mishel-monten-kratkaya-biografiya-i-interesnyie-faktyi/
http://academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1044958
http://www.kakprosto.ru/kak-957439-monten-mishel-biografiya-karera-lichnaya-zhizn

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: