Церковь десятого февраля вспоминает ефрема сирина, иеродиакона. Православные и Церковные праздники в феврале
Какой церковный праздник сегодня, 17 января, отмечают православные христиане
На семнадцатое января приходятся сразу четыре церковных праздника, почитаемых православными христианами. Мы стараемся сообщать читателям о каждом значимом событии. На наших страницах вы узнаете не только о торжествах, но также об их истории, обрядах и приметах, связанных с праздником.
Церковные православные праздники 17 января
Святки
Одиннадцатый день Святок. Праздники от Рождества до Крещения называют Сплошной седмицей. Христиане восточного обряда отмечают праздники в течение многих веков подряд.
В христианской церкви есть особенный праздник, который принято отмечать с Рождественского Сочельника до Крещения Господня. Таким образом, период торжества длится с 7 по 19 января. В течение Святок выделяются три важных праздника. Первым из них является Сочельник, отмечаемый 6 января. Вторым – Рождество, которое особенно почитается верующими, и приходится на 7 января. Завершающим цикл праздником является Крещение Господне, отмечаемое 19 января. В течение двух святочных недель принято отдыхать от тяжелой работы и веселиться в разной форме. Так как церковный праздник длится более суток, его назвали в множественном числе (Святки).
Об истоках традиций
Традиция празднования начинается в глубокой древности. Известно о том, что еще во времена известного христианского богослова Ефрема Сирина, который умер в 373 году нашей эры, были первые упоминания о Святках. Информацию подтверждает и церковный устав, написанный Саввой Освященным, умершим в 532 году. С 567 года нашей эры и вплоть до сегодняшнего дня череду дней между торжеством Богоявления и Рождеством Христовым считали праздничной.
Святителя Евстафия I, архиепископа Сербского
В христианской церкви вспоминают о благих делах архиепископа Сербского Евстафия Первого, который жил в XIII столетии нашей эры.
Святитель Евстафий был архиепископом Сербии. Он правил во второй половине XIII столетий во времена, когда там был монархом Стефан Урош, живший с 1262 по 1320 годы. Родился он в Будимильской области. Родители святителя были благочестивыми, поэтому имели возможность обеспечить ребенку хорошее духовное воспитание. С ранних лет все замечали одаренность Евстафия, поэтому было решено отдать его на обучение книжным премудростям. Особенный интерес он испытывал к Священному Писанию, поэтому регулярно совершенствовался в благочестии.
С окончанием обучения юноша принял решение уйти в монастырь, чтобы там постричься в монахи. Обитель Архангела Михаила располагалась в Зетской области, в Черногории. Здесь он жил в строгом обете, поэтому среди в христианском мире быстро стал известен, как великий подвижник. Затем он отправился в священный путь в Иерусалим, чтобы поклониться святому Гробу Господню. По пути к священному месту для всех христиан он погостил на Святой Горе Афон. Вдохновленный радушным приемом, он решил поселиться в Хилендарском монастыре. Преподобный Евстафий получил широкую известность и уважение среди христиан, ведь правильно обучал верующих. Вскоре его возвели в сан игумена.
Спустя несколько лет святитель получил новый вызов – его повысили до епископа Зетской епархии. Это вынудило его вернуться на родные земли. Благодаря большому духовному опыту и монашеской практике его быстро полюбили христиане на родине. Довольно быстро ему подарили сан архиепископа сербского, преемника святого Саввы. В течение следующих семи лет Евстафий стоял во главе Сербской церкви и умер в 1285 году. Его похоронили в монастыре Жидоча, а спустя какое-то время тело святого перенесли в Пеши (или Печ). И сегодня останки Евстафия хранятся в соборе святых апостолов Петра и Павла.
Собор 70-ти Апостолов
В этот день вспоминают о семидесяти апостолах, которые были учениками Спасителя нашего Иисуса Христа.
Православная Церковь установила праздник, посвященный 70 апостолам Христа, чтобы заявить о равночестии учеников Спасителя. Таким образом, между христианами не должно быть разногласия в необходимости почитать святых. Каждый из них был избран Всевышним, чтобы распространять Евангелие в разных частях света. Кроме непосредственного празднования Собора святых апостолов, в течение 12 месяцев отмечаются и другие праздники, посвященные апостолам: [апостола Иакова, брата Господня] (23 октября), [Марка евангелиста] (25 апреля), [Луки, евангелиста] (18 октября), [Клеопы], брата [Иосифа Обручника], [Симеона], сына его (27 апреля), [Варнавы] (11 июня), [Иосии], или Иосифа, называемого Варсавою или Иустом (30 октября), [Фаддея] (21 августа), [Анании] (1 октября), Стефана, архидиакона (27 декабря), [Филиппа] из [7 диаконов] (II октября), [Прохора] из 7 диаконов (28 июля), [Никанора] из 7 диаконов (28 июля и 28 декабря), [Тимона] из 7 диаконов (28 июля и 30 декабря), [Пармена] из 7 диаконов (28 июня), [Тимофея] (22 января), [Тита] (25 августа), [Филимона] (22 ноября и 19 февраля), [Онисима] (15 февраля), [Епафраса] и [Архиппа] (22 ноября и 19 февраля), [Силы], [Силуана], [Крискента], или Криска (30 июля), [Криспа] и [Епенета] (30 июля), [Андроника] (17 мая и 30 июля), [Стахия], [Амплия], [Урвана], [Наркисса], [Апеллия] (31 октября), [Аристовула] (31 октября и 16 марта), [Иродиона], или Родиона (8 апреля и 10 ноября). [Агава], [Руфа], [Асинкрита], [Флегонта] (8 апреля), [Ерма] (5 ноября и 31 мая), [Патрова] (5 ноября), [Ермия] (8 апреля), [Лина], [Гаия], [Филолога] (5 ноября), [Лукия] (10 сентября), [Иасона] (28 апреля), [Сосипатра] (28 апреля и 10 ноября), [Олимпа] или Олимпана (10 ноября), [Тертия] (30 октября и 10 ноября), [Ераста], [Куарта] (10 ноября), [Евода] (7 сентября), [Онисифора] (7 сентября и 8 декабря), [Климента] (25 ноября), [Сосфена] (8 декабря), [Аполлоса] (10 сентября и 8 декабря), [Тихика], [Епафродита] (8 декабря), [Карпа] (26 мая), [Кодрата] (21 сентября), [Марка], он же Иоанн, [Зины] (27 сентября), [Аристарха] (15 апреля и 27 сентября), [Пуда], [Трофима] (15 апреля). [Марка], племянника [Варнавы], [Артема] (30 октября), [Акилы] (14 июля), [Фортуната], [Ахаика] (4 января).
Когда Святой Дух спустился с Небес, апостолы начали проповедование Слова Божьего в разных странах мира. Некоторые из них последовали за каждым из двенадцати основных апостолов. Так, вместе были евангелисты Марк и Лука, Тимофей, сопровождавший апостола Павла, а также святой Прохор, который помогал в благих делах Иоанну Богослову. Некоторые из святых пострадали за Христа, тогда как другие вовсе приняли мученическую смерть, не отказываясь от веры в Бога.
К числу семидесяти апостолов со временем были причислены еще два. Одним из них был святой апостол Кифа, увидевший Господа после Воскресения. Также чтят Симеона, которого называют Нигером. Каждого из них уважали в Церкви, ведь святые распространяли среди народа апостольскую проповедь. Основной заслугой каждого из 70-ти апостолов называют их мудрые учения. Они научили остальных уважать Единую и Нераздельную Троицу. В IX столетии Иосиф Песнописец подарил Православной Церкви канон, посвященный дню Собора семидесяти Христовых апостолов.
Преподобного Феоктиста
Святой Феоктист был игуменом монастыря, расположенного на итальянском острове Сицилия. Он жил в городе Кукума в VIII столетии нашей эры.
Преподобный Феоктист является основателем сицилийской обители, построенной в городе Кукума. Он был избран игуменом монастыря, где проживали греческие монахи. Иноки из Греции сбежали сюда, будучи гонимыми иконоборцами. Умер преподобный в 800 году нашей эры.
Православная Жизнь
Main menu
Вы здесь
10 февраля Церковь вспоминает преподобного Ефрема Сирина
Преподобный Ефрем Сирин [1] , учитель покаяния, родился в начале IV века (год его рождения точно неизвестен) в городе Низибии (Месопотамии) в христианской семье бедных земледельцев. Родители воспитали сына в благочестии.
Преподобный Ефрем Сирин
Но, отличаясь с детства вспыльчивым, раздражительным характером, он в юности часто ссорился, совершал необдуманные поступки, даже сомневался в Промысле Божием, пока не получил от Господа вразумление, направившее его на путь покаяния и спасения. Однажды его несправедливо обвинили в краже овец и посадили в темницу. В ней он услышал во сне голос, призывавший его к покаянию и исправлению жизни. Он был оправдан и освобожден.
В Ефреме пробудилось глубокое покаяние. Юноша удалился в окрестные горы и стал отшельником. Такой род христианского подвижничества был введен в Низибии учеником преподобного Антония Великого египетским пустынником Евгением.
Среди отшельников особенно выделялся знаменитый аскет, проповедник христианства и обличитель ариан епископ Низибийской Церкви святой Иаков (память 13 января). Преподобный Ефрем стал одним из его учеников. Под благодатным руководством святителя преподобный Ефрем стяжал христианскую кротость, смирение, покорность Промыслу Божию, дающую силу безропотно переносить различные искушения. Святитель Иаков знал высокие достоинства своего ученика и использовал их на благо Церкви – поручал ему читать проповеди, обучать детей в училище, взял его с собой на I Вселенский Собор в Никее (325 г.). Преподобный Ефрем 14 лет был в послушании у святителя Иакова до его кончины.
После взятия Низибии персами в 363 году преподобный Ефрем покинул пустыню и поселился в монастыре близ города Едессы. Здесь он увидел много великих подвижников, проводивших жизнь в молитвах и псалмопении. Пещеры были их единственным убежищем, питались они одними растениями. Особенно он сблизился с подвижником Иулианом (память 18 октября), который был с ним одного покаянного духа. Преподобный Ефрем сочетал с подвижническими трудами непрестанное изучение Слова Божия, почерпая в нем для своей души умиление и мудрость. Господь дал ему дар учительства, к нему начали приходить люди, ждавшие услышать его наставления, которые особенно действовали на души потому, что он начинал их с обличений себя. Преподобный и устно, и письменно учил всех покаянию, вере и благочестию, обличал арианскую ересь, волновавшую тогда христианское общество. Язычники, слушая проповеди преподобного, обращались в христианство.
Немало потрудился он и в истолковании Священного Писания – объяснении Пятикнижия Моисея. Им написано много молитв и песнопений, обогативших церковное Богослужение. Известны молитвы к Пресвятой Троице, Сыну Божию, Пресвятой Богородице. Он написал для своей Церкви песнопения на дни двунадесятых Господних праздников (Рождество Христово, Крещение), Воскресение, погребальные песнопения. Его покаянная молитва «Господи и Владыко живота моего. » читается Великим постом и призывает христиан к духовному обновлению. Церковь с древних времен высоко ценила труды преподобного Ефрема: его творения читались в некоторых церквах на собраниях верных после Священного Писания. И ныне по Уставу Церкви некоторые его поучения положено читать в дни поста. Между пророками святой Давид, по преимуществу, псалмопевец; между святыми отцами Церкви преподобный Ефрем Сирин – по преимуществу молитвенник. Духовная опытность сделала его наставником иноков и помощником едесских пастырей. Преподобный Ефрем писал по-сирийски, но его творения очень рано были переведены на греческий и армянский языки, а с греческого – на латинский и славянский.
В многочисленных творениях преподобного встречаются цельные картины жизни сирийских подвижников, главное место в которой занимала молитва и затем труд на общую братскую пользу, послушания. Воззрения на смысл жизни у всех сирийских аскетов были одинаковы. Конечной целью своих подвигов иноки считали Богообщение и вселение Божественной благодати в душу подвижника, настоящая жизнь была для них временем плача, поста и трудов.
«Если Сын Божий в тебе, то и царство Его в тебе. Вот Царство Божие – внутри тебя, грешник. Войди в самого себя, ищи усерднее и без труда найдешь его. Вне тебя – смерть, и дверь к ней – грех. Войди в себя, пребывай в сердце своем, ибо там – Бог». Непрестанное духовное трезвение, развитие блага в душе человека дает ему возможность воспринять труд как блаженство, и самопринуждение как святость. Воздаяние предначинается в земной жизни человека, подготавливается степенью ее духовного усовершения. Кто на земле взрастил себе крылья, говорит преподобный Ефрем, тот там воспаряет в горняя; кто здесь очистит ум свой – тот там узрит славу Божию; в какой мере каждый возлюбит Бога – в той мере насытится любовью Его. Человек, очистивший себя и стяжавший благодать Духа Святого еще здесь, на земле, предвкушает Царство Небесное. Стяжать жизнь вечную, по учению преподобного Ефрема, не значит перейти из одной области бытия в другую, а значит обрести «небесное» духовное состояние. Вечная жизнь не даруется человеку односторонним произволением Божиим, но, как зерно, постепенно произрастает в нем чрез подвиг, труды и борения.
Залог обожения в нас – Крещение Христово, главный двигатель жизни христианской – покаяние. Преподобный Ефрем Сирин был великий учитель покаяния. Прощение грехов в таинстве Покаяния, по его учению, это не внешнее оправдание, не забвение грехов, а полное уничтожение их. Слезы покаяния смывают и сжигают грех. И еще – они животворят, преображают греховное естество, дают силу «ходить путем заповедей Господних», укрепляясь упованием на Бога. В огненной купели Покаяния, писал преподобный, «сам себя переплавляешь ты, грешник, сам себя воскрешаешь из мертвых».
Преподобный Ефрем, по своему смирению считая себя ниже и хуже всех, в конце своей жизни отправился в Египет, чтобы увидеть подвиги великих пустынников. Он был принят там как желанный гость и сам получил большое утешение от общения с ними. На возвратном пути он посетил в Кесарии Каппадокийской святителя Василия Великого (память 1 января), который пожелал посвятить его во пресвитера, но преподобный счел себя недостойным иерейства и по настоянию святителя принял лишь сан диакона, в котором пребывал до смерти. Впоследствии святитель Василий Великий приглашал преподобного Ефрема на кафедру епископа, но святой представился юродивым, чтобы отклонить от себя эту честь, по смирению считая себя недостойным ее.
По возвращении в свою Едесскую пустынь преподобный Ефрем хотел конец жизни провести в уединении. Но Промысл Божий еще раз вызвал его на служение ближним. Жители Едессы страдали от свирепствовавшего голода. Сильным словом преподобный побудил богатых оказывать помощь неимущим. На приношения верующих он построил богадельню для нищих и больных. Затем преподобный удалился в пещеру под Едессой, где и остался до конца своей жизни.
Примечания
[1] Преподобный Ефрем назван Сирином, т. е. сирийцем, потому что Месопотамия, в которой он родился, в древности причислялась к Сирии.
Молитвы
Тропарь преподобному Ефрему Сирину, глас 8
Сле́з твои́х тече́ньми пусты́ни безпло́дное возде́лал еси́,/ и и́же из глубины́ воздыха́ньми во сто трудо́в уплодоноси́л еси́,/ и был еси́ свети́льник вселе́нней, сия́я чудесы́, Ефре́ме о́тче наш,// моли́ Христа́ Бо́га, спасти́ся душа́м на́шим.
День памяти преподобного Ефрема Сирина
Память Преподобного Ефрема Сирина Святая Православная церковь отмечает 10 февраля .
Святой был выходцем из Сирии, он родился в 3 веке в простой крестьянской семье. Его родители были крещеными христианами, но, несмотря на это их сын вырос грубым и недобрым юношей. Однажды по злобе сердца он умертвил чужую корову, предвкушая горе ее хозяина. Через несколько лет молодого человека и самого постигло несчастье, его ложно обвиняют в краже овец и берут под арест.
В тюрьме у Ефрема происходит откровение. Он слышит разъяснения господа о неизбежности наказания за грехи. Юноше открывается, что расплата за зло настигает грешника, когда тот уже способен осознать свой проступок и встать на путь раскаяния. После испытанных мук совести Ефрем решает начать новую жизнь. Сумев оправдаться от ложного обвинения, он уходит в пустыню, где становиться учеником аскета и проповедника Иакова. За долгие годы отшельничества Ефрем взрастил собственные христианские добродетели, он начинает читать проповеди, учительствует и обращает язычников в христианскую веру.
После нашествия персов, Сирин был вынужден покинуть пустыню. Он селиться в монастыре города Едесс, где много трудиться над толкованием Священного писания, жизнеописанием великих отшельников, пишет молитвы и церковные песнопения.
В преклонном возрасте Ефрем принимает решение посетить Египет, где желает познакомиться с подвигами отшельников-пустынников. После встречи с великими подвижниками, Сирин, возвращаясь через Каппадокию, приходит на проповедь Василия Великого. Речи святого отца настолько потрясают сирийского монаха, что он произносит возгласы восхищения прямо во время проповеди. Странный старец привлек внимание Василия, после бесед Великий предлагает посвятить Ефрема в пресвитеры. Но Сирин не считал себя достойным такой чести и согласился принять всего лишь скромный сан диакона. Василий Великий не оставлял попыток возвысить Сирина, предлагая ему епископскую кафедру. Чтобы избежать нежеланного возвышения Ефрем выдает себя за безумца.
После возвращения в Едесс, Сирин столкнулся с всеобщим бедствием, произошедшим вследствие неурожая. Преподобный сумел наладить помощь бедствующим, убедив богачей быть милосердными. Его силами были устроены богадельни, где принимали обессиленных и больных. Только после возвращения к нормальной жизни, Ефрем удаляется в одинокую пещеру, где и встречает свои последние дни.
В народной традиции день Святого Ефрема называли чудесным, ведь хозяевам мог показаться сам домовой, которого обязательно следовало задобрить. А по погоде этого дня можно было узнать, каким будет лето и весь год:
– порывистый сильный ветер обещал холодное неприветливое лето;
– густой влажный воздух предсказывал сырой год;
– почерневший лес предвещал скорую оттепель.
Источники:
http://pronedra.ru/kakoj-cerkovnyj-prazdnik-segodnya-17-yanvarya-chtyat-pravoslavnye-xristiane-336729-pid-rr.html
http://pravlife.org/ru/content/10-fevralya-cerkov-vspominaet-prepodobnogo-efrema-sirina
http://kakoj-segodnja-prazdnik.com/pravoslavnye-prazdniki/den-pamjati-efrema-sirina