Вхождение человека в мир культуры.

Образование как способ вхождения человека в мир культуры.

Образование – это не только культурный феномен, но и социальный институт, одна из социальных подструктур общества. Содержание образования отражает состояние общества, переход от одного его состояния к другому. В настоящее время – это переход от индустриального общества XX в. к постиндустриальному или информационному XXI в. Развитие и функционирование образования обусловлено всеми факторами и условиями существования общества: экономическими, политическими, социальными, культурными и другими. Вместе с тем цель образования – развитие человека, отвечающего требованиям того общества, в котором он живет, что находит свое отражение в связи образования и культуры.

Связь образования и культуры является наиболее тесной, уже самые ранние стадии становления института образования связаны с культом, ритуалом, так как культура требовала постоянного воспроизводства. Это не просто обуславливание, это сущностная взаимозависимость, что проявляется, в частности, в том, что одним из основных принципов существования и развития образования является “культуросообразность”. При этом образование рассматривается, прежде всего, как социальный институт с функцией культурного воспроизводства человека или воспроизводства культуры человека в обществе. Данный принцип пришел на смену выдвинутому Я.А. Коменским положению “природосообразности” обучения. Как полагал Я.А. Коменский, учиться можно легко, только “идя по стопам природы”, в соответствии с чем и были сформулированы основные постулаты обучения, отражающие принципиальные законы природы и человека как ее части.

Принцип “культуросообразности”, императивно сформулированный еще А. Дистервегом: “Обучай культуросообразно!”, означает обучение в контексте культуры, ориентацию образования на характер и ценности культуры, на освоение ее достижений и ее воспроизводство, на принятие социокультурных норм и включение человека в их дальнейшее развитие. Культура понимается как воспроизводящаяся при смене поколений система образцов поведения, сознания людей, а также предметов и явлений в жизни общества.

Продуктивным является понятие типа культуры (например, архаичной, современной) и положение, что само определение типа культуры может быть соотнесено с характером обучения, образования.

Известный этнограф М. Мид по этому основанию выделяет три типа культуры.

Постфигуративный тип культуры(примитивные общества, маленькие религиозные сообщества, анклавы и т.д.). Дети, прежде всего, учатся у своих предшественников и взрослые не могут вообразить себе никаких перемен и потому передают своим потомкам лишь чувство неизменной “преемственности жизни”, прожитое взрослыми – это “схема будущего для их детей”. Этот тип культуры, согласно М. Мид, тысячелетия характеризовал человеческие сообщества вплоть до начала цивилизации. Проявление этого типа культуры встречается и в наше время в диаспорах, анклавах, сектах; в традициях, национальных укладах.

Кофигуративный тип культуры предполагает, что и дети, и взрослые учатся у сверстников, более широко – у современников. Однако этот тип культуры включает в себя постфигуративную в смысле следования старшим в нормах, поведении и т.д. В чистом виде кофигуративная культура может проявляться в сообществе, которое остается без старших. На примере анализа жизни иммигрантов в США, Канаде, Австралии, Израиле М. Мид показывает, что новые условия жизни требуют новых методов воспитания. В этих условиях возникает ситуация объединения сверстников, идентификации со сверстником – ситуация, когда референтными, значимыми для подростка, являются не взрослые, не родители, а именно сверстники.

Префигуративный тип культуры, “где взрослые учатся также у своих детей”, отражает то время, в котором мы живем, отмечает М. Мид. Это культура, которую предвидят, это мир, который будет. Образование и должно подготовить детей к новому, сохраняя и преемствуя то ценное, что было в прошлом, ибо связь поколений есть история цивилизации.

Очевидно, что разные подходы к проблеме внутренней связи культуры (ее типов, парадигм, тенденций) и образования вскрывают накопившиеся в истории цивилизации противоречия между сложившимся “образовательным” стереотипом общественного сознания и накапливаемыми человечеством знаниями о ребенке, детстве и его мире. Современное образование и характеризуется поиском решения этого противоречия, раскрываемого в реализации функций образования.

Человека в мир науки и культуры

Латинский термин «культура» означает взращивание, совершенствование чего-либо. Соответственно, и применительно к человеку это взра­щивание, совершенствование, формирование его образа.

Читать еще:  Чарльз Сперджен: «Сердце, отданное Богу. Что происходит в душе человека

Принимая во внимание данную трактовку, культура выступает предпосылкой и результатом образования человека.

В процессе образования человек осваивает культурные ценности (историче­ское наследие искусства, архитектуры). Поскольку достижения познавательно­го характера представляют собой совокупность материального и духовного до­стояния человечества, постольку освоение исходных научных положений также является обретением культурных ценностей. Как известно, язык является спо­собом познания окружающего мира и средством коммуникации. Одновременно он выступает в качестве хранителя и выразителя духовной культуры, которая передается от поколения к поколению. Не случайно уровень культуры эпохи (и отдельного

(русской, европейской, американской, западной и восточной).

Таким образом, соотношение образования и культуры можно рассматривать в разных аспектах:

• в рамках культурологической парадигмы педагогической системы;

• через формирование поликультурного образования;

• описания и прогнозирования образа культурного и образованного человека конкретной исторической эпохи; через раскрытие специфики культурно-об­разовательной среды растущего человека;

• обобщения, сохранения и возрождения культурно-образовательных тради­ций народа, этноса, нации.

Так как содержание образования черпается и пополняется из наследия куль­туры и науки, а также из жизни и практики человека, то образование является социокультурным феноменом и выполняет следующие социокультурные функции.

1. Образование — это один из оптимальных и интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры.

2. Образование есть практика социализации человека и преемственности поко­лений.

3. Образование является механизмом формирования общественной и духовной жизни человека и отраслью массового духовного производства.

4. Образованиепроцесс трансляции культурно-оформленных образцов чело­веческой деятельности.

5. Образование способствует развитию региональных систем и сохранению на­циональных традиций.

6. Образование является тем социальным институтом, через который передают­ся и воплощаются базовые культурные ценности и цели развития общества.

7. Образование выступает в качестве активного ускорителя культурных пере­мен и преобразований в общественной жизни и в отдельном человеке.

185.94.188.243 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Освоение человеком культуры

Вхождение человека в мир культуры.Культура – это новая, сверхприродная реальность, сложившаяся в процессе совместной жизнедеятельности людей. Вхождение человека в культуру начинается с момента его рождения, поскольку жизнь ребенка протекает во многом не так, как жизнь детенышей животных. Он оказывается окруженным множеством искусственно созданных вещей; кормят и поят его тоже по-особому. Годовалого ребенка приучают к прямохождению, хотя от природы он приспособлен к перемещению на четырех конечностях. Однако существует надбиологическая потребность, состоящая в том, чтобы освободить руки для более важных дел, нежели простое передвижение. В дальнейшем это будут руки токарей или скрипачей, каменщиков или скульпторов – руки культурного человека.

У ребенка развиваются специфические человеческие органы речи, слуха, зрения. Они предназначены для языкового общения, чтения текстов и т.д. Ребенку прививаются определенные привычки, правила поведения, у него формируются различные качества, которые делают его культурным существом, приобщают его к культуре. Этот процесс совпадает, как вы уже знаете, с образованием личности. Образование представляет социально обусловленный процесс выявления природных задатков и возможностей человека. Им нужно придать новую направленность, развить их так, чтобы человек действительно стал носителем культуры. Для новорожденного культура является чем-то внешним. В процессе образования она становится внутренним качеством человека как личности. Процесс образования продолжается в течение всей нашей жизни. В каждом возрасте решаются свои особые задачи образования.

Направленность развития личности в процессе образования во многом зависит от типа культуры. Каждая культура имеет свои ценности, идеалы, способы жизни и действия. От того, каковы они, зависит усиление одних и ослабление других черт личности. Например, американская культура требует от личности энергичности, раскованности в общении, уверенности в себе. Эти качества необходимы для успешной социализации в пространстве американской культуры. Индийская культура, как свидетельствуют высшие образцы ее духовности, отстаивает иные ценности: созерцательное отношение к миру, пассивность, замкнутость и самоанализ. Конечно, на повседневном уровне она тоже ориентирована на жизненно-практические ценности.

Каждая культура определяет не только формы трудовой, хозяйственной деятельности человека, но и традиционные способы отдыха, получения разрядки. Так, итальянцы в новогоднюю ночь развлекаются, выбрасывая в окно хлам, скопившийся в доме за год. Но есть и много общего в культурах разных народов в отношении того, что считать достойным или же недостойным, что относится к подлинным жизненным ценностям, а что, наоборот, разрушает порядок в нашей жизни, лишает ее ценности и смысла. Так, у всех народов очень высоко ценится добросовестный труд, нравственная зрелость, вообще образованность человека.

Читать еще:  Что такое консервативная идеология. Консерватизм как политическая идеология

От самого человека, а не только от внешних условий жизни, зависит, станет ли он полноценным членом общества, разовьет ли он в себе лучшие качества, станет ли он человеком культуры или превратится в изгоя или разрушителя культурных ценностей. Но для этого надо вначале овладеть теми ценностями, которые выработала культура. Необходимо освоить ее сокровища, осознать силу ее традиций, ценностей и идеалов.

Семья как носитель культурных традиций и ценностей.Семейный уклад жизни воспроизводит традиции национальной культуры, приобщает к ним новые поколения людей.

В семье детям прививаются основные жизненные умения и навыки, необходимые в быту. Так, например, отец обучает сына забивать гвозди, мастерить, мать учит детей поддерживать чистоту в доме. От того, насколько данная практика развита, зависит не только будущее ребенка, но и развитие общества в целом. В семье же ребенок получает множество очень нужных для жизни практических знаний.

Материальная культура семьи – это не просто вещи и деньги, а установка на сохранение и разумное использование имущества семьи. Подлинно хозяйское обращение с имуществом ведет к росту материального благосостояния семьи. Приобщение детей к материальной культуре в семье помогает им подготовиться к правильному ведению самостоятельного хозяйства. В той семье, где заботятся о доме и правильно организуют быт, дети с ранних лет учатся дорожить результатами труда, в том числе и труда других людей, бережно относятся к общественному достоянию.

От семьи во многом зависит приобщение детей к ценностям традиционной физической культуры. Если, например, отец вместе с ребенком делает утреннюю зарядку, ходит с мальчиком в баню и на футбол, это способствует формированию здоровья и отдельного человека, и всей нации.

Очень важной частью духовной культуры семьи являются семейные предания. Это биографии предков, реальные и легендарные. На этих примерах осваиваются основные формы социального опыта. Например, у кочевых народов в древности члены семьи знали всех своих родственников до девятого колена. Это знание дети получали еще до того, как входили во взрослую жизнь. Биографии великих предков составляют семейный эпос, который во многом определяет образ мыслей и даже образ жизни членов семьи. Этот эпос формирует у членов семьи чувство сопричастности к своему роду и народу, дает пример поведения в жизни. Так, у дворян понятие о родовой чести, долге, преданности интересам Родины всегда было непосредственно связано с семейной традицией. Об этом очень хорошо сказал А.С. Пушкин:

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

Земля была б без них мертва.

В развитии духовной культуры семьи большое значение имеет профессиональный опыт родителей. Так, дети профессионалов, мастеров своего дела сами с большой долей вероятности тоже становятся профессионалами, добросовестными и инициативными тружениками. Эти дети часто создают то, что принято называть трудовыми династиями.

Таким образом, семья соединяет в себе проявления многих основных форм культуры. Она одновременно ведет хозяйственную и управленческую деятельность, поддерживает телесное здоровье своих членов и закладывает прочные основы их духовного развития, нравственного поведения через следование традициям.

Школа как феномен культуры.Школа – это учреждение, предназначенное для обучения и воспитания подрастающего поколения. Школа играет фундаментальную роль в современной культуре и, более широко, во всей жизнедеятельности общества, ибо она осуществляет подготовку детей к самостоятельной жизни.

Школа как специализированное учреждение образования возникает на том этапе исторического развития, когда усложнение общественной жизни, накопление нового и все более разнообразного опыта ведет к появлению письменности. Поскольку значимые для жизни общества сведения фиксируются в письменном виде, людей, которым предстоит пользоваться ими, нужно научить читать и писать, а также обучить арифметическим действиям. В письменном виде сохраняется не всякое знание, а только специально отобранное, и школа приобщает учеников к той части опыта, накопленного в культуре, которая признается особенной важной. Повседневные знания и опыт ученики обычно приобретают вне школы. Школа учит основам упорядоченных, научных знаний.

Читать еще:  Самые известные ведьмы в истории человечества. Самые известные ведьмы в истории

Школа – это специально организованная образовательная среда, которая включает учителей, учеников, определенные средства обучения и т.д. Данная среда является своеобразной моделью общества, в котором живет ученик и правила жизни которого он должен освоить. Всякая модель должна быть более простой, чем то, что она моделирует. В частности, школа не может учить всему, что общество признает важным – объем такого знания непомерно велик. Поэтому для изучения в школе отбираются лишь некоторые сведения, научные результаты и выводы, которые понятны ученикам и могут быть усвоены ими. Вместе с тем задача школы состоит в том, чтобы изучаемый материал привести к систематическому виду и показать с его помощью, как устроен окружающий нас мир, как взаимосвязаны составляющие его явления, процессы. Это означает, что школа призвана вооружить учеников современным мировоззрением.

Школа не только даст ученикам знание основных фактов и их связей, законов и закономерностей, но и вооружает их понятийным аппаратом, общим для разных наук, разных видов человеческой деятельности. Получая образование в школе, ученик обретает способность понимать хотя бы в общих чертах, чем занимаются различные специалисты, как работают различные учреждения, как протекают общественные процессы и т.д. Школа как модель общества, его культуры не просто копирует организацию общественной жизни, она отбирает самое лучшее в ней, защищая личность ученика от разлагающих влияний, негативных воздействий, которые могут исходить из социального окружения. Школа сохраняет и передает новым поколениям то лучшее из социального опыта, которое нужно сберечь и развить дальше. Призвание школы – содействовать прогрессу культуры общества, развитию культуры личности.

Наконец, еще одна важная функция школы состоит в том, чтобы способствовать установлению в обществе социального равенства. Школа создает для всех учащихся равные возможности приобретения знаний, овладения социальным опытом, приобщения к культуре. Это поможет им более успешно реализовать себя в самостоятельной жизни. Школа учит постоянно работать над собой, заниматься самообразованием, а это тоже очень важно в современной, столь динамичной жизни.

Некоторые выводы:

1. Процесс образования протекает в течение всей жизни человека и на каждом из ее этапов он имеет свои особенности. В целом образование – это способ вхождения человека в культуру, освоение ее ценностей и норм.

2. Семья – это хранитель культурной традиции; именно в ней начинается приобщение личности к культуре.

3. Ключевую роль в обеспечении преемственности культуры и передаче ее достижений новым поколениям людей играет школа. Она дает ученикам не только знания, но и опыт деятельности в качестве носителей культуры.

Вопросы и задания:

1. Что, на ваш взгляд, входит в материальную и духовную культуру семьи?

2. В чем вы видите значение семейного предания в развитии культуры?

3. Д.И. Менделеев писал: «Школа составляет громадную силу, определяющую быт и судьбу народов и государства, смотря по основным предметам и по принципам, вложенным в систему школьного образования». Согласны ли вы с этим высказыванием?

4. Какова, на ваш взгляд, взаимосвязь экономики и образования? Образования и политики? Образования и нравственности?

5. К. Симонов писал: «Образованный человек тем и отличается от необразованного, что продолжает считать свое образование незаконченным». Прокомментируйте данное утверждение.

6. Римский философ Сенека писал: “Конец пришел добрым нравам! Торже­ствует бесстыдство в одежде! Мертвы добродетель и приличие! Человечество становится все хуже! Так говорили во времена наших отцов, так говорим мы сегодня, и то же станут повторять завтра наши дети”.

Что в словах древнеримского философа звучит актуально и в наши дни? С чем мы можем не согласиться? Поясните, почему?

Источники:

http://helpiks.org/2-114257.html
http://studopedia.ru/5_38051_cheloveka-v-mir-nauki-i-kulturi.html
http://mylektsii.ru/1-1902.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: