Ид аль фитр что за праздник. Совершение Ид намаза

Ид аль-Фитр – праздник счастья и радости

Ид аль-Фитр – долгожданный праздничный день, день, когда мусульмане всего мира поздравляют друг друга с окончанием месяца поста – благословенного Рамадана. Это день, который объединяет всю великую мусульманскую умму планеты Земля, праздник, когда радуются и веселятся все без исключения. Это праздник, который во всех исламских государствах официально является выходным днём, дабы мусульмане могли встретиться друг с другом, поздравить, навестить родственников, отдохнуть и в полной мере насладиться этим праздником.

Ид аль-Фитр собирает семью вокруг праздничного стола, те, кто был в отъезде, стараются вернуться домой к празднику, кто работает, завершить всё к началу праздника, потому единство наблюдается ярче, ибо дома, улицы полны людьми, которые ходят друг к другу поздравлять с праздником разговения.

Ураза Байрам – это праздник радости, счастья, улыбок, хорошего настроения. В первую очередь в этот день мусульмане обращаются к своему Господу – Всевышнему Аллаху с мольбой о том, чтобы Он принял их пост, все хорошие деяния и намерения, совершённые в этот месяц. Равно как для себя, так и для остальных мусульман мы просим того же, при встрече желаем этого и в ответ слышим «аминь», и надеемся, что Создатель по Своей милости примет наше богослужение. Этот день наполнен глубочайшей верой со стороны верующих, поскольку праздничный день начинается с молитв, и весь день наполнен этой божественной милостью.

Праздничный день Ид аль-Фитр начинается с коллективной молитвы в мечетях любого населённого пункта. Через час-два после восхода солнца мечети наполняются мусульманами, которые громко, в один голос читают такбир, после чего совершают праздничную молитву.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Когда совершилась праздничная молитва, один из ангелов произнёс: “Пусть все знают, что Господь вас простил. Так возвращайтесь же в свои дома с радостью. Сегодня день вознаграждения”. И об этом также провозглашается на небесах».

Отметим, что такбир, то есть слова «Аллаху акбар, Аллаху акбар, Аллаху акбар, ля иляха илляЛлаху ва Ллаху акбар ва лиЛляхи-ль хамд», начинают звучать с предыдущего дня после вечернего намаза. Они свидетельствуют о том, что рамазан подошёл к своему концу, и завтрашний день объявляется праздничным. Мусульмане, кто в мечетях, а кто дома, ждут такбира, и после того, как он начинает звучать, поздравляют друг друга с праздником. Такбир продолжает звучать вплоть до начала праздничной молитвы.

Как выше уже упомянуто, основная сущность праздника заключается в том, что мусульмане благодарят Всевышнего Аллаха за то, что смогли в течение месяца соблюдать пост, поскольку он является третьим столпом Ислама. Мусульмане благодарят своего Господа за то, что могли совершать богоугодные деяния. Благодарят за то, что за это время смогли хоть немного искупить свои ошибки, улучшить свой нрав, оставить в прошлом какие-то пристрастия, не соответствующие религии.

Ид аль-Фитр уникален ещё и тем, что в этот день одинаково радуются как богатые, так и бедные. Состоятельные мусульмане зачастую приурочивают к этому месяцу и празднику выплату обязательного закята, который позволяет несостоятельным братьям и сёстрам достойно встретить праздник, накрыть стол и встретить гостей.

Милосердие, которое так приветствуется в Исламе и поощряется Всевышним Аллахом, в полной мере проявляется как в течение самого месяца Рамазан, так и в светлый праздник Ураза Байрам. Чувства, эмоции верующих переполняют их сердца и души, ведь они ждали этого дня, испытывали голод и жажду ради Своего Господа, и теперь Он щедро вознаграждает их.

Праздник разговения собирает всех родственников вместе, тех, кого, возможно, не видели месяцами, обязательно увидишь в этот день, каждый ходит в гости, приглашает к себе.

Ид аль-Фитр – праздник дружбы, взаимоуважения, взаимопонимания, любви, прощения, братства.

Праздник разговения является мостиком к другому не менее великому празднику мусульман Ид аль-Адха – Курбан Байрам. Недолго его ждать, где-то два с половиной месяца. Эти праздники следуют друг за другом, и в этом есть особая милость Аллаха. Сначала мусульмане постятся, затем начинают готовиться к самому великому путешествию своей жизни – совершению паломничества к святыням Мекки и Медины.

Если задуматься, то того самого единства и не требуется особо добиваться, поскольку Самим Аллахом оно уже заложено: месяц рамазан, праздник Ид аль-Фитр, подготовка в хаджу, сам хадж, праздник Ид аль-Адха, затем следует месяц раби-уль авваль, раджаб, шаабан и снова рамазан. Все великие события разложены Мудрым Аллахом таким образом, чтобы единство мусульман не прерывалось, ведь каждое из этих событий очень значимо, имеет огромный смысл и значение, и если сами мусульмане правильно к этому подходят, то они всегда едины, члены мусульманской уммы дышат в такт друг с другом, как один организм, как одно большое и единое сердце.

Ид аль-Фитр несёт в себе огромный духовный заряд, одну общую радость. В этот день мусульмане прощаются с месяцем, который ждали целый год, и просят у Господа, чтобы Он не лишал их возможности встретить рамазан и в следующем году. В этот день верующие подводят некий итог своему поведению, своим деяниям, своему милосердию, которые они демонстрировали в благословенные дни.

Поститься в праздничный день запрещено, в этот день только радость и веселье должны присутствовать в сердце мусульманина. После поздравлений имама мечети и совершения коллективного праздничного намаза мусульмане начинают поздравлять и друг друга. С такими приятными впечатлениями прихожане мечетей расходятся по домам, чтобы оттуда начать обход своих соседей, родственников со словами поздравлений, с пожеланиями принятия поста, мира и спокойствия каждому из нас.

Читать еще:  К чему снятся цифры? Слышать во сне цифры - к чему? Сонник: к чему снится число.

Ещё с вечера или в праздничный день до молитвы мусульмане выплачивают закят уль-фитр, который распределяется между нуждающимися верующими. Также накануне желательно посещать и кладбища.

Непосредственно в сам праздничный день алимы рекомендуют мусульманам: пораньше подняться с постели, совершить полное омовение тела, надеть самую лучшую и красивую одежду, надушиться благовониями, позавтракать до праздничного намаза чем-нибудь сладким, затем отправиться приветствовать мусульман, проявлять радость и веселье, ходить в гости, поздравлять верующих с праздником, желая им того, чтобы Аллах принял их пост.

Небезучастными остаются дети. Они ждут этот день с большим нетерпением. В разных странах мира по-разному отмечают этот день, где-то родители устраивают для детей настоящие культпоходы, прогулки по паркам, аттракционы, качели, карусели. Всевозможные детские площадки открываются к празднику. Важным атрибутом являются сладости, которые дети получают в день праздника, также дарятся и другие подарки.

Любые добрые традиции, сложившиеся с празднованием Ид аль-Фитра, – хорошо, ведь Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) любил, когда мусульмане радуются, а преподнесение подарков друг другу – восхвалял. «И дарите друг другу подарки», – говорится в хадисе. Мусульмане следуют этому доброму началу и радуют себя, свою семью, родных, близких, друзей.

Ид аль-Фитр является логическим концом месяца рамадан, но с праздником не заканчивается совершение добрых поступков, не заканчивается ибадат, напротив, с ещё большим рвением мы должны это делать, дабы достичь довольства нашего Создателя.

Праздник Ид аль-Фитр приходится на первый день месяца шавваль. В хадисе же говорится о желательности соблюдения поста в течение шести дней и этого месяца. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто постился в рамазан, а затем соблюдал пост шесть дней шавваля, получит вознаграждение, равное годовому посту». Желательно соблюдать этот пост сразу же после праздника, хотя допускается и в любые другие дни этого месяца и важным считается соблюдать эти шесть дней подряд.

Конечно, каждому из нас и радостно, и печально одновременно, ведь мы встречаем такой великий праздник, но сожалеем, что благословенные дни закончились и теперь придётся ждать ровно год, и, если будет на то воля Всевышнего Аллаха, мы ещё раз вкусим всю милость священного месяца рамазан.

А пока будем поздравлять друг друга с праздником Ид аль-Фитр. Как передаётся в хадисе от Джабира бин Нафира: «При встрече в праздник Ид сподвижники Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорили друг другу: “Пусть примет Аллах от нас и от вас”».

Такими же замечательными словами и мы будем поздравлять своих братьев и сестёр, следуя за Сунной нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

Как совершают праздничный намаз (салят уль-ид)?

В преддверии наступающего праздника Курбан-байрам (Ид-уль-Адха) предлагаем читателям ознакомиться с материалом, раскрывающим особенности совершения праздничной молитвы (салят-уль-ид или ид-намаза), которая является важной составляющей этого дня.

По мазхабу имама Абу Ханифы

‘Ид — это праздник, названный в честь того, что милости Всевышнего Аллаха нисходят на рабов Его и что они возвращаются каждый год с радостями.

Оба ‘ид-намаза установились в шариате в первом году хиджры. От Анаса (да будет доволен им Аллах) рассказывают, что при переселении Пророка (мир ему и благословение) в Медину жители этого города праздновали два дня. Когда Пророк (мир ему и благословение) спросил об этом, ему ответили, что во времена джахилии веселились в эти дни. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал, что Всевышний дал им два дня лучше прежних — это Идуль-фитр (праздник разговения) и Идуль-адха (праздник жертвоприношения).

Праздничный намаз должен совершать каждый, кто обязан совершить джума-намаз. Эта молитва имеет те же условия, что и пятничная, т.е. два ракаата и хутба. При этом в праздничной молитве, в отличие от пятничной, хутбу читают после намаза, и чтение её является сунной, тогда как в пятничном намазе – это фарз.

Время совершения праздничного намаза

Время для праздничного намазов наступает, когда солнце поднимется над горизонтом на высоту копья, что приблизительно спустя 30 минут после восхода солнца. Это также время начала зуха-намаза. Срок же истекает до наступления полуденной молитвы, т.е. до зенита.

Порядок совершения ‘ид-намазов

Начинается намаз с произнесения слов «Ассаляту джами’а», что в буквальном переводе означает «приходите на коллективный намаз». Все становятся в ряды и совершают намерение для праздничного намаза.

После произнесения вступительного такбира «Аллаhу акбар» складывают руки на животе. Читают дуа «Санаъ» («Субẍанака Аллаhума табарака исмука ва та’ала джаддука ва ла иляhа ґайрука»). Затем имам начинает читать такбиры, их ещё называют добавленными. Читают три такбира, при каждом из них поднимают руки, как для вступления в молитву, затем опускают, но не складывают. Каждый такбир произносится отдельно друг от друга три раза, с интервалом на время, за которое можно произнести «Аллаhу акбар» или прочитать «Субẍаналлаhи валẍамдулилляhи ва ля иляhа илляллаhу валлаhу акбар».

После произнесения третьего добавленного такбира руки складывают на животе. Имам читает суру «аль-Фатиха» и желательно суру «А’ля» вслух, затем совершают поясной и земные поклоны и встают на второй ракаат.

Имам читает суру «аль-Фатиха» и желательно суру «аль-Хашия». После чтения приступают к такбирам, их произносят, как и в предыдущем ракаате, три раза. Прочитав четвёртый такбир совершают поясной поклон. Далее совершают земные поклоны, читают «Ат-тахийят» и, завершают намаз произнесением саляма.

Читать еще:  Приоткрыть окно. — Мне тоже так кажется

После этого остаются сидеть на местах, имам читает обе хутбы, а затем проповедь о праздничном дне.

Такбир, читаемый в дни ташрика

Ташриком называют сушку мяса. Поэтому 11-й, 12-й, 13-й дни месяца зуль-хиджа, т. е. следующие за Курбан-байрамом, называют днями ташрика (аяму ташрик). В эти дни после совершения всех фарз-намазов необходимо мужчинам и женщинам читать такбир. Он читается до послеобеденного намаза 13-го дня.

Порядок чтения такбира таков: «Аллаhу акбар, Аллаhу акбар, Ля иляhа илляллаhу валлаhу акбар. Аллаhу акбар валилляhиль хамд». Необходимо после каждого намаза читать по одному разу, а по три раза читать — сунна.

Желательные действия в оба дня

В эти дни желательно все то, что желательно в пятницу: искупаться, использовать сивак, надушиться благовониями, надеть лучшую одежду, отправиться на намаз пораньше. Но для праздника есть еще и дополнительные суннаты: перед тем как отправиться на праздничный намаз разговения, желательно съесть что-либо, лучше нечетное число фиников. А до намаза Курбан-байрама желательно отложить прием пищи, чтобы поесть из жертвенного мяса.

По дороге в мечеть (на намаз) читают такбир (в день разговения — про себя, в Курбан-байрам — вслух). Желательно идти одной дорогой, возвращаться — другой. Раздать закятуль-фитр до отправления на намаз. Желательно после молитвы совершить зияраты на кладбище, как можно больше раздать милостыни.

Обе праздничные ночи проходят в бдениях, время проводят в поклонении Аллаху (мир ему и благословение), за чтением Корана, совершая намаз, поминая Аллаха.

Желательно оба эти намаза совершать в поле, порицается без уважительной причины совершать их в мечетях.

Некоторые решения, связанные с обоими праздниками

Если не смог совершить коллективный праздничный намаз (за имамом), его не нужно самому возмещать. Если прошло время ‘ид-намаза (т. е. наступило время обеденного намаза) и вы не успели на намаз, то его можно совершить и на следующий день. Намаз Курбан-байрама можно совершить еще в три последующих дня, если была причина, по которой его перенесли.

Тот, кто вступит в намаз после того, как имам, прочитав такбиры, приступит к чтению суры «аль-Фатиха», прочитает такбиры, следуя за имамом, если не пропускает руку’ за ним. Если не успевает на руку’ за имамом, он, вступив в намаз, отправится на руку’, такбиры же прочтет там. Если вступит в намаз после того, как имам поднимется с руку’а, то восстановит пропущенное по завершении намаза имамом.

Порицательно до или после ‘ид-намазов совершать суннат-намазы. Их можно совершить по прибытии домой. Хутбу начинают с чтения такбира: первый — 9 раз, второй — 7 раз. В дни ташрика такбир можно продолжить добавив: «…Аллаhу акбар кабиран вальхамдулилляhи касиран ва субханаллаhи букратан ва асиля ля иляhа илляллаhу вахдаhу садака ва’даhу ва нассара ‘абдаhу ва а’аза джундаhу ва газамал ахзаба вахдаhу ля иляhа илля ллаhу валя на’буду илля иййяhу мухлисина лаhуддина ва ляв кариhал кафируна. Аллаhумма салли ‘ала саййидина Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин ва ‘аля асхаби Мухаммадин ва ‘аля азваджи Мухаммадин ва саллим таслима».

Зайнула Гамзатов

По мазхабу имама аш-Шафии

Праздничный намаз имеет два ракаата, и намерение на его совершение делается следующим образом: «Я НАМЕРЕВАЮСЬ СОВЕРШИТЬ ПРАЗДНИЧНЫЙ НАМАЗ-СУННА В ДВА РАКААТА ВО ИМЯ АЛЛАХА». Если намаз читается коллективно (в джамаате) то добавляете «СЛЕДУЯ ЗА ИМАМОМ».

После произнесения такбира вступления в намаз «Аллаhу акбар» желательно прочитать молитву «Ваджжаhту», затем желательно семь раз поднять руки как при вступлении в намаз и произнести такбир «Аллаhу акбар». После первых шести такбиров читают молитву «Субẍаналлаhи валь-ẍамду лилляhи ва ля иляhа илляллаhу валлаhу акбар». А после седьмого «Аллаhу акбар» приступают к чтению суры «аль-Фатиха». (Если намаз коллективный сперва имам прочтёт вслух, а мамумы прочтут потом). После суры «аль-Фатиха» желательно прочесть суру «аль-Каф» или суру «аль-А‘ля».

Далее совершают поясной и земные поклоны и встают на второй ракаат, произнося «Аллаhу акбар». После этого читают такбир пять раз. После первых четырёх такбиров читают молитву «Субẍаналлаhи валь-ẍамду лилляhи ва ля иляhа илляллаhу валлаhу акбар». А после пятого «Аллаhу акбар» приступают к чтению суры «аль-Фатиха». (Если намаз коллективный сперва имам прочтёт вслух, а мамумы прочтут потом). После желательно прочесть суру «аль-Камар» или «аль-Гашия».

Далее совершают поясной и земные поклоны, читают сидя молитву «Ат-тахият», и завершают намаз произнесением саляма.

Если намаз совершают коллективно, то после него следует прочесть две хутбы с теми же условиями, которые следует соблюдать при хутбах пятничного намаза.

Если человек не может прочитать намаз вышеназванным способом, он делает намерение на праздничный намаз (салят-уль-‘ид) и читает обычный намаз-сунна в два ракаата.

И так как праздничный намаз бывает раз в году, мусульманину не следует пренебрегать им, и если он пропустил его по уважительной причине, ему желательно возместить его.

Праздничный намаз Салят уль-‘Ид

Само слово «’ид» происходит от слова «’авд» («повторение», «возвращение») – возможно, из-за повторения праздника в каждом году, а может быть, из-за множества вознаграждений, уготованных Всевышним Аллахом Своим рабам в этот день. Слово же «аль-фитр» означает «разговение».

Всевышний Аллах заменил для мусульман праздники, которые отмечались во время джахилии (время невежества до прихода Ислама), двумя большими праздниками: 1) праздником по окончании священного месяца Рамадан – «‘Ид уль-Фитр»; 2) праздником жертвоприношения – «‘Ид уль-Адха» (10-е число месяца Зуль-Хиджа).

Одним из значимых особенностей праздничного дня стало совершение коллективной праздничной молитвы. Совершение праздничного намаза «Салят уль‘Ид» было установлено во втором году по хиджре (исламскому летоисчислению), и первый праздничный намаз, который совершил Пророк ﷺ, был намаз ‘Ид уль-Фитр. Праздничный намаз по Шариату является суннатун муаккад (усиленно желательным намазом).

Читать еще:  Какой знак зодиака подходит девочке деве. Какой знак зодиака подходит Льву‑женщине? Если верить астрологам, то лучше всего отношения сложатся у нее с такими знаками

Некоторые учёные сказали, что праздничный намаз является «фарз уль-кифаят» из-за большего внимания и усердия Пророка ﷺ над его выполнением. Он ни разу до смерти не оставил его (не отказался от его выполнения), и сподвижники после смерти Пророка ﷺ усердствовали над его совершением, из-за того что он считается одним из знамений Ислама.

Желательно совершить праздничный ‘ид-намаз коллективно, как совершал его Пророк ﷺ, всем тем, кото
рые обязаны совершать пятничный намаз. Желательно также его совершить индивидуально тому, у которого не получилось присутствовать на коллективном намазе. Коллективный намаз считается лучше для всех, за исключением паломника, совершающего хадж. Для него же считается желательным совершение ‘ид-намаза индивидуально.

Время совершения ‘ид-намаза

Начало времени совершения праздничного намаза наступает с восходом солнца первого числа месяца Шавваль, а длится оно до обеденного времени, когда солнце в зените (незадолго до азана обеденного намаза), того же дня. Тот, кто упустил совершение ‘ид-намаза коллективно с имамом, пусть совершает один, и его намаз будет считаться совершённым, если он успел совершить его до указанного времени.

Если же он не успел, то упустил время его совершения, и ему желательно совершить его как возмещающий намаз, как и другие желательные намазы. В праздничный день Ураза-байрама (‘Ид уль-Фитр) желательно немного отложить совершение намаза на время, пока солнце не поднимется на высоту в размере копья.

В этом заключается мудрость того, что в праздничный день желательно раздать закят уль-фитр (обязательную милостыню) до совершения праздничного намаза, а перенос намаза немного назад расширяет время для раздачи этой милостыни. На протяжении месяца Рамадан правоверные выплачивают милостыню – закят уль-фитр.

Она служит своеобразным актом материальной поддержки нуждающихся и способом очищения от маленьких грехов, которые были совершены в течение священного месяца Ислама. В хадисе говорится: «Посланник Аллаха  обязал раздавать закят уль-фитр каксредство очищения от скверных и пустых слов для постящегося, а также как угощение для нуждающегося» (Абу Давуд). Отсюда следует, что тем, кто не пожертвовал садака-фитр на протяжении Рамадана, надлежит выплатить его в праздничный день разговения, однако совершить это нужно до начала праздничной молитвы.

Порядок совершения праздничного ‘ид-намаза

Перед совершением ‘иднамаза произносят ният (намерение): «Я намереваюсь совершить двухракаатный праздничный суннат-намаз по случаю ‘Ид уль-Фитра (Ураза-байрам) во имя Всевышнего Аллаха». Если намаз совершается с другими мусульманами, то к нияту ещё добавляют «вместе с джамаатом» или «за имамом». Во время формулировки намерения сразу произносят такбират уль-ихрам (вступительный «Аллаху Акбар»), поднимая руки до уровня ушей, и приступают к намазу.

В начале намаза желательно прочесть молитву «ваджахту». По окончании этой молитвы, опять поднимая руки, произносят «Аллаху Акбар», затем, опустив руки и положив их на живот (как при чтении суры «аль-Фатиха»), читают: «Субханаллахи ва ль-хамду лилляхи ва ля иляха илля ллаху валлаху акбар». После чтения этой молитвы опять поднимают руки и произносят «Аллаху Акбар», затем, как и в первый раз, читают ту же молитву. И так семь раз произносится «Аллаху Акбар».

Затем (после седьмого «Аллаху Акбар») читают «А ‘узу билляхи. » и суру «аль-Фатиха». Далее всё делается как в обычном намазе. Во втором ракаате перед чтением суры «альФатиха» опять произносят «Аллаху Акбар» и читают ту же молитву точно так же, как и в первом ракаате, но только пять раз, не считая «Аллаху Акбар» во время вставания с первого ракаата. В обоих ракаатах после суры «аль-Фатиха» желательно читать что-либо из Корана.

Согласно сунне, в первом ракаате – «Каф» (50-я сура), во втором – «АльКамар» (54-я сура), а кто не знает, в первом – «Аль-Кяфирун», во втором – «Ихляс». Кто совершает ‘ид-намаз дома, также можно совершить его джамаатом (коллективно) вместе с остальными членами семьи (женой, детьми, матерью, сёстрами). ‘Ид-намаз желательно совершить и тем, кто находится в пути. Кто не знает указанной выше молитвы, может совершить обычный двухракаатный суннат-намаз, имея намерение совершить ‘иднамаз.

Этика и желательные действия в день праздника Купание и чистота. Желательно совершить купание перед совершением обоих праздничных намазов, подобно тому, как купаются для пятничного намаза. Время желательности купания наступает после прохождения половины ночи. Рассказывают, что Абдуллах ибн Умар  совершал купание в праздничный день Ураза-байрама до наступления рассвета.

Желательно совершить купание человеку, который будет присутствовать на коллективном намазе, и тому, кто не может присутствовать на нём. Желательно подготовиться к праздничному дню: сбрить волосы с мест, где желательно их брить, постричь ногти, удалить неприятный запах с тела и одежды.

Это праздничный день, и в нём желательно всё то, что желательно совершить в пятничный день. Употребление пищи. Желательно что-то покушать до выхода на намаз в праздничный день Ураза-байрам. Наилучшим является покушать то, что человек кушает в обычные дни, или финики (нечётное количество).

В хадисе Пророка м, рассказанном от Бурайдата м, говорится: «Пророк ﷺ не выходил из дома в день Ураза-байрама, не покушав чего-либо…». Надевание красивой одежды. Желательно в праздничный день надеть лучшее из одежды. Лучшим из цветов одежды является белый. Это всё желательно совершать и тому, кто хочет посетить праздничный намаз, и тому, кто остаётся дома и совершает его индивидуально, так как этот день – день приукрашивания, и в нём все равны.

Источники:

http://islamdag.ru/vse-ob-islame/25558
http://islam.ru/content/veroeshenie/43774
http://as-salam.ru/news/3050/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: