Служить литургию. Литургия — разъяснение главного богослужения

Литургия — разъяснение главного богослужения

Cамое главное богослужение, совершаемое в храме, называется литургией, что значит, в переводе с греческого, «общее дело» или «общее служение». Иначе говоря, на литургию приходят, чтобы всем вместе, соборно, вознести молитвы Богу за весь мир, за все творение, за свою страну, за близких, а за одно и за себя, чтобы попросить силы для служения Богу и людям. Литургия — это Благодарение Спасителя за жизнь во всех её проявлениях, за явные и неявные благодеяния, которые Он оказывает нам через людей или обстоятельства, за спасительные страдания и крестную смерть Сына Божия, Иисуса Христа, за Его воскресение и вознесение, за Божественное милосердие и возможность обращаться к Творцу.

Таинство Благодарения (по-гречески Евхаристии), совершаемое на литургии — это есть таинство причащения: молитвы и священнодействия благодарения низводят благодать Святого Духа на приготовленные хлеб и вино и делают их причастием — Телом и Кровью Христовой. Вот почему литургия — главная служба Церкви, а все прочие лишь готовят к ней.

Божественная Литургия состоит из трех частей, которые следуют одна за другой, как ступеньки духовной лестницы.

Порядок литургии такой: сначала припасаются предметы и приготовляется вещество для Таинства (дары), потом верующие готовятся к Таинству совместной молитвой, чтением Апостола и Евангелия. После пения Символа веры, означающего полное единство молящихся в вере и любви, совершается само Таинство — преосуществление (преложения), то есть превращение самого существа хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, а затем и причащение сперва священства в алтаре, а потом и верующих, которые имеют благословение на причастие после исповеди.

Первая часть Литургии —Проскомидия:

Та часть литургии, за которой приготовляется вещество для Таинства, называется проскомидией. Слово «проскомидия» означает «принесение». Первая часть литургии так называется в соответствии с обычаем древних христиан приносить в церковь хлеб и вино для совершения Таинства. По той же причине этот хлеб называется просфора, что значит приношение.

Проскомидия как часть литургии состоит в воспоминании пророчеств и прообразований, а отчасти и самих событий, относящихся к Рождеству и страданию Иисуса Христа. При этом из просфоры вынимается часть, необходимая для совершения Таинства; также и необходимая часть вина, соединенного с водой, вливается в священный сосуд. При этом священнодействующий воспоминает всю Церковь: святых прославленных (канонизированных), молится о живых и умерших, о властях и о тех, кто, по вере и с усердием, принес просфоры, или приношения.

Хлеб, приготовленный для причащения, называется агнцем, потому что он являет собой образ страждущего Иисуса Христа, подобно тому, как в Ветхом Завете изображал Его агнец Пасхальный. Агнец Пасхальный — это агнец, которого израильтяне, по повелению Божию, закалывали и ели в память избавления от гибели в Египте.

Вино для Таинства соединяется с водой потому, что это священнодействие совершается по образу страдания Христа, а во время страдания из раны, нанесенной в Его ребро, текли кровь и вода.

Вторая часть Литургии -Литургия оглашенных:

Ту часть литургии, за которой верующие приготовляются к Таинству, древние назвали литургией оглашенных, потому что к слушанию ее, кроме крещеных и допускаемых к причащению, допускаются и оглашенные, то есть готовящиеся ко крещению, а также и кающиеся, не допускаемые к причащению. Эта часть литургии начинается благословением, или прославлением Царства Пресвятой Троицы и состоит из молитв, песнопений, чтения книг апостольских и Евангелия. Она оканчивается повелением оглашенным выйти из церкви.

Третья часть Литургии -Литургия верных:

Та часть литургии, за которой совершается таинство причащения, называется литургией верных, потому что одни верные (верующие), то есть принявшие крещение, имеют право быть за этим богослужением.

Таинство святого причащения установил Сам Господь наш Иисус Христос во время последней Тайной Вечери, накануне Своих страданий и смерти. Важнейшим действием этой части литургии является произнесение слов, которые сказал Иисус Христос при установлении Таинства: приимите, ядите: сие (это) есть Тело Мое. пийте от нея вси (пейте от нее все): сия бо есть Кровь Моя Новаго Завета (Мф. 26, 26-28); и затем — призывание Святого Духа и благословение Даров, то есть принесенных хлеба и вина.

Закончив причащение, верующие кланяются Святым Дарам, как самому Господу, и благодарят Его за причащение. По окончании богослужения причащавшиеся слушают благодарственную молитву и проповедь священника. Священник благословляет молящихся и произносит с крестом в руке отпуст (благословление уйти из храма). Все подходят к кресту, целуют его в знак своей верности, после чего тихо с миром уходят домой.

Что такое литургия простыми словами?

В православной церкви существует немало богослужений. Каждое из них не только торжественно и красиво. За внешними обрядами скрывается глубокий смысл, который необходимо понимать верующему человеку. В этой статье мы расскажем простыми словами о литургии. Что это такое и почему именно литургия считается самым важным богослужением у христиан?

Читать еще:  Возлюби Бога «всем разумением твоим. Любить Бога всем сердцем: что это значит

Суточный круг

Богослужение — это внешняя сторона религии. Через молитвы, песнопения, проповеди и священнодействия люди выражают свои благоговейные чувства к богу, благодарят его и вступают в таинственное общение с ним. В ветхозаветные времена было принято совершать службы непрерывно в течение дня, начиная с 6 часов вечера.

Какие богослужения входят в суточный круг? Перечислим их:

  1. Вечерня. Ее совершают вечером, благодаря Бога за прошедшей день и прося освятить приближающуюся ночь.
  2. Повечерие. Это служба после ужина, на которой даются напутствия всем готовящимся ко сну и читаются молитвы с просьбой к Господу защитить нас во время ночного отдыха.
  3. Полунощница раньше читалась в полночь, но в настоящее время совершается перед утреней. Она посвящена ожиданию второго пришествия Иисуса Христа и необходимости всегда быть готовыми к этому событию.
  4. Утреню служат перед восходом солнца. На ней благодарят творца за прошедшую ночь и просят освятить новый день.
  5. Службы часов. В определенное время (часы) в церкви принято вспоминать события смерти и воскресения Спасителя, сошествие на апостолов святого духа.
  6. Всенощное бдение. «Бдение» означает «бодрствование». Это торжественное богослужение совершается перед воскресными днями и праздниками. У древних христиан оно начиналось с вечерни и длилось всю ночь, захватывая утреню и первый час. Историю спасения грешного человечества через схождение на землю Христа вспоминают верующие во время всенощного бдения.
  7. Литургия. Это кульминация всех богослужений. Во время нее совершается таинство причащения.

Божественная литургия

Прообразом для нее стала тайная вечеря, на которую Спаситель в последний раз собрал своих учеников. Он дал им чашу с вином, символизирующим кровь, пролитую Иисусом за человечество. А затем разделил на всех пасхальный хлеб как прообраз своего тела, принесенного в жертву. Через эту трапезу Спаситель подарил людям самого себя и велел совершать обряд в память о нем до конца мира.

Что такое литургия сейчас? Это воспоминание о жизни Иисуса Христа, его чудесном рождении, мучительной смерти на кресте и вознесении на небо. Центральным событием является таинство причащения, на котором прихожане вкушают жертвенную пищу. Тем самым верующие соединяются со Спасителем, и на них нисходит божественная благодать. Кстати, с греческого «литургия» переводится как «совместное дело». Во время этой службы остро ощущается собственная причастность к церкви, единение живых и мертвых, грешных и святых через центральную фигуру Иисуса Христа.

Литургические каноны

Первыми служить литургию начали апостолы. Они делали это по примеру Иисуса Христа, добавив к таинству причащения молитвы и чтение Библии. Считается, что изначальный чин службы составил апостол Иаков, брат Спасителя, сын плотника Иосифа от первой жены. Передавался канон устно от священника к священнику.

Впервые текст литургии был записан в 4 веке святителем и архиепископом Василием Великим. Он канонизировал вариант, принятый на его родине (Каппадокия, Малая Азия). Однако предложенный им чин был продолжительным во времени, и не все прихожане выдерживали его. Святитель Иоанн Златоуст сократил службу, взяв за основу изначальную литургию апостола Иакова. В настоящее время канон Василия Великого служится десять раз в году, в особые дни. В остальное время предпочтение отдается литургии Златоуста.

Божественная литургия с пояснениями

На Руси ее называли «обедней», так как совершалась она до обеда. Литургия — необыкновенно красивая, богатая служба. Но по-настоящему прочувствовать ее может только тот, кто осознает глубокий смысл происходящего. Ведь главное действующее лицо во время литургии — не священник, а сам господь. Святой дух незримо нисходит на хлеб и вино, приготовленные к таинству причащения. И они становятся плотью и кровью Спасителя, через которые любой человек освобождается от греховного начала.

Во время литургии восстанавливается единство материального и божественного, людей и бога, нарушенное когда-то Адамом и Евой. В храме наступает царствие небесное, над которым не властно время. Каждый присутствующий переносится на тайную вечерю, где Спаситель лично дает ему вина и хлеба, призывая всех быть милосердными и любящими. Теперь подробно рассмотрим каждый этап литургии.

Подача записок

Что такое литургия? Это служба, во время которой стираются границы между царствием небесным и земным. Мы можем напрямую обратиться к Богу с прошением о близких. Но еще большей силой обладает коллективная молитва. Чтобы вся церковь помолилась о дорогих вам людях, живых или усопших, необходимо заранее подать записку в свечную лавку.

Для этого используют специальный бланк или обычный лист бумаги, на котором рисуется крест. Далее подпишите: «За здравие» или «За упокой». Молитва во время литургии особенно нужна людям больным, страдающим, оступившимся. Записки об упокое подаются в дни рождения и смерти покинувшего этот мир человека, на его именины. Допускается указывать на одном листе бумаги от 5 до 10 имен. Они должны быть получены при крещении. Фамилии и отчества не нужны. В записку нельзя включать имена некрещеных людей.

Проскомидия

Это слово переводится как «принесение». Древние христиане сами несли в церковь хлеб, вино, масло и другие продукты, необходимые для причащения. Сейчас эта традиция утрачена.

Литургия в храме начинается тайно, при закрытом алтаре. В это время читаются часы. Священник готовит дары на жертвеннике. Для этого он использует 5 служебных просфор в память о пяти хлебах, которыми Иисус накормил толпу. Первая из них называется «Агнец» (ягненок). Это символ безвинной жертвы, прообраз Иисуса Христа. Из нее вырезается четырехугольная часть. Затем вынимаются кусочки из других хлебов в память Богородицы, всех святых, живых священнослужителей и здравствующих мирян, усопших христиан.

Потом приходит очередь малых просфор. Священник зачитывает имена из записок, поданных прихожанами, и вынимает соответствующее количество частиц. Все кусочки укладываются на дискос. Он становится прообразом церкви, где собираются воедино святые и заблудшие, больные и здоровые, живущие и ушедшие. Хлеб погружается в чашу с вином, что означает очищение через кровь Иисуса Христа. В завершение проскомидии священник накрывает дискос покровами и просит бога благословить дары.

Читать еще:  Святой великомученик Феодор Тирон: Закон Небесный выше смерти земной. Именные иконы

Литургия оглашенных

Оглашенными в древности называли тех, кто только готовится к крещению. На этой части литургии может присутствовать любой желающий. Начинается она с выхода диакона из алтаря и восклицания: «Благослови, Владыко!» Затем следует пение псалмов и молитв. На литургии оглашенных вспоминается жизненный путь Спасителя от рождения и до смертных страданий.

Кульминацией становится чтение Нового Завета. Евангелие торжественно выносят из северных врат алтаря. Впереди идет священнослужитель с горящей свечой. Это свет учения Христова и одновременно прообраз Иоанна Предтечи. Диакон несет поднятое вверх Евангелие — символ Христа. За ним идет иерей, склонив голову в знак покорности Божьей воле. Шествие заканчивается у амвона перед царскими вратами. Во время чтения Священного Писания присутствующим следует стоять, почтительно преклонив головы.

Затем священник озвучивает поданные прихожанами записки, вся церковь молится за здравие и упокой указанных в них людей. Завершается литургия оглашенных возгласом: «Оглашенные, изыдите!» После этого в храме остаются только крещеные.

Литургия верных

В полной мере осознать, что такое литургия, могут люди, допущенные к причастию. Последняя часть службы посвящена тайной вечере, смерти Спасителя, его чудесному воскресению, вознесению на небо и грядущему второму пришествию. На престол выносятся дары, читаются молитвы, в том числе самые главные. Хором прихожане поют «Символ веры», где излагаются основы христианского учения, и «Отче Наш», подарок самого Иисуса Христа.

Кульминацией службы становится таинство причащения. После него собравшиеся благодарят бога и молятся о всех членах церкви. В самом конце поется: «Буде имя Господне благословенно отныне и до века». Священник в это время благословляет прихожан крестом, все по очереди подходят к нему, целуют крест и с миром идут домой.

Как правильно причащаться

Не приняв участия в этом таинстве, вы не ощутите на себе, что такое литургия. Перед причастием верующий должен раскаяться в грехах, исповедаться священнику. Также предписан пост длительностью минимум 3 дня, во время которого не следует есть мяса, молочных продуктов, яиц и рыбы. Причащаться нужно на голодный желудок. Рекомендуется также воздержаться от курения и приема лекарств.

Перед причащением скрестите руки на груди, положив правую поверх левой. Встаньте в очередь, не толкайтесь. Когда подойдете к священнику, назовите имя и откройте рот. В него положат кусочек хлеба, смоченный в вине. Поцелуйте чашу священника и отойдите. Возьмите на столике просфору и «теплоту» (запивку из вина, разбавленного водой). Только после этого можно разговаривать.

Что такое литургия? Это возможность вспомнить весь путь Спасителя и соединиться с ним в таинстве причащения. После службы в храме человек укрепляется в вере, его душа наполняется светом, гармонией и умиротворением.

Православная Жизнь

Main menu

Вы здесь

Божественная Литургия: то, чего вы не знали

Божественная Литургия – самая главная служба Церкви. О ней уже сказано и написано несметное количество раз. Но как многогранна сама Литургия, так же многогранна ее история, многие факты до сих пор остаются уделом лишь немногих. Давайте же разберемся, какие еще факты скрывает Литургия.

Сегодня очень много литературы о символическом толковании Литургии: Вход с Евангелием обозначает выход Христа на проповедь, вынос Чаши перед Св. Причащением – Явление Воскресшего Христа. Осознавая важность и назидательность такого объяснения Литургии, я предлагаю отойти от такого толкования и рассмотреть толкование историческое, ведь многие элементы Литургии возникли в ходе практического ее развития и только потом были наполнены неким сакральным смыслом. Для того чтобы это сделать, нам необходимо будет перенестись в Византию, в Константинополь – именно здесь наша Литургия приняла современные формы.

Как сегодня начинается Литургия? Мы приходим утром в храм, слушаем часы, потом выходит диакон и возглашает: «Благослови, владыко!». Привычная картина, но в Константинополе все проходило далеко не так. В городе было очень много храмов, посвященных тем или иным святым, тем или иным событиям, и очень часто в праздники богослужения во главе с епископом совершались в этих храмах.

Процессия в Константинополе. Миниатюра из рукописи

Рано утром люди собирались на городском Форуме – центральной площади и с торжественным пением шли в храм, где должны были в этот день служить Литургию. Этими песнопениями были те три антифона, которые мы слышим или в будние дни, или в великие праздники. Один певец запевал какой-нибудь библейский стих, а хор и народов пел припев, к примеру, «молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас» или «Спаси ны, Сыне Божий, воскресый из мертвых поющия Ти: Аллилуия». То есть начальная часть службы пелась не в храме, а по пути к нему.

Храм святой Софии. Реконструкция, на переднем плане виден дворик

Когда процессия подходила к храму, духовенство и верующие, а иногда и император, собирались перед входом в храм в особом дворике, где читалась торжественная молитва входа и все люди торжественно заходили в храм, при этом пели какое-либо песнопение, например, Трисвятую песнь «Святый Боже…». Когда в храм прибывал император, пели стих из 19-го псалма «Господи, спаси царя и услышы ны». Очень часто в это же время в храм вносилось Св. Евангелие, которое хранилось в отдельном здании – ризнице.

Читать еще:  К чему снится гуляние. К чему приснился праздник? Сонник: к чему снится Жених

Я думаю, что многие узнали современные части Литургии – торжественный вход с Евангелием, пение Трисвятого и возглас «Господи, спаси благочестивыя» (после падения Константинополя в 1453 г. греки лишаются императора, поэтому возглас переделывают: «царя» на «благочестивыя»).

После того как шествия прекратились, антифоны стали петься в храме и торжественный вход храм был заменен торжественным выходом священства из алтаря, но при этом остались песнопения, которые раньше использовались при входе в храм.

Горнее место храма Святой Ирины. Константинополь

Вернемся в Византию. После входа в храм епископ заходил в алтарную часть и поднимался на горнее место. Сейчас горним (т. е. возвышенным) местом в храме называется восточная стена алтаря, а в древности это было действительно высокое место в восточной стороне храма, и епископ поднимался туда, чтобы его видели со всех уголков храма, и там впервые он приветствовал собравшихся возгласом «Мир всем!» – это и было начало уже собственно Литургии.

Далее следовало чтение Св. Писания. Сейчас мы привыкли, что Св. Писание читается или в алтаре, или около алтаря, или только когда служит епископ, оно читается в центре храма. В древности чтение всегда было в центре храма, на особом возвышении – амвоне. Сейчас амвоном называют центральную часть входа в алтарь, а тогда это была высокая (иногда до 2 метров высотой, как в Новгороде) башенка, на которую забирался чтец или диакон и оттуда возглашал Слово Божие.

Амвон из Софийского собора в Новгороде Великом

Сразу же после чтения Евангелия епископ говорил проповедь. Первоначально он ее говорил, находясь на горнем месте, но потом, со времен свт. Иоанна Златоуста, проповедовали с амвона.

После проповеди шла молитва о всех, кто в ней нуждается. Диакон говорил, о чем молиться, а люди творили молитву «Господи, помилуй!», иногда и несколько раз. Так появились наши ектеньи.

После этого читались молитвы над теми, кто больше не мог находиться на службе – над готовящимися принять Святое Крещение, кающимися, одержимыми. Им можно было присутствовать только на первой части богослужения, а затем, после того как их благословят, они должны были покинуть храм.

Далее начиналась уже собственно Литургия как служба принесения Богу Бескровной жертвы.

Перед началом службы люди оставляли свои приношения в храм, в том числе хлеб и вино, в особом здании вне храма, которое называлось скевофилакий (сосудохранилище). Здесь диаконы и другие священнослужители выбирали хлеб и вино для службы.

Ангелы в литургической процессии с Дарами. Фреска из Монастыря Грачаница

После того как все, кто должен уйти со службы (оглашенные, кающиеся), покинули храм, часть священнослужителей, выйдя из храма через боковые двери, отправлялась в скевофилакий за Дарами; оставшиеся в храме епископ с частью сослужащих читали молитвы перед началом Евхаристии и омывали руки. Взяв хлеб и вино, а также необходимые для службы сосуды, священнослужители возвращались из скевофилакия через боковые двери в храм, где их встречали свещеносцы. Священнослужители проходя по всему храму молились о тех, кто принес свои дары в храм, а затем отдавали хлеб и вино епископу.

Как можно догадаться, так возник наш Великий вход. После того как хлеб и вино стали готовить в алтаре, обряд принесения Даров в храм извне превратился в символическое шествие с приготовленными Дарами от жертвенника к престолу.

Далее в Византии совершался обряд целования мира, когда все находящиеся в храме приветствовали друг друга. Впоследствии этот обряд был заменен общим исповеданием веры – пением Символа веры.

После этого начиналось чтение анафоры – главной молитвы Литургии, в которой мы вспоминаем Тайную Вечерю и просим, чтобы Господь послал Духа Своего на нас и на наше приношение – хлеб и вино и сделал их Истинным Телом и Кровью Своими.

Здесь уместно поговорить о названиях наших Литургий. Как все знают, у нас они называются Литургия свт. Иоанна Златоуста и Литургия свт. Василия Великого. Многие думают, что это они составили нынешний чин Литургии и написали все молитвы и песнопения этой службы. Разумеется, это не так. Литургия складывалась тысячелетие, многие элементы и молитвы вошли в Литургию через столетия после святых Иоанна и Василия и, конечно, не могли принадлежать им. Так почему они называются авторами нашей Литургии? Потому, что (в этом сходятся большинство исследователей) они авторы центральной молитвы Литургии – анафоры, поэтому и вся Литургия получила их имена.

Вернемся к самой Литургии. После анафоры люди готовились к Святому Причащению, пелась молитва Господня «Отче наш», после чего все те, кто не причащается, после особой молитвы и благословения, уходили из храма. Именно поэтому сегодня после молитвы «Отче наш» диакон говорит: «Главы ваши Господеви приклоните». Диакон причащается каждую Литургию, и поэтому он не преклоняет голову, а преклоняют те, кто не будет причащаться и над кем читают особую молитву и благословение.

Мы с вами только немного коснулись истории нашей Литургии. Разумеется, здесь все представлено в несколько упрощенном виде, каждой части и песнопению Литургии посвящено немало исследований и научных работ, где подробно описывается происхождение каждой части службы. Но даже этот рассказ об истории нашей Литургии может дать преставление, как возникли те или иные элементы службы и как они стали частью нашей службы. А это, я уверен, поможет более осознанно и внимательно молиться на этой главной службе Церкви.

Александр Адоменас
выпускник ПСТГУ, бакалавр богословия

Источники:

http://spravoslavia.ru/liturgiya-razyasnenie-glavnogo-cerkovnogo-bogosluzheniya.html
http://www.syl.ru/article/364018/chto-takoe-liturgiya-prostyimi-slovami
http://pravlife.org/ru/content/bozhestvennaya-liturgiya-chego-vy-ne-znali

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector