Умер протоиерей михаил правдолюбов. Ежемесячная газета «Мир Православия

Воспоминания протоиерея Владимира Правдолюбова.
Часть 1: Семья

Священнический род наш, Правдолюбовых, – древний: мы по линии отцовской не знаем мужчин-предков не-священников, за исключением одного псаломщика – это наш родоначальник чтец Симеон. Его сын Авдий – священник, закончил жизнь иеромонахом Антонием. Его сын, внук чтеца Симеона, Анатолий Авдеевич, – священномученик [2] . Его старшие дети: Владимир Анатольевич – мученик [3] , Сергей Анатольевич – исповедник [4] , Николай Анатольевич – священномученик [5] . Брат жены отца Анатолия – протоиерей Михаил Дмитрев [6] – тоже расстрелян в 37-м, прославлен как священномученик. Эпоха репрессий и последующая канонизация дала нашему семейству много прославленных святых.

Вот наш бывший настоятель архимандрит Иннокентий (Измер) то ли 13, то ли 17 лет провел в ссылке. Говорит: «Скольких архиереев я своими руками похоронил!» Сам он из Западной Белоруссии, окончил медицинский факультет Варшавского университета, и, видимо, это помогло ему пройти все ссылки, не умер он от истощения. В лагерях он был лекпомом – лекарским помощником, как и мой папа. Лекпомство очень помогало иногда.

Так что о многих только Бог ведает.

А священномученики и исповедники Правдолюбовы канонизованы благодаря нашей близости к блаженной Матроне Анемнясевской [7] . Когда встал вопрос о ее прославлении и из ФСБ взяли архивные документы, то оказалось, что она проходила по одному делу с попами Правдолюбовыми, поэтому вся эта группа и канонизована вместе.

Как все это происходило? Дяде Володе сказали: «Христос воскресе», а он ответил: «Воистину воскресе». Но посадили его не за это. За это только из Москвы выслали. Его посадили, как я уже сказал, за Матрону Анемнясевскую.

Дело в том, что мой дядя, отец Николай, служил здесь в Казанском монастыре, потом разрушенном. А там могила была, часовня внука последнего касимовского хана Арслана – Иакова. У Арслана был сын Сеид-Бурхан Арсланович, который в крещении стал Василием. А внук, стало быть, Яков Васильевич. Он в детстве получил исцеление пред Казанской иконой Божией Матери в Казанском монастыре и благотворил обители.

Отец Николай взял это дело на себя. А потом, когда Владимира из Москвы выслали и он приехал сюда, решили они всё воедино собрать и написать. И составили книжечку о царевиче Иакове, о старице Иустинии, которая привезла Казанскую икону к нам из Казани, об отшельнике Петре и блаженной Матроне, которая была тогда еще жива. Они к ней ездили, пытались узнать о ее жизни. Но она им и слова не дала промолвить: быстро-быстро стала говорить о том, что нужно быть твердым в испытаниях, не бояться идти за Христа на смерть… В общем, обоим им подготовку к мученической кончине дала. Предрекла.

Отец Александр прежде был профессором Московской духовной академии, светским человеком. Диссертация его вызвала полемику между Флоренским и Тареевым. После революции его приглашали в университет, а его старший брат, местный священник отец Сергий Туберовский, в то же время отказался служить: «При большевиках служить не буду». Профессор решил, что это неправильно. От места в университете отказался и поехал на место отца Сергия. Рукоположился. А в 1937 году его взяли и расстреляли.

Все они проходили по общему делу. Глава заговора против советской власти – Анатолий Правдолюбов. Его соучастники – Александр Туберовский, Николай Карасев, Константин Бажанов, Евгений Харьков – священники. С ними пострадали и некоторые миряне. Их в один день расстреляли. И прославили всех вместе. В святцах их имена вместе собраны [8] .

Матрону же отдельно и осудили, и канонизовали.

Есть еще одна мученица – Вера [9] . Она помогала отцу Николаю и Владимиру писать эту брошюру. Вера Николаевна Самсонова – учительница. Она учительствовала только до революции. Когда иконы вынесли из классов, Вера Самсонова отказалась быть учительницей и стала старостой церкви, в которой служил отец Николай, и во всем ему помогала. В 1935 году ее арестовали, а в 40-м, не доживши то ли нескольких дней, то ли нескольких часов до освобождения, она скончалась в тюрьме.

На это я вам скажу вот что: есть житие мученицы Перпетуи, у которой была рабыня Феликитата. Всех из их дома арестовали в дни гонений в Карфагене. Феликитата была беременной. Она рожала в тюрьме и кричала на всю тюрьму, потому что боль была страшная. И после этого тюремщик ей говорит: «Вот ты естественное дело – ребенка родила, и мучилась так страшно. А завтра тебя еще не так будут мучить. Что с тобой будет?» А она говорит: «Я отдала дань женскому естеству – то было наказание от Бога, которое нам, женщинам, дано. А завтра я буду мученицей Христовой, и верю, что Господь даст мне перенести мучения мужественно». Вот очень важный момент: сверх силы Бог не дает искушения. Если Бог позвал на подвиг, Он даст и силы, Он поддержит обязательно.

Читать еще:  Приснился обрыв. Обрыв: к чему снится сон

Надо сказать, что и наши арестованные очень чувствовали поддержку, Божию поддержку и людей тоже. Вот, например, очень тяжело было в Бутырках. Там и мучили их, страшные меры физического воздействия к ним применяли. И не только физического. Дело в том, что для отца Николая (это мой дядя и крестный) что-то организовали такое в соседней камере, что он слышал голоса своей жены и детей. И решил, что они тоже арестованы.

У него было повреждение: он участвовал в первой мировой войне и попал под газовую атаку, а в Бутырках получилось нечто вроде помрачения рассудка. И слава Богу, что они попали на Соловки вместе с папой. Папа как-то сумел его убедить, что его дети и жена на воле и живы.

А наших, получается, ссылка уберегла от расстрела в 37-м. Папа говорил: «Если бы нас арестовали не в 35-м, а в 37-м, мы бы не вернулись».

Вот дедушку Анатолия сразу расстреляли. Пришли за ним, а он хотел взять с собой глазные капли… «Старик, тебе капли не потребуются». Тетушка мне рассказывала, что перед тем, как его арестовали, очень серьезно воспалением легких заболела бабушка Клавдия, его супруга. И он со слезами на глазах молился о том, чтобы она выздоровела. День и ночь стоял в кабинете и молился. И она во сне увидела: над Окой как бы радуга, и женщина в сиянии стоит и смотрит на нее, и плачет, и рукой так махнула. Она решила, что это Божия Матерь ее оставляет жить, и очень горевала об этом. Потому что тут же она выздоровела, а его-то арестовали. И конечно расстреляли. Она прожила довольно долгую жизнь, и эта жизнь была наполнена многими-многими скорбями. Вроде бы ее хотели забрать, а он отмолил. Бабушка Клавдия умерла в 1948 году, папа в 50-м, а в 56-м – отец Феодор Дмитрев, брат бабушки и священномученика Михаила Дмитрева.

[1] Митрополит Симон (Новиков), бывший Рязанский и Касимовский, пребывавший на покое в Николо-Бабаевском монастыре, скончался 1 сентября 2006 г. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) скончался 5 февраля 2006 г.

[2] Память священномученика Анатолия (Правдолюбов; 1937) совершается 10 декабря (здесь и далее дни памяти указаны по юлианскому календарю).

[3] Память мученика Владимира (Правдолюбов; 1937) совершается 21 сентября.

[4] Память исповедника Сергия (Правдолюбов; 1950) совершается 5 декабря.

[5] Память священномученика Николая (Правдолюбов; 1941) совершается 31 июля.

[6] Память священномученика Михаила (Дмитрев; 1937) совершается 19 ноября.

[7] Память блаженной Матроны Анемнясевской ( 1936) совершается 16 июля.

[8] Память священномучеников Анатолия, Александра, Николая, Константина и Евгения ( 1937) совершается 10 декабря.

[9] Память мученицы Веры (Самсонова; 1940) совершается 1 июня.

[10] Память священномученика Аркадия (Остальский; 1937) совершается 16 декабря.

ПРАВДОЛЮБОВ НИКОЛАЙ АНАТОЛЬЕВИЧ

Родился 30 апреля 1892 года в семье протоиерея Анатолия Авдеевича Правдолюбова (+ 1937) в городе Касимове Рязанской губернии. Семья о. Анатолия была глубоко верующей, и будущий о. Николай получил православное воспитание.

После начального образования Николай поступил в Рязанскую духовную семинарию, которую окончил в 1913 году. Осенью по возвращении в Касимов он стал преподавать в церковно-приходской школе села Селищи у протоиерея Михаила Дмитриева (+ 1937), который приходился ему двоюродным братом.

В 1914 году началась война, и Николай Анатольевич был призван в армию, учился в военном Алексеевском училище и с 1916 года воевал на фронте с немцами в чине подпоручика. Во время одной из атак немцев он был отравлен газом. Последствия отравления сказывались на его здоровье всю жизнь: травма была такой, что половина лица даже пот не источала. В результате этого ранения он попал в госпиталь, где в 1917 году по состоянию здоровья был демобилизован из армии и вернулся в Касимов.

Читать еще:  Последние дни владимира соловьева. Выдающийся русский философ соловьев владимир сергеевич

В 1919 году Николай Анатольевич женился на Пелагии Ивановне. У них было пятеро детей: Татьяна, Николай (умер вскоре после рождения), Алексей, Елена, Николай.

В том же 1919 году Николай Анатольевич был мобилизован в ряды Красной Армии. Он был кадровым военным, а из царской армии его демобилизовали еще до переворота, и, видимо, новая власть, испытывая потребность в офицерах по образованию и воевавших, сочла возможным призвать на службу офицера старой армии. В новой армии к царскому офицеру отнеслись очень недоброжелательно. Известен такой случай: кто-то из однополчан крикнул: «Он — белый офицер! Топите его!» И будущего о. Николая стали топить. Только чудом он избежал гибели.

2 февраля 1922 года рукоположен в сан священника и назначен настоятелем храма Усекновения главы святого Иоанна Предтечи в селе Даневе Касимовского уезда Рязанской епархии, где до этого служил его отец, которому пришлось уехать из Данева, потому что Успенский храм в Касимове оказался под угрозой закрытия, ввиду якобы аварийного состояния и отсутствия священника. В Даневе о. Николай служил пять лет.

Это было тяжелое время. Дом и храм сгорели и были отстроены заново. О гонениях того времени свидетельствует запись священномученика Николая в «Летописи о церкви», составленная им во время его служения:

На утешение детям в Даневе был огромный яблочный сад, возрожденный и ухоженный священномучеником Анатолием. По рассказам дочери Татьяны, этот сад был большим подспорьем в те голодные годы.

В 1927 году храм был закрыт, и о. Николаю с семьей пришлось опять переехать в Касимов. Из-за угрозы закрытия и отсутствия священников его определили служить в Пятницкой церкви Казанского женского монастыря города Касимова.

Казанский монастырь тоже закрыли и разрушили, и о. Николай служил в Касимовской Никольской церкви вместе с о. Иаковым. Он был слепым, поэтому все требы приходилось исполнять о. Николаю. Это отнимало много времени, он очень уставал.

В те годы недалеко от Касимова в деревне Анемнясево жила блаженная Матрона. В 1933 году два брата, священномученик Николай и мученик Владимир Правдолюбовы, не побоялись составить жизнеописание почитаемой всеми страдалицы, предприняли путешествие в Анемнясево, чтобы лично встретиться с блаженной и собрать все необходимое в своей книге. Рукопись содержала также жития двух подвижников благочестия города Касимова: царевича Иакова, жившего в XVII веке, и Петра Отшельника, современника преподобного Серафима Саровского. Рукопись была снабжена фотоиллюстрациями и почти готова к печати. Для того, чтобы исправить все недостатки, рукопись давалась на прочтение не только родным, но и знакомым. Один из знакомых и отнес эту рукопись в НКВД.

После ареста о. Николая семья жила очень тяжело, на работу не брали. На дому стирали белье и рубашки, за что получали скромные средства, большим подспорьем были коза и походы в лес за грибами. У них был огород, но располагался на песчаном месте, поэтому, чтобы что-то уродилось, растения надо было обильно поливать. Вода находилась далеко, и приходилось ее таскать в ведрах на коромысле. От этого у дочери Елены сильно болела спина, что к старости привело к сгорбленности.

В 1940 году о. Николай освободился и вернулся в Касимов. По просьбе прихожан города Елатьмы он три месяца исполнял обязанности псаломщика в местной церкви. После смерти священника никто не решался начать служить и стать его преемником, зная наверняка, что будет вновь арестован и расстрелян. Но храм могли закрыть, и поэтому о. Николай, уступая просьбе прихожан, обратился за советом и благословением к своей матери. Мать, Клавдия Андреевна, долго молилась и все-таки благословила на служение (а значит и на смерть) своего сына.

Отец Николай перенес много скорбей от некоего Ушакова. Еще один «доброжелатель», Кимвалов, хотел устроиться на место псаломщика в храме, а о. Николай не желал давать ему это место, потому что этот человек имел непреодолимую тягу к спиртному. Тогда он сказал о. Николаю: «Я тебе устрою!» — и стал писать жалобы и доносы на настоятеля властям.

Читать еще:  М смысл жизни. Саморазвитие - в поисках смысла жизни или смысл жизни – саморазвитие

В январе 1941 года о. Николая вновь арестовали и препроводили в Рязань. Прокурор города Рязани отправил его обратно. Суд в Касимове был назначен на 17 мая, но потом отложен до 28 июня. Должна была состояться выездная сессия Рязанского суда, но началась война и прокурор не приехал. Местный касимовский прокурор Сатаров вынес суровый приговор по статье 58, часть 2. Что конкретно инкриминировалось, сейчас трудно восстановить.

Елена, дочь о. Николая, рассказывает:

“На суде против о. Николая свидетельствовала некая умалишенная женщина Маша-Курша [1]. И вот она на суде выступала, что-то говорила, обвиняла о. Николая, а он на все это судье ответил:

Отец Николай был отправлен в Рязанскую тюрьму. Много страдал после травм от газа и упавшего дерева.

Дочь Татьяна рассказывает:

13 августа 1941 года о. Николай был расстрелян в г. Рязани во дворе тюрьмы с нарушением обычных правил (в оправдание чего составлен специальный акт за подписями всех ответственных лиц)

24 июля 1959 года начальник отдела УКГБ при СМ СССР по Рязанской области П.Малиев не мог дать никакого ответа об отце Николае. Велел обратиться в областной суд. Там сказали и карандашом проставили на обороте прошения дату, свидетельствующую о том, что о. Николай был расстрелян 13 августа 1941 года.

Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2000 года священник Николай Анатольевич Правдолюбов причислен к лику новомучеников и исповедников Российских.

Молитвословия

Утеше́ния преподо́бных сподобля́яся,/ му́жески солове́цкия у́зы претерпе́л еси́,/ взира́я же на па́ству не иму́щую па́стыря,/ благослове́ние ма́тери прие́м, я́ко во́лю Бо́жию,/ на иере́йский по́двиг устреми́лся еси́/ и вско́ре сме́рти за Христа́ пре́дан бы́л еси́./ Священному́чениче о́тче на́ш Нико́лае,/ моли́ся о чту́щих ве́рно па́мять твою́,// да спасе́мся те́плым твои́м предста́тельством.

Использованные материалы

  • Газета “Мир Православия”, материал Сергея Михайловича Правдолюбова
    • http://www.baltwillinfo.com/mp10-04/mp-09.htm
  • БД ПСТГУ “Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века”
    • http://www.pstbi.ru/cgi-htm/db.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITcGZe. AnI

[1] умалишенной она стала после того, как лжесвидетельствовала против священноисповедника Сергия Анатольевича Правдолюбова в 1935 году; кажется, у нее был сын, которого она назвала «Сталин»

Протоиерей Михаил Правдолюбов

21 мая состоялось отпевание скоропостижно скончавшегося клирика нашего храма протоиерея Михаила Правдолюбова. Отпевание возглавил благочинный Воскресенского округа настоятель храма протоиерей Александр Дасаев, которому сослужило духовенство города Москвы: протоиерей Сергий Правдолюбов, протоиерей Валентин Султан, протоиерей Павел Куцов, протоиерей Сергий Князев, протоиерей Максим Кравченко, протоиерей Павел Дорофеев, протоиерей Василий Гелеван, священник Феодор Харитошкин, священник Сергий Богомолов, священник Георгий Узун, священник Андрей Силин, священник Михаил Володин, священник Игорь Балабанов, священник Вадим Письменный, священник Геннадий Орлов, священник Михаил Волков, священник Михаил Лихачев, священник Андрей Кривоногов, священник Георгий Арсенов, священник Василий Щур, протодиакон Владимир Лоб, диакон Димитрий Камозин, диакон Сергий Правдолюбов, диакон Иоанн Правдолюбов, диакон Владимир Правдолюбов и диакон Анатолий Правдолюбов. Перед началом отпевания отец Александр огласил соболезнования Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Управляющего Восточным викариатством епископа Орехово-Зуевского Пантелеимона. По 6 песни канона надгробное слово произнес старший брат почившего — протоиерей Сергий Правдолюбов. В прощании приняли участие: Первый викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси митрополит Истринский Арсений, Управляющий Восточным викариатством города Москвы епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, клирики города Москвы, родственники, близкие и прихожане храма.

Погребение протоиерея Михаила Правдолюбова состоялось на родине его предков в Рязанской земле.

Протоиерей Михаил Анатольевич Правдолюбов родился 18 июля 1953 года. В 1979 году окончил Московскую духовную семинарию, в 1986 г. — Московскую духовную академию. Кандидат богословия. Рукоположен в сан диакона 1 апреля 1979 года, в сан священника — 12 июля 1990 года. 6 июля 1990 года был назначен штатным клириком храма Воскресения Христова в Сокольниках. Он прослужил Церкви около сорока лет. Скончался 19 мая 2017 года.

Панорама храма

Интересное

© 2011-2014 ХВХС. Все права защищены. Запрещено использование материалов сайта без согласия его авторов и обратной ссылки.

Источники:

http://pravoslavie.ru/4729.html
http://drevo-info.ru/articles/14426.html
http://xbxc.ru/%D0%BE-%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%87%D0%B8%D0%BD%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B8%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%8F-%D0%BC%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB%D0%B0-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B4%D0%BE%D0%BB/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: