И святого иосифа кунцевича также. Великие князья Литовские

Краткая история Беларуси за последнюю 1000 лет

Асобы. Список [ А-Я ]

Белорусская Народная Респулика

Великие князья Литовские

Магнатский род

Нобелевские лауреаты

Полоцкое княжество

Иософат Кунцевич архиепископ Полоцкий, св. апостол единения

“Уния не была случайными явлением; она не была и результатом личных только расчетов и своевольных действий отдельных представителей православной церковной иерархия. Она была обусловлена исторической жизнью русской православной церкви в Литве и явилась ее прямым результатом.” Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, 1890

Иосафат Кунцевич (1580 – 12 ноября 1623) — униатский епископ; архиепископ Полоцкий (с 1618 до своей смерти). Активный проповедник Унии западной и восточной христианских церквей — наследник Флоренийской Унии 1439 года и проводник Брестской Унии 1596 г.

В 1596 году, для уменьшения межконфессиональных противоречий и снижения влияния Москвы на внутренние дела ВКЛ принята Брестская уния — переход православных приходов в греко-католические (униатские).

[ “Гэта неправільная фармуліроўка. Праваслаўныя заставаліся праваслаўнымі, проста біскупы дамовіліся, што цяпер яны пераходзяць (ці вяртаюцца ў каталіцкім разуменні) у еднасць з Рымам.” — поправил редакцию представитель Рыма-каталіцкага Касцёла ў Беларусі. ]

Родился Иосафат (Иван) Кунцевич в 1580 году во Владимире-Волынском в семье православных. Вскоре после Брестской унии 1596 года переехал с родителями в Вильно. В 1604 пострижен в монашество с именем Иосафат. Пишет сочинения о необходимости восстановления единства Западной и Восточной Церкви. В 1609 году посвящён в священники, а в 1614 стал архимандритом виленского монастыря Святой Троицы. [ При Троицком монастыре митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси Ипатий Потий основал в 1601 году первую духовную семинарию Руской униатской церкви. ]

С 1618 — Полоцкий архиепископ. Первыми шагами Кунцевича в новой должности стало восстановление храмов (в том числе Софийского собора), учреждение церковно-приходских школ. Был активным проводником идей Брестсткой церковной унии. Его деятельность вызвала враждебные действия православных иерархов, желавших консолидации с Москвой, а не с Римом. В 1623 году во время пастырского визита в Витебск Иосафат Кунцевич был убит.

Наряду с возможностью религиозного примирения, Уния подняла на качественно новый уровень всеобщее образование — по всей стране открывались школы и коллегиумы иезуитов и базилиан (униатов), принявших иезуитские стандарты обучения. В них принимали к обучению всех, независимо от религиозной принадлежности. О разнице между Унией и РПЦ много сказано в классическй работе А. Киркора “Живописная Россия. Белорусское и Литовское Полесье” 1882 и в издании Гроденского Государственного Университета, 2002.

Иосафат Кунцевич довершал дело Витовта, желавшего основать в своей стране самостоятельную литовскую митрополию. Униатская церковь в Беларуси “была обусловлена исторической жизнью русской православной церкви в Литве и явилась ее прямым результатом.” Активным сторонником Унии был канцлер ВКЛ Лев Сапега, один из авторов Статута ВКЛ. Даже Мелетий Смотрицкий — ярый ее противник — к концу жизни перешел в униатство.

По поводу обвинений его в жестокости при введения униатства — в то время христианство не было очень мирной религией. Тридатилетняя (1618-48) война в Европе началась из противостояния католиков и протестантов. Католическая и православная инквизиции не церемонились с еретиками. В Соборном уложении (свод законов Московского царства) первая же статья была “о богохульниках” и заканчивалась словами “казнить и сжечь”.

[ Интересно сравнить первую статью Соборного Уложения (действовало с 1649 по 1832) с первой статьей Статута ВКЛ (действовал с 1529 по 1840). “Вси обыватели Великого князства Литовского тым одным правом писаным и от нас даным сужоны быти мають” ( арт. 1, разд. 1,: “О персоне нашой Господарской”). ]

“Я же никогда никого к унии насилием не принуждал, такого никогда не было. Защищать же мне мои церковные права (если на меня наступают насилием) меня принуждает обычная епископская присяга” Иосафат Кунцевич

В 1643 г. папа Урбан VIII признал Кунцевича блаженным. Пий IX в 1867 г. причислил его к святым, провозгласив его патроном для Руси и Польши. В своей энциклике Пий XI назвал Кунцевича “апостолом единения”.

В 1655 московские войска заняли Полоцк и униатский архиепископ Антоний Селява бежал с мощами Кунцевича в Жировицы. После освобождения Полоцка мощи были возвращены, но в начале XVIII в., когда Полоцк занят был Петром I, отвезены в г. Белу. Реликвии привлекали массы богомольцев и служили оплотом унии. В 1917 году мощи Иосафата Кунцевича были перевезены в Вену, а с 1946 года они находятся в базилике св. Петра в Риме.

ON ST. JOSAPHAT энциклика Папы Пия XI

Ecclesiam Dei. Encyclical of Pope Pius XI promulgated on November 12, 1923 (text fragment)

” Для того, чтобы это единство и согласие может быть увековечена навсегда, Бог в Своем высшем провидения освятил его печатью святости и мученичества. Великая привилегия быть святым мучеником принадлежит Иосафату, архиепископу Полоцкому, восточнославянскоого обряда, который по праву считается славой и опорой восточных славян. Конечно, было бы трудно обнаружить другого человека, кто сделал больше для их вечного благополучия, чем он, их пастор и апостол. Это особенно подтверждается тем фактом, что он пролил свою кровь для того, чтобы сохранить единство Святой Церкви. “

Читать еще:  Как создавалась икона св анастасии. Анастаси́я Узорешительница, Римляныня, Иллирийская

* Православная инквизиция

О католической инквизиции и Торквемаде знают все. Менее известна инквизиция православная. Монография Ефима Грекулова, много лет руководившего научно-исследовательской группой Московского архивного управления, дает возможность восполнить этот пробел. Выдержки из монографии.

Грекулов Е. Ф. — Православная инквизиция в России Академия наук СССР. Научно-популярная серия. Издательство “Наука”. М.: 1964 г.

В России еретиков судили по “градскому” закону, но это — по словам историка Н. М. Карамзина — было лишь одной “пристойностью”. Хотя православная церковь не располагала таким инквизиционным аппаратом, какой имела католическая церковь, но в борьбе с ересями, прикрывавшими, как и на Западе, движение против феодального гнета, она применяла настоящие инквизиционные методы расправы – розыск и допрос под пытками и другие способы “познания истины”. Она вела часто весь судебный процесс, добиваясь угодного ей приговора и наказания. Православная церковь посылала на костры еретиков и ослушников собственной властью, светская же власть была лишь исполнительницей ее требований и приговоров. Один из основателей православной инквизиции Иосиф Волоцкий провозгласил, что царь, не желавший бороться против ересей, не слуга божий, а дьявол.

Свою инквизиторскую деятельность православная церковь осуществляла через судебные органы, находившиеся в распоряжении епархиальных архиереев, через патриарший суд и церковные соборы. Она располагала и специальными органами, созданными для расследования дел против религии и церкви — Приказом духовных дел, Приказом инквизиторских дел, Раскольнической и Новокрещенской конторами и др. В духовном приказе рассматривались дела о богохульстве, еретичестве, волшебстве, святотатстве. Дела против веры и церкви вело также организованное при Синоде в 1721 г. тиунское управление. Приказ духовных дел наблюдал за “чистотой” православия, расправлялся с раскольниками и еретиками. Приказ инквизиторских дел вел следствие по делам “интересным” и “безгласным”. Он имел большой штат инквизиторов как в Москве, так и на местах; возглавлял его протоинквизитор, архимандрит московского Данилова монастыря Пафнутий. В распоряжении Приказа инквизиторских дел были свои подьячие, своя охрана и собственная тюрьма. Настоящим инквизиторским застенком являлась и Раскольническая контора, существовавшая до 1764 г.

Особенно жестоко расправлялись соборы с церковными врагами в XIV-XVII вв…

Суровым и непримиримым гонителем был игумен Волоколамского монастыря Иосиф Санин (Волоцкий). Он был представителем воинствующей церкви, сторонником сильной светской власти, создателем теории божественного происхождения царской власти… Жестокие “градские” законы [предписывали карать смертной казнью за переход из православия в другую религию], преследовавшие свободу совести, Иосиф называл “божественным писанием”.. После расправы с еретиками на соборе 1504 г Иосиф стал знаменем воинствующей церкви. За заслуги перед светской властью и церковью Иосиф в 1591 г. был объявлен общерусским “святым”.

Московских еретиков судил церковный собор 1504 г. По настоянию собора наиболее активных еретиков — Ивана Волка, Михаила Коноплева и Ивана Максимова сожгли в клетке в Москве, а Некраса Рукавова – в Новгороде, предварительно отрезав ему язык. Духовные инквизиторы во главе с митрополитом Симоном настояли еще на сожжении юрьевского архимандрита Кассиана…

Требования кровавой расправы над церковными противниками отразились и на законодательстве XVII в. В Соборном уложении 1649 г. критика церкви и ее догматов рассматривалась как богохульство и каралась сожжением на костре. Так же наказывались “без вся кого милосердия” и другие выступления против религии и церкви — переход в “басурманскую” веру, святотатство и др. По свидетельству иностранца Петрея, врагов церкви, “святотатцев”, сажали на кол, после смерти тело снимали с кола, выносили за городские ворота и сжигали, а пепел засыпали землей15. По указу 1684 г. смертной казни через сожжение предавались еретики, которые “отшатнулись от церкви и чинят соблазн и мятеж”, а также “перекрещенцы”.

“Хулители веры, — говорил Петр I, — наносят стыд государству и не должны быть терпимы, поелику подрывают основание законов”. Виновным выжигали язык раскаленным железом, а затем их предавали смерти. В “Воинских артикулах” было записано, что смертью наказывались также и те, кто не доносил на еретиков, ибо они считались “причастниками богохуления”.

Кровавый террор по отношению к еретикам и другим противникам церкви получил широкое распространение и нашел отражение в народном творчестве. В былине о Добрыне Никитиче рассказывается, например, как он “учил” жену свою Марию Игнатьевну — еретичку, безбожницу: Сперва отсек руки и ноги, а затем голову. И этот язык не надобен, Знал он дела еретические.

Полный текст монографии посмотреть / скачать можно ТУТ

Литовское иго: геноцид за веру

Главной проблемой в Великом княжестве Литовском были незатухающие противоречия между русским народом, исповедующим Православную веру, и литовскими племенами. Жертвоприношения и мученические смерти православных христиан, устраиваемые языческими жрецами-литовцами в священной роще, обостряли отношения между двумя народами. Было понятно, что у государства, в котором нет единства, не может быть будущего. Понимали это и литовские князья. Поэтому согласились они на предложение поляков принять латинскую веру и объединить два государства для того, чтобы вместе взяться за перевоспитание русских. Как они это делали, и что из этого получилось, автор расскажет в своей публикации.

Читать еще:  Как проходит церемония венчания. Сакральное таинство: как проходит венчание в церкви – подробное описание этапов

В 1386 году сын Ольгерда литовский князь Ягайло крестился по католическому обряду и женился на польской принцессе. В результате этого династического брака Ягайло становится польским королем и берет на себя обязательство обратить в католическую веру все население ВКЛ, в том числе и православных христиан Западной Руси, входящей в состав ВКЛ.

Для осуществления этих планов было задумано заставить православных христиан Западной Руси заключить унию с папой Римским и тем самым признать его своим главой. Для населения Белой Руси это была трагедия. Признать возможность догматического единения с католической церковью означало заявить о своей готовности стать перекрещенцем. Пойти на это предки белорусов не могли.

В 1413 году на польском сейме составляется акт о соединении Литвы и Польши в одно государство, в котором все высшие должности – воеводы и каштеляны – могли занимать только поляки и литовцы-католики. В результате в новом государстве литовская народность занимает привилегированное положение по отношению к русскому населению. Это объяснялось тем, что западнорусские земли в то время занимали положение завоёванных территорий, а народ, проживающий на них, рассматривался в качестве покорённого.

В ответ на нежелание предков белорусов принять чужую веру в 1436 году на территории ВКЛ вводится инквизиция. Противников католицизма преследуют и подвергают казням. Запрещается использование русского языка. Православным христианам для совершения обрядов крещения, венчания и погребения необходимо было брать разрешение у ксендзов, при этом хоронить по православному обряду разрешалось только ночью. Везти тела усопших православных христиан на кладбище можно было через те городские ворота, которые предназначались для вывоза нечистот.

Вот в какую кровавую и грязную яму ввергли литовские князья русский народ Западной Руси. И сейчас мы должны приложить все силы для того, чтобы узнали белорусы, сколько горя, слез и унижений скрывалось за красивым названием “Великое княжество Литовское”.

После образования в 1569 году государства Речи Посполитой на территорию Белой Руси хлынула польская шляхта. Усиленная полонизация и окатоличевание приобрели невиданный размах. Высшее русское сословие, чтобы сохранить свои доходы и имения, пошло на предательство своего народа и приняло чужую веру. Латинство становилось панской верой.

Но не отрёкся от веры своих отцов простой русский народ, и поэтому против православных христиан Белой Руси был объявлен настоящий крестовый поход. Своих эмоций папа Римский не сдерживал:

«Да проклят будет тот, кто удержит меч свой от крови»

(Исторический очерк церковной унии. Протоиерей Константин Зноско. Минск, 2004. С. 233)

Почему на таком высоком уровне раздавались призывы истреблять белорусов? И куда нас, белорусов, завела бездумная политика литовских князей?

«Примеру своих духовных отцов во всем следовали управляющие из католиков. Они делали заезды на православные монастыри и церкви, производили здесь буйство, выгоняли монахов и монахинь, раздев последних донага, и, очистив таким образом монастырь или церковь, передавали их униатам.

Подобные заезды сделаны были минской шляхтой на Минский Петропавловский монастырь и витебской шляхтой на Марков монастырь. Шляхтичи разбойническим образом нападали на православных священников, истязали и даже убивали их. Православным священникам отрубали пальцы, привязывали их нагими к четырем кольям, привешивали за руки и за ноги к шестам, заставляли есть сено, бегать на аркане за лошадьми. В Орше с оружием напали на Кутеинский женский монастырь и подожгли его. В Слуцке сожжены три православные церкви: Воскресенская, Замковая и Варваринская».

(Белоруссия и Литва. Минск: Изд. центр БГУ, 2004)

Надо обратить внимание на то, что делали это не дикие кочевники. Это Европа таким образом приобщала белорусов к своим ценностям. Сейчас мы видим, что в то время для наших предков наступил их черёд постоять за Веру Православную, и, несмотря на зверства сторонников унии, они не предали Веру своих отцов.

В октябре 1618 года жители Могилева закрыли городские ворота, наставили пушки и не пустили в город униатского епископа Иософата Кунцевича. Могилевчане знали, что их ждет расправа, но от Веры своей они отказаться не могли. Тогда польские войска взяли город штурмом и разграбили его. Оставшиеся в живых защитники Веры Православной были казнены.

В 1623 году в Варшаве состоялся сейм, на котором выступил известный просветитель Лаврентий Древинский. Он потребовал прекратить преследования православных христиан и сообщил собравшимся на сейме, что граждане полоцкие и витебские не могут иметь в городе ни церкви, ни даже дома для богослужения и поэтому вынуждены по воскресным и праздничным дням уходить в лес и там проводить божественные службы.

Рассказал Древинский и о вопиющем происшествии:
«Наконец, вот дело высшей степени ужасное, невероятно варварское и свирепое: в прошедшем году, в том же самом белорусском городе Полоцке, вышеупомянутый полоцкий епископ — отступник Иосафат Кунцевич дал повеление выкопать из земли тела православных, недавно погребённых в церковной ограде, и выбросить из могил христианские останки на съедение псам».

Читать еще:  Самые счастливые и несчастливые имена. Самые необычные имена, которые россияне дают своим детям

(Белоруссия и Литва. Минск: Изд. центр БГУ, 2004. С. 201)

И видим мы, что даже усопших, погребенных по православному обычаю, не оставляли в покое. В октябре 1623 года униатский епископ Иософат Кунцевич прибывает в Витебск и устраивает очередные гонения на белорусов. По его приказу были найдены и разрушены все шалаши и землянки, в которых проводились богослужения. Слуги Кунцевича задержали и избили священника, и это стало последней каплей терпения для жителей города Витебска.

12 ноября 1623 года горожане ударили в набат, началось восстание. Кунцевич был убит, и его тело было брошено в Двину. Папа Римский Урбан VIII призвал короля Сигизмунда покарать непокорных. Расправа над жителями Витебска оказалась скорой и жестокой.

Руководил процессом литовский канцлер Лев Сапега. Более ста человек были приговорены к смертной казни, среди них были два витебских бургомистра и один полоцкий. Вот так папа Римский, польский король и литовский канцлер вершили суд над православными христианами Белой Руси.

И не тот ли Лев Сапега, именем которого белорусские «свядомые» назвали свой фонд, руководил судебным процессом? Если тот, то должны они знать, что на нем кровь православных христиан. Должны были это знать и белорусские идеологи, когда устанавливали в Полоцке памятник палачу белорусского народа Льву Сапеге, когда называли его именем одну из улиц в Минске.

Это Лев Сапега в угоду своей карьере меняет православную веру на протестантскую, а затем принимает католичество. Тридцать сребреников получил за это литовский канцлер. А не с литовского ли канцлера сейчас берут пример белорусские «свядомые», когда просят у Запада санкции для народа, а сами получают за это те известные тридцать сребреников?


Памятные монеты Национального Банка Республики Беларусь

Точно также вели себя и литовские князья. Вина их заключается в том, что отдали они народ Белой Руси на поругание полякам и ничего не сделали для того, чтобы облегчить его участь. Польша с усердием взялась за воспитание наших предков, но у белорусов была своя Вера, своя культура, своя душа, и поэтому не хотели они становиться поляками.

Казнь восставших витебчан проводилась через отсечение головы. С городской ратуши был сброшен колокол, в который били в набат, призывая жителей Витебска положить конец бесчинствам униатского епископа. Верхняя часть ратуши была разрушена, а в нижней части было устроено питейное заведение.

Да, православные христиане были готовы ценой своих жизней защищать свою Веру, но также решительно был настроен и польский король Сигизмунд III. Всем была известна его непреклонная решимость полностью искоренить Православную Веру в пределах Речи Посполитой, потому что народом в этом государстве считалась только католическая шляхта, а белорусы под эту категорию не подпадали. В чужом государстве жили наши предки. Поэтому взоры белорусов постоянно были обращены на Восток.

В 1624 году в Москву, к царю и Патриарху, была направлена делегация с просьбой принять Белую Русь в свое подданство. Но Москва после “Смутного времени” была не готова начинать с Польшей новую войну. Истощенной России это было не по силам.

Выход из создавшейся ситуации был один – это вооруженная борьба. Жители Могилева предупреждали гонителей Православной Веры: «Убъем вас и утопим в этой луже, хотя бы и нам, как было в Витебске, отрубили головы»

(Белоруссия и Литва. Минск: Изд. Центр БГУ, 2004)

Вот так решительно были настроены предки белорусов, и сейчас мы склоняем головы пред их подвигом. До освобождения белорусов от литовско-польского ига оставался 171 год.

Теперь давайте задумаемся. Православные христиане в Великом княжестве Литовском вынуждены совершать богослужения в шалашах. Православные священники бегают на аркане за лошадьми, а потом их заставляют есть сено… Латинская и униатская партии призывают «рубить схизматиков». В 1696 году вводится полный запрет на русский язык. И сейчас ученые Института истории Национальной академии наук Беларуси утверждают, что для белорусов это было время наибольшего расцвета. Для чего они это делают? А принцип тут известный: если нашим предкам в ВКЛ было хорошо, то и нам там будет хорошо. Вот так белорусские историки пытаются загнать нас в Европу.

Да, «выучили» белорусы на свою голову ученых, а они теперь своему народу «евромайдан» пытаются устроить. И получается это у них без горящих покрышек и коктейлей Молотова. Тут надо признать, что у академической науки имеется огромный потенциал. Только, к сожалению, используют его белорусские ученые не во благо своего народа, а во вред ему. Нам остается горько пошутить: «Вот у кого должны были поучиться бандеровцы, прежде чем идти на штурм Киева».

Источники:

http://history-belarus.by/pages/figures/kunciewicz.php
http://matveychev-oleg.livejournal.com/5242015.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: