«Константинопольский Патриарх провоцирует Всеправославный Раскол. Религиозные волнения на Украине

«Добивают остатки единства южных славян»: как в Черногории усиливается церковный раскол

Русская православная церковь осудила принятый в Черногории закон, согласно которому у канонической Сербской православной церкви (СПЦ) может быть изъято имущество, оказавшееся в её собственности после 1918 года. Как сообщается в опубликованном на сайте РПЦ послании Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и членов Синода РПЦ, «продемонстрированное законодателями пренебрежение» волей большинства граждан вызывает горечь, а попытка поставить вопрос о законности прав религиозных организаций на принадлежащее им имущество «выглядит как циничный удар по церкви».

«Новый закон о свободе вероисповеданий является актом поддержки раскола путём ослабления канонической церкви и попыткой поставить её в унизительную и опасную зависимость от государства — тем более несправедливую, что Черногория является государством светским», — говорится в патриаршем и синодальном послании.

Руководство РПЦ проводит параллель между последними событиями в Черногории и религиозным расколом на Украине. В послании отмечается, что на протяжении долгих лет в обеих странах политические силы, заинтересованные в подрыве народного единства, поддерживали раскольников.

«Эта болезненная трансформация нанесла Украине незаживающие раны братоубийственной вражды. С горестью видим, что те же последствия грозят ныне вашей стране, где в происходящем ясно прослеживаются параллели с украинской ситуацией», — подчёркивается в обращении.

РПЦ обратилась к поместным православным церквям с призывом поддержать каноническую церковь Черногории, а также к мировому сообществу, напомнив о том, что ранее Венецианская комиссия высказала замечания к спорному закону.

Заведующий Центром этнополитических конфликтов Института Европы РАН Павел Кандель в беседе с RT согласился с тем, что разворачивающаяся в Черногории ситуация схожа с недавними событиями на Украине, где раскольники из неканонической Православной церкви Украины произвели ряд захватов храмов канонической УПЦ МП.

«Действительно, черногорские раскольники действуют по украинскому сценарию, и это логично, так как любой национализм стремится к созданию не только своего государства, но и своего языка и церкви. Религиозный раскол в Черногории, как и на Украине, имеет политические корни — это политическая враждебность в отношении Сербии», — пояснил эксперт в беседе с RT.

Член экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте РФ Роман Силантьев в комментарии RT провёл ещё одну аналогию. По его мнению, сейчас Черногория переживает события, ранее уже произошедшие в другой балканской стране — Македонии, где действует неканоническая Македонская православная церковь.

«Ситуация в Македонии очень похожа на то, что сейчас происходит в Черногории. Под влиянием в том числе и неких внешних сил нарушают единство, дружественность православной канонической церкви. И пример Македонии говорит о том, что сейчас канонической церкви в Черногории действительно грозит отъём имущества, а также гонения за попытки сопротивления», — отметил эксперт.

Европейские амбиции

Напомним, несколькими днями ранее парламент Черногории принял закон «О свободе вероисповедания и убеждений и правовом положении религиозных общин», среди положений которого содержится пункт о конфискации в пользу государства имущества, оказавшегося в собственности религиозных организаций после 1 декабря 1918 года, когда территория Черногории вошла в состав Королевства сербов, хорватов и словенцев, впоследствии переименованное в Югославию.

До того момента в Черногории действовала фактически независимая Цетинская митрополия (по названию монастыря в Цетине. — RT), пользовавшаяся при этом поддержкой Москвы.

После вхождения в состав Югославии в Черногории была образована епархия Сербской православной церкви — Черногорско-Приморская митрополия.

Однако на фоне событий, происходивших с Югославией на рубеже XX и XXI веков, в Черногории начали развиваться идеи церковного сепаратизма. В стране был создан Инициативный комитет за возрождение Черногорской православной церкви, в задачи которого входило создание независимой церкви. В итоге была основана неканоническая Черногорская православная церковь, руководство которой приняло активное участие в политических событиях, связанных с отделением Черногории от Сербии.

В проекте конституции Черногории, представленном после провозглашения независимости, именно непризнанная другими православными церквями ЧПЦ была поставлена на первое место в перечне конфессий, а Черногорско-Приморская митрополия Сербской православной церкви упоминалась только среди прочих религиозных структур. Это вызвало протест со стороны митрополита Черногорско-Приморского Амфилохия. В результате была принята другая версия основного закона страны, согласно которому религия отделена от государства, а все религиозные структуры равны перед законом.

Однако в последнее время политическое руководство Черногории явно отдаёт предпочтение неканонической ЧПЦ. Выступая в июне 2019 года на конференции правящей Демократической партии социалистов, президент страны Мило Джуканович заявил, что Подгорица будет работать над тем, чтобы Черногорская православная церковь получила автокефалию от Сербской православной церкви. Политик подчеркнул, что таким образом будет исправлена «большая несправедливость» по отношению к Черногории, которая имела место в начале прошлого века.

Епархию Сербской православной церкви в Черногории Джуканович рассматривает как «инфраструктуру проекта «Великой Сербии». Мало того, черногорский лидер обвинил СПЦ в том, что она якобы пытается препятствовать «европейским стремлениям и амбициям» черногорского общества.

Тогда же власти Черногории приступили к разработке законопроекта, допускающего отъём церковного имущества у Черногорско-Приморской митрополии СПЦ, который и был недавно одобрен парламентом. Как отмечают противники этого закона, под конфискацию могут попасть порядка 650 святынь, включая известный монастырь Острог. Дело в том, что доказать документально факт оформления святынь в качестве церковной собственности до 1918 года в большинстве случаев крайне сложно, особенно если речь идёт о древних святынях.

Комментируя в июле 2019 года политику властей Черногории в церковной сфере, председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион отметил, что Мило Джуканович пытается скопировать антицерковный курс своего бывшего украинского коллеги Петра Порошенко. В РПЦ уверены, что конфискованное у канонической церкви имущество будет впоследствии передано раскольнической структуре.

Читать еще:  Дзен определение. Суть дзен-буддизма

Что интересно, лидер части украинских раскольников Филарет (Михаил Денисенко), который стоял во главе неканонической УПЦ КП, вошедшей в состав Православной церкви Украины, давно поддерживает стремление ЧПЦ к получению автокефалии. Об этом он заявлял ещё в 2010 году, когда прибыл в Черногорию по приглашению лидера непризнанной черногорской церкви.

В то же время Константинополь, наделивший украинских раскольников томосом, наотрез отказался поддержать их черногорских «коллег». Летом 2019 года Патриарх Константинопольский Варфоломей даже направил на имя президента Черногории письмо, в котором выразил своё удивление планами черногорского правительства по передаче государству церквей, построенных до 1918 года. Варфоломей подчеркнул, что Вселенская патриархия вместе с остальными православными церквями признаёт в качестве единственной православной юрисдикции только ту, которая находится под руководством митрополита Черногорско-Приморского Амфилохия, и напомнил о том, что черногорская церковь никогда не была автокефальной.

Раздел славянских народов

Впрочем, эксперты не исключают, что со временем Константинополь может изменить свою позицию, как это произошло в случае с украинскими раскольниками.

«Мило Джуканович будет в первую очередь добиваться признания Черногорской церкви именно от Константинополя и уже во вторую очередь — от других православных церквей. Возможно, что Фанар ещё поддержит этот раскол. Кроме того, ранее выяснилось, что раскольнические тенденции способна поддерживать и Элладская православная церковь», — отметил Павел Кандель.

Похожей точки зрения придерживается и Роман Силантьев. Как отметил эксперт в комментарии RT, Константинополь проводит свою политику и, возможно, хочет подтолкнуть Сербскую православную церковь к признанию украинской неканонической ПЦУ.

«Или же он просто пока не договорился с черногорскими раскольниками, ждёт более щедрого предложения с их стороны», — предположил эксперт.

Принятие спорного законопроекта черногорским парламентом проходило в столь напряжённой обстановке, что в здании даже вспыхнула потасовка между представителями правящих политических сил и оппозиции. В стране начались массовые акции протеста, накануне во время стычки с протестующими травмы получили четверо сотрудников полиции. Противники закона «О свободе вероисповедания» попытались перекрыть трассу к аэропорту Подгорицы, обрушив на дорогу дерево и вступив затем в стычку с прибывшими на место полицейскими.

При этом руководство Сербской православной церкви отказывается брать на себя ответственность за беспорядки. В СПЦ призывают паству использовать для выражения несогласия с властями ненасильственные методы.

Как отметил Павел Кандель, сейчас власти Черногории будут тестировать степень недовольства населения.

«Если протест ослабнет, то правительство приступит к практической реализации этого закона. Если же протест будет сильным, а ситуация останется нестабильной, то власти отсрочат реальные шаги», — считает эксперт.

В то же время события в Черногории могут повлиять на весь Балканский регион, считают эксперты. Активизация церковного раскола при помощи государства призвана ещё больше разделить славянские народы, построить между ними не только политические, но и религиозные барьеры, считает Роман Силантьев.

«Таким образом, сейчас добивают остатки единства, которое было во времена Югославии. Эти тенденции выгодны Западу, который заинтересован, чтобы балканские народы враждовали между собой», — подытожил эксперт.

Профессор Владислав Петрушко: «Константинопольский Патриарх провоцирует Всеправославный Раскол»

Решение Константинопольского Патриарха Варфоломея назначить своими «экзархами» в Киев двух американцев украинского происхождения может привести к расколу всего Православного мира

Решение Константинопольского Патриарха Варфоломея назначить своими «экзархами» в Киев двух американцев украинского происхождения может привести к расколу всего Православного мира

Назначение Константинопольским Патриархом своих представителей-епископов на Украине – без согласования с Патриархом Московским и всея Руси и Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины – есть не что иное, как беспрецедентно грубое вторжение на каноническую территорию Московского Патриархата. Такие действия не могут остаться без ответа.

Именно так прокомментировал принятое в Стамбуле решение председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда в социальной сети Facebook. Обычно предельно дипломатичный, Легойда выразил лишь малую толику эмоций русских православных людей, внимательно следящих за проблематикой «украинской автокефализации», процесс которой был запущен Константинопольским (в реальности – Стамбульским) Патриархом Варфоломеем. Но если еще вчера речь шла о «войне дискуссий», то сегодня Фанар (стамбульский квартал, где находится резиденция Константинопольского Патриарха) пошел в реальное наступление.

По мнению многих экспертов Телеканала «Царьград», включая архиерея Иерусалимского Патриархата архиепископа Севастийского Феодосия (Ханна), подобные действия – звенья в цепи антироссийской политики Соединенных Штатов Америки, в значительной степени контролирующих деятельность Константинопольского Патриархата. Для уточнения масштабов случившейся церковной трагедии (а речь идет именно о начале трагедии, которую с сегодняшнего дня предотвратить стало намного сложнее) Царьград обратился к ведущему эксперту в украинском церковном вопросе профессору Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, доктору церковной истории Владиславу Петрушко.

Профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, доктор церковной истории Владислав Петрушко. Фото: Телеканал «Царьград»

Царьград: Владислав Игоревич, как расценивать случившееся? Что в реальности произошло, что за персонажи направлены Патриархом Варфоломеем в Киев? Кто это – «легаты» или «нунции» Константинопольского «папы»?

Профессор Владислав Петрушко: Мне кажется, мы не совсем правильно расставляем акценты. То, что произошло, с одной стороны, ожидаемо, поскольку является логическим продолжением начатой Фанаром политики. С другой стороны, неожиданно, что столь быстро, буквально через неделю после встречи двух Патриархов в Стамбуле, было принято решение о назначении фанариотских «легатов» на Украину. И хотя это пытаются представить так, что два этих епископа «всего лишь» представители Константинопольского Патриарха, а не возглавители некой новой структуры, новой юрисдикции, из истории мы прекрасно знаем умение греков жонглировать терминами, словами. Сегодня это «экзарх» как «легат», как представитель. А уже завтра – фактический предстоятель полуавтономной «Церкви».

Назначенные экзархи, а точнее, экзарх и заместитель экзарха – это два епископа-украинца Константинопольской юрисдикции. Один – из США, второй – из Канады. Причем один, если я не ошибаюсь, в прошлом был униатом (греко-католиком), перешедшим в Православие в одной из Константинопольских юрисдикций. Понятно, что оба родом из галичан, а это значит – патентованные националисты, но даже не на это должны обратить внимание. А на то, что же произошло на прошедшем Синаксисе (архиерейском совещании Константинопольского Патриархата), и на заявление Патриарха Варфоломея по итогам.

Читать еще:  О прощении обид. О прощении обид – архимандрит Кирилл (Павлов)

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Фото: www.globallookpress.com

По сути, произошла революция. Причем не только каноническая, а экклесиологическая (экклесиология – учение о Церкви, в том числе о ее границах – ред.). Впервые столь откровенно на официальном мероприятии Константинопольской Церкви декларировано создание восточного аналога папства. Заявлено, что только Патриарх Константинопольский является арбитром и может вмешиваться в дела других Церквей, решать спорные вопросы, предоставлять автокефалию и так далее. По сути, тихой сапой то, что совершалось весь XX век и в начале XXI, подошло к логическому результату. И Украина – некий первый «пробный шар», на котором это «восточное папство» будет обкатываться. То есть, провозглашена новая структура Православного мира, и теперь все будет зависеть от того, как на это отреагируют Поместные Православные Церкви.

Ц.: Таким образом, случившееся можно сравнить с 1054 годом, «великой схизмой», разделившей Восточную и Западную Церкви, православных и римо-католиков?

Профессор Петрушко: Да, это первое, что приходит на ум. Но даже в XI веке начиналось с куда более невинных вещей, чем сейчас, когда видим, что Фанар разбушевался, потерял всякую адекватность и фактически ставит ультиматум всему православному миру. Либо вы признаете Константинопольского «папу», либо мы идем к вам, и делаем все, что хотим на ваших канонических территориях, в том числе – признаем любой раскол, любую неканоническую структуру. Конечно, это уже полный беспредел, это самое настоящее церковное «рейдерство». И этому нужно полагать конец решительным образом всем Поместным Православным Церквам.

Ц.: Но какой может быть реакция на случившееся Русской Православной Церкви и других Поместных Церквей?

Профессор Петрушко: Многие понимают, что случившийся переворот подменяет традиционное для Православия понимание Церкви (как возглавляемой Христом) католической схемой во главе с уже упомянутым мной «восточным папой», сиречь Патриархом Константинопольским. Думаю, Фанар рассчитывает на то, что другие Церкви по обыкновению смолчат. Хотя вполне может и просчитывать вариант, когда Русская Церковь и ряд других негреческих Церквей опротестуют это решение, после чего будут объявлены им «раскольниками». Фактически появятся две параллельные «православные вселенные», одна из которых, в свою очередь, квалифицирует совершенное Константинопольским Патриархом должным образом и объявит, что нельзя считать православными тех, кто пошел с Патриархом Варфоломеем.

Патриарх Константинопольский Варфоломей I. Фото: www.globallookpress.com

Ц.: Учитывая то, что даже предельно дипломатичный в формулировках Владимир Легойда уже отреагировал на случившееся достаточно жестко, что мы можем сделать сегодня?

Профессор Петрушко: Самый естественный и логичный ответ, особенно в свете уже имевшего место прецедента 1996 года, когда Патриарх Варфоломей учредил на постсоветском пространстве параллельную канонической Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата автономную «Эстонскую апостольскую православную церковь» под своей юрисдикцией, это – разрыв евхаристического общения.

Также, я думаю, на случившееся должен как-то отреагировать весь Православный мир. Должен быть созван Всеправославный собор, пусть даже он не будет полным. В конце концов, на Московском соборе 1441 года после Флорентийской унии всего несколько архиереев дали должную оценку тому, что совершил Константинополь и митрополит Исидор от лица Русской Церкви (речь о подписании унии с Римско-католической церковью). Так что, если это не будет масштабный собор, ничего страшного, главное, дать четкую каноническую и догматическую оценку тому, что произошло. И назвать вещи своими именами.

И конечно, уже прямо сейчас нужно принимать какие-то срочные меры достаточно жесткого порядка. Повторюсь, вплоть до разрыва евхаристического общения с Константинопольским Патриархатом. Быть может, это их отрезвит. И мне кажется, реакция других Поместных Церквей может оказаться такой, что Фанар окажется отнюдь не в большинстве.

Зачем Константинополь повышает ставки в украинском вопросе?

В течение последних дней на Украине резко обострилась ситуация вокруг получения церковной автокефалии. Основные события в конце прошлой и начале этой недель происходили в Турции. 31 августа предстоятель Русской Православной Церкви патриарх Кирилл встретился с константинопольским патриархом Варфоломеем. А с 1 по 4 сентября на Фанаре заседал Синаксис (в некотором смысле, аналог Архиерейского собора) Константинопольского патриархата. Украинская власть, раскольники и прочие сторонники создания так называемой «Единой поместной церкви» с нескрываемым восторгом восприняли результаты встречи и Синаксиса, предвкушая получение в скором времени заветного томоса об автокефалии.

Стоит признать, что Русская церковь оказалась в непростой ситуации, столкнувшись с угрозой вмешательства в свои внутренние дела со стороны греческого патриархата, последствиями чего могут стать легализация существующего на Украине раскола и создание нового разделения в мировом православии. Такой сценарий возможен, но не является неизбежным.

Многие эксперты почему-то обращают внимание только на первую часть фразы о том, что Константинополь рассматривает «способы провозглашения автокефалии». Между тем заявление митрополита Эммануила интересно тем, что в нем упоминается «Украинская Православная Церковь». Дело в том, что в правовом и каноническом поле на Украине в данный момент существует только одна церковь с таким названием – это каноническая церковь в единстве с Московским патриархатом. Однако она с прошением о даровании томоса в Стамбул не обращалась. Одновременно, представитель Фанара заявил о том, как следует в будущем решать украинский вопрос – в формате открытого и братского диалога! Т.е. одностороннего решения украинской церковной проблемы быть не может. Однако можно и по-другому расценивать заявление греческого иерарха. К примеру, если перед делегацией РПЦ были поставлены определенные условия, то упомянутые слова следует рассматривать как ожидание ответа от Русской церкви и сохранение возможностей Фанару для маневров.

Читать еще:  Какая сволочь вы по гороскопу. Сволочной гороскоп

Чего хотят греки?

В сложившейся ситуации важно понимать, какую конечную цель преследует Константинопольский патриархат. По большому счету, Украина как таковая грекам не нужна. Установить контроль над ее территорией, с вытекающими экономическими и политическими последствиями, патриарху Варфоломею вряд ли удастся. Поскольку от него в Киеве ожидают не автономии, не экзархата, а именно автокефалии (полной независимости). Для П. Порошенко, Филарета и иже с ними Константинопольский патриарх выступает исключительно в качестве технического инструмента создания «Единой церкви». На Фанаре это тоже понимают и стремятся выжать из всех заинтересованных сторон максимум бонусов.

Греки также, вероятно, осознают, что их вмешательство в церковные дела РПЦ на Украине приведет к разрыву отношений между Константинополем и Москвой, как это было в 1996 г. после незаконного учреждения параллельной юрисдикции Константинопольского патриархата в Эстонии. Только шансов на скорое восстановление отношений, рискнем предположить, не будет никаких. Масштабы греческого вторжения на Украину и в Эстонию отличаются в разы.

Наконец, в Стамбуле должны отдавать себе отчет о реальных последствиях украинского демарша для всего мирового православия. Легализация филаретовского раскола в любых мыслимых формах неизбежно внесет разделение в семейство православных церквей. Кто-то поддержит Константинополь, кто-то – Москву. Не говоря уже о том, что резкие движения греческого патриархата спровоцируют активность раскольнических структур и в других регионах. В той же Македонии, которая находится в юрисдикции Сербской Православной Церкви, также ожидают дарования автокефалии раскольнической «Македонской православной церкви». Готов ли патриарх Варфоломей войти в историю как родоначальник глубокого кризиса в мировом православии в XXI веке – вопрос, который пока остается без ответа.

В итоге, в декларируемой готовности Константинопольского патриархата удовлетворить националистические капризы нынешнего киевского режима и раскольников не прослеживается наличие содержательных, положительных мотивов.

Не исключено, что созвать новый собор в Стамбуле планируют до 2025 г., когда наступит юбилейная дата – 1700-летие Первого вселенского собора. В таком случае, греки стремятся добиться от Московского патриархата железных гарантий того, что «Крит-2016» не повторится и все церкви примут участие в новом соборе. Возможно, что именно в этом и состоят условия, выдвинутые Патриархом Варфоломеем перед патриархом Кириллом. Это только предположение. Но по сравнению с Украиной, проведение «Вселенского собора», как заявил митрополит Элпидофор, является более важной, стратегической целью. А «украинский вопрос» тогда выступает лишь инструментом давления на Москву.

Второе произошедшее событие, Синаксис, подтверждает мысль о том, что Константинопольский патриархат стремится к признанию своего первенства и повышает ставки в переговорах с РПЦ. На сайте Украинской православной церкви в США, находящейся в юрисдикции Константинопольского патриархата, приводятся выдержки из обращения патриарха Варфоломея к участникам Синаксиса. В нем присутствует несколько важных моментов. Во-первых, глава Константинопольского патриархата в очередной раз заявил, что не признает законность вхождения Киевской митрополии в состав Московского патриархата в 1686 г., равно как и юрисдикцию РПЦ над Украиной. «Томос, который провозглашает Москву Патриархатом, не относит регион сегодняшней Киевской митрополии к юрисдикции Москвы», — сказал патриарх Варофломей. Однако, такая позиция Константинополя не является новой. Ей без малого уже 100 лет.

Во-вторых, глава Фанара намекнул на готовность рассмотреть апелляцию Филарета о признании недействительной анафемы, наложенной на него РПЦ. В данный момент личность отлученного от Церкви Филарета является фактором, сдерживающим Фанар от активных действий.

Здесь налицо прослеживается стремление греческого патриархата поставить себя выше остальных поместных церквей и их решений. Собственно, остальные части выступления Варфоломея об этом красноречиво свидетельствуют. По словам патриарха «начало Православной Церкви – это Константинопольский патриархат… Митрополит Гортины и Аркадии Кирилл был прав, когда говорил, что «православие не может существовать без Вселенского патриархата»… если Вселенский патриархат самоустраняется от межцерковных дел, то поместные церкви будут как «овца без пастыря». К сожалению, папистские замашки Константинополя также имеют почти вековую историю.

Состоявшийся Синаксис никаких решений не принимал. Основная его цель – «проинформировать митрополитов и архиепископов Вселенского патриархата о текущих церковных делах». Решения, видимо, будут приниматься на следующем заседании Синода Константинопольского патриархата в октябре 2018 г. То, какими они станут, зависит от нескольких факторов.

Во-первых, от ответных действий Московского патриархата. Смогут ли наши иерархи предложить весомые контраргументы патриарху Варфоломею, упреждая его от непродуманных шагов? Собственно, высказанное в Стамбуле, согласно сообщениям некоторых СМИ, предложение патриарха Кирилла провести международную конференцию для изучения исторических обстоятельств вхождения Киевской митрополии в состав Московского патриархата, представляется конструктивным. Оно демонстрирует открытость РПЦ к диалогу и готовность выработать совместную позицию по оспариваемому Константинополем вопросу.

Во-вторых, немаловажно то, насколько сильным будет вмешательство внешних сил, в частности США. Поскольку, если политические элиты за океаном усилят давление на Фанар, побуждая его к действиям, направленным на легализацию раскола и отторжение украинской части Русской Церкви, то шаги Константинополя, скорее всего, будут следовать исключительно политической конъюнктуре. Не секрет, что Вашингтон рассматривает Россию в качестве своего геополитического противника и предпринимает разнонаправленные попытки ослабления Москвы. Создание же «Единой пометной церкви» направлено на разрыв духовных связей Украины и России, о чем открыто заявляют идеологи и сторонники этого антирусского проекта.

В-третьих, не менее важным является вопрос о том, возобладает ли здравый смысл у греческих иерархов, и непосредственно у патриарха Варфоломея. Завершая работу Синаксиса предстоятель Константинопольской церкви отметил: «Мы боремся за единство и стабильность Православия и за общецерковное свидетельство… Вселенский патриархат имеет обязанность хранить единство, координировать межправославные отношения и всеправославные инициативы». Остается надеяться, что Константинополь своими действиями не разрушит то самое церковное единство, блюсти которое он сам себя обязал.

Источники:

http://russian.rt.com/world/article/703652-chernogoriya-cerkovnyi-raskol-zakon
http://tsargrad.tv/articles/professor-vladislav-petrushko-konstantinopolskij-patriarh-provociruet-vsepravoslavnyj-raskol_157033
http://pravoslavie.ru/115562.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: