Анализ отрывка из эпического произведения. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении и сложном предложении с различными видами связи

Сложные предложения с разными видами связи. Разбор и пунктуационный анализ в русском языке.

В письменной речи достаточно часто представлены сложные предложения с разными видами связи:
сочинением и бессоюзием, с сочинением и подчинением; подчинением, бессоюзием и так далее.
Однако, как правило, один из видов связи (сочинение, бессоюзие) является ведущим, основным.

Поэтому при анализе и расстановке знаков препинания предложения мы советуем пользоваться такой последовательностью:

Нужно выделить грамматические основы предложений, после чего все простые предложения в составе сложного.
Разбить сложное предложение на пары простых, которые связанны друг с другом.
Установите средства связи между простыми предложениями в составе сложного.
На основании вертикальной схемы установите центральную связь в сложном предложении (сочинение, бессоюзие).

Постройте вертикальную схему сложного предложения, отражающую систему зависимостей простых предложений в составе сложного.
Укажите, какие простые предложения непосредственно связаны центральной связью и какие блоки образует каждое из этих простых предложений.
Установите отношения внутри каждого блока.
Постройте горизонтальную схему сложного предложения.
Расставьте знаки препинания на основании вертикальной и горизонтальной схем сложного предложения.

Образец разбора:

Больше всех понравилась Василию та девушка с которой его посадили она была такова какой должна была быть девушка из хорошей богатой семьи.

В этом предложении можно выделить 4 грамматические основы:
1) девушка понравилась;
2) посадили (односоставное неопределённо-личное предложение);
3) она была такова;
4) девушка должна была быть какой.
Значит, данное сложное предложение состоит из четырёх простых предложений:

1) Больше всех понравилась Василию та девушка;
2) с которой его посадили;
3) она была такова;
4) какой должна была быть девушка из хорошей богатой семьи.

Следовательно, сложное предложение разбивается на простые следующим образом:

Больше всех понравилась Василию та девушка /1 с которой его посадили /2 она была такова /3 какой должна была быть девушка из хорошей богатой семьи. /4.

Предложения 2 и 4 содержат подчинительные средства связи – союзные слова с которой, какой.
Предложения 1 и 3 не имеют сочинительных или подчинительных средств связи.

Сложное предложение можно разбить на следующие пары простых:

а) 1>2: Больше всех понравилась Василию та девушка /1, с которой его посадили /2 – это сложноподчинённое предложение.
В данном предложение 1 – главное, а предложение 2 – придаточное;

б) 3>4: она была такова /3, какой должна была быть девушка из хорошей богатой семьи /4 – это сложноподчинённое предложение, где предложение 3 – главное, а предложение 4 – придаточное;

в) 1:3: Больше всех понравилась Василию та девушка /1: она была такова /3 – это бессоюзное предложение, отношения причинные, между частями можно вставить союз потому что.

4. Вертикальная схема сложного предложения:
[существительное и указательное слово] 1 : [местоимение-сказуемое] 3
определение сказуемое
(с которой – союзное слово) 2 ( какой – союзное слово) 4

Значит, это сложное предложение с подчинением и бессоюзием.
На верхней строчке вертикальной схемы находятся предложения 1 и 3, которые связаны бессоюзной связью.
Следовательно, центральная связь бессоюзная.
Другими словами, это бессоюзное предложение с подчинением.

Центральная связь связывает предложения 1 и 3.
Каждое из этих предложений имеет при себе придаточные предложения.
Таким образом, внутри сложного предложения с центральной бессоюзной связью выделяются два блока:
Первый блок составляют предложения 1 и 2;
Второй блок – составляют предложения 3 и 4.

Читать еще:  Все что не получается все к лучшему. Что ни делается, все к лучшему

Первый блок (предложения 1 и 2) – это сложноподчинённое предложение, где первое – главное, второе – придаточное определительное, которое относится к подлежащему девушка, выраженному существительным; средства связи – союзное слово с которой и указательное слово та; придаточное стоит после главного.

Второй блок (предложения 3 и 4) – это сложноподчинённое предложение, где третье – главное, четвёртое – придаточное сказуемое, которое относится к местоимению-сказуемому такова;
средство связи – союзное слово какой;
придаточное предложение стоит после главного.

Горизонтальная схема предложения:

[существительное и указательное слово] 1, (с которой – союзное слово) 2: [местоимение-сказуемое] 3, (какой – союзное слово) 4.

Подведем итог.
В самом начале мы привели в пример предложение, в котором не было расставлено знаком препинания:

Больше всех понравилась Василию та девушка с которой его посадили она была такова какой должна была быть девушка из хорошей богатой семьи.

Мы провели полный анализ предложения, и пришли к выводу, а точнее доказали, что знаки препинания в предложении должны быть расставлены следующим образом:

Больше всех понравилась Василию та девушка, с которой его посадили: она была такова, какой должна была быть девушка из хорошей богатой семьи.

Теперь знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи расставлены правильно.

Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи

Сложное предложение с разными видами связи состоит из трех и более простых предложений, соединенных минимум двумя видами связи из трех возможных:

  • соединительная;
  • подчинительная;
  • бессоюзная.

Пример: «Пока мама спала, Ваня выбежал из дома, и теплая капля коснулась детской щеки». Это сложная конструкция, состоящая из трех простых предложений, объединенных подчинительной («пока мама спала») и соединительной связью («и теплая капля коснулась детской щеки).

Чтобы выбрать правильные знаки препинания в подобной ситуации, нужно определить, как связаны части такого предложения. Для каждого вида связи характерны свои особенности.

При наличии соединительной связи (части независимы, равнозначны)

  • Перед соединительными союзами ставится запятая:
  • «Николай взглянул украдкой на Марину, и подруга ласково улыбнулась».
  • Исключение. Перед союзами и, или, либо запятая опускается при наличии общего элемента (вводного словосочетания, сравнительного оборота, второстепенных членов, придаточного предложения):
  • «Внезапно вечером спряталось солнце и подул прохладный ветер».

При наличии подчинительной связи (конструкция выглядит как главное + придаточное предложения)

  • Придаточная часть сложноподчиненного предложения выделяется запятыми:
  • «Пока мать готовила обед, дети вышли на улицу».

Запятая не нужна:

  1. перед союзом находится частица «не»:
    • «Профессор решил спросить не кто подготовил доклад, а почему студенты напуганы»;
  2. перед словосочетаниями «во что бы то ни стало», «как ни в чем не бывало»:
    • «Девочка спала как ни в чем не бывало»;
  3. придаточная часть – одно союзное слово:
    • «Вера чувствовала, что Юрий придет, но не знала когда»;
  4. перед союзами написаны слова «то есть», «особенно», «в частности», «а именно»:
    • «Бабушка повеселела, особенно когда услышала о приезде внуков».

Внимание!

Между союзами «что хотя», «что если» не ставится запятая, если дальше пишутся союзы «то», «так»:

Читать еще:  Профессиональный гороскоп на сентябрь лев женщина. Симптомы медикаментозной аллергии

«Тетя Аня объяснила, что если завтра будет снег, то мы не пойдем на прогулку».

При наличии бессоюзной связи

Особенность таких конструкций – простые предложения связаны интонационно. В зависимости от смысла и интонации выбирается нужный знак препинания. Можно использовать хитрый прием – мысленно поставить какой-либо союз (союзное слово) между частями. Испробуем этот способ для конкретных знаков препинания.

Запятая ставится, когда части бессоюзного сложного предложения имеют значения перечисления, близкий смысл и не сильно распространены второстепенными членами:

  • «Ярко светит солнце, звонко поют птицы» (мысленно подставляется союз и).

Точка с запятой ставится, если простые предложения отдалены друг от друга по смыслу или значительно распространены:

  • «Звонкий ручеек бежит быстро и упрямо; величавые деревья отражаются в глади воды, словно в чистом зеркале».

Двоеточие ставится, если:

  1. вторая часть раскрывает смысл первой:
    • «Олегу было не по себе: голова кружилась и щеки горели огнем» (после двоеточия можно устно подставить слова «а именно»);
  2. в первой части имеются слова так, таков, такой, одно и т.п., конкретное содержание которых раскрывается далее:
    • «Ольга решила провести выходной так: сначала навестить мать, потом заехать в магазин, а потом закончить свою картину»;
  3. в первой части посредством глаголов видеть, смотреть, слышать, знать, чувствовать делается предупреждение, что далее последует изложение какого-либо факта или будет описание:
    • «Антон знал: сестра хочет что-то сказать» (можно вставить слово «что» после двоеточия);
  4. в состав бессоюзного сложного предложения включен прямой вопрос:
    • «Объясни коллективу только одно: как ты переборол страх?»;
  5. вторая часть предложения содержит основание или причину того, о чем говорится в первой (вставляются причинные союзы потому что, так как, поскольку):
    • «Стоит прийти в поликлинику пораньше: сегодня будет очередь» (проверяется вставкой слов «потому что»).

Тире ставится, если:

  • имеется внезапное присоединение, резкая смена событий: «Пролетел год, второй – вдруг Марии пришло письмо»;
  • простые предложения противопоставляются между собой: «Истинный друг поможет в беде – у фальшивого найдется отговорка»;
  • присутствует следствие, результат или вывод из того, что сказано в первой части: «Дверь захлопнулась – лезьте через окно»;
  • в первой части указано время совершения действия, о котором идет речь во второй: «Любят сердцем – человека не предают»;
  • в первом предложении говорится, при каком условии совершится действие, описанное во второй части: «Делать добро – быть отзывчивым человеком»;
  • вторая часть – сравнение с тем, о чем говорится в первой: «Искоса взглянет – водой обольет».

Пунктуация на стыке союзов

Бывают ситуации, когда рядом сталкиваются два союза: подчинительные («что если», «что когда», «что хотя») либо сочинительный и подчинительный («и когда», «и хотя», «но когда»). Эти столкновения возникают в двух случаях.

  1. Между предложениями, связанными соединительным союзом, появляется придаточное, которое зависит от второй основы:
    • «Дети кричали, и, как только вошел учитель, наступило молчание».
    • От второй основы сложносочиненного предложения («наступило молчание») ставится вопрос к придаточной части («когда?» − «как только вошел учитель»).
    • В таких случаях соединительный союз выделяется запятыми с двух сторон.
  2. Последовательное подчинение придаточных: второе придаточное зависит от первого, но находится перед ним:
    • «Павлу Георгиевичу сообщили, что, если коллектив не примет решение, придется провести сокращение кадров».
    • Последовательность подчинения: «Павлу Георгиевичу сообщили» о чем? – «Придется провести сокращение кадров»». При каком условии? «Если коллектив не примет решение».
    • Союз что относится ко второй придаточной, а значит выделяется запятыми.
Читать еще:  Юра значение имени характер и судьба. Имя Юрий (Юра)

Таким образом, в сложных предложениях с разными видами связи выбор пунктуационных знаков зависит непосредственно от вида связи. А если возникает стык двух союзов, то первый из них обособляется запятыми.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

Сложноподчиненное предложение – это вид сложного предложения, в котором главное предложение и придаточное (придаточные) связаны между собой подчинительной связью, то есть, придаточное или придаточные предложения отвечают на вопросы главного:

Я вышел на улицу сразу же (когда?), как только услышал вой сирен.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

Придаточное предложение в составе сложноподчиненного выделяется запятыми , если стоит внутри главного или одной запятой, если стоит перед или после главного предложения:

Как только рассвело, мы отправились в путь. Мы отправились в путь, как только рассвело. Мы, как только рассвело, сразу отправились в путь.

Иногда между главным и придаточным предложением ставится двоеточие. Это допустимо в тех случаях, когда в главном предложении есть особое предупреждение о том, что в придаточном предложении будет разъяснение. В таких случаях на месте двоеточия можно поставить слова “а именно”:

В комнате включился свет и она увидела то, что хотела: в углу, свернувшись клубочком, спал маленький мальчик.

Тире в сложноподчиненном предложении также ставится в редких случаях. это случается, когда есть необходимость подчеркнуть интонацией изъяснительный тип придаточного предложения (либо условный тип – при наличии частицы ли):

Хорошо, что я смогла приехать в гости, а вот хорошо ли, что уезжаю – кто знает.

Если для связи придаточного предложения с главным используются сложные подчинительные союзы “вместо того чтобы”, “для того чтобы”, “благодаря тому что”, “с тех пор как” и т.п., то запятая разделяет главное и придаточное предложение только один раз:

– перед союзом, если придаточное предложение находится после главного:

Он перестал нормально спать, после того как к нему однажды залезли воры.

– после придаточного предложения, если придаточное предложение находится после главного :

Вместо того чтобы готовиться к экзаменам, он ездил на речку и гулял во дворе.

Обратите внимание. Иногда некоторые из сложных союзов могут распадаться, и тогда одна часть входит в состав главного предложения, как относительное местоимение или наречие, а вторая возьмет функцию союза в придаточном предложении:

На улице луна светила так, что можно было читать книгу без фонарика.

Не разбиваются в русском языке союзы “словно как”, “тогда как”, “лишь когда” и “даже если”.

Конструкции типа “как ни в чем не бывало”, “во что бы то ни стало”, “что есть мочи”, “кто во что горазд” и другие не являются придаточными предложениями, поэтому не выделяются запятой (запятыми):

В деревне одевались кто во что горазд.

Если придаточное предложение выражено одним словом, то оно не отделяется запятой (запятыми):

Она расплакалась, но не хотела говорить почему.

Источники:

http://nashol.me/2012030463831/slojnie-predlojeniya-s-raznimi-vidami-svyazi-razbor-i-punktuacionnii-analiz-v-russkom-yazike.html
http://bingoschool.ru/manual/202/
http://www.calc.ru/Znaki-Prepinaniya-V-Slozhnopodchinennom-Predlozhenii.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: