Владыка максимилиан. Двадцать лет на вологодской кафедре

МАКСИМИЛИАН (ЛАЗАРЕНКО)

В миру Лазаренко Александр Павлович, родился 9 ноября 1950 года в семье архитектора в городе Фрунзе (ныне Бишкек), Киргизской ССР. Родной брат прот. Владимира Лазаренко.

В июле 1955 года принял святое крещение в городе Балашове Саратовской области.

В 1958 году поступил в Мытищинскую среднюю школу № 9.

В 1966 году окончил Мытищинскую среднюю школу № 18 и поступил в Калининградский (Московской области, ныне город Королёв) механический техникум. По окончании техникума ему была присвоена квалификация техника-механика.

В 1970 году по распределению работал в Центральном Конструкторском Бюро на заводе экспериментального машиностроения в городе Калининграде Московской области в должности конструктора III категории.

В мае 1970 года был призван в ряды Вооруженных Сил СССР. Проходил службу в ракетных войсках на должностях рядового и сержантского состава. Уволен в запас в мае 1972 года в звании старшего сержанта.

В 1972 году поступил в Центральный институт физической культуры Москвы.

В 1976 году с отличием окончил институт по специальности физическая культура и спорт, с присвоением квалификации преподавателя физического воспитания. По распределению был направлен в Московский лесотехнический институт на должность преподавателя.

В 1979 году по окончании срока отработки уволился по собственному желанию и поступил во второй класс Московской духовной семинарии.

В 1982 году был зачислен на первый курс Московской духовной академии, которую окончил в 1986 году. В период обучения нес послушания в студенческом и братском хоре, а также послушание иподиакона у патриарха Московского и всея Руси Пимена.

В октябре 1984 года был принят послушником в братию Троице-Сергиевой Лавры.

2 февраля 1985 года рукоположен в сан иеродиакона, 10 марта того же года — в сан иеромонаха митрополитом Серапионом в Свято-Успенском кафедральном соборе города Владимира.

4 апреля 1987 года возведен в сан игумена.

В Свято-Троице-Сергиевой Лавре нес послушания духовника, заведующего хозяйственным складом, помощника эконома, заведующего подсобным хозяйством, помощника благочинного, заведующего книжной экспедицией в издательском отделе.

22 февраля 1993 года на заседании Священного Синода определен быть епископом Вологодским и Великоустюжским.

7 апреля 1993 года был возведен в сан архимандрита в Благовещенском соборе Московского Кремля патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

30 мая 2014 года был переведён на Песоченскую кафедру [2].

Труды

  • Таинства суть орудия спасения в сем веке.// Епархиальная газета «Благовестник». № 6-8. 2004 г.
  • Богу угодно, чтобы человеки наставлялись человеками.// Епархиальная газета «Благовестник». № 9-10. 2004 г.
  • Покаяние определяется мерой смирения.// Епархиальная газета «Благовестник». № 1-3. 2005 г.
  • Святоотеческое учение о послушании.// Епархиальная газета «Благовестник». № 7-9. 2005 г.
  • Проповедовать Христа словом и делом (беседа).// Епархиальная газета «Благовестник». № 11. 2003 г.
  • Считаю себя вологжанином (беседа).// Вологодская областная газета «Красный Север». 09.04.2003 г.
  • Тонкий яд злословия.// Епархиальная газета «Благовестник». № 11-12. 2003 г.
  • Епископ северной Фиваиды (беседа).// Епархиальная газета «Благовестник». № 1-3. 2003 г.
  • «Красный Север» — любимая газета вологжан.// Вологодская областная газета «Красный Север». 31.01.2004 г.
  • Бороться с сорняками духовными.// Вологодская областная газета «Красный Север». 21.02.2004 г.
  • Отворите сердца добру.// Епархиальная газета «Благовестник». № 1-3. 2004 г.
  • Обращение к участникам VIII Димитриевских чтений.// Епархиальная газета «Благовестник». № 4-5. 2004 г.
  • Они показывают, как быть счастливыми.// Вологодская областная газета «Красный Север». 19.06.2004 г.
  • Святые показывают нам, как быть счастливыми.// Епархиальная газета «Благовестник». № 6-8. 2004 г.
  • Строить жизнь на началах любви (Об Архирейском Соборе 2004 года).// Вологодская областная газета «Красный Север». 27.10.2004 г.
  • Святыня возвращается на Вологодчину (беседа).// Вологодская областная газета «Красный Север». 17.11.2004 г.
  • Позицию «Красного Севера» поддерживаю.// Вологодская областная газета «Красный Север». 22.11.2004 г.
  • Церковь и защита Отечества.// Вологодская областная газета «Красный Север». 24.02.2005 г.
  • Что мы выбираем: благословение или проклятие? (Доклад на IX Димитриевских чтениях 03.03.2005 г.).// Вологодская областная газета «Красный Север». 17.03.2005 г.
  • Милостыня есть искусство.// Вологодская областная газета «Красный Север». 19.05.2005 г.
  • Разделение грозит гибелью.// Вологодская областная газета «Красный Север». 27.10.2005 г.
  • Обращение в связи с празднованием Казанской иконы Божией Матери и Дня народного единства.// Епархиальная газета «Благовестник». № 7-9. 2005 г. Вологодская областная газета «Красный Север». 27.10.2005 г.

Награды

  • медаль прп. Сергия Радонежского II степени (6 декабря 1985)
  • палица и наперсный крест с украшениями (26 марта 1988, в день Похвалы Богородицы (Суббота Акафиста))
  • орден прп. Сергия Радонежского II степени (9 ноября 2000)
  • серебряная медаль Ярославской епархии (25 февраля 2004)
  • орден прп. Серафима Саровского II степени (2 февраля 2005)
  • орден блгв. кн. Александра Невского (25 мая 2007)
  • орден блгв. кн. Даниила Московского II степени (17 июня 2007)
  • орден свт. Иннокентия Московского II степени (2010) [3]
  • орден свт. Макария, митрополита Московского II степени (10 апреля 2013, в связи с 20-летием архиерейской хиротонии) [4]
  • медаль Академии Российской словесности “Ревнителю Просвещения” (20 апреля 2000)
  • Российский государственный орден Дружбы (3 ноября 2000)
  • золотая медаль Фонда Мира “За миротворческую и благотворительную деятельность” (25 февраля 2003)
  • серебряная медаль “За вклад в развитие уголовно-исполнительной системы России” (21 февраля 2008)
  • медаль им. Н.М. Хохолкова (4 мая 2008)

Валентин

О церкви в Игмасе.

Основная отличительная особенность политики архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана – осторожность.
Он придирчиво подходит к подбору кадров. Принципиальная позиция владыки – назначать на службу своих вологодских, желательно окончивших Вологодское Духовное училище и рукоположенных в епархии.
В идейном плане он также стремится придерживаться «срединного пути». Он избегает резких националистических заявлений, хотя и поддерживает отношения с националистически настроенными деятелями.
В то же время он идёт на сотрудничество с инославными (германская лютеранская организация «Диакония», американская Объединённая методистская церковь), но также боится «перегнуть палку».
Максимилиан стремится не распылять силы и средства епархии – и материальные, и кадровые. На Вологодчине открыто относительно мало приходов и монастырей (100 приходов и 3 монастыря), и это является результатом принципиальной позиции владыки: приход и монастырь должны быть обеспечены кадрами компетентного духовенства, и материальными ресурсами. Без этого он не начинает новый проект (С.Филатов. “Вологодская область. Исторические особенности развития религии”. 2009 г.)

Читать еще:  Мужские имена для знака лев. Лев и Анастасия

Журнал № 35 решений Синода РПЦ от 30.05.2014 г. постановил перевести архиепископа Максимилиана (Лазаренко Александр Павлович) из Вологды в Песочню (до 1936 г., ныне Киров, население 31 т.чел.) Калужской митрополии. На Вологодскую кафедру назначен молодой 38-летний епископ Игнатий (Депутатов) из г. Шахты Ростовской митрополии.
После 21-летнего правления владыки Максимилиана на вологодской кафедре, его с “благодарностию за труды” отправили из древней Вологды в самую глухую калужскую провинцию (Песочня находится в 200-х км от Калуги и в 100 от Брянска). Все понимают, что это явное понижение архиеп. Максимилиана. Известно, что владыка едет туда на необжитое место (там нет ни дома епископа, ни епархиального управления), в Песоченской епархии всего 30 приходов и 30 священников. Епархия только-только осенью была организована путем раздела на две части бывшей Калужской епархии и образования на её основе Калужской митрополии. По словам митрополита Калужского, “Песоченская епархия самая малонаселенная территория нашей области, остро нуждающаяся в материальной поддержке”.

В чем же причина “снятия” архиепископа с вологодской кафедры?

Одна – явное нежелание Максимилиана, вопреки мнению патриархии, делить епархию на несколько частей. Причина нежелания – богатые и крупнейшие приходы Череповца, которые дают большую часть епархиального бюджета. При разделении епархии “нечереповецкая” окажется нищей. Да и, по мнению лиц, близких к Синоду, оптимальный размер епархии – 100-200 приходов, а Вологодская состоит из 100.

Другая (главная?) – отказ принять Патриарха (аж 2 раза: осенью 2013 года и в мае – июне нынешнего). Плюс к этому в Патриархии уже давно были недовольны тем, что Вологодская епархия в последние годы фактически находится в застое, не реализуются в полную меру решения Патриарха и Соборов об активизации социальной, молодежной, катехизической (наставление в вере) и пр. работы. В епархии практически не растет количество приходов и монастырей (как было 10 лет назад 100 приходов, 3 монастря – так и поныне). Также на решение Патриарха и Синода повлияло и то, что у архиепископа не складывались отношения с областными властями. Владыка самоустранился от многих сфер общественной жизни, не контактировал с местными СМИ.

Все это решать и налаживать уже новому епископу Игнатию (Депутатову), который, по его работе в Шахтинской епархии, довольно активно и бурно развивал свою деятельность, хорошо ладит с властями, ведет жесткую политику в отношении духовенства и т.д. Уже стало известно, что епископ Игнатий привозит с собой в Вологду 4 священников (2 иеромонахов и 2 протоиереев). На какие “хлебные” должности он их поставит – догадаться не сложно. Плюс, ему придется решать вопрос о разделении епархии (на 2 или 3). Как предложит Патриархии поделить епархию еп. Игнатий – пока неясно. Но то, что в епархии грядут огромные перемены – это точно. Возможная награда преобразователю – чин митрополита (митрополит – лицо, управляющее несколькими епархиями)
8 июня – в Троицу – оба архиерея совершат литургию в Софийском соборе Вологды, где паства будет прощаться с Максимилианом и приветствовать Игнатия. Что ждет епархию уже в ближайшем будущем никто не знает, но все готовы к тому, что “всех поснимают и поставят новых”.

Вот мнение одного церковника (не о вологодской епархии): решение о делении патриархией было принято правильное. На удалённых территориях архиерей бывал очень редко, туда действительно долго ехать, в силу возраста и здоровья – проблематично. Проблем там начиная от территориально-земельно-бытовых, заканчивая иными сопутствующими, накопилось достаточно. И это при хороших, в целом, священнических кадрах. Неизвестно кто и когда бы решал эти проблемы в случае недробления епархии (При обычном для него вдумчивом подходе к делам, у Максимилиана вряд ли были запущены упомянутые проблемы). Благочинные? Вряд-ли, у них полномочия несколько иные.
А в “старой” епархии действительно было достаточно тихо и вроде благополучно. Я до своего назначения тоже подходил скептически к делению епархий, однако теперь в корне изменил своё мнение.

– Официальная позиция патриархии на деление епархий: http://www.foma.ru/article/index.php?news=5871
– Другое мнение: “У нас в благочинии 11 приходов. Самый богатый (благочиннический) платит ежемесячный епархиальный взнос 100 долларов (и это ему чувствительно). Второй (по доходности) – 50 долларов. Остальным приходам – кто бы сам дал. И вот у нас появится Владыка. Вопрос: на что будет жить он и многодетные священнические семьи? Я понимаю, что всё это меркантильность и интересы миссии должны быть на первом месте. только вот детей куда деть? Арифметика, однако”.
– Мнение ученого-богослова А.Кураева: http://diak-kuraev.livejournal.com/209993.html
В комментариях, если почитаете о Бердянской епархии, можете сильно удивиться (у меня чуть глаза не выпали)
====================

Читать еще:  Эмпирическая психология. Становление эмпирической психологии

По мнению патриархии, в каждом поселении должен быть организован приход, соответственно, новый епископ Вологодский при встрече с губернатором сказал, что можно легко увеличить число приходов в 2 раза. На Игмасе и место есть для молитвенного помещения: целое крыло клуба, либо конторы ЛПХ, либо больницы. Либо купить дом в Песках.
Но вот собрать средства на ремонт и обустройство.

Владыка максимилиан. Двадцать лет на вологодской кафедре

Архиепископ Максимилиан совершенно не похож на человека «не от мира сего». Он прекрасно водит автомобиль и отлично фотографирует (недавно его фотоработы выставлялись в ЧГУ). В курсе политических и экономических новостей.

И в то же время предельно жёсток, когда речь идет об основах Православия – его догматах и канонах.

Он – настоящий ортодокс. Не в нынешнем бытовом значении этого слова (человек косный и фанатичный), а в его древнем, исконном смысле. В переводе с древнегреческого ortodoxia означает «правильное знание». А Православие – это славянский эквивалент «ортодоксии».

Фото Андрея Сальникова

Архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан (Александр Лазаренко). Родился в 1950 году в городе Фрунзе Киргизской ССР. Закончил Государственный центральный институт физической культуры. Мастер спорта по биатлону. Работал преподавателем физкультуры в Московском лесотехническом институте. Окончил Московскую духовную семинарию и академию. С 10 апреля 1993 года возглавляет Вологодскую епархию.

БЛАГОСЛОВЕНИЕ НЕ ОБСУЖДАЕТСЯ

– Вы родились в Средней Азии. Что-нибудь запомнилось из детских лет?

Мой отец, Павел Иванович Лазаренко, был архитектором, после войны его направили в Киргизию поднимать уровень архитектуры во Фрунзе. Воспоминания остались смутные: из окна были видны горы, помню арыки, в которых мы пускали кораблики. Когда весной расцветали тюльпаны, все вокруг становилось красным. Там я прожил четыре года, а потом отца вернули в Москву, в Госстрой СССР. Когда ехали в Москву поездом и проезжали реки, я спрашивал: «Почему такой большой арык?» Осели мы в ближнем Подмосковье, в поселке Челюскинский – это возле Мытищ. Там я окончил школу и техникум. В армию тоже оттуда пошел.

– Я попал в сержантскую школу под Псковом. Часть была ракетная, в ней я и отслужил два года инструктором. Увольнялся в звании старшего сержанта.

– А почему вы поступили в институт физической культуры?

– Мы жили рядом со знаменитым динамовским стрельбищем (на нем проходили соревнования по стрельбе Олимпиады–80). В армии я тоже неплохо стрелял. Стал в итоге заниматься биатлоном.

– Что-нибудь значительное выигрывали?

– В 1975 году я стал чемпионом Москвы, это – норма мастера спорта. С 1976 по 1979 год отработал в лесотехническом институте.

– Ну, а в церковь когда начали ходить? И почему?

– Это всё еще до армии началось. В армии укрепилось, после продолжилось постепенно. Не было так: сегодня ложусь спать неверующим, завтра просыпаюсь верующим. Просто юношей побывал в Троице-Сергиевой лавре, это меня сильно поразило. Сама лавра, пение. Встал вопрос: что, как и почему? Для меня открывалась духовная сторона жизни, о которой почти ничего не слышал и не читал. Тот же преподобный Иоанн Лествичник – какая там психология! Рассказано о движениях души, о том, как рождается и укрепляется мысль. Святые отцы разбирали все движения души. А мы что изучаем? Не душу, а тело.

– Родители не были ни «за», ни «против». Тебе жить, выбирай сам – вот такое отношение было.

– С «органами» были проблемы?

– Меня не допекали. Один раз всего пригласили, поговорили. И после этого – ни конфликтов, ни контактов.

– В 1979 году поступил в Московскую духовную семинарию, потом была академия. Девять лет нес различные послушания в Троице-Сергиевой лавре. 10 апреля 1993 года меня рукоположили в епископы. 28 апреля я ступил на вологодскую землю.

– Почему именно Вологда? Была ли возможность выбора?

– В Церкви почти как в армии. Там – приказ, здесь – благословение. Конечно, учитываются возможности человека, его состояние здоровья, возраст и прочее. Но. Как и приказ, благословение не обсуждается, а исполняется.

– В каком состоянии вы застали нашу епархию?

– В епархии в советское время было 17 действующих храмов, когда я пришел – уже более 50, Спасо-Прилуцкий монастырь открылся. Появилось Вологодское православное духовное училище. С кадрами было очень сложно. Проблема остается, но ситуация значительно улучшилась. И сейчас у нас больше 100 приходов.

– Есть ли планы строительства?

– Планы-то есть, возможностей нет. Трудно найти деньги.

ЗАПАД ИДЕТ К КРАХУ

– В сельской местности тоже не хватает церквей? Ведь есть деревни, где живет по пять-шесть человек. Как быть этим людям?

– Это проблема серьезная, как и вымирание деревни. Деревня в свое время была становым хребтом России, кузницей хороших людей. Человек с детства приучался к труду, к дисциплине, к порядку. В деревне каждый дорожил честью семьи, ведь все были на виду. Работали люди от зари до зари, хулиганить некогда было. А сейчас? Медучреждений в деревнях нет, школ нет, магазинов тоже нет. Люди уезжают.

Читать еще:  Доказательства что ад существует. Доказательства существования рая на земле

– Давайте смотреть правде в глаза: прежнюю деревню уже никогда не восстановить.

– Конечно, как говорил философ, нельзя войти в одну реку дважды. Самое главное – суть русской деревни сохранить. Цивилизация несет не только блага, но и разрушение. Идет вырождение нации. Население России каждый год уменьшается на миллион человек. Раньше такое было? Не было. Давайте вспомним Московскую Русь, XV век. Территория – 50 тысяч квадратных километров, население – два миллиона человек. Через 400 лет территория возросла, по-моему, в 400 раз, а население – в 50 раз. Причем из этих 400 лет более половины прошли в состоянии войны. Сейчас живем тихо-мирно, но Вологодская область вымирает. В Чечне идет война, а население растет. В чем причина? Говорят, экономика. Что, в Чечне лучше экономика? В Западной Европе прекрасная экономическая ситуация, но идет убыль населения.

Я думаю, все дело в духовности. Мы сейчас насаждаем идеологию западной цивилизации, которая, по мнению многих видных мыслителей, идет к своему краху и гибели. Назову несколько признаков этого. Отсутствие творческого труда. Сейчас на Западе нет таких выдающихся и ярких личностей, которые были в средние века и в эпоху Возрождения. Там, как и у нас, идет вырождение коренного населения, а количество приезжих – особенно из арабских стран – увеличивается. Растет наркомания, люди утрачивают смысл жизни.

– Но как этому противостоять? Снова закрывать границы?

– Вопрос в том, чего мы хотим. Если хотим в западную цивилизацию войти – противостоять не надо. Если свою желаем сохранить – тогда надо ставить какое-то сито, перенимать только то, что нам полезно.

Если на нас идет такой мощный идеологический вал, что мы можем противопоставить? Только другую идеологию, духовность. Человек состоит из тела и души. Надо дать им соответствующую пищу, соответствующие воспитание и образование.

– Есть такое мнение, что даже Православная Церковь сегодня проигрывает идеологическую борьбу другим религиям, сектам. Может быть, слишком мало внимания уделяется миссионерству, проповедничеству?

– Мы это делаем в меру наших сил и возможностей. У нас эти возможности ограничены. Секты, судя по всему, получают большую материальную поддержку извне. Вопрос – кто и зачем их финансирует? Против Русской Православной Церкви сейчас ведется настоящая война. Профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов говорил, что на Западе есть мощные центры, где работают высокооплачиваемые и высококвалифицированные специалисты. Их задача – расколоть нашу Церковь. Вспомним навязанную нам полемику вокруг ИНН, сейчас поднимается вопрос о канонизации Ивана Грозного и Распутина.

– Разве все это подбрасывается извне?

–Так считает профессор Осипов. Ведь с Распутиным всегда и все было ясно. Факты говорят о том, что это была темная личность. А из него с помощью передергивания фактов и подлога информации пытаются сделать святого. ИНН – какая это печать антихриста, если нет самого антихриста?! Принял человек ИНН – что у него изменилось: образ мыслей, поведение. У монастырей есть свой ИНН, ну и что?

– Если за противником стоят большие деньги, значит, это война заведомо проигрышная?

– Но ведь не всё решают деньги. В Великую Отечественную войну тоже всё было против нас. Я спрашивал у профессиональных военных: почему немцы так и не сумели взять Ленинград? Они не смогли ответить.

– И все же, возвращаясь к теме, надо ли больше миссионерствовать, проповедовать?

– Как говорится в Писании, «врачу, исцелися сам». Нужно начинать с себя. Себя сначала надо переделать, себя надо очистить. Образовывать должны образованные, врачевать – уврачеванные, очищать – очищенные. Если мы не будем стремиться жить в соответствии с Евангелием, нам скажут: слова у вас красивые, но мы знаем, как вы живете на самом деле. Православие труднее и сложнее секты. Оно требует большой работы над собой. Сейчас идет Великий пост. Хочется чего-то вкусненького, а ты должен отказать себе. Хочется поругаться или осудить кого-то, а ты не делай этого. Не хочется прощать, а ты прости. Всё это очень тяжело, а секта этого не требует.

– Люди вообще обычно предпочитают простые решения.

– Вот и говорят: ты только верь – и всё, больше ничего не нужно. Но вера должна проявляться в реальных делах. Надо заповеди исполнять. Мы все поражены грехом, греховными желаниями, слабостями. С ними нужно бороться. Как в спорте: там же надо бороться за победу. Как в медицине: чтобы вылечиться, нужно сначала осознать, что ты болен, чтобы врач поставил диагноз и назначил курс лечения. А если я считаю себя здоровым, мне никакого Бога не надо. Спаситель кому нужен? Тому, кто попал в беду, кто осознал это. К сожалению, в духовном плане мы считаем, что с нами все в порядке.

– Кому легче спастись: мирянину, священнику, монаху?

– Тому, у кого больше смирения. Это – основа основ. Нет смирения – какие бы духовные подвиги человек ни совершал, все бесполезно. Есть смирение – оно покроет все грехи.

Источники:

http://drevo-info.ru/articles/6115.html
http://vk.com/wall683841_297
http://www.booksite.ru/civk/7_st-206.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: