Источник Святого Кукши: исцеление души и тела.

Поездка к святому источнику священномученика Кукши

Для жителей России, живущих вблизи верховьев и средней части реки Оки, одним из самых почитаемым православных святых является священномученик Кукша, проповедник христианской веры, который обращал в христианство языческие племена вятичей. При крещении он принял имя Иоан, но в памяти потомков так и остался под своим языческим именем Кукша. Он был иеромонахом киевского Печерского монастыря и получил благословение заниматься просвещением среди вятичей.

В августе 2013 г. я собрался посетить святой источник священномученника Кукши. Перед поездкой появилась необходимость прояснить некоторые возникшие вопросы.

Происхождение слова Кукша

  • Странное слово “кукша” пришло в русский из прибалтийско-финских языков. Оно обозначаетнебльшую птицу, похожую на сойку. Словари предлагают для примера карельское слово kuukšo.

Вятичи и православие

Верования и нравы вятичей

Вятичи были народом независимым, их племена жили уединенно и обособленно в дремучих лесах вблизи верховьев и средней части реки Оки, верховьев Десны, а также в бассейнах притоков Оки. Обнаружены также отдельные археологические памятники вятичей на верхнем Дону. На современной карте это районы Центральной России ( на территориях нынешних Тульской, Калужской, Орловской, Смоленской. Рязанской, Липецкой и Московской областей).

Вятичи были мужественными и упорными людьми. Из-за недостатка знаний во всем новом они подозревали угрозу своему существованию. Языческая вера была основой жизни и мировоззрения вятичей, поэтому принятие другой религии напрочь вышибало почву из-под ног, полностью меняло уклад жизни и отношение к миру. Это был переворот в сознании.

“Повесть временных лет” рассказывает, что племена вятичей пришли на свои земли откуда-то с запада, “от ляхов”. Вятичи позднее остальных восточнославянских племен вошли в состав Древнерусского государства и дольше других сопротивлялись власти киевских и других князей, посягавших на их территорию. Говорят, что не было славянского племени, причинившего больше хлопот первым русским князьям, чем вятичи.

Вятичи позже многих других восточнославянских племен были обращены в христианскую веру.

Киевские князья неоднократно ходили на вятичей, желая захватить новые территории, и закрепиться на них, распространив свои культурные традиции, обычаи и религиозные верования.
Кукша обращал вятичей в христианскую веру силой убеждения.

Миссия Кукши на землях вятичей

Кукша пошел проповедовать христианство вместе со своим учеником Никоном, двигаясь из Киева “сквозь вятичи” к Ростову и Мурому.

Вероятно, христианство проникало в эти области еще до появления Кукши, однако, если и удержалось здесь, то лишь в некоторых городах. В сельской же местности безраздельно господствовало язычество, а потому проповедники неизбежно должны были столкнуться с большими трудностями и открытым сопротивлением со стороны местного населения. Но решительность и мужество Кукши были также велики – он сам был вятич.

Рассказы о событиях в Вятичской земле слишком кратки для того, чтобы на их основании можно было делать выводы о продолжительности и обстоятельствах миссии преподобного Кукши. Ясно, что протекала она летом, причем это было, по-видимому, какое-то особенно засушливое лето. Чудо святого, сумевшего “свести” дождь с небес, могло быть воспринято должным образом лишь в условиях жестокой засухи, от которой страдали местные жители. Епископ Симон изображает преподобного великим чудотворцем. Действительно, он не только вызвал спасительный для вятичских посевов дождь, но и иссушил некое озеро, а еще “прогнал бесов” и “много других чудес сотворил”.

Согласно рассказу епископа, Кукше и его ученику удалось, по крайней мере отчасти, выполнить свою миссию. “Вятичи крести”, – пишет о них епископ Симон. Однако, в конечном итоге их проповедь закончилась трагически: сам Кукша и его ученик были убиты. Смерть проповедников оказалась поистине ужасной. “. По многих муках усечен бысть с учеником своим”, – рассказывает о Кукше епископ Симон. В древней Руси слово “усечен” употреблялось в самом буквальном смысле слова – когда речь шла об усечении головы. “Кукша, крестя неверных, под венец дасть главу” – так гласит подпись XVII века под гравюрой, изображающей обезглавленное тело страдальца. Перед смертью проповедников долго мучили, вероятно, призывая отречься от Христа.

Нет стопроцентной уверенности и определенности в том, где именно трагически оборвался их жизненный путь. Одним из предполагаемых мест кончины преподобного и его ученика называют Мценский район Орловской области: здесь у деревни Карандаково находится святой источник, который молва связывает с именем Кукши.

Несмотря на гибель Кукши и Никона, миссия их, несомненно, способствовала распростанению христианства. Пройдет всего несколько десятилетий – и семена христианского просвещения дадут всходы на неблагодатной вятичской почве. Уже в 40-е годы XII века вятичи – а именно их правящая верхушка, будут изображаться в источниках вполне искренними радетелями христианства. По крайней мере, в “Истории Российской” автора XVIII века В. Н. Татищева (располагавшего, помимо прочего, не дошедшими до нашего времени летописными материалами) под 1146 годом приведен такой ответ “вятичских старейшин” на предложение черниговских князей Давыдовичей убить или выдать им их князя Святослава Ольговича Новгород-Северского: “. Кто нами владеет, тому мы верны и покорны. разсуждая, что Бог вас над нами определяет. И не без ума, по Апостолу, меч в наказание винным, а отмсчение злым носите. “. Можно предположить, что их ссылка на “Апостол” (книгу, содержащую Деяния Апостолов и апостольские послания), а также на нормы христианской морали явилась результатом их знакомства с проповедью вятичского “апостола” Кукши и его более удачливых последователей.

Просмертное признание заслуг Кукши

Остается сказать несколько слов о посмертной судьбе преподобного Кукши и о почитании его в древней Руси и России нового времени. Скорее всего, уже вскоре после мученической кончины останки преподобного были перенесены в Киево-Печерский монастырь и положены в так называемых Ближних, или Антониевых пещерах, где покоятся и поныне. Возможно, они были выкуплены печерянами за деньги; возможно, сами вятичи поспешили выдать останки представителям княжеской администрации или черниговской епископской кафедры с тем, чтобы хоть в какой-то мере сгладить впечатление от совершенного ими преступления в отношении киевских миссионеров. Что же касается ученика преподобного Кукши – Никона, то о его захоронении никаких сведений нет.

Лишь во второй половине XIX столетия значимость подвига Кукши была осознана в полной мере, прежде всего, в Орловской епархии. Церковные историки того времени все чаще стали говорить о нем как об “апостоле вятичей” и “равноапостольном просветителе нашего (то есть Орловского) края”. На какое-то время центром почитания святого стал Брянск, в то время уездный центр Орловской губернии. В 1903 году жители Брянска обратились к духовному собору Киево-Печерской лавры с ходатайством о вложении частицы мощей священномученика Кукши в икону его имени, изготовленную в лавре на средства брянского купца и благотворителя А.Н. Комарова. Просьба эта была удовлетворена, и 25 августа депутация прибыла с иконой в Брянск, где была встречена крестным ходом при огромном стечении народа, собравшегося из соседних городов и селений (всего до 20 тысяч человек). 27 августа, в день памяти святого Кукши, в Покровском соборе было совершено торжественное богослужение с крестным ходом.

В наши дни в Орловской епархии восстановлена традиция празднования памяти священномученика Иоанна Кукши. 9 сентября сего года исполняется 900 лет со дня преставления священномученика Кукши (в крещении — Иоанна). 7 марта 2013 года митрополит Киевский и всея Украины Владимир в своей резиденции принял управляющего Орловской епархией архиепископа Орловского и Ливенского Антония.

В связи с предстоящими торжествами на Орловской земле в честь святого Кукши по просьбе архиепископа Антония митрополит Владимир благословил передать Орловской епархии частицу мощей священномученика.

Также иконописцами Киево-Печерской лавры будет изготовлена икона святого Кукши, в которую будет вложена частица его мощей. Ожидается, что в торжествах примут участие насельники Лавры.

Подвижническая жизнь и мученическая кончина преподобного Кукши – несомненно, часть нашей истории. В конечном итоге, его проповедь, как и проповедь других, большей частью неизвестных нам православных проповедников, на века определила все содержание нашей истории, превратив Русь из языческой в православную.

Потомки вятичей

Интересно, что проявление черт характера древних вятичей (например – стойкую прверженность старому укладу жизни), можно заметить в их потомках, населяющих территории современных Калужской, Брянской, Орловской, Тульской областей. Вспомните, что эти регионы в постсоветское время образовали “красный пояс” – группу российских регионов с серьезной поддержкой КПРФ на выборах. В Тульской области губернатором был избран член ГКЧП Василий Александрович Стародубцев.

Да и сам лидер КПРФ Г. А. Зюганов – уроженец Орловской области.

По мнению одного из политологов, “красный пояс” 1990-х был не чем иным, как остаточной поддержкой прежней коммунистической власти. Но как только новая власть «устоялась» и вернулась к привычной риторике и поведению, она унаследовала электоральную базу власти предшествующей.

О монастыре в честь святого Кукши

Решением Священного Синода Русской Православной Церкви, прошедшего в 4 октября 2012 г. благословлено открытие мужского монастыря во имя святого Кукши в деревне Фроловка Орловской области.

Путешествие из Орла к монастырю , который стоит в тех местах, где проповедовал священомученник Кукша, не занимает ныне много времени и не содержит тех угроз, которые мог встретить христианский проповедник, да и просто христианин 900 лет назад.

По пути из Орла во Мценск, мы встречаем памятник, установленный в честь мужественного проповедника.

Проехав до Орловской площади города Мценска, поворачиваем налево в сторону древнего Болхова , и через двенадцать километров, между деревнями Фроловка и Карандаково, встречаем знак, о том, что мы достигли цели нашего путешествия. За знаком (это большой крест и памятный камень) поворачиваем направо и едем к стоянке, где и оставляем свой транспорт. Спускаясь по дорожке, мы доходим до красивого храма на расчищенной от деревьев поляне.

От храма , по дорожке, спускаемся к двум тропинкам. Обе ведут к святому источнику. Мы пошли по левой.

Рядом с источником расположена купальня, где можно искупаться в святой воде, и стол с разложенными товарами. Это и книги с описанием жизни Кукши, и православные иконы, и нательные крестики. Совершать омовение надо с верой и молитвой. После омовения в источнике у вас появится чувство легкости ощущение, что вы стали сильнее и увереннее в себе.

Если вы не решились зайти в купель, то можно омыть лицо из источника, выпить святой воды из кружки.

Обратно мы возвращались по второй, менее благоустроенной тропе.

Кукша – один из тех людей, чья жизнь способствовала изменению хода истории. После его смерти следующие поколения вятичей и потомки других племен, проживавших на этой территории, уравненные и сплоченные православной верой, образовали русскую нацию и создали самое большое в мире государство.

Информация о любом объекте или услуге носит исключительно информационный характер, меняется в режиме on-line, и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой ст. 437 (2) ГК РФ.

Телефоны +7 (4862) 63-00-14, +7 930 063-00-14 Адрес ул. Максима Горького, д. 44 (во дворе) Почта 761651@mail.ru

© 2001-2017гг., «Аврора» ООО. При перепечатке и частичном использовании материалов сайта Юристы-Орел прямая активная ссылка на orel57.ru обязательна

Источник Святого Кукши: исцеление души и тела.

Источник святого Кукши находится в Мценском районе Орловской области, в лесу, в Скиту святого Кукши, в 2-х км западнее деревни Карандаково и в 900 м восточнее деревни Фроловка. В скиту поблизости от почитаемого источника расположена церковь. Святой источник хорошо обустроен. Построена закрытая купальня с купелью.

Духовная миссия под настоятельством преподобного Кукши соединила лучшие силы Киево-Печерской лавры и Черниговской епархии, при содействии со стороны светской власти. Видимо, миссионеры отправились в путь весной-летом 1113 года, а не осенью и не зимой, так как вообще лучшими путями сообщения служили водные артерии, а к вятичам вел только один удобный путь из Чepнигова – по реке Десне. Из летописи известно, что св. Кукша шёл на проповедь к вятичам именно по этой реке. Без сомнения, по пути св. Kукшa виделся с Феоктистом в Чернигове, ибо двигаясь вверх по Днепру, он не мог миновать этот город. Далее путь представлял уже значительные трудности. Миновав Новгород-Северский и Трубчевск, населенные северянами, миссия достигла пределов вятичей вблизи города Брянска и развернула свою деятельность.

В Брянском уезде, по наблюдениям Иакова Тихомирова, сохранилось предание о “великом муже”, когда-то бывшем в той местности и творившем великие дела. Затем последовал переход к Карачеву, после которого монахи через непроходимые дебри и болота углубились в языческие земли. Достигнув Оки, по реке отправились ко Мценску. Здесь от миссии отделился преподобный Авраамий Печерский, проповедовавший в земле Новосильской.

Согласно преданиям св. Кукша во мценской Введенской церкви – маленьком деревянном храме, срубленном из огромных дубов, росших поблизости, поставил чудотворный образ Святителя Николая, архиепископа Мирликийского и большой восьмиконечный каменный крест. Образ Николая Чудотворца был высечен из дерева в человеческий рост. В правой руке он держал меч, а в левой ковчег для Святых Даров. Вскоре о нем пошла весть, что он исцеляет и имеет чудотворную силу. В 1238 году, когда хан Батый шел на Мценск, священники спрятали его у подножия соборной горы в тайнике подземного хода, у скрытого источника.

Кукша причислен к лику святых как равноапостольный именно за крещение вятичей и за свою мученическую смерть – усекновение главы, в лесной чаще в 1113 году «Кукша противу рассвета убиен бысть». В 2013 году исполнилось 900 лет памяти святого Кукши. После убиения святого Кукши христиане спрятали в тайнике горы Самород во Мценске христианские святыни и язычество вновь воцарилось в крае почти на 200 лет. И только в 1415 году на эти земли пришли черниговские князья и привезли епископов, которые вновь крестили вятичей (так называемое, «второе крещение амчан»).

В 1824 году в бытность Преосвященного архиепископа Гавриила древний тайник был обнаружен, найден желоб из тайного источника, скрытый в глубинах горы, обретены святыни.

Сам скрытый источник жив и поныне, и назван в честь священномученика Кукши на месте его гибели.

В заключении стоит отметить, что с усилением православной веры и увеличением числа верующих, растёт и почитание святых источников, причём многие люди не только приходят к ним за помощью Божьей, но и ухаживают, облагораживают святые колодцы. Но самую важную роль в возрождении святых источников играет церковь, ведь именно она, с помощью и благодатью Божьей, помогает найти человеку внутри себя доброту, щедрость, любовь и другие качества православного христианина. И именно проповеди православных священников сподвигают людей к почитанию святынь, в том числе и святых источников.

Орловская область » Мценский район » деревня Карандаково

Источник святого Кукши находится в Мценском районе Орловской области. Для начала надо коротко рассказать о самом святом. Духовная миссия под настоятельством преподобного Кукши соединила лучшие силы Киево-Печерской лавры и Черниговской епархии, при содействии со стороны светской власти. Видимо, миссионеры отправились в путь весной-летом 1113 года, а не осенью и не зимой, так как вообще лучшими путями сообщения служили водные артерии, а к вятичам вел только один удобный путь из Чepнигова – по реке Десне. Из летописи известно, что св. Кукша шёл на проповедь к вятичам именно по этой реке,. Без сомнения, по пути св. Kукшa виделся с Феоктистом в Чернигове, ибо двигаясь вверх по Днепру, он не мог миновать этот город. Далее путь представлял уже значительные трудности. Миновав Новгород-Северский и Трубчевск, населенные северянами, миссия достигла пределов вятичей вблизи города Брянска и развернула свою деятельность. В Брянском уезде, по наблюдениям Иакова Тихомирова, сохранилось предание о “великом муже”, когда-то бывшем в той местности и творившем великие дела. Затем последовал переход к Карачеву, после которого монахи через непроходимые дебри и болота углубились в языческие земли. Достигнув Оки, по реке отправились ко Мценску. Здесь от миссии отделился преподобный Авраамий Печерский, проповедовавший в земле Новосильской.

Согласно преданиям св. Кукша во мценской Введенской церкви – маленьком деревянном храме, срубленном из огромных дубов, росших поблизости, поставил чудотворный образ Святителя Николая, архиепископа Мирликийского и большой восьмиконечный каменный крест. Образ Николая Чудотворца был высечен из дерева в человеческий рост. В правой руке он держал меч, а в левой ковчег для Святых Даров. Вскоре о нем пошла весть, что он исцеляет и имеет чудотворную силу. В 1238 году, когда хан Батый шел на Мценск, священники спрятали его у подножия соборной горы в тайнике подземного хода, у скрытого источника. Найден он был лишь в год окончательной победы христианства в г.Мценске. Есть предположение, что Введенская церковь положила начало монастырскому делу в г.Мценске. Сам скрытый источник жив и поныне, и назван в честь священномученика Кукши на месте его гибели.

В заключении стоит отметить, что с усилением православной веры и увеличением числа верующих, растёт и почитание святых источников, причём многие люди не только приходят к ним за помощью Божьей, но и ухаживают, облагораживают святые колодцы. Но самую важную роль в возрождении святых источников играет церковь, ведь именно она, с помощью и благодатью Божьей, помогает найти человеку внутри себя доброту, щедрость, любовь и другие качества православного христианина. И именно проповеди православных священников сподвигают людей к почитанию святынь, в том числе и святых источников.

Мценский райн, деревня Карандаково, Скит святого Кукши

Орловщина славится многими достопримечательностями. Некоторые из них привлекают внимание архитектурой и игрой красок, грамотно выбранными стройматериалами сотни лет назад, другие – естественной красотой. Но среди них есть особый, немного другой по духу и энергетике. И расположен он в 10 км от города Мценска. Это – источник Святого Кукши. Читать о нем недостаточно, важно – увидеть собственными глазами и прочувствовать энергию.

Все началось давно.

А если точнее, в 12 веке, в 1115 году. Иоанн Кукша пришел в Орловскую землю из Троице-Сергиевой Лавры с тем, чтобы стать первокрестителем вятичей. По прибытию он создал деревянный образ Николая Чудотворца, поставил крест там, где стал молиться каждый день. Здесь же и погиб святой покровитель Орловской земли. Но как и при жизни, территория, на которой он жил и вел беседы с богом, давала каждому силы, здоровье и особое настроение, дарило веру.

Сюда спешит каждый

Сегодня доподлинно неизвестно, был ли родник на месте современного скита святого сотни лет назад или появился после его гибели. Факт налицо – живая сила воды в источнике способна победить любой недуг, вытащить из любой депрессии и беды! Поэтому людей в купели или тех, кто набирает воду из святого источника здесь можно видеть в любое время года.

Присмотритесь и вы повнимательней. Спешить не стоит. Удобные деревянные лавки, красота пейзажа и мощная энергетика добра позволит задуматься о вечном, принять правильное решение, успеть многое!

В 1913 году в Орловской губернии прошли торжества, посвященные 800-летию мученической гибели святого, получившие самую широкую огласку. А еще раньше, в 1862 году, в Великом Новгороде был открыт Памятник тысячелетия России в честь празднования тысячелетия Российского государства. На монументе изображено 129 исторических фигур, сыгравших в становлении нашего Отечества самую значительную роль, в их числе есть и святой Иоанн Кукша.
Фонд Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного снял документальный фильм «Апостол вятичей», посвященный священномученику и просветителю орловского края Иоанну Кукше, премьера которога состоялась 8 февраля 2013 г. в эфире Первого областного канала .
Фильм «Апостол вятичей» создан при поддержке Фонда святого всехвального апостола Андрея Первозванного. Это первая серьезная попытка воссоздать образ святого, обобщив все имеющиеся о нем сведения. Работа над фильмом продолжалась более года. Автор и режиссер картины, специальный корреспондент телеканала «Культура» Юлия Казюкова вместе со съемочной группой посетила многие места, связанные со святым Кукшей. И не только в Орловской области, но и в Великом Новгороде и Киево-Печерской лавре. На экране происходит смена времен года, целых эпох. Зрителей ждет немало интересных фактов и любопытных параллелей с днем сегодняшним. В фильме приняли участие известные историки, религиоведы, краеведы, духовенство и жители нашего города и области.
Репортажи о проведении празднования 900-летия смотрите на Orel-Eparhia.ru
и trk-Istoki.ru

Имя священномученика Кукши известно на Орловщине всем: и духовным и светским лицам. Святой Кукша Киевопечерский – небесный покровитель Орловщины.
В летописи и житии святого Кукши сказано, что в 12 веке из Киева по Днепру, а затем по реке Десне, приплыли в брянские и орловские края инок с именем Иоанн Кукша и его ученик Никон. Между Болховом и Мценском, вблизи нынешнего села Карандаково, у реки они основали миссионерский стан (ныне здесь монастырь и святой источник во имя священномученика Кукши). В акафисте святому Кукше сказано, что «он вятичей крестил, езеро иссушил, бесов прогнал, чудеса творил». Кукша причислен к лику святых как равноапостольный именно за крещение вятичей, наших предков, и за свою мученическую смерть – усекновение главы. В 2013 году исполняется 900 лет памяти святого Кукши (общеепархиальные торжества проходят 9 сентября), ибо здесь в лесной чаще в 1113 году «Кукша противу рассвета убиен бысть». (На Орловщине имя святого Кукши носят Орловское историко-церковно-археологическое общество, православная гимназия и мужской монастырь).
После убиения святого Кукши христиане спрятали в тайнике горы Самород во Мценске христианские святыни и язычество вновь воцарилось в нашем крае почти на 200 лет. И только в 1415 году в наши земли пришли черниговские князья и привезли епископов, которые вновь крестили вятичей (так называемое, «второе крещение амчан»).
В 1824 году в бытность Преосвященного архиепископа Гавриила древний тайник был обнаружен, найден желоб из тайного источника, скрытый в глубинах горы, обретены святыни. Событие это было широко освещено во многих газетах и журналах.
(Игумения Евфалия (Мастепанова), Инна Зорина // Информационный центр Болховского благочиния)

Решением Священного Синода Русской Православной Церкви, прошедшего в 4 октября 2012 г. под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, благословлено открытие мужского монастыря во имя святого Кукши в деревне Фроловка Орловской области (Журнал № 104).
Члены Синода, рассмотрев прошение Высокопреосвященнейшего архиепископа Орловского и Ливенского Антония, приняли также решение о назначении иеромонаха Алексия (Заночкина) на должность наместника (игумена) этой обители.
St-Kuksha.ru – официальный сайт епархиального монастыря во имя святого Кукши.

Координаты источника:
Широта: N 53° 20.523″
Долгота: E 36° 25.778″

Описание проезда:
Из Орла на север на Мценск, перед мценской объездной уходим по указателю на Мценск направо, въезжаем во Мценск, проезжаем крутой подъём, на котором справа стоит памятник святому Кукше, затем скоро будет Т-образный перекрёсток, в центре которого постамент с фигуркой орла, а прямо магазин “Магнит”, поворачиваем налево, выезжаем из города и через 10 километров справа будет стоять камень-указатель “Скит святого Кукши”.

Из Болхова: выезжаем в сторону Орла и налево по указателю на Мценск и “Кривцовский мемориал”, через 30 километров слева будет камень-указатель “Скит святого Кукши”.

Монастырь расположен у места гибели священномученика Кукши Печерского (1113 г.), просветителя вятичей, небесного покровителя Орловско-Ливенской епархии.

Члены Синода, рассмотрев прошение Высокопреосвященнейшего архиепископа Орловского и Ливенского Антония, приняли также решение о назначении иеромонаха Алексия (Заночкина) на должность наместника (игумена) этой обители.

9 сентября 2013 года в монастыре священномученика Кукши состоялась торжественная Божественная литургия, ставшая кульминацией торжеств 900-летия крещения Орловщины и Центральной части России . Утром в монастырь прибыли участники крестного хода , посвященного 900-летию подвига святого Куши, проходившего с 6 по 9 сентября по территории Орла, Орловского, Болховского и Мценского районов.

Перед началом богослужения в Воскресенский храм была доставлена икона священномученика Кукши, привезенная в Орел 6 сентября . Образ, содержащий частицу мощей святого, написан в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре к празднованию 900-летия Крещения Орловщины и Центральной России; передачу святыни благословил Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир.

19 апреля 2015 года митрополит Орловский и Болховский Антоний совершил чин великого освящения Воскресенского храма мужского монастыря святого Кукши и Божественную литургию в новоосвященном храме. Воскресенский храм был заложен в 2006 году. В течение 2006-2015 годов силами братии и благотворителей продолжалось благоустройство храма и окружающей территории.

Источник Святого Кукши: исцеление души и тела.

Источник святого Кукши находится в Мценском районе Орловской области, в лесу, в Скиту святого Кукши, в 2-х км западнее деревни Карандаково и в 900 м восточнее деревни Фроловка. В скиту поблизости от почитаемого источника расположена церковь. Святой источник хорошо обустроен. Построена закрытая купальня с купелью.

Духовная миссия под настоятельством преподобного Кукши соединила лучшие силы Киево-Печерской лавры и Черниговской епархии, при содействии со стороны светской власти. Видимо, миссионеры отправились в путь весной-летом 1113 года, а не осенью и не зимой, так как вообще лучшими путями сообщения служили водные артерии, а к вятичам вел только один удобный путь из Чepнигова — по реке Десне. Из летописи известно, что св. Кукша шёл на проповедь к вятичам именно по этой реке. Без сомнения, по пути св. Kукшa виделся с Феоктистом в Чернигове, ибо двигаясь вверх по Днепру, он не мог миновать этот город. Далее путь представлял уже значительные трудности. Миновав Новгород-Северский и Трубчевск, населенные северянами, миссия достигла пределов вятичей вблизи города Брянска и развернула свою деятельность.

В Брянском уезде, по наблюдениям Иакова Тихомирова, сохранилось предание о “великом муже”, когда-то бывшем в той местности и творившем великие дела. Затем последовал переход к Карачеву, после которого монахи через непроходимые дебри и болота углубились в языческие земли. Достигнув Оки, по реке отправились ко Мценску. Здесь от миссии отделился преподобный Авраамий Печерский, проповедовавший в земле Новосильской.

Согласно преданиям св. Кукша во мценской Введенской церкви – маленьком деревянном храме, срубленном из огромных дубов, росших поблизости, поставил чудотворный образ Святителя Николая, архиепископа Мирликийского и большой восьмиконечный каменный крест. Образ Николая Чудотворца был высечен из дерева в человеческий рост. В правой руке он держал меч, а в левой ковчег для Святых Даров. Вскоре о нем пошла весть, что он исцеляет и имеет чудотворную силу. В 1238 году, когда хан Батый шел на Мценск, священники спрятали его у подножия соборной горы в тайнике подземного хода, у скрытого источника.

Кукша причислен к лику святых как равноапостольный именно за крещение вятичей и за свою мученическую смерть – усекновение главы, в лесной чаще в 1113 году «Кукша противу рассвета убиен бысть». В 2013 году исполнилось 900 лет памяти святого Кукши. После убиения святого Кукши христиане спрятали в тайнике горы Самород во Мценске христианские святыни и язычество вновь воцарилось в крае почти на 200 лет. И только в 1415 году на эти земли пришли черниговские князья и привезли епископов, которые вновь крестили вятичей (так называемое, «второе крещение амчан»).

В 1824 году в бытность Преосвященного архиепископа Гавриила древний тайник был обнаружен, найден желоб из тайного источника, скрытый в глубинах горы, обретены святыни.

Сам скрытый источник жив и поныне, и назван в честь священномученика Кукши на месте его гибели.

В заключении стоит отметить, что с усилением православной веры и увеличением числа верующих, растёт и почитание святых источников, причём многие люди не только приходят к ним за помощью Божьей, но и ухаживают, облагораживают святые колодцы. Но самую важную роль в возрождении святых источников играет церковь, ведь именно она, с помощью и благодатью Божьей, помогает найти человеку внутри себя доброту, щедрость, любовь и другие качества православного христианина. И именно проповеди православных священников сподвигают людей к почитанию святынь, в том числе и святых источников.

Координаты: N53° 20.542′ E36° 25.679′

Источники:

http://orel57.ru/pojezdka-k-svjatomu-istochniku-svjasshjennomuchjenika-kukshi/
http://artpos.ru/holidays/istochnik-svyatogo-kukshi-iscelenie-dushi-i-tela.html
http://svyato.info/610-rodnik-svjatojj-istochnik-svjatogo-kukshi.html

Читать еще:  Гороскоп на август водолей майл. Любовный гороскоп для Водолея Женщины
Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: