Что обозначает меч. Меч – как символ Средневековья

Что обозначает меч. Меч – как символ Средневековья

Меч для эпохи Средневековья – это явно больше, чем простое оружие. Для Средневековья это, прежде всего, символ. Причем в таковом своем качестве он до сих пор используется в военном церемониале в различных армиях на земном шаре, и эту роль у него никакое другое оружие даже и не пытается оспорить. Скорее всего, так будет и в будущем, ведь недаром создатель «Звездных войн» Джордж Лукас оружием всемогущих джедаев сделал лучевой меч и объяснил это тем, что ему требовалось оружие, достойное рыцарей, которые были бы честными, а их помыслы – возвышенными, и которые сражались бы за мир во всей Галактике. Впрочем, в том, что он так решил, нет ничего удивительного. Ведь меч одновременно символизирует собой и крест, а крест не что иное, как символ христианской веры.

Рисунок Альбрехта Дюрера 1521 года, изображавший ирландских наемников в Нижних землях. Один из двух двуручных, показанных здесь мечей, имеет характерное только для ирландских мечей кольцевидное навершие.

Конечно, многим христианам XXI века от такого сравнения может стать не по себе, но явная склонность к войне и насилию встречается нам не только в Ветхом, но также и в Новом Завете, где от имени абсолютного миротворца Иисуса говорится буквально следующее: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч». (Матфей 10, 34)

О том, что означают эти слова, могут спорить теологи, но от слова «меч» в этой фразе никуда не уйти. Более того, уже в раннем Средневековье военный предводитель тем и отличался от простого воина, что обладал в качестве оружия мечом, тогда как те имели топоры и копья. Когда в среднем и позднем Средневековье мечами стали обладать и простые воины, меч превратился в символ христианского рыцарства.

Рыцарь обучался владеть с оружием с самого детства. В семилетнем возрасте он должен был покинуть родительский кров и переехать ко двору какого-нибудь дружественного сеньора-рыцаря, чтобы служить там пажом его даме и в таком вот качестве и проходить свое обучение. Обучаясь многочисленным навыкам слуги, паж одновременно учился и биться на деревянных мечах. В 13 лет он становился уже оруженосцем и мог принимать участие в боях. После этого проходило еще шесть-семь лет и обучение считалось законченным. Теперь оруженосец мог становиться рыцарем или же в качестве «благородного оруженосца» служить дальше. При этом различались оруженосец и рыцарь весьма незначительно: доспехи он имел такие же, как и рыцарь, но меч (так как он им не был торжественно опоясан!) носил не на поясе, он прикреплял к луке седла. Для того чтобы оруженосец стал рыцарем, его должны были посвятить и опоясать мечом. Вот только тогда он мог носить его на поясе.

Так что именно наличие меча, пусть даже хотя бы и у седла, являлось в Средние века наглядным отличием свободного человека, имеющего благородное происхождение, от простолюдина или того хуже – серва.

Ну и, разумеется, не случайно рыцарский меч, если посмотреть на него анфас, так походил на христианский крест. Дужки у крестовины загибать вниз стали лишь с XV века. А до этого дужки у крестовины были исключительно прямые, хотя особых функциональных причин для этого не наблюдалось. Недаром в Средние века крестовину у меча так и называли крестом (тогда как мусульманская сабля соответствовала изгибу полумесяца). То есть это оружие было сознательным образом приравнено к христианскому символу веры. Прежде чем вручить меч кандидату в рыцари, его держали в алтаре часовни, очищая таким образом от всякого зла, а сам меч передавался для вручения посвящаемому священником.

Ну, всем простолюдинами и крепостным обычно иметь мечи и носить их запрещалось. Правда, эта ситуация несколько изменилась в эпоху позднего Средневековья, когда свободные граждане свободных городов в числе других привилегий заполучили еще и право на ношение оружия. Меч теперь стал еще и отличием свободного гражданина. Но если рыцарь обучался владению мечом с детства, то… горожанин имел к этому возможность далеко не всегда, что привело в итоге к расцвету искусства фехтования на мечах.

Естественно, что статусность меча заключалась в целом ряде обстоятельств. Так, дошедшие до нас исторические документы говорят о том, что меч даже средний по качеству равнялся стоимости по меньшей мере четырех коров. Для аграрного крестьянского общества такая цена равнялась целому состоянию. Ну, а высококачественные мечи могли ведь стоить и больше. То есть если сравнивать меч с другими видами оружия, например, боевым топором, боевым цепом или алебардой, то он среди них был самым дорогостоящим. Кроме того, мечи нередко богато украшали, что дело их еще дороже. Так, например, известно, что у Карла Великого и рукоятка его меча, и перевязь к нему были изготовлены из золота и серебра. «Иногда он носил меч, украшенный драгоценными камнями, но такое бывало обычно только по особенно торжественным случаям или когда перед ним представали посольства других народов».

Впрочем, отделка меча в раннем Средневековье пышной никогда не была – поскольку меч был вещью функциональной, особенно если сравнивать их с оружием эпохи Ренессанса, чрезмерно перегруженного всевозможными украшениями. Даже королевские мечи, хотя они и имели позолоченные рукоятки, а их клинки имели гравировку, обычно представляли собой достаточно скромное и в целом практичное, очень хорошо сбалансированное оружие высокого качества. То есть короли этими мечами действительно могли сражаться.

Случалось, что и рыцари, и уж тем более короли владели сразу несколькими мечами. Так, у Карла Великого были специальные мечи чисто для представительства и менее украшенные для будничного употребления. В позднем Средневековье воины частенько имели один меч с рукояткой в одну руку и один длинный боевой меч в полторы руки. Уже рукописи IX века отмечают, что маркграф Эберхард фон Фриоль имел целых девять мечей, а некий англо-саксонский князь XI века так и вовсе обладал целой дюжиной мечей, которые по его завещанию после его кончины были разделены между всеми его сыновьями.

Кроме функции социального статуса меч являлся также знаком и административной власти. Например, в сборнике феодального права XIII века «Саксонское зерцало» есть изображение, на котором король получает меч мирской власти от Иисуса, тогда как папа награждается мечом духовной власти. И на церемонии посвящения в рыцари, и при коронации короля или императора меч вместе с короной и скипетром считался точно таким же символом верховной власти. Например, святого Маврикия – имперским мечом Священной Римской империи германской нации, германские короли опоясывались папой.

Читать еще:  Сонник к чему снится поленница дров. Снятся дрова: одним – радость, другим – неприятности

Когда король выходил из церкви, его меч перед ним выносил специальный меченосец, как знак его светской власти и могущества, причем острием вверх. Поэтому должность королевского меченосца на протяжении всей эпохи Средневековья почиталась как одна из наиболее почетных.

Уже в XIV веке городские бургомистры и судьи получали специальные церемониальные мечи, и они тоже в знак высокой власти их владельцев выносились перед ними. Обычно это были роскошно отделанные мечи-бастарды или очень большие двуручные мечи. До нас дошел один такой меч – «должностной меч» города Дублина. Его позолоченная рукоятка имеет характерную граненую головку грушевидной формы и длинное перекрестие. При этом история этого меча известна совершенно точно: в 1396 году он был изготовлен для будущего короля Генриха IV. И, видимо, король им пользовался, поскольку на его клинке есть зазубрины и прочие характерные следы боевого использования.

Но были и совершенно особые мечи, получившие название «мечей правосудия». Естественно, что это не боевое и уж, конечно, не статусное оружие. Но «меч правосудия» имел очень важное значение, поскольку в Средние века обычное обезглавливание производилось топором, а вот таким мечом рубили головы представителям знати. Помимо демонстрации социальных различий тут была и вполне очевидная практическая причина: казнимый мечом испытывал меньше страданий. Но с XVI века в германских городах преступников из бюргерского сословия тоже стали все чаще обезглавливать мечом. Был создан и особый тип меча именно для палаческих надобностей. Считается, что один из первых таких мечей был сделан в Германии в 1640 году. Но большая часть сохранившихся мечей правосудия датируются XVII веком, причем в начале XIX века их уже перестали употреблять. Последний факт использования такого меча в Германии имел место в 1893 году: тогда с его помощью была обезглавлена женщина-отравительница.

Интересно (насколько такое вообще может быть интересно!) то, что казнь мечом требует использования совсем иной техники, нежели казнь топором. Там осужденному следует положить голову и плечи на плаху – сцена, очень наглядно показанная в замечательном советском кинофильме «Каин XVIII» (1963), – после чего палач топором с широким лезвием рубил сверху вниз, предварительно откинув или срезав длинные волосы жертвы. А вот когда голову рубили мечом, то приговоренному нужно было вставать на колени, а плахи не требовалось. Палач брал меч двумя руками, широко замахивался и с плеча наносил горизонтально рубящий удар, разом сносивший человеку с плеч голову.

В Англии почему-то «меч правосудия» так и не прижился, и там людей обезглавливали обычным топором. Но все-таки были казни, пусть и немногие, которые выполнялись мечом, что было наглядным свидетельством значимости и события, и инструмента, и того умения, которое для этого требовалось. Когда, например, король Генрих VIII в 1536 году задумал предать казни свою вторую жену Анну Болейн, то… ей отрубили голову именно мечом. Специально для этого вызвали палача из Сен-Омера под Кале. Он-то и обезглавил Анну Болейн всего лишь одним мастерским ударом.

О том, как важен был специалист для обеспечения безболезненности смерти казнимого, наглядно показывает случай, имевший место во Франции в 1626 году: тогда в роли палача выступал неопытный доброволец. Так вот ему понадобилось целых 29 (!) раз ударить мечом, чтобы отрубить голову графу де Шале. И напротив, в 1601 году уже профессиональный палач всего одним ударом сумел обезглавить сразу двух осужденных, связав их спина к спине.

«Мечи правосудия», как правило, имели двуручные рукояти и простые и прямые дужки крестовины. Острие им не требовалось, поэтому оно у них отсутствует. Так что клинок похож на отвертку. Обычно клинки мечей правосудия очень широкие (от 6 до 7 сантиметров), а их общая длина более всего соответствует мечу-бастарду. Весят такие мечи от 1,7 до 2,3 килограммов, имеют длину 900-1200 мм. То есть это нечто среднее между мечом-бастардом и обычным тяжелым двуручным мечом.

На клинках нередко изображались символы правосудия и разного рода поучительные изречения типа: «Бойся Бога и люби право, и будет ангел твоим слугой». Один из мечей правосудия работы золингенского мастера Йоханнеса Бойгеля, сделанный им в 1576 году, на плоскостях клинка имеет следующую стихотворную надпись:

«Если будешь добродетельно жить.
Мечу правосудия твоей головы не рубить».
«Когда этот меч я поднимаю,
То бедному грешнику вечной жизни желаю!»

Что обозначает меч. Меч – как символ Средневековья

Наш телефон:
8 495 973-11-63

Меч символизирует силу, власть, достоинство, лидерство, высшую справедливость, свет, мужество, бдительность. На метафизическом уровне он олицетворяет всепроникающий разум, силу интеллекта, проницательность.

Обоюдоострый меч — важный образ божественной мудрости и правды. В Откровении Иоанна меч исходит из уст Христа как символ непобедимой небесной истины. В буддизме меч воспринимается как оружие мудрости, отсекающее невежество. Вишну часто изображали с огненным мечом познания в руках.

Во многих мифологиях меч имеет амбивалентное значение, в котором, в основном, противопоставляется жизнь и смерть. Меч разделяет и отделяет — душу от тела, небо от земли. В некоторых традициях меч служит мостом в другой мир (например, мост Чинват в Древнем Иране).

И в то же время состоящий из лезвия и рукояти, меч является символом соединения, союза, особенно если принимает форму креста. Пожалованием меча сопровождалось принятие в рыцарское братство; положив руку на меч, произносили клятвы, обусловливавшие жизнь или, в случае их нарушения, смерть. Культ меча особенно заметен в японской традиции и у рыцарей Средневековья .

Меч известен как символ жизненной силы и атрибут бога войны. Меч может отождествляться с молнией богов-громовержцев (священный меч Сусаноо, сверкающий меч Яхве, меч-молния Индры, пламенеющий меч Вишну).

Меч облечен магической властью отражать силы тьмы. Часто огромный, изготовленный из небесного огня, он служит оружием богов Солнца и культурных героев, которые с его помощью сражаются с чудовищами (Мардук, разрубающий Тиамат; архангел Михаил, мечом повергающий Люцифера). Меч часто защищает девственницу от хтонического чудовища (Персей и Андромеда, святой Георгий).

При изготовлении этого грозного оружия использовались тайные знания и навыки, благодаря чему мечи наделялись сверхъестественными свойствами. Отсюда и многочисленные легенды о волшебных мечах, таких, как Экскалибур — меч короля Артура.

Меч западного типа, с его прямым лезвием, благодаря своей форме служит мужским, солнечным символом. Восточный меч, будучи изогнутым, представляет собой женское, лунное начало.

Читать еще:  Во сне ловить большую рыбу на удочку. Сонник ловлю рыбу удочкой

В индуизме Калки — предсказанное будущее воплощение Вишну — изображается на белом коне, держащими обычные эмблемы Вишну и оружие, подобное мечу. Калки будет рожден в конце Калиюги, нынешней темной эпохи, и возвестит начало новой юги. В ведической традиции меч символизирует молнию.

В буддизме меч воспринимается как оружие мудрости, символ просветления. «Подобно тому, как меч рассекает узлы, так и разум достигает самых укромных уголков буддийской мысли». Манджушри, один из трех главных бодхисаттв в буддийской мифологии, изображается держащим в поднятой правой руке пылающий меч и в левой руке книгу.

У даосов меч символизирует проникающее в суть явления озарение, победу над невежеством.

У японцев меч — это мужество, сила. Наряду с жемчужиной и зеркалом, священный меч, подаренный Сусаноо богине Аматэрасу, принадлежит к Трем Великим Сокровищам Императора. Бог бури Сусаноо добыл его в сражении с восьмиголовым драконом.

В скандинавской мифологии упоминается меч Фрейра, который сражался сам по себе, и меч Хеймдалля, стража у моста-радуги Биврест.

По древнегреческому преданию, сиракузский тиран Дионисий Старший предложил своему фавориту Дамоклу, считавшему его счастливейшим из смертных, на один день свой престол. Дамокл внезапно во время пира увидел над своей головой меч, висевший на конском волосе, и понял призрачность благополучия, постоянно присутствующую опасность при кажущемся процветании. «Дамоклов меч» — образное выражение, означающее постоянно угрожающую опасность при видимом благополучии.

В христианстве меч олицетворяет страсти Господни, мученичество. Он является оружием архангела Михаила, а также используется в качестве атрибута многих святых. С помощью меча отсекается все недостойное и бесплодное, «всякое дерево, не приносящее доброго плода». Библейские херувимы с огненными мечами охраняют врата рая. Меч при этом символизирует начало высшей справедливости.

У мусульман меч символизирует священную войну против неверных, а также войну человека против его собственного зла.

У алхимиков волнистые, напоминающие язык пламени, обоюдоострые мечи символизируют очищающий огонь, который, подобно духу, убивает и воскрешает к жизни.

***
Подобен сверканью моей души блеск моего клинка:
Разящий, он в битве незаменим, он- радость для смельчака.
Как струи воды в полыханье огня, отливы его ярки,
И как талисманов старинных резьба, прожилки его тонки.

А если захочешь ты распознать его настоящий цвет,
Волна переливов обманет глаза, как будто смеясь в ответ.

Он тонок и длинен, изящен и строг, он — радость моих очей,
Он светится радугой, он блестит, струящийся как ручей.

В воде закалились его края и стали алмазно тверды,
Но стойкой была середина меча — воздерживалась от воды.

Ремень, что его с той поры носил,- истерся — пора чинить,
Но древний клинок сумел и боях молодость сохранить.

Так быстро он рубит, что не запятнать его закаленную гладь,
Как не запятнать и чести того, кто станет его обнажать.

О ты, вкруг меня разгоняющий тьму, опора моя вбою,
Услада моя, мой весенний сад, — тебе я хвалу пою.

Меч
Отрывок

1
Меч создал справедливость.

2
Насильем скованный,
Отточенный для мщенья, —
Он вместе с кровью напитался духом
Святых и праведников,
Им усекновенных.
И стала рукоять его ковчегом
Для их мощей.
(Эфес поднять до губ —
Доныне жест военного салюта.)
И в этом меч сподобился кресту –
Позорному столбу, который стал
Священнейшим из символов любви.

3
На справедливой стали проступили
Слова молитв и заповеди долга;
«Марии — Деве милосердной — Слава».
«Не обнажай меня без нужды,
Не вкладывай в ножны без чести».
«In te, o Domine, speravi!» –
Восклицают средневековые клинки.
Меч сосвященствовал во время Литургии,
Меч нарекался в таинстве крещенья.
Их имена «Огклер» и «Дюрандаль»
Сверкают, как удар.
И в описях оружья
К иным прибавлено рукой писца:
«Он — фея».

4
Так из грабителя больших дорог
Меч создал рыцаря
И оковал железом
Его лицо и плоть его; а дух
Провел сквозь пламя посвященья,
Запечатляя в зрящем сердце меч,
Пылающий в деснице Серафима:
Символ земной любви,
Карающей и мстящей,
Мир рассекающий на «да» и «нет»,
На зло и на добро.
«Si! Si!- No! No! —
Как утверждает Сидов меч «Тисона».

Удел клинка

Оружье предка, позабыла сталь
Бои с их голубым Монтевидео
В надежном окружении Орибе,
Великими Полками, долгожданной
И легкою победой при Касерос,
Запутанным, как время, Парагваем,
Свинцом двух пуль, вошедших прямо в грудь,
Водой, порозовевшею от крови,
Отрядами повстанцев Энтре-Риос,
Комендатурой между трех границ,
Конем и пиками дремучих дебрей,
Сан-Карлосом, Хунином и концом.
Бог дал той стали блеск. Она незряча.
Бог дал ей героизм. Она мертва.
Спокойна, как трава, она не помнит
Мужской ладони, ратного огня,
Источенной годами рукояти
И меченного родиной клинка.
Простая вещь среди других вещей,
Задвинутых в музейную витрину,
Всего лишь символ, тень и силуэт –
Кривой, нещадный и забытый всеми
Не хуже, думаю, чем ты и я.

Копилка знаний

Свежее:

Выгонка дегтя

Обработка дегтярной воды

Пек. Отвердевшая смола

Навигация по записям

Меч как символ

Меч – это больше чем просто оружие, меч – это символ. Мощный символический характер меча проявляется до настоящего времени. Меч постоянно используется в качестве символа, и в военном церемониале различных армий земного шара меч продолжает играть большую роль. С одной стороны, меч представлял собой, по крайней мере в средние века, мировоззренческий символ. Не случайно, что рыцарский меч в профиль похож на христианский крест. Загнутые вниз дужки крестовины стали встречаться только с XV века. До этого мы встречаем исключительно прямые дужки крестовины, для чего нет никаких функциональных причин.

Более четырех столетий у меча была почти всегда форма креста – фактически в средние века крестовину меча называли просто крестом (в отличие от нее исламская сабля соответствует изгибу полумесяца). Таким образом, оружие было сознательно приравнено к христианскому идеалу рыцарства. Так, кандидату в рыцари при посвящении часто вручали освященный священником меч. Другая мировоззренческая символика разъясняется стихотворением XIII века «Орден кавалеров»: не только профиль, но и оба лезвия имеют особое значение. Одно лезвие должно было защищать слабых от сильных, а второе – бедных от богатых.

Возможно, многим христианам XXI века от приравнивания меча к кресту станет не по себе, но двум местам из Библии (Исаия 2 ,4 и Михей 4,3), которые так охотно цитирует современная церковь, проти вопоставлены два других места: «Приготовьтесь к войне, возбудите храбрых; пусть выступят, поднимутся все ратоборцы. Перекуйте орала ваши на мечи и серпы ваши – на копья; слабы й пусть говорит: “я силен”. (Иоиль 3, 9-10). И такая склонность к насилию и войне имеется не только в Ветхом, но и в Новом Завете. Так, от имени считающегося в целом абсолютно мирным Иисуса, например, говорится : «Не думайте, что Я пришел принести м ир на землю; не мир пришел Я принести, но меч». (Матфей 10, 34)

Читать еще:  К чему снится священник который меня искал. К чему снится священник: толкование сна по различным сонникам

Наверное, важнейшим аспектом средневекового меча была его функция государственного символа. Уже в ранее Средневековье предводитель отличался от простого воина тем, что он обладал мечом. В среднем и позднем Средневековье мечи появились и у простых воинов, а меч стал просто символом рыцарства. Рыцарь учился обращению с оружием с детства. В семилетнем возрасте он покидал родительский дом и переезжал ко двору дружественного рыцаря, чтобы там в качестве пажа проходить обучение. Наряду с многочисленными другими навыками, паж учился обращаться с деревянным мечом. В 13 лет паж становился оруженосцем и уже мог участвовать в боях. Через шесть- семь лет обучение заканчивалось. Теперь оруженосец мог сам стать рыцарем или как «Благородный оруженосец» продолжать службу дальше. Различие между оруженосцем и рыцарем было не слишком большим: «В бою он носил то же вооружение, что и рыцарь, лишь свой меч он не мог носить на поясе, он крепил его к луке седла». (Schlunk 1 Giersch. S . 21). Чтобы оруже носцу стать рыцарем, он должен был пройти посвящение в рыцари .

«Новый » профиль клинка: меч позднего Средневековья сильным кол ющим ударом загонялся в стык лат.

Для высшей знати проводилась еще церемония ведения меча. И только после этого нового рыцаря торжественно опоясывали мечом. Таким образом, обладание мечом отличало свободного человека благородного происхождения, меч, который носили на поясе, выделял самого рыцаря . В соответствии с этим простолюдинам, крепостным было обычно запрещено иметь мечи и соответственно носить их. Эта ситуация изменилась в позднем Средневековье, когда граждане свободных городов получ или привилегии. Теперь меч стал и отличительным признаком свободного гражданина. Такая ситуация привела, как мы увидим позже, и к расцвету искусства фехтования на мечах. Таким образом, с самого начала меч был символом статуса – принадлежности к высшему классу. Это выражалось и самим мечом.

Многочисленные исторические документы подтверждают, что даже средний меч стоил столько же, сколько четыре коровы. В аграрном обществе это было целое состояние. Действительно великолепные мечи свободно могли стоить во много раз больше. По сравнению с другим оружием, например топором, боевым молотом, алебардой, меч был ужасно дорогим предметом. Наряду с кузнечным искусством, которое было необходимо, чтобы изготовить хорошие мечи, их часто очень богато украшали. Так, в Vita Karoli Magпi мы слышим, что Карл Великий «всегда носил меч н.а боку, рукоятка меча и перевязь были из золота и серебра. Иногда он носил меч, украшенный драгоценными камнями, н.о такое бывало обычно только по особенно т оржест венным случаям или когда перед ним представали посольства других народов».

Чем выше ранг, тем соответственно роскошнее был меч. Тем не менее средневековые мечи не идут в сравнение с оружием Ренессанса, абсолютно перегруженным украшениями. Обращает на себя внимание, что и королевские мечи, несмотря на позолоченные рукоятки и гравировки, часто представляли собой относительно скромное и практичное, хорошо балансированное оружие высшего качества (можно сравнить при этом представленные позже мечи Св. Маврикия и Эдуарда III). Не только короли, но и рыцари, в зависимости от их состояния, часто владели несколькими мечами. Как можно увидеть на примере Карла Великого, было принято отличать особые мечи для представительских целей и для «повседневных». В позднем Средневековье воины часто имели один одноручный меч и один двуручный длинный соответственно боевой меч. Рукописи IX века сообщают, что у маркграфа Эберхарда фон Фриоля было девять мечей, а один англо- саксонский князь XI века указывал в своей собственности даже двенадцать мечей, которые после его смерти были разделены между его сыновьями. Кроме функции статусиого символа меч был знаком административной власти. Это начиналось уже «на самом верху».

Известно изображение из сборника феодального права XIII века «Саксонское зерцало», на котором Иисус вручает королю меч мирской власти, а папе – меч духовной власти. Так же как и при посвящении в рыцари, при коронации императора или короля меч всегда играет роль, и с начала установления феодализма мечи, наряду с короной и скипетром, относятся к символам государственной власти. Так, мечом святого Маврикия – имперским мечом Священной Римской империи германской нации – «короли средних веков во время коронации опоясывались папой. То есть властитель получал его словно бы из рук апостолов (Петра и Павла) с задачей направлять это оружие (для борьбы со злом и во благо справедливости) (Петр 2, 14). При выходе из церкви его вперед выносил меченосец, указывая острием вверх, в знак светской власти и могущества. Меч должен. был напоминать властителю о том, что он защитник империи и церкви». (Schulze-Dorrlamm. S. 9).

городской меч Дублина

В соответствии с этим должность королевского меченосца в течение всех средних веков считалась одной из самых почетных. В XIV в еке было также принято представпять мечом гражданскую административную власть. Например, бургомистрам и судьям вручались специальные церемониальные мечи, которые в знак их власти выносились перед ними . В качестве таких мечей обычно использовались более или менее роскошные мечи – бастарды или двуручные мечи . Прекрасный пример такого «должностного меча» – городской меч Дублина. Здесь идет речь о классическом оружи и типа XV (подробно о типологии меча см. в следующей главе) . Позолоченная рукоятка бастарда имеет граненую головку грушевидной формы, длинную крестовину и металлическую гарду (ножны уже не оригинальные).

В отличие от многих других мечей история этого экземпляра точно известна: в 1396 году он был выкован для ставшего позднее королем Англии Генриха I V. А он, по-види мому, действительно дрался этим мечом, так как на клинке и меются типичные следы использования и зазубрины . С предоставлением Дублину в 1403 году прав города и привилегий Генрих IV подарил городу меч – как символ власти бургомистра . Он и сегодня применяется во время особых церемоний

По этой теме читайте на сайте :

Источники:

http://weaponscollection.com/2017/06/28/mech-kak-simvol-vremen-srednevekovya.html
http://www.newacropol.ru/Alexandria/symbols/sword/
http://kopilca.ru/mech-kak-simvol/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: