Отче наш. Заповеди Божий исполняй в точности! Желаем ли мы на небо? Священники – служители у престола Божия

Обсуждения

Стихи, посвященные священникам

33 сообщения

Посвящается иерею Феодору
«Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в
удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1Пет.2,9).

В ризы света облечен,
Силой Божией силен
священник…
Богом избран для служенья,
Он несет свет просвещенья
людям…
Он не царь и не герой,
Но на нем есть Дух Святой –
Божий…
Он грехи нам отпускает,
Наши души очищает
в Церкви…
Он для нас и пастырь добрый,
И отец суровый, строгий,
и наставник…
Он и батюшка любимый,
Иерей достопочтимый,
он и воин…
Бога нашего Христа,
И священного креста
он достоин.

«Священство или священническое, иначе пастырское, служение есть особое, существенно необходимое, служение в Церкви Божией, ведущее свое начало от Основателя Церкви Господа Иисуса Христа, поручаемое избранным и освященным лицам, состоящее в строении тайн Божиих, проповеди слова Божия и попечительном руководстве людей в духовной жизни» (Проф. Киевской Духовной Академии Василий Певницкий).

Посвящается иерею Александру
«Мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение» (1Кор.3,9).

СОРАБОТНИКИ У БОГА

Вам сила вышняя великая дана,
И милость Божия, и благодати много,
Звучат на Небе ваши имена,
Вы – соработники у Бога.

Он вас поставил у священного престола,
Он научил вас в Жертву Агнца приносить,
Вложил в уста спасительное слово,
А в сердце – жажду верой Господу служить.

Вы просвещаете людей Христовым Светом,
Вы освящаете нам души и сердца,
Вы странники, пришельцы в мире этом,
Ваш дом родной в Дому Небесного Отца.

«Вышний Иерусалим свободен: он – матерь всем нам» (Гал.4,26).

«В начале сотворил Бог небо и землю», – говорит первая страница Библии. А последняя говорит: «Вот я создаю новое небо и новую землю». И эти два откровения соединены великой надеждой, открывшейся в Спасителе мира, Иисусе Христе: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3,16)» (Архиепископ Иоанн Сан-Францисский).

Посвящается Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу

Патриарх… – какой тяжелый крест
Дарован вам от Господа с небес:
Корабль церковный наш вести
По христианскому пути,
Не уклоняясь ни направо, ни налево
От истины спасительного дела.

Патриарх… – за вами Божья Рать
Небесных Ангелов и с вами благодать
Великой силы от Спасителя Христа,
Молитва ваша отворяет небеса…
Молитесь за российскую Державу,
Да светит свет ее в Божественную славу!

Патриарх… – пусть злобствуют враги,
Пусть выливаются на вас потоки лжи,
Но мудрость свыше вам от Господа дана,
И мир душевный сохраняет вам она,
Вы молитесь и за своих врагов,
Несете крест распятия Христов.

Посвящается протоиерею Василию
«Сын мой! Если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению: управь сердце твое и будь тверд, и не смущайся во время посещения» (Сир.2,1-2).

Он отслужил молебен водосвятный
И собирался после службы в путь обратный,
Но собиралась с ним в дорогу и беда,
И только чудом он остался жив тогда.

Погибло трое рядом с ним в одной машине,
А он живет и славит Господа поныне,
Служа Спасителю всем сердцем и душой,
И верой истинной, и правдою святой.

А он за все, за все Христа благодарит,
И слово Божие народу говорит –
О вере, милости, смирении, любви,
О Церкви Божьей, о спасении души.

О том, что верных закаляют испытанья,
Что путь на Небо – это путь креста, страданья,
И сам восходит он по лествице скорбей –
Отец духовный наш – священноиерей.

«Тому человеку, которого Бог избирает в служение Себе, посылаются скорби. За скорби должно благодарить и славословить Бога, моля Его, чтобы даровал покорность Ему и терпение» (Свт Игнатий Брянчанинов).

Посвящается иеромонаху Мелхиседеку
«Сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного, быв наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека» (Евр.5,9-10).

Во святой воде в Крещенье
Совершалось омовенье
В храме Божьем христиан,
Как на речке Иордан.

Люди шли и окунались,
И довольно улыбались,
Из купели вылезая:
«Ох, водичка ледяная!»

Подошел и человек
С именем Мелхиседек,
Пред иконами молился,
В нем Христос изобразился.

Вот такие чудеса!
Приклонились небеса,
И увидели мы сами
Чудо в чудном Божьем храме.

«Когда священный Бытописатель изображает жизнь человечества в древние патриархальные времена, он указывает нам на нескольких священников, или служителей Божиих, с которыми приходили в соприкосновение лица племени, избранного Промыслом на хранение истинной веры и на восприятие особенных обетований Божиих. И эти священники, память о которых сохранена для нас Бытописателем, выделены из народа для совершения своего служения, внушают к себе почтение людей, стоящих подле них, и народ от них принимает благословение Божие. Во главе этих служителей Божиих стоит Мелхиседек, в котором Апостол усматривает образ великого Первосвященника Господа Иисуса Христа (Евр.5,6,10). …
Он божественный Пастыреначальник, пришедший строить царство Божие на земле, и Первосвященник вовек, по чину Мелхиседекову (Евр.5,6,10). В Нем мы, по слову апостола, «имеем Архиерея великого, прошедшего небеса» (Евр.4,14), Который, послужив спасению нашему и страданиями, и смертию, совершив это великое дело Своей неизреченной благодати (Евр.5,7-9), воссел одесную Престола Величия на небесах, и есть Священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек (Евр.8,1,2). «Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя» (Евр.5,5).
Этого великого Архиерея, нареченного от Бога первосвященником вовек, по чину Мелхиседекову, как корня, держится древо всего последующего и нынешнего священства в Церкви Христовой и Его волею и силою совершает свое служение, – Его волею и силою, а не волею народа, избирающего себе пастырей. Устраивая царство Божие на земле, Господь избрал из среды народа людей, которым вверил служение, подобное Его служению, и которых снабдил для совершения этого служения особенными полномочиями и особенною силою. В Своей беседе с учениками на тайной вечере, на которых Он возлагает дело Своего служения, дело созидания Своей Церкви, и в которых видит первых после Него предначинателей пастырского служения, Он говорит об избрании их на дело служения Церкви именно Им и отделении их от мира. «Не вы Меня избрали, – говорит Он, – а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод» (Ин.15,16). «…а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира…» (Ин.15,19). В своей первосвященнической молитве Он исповедует пред Отцом об их божественном посланничестве, которое является непосредственным продолжением Его посланничества. «Как Ты послал Меня в мир, – говорит Он, – так и Я послал их в мир» (Ин.17,18). Он оставляет их в мире на продолжение Своего служения, когда Сам грядет к Отцу и исходит от мира сего, и потому молит Отца святить их и соблюдать их от зла: «Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое… Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина… и за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною» (Ин.17,11-19). Господь, далее, всех избираемых и посылаемых Им на дело спасения людей или, что то же, на дело служения Церкви Своей ставит в самую близкую и непосредственную связь с Собою, и дело их представляет продолжением того дела, на которое Сам послан Отцом. «Истинно, истинно говорю вам, – говорит Он, – принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня принимает пославшего Меня» (Ин.13,20; Мф.10,40; Лк.10,16)» (Проф. Киевской Духовной Академии В. Певницкий).

Посвящается иерею Алексию
«Источники Мои обильны и благодать Моя не оскудеет» (3Ездр.2,32).

Молод храм в селе старинном,
Но сильна в нем благодать,
Добрый пастырь духом сильным
Может тучи разгонять.

Если ливень, наводненье,
Он помолится с душой,
И вот чудо, удивленье! –
Солнце вновь над головой.

Если засуха какая
И, напротив, нужен дождь,
Смотришь, молнией сверкая,
Он прольется во всю мощь!

Это батюшка молился,
Может быть, и день, и ночь,
И Господь поторопился
Своему слуге помочь.

Молод храм в селе старинном,
Но сильна в нем благодать,
Льется реченькой обильной
Наши душеньки спасать.

«Пастырское служение состоит в служении возрождению душ, совершаемом Божественной благодатью. Для совершения этого служения пастырь получает дар, внутренно его перерождающий» (Епископ Антоний).

«Священство – это величайшее благодеяние Божие для людей. Это проводник благодати Божией» (Греческий старец Епифаний)

«Благодать Духа ниспосылается в обилии там, где соединяются целомудрие, честность и другие добродетели» (Свт. Иоанн Златоуст).

7 МАРТА У ОТЦА ДИМИТРИЯ СМИРНОВА ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ. ПОЗДРАВЛЯЕМ НАШЕГО ДОРОГОГО БАТЮШКУ И ЖЕЛАЕМ ЕМУ ВСЕХ БЛАГ ЗЕМНЫХ И ВЕЧНЫХ!
Посвящается протоиерею Димитрию Смирнову
«Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому» (Кол.4,6).

СЛОВО С БЛАГОДАТИЮ

Просты, понятны для души
Слова о вере и любви
Отца Димитрия Смирнова,
Спаситель дал ему дар слова.

Читать еще:  Крестный католик у православного ребенка. Как подготовить малыша к событию? Крестить ребенка лучше в полтора месяца

Он говорит не в бровь, а в глаз,
Он учит смелости и нас,
На нем исполнились слова:
Где вера, там всегда дела.

Его дела не перечесть,
Всего важней – Благая Весть,
Которую несет он людям,
И как его мы слушать любим!

Все растолкует, разъяснит,
В суть дела, в самый корень зрит,
Как говорил Прутков Кузьма,
Талант блестящего ума!

Он говорит так емко, с солью,
Как заповедано, и с болью
О мире нашем, о стране,
О человеческой душе.

Горячим сердцем, крепкой верой
Он служит нам живым примером,
Как Бога мы должны любить,
Как ради жизни вечной жить.

«Священник – духовный руководитель народа. Он несет свет и распространяет семена чистого, небесного учения. Он возбуждает и укрепляет в людях или в среде, вверенной его пастырскому водительству, святые, возвышенные мысли, которые должны управлять нашей жизнью и приближать нас к нашему высокому предназначению. Мы погружены долу, поглощены земными, временными интересами и прикованы взором к той юдоли, в которой влачим свое существование. Священник расширяет наш узкий кругозор; он возводит от земли взор наш к небу; он указывает нам на мир высший, невидимый, духовный, он будит дремлющие чаяния и стремления высшей части нашего существа и склоняет внимание людей к благам вечным, к утешительным обетованиям нашего небесного отечества» (Проф. Киевской Духовной Академии Василий Певницкий).

«Таинством священства спасен мир и просвещена тварь. Им отъято с земли беззаконие, им водворяется на земле целомудрие; через него приведен в бездействие падший диавол, развратные стали освященными сосудами, блудники – чистыми и нескверными, неразумные соделались вождями правды, беззаконники – добрыми и благочестивыми. Через него упразднена держава смерти, ад утратил свою силу, клятва Адамова разрешена, небесный чертог уготован. Им человеческая природа возводится на степень бесплотных» (Св. Прп. Ефрем Сирин).
«Судьба нашего Отечества зависит от священников, служащих и проповедующих. Своим трудом они сохраняют связь падшего и разлагающегося мира с Царством Христа и миром благодати. Случись этой связи порваться – миру будет нечем жить. Случись ей истончиться до крайности – над безумным человечеством на малое время воцарится человек греха и сын погибели» (Протоиерей Андрей Ткачев).

7 молитв за других

Жизнь верующего должна быть жертвой (Рим.12) во всех её аспектах, потому что верующий в Иисуса Христа уже не живёт сам, но живёт в нём Христос (Гал.2:20). Одним из явных показателей духовного состояния христианина является молитва – то действие, которое по большей части совершается наедине с Богом.

Данная статья – это некоторый ориентир в прекрасной теме – ходатайственной молитве или молитве «за других», которая является неотъемлемой частью возрастания и преображения во Христа. Есть множество примеров таких молитв в Священном Писании и в личной жизни многих верующих людей, и здесь мы рассмотрим некоторые из них. Конечно, вы можете расширить и дополнить этот список, изучая Библию об этом самостоятельно!

Ни для кого не будет откровением то, что мы, как правило, больше всего молимся за себя, свои нужды, свой духовный рост, работу, семью, здоровье и так далее…Список можно продолжать бесконечно, и это естественно и нормально молиться об этом. Однако, христианство – это не религия одиночек, верующий в Господа человек – это часть Тела Христова, Церкви, он связан с другими членами этого Тела, а также с неверующими. И эта связь крепнет, когда мы молимся за близких и дальних, знакомых, малознакомых и совсем незнакомых людей.

Мы не знаем подробно о том, о чём молился Иисус Христос, но в тех немногих местах, где приводятся Его молитвы (например, в 17-й главе Евангелия от Иоанна), мы видим, что Он молится за Своих учеников и не только за них. Поучимся у Господа и других верующих молиться за других.

Молитва за Церковь

Первое, что можно сказать об этой потрясающей молитве, которую стоит выучить каждому ученику Иисуса Христа, – это то, что здесь нет ни слова о себе, но о «нас» – «Отец наш», «подавай нам», «прости нам» и так далее. Можно многое сказать об этой молитве, но давайте пока возьмём одну эту идею – молиться за других верующих – это хорошо и угодно Богу, это неотъемлемая часть молитвенной жизни.

Молитва за оскорбляющих и обижающих

Упрёки, критика, насмешки, злословие, неприятные шутки и оскорбительные слова могут прилетать с разных сторон, причём это могут быть как неверующие люди, так и христиане, которые имеют своё «особое мнение» по самым разным поводам. К сожалению, в христианской среде нередки случаи такой непримиримости, какие не встретишь со стороны тех же атеистов, а родственники могут быть самыми едкими комментаторами и критиками вашей жизни, потому что знают вас давно, знают ваши слабости и уязвимые точки, в которые норовят ударить побольнее. Стоит отметить, что молиться нужно как за тех, кто только использует слова («обижающие»), так и за тех, кто осуществляет какие-то действия против вас или церкви («гонящих»).

За всех этих людей нужно молиться – молиться об их примирении с Богом, молиться о примирении с вами, молиться о благословениях для них, об их проблемах и сложностях, а также по возможности делать им добро. Молитва за гонителей и оскорбляющих – важный инструмент для воспитания смирения и любви к ближним.

Молитва за просящих помочь

Иногда мы можем сомневаться в том, что какой-то член общины действительно является христианином, как было в этой ситуации с Симоном волхвом. Апостолы не были уверены, простит ли его Господь, возможно, они не были уверены в искренности его покаяния, поэтому посоветовали ему покаяться и молиться. Но в подобных ситуациях мы также должны молиться о таких людях – о том, чтобы Бог показал Свою волю, о том, чтобы всё тайное стало явным, о покаянии. Просьба о молитве – хорошая просьба, она показывает, что в сердце человека есть какая-то тяга к Богу, и это нужно поощрять. Кстати, часто вырываемый из контекста отрывок из 18-й главы Евангелия от Матфея тоже говорит о молитве за отступников, к которым были применены меры церковной дисциплины.

Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. (Евангелие от Матфея 18:19-20)

Обратите внимание, что текст про «двоих или троих» находится прямо после упоминания о молитве, они связаны словом «ибо», но если прочитать ещё выше по тексту, мы увидим главный текст о том, как поступать с «согрешающим братом». Соответственно, молитвы о тех, кто был отлучён от церкви и есть цель собрания «двоих или троих», потому что Господь хочет найти всех «потерянных овец». Иногда такие люди просят молиться о них, а иногда не могут или не хотят этого сделать, но блаженны те, кто молится за отпавших – воистину Господь посреди них. Молитва за слабых и отпавших помогает глубже понять сердце Божье, Который хочет спасти всех.

Молитва за служителей Церкви

Нередко в церквях возникают различные конфликтные ситуации, проблемы, падение христианских стандартов, сложности в коммуникации, финансовые вопросы. Естественно, все шишки сыпятся на пастырей, и это естественно, потому что данная роль обладает как привилегиями служить, так и ответственностью отвечать за результаты своего служения. Однако, в запале критики многие забывают о такой неотъемлемой части взаимодействия в Церкви, как молитва. Причём проблемы в этом вопросы есть с обеих сторон – служители не просят молиться за них, а паства не молится за служителей.

Обратите внимание, Павел в послании молодой Фессалоникийской церкви не скрывает того, что в общинах есть проблемы – беспорядочные и лукавые люди, не имеющие веры. Но он не просто решает эти вопросы силой своего апостольского авторитета – он осознаёт, что в Церкви главный – Иисус Христос, и любые вопросы нужно решать с Его поддержкой и с молитвой во имя Его.

Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно. (Послание к Евреям 13:18)

Автор Послания к Евреям также просит о молитве за служителей, одним из которых является он сам. И хотя он не сомневается в том, что поступает правильно, всё-таки понимает, что молитвенная поддержка паствы помогает построить глубокие духовные взаимоотношения. Молитва за служителей Церкви – неоценимый вклад в укрепление Тела Христова.

Молитва за Божественное вмешательство

Апостол Павел был величайшим проповедником Евангелия, прекрасно знающим Закон Моисеев, Писания и пророков, Сам Господь учил его и преподал ему Евангелие, но даже он просит молиться за него и его помощников о том, чтобы Бог открывал возможности для проповеди Благой Вести о Христе.

Как часто мы больше полагаемся на организацию призывных собраний, на привлекательность концертной программы или комфортабельное помещение со спортзалом и детскими программами, но забываем молиться Богу, чтобы Он открывал сердца для Его Слова! Служители Церкви не должны гнушаться просить прихожан молиться за возвещение «тайны Христовой», как её должно возвещать, а прихожане должны делать это, чтобы Христос был прославлен. Молитва за Божественное вмешательство в жизнь Церкви и распространение Евангелия – это забота об исполнении воли Божьей.

Читать еще:  Вечернее молитвенное. Моление Макария Великого

Молитва за исцеление души и тела

В 5-й главе Послания Иакова с 13-го стиха несколько раз говорится о молитве – молитва в страданиях – личная молитва (ст.13), молитва в болезни при возложении рук пресвитеров – молитва служителей (ст.14), и, как итог, молитва друг за друга в 16-м стихе. Некоторые используют этот текст, как повеление исповедоваться в своих грехах перед людьми, однако, дело здесь не столько в этом, сколько в необходимости молиться друг за друга.

А чтобы это делать, нужно конкретно знать, в чём проблема собрата во Христе. Слово «усиленная» – это греческое причастие от всем известного слова «энергия», буквально здесь можно перевести «многое может прошение праведного действующее». Молитва друг за друга – это сила, которую нужно использовать для исцеления – прежде всего от грехов и их последствий, а потом и за физическое здоровье.

Молитва по воле Божьей

Последние два текста парадоксальны и сложны, потому что в них идёт речь о том, что иногда Бог принимает молитвы только каких-то людей, а других отвергает. Как же так – ведь каждый лично в ответе за свои грехи, Бог нелицеприятен, у Него нет «любимчиков», к которым Он относится по-особенному?

Это правда, однако из Библии слова не выкинешь, это части Священного Писания, которые необходимо осмыслить. И мы видим, что иногда Бог хочет слышать молитвы конкретного человека, чтобы этот человек стал своеобразным проводником Его воли. Другими словами, возможна такая ситуация, что если ты будешь молиться, Бог не ответит, а если брат Иоанн, к примеру, будет молиться за тебя, то ответит. Бывает и такое, что Бог побуждает молиться о чём-либо, что раньше совершенно не приходило тебе в голову, тогда нужно быть покорным этому призыву даже если его причины непонятны. Молитва по воле Божьей – это личный призыв от Бога, который может изменить происходящее самым невероятным образом

Практические советы

В заключение несколько практик, которые помогают мне, а, возможно, помогут и вам в молитвах за других людей.

Записывайте молитвенные нужды

Мы никогда не забудем о том, что нам нужно, а о нуждах других забываем очень быстро. Блокнот, записки, заметки – то, что всегда находится у вас под рукой – можно использовать, чтобы помочь своей памяти и своему чёрствому сердцу. Очень удобно записывать в облачных сервисах и смотреть свои записи на любом устройстве, например, в Evernote, Google Documents, OneDrive и подобных. Главное в данном случае то, чтобы вы могли легко это найти и прочитать, поэтому большие ежедневники не очень удобны для этих целей, гораздо удобнее смартфон, планшет, маленький карманный блокнот или что-то ещё, что будет для вас напоминанием, как были напоминанием для израильтян праздники, камни, песни, жертвенники, обряды, одежды, еда – что-то материальное, что постоянно попадается на глаза.

Молитесь сначала за других, а потом за себя

Как правило, в молитвах о своих проблемах мы можем проводить достаточно много времени, при этом лимит по времени по утрам обычно ограничен, потому что нужно идти на работу, учёбу, готовить завтрак, собирать детей и т.д. Получается так, что о себе мы помолились обстоятельно, а о других вспоминаем в самый последний момент (если вообще вспоминаем) и очень кратко. Чтобы этого избежать, молитесь сначала о других, а в оставшееся время – о себе.

Интересуйтесь тем, в чём есть нужда у других и учитесь видеть нужды

Как мы читали в тексте из Послания Иакова, личная исповедь помогает узнать духовные слабости братьев и сестёр, однако, это не единственный способ узнать, о чём ещё можно помолиться. Когда человек о чём-то беспокоится, он волей-неволей говорит об этом чаще, чем о том, с чем у него всё в порядке. Учитесь слышать и спрашивать людей об их насущных нуждах.

Важным источником информации сейчас являются также СМИ и социальные сети, из которых мы узнаём о войнах, терактах, стихийных бедствиях, катастрофах. Конечно, в этом случае нужно, во-первых, проверять информацию, особенно когда речь идёт о рассылках молитвенных нужд всем подряд, там часто бывают фейки, а, во-вторых, не нужно особенно погружаться в информационный новостной поток, который, к тому же отнимает много времени (подробнее об этом здесь ).

Итак, ходатайственные молитвы – это неотъемлемая часть духовного взросления христианина – нам следует молиться за Церковь, служителей и прихожан, верующих и неверующих, просящих о молитвах и не делающих этого, не ограничиваясь дежурными формулировками. Нам нужно учиться слушать, что говорят люди и что говорит Бог, нам нужно быть постоянным в этом, каждодневно вознося благодарения и моления в простоте и чистоте праведного сердца.

Да благословит вас Господь в этом служении!

P.S. Если кто-то посчитает необходимым, могу помолиться и за вас, пишите по электронному адресу, указанному ниже.

Автор: Марат Загидуллин.

Если статья была Вам полезной, поставьте лайк, поделитесь, подписывайтесь.

Популярные статьи: “Гнев Иисуса Христа” ( ссылка ), “Отче наш” и “Боже мой” ( ссылка ); “Исполнение пророчеств” ( ссылка ); “Что делать, когда тебе тяжело?” ( ссылка ); “Ночи в вечности не будет” ( ссылка ); “Не введи нас в искушение. ” ( ссылка ); “Удивительный псалом 117” ( ссылка ).

10 вопросов и ответов о молитве «Отче наш»

Молитву «Отче наш» также называют молитвой Господней, потому как Сам Христос дал ее Своим ученикам в ответ на: «научи нас молиться» (Лук. 11:1).

Эту молитву христиане произносят каждый день в утреннем и вечернем правилах, читают ее перед едой, произносят ее в храмах, более того во время богослужения все прихожане поют ее вслух. Но, к большому сожалению, часто повторяя слова молитвы, мы не всегда осмысляем, а что же именно стоит за ее словами? Мы составили 10 основных вопросов о молитве «Отче наш» и попытались ответить на них.

1. МЫ НАЗЫВАЕМ БОГА — ОТЦОМ, ПОТОМУ ЧТО ОН ВСЕХ НАС СОЗДАЛ?

Нет, по этой причине мы можем называть Его — Создатель, или — Творец. Обращение же Отец предполагает вполне определенные личные отношения между детьми и Отцом, которые должны быть выражены прежде всего в уподоблении Отцу. Бог есть Любовь, поэтому и вся наша жизнь тоже должна стать выражением любви к Богу и к окружающим нас людям. Если этого не произойдет, то мы рискуем уподобиться тем, про кого Иисус Христос сказал: Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего (Ин 8:44). Ветхозаветные иудеи потеряли право называть Бога Отцом. Об этом с горечью говорит пророк Иеремия: И говорил Я: …ты будешь называть Меня отцом твоим и не отступишь от Меня. Но поистине, как жена вероломно изменяет другу своему, так вероломно поступили со Мною вы, дом Израилев, говорит Господь. …Возвратитесь, мятежные дети: Я исцелю вашу непокорность (Иер 3:20—22). Однако возвращение мятежных детей состоялось лишь с приходом Христа. Через Него Бог вновь усыновил всех, кто готов жить по заповедям Евангелия.

Святитель Кирилл Александрийский: «Позволить людям называть Бога Отцом может только сам Бог. Он даровал это право людям, сделав их сынами Божьми. И несмотря на то, что они удалились от Него и были в крайней злобе против Него, Он даровал забвение оскорблений и причастие благодати».

2. ПОЧЕМУ «ОТЧЕ НАШ», А НЕ «МОЙ»? ВЕДЬ, КАЗАЛОСЬ БЫ, ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА БОЛЕЕ ЛИЧНЫМ ДЕЛОМ, ЧЕМ ОБРАЩЕНИЕ К БОГУ?

Самое главное и самое личное дело для христианина — любовь к другим людям. Поэтому мы призваны просить у Бога милости не для себя только, но и для всех людей, живущих на Земле.

Святитель Иоанн Златоуст: «…Он не говорит: гОтче мой, Иже еси на Небесех“, но — Отче наш, и тем самым повелевает возносить молитвы за весь род человеческий и никогда не иметь в виду собственных выгод, но всегда стараться о выгодах ближнего. А таким образом и вражду уничтожает, и гордость низлагает, и зависть истребляет, и вводит любовь — мать всего доброго; уничтожает неравенство дел человеческих и показывает полное равночестие между царем и бедным, так как в делах высочайших и необходимейших мы все имеем равное участие».

3. ПОЧЕМУ «НА НЕБЕСАХ», ЕСЛИ ЦЕРКОВЬ УЧИТ, ЧТО БОГ — ВЕЗДЕСУЩ?

Бог действительно вездесущ. Зато человек всегда находится в определенном месте, причем не только телом. Мысли наши тоже всегда имеют определенное направление. Упоминание о Небесах в молитве помогает отвлечь наш ум от земного и направить его к Небесному.

Святитель Иоанн Златоуст: «Когда же говорит гна Небесех“, то этим словом не заключает Бога на небе, но отвлекает молящегося от земли».
«Да святится имя Твое»

4. ЗАЧЕМ СПЕЦИАЛЬНО ПРОСИТЬ ОБ ЭТОМ, ЕСЛИ БОГ И ТАК ВСЕГДА СВЯТ?

Читать еще:  Сонник толкование снов лететь в самолете. К чему снится самолет по соннику

Да, Бог всегда свят, а вот мы сами далеко не всегда святы, хотя и называем Его Отцом. Но могут ли дети не походить на Отца? «Да святится имя Твое» — просьба о том, чтобы Бог помог нам жить праведно, то есть так, чтобы имя Его святилось и через нашу жизнь.

Святитель Иоанн Златоуст: «Да святится значит да прославится. Бог имеет собственную славу, исполненную всякого величия и никогда не изменяемую. Но Спаситель повелевает молящемуся просить, чтобы Бог славился и нашею жизнью. Об этом Он и прежде сказал: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф 5:16). … Сподоби нас, — как бы так учит нас молиться Спаситель, — так чисто жить, чтобы чрез нас все Тебя славили».
«Да приидет царствие Твое»

5. О КАКОМ ЦАРСТВЕ ИДЕТ РЕЧЬ? МЫ ПРОСИМ У БОГА, ЧТОБЫ ОН СТАЛ ВСЕМИРНЫМ ЦАРЕМ?

Царство Божие — слова, которые одновременно означают здесь два понятия:

1. Состояние обновленного мира после конца света и Страшного суда, в котором будут жить преображенные благодатью люди, наследовавшие это Царство.

2. Состояние человека, который, исполняя заповеди Евангелия, победил действие страстей, и через это дал в себе действовать благодати Духа Святого, которую каждый христианин получает в таинстве Крещения.

Святитель Феофан Затворник: «Царствие это есть — будущее царствие небесное, которое откроется после конца миpa и страшного суда Божиего. Но чтоб искренно желать пришествия этого царствия, надо быть уверенным, что мы будем удостоены его вместе с теми, кому будет сказано: приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения миpa (Mф 25:34). Достойным же этого бывает тот, в ком при этой еще жизни пресечено царство греха, страстей и диавола. Пресечение этого царства совершается действием благодати по вере в Господа Спасителя. Уверовавший предает себя Господу, обещая Ему жить свято и непорочно. За это в Таинстве Крещения подается благодать Святого Духа, возрождающая его к новой жизни; с той минуты уже не грех царствует в нем, а благодать, научая всякому добру и укрепляя на совершение его. Это есть царствие благодати, о коем сказал Господь: царствие Божие внутрь вас есть. Будущее царство есть царство славы, а это — духовное, есть царство благодати. Молитва «Отче наш» совместно объемлет то и другое царство. Иначе желающий скорейшего пришествия будущего царствия, но не сделавшийся сыном царства благодати, будет желать, чтоб скорее пришел конец мира, и Страшный суд, на котором неизбежно он окажется на стороне тех, кои услышат: отыдите от Мене проклятии в огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его».
«Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли»

6. РАЗВЕ БОГ И БЕЗ ТАКОГО НАШЕГО ПРОШЕНИЯ НЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ СВОЮ ВОЛЮ НА ЗЕМЛЕ?

Воля Божия осуществляется на земле не только Его непосредственным действием, но также и через нас, христиан. Если мы живем по заповедям Евангелия, значит — исполняем волю Божию. Если же нет — то эта воля останется неосуществленной в том месте, где мы ее не исполнили. И тогда — через нас — в мир входит зло. Поэтому, словами да будет воля твоя мы просим Бога уберечь нас от такой беды, и направить нашу жизнь к исполнению Его благой воли.

Блаженный Августин: «Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Служат Тебе Ангелы на небеси, да служим Тебе и мы на земле. Не оскорбляют Тебя Ангелы на небеси, да не оскорбляем Тебя и мы на земле. Как они творят волю Твою; так да творим и мы. — И здесь о чем молимся, как не о том, чтоб быть нам добрыми? Ибо воля Божия тогда бывает в нас, когда мы творим ее; а это и значит быть добрыми».
«Хлеб наш насущный даждь нам днесь»

7. ЧТО ОЗНАЧАЮТ СЛОВА «ХЛЕБ НАСУЩНЫЙ» И «ДНЕСЬ»?

«Насущный» значит необходимый для нашего существования; «днесь» значит сегодня. Таким образом, это прошение о том, что нам более всего необходимо в данный момент, на сегодняшний день. Слово «хлеб» святые отцы понимали здесь в двух значениях: хлеб как пища; и хлеб как Евхаристия.

Святитель Симеон Солунский: «Хотя мы просим и о небесном, но мы смертны и, как люди, просим для поддержания нашего существа еще и хлеба, зная, что и он — от Тебя. Прося только хлеба, мы не просим излишнего, но лишь необходимого для нас на настоящий день, так как мы научены не заботиться и о завтрашнем дне, потому что Ты печешься о нас и в настоящий день, будешь пещись и завтра, и всегда.

Но и другой хлеб наш насущный даждь нам днесь — хлеб живой, небесный, всесвятое тело живого Слова. Это — хлеб насущный: потому что он укрепляет и освящает душу и тело, и не ядый его не имать живота в себе, а ядый его жив будет во век (Ин 6:51—54)».
«И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим»

8. БОГ ОТПУСКАЕТ ГРЕХИ ТОЛЬКО ТЕМ, КТО САМ ПРОСТИЛ СВОИХ ОБИДЧИКОВ? А ПОЧЕМУ БЫ ЕМУ НЕ ПРОСТИТЬ ВСЕХ ВООБЩЕ?

Богу не присущи обида и месть. В любое мгновение Он готов принять и простить каждого, кто обратится к Нему. Но отпущение грехов возможно лишь там, где человек отказался от греха, увидал всю его разрушительную мерзость и возненавидел его за те беды, которые грех принес в его жизнь и в жизнь других людей. А прощение обидчиков — прямая заповедь Христа! И если мы, зная эту заповедь, все же не исполняем ее, значит мы — грешим, и грех этот для нас настолько приятен и важен, что мы не желаем отказываться от него даже ради Христовой заповеди. С таким грузом на душе войти в Царство Божие невозможно. Только виной этому не Бог, а мы сами.

Святитель Иоанн Златоуст: «Это отпущение первоначально зависит от нас, и в нашей власти состоит суд, о нас произносимый. Чтобы никто из неразумных, будучи осуждаем за великое или малое преступление, не имел оснований жаловаться на суд, Спаситель тебя, самого виновного, делает судиею над самим собою и как бы так говорит: какой ты сам произнесешь суд о себе, Такой же суд и Я произнесу о тебе; если простишь своему собрату, то и от Меня получишь то же благодеяние».
«И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого»

9. РАЗВЕ БОГ КОГО-НИБУДЬ ИСКУШАЕТ ИЛИ ВВОДИТ В ИСКУШЕНИЕ?

Бог, конечно же, никого не искушает. Но вот преодолеть искушения без Его помощи мы не в состоянии. Если же мы, получая эту благодатную помощь, вдруг решим, что можем жить добродетельно и без Него, тогда Бог отнимает от нас Свою благодать. Но делает Он это не ради мести, а чтобы мы на горьком опыте могли убедиться в собственном бессилии перед грехом, и вновь обратились к Нему за помощью.

Святитель Тихон Задонский: «Этим словом: „не введи нас во искушение“, — молим Бога, чтобы Он сохранил нас Своею благодатью от искушения мира, плоти и дьявола. А хотя и впадем в искушения, о том просим, чтобы не попустил нам быть ими побежденными, но помогал бы их одолеть и победить. Из этого видно, что без Божией помощи мы бессильны и немощны. Если бы мы сами могли противиться искушению, не было бы повелено нам просить в этом помощи. Этим научаемся, как только почувствуем находящее на нас искушение, тотчас Богу молиться и просить у Него помощи. Учимся из этого на себя и свою силу не надеяться, но на Бога».

10. КТО ЭТО ТАКОЙ — ЛУКАВЫЙ? ИЛИ — ЛУКАВОЕ? КАК ПРАВИЛЬНО ПОНИМАТЬ ЭТО СЛОВО В КОНТЕКСТЕ МОЛИТВЫ?

Слово лукавый — противоположно по смыслу слову прямой. Лук (как оружие), излучина реки, знаменитое Пушкинское лукоморье — всё это слова, родственные слову лукавый в том смысле, что обозначают некую кривизну, нечто непрямое, искривленное. В молитве Господней лукавым назван дьявол, который изначально был сотворен светлым ангелом, но своим отпадением от Бога исказил собственную природу, искривил ее естественные движения. Любое его действие тоже стало искаженным, то есть лукавым, непрямым, неправильным.

Святитель Иоанн Златоуст: «Лукавым здесь называет Христос дьявола, повелевая нам вести против него непримиримую брань, и показывая, что он таков не по природе. Зло зависит не от природы, но от свободы. А что преимущественно дьявол называется лукавым, то это по чрезвычайному множеству зла, в нем находящегося, и потому, что он, не будучи ничем обижен от нас, ведет против нас непримиримую брань. Потому Спаситель и не сказал: гизбави нас“ от лукавых, но: от глукавого“, и тем самым научает нас никогда не гневаться на ближних за те оскорбления, какие мы иногда терпим от них, но всю вражду свою обращать против дьявола, как виновника всех зол».

Источники:

http://vk.com/topic-125853803_34631558
http://zen.yandex.ru/media/jcml/7-molitv-za-drugih-5b3462eddf4db600a9ee74e1
http://dishupravoslaviem.ru/10-voprosov-i-otvetov-o-molitve-otche-nash/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: