Духовные ресурсы нашего освящения. Талант быть сильным

Духовные ресурсы нашего освящения. Талант быть сильным

Есть ли разница между талантом и духовным даром?

Между талантами и духовными дарами есть как определенные сходства, так и различия. Оба являются Божьими дарами. Оба развиваются при эффективном использовании. Оба предназначены для служения другим, а не для эгоистических целей. В 1 Коринфянам 12:7 говорится, что духовные дары даются на пользу другим. Две первые заповеди говорят о любви к Богу и к ближним, поэтому нам следует использовать свои таланты для этих целей.

Таланты и духовные дары различаются в том, кому они даются и когда. Человеку, независимо от его веры в Бога, дается природный талант в результате сочетания генетических факторов (естественной способности к музыке, искусству или математике и т.д.), а также под влиянием окружения (музыкальная семья поможет ребенку развить талант к музыке), или потому, что Бог желает наделить кого-то определенными талантами (например, Веселеила в книге Исход 31:1–6). Духовные дары верующие получают от Святого Духа (Римлянам 12:3, 6) в момент принятия Христа верой для прощения грехов. Тогда Святой Дух дает новому верующему духовный дар или дары по Своему усмотрению (1 Коринфянам 12:11).

Послание к Римлянам 12:3–8 называет следующие духовные дары: пророчество, служение другим (в широком смысле), учение, увещевание, великодушие, лидерство, милосердие. В 1 Коринфянам 12:8–11 описаны такие дары: слово мудрости (способность делиться духовной мудростью), слово знания (способность делиться практической истиной), вера (исключительная уверенность в Боге), чудеса, пророчество, различение духов, языки (способность человека говорить на языке, который он ранее не изучал) и толкование языков. Третий список, который можно найти в Ефесянам 4:10–12, сообщает, что Бог поставил в Своей Церкви апостолов, пророков, евангелистов и пастырей-учителей. Возникает вопрос о том, сколько духовных даров существует, так как нет двух одинаковых списков. Возможно также, что эти списки не являются исчерпывающими – могут существовать и другие духовные дары, не упомянутые в Библии.

Хотя часто можно развить свой талант, а затем направить его в профессию или хобби, духовные дары даются Святым Духом для созидания Церкви Христовой. В связи с этим, все христиане должны играть активную роль в содействии распространению Благой Вести Христа. Все призваны к участию в работе Божьей (Ефесянам 4:12). Все одарены достаточно, чтобы внести свой вклад в дело Христа из благодарности за все, что Он сделал для них. При этом они также могут найти смысл жизни через свой труд во имя Христа. Задача церковных лидеров заключается в том, чтобы помогать верующим развиваться в служении, к которому их призвал Бог. Церковь в целом может расти и укрепляться в результате духовных даров.

Подытоживая различия между духовными дарами и талантами, мы можем сказать следующее: 1) талант является результатом генетики и/или профессиональной подготовки, в то время как духовный дар является результатом силы Святого Духа; 2) талант может быть как у христиан, так и у не христиан, в то время как духовными дарами обладают лишь искренние христиане; 3) как таланты, так и духовные дары должны быть использованы для Божьей славы и служения другим – духовные дары сосредоточены на этой задаче, в то время как таланты могут быть полностью использованы на недуховные цели.

Авторские права

При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта gotQuestions?org!

Материалы размещены с разрешения правообладателя.

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.

О талантах

Интервью журналу «Даниловский благовестник», сентябрь 2008

Что такое талант и для чего он дается человеку?

В обиходе талантом называют высокое природное дарование, выдающаяся способность к деятельности в какой-либо области: научной, художественной, практической (политика, техника и пр.).

Какова, по-Вашему, природа таланта?

Талант, будучи способностью к творчеству, есть богоподобное качество: всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов (Иак. 1, 17).

Если талант всегда от Бога, то почему многие талантливые люди служат злу?

Здесь дело вовсе не в таланте. Вообще многие люди служат злу, хотя от Бога им дана жизнь и совесть. Талант есть одно из человеческих свойств, и употребление его зависит вовсе не от факта наличия таланта, а от нравственной направленности его носителя.

Читать еще:  Полоть огород во сне к чему снится. К чему снятся грядки

Каждый ли человек талантлив?

Несомненно, талантлив каждый человек. Область же талантливости может быть самая разная – будь то искусство, ремесло, сфера общественной деятельности и т. п.

Для чего надо развивать талант?

Ровно для того же, для чего человек получает воспитание и образование – чтобы состояться как личность и как христианин.

В Евангельской притче о талантах Господь говорит о необходимости приумножения талантов. Что означают слова «приумножить талант» и «зарыть талант»?

Евангельская притча говорит не о таланте в светском значении этого слова, но о даре благодати Божией, том семени, залоге Духа, который человек получает в Таинствах Церкви. «Приумножить талант» – значит возрастить это семя, раскрыть в себе – в возможную для нас в нашей земной жизни меру – полноту Христовой жизни. Для этого потребуется труд: молитвы, поучения в Слове Божием и – главное – исполнения евангельских заповедей. А «зарыть талант» значит пренебречь всем этим. Такое часто бывает не только с людьми нецерковными, но и с воцерковлёнными православными, когда они полагают для себя достаточным участие во внешних чинах и Таинствах Церкви без нравственного усилия евангельской жизни.

Чем, по-Вашему, современное понимание таланта отличается от того, что такое талант на самом деле?

Современное светское понимание не учитывает духовный и нравственный евангельский смысл этого понятия, о чём я только что говорил. Под талантом понимаются исключительно способности, в то время как для Евангелия важнее всего нравственное христоподобное состояние человека. Талант сам по себе, без нравственности, для христианства не представляет собою ровно никакой ценности.

Не провоцирует ли развитие таланта появление тщеславия, и, если это так, то как предупредить эту опасность? Каким должно быть духовное воспитание человека, наделенного какими-то особыми дарованиями?

Провоцировать появление тщеславия может всё, что угодно. Выдающиеся способности, впрочем, действительно могут быть некоей «зоной повышенного риска». Предупреждается эта опасность воспитанием осознания того, что любой талант – это прежде всего ответственность перед Богом и людьми, что он – не наша принадлежность, а дар Божий, за употребление которого нам придётся дать отчёт.

Возможно ли «приумножение талантов» с принятием священнического сана или монашеского пострига?

Часто бывает так, что принятие священства или монашества ведёт к перемене и места жительства, и образа жизни, и отказа от профессии. В этом случае, если талант (в светском понимании) реализовывался именно в той сфере деятельности, от которой приходится отказываться, его приумножения не происходит. Бывает так, что – наоборот, именно в Церкви расцветают способности человека – есть талант и к пастырству, и к монашеству. В духовном же смысле священническое служение и монашеский чин жизни как раз и раскрывает духовные и нравственные таланты христианина. Но этого может и не произойти, мало того, может быть и «обратный процесс», когда, восприняв церковную жизнь внешне, священник и монах теряет не только свои таланты, но и человеческий облик.

Не мешает ли яркий талант духовной жизни?

Всё же «талантливость» и духовная жизнь – в некотором смысле вещи «параллельные». Если духовная жизнь ориентирована правильно, если во главу угла ставится Христос и Его заповеди – то ничто духовной жизни повредить не может, а может только поспособствовать. Если же под «духовной жизнью» понимается только внешняя церковность, то сама такая псевдо-жизнь противоречит не только таланту, но и обычному, данному от Бога, человеческому устроению. Рано или поздно эта «духовность» вступает в конфликт с человеком; и тут уже ему предлежит выбор – или искать духовность подлинную, или превратиться в фарисея. А талантливый фарисей гораздо хуже и гаже фарисея обыкновенного.

Что должен знать о себе талантливый человек и чего не должен?

И талантливый, и не выдающийся особенными дарованиями человек должен знать о себе правду – что он, с одной стороны, грешное и немощное существо, но с другой – почтённый образом и подобием Божиим и (если он христианин) получивший залог спасения во Христе. Это знание позволит ему распорядиться своими способностями во славу Божию и на пользу людям. Ещё он, как я уже сказал выше, должен понимать ответственность за свой талант. Что касается сферы «незнания о себе», то лучше её сократить до минимума, потому что ответственность, о которой мы говорим, невозможна без трезвого и смиренного всестороннего сознания себя, и ближних, и окружающего мира.

Читать еще:  Язык распальцовки. Язык криминальных жестов

Духовные ресурсы нашего освящения. Талант быть сильным

Что лежит в основе талантливости? Нужно ли развивать таланты? Может ли человек быть бесталанным от рождения? Что является движущей силой таланта, способной обратить его в духовный дар Богу? На эти вопросы отвечает протоиерей Алексий Уминский.

В евангельской притче Господь говорит своим ученикам о талантах как о дарах духовных. Мы понимаем, что человек сотворён таким образом, что всякий талант можно обратить в духовный дар. И какими бы ни были таланты и дары, все они даны нам только для того, чтобы с их помощью уподобиться своему Создателю.

В притче сказано, что талант надо умножать (а это всегда требует определённых усилий), и лишь тогда он превращается в дар. Наделённому, скажем, талантом к рисованию человеку предстоит очень много потрудиться, чтобы стать художником. Усилия необходимы даже для того, чтобы превратить талант в обычный человеческий дар, а уж превратить талант в дар духовный – это целая наука.

Что такое талант? Как он связан со смыслом нашей жизни? Делятся ли люди изначально на избранников, «поцелованных» Богом, и на «серую толпу» или же по своей воле отвергают дар свыше? Может ли талант быть опасным для человека? Надо ли его развивать, и если надо – то для чего? Что означают слова «зарыть свой талант в землю» применительно к сегодняшнему человеку? Мешает ли талант молитве? Как человек может стать «соавтором» дьявола?

В наши дни подобные вопросы стоят особенно остро. В эпоху культа «успеха» понятие о даре Божьем нередко искажается и подменяется суррогатами, что может привести к нравственной катастрофе. На эти и многие другие темы в книге рассуждают такие известные авторы, как протоиерей Димитрий Смирнов, протоиерей Алексий Уминский, священник Владимир Соколов, игумен Пётр (Мещеринов). Интересен читателю будет и анализ демонических обольщений «сверхспособностями» в материале игумен N.

Настоящим открытием для читателей (и слушателей!) будет творчество воронежского священника Геннадия Заридзе, выпустившего 6 дисков песен под псевдонимом Странник. В нашем сборнике представлены его избранные песни с аккордами. А в качестве приложения к книге вышел диск с песнями о. Геннадия «Серебряный путь. Песни православного сердца».

Человека талантливого можно сравнить с получившим тяжёлую ношу, потому что понять, как превратить талант в дарование духовное (другими словами, понять, как именно можно послужить Богу), очень непросто. Обратить же талант на служение самому себе (или превратить дар в подарок), значит, зарыть его в землю.

Интересно, что в наше время нашли синоним слову талант – способности. Главным теперь считается, насколько человек способен реализовать себя в этом мире. В большинстве случаев человеку совершенно безразлично, будет ли полезен его талант и (или) какие последствия может иметь его воплощение. Более всего человеку важно утвердиться, продвинуться вперёд. И нередко мы становимся свидетелями того, как многие открытия, сделанные способными людьми, используются для каких-то подчас чудовищных целей.

Взять хотя бы проблему клонирования. Очевидно, что в основе этого научного прорыва – талант, способности многих специалистов различных областей знания. Но какова цель этого открытия? Посмотреть, что произойдёт, если мы всё же начнём клонировать людей? Но ведь об этом даже рассуждать смешно! Только почему-то рассуждают именно об этом больше, чем о чём-либо другом

Мы утверждаем, что все люди талантливы и всякий талант можно развить. Так как человеческая природа богоподобна и богообразна, она бесконечно талантлива. Авва Дорофей пишет, что человек устроен таким образом, что, приобретая добрый навык, он может достичь необычайных высот в любой области. Мы знаем о том, что Мария Египетская переходила по воде Иордан, и о том, что Серафим Саровский в молитве поднимался над землёй. Всё это – проявление именно природы человека, сотворённого по образу и подобию Божьему, и не более того.

Всё, что мы видим прекрасного в человеке, – это не достояние какого-то отдельного индивидуума, это – свойство человека как образа Божьего. Таланты Карузо и Родниной, Юрия Гагарина и преподобного Сергия Радонежского – это результат действия одних и тех же богоподобных свойств. Всё, благодаря чему прославились эти люди, заложено как возможность и в каждом из нас.

Чтобы убедиться в этом, вспомним, Но что означают слова: «в малом ты был верен, над многим тебя поставлю»? Они означают, что все дары, которые мы в этом мире принимаем от Бога, сколько бы их ни было, малы по сравнению с теми сокровищами, что ожидают верных в мире ином. Ибо написано: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор.2, 9). Самый малый труд ради любви Божией награждается от Бога щедрыми царскими дарами. За то малое, что претерпят верные в этой жизни из послушания Богу и за то малое, что они сделают, работая над своею душой, Бог увенчает их славой, какой никто из царей мира сего не знал и не имел.

Читать еще:  Почему не принято выбрасывать ключи. Ключевые приметы

Эта верность в малом, собственно говоря, и есть основа всякого таланта, основа всякого дара. Но это духовное движение всегда даётся с большим трудом. В основе всякого дара всегда лежит ремесло. У талантливогочеловека обычно сначала всё получается легко, но потом, когда он начинает чем-то серьёзно заниматься, наступает период, когда кажется, что совсем ничего не выходит, приходит состояние отчаяния. И тогда человеку требуется определённая доля мужества, чтобы пережить этот очень важный период с пользой для дела.

Часто приходится слышать: «У меня никаких талантов нет». Так обычно говорят неуверенные в себе люди, которые в какой-то момент не услышали своего призвания, не развили своей души, не потрудились над собой. Ведь человек, как мы уже говорили, может добиться практически всего, если приложит усердие и молитву. Весь вопрос в том, есть ли у него желание что-нибудь сделать, есть ли желание кем-нибудь стать.

У каждого человека есть нечто такое, что у него получается немного лучше, чем у кого-то другого. Что-то одно даётся ему легче, чем всё остальное. Только чтобы это почувствовать, необходимо бывает приобрести некое смиренное представление о самом себе. Понять, что талант вовсе не обязательно должен быть каким-то грандиозным, выдающимся или узнаваемым. Ведь талант – это всего-навсего инструмент, с помощью которого можно послужить Богу и ближним.

И в этом смысле важно не смотреть на чужие таланты, а постараться найти для себя ответ на вопрос: «Где тот талант, которым я могу послужить Богу и людям?» Очень важно понять, каково твоё собственное призвание и ответить на зов Божий: «Я, Господи». Потому что, когда человека призывает Господь, – это означает, что он будет поставлен на то место служения, где все его таланты осуществятся во всей полноте.

Человечество создано Богом как единый организм, как Тело Христово. Оно изначально соборно. Это означает, что все люди призваны дополнять друг друга. Именно об этом апостол Павел пишет, что каждый является членом Тела Христова (см., например, 1 Кор. 6, 15; 12; 12, 14, 18, 19, 20, 22, 25, 27). Господь создал первого человека Адама и жену Еву. Существование одного без другого не является полнотой, полнота – только в соединении. Всё человечество так устроено, что нам всем всегда будет необходимо друг в друге нуждаться, и в этом смысле Церковь как раз и есть образ идеального человечества, где все наконец-то начинают друг другу служить. В этом смысле призвание и есть осуществление того, к чему человек призывается как член Церкви. Восполнение же всего человечества в целом осуществится при всеобщем Воскресении из мертвых.

Но, кажется, мы не сказали о самом важном… А именно о том, что самый главный человеческий талант – это любовь. И ещё о том, что талант становится даром лишь тогда, когда действует любовь, потому что там, где любовь не действует, талант не будет приумножен.

Когда Господь призывает Своё творение к служению, самое главное, что должно осуществиться в человеке, в его богодействующем движении, это любовь, которая покрывает собою всё. У человека может быть масса дарований, но все они – ничего не стоят, если его сердце лишено любви. «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий, – говорит Апостол. – Если я имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви – то я ничто. И если я раздал все имение мое и отдал тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 1 – 3). Другими словами, всё это – ничто, если не любовь движет желанием приумножения талантов!

Источники:

http://bibleonline.ru/qa/138-talent-gift/
http://igpetr.org/o-talantah/
http://prihozhanin.msdm.ru/home/pochitat/o-spasenii/11-priumnozhat-talanty-ili-razvivat-sposobnosti.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector
×
×