Представителем какой философской школы является протагор. Протагор и софисты

Протагор и софисты

В V в. в Афинах появилась новая философия, которая полностью отличалась от философии природы того времени. Ее ориентация была гуманистической, а принципиальные позиции релятивистскими. Представителями ее выступали софисты, среди них наиболее оригинальным мыслителем был Протагор.

Софисты, которые первыми выразили в философии новое направление, не создали философской школы и в целом не были изначально философами. Они были учителями и воспитателями, готовящими к публичной жизни, и этот род деятельности давал возможность объединить между собой достаточно разнородную группу людей. Эти учителя еще во времена Солона практиковали в Афинах, но выдающуюся роль в общественной жизни стали играть лишь тогда, когда в воспитании стали делать акцент на образовании, а не на духовном и физическом совершенствовании, как было до сих пор. В результате потребность в образовании стала повсеместной, а участие в интеллектуальной и публичной жизни общества стало считаться делом чести. Софистам приходилось учить не только молодежь, но и взрослых. Они не только учили их говорить и действовать, но и сами выступали как ораторы и общественные деятели. Софисты выполняли общественные функции, которые в настоящее время поделили между собой публицистика и общедоступные университеты. Софист был «наполовину летописцем, наполовину учителем». Положение обязывало их быть современными людьми и учить в соответствии с духом времени,— отсюда берет начало репрезентативность их взглядов.

Не все они были философами, однако среди них было несколько выдающихся мыслителей, таких как Протагор, Горгий, близкие к элеатам Гиппарх и Продик; большинство же были менее известны; были и те, «кто знал историю и пренебрегал наукой, любители парадоксов и тривиальное тей, консерваторы и радикалы, серьезные философы и случайные люди».

Период деятельности софистов был достаточно долгим и продолжался почти целое столетие. Протагор и Горгий были старше Сократа, и еще во времена Аристотеля деятельность софистов не прекратилась. Временем расцвета софистики было ее начало, время Протагора и Горгия. В то же время им повезло: даже в консервативной и отвергающей образование Спарте Продик и Гиппарх получили признание. Софисты составили интеллектуальную элиту Греции. Великие греческие политики, поэты, ораторы и ученые — Еврипид и Софокл, Исократ и Фукидид — учились у них и искали их расположения и дружбы.

Однако вскоре благосклонное отношение греков к софистам радикально изменилось. Причин было несколько. Аристократическое общество обвинило их в том, что они учат за деньги. В глазах греков это было унижением умственного труда. Консерваторы, в свою очередь, выступили с обвинениями в том, что, обучая, софисты нарушают веру и традиции. Это обвинение софисты могли бы разделить, за малым исключением, со всеми, кто в Греции занимался философией. И, наконец, как с принятой обществом точки зрения, так и с личных позиций выступил против Платон и боролся с ними, как говорится, не выбирая средств. Он, по видимому, больше всех сделал для того, чтобы принизить роль софистов в памяти потомков: работы софистов не сохранились, нет достаточных свидетельств их деятельности, потомки черпали сведения о них из произведений Платона и смотрели на них его глазами.

Само слово «софист» вначале имело другой смысл: оно обозначало «ученого», затем «псевдоученого»; соответственно термины «софизм» и «софистический» также получили уничижительное значение. Софистика стала синонимом эристики, то есть системы приемов, которые ложному утверждению придавали истинное значение. Образцы такого рода начинаний мы имеем в пародиях Платона и Аристотеля. Правда, что софисты злоупотребляли диалектикой, но этим грешили в то время все: как ученики Сократа, так и сам Платон. Однако начало этому злоупотреблению положили Heсофисты, а элеаты: они считали, что все можно доказать, создали правила доказательства положений, которые каза лись наименее правдоподобными. Кроме того, это «антилогическое направление», существовавшее в то время, еще больше дискредитировало себя, поскольку, как правило, доказанное таким образом обвинение в безбожии было направле но против невыгодных, неудобных философов. Софисты если и заслужили это обвинение, то не все, а лишь поздние — эпигоны, которые были ничтожными людьми, память о которых погибла, а это обвинение относили, как правило, к тем, кто был известен и значителен. Только в XIX в. стало понятно это положение вещей, и была предпринята реабилитация софистов. Первым это сделал Георг Грот в своей «Истории Греции».

Читать еще:  Как называют православных. Православие

Протагор обладал наиболее ярко выраженным философским мышлением среди софистов. Он сформулировал философские принципы, во имя которых выступали софисты. Протагор жил приблизительно в 481—411 гг., и если эти даты истинны, то он старше Демокрита и Сократа. Протагор родился в Абдере. Он был первым философом нового стиля: менее исследователем, а более учителем, оратором, популяризатором. Он был законодателем одной из колоний в Великой Греции. В зрелые годы он побывал в Афинах и входил в круг друзей Перикла. Главной его работой была «Полемика об истине и бытии». Кроме того, он написал ряд работ по грамматике, этике и технике. Работа «О богах», которую он прочел в доме Еврипида, была сожжена и вызвала процесс против автора. Желая избежать суда, Протагор покинул Афины и отправился на Сицилию. При переезде он утонул.

Софисты и Протагор

Во второй половине V в. до н.э. досократическим системам была противопоставлена скептическая доктрина — софистика. Слово софист не имело первоначально отрицательного смысла и означало «мудрый, искушенный, эксперт знания». Софистами были люди, которые зарабатывали средства па жизнь, давая молодым людям определенные знания, которые могли быть им полезны в практической жизни, например в судебных разбирательствах и политической деятельности. Будет справедливо заметить, что многие из софистов по-настоящему интересовались философией. У Платона мы встречаемся с карикатурным их изображением, гак как он протестовал против практики софистов получать деньги за обучение. Но известно, что Платон обладал вполне достаточными средствами и поэтому был неспособен, по-видимому, понять нужды тех, кто не имел хорошего состояния. Поэтому о софистах не следует судить только по текстам Платона.

Наиболее известным среди софистов был Протагор (ок. 490 — ок. 420 до н.э.). Он родился в Абдерах — в городе, родом из которого был Демокрит.

Протагор разрабатывал доктрину, согласно которой «человек есть мера всех вещей». То есть, когда мнения разных людей отличаются друг от друга, не существует объективного критерия, благодаря которому можно определить, кто прав. Критерий — только сам человек: «Какими отдельные вещи предстают предо мной — таковы они есть для меня, какими пред тобой — таковы они для тебя». Неверие в объективную истину привело Протагора к защите закона, обычая и традиционной морали. В основе этой позиции лежит убеждение, что одно мнение может быть лучше другого, хотя оно не может быть истинным. Это, в общем-то, скептическое учение стало со временем основой западного релятивизма.

Итак, по Протагору, все относительно: нет абсолютной истины и нет абсолютных моральных ценностей. Но существует нечто, что более полезно и приемлемо. Задача философа (мудреца) — увидеть полезность относительного и убедить других принять эту точку зрения. Поэтому большое внимание Протагор уделял искусству спора, умению обсуждать разные аргументы, «организовать турнир доводов против доводов».

О Протагоре известен следующий рассказ. Протагор учил молодого человека на условиях, при которых тот должен был заплатить ему за учебу в том случае, если выиграет свой первый процесс. Но оказалось, что первый судебный процесс этого молодого человека был возбужден самим Протагором для получения платы за учебу. И Протагор оказался в безвыходном положении: если молодой человек выигрывает процесс, то он ничего не платит по решению суда, а если проигрывает — то опять-таки не платит, но уже на основании их договоренности. Вот так ученик Протагора, хорошо усвоив его уроки аргументации, наказал своего учителя.

Читать еще:  В какие годы жил царь соломон. Кто такой Соломон в Библии? Одна из лучших притч Царя Соломона

Что касается взглядов на религию, то долгое время считалось, что Протагор — атеист. Однако это нс так, скорее он – агностик, так как занимал нейтральную позицию по отношению к богам: «О богах я не имею возможности утверждать ни того, что они есть, ни того, что их нет».

Итак, софисты учили по преимуществу искусству спора. Можно предположить, что отчасти критика софистов не только широкой публикой, но и Платоном и последующими философами была вызвана их специфической интеллектуальной честностью. Преследование истины, когда оно ведется искренне, не должно считаться с моральными соображениями. Софисты были готовы следовать за доказательством, куда бы оно их ни вело. Часто это приводило их к скептицизму. Естественно, что Платону, который оценивал философские учения по их социальному значению, не могли понравиться такие утверждения.

Протагор, философ-софист

Общие представления о софистах

Софисты представляют собой группу древнегреческих философов середины V – первой половины IV вв. до н.э. Первоначально словом «софист» обозначали мудрого человека, авторитетного в широком спектре вопросов частной и общественной жизни. Однако позже софисты стали наниматься к богатым людям в качестве платных учителей философии и ораторскому искусству, без знания которых невозможно было активно участвовать в общественной жизни. Это навлекло на софистов нападки со стороны консервативных философов, что вылилось во всевозможные насмешки и общий упадок статуса софистов. Основные сочинения софистов до наших дней не дошли, взгляды софистов воссоздаются на основе их полемики с Платоном и Аристотелем.

К числу старших софистов относят:

К младшему поколению софистов относятся:

Жизнь Протагора

Протагор родился в городе Абдеры во Фракии около 486 года до н.э. Однако, как о многих представителях того времени, сведения о его жизни достаточно противоречивы и не отличаются полнотой. Существует предположение, что какое-то время Протагор работал как грузчик и занимался переносом тяжестей. На этой работе он встретился с Демокритом, который удивился, насколько у грузчика были рационально уложены дрова в вязанке. После разговора с ним, Демокрит предложил Протагору пойти к нему в ученики.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Не все считают данный рассказ правдивым. Здесь присутствует явная анекдотичность случая. Кроме того, Мейнерс указывал, что Протагор был старше Демокрита. Некоторые авторы, в частности, И. Ягодинский, полагают, что именно Протагор значительно повлиял на философию Демокрита, а также самого Платона.

Протагор стал основоположником софистического образа жизни. Так, он путешествовал со своими лекциями, нанимался преподавать за деньги в дома богатых горожан. Даже появилась легенда, что он является воспитанником персидских магов.

Несколько раз Протагор бывал в Афинах. Во время одного из визитов он познакомился с Периклом, который доверил ему составление устава для колонии Фурии в Южной Италии. Во время олигархического переворота в 411 году в Афинах Протагор был обвинен в атеизме на основании его сочинения «О богах», в котором он высказал сомнения относительно существования богов. Протагор был вынужден бежать на Сицилию, однако его корабль попал в шторм и потерпел кораблекрушение. Так закончилась жизнь одного из самых неординарных философов Древней Греции.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Философские взгляды Протагора

Ни одно из произведений Протагора до нас не дошло. По упоминаниям в разных источниках он написал несколько трактатов:

Самая знаменитая фраза Протагора звучит как «человек есть мера всех вещей». Человек выступает как мера того, что существующие вещи существуют, а несуществующие – не существуют. Такой вывод Протагор делал на основе учения Гераклита о всеобщей текучести вещей. Все меняется постоянно, каждый момент, соответственно, нельзя сказать ничего определенного ни о каком из предметов, все существует постольку, поскольку конкретный человек может охватить в данный момент. На любое утверждение можно дать противоречащий аргумент. В этом заключался релятивизм Протагора. В своих учеников Протагор учил тому, как самый слабый аргумент превратить в сильнейший и наоборот.

Читать еще:  Молитвы чтобы в жизни все сбывалось хорошее. Молитва пред иконами Божией Матери «Всех скорбящих Радость» для утешения в скорби безденежья

Релятивизм и субъективизм были свойственны Протагору и в религиозных вопросах. Так, он писал:

«О богах я не могу знать ни того, что они существуют, ни того, что их нет, ни того, каковы они».

Вероятно, Протагор все же верил в богов, но отрицал научность познания, принимая только чувственность жизни и окружающего мира, считая, что в мире отсутствуют какие-либо объективные и субъективные стабильные элементы.

Платон приводит точку зрения Протагора на сотворение людей. Протагор, по его словам, рассказывал миф, согласно которому боги сделали людей и животных в глубине Земли из смеси огня и земли. Они приказали Прометею и Эпиметею распределить между людьми и животными способности, согласно их пользе. Однако Эмиметей уговорил Прометея доверить дело ему. Он отдал силу, ловкость, быстроту, способность летать, когти, толстую шкуру и другие полезные свойства животным, почти ничего не оставив людям. Прометей узнал об этом очень поздно, и решился украсть премудрое искусство Гефеста и Афины и вместе с огнем подарил его людям. Так люди смогли изобрести необходимые себе орудия и начать возделывать землю, чтобы добыть себе пропитание. Однако жить группами и создавать города люди долгое время не могли. Попытки объединиться заканчивались раньше, чем начинались, поскольку люди начинали обижать друг друга. Тогда Зевс дал людям стыд и справедливость.

Таким образом, Протагор подчеркивает отличительность обладания разумом для человека, а также показывает искусственный характер стыда и справедливости, поскольку они сформировались уже как результат человеческого общежития.

Релятивизм взглядов Протагора проявлялся и в политической сфере. Он считал, что человек не знает, что есть истина, что является правдой, а что ложью. Однако ели определять, что нужно человеку, то критерием будет выступать полезность. В свою очередь полезность определяется естественным правом и законом. Однако государственные законы также текучи, как и все остальное. Однако пока закон есть, ему стоит повиноваться.

Спор Протагора и Эватла

Протагор за свои уроки брал очень большие деньги и не всегда их платили ему сразу. Так, один из его учеников по имени Эватл заключил с Протагором договоренность, на основе которой он был обязан заплатить за обучение праву после первого выигранного судебного дела. Однако после обучения Эватл в судебных делах не участвовал, а потому момент оплаты оттягивался. Протагор устал ждать и подал на своего ученика иск в суд. Его рассуждения сводились к следующему: это будет первое судебное дело его ученика, если он выиграет, то, по условиям старой договоренности, будет обязан выплатить учителю плату за обучение, если проиграет, то по решению суда все равно должен будет выплатить долг. Однако Эватл рассуждал с другой позиции: действительно, я либо выиграю судебный процесс, либо его проиграю. Если выиграю, по решению суда я буду освобожден от обязанности платить, если проиграю, то не выплачу долга согласно старому договору.

Этот спор стал классическим проявлением софистских уловок и неточного содержания формулировок в договорах. Он является логическим парадоксом, на основе которого до сих пор обучают принципам юристов.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Источники:

http://studopedia.ru/12_68114_protagor-i-sofisti.html
http://studme.org/182707/filosofiya/sofisty_protagor
http://spravochnick.ru/filosofiya/protagor_filosof-sofist/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: