Кто из крестных настоящий — записанный в свидетельстве или реально державший ребенка на руках во время Таинства.

14036 Крестные родители — можно ли дописать крестного или нет?

Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, мы крестили дочку и выбрали, чтобы было двое крестных. На вопрос кто крестный, мы сказали что у нас двое, то есть в свидетельстве написать двоих. В ответ сказали: зачем, у вас девочка, запишем только крестную. В итоге на крещении крестный наш присутствовал, но в самом таинстве участвовала только крестная. Последнее слово было за нами, как мы решили, но написали все равно только крестную. Можно ли дописать крестного или нет? Как поступить?

Отвечает священник РПЦ МП протоиерей Анатолий (Гармаев)

Думаю, что здесь также, как с кровными и некровными. Говорят в народе: не тот отец, мать, кто родил, но тот, кто воспитал. И дети, став взрослыми говорят: у меня был отчим, но он заменил мне отца. И приемные родители усыновляют детей, взятых от других. А в некоторых народностях есть обычай рожать ребёнка, чтобы отдать его в сыновья или дочери в семью своих родственников. Вырастая, дети имеют своими родителями тех, кому их отдали. Очевидно, что суть отношений приёмных детей и родителей не в записях – записали их или не записали. И даже не в печатях, подкрепили или не подкрепили. В наследственных делах и правах на ребенка запись имеет своё значение. Но должно ли это влиять на отношения между ними? Так и с крещением. Наличие крёстных – это одно из условий таинства. Обязательно оно, когда крестят детей и младенцев. Желательно, когда крестят подростков. Молодёжь, взрослые и старые люди могут креститься без крестных. В моей практике бывало, что первые крестные не несли своих обязанностей. Кровных родителей это сильно беспокоило, тогда приходилось благословлять наречённых крёстных. Они очень много делали для своего крестника и с ним. Так обстоит дело в наше время.

В древнее время людей крестили за один раз сотнями и тысячами. «Итак, охотно принявшие слово его (ап. Петра) крестились и присоединилось в тот день душ около трёх тысяч» (Деян. 2, 41). «И многие из коринфян, слушая (ап. Павла), уверовали и крестились» (18, 8). Подобное крещение было и на Руси во времена князя Владимира. С той только разницей, что не было апостолов, не было их слова и некого было слушать, чтобы уверовать. Крестились из верности князю. После этого потребовалось 300 лет монголо-татарского ига, чтобы в народе выпестовать веру. Вместо крестных само Небо наставляло в вере в условиях обстоятельств, несущих смерть всем и вся. Потом наступила эпоха учеников прп. Сергия Радонежского и ещё немалого числа подвижников, вокруг которых формировались монастыри – главные наставники в вере. И в это время стал складываться институт крёстных родителей. Для того, чтобы в вере укреплять с самого детства. И помимо родственных кровных отношений появились отношения духовные, в которых крестные почитались столь высоко, что без них не решались важные жизненные вопросы у их крестников. Кровные родители советовались и спрашивали согласия у духовных родителей. Последних же было столько, сколько и кровных, то есть два родителя. Институт кумовства одно время был выше института института кровного родительства. Потому что те и другие равно радели о небесной участи детей после смерти. Потому что обетам крещения – их два – придавали первейшее значение. «Четыре двора, а в каждом дворе кум да кума». «Кому до чего, куме до всего». «Куму надо угощать во всякое время, когда не придет». «Добрая кума прибавит ума». Кумовство – духовная родня. Кумить – сводить вместе в восприемники, роднить духовно. Так говорили в народе.

Крестные – кум и кума, восприняв младенца из купели, много лет затем отвечают за то, как будет их крестник исполнять два обета крещения. Важнейший из них – обет отречения от сатаны, от дел его и служений его. Это обет исхождения из мира грехов и страстей и всего, что есть греховного в мире. Обет этот начинает исполняться с крещения. Крестные должны научить, наставить проходить жизненный путь, избегая греха и греховных обычаев мира; трудиться над тем, чтобы преодолевать в себе греховные наклонности, уметь стоять в добре и отличать от него грех, держаться Евангелия, а по нему держаться благочестия в жизни. Потому что второй обет – это сочетаться Христу и Его Церкви, т.е. посвятить свою жизнь евангельским заповедям, жить в Церкви и церковно, где бы ни находился, чтобы в итоге посвятить себя Христу и Царству Его. Последний раз обеты крещения – отречения от мира сего и посвящения себя Царству Небесному человек совершает уже на смертном одре в своём последнем вздохе. Начало и задел для такого прохождения жизненного пути и задают крестные родители вместе с кровными.

Читать еще:  К чему снится загорать на солнце. К чему снится загорать по соннику

Счастливы, конечно, те дети, у которых такие кровные родители и они нашли для них таких крестных родителей. Правда, в наше время я тех и других не встречал. Более того, сегодня и крестят и крестятся совсем не для выполнения обетов крещения. Для чего же? Пойди, спроси. Для большинства крещаемых это пустое крещение. Без обретения силы к церковной жизни. Поэтому покрестились, а сил, жить в Церкви, нет. Даже на причастие после крещения нет сил прийти. Те же, кто пришли и затем стали осваивать церковную жизнь, постоянно встречаются с бессилием. Нет сил утреннее и вечернее правило читать, нет сил ходить на службы, стоять на службах. У кого-то давно уже кончились силы Евангелие читать. А уж жить по Евангелию у многих сил никогда и не было. Для чего же крестятся? И крестные для чего? В ответ – Нам что – это надо знать? Да надо бы. Может кому и надо…, а нам зачем? Если будет желание, прочитайте еще и ответ на вопрос №12915 – «Почему, чем человек лучше…».

Почему Православная Церковь крестит младенцев? (+ВИДЕО)

Нередко можно услышать: «Разве не должна вера в Бога быть осознанным и свободным выбором? Так почему Православная Церковь крестит младенцев, не понимающих, что с ними происходит при этом Таинстве? Да и зачем крестить младенцев, ведь они безгрешны?» Отвечает протоиерей Олег Стеняев.

В Священном Писании говорится о том, что в Царствие Божие «не войдет… ничто нечистое» (Откр. 21: 27).

Очевидна иллюзия, что младенцы – это как бы абсолютно безгрешные существа. Вспомните, как в «Исповеди» блаженный Августин кается в своем младенчестве. Он пишет: «Ибо кто чист от греха пред Тобою? Никто, даже младенец, хотя бы он прожил один только день. Кто поведает мне об этом? Неужто другой младенец, в котором я увижу прегрешения свои? Итак, в чем я тогда погрешил, или чем? Не тем ли, что, рыдая, жадно раскрывал рот, ловя сосцы матери моей? Ведь, раскрывай я подобным же образом рот сейчас, не в поисках материнского молока, конечно, а для принятия соответствующей моему возрасту пищи, я подвергся бы насмешкам и справедливому осуждению… И хорошо ли было, даже со скидкой на младенчество, плачем требовать недолжного, сердиться и негодовать на непослушных старших, даже на родителей, царапаться и драться и по мере сил всячески вредить за то, что не исполняли они детских капризов и причуд? Нельзя упрекать младенцев за слабость и немощь их тел, но душевные изъяны заслуживают порицания. Мне довелось видеть, например, завистливого малыша: он еще не умел говорить, но уже злобно и ревниво поглядывал на молочного брата» (Исповедь I.7.11).

Каждый человек, рожденный на земле, наследует Адамов грех

В Священном Писании говорится, что каждый человек, рожденный на земле, наследует Адамов грех (1 Кор. 15: 22). Псалмопевец Давид восклицает: «Я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» (Пс. 50: 7). И мы знаем из Священного Писания: всякий раз, когда Бог наказывал мир, Он наказывал не только взрослых, но и детей и даже младенцев (Чис. 16: 27, 32).

Читать еще:  Сне приснился бывший возлюбленный. К чему снится бывший возлюбленный

Поэтому утверждать, что не надо крестить младенцев, потому что они как бы по определению святы, не совсем правильно – это не соответствует библейскому откровению.

Когда мы говорим о крещении младенцев, о том, что мы можем принимать в церковное общение маленьких детей, нельзя забывать, что в ветхозаветные времена, когда было действие Закона и менее действовала Благодать (Ин. 1: 17), младенцев тоже принимали в ветхозаветную Церковь. В Законе Божием сказано: «Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий [младенец] мужеского пола…» (Быт. 17: 12).

А обрезание, как мы знаем, – это прообраз христианского Крещения. Если в ветхозаветные времена Закона, когда действие Благодати было очень ограниченно, младенец мог войти в сообщество верующих через обрезание и участвовать в ветхозаветной пасхе, как сказано: «никакой необрезанный не должен есть ее» (Исх. 12: 48), неужели кто-то думает, что с приходом Иисуса Христа на эту землю положение детей усугубилось? Конечно, нет! «Ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин. 1: 17).

И Сам Христос говорил: «…пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им…» (Мк. 10: 14).

Кто-то может спросить: «А откуда видно, что обрезание прообразовывало собой Святое Крещение?» Об этом мы можем прочитать у святого апостола Павла в его послании к Колоссянам: «В Нем (то есть во Христе. – прот. О.С.) вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым, быв погребены с Ним в Крещении» (Кол. 2: 11–12). Таким образом, мы устанавливаем, что обрезание прообразовывало собою христианское Крещение. А так как обрезывать можно было восьмидневных младенцев, то и мы крестим детей в младенческом возрасте.

Но в Священном Писании есть и более конкретный текст, где прямо говорится о том, что крестить детей можно и даже нужно. В книге Деяний святых апостолов мы находим следующее повествование: «Услышав это, они (то есть жители Иерусалима. – прот. О.С.) умилились сердцем и сказали Петру и прочим апостолам: “Что нам делать, мужи братия?” Петр же сказал им: “Покайтесь”…» (Деян. 2: 37–38). Когда Петр призывает к покаянию, он не говорит: «Покайтесь все» – покаяться могут только взрослые люди, которые могут осмыслить свои грехи. А дальше апостол говорит о Крещении – и говорит уже несколько иначе: «и да крестится каждый из вас (то есть уже все. – прот. О.С.) во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святаго Духа» (Деян. 2: 38). Апостол Петр поясняет, почему каждый должен креститься: для прощения грехов. А как мы выяснили, человек в беззаконии зачат и во грехе рождается (Пс. 50: 7).

И для младенца нет другой возможности пережить очищение в Крови Иисуса Христа, как только в Крещении. А далее апостол Петр говорит еще более конкретно: «Ибо вам принадлежит обетование (обетование о прощении грехов через Крещение и о даре Святаго Духа. – прот. О.С.), и детям вашим…» (Деян. 2: 39). Как видим, причастниками Благодати Крещения и Миропомазания могут быть не только взрослые, но и дети.

Конечно, противники детокрещения часто задают резонный вопрос: «В Писании сказано: “Кто будет веровать, и креститься, спасен будет” (Мк. 16: 16). И также сказано в Писании: «…крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести…» (1 Пет. 3: 21). И возникает резонный вопрос: а кто же верует за младенца и кто же за младенца дает обещание Богу доброй совести?» Отвечая на этот вопрос, мы говорим: крестные родители исповедают веру за младенца и дают обещание доброй совести.

Возникает вопрос: разве Благодать подается одному человеку по вере другого? Конечно, и в Библии есть много тому примеров

Но тут возникает еще вопрос: а разве Благодать подается одному человеку по вере другого? Конечно (!), и в Библии есть много тому примеров. Например, рассказывается, как к Господу Иисусу Христу пришел сотник, у которого был слуга (кстати, по-гречески он называется «отрок», то есть ребенок), жестоко страдавший, и Иисус Христос, видя веру этого сотника, говорит ему: «Иди, твой слуга здоров» (см.: Мф. 8: 5–13). Другой случай: однажды Иисус находился в доме, а некие люди принесли своего расслабленного друга на постели; они не могли войти в дом, поэтому разобрали крышу и спустили на постели этого человека к ногам Иисуса. И, видя веру их, Господь Иисус сказал этому расслабленному, похоже, не только физически, но и духовно: «Встань, возьми постель твою и иди в дом твой» (см.: Мк. 2: 3–12). Так что возможно, что по вере одних людей другие получают божественное исцеление, приобщение к Благодати.

Читать еще:  Амалия мусульманское имя или нет. Амалия (Амелия): какой судьбой и характером наделяет

Тем более что в Священном Писании сказано: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» (Притч. 22: 6). Крестные дают обязательство воспитать своих крестников в святой вере. И, следуя словам Христа «Не запрещайте детям приходить ко Мне», мы принимаем в общение с Церковью младенцев, которых приносят их родители и крестные, и по вере родителей и крестных мы совершаем Таинство Святого Крещения и Таинство Миропомазания. И причащаем крещеных младенцев, потому что и в ветхозаветной традиции крещеный, тогда обрезанный, мог принимать участие в ветхозаветной трапезе пасхальной (Исх. 12: 48). А «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1 Кор. 5: 7).

РПЦ изменила правила крещения детей. Как выбирают имя при крещении?

Русская православная церковь изменила правила крещения детей, расширив выбор доступных крестильных имен. Рассказываем про общие принципы таинства и последнем нововведении РПЦ.

Общие правила крещения ребенка

Чаще всего детей крестят на 40-й день после родов. Считается, что лучше всего дети переносят окунания с головой до трех месяцев. Если ребенок находится по каким-то причинам в больнице, туда можно пригласить священника. В крайнем случае мама может покрестить ребенка сама. В этом случае после надо будет совершить миропомазание в храме.

Официально таинство совершается бесплатно. Но в храмах обычно указана примерная сумма пожертвования. Если у родителей действительно совсем нет денег, покрестить ребенка должны бесплатно. Отказ — повод обратиться к благочинному.

Храм и имя ребенка можно выбирать по желанию. О возможности фото- и видеосъемки таинства лучше узнавать заранее. Она может быть запрещена в отдельно взятом храме.

Крестный обязательно должен быть православным, не родителем ребенка и не монашествующим. Муж и жена не могут быть крестными одному ребенку. Крестный может быть один, необязательно двое. Перед крещением крестный должен сходить на беседу к священнику.

Фото: depositphotos

Для обряда нужно купить крестильную рубашку, крестик и полотенце. Эта обязанность обычно лежит на крестных.

Имя при крещении обычно подбирают заранее. Оно должно быть близким по звучанию: Алина — Елена, Жанна — Анна, Алиса — Александра и тому подобное.

Вода в купели теплая, поэтому замерзнуть во время таинства ребенок не успеет. После обряда родителям отдадут на руки свидетельство о крещении.

Что изменил Синод РПЦ?

Синод Русской православной церкви 26 декабря внес изменение в правила крещения. Теперь детей можно крестить под именами иностранных святых , почитаемых в любой из поместных православных церквей, сообщается на сайте РПЦ.

В РПЦ отметили, что согласно библейской традиции, выбирать имя ребенку — это прерогатива родителей. Потому ограничивать в церковных таинствах верующих, которые носят «национальные имена, традиционные для других поместных православных церквей (или имена в иных национальных звучаниях)», недопустимо.

Теперь детей можно крестить под именами «в иных национальных звучаниях» или именами, традиционными для святых других православных церквей. Например, не Иоанн, а Джон, не Иоанна, а Жанна.

Чаша для крещения. Фото: depositphotos

Если же человек хочет принять крещение во взрослом возрасте, но его имя не имеет аналога в месяцесловах поместных православных церквей и не созвучно им, он сам может выбрать себе крестильное имя из месяцеслова, «причем желательно, чтобы оно было близко по звучанию с гражданским именем».

Решение РПЦ связано с тем, что сложившаяся в Русской православной церкви традиция наречения имени по святцам «не всегда учитывает многообразие практик и традиций, сложившихся в других поместных православных церквях, в том числе в связи с тем, что месяцеслов Русской церкви не содержит имен всех святых, прославленных поместными церквями».

Источники:

http://angarmaev.ru/perepiska/81-14036-krestnye-roditeli-mozhno-li-dopisat-krestnogo-ili-net
http://pravoslavie.ru/90815.html
http://www.anews.com/p/122029092-rpc-izmenila-pravila-kreshheniya-detej-kak-vybirayut-imya-pri-kreshhenii/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector
×
×