Познанием бога но совершаемым особым образом. О количественном развитии сознания

Сознание и познание

Сознание — состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях .

Сознание – высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности. Ядро дух жизни общества – общественное сознание. Это совокупность чувств, настроений, художественных и религиозных образов, идей и теорий, отражающих те или иные стороны общественной жизни. ОС имеет социальную природу, возникает из общественной практики людей как результат их производственной, семейно-бытовой и иной деятельность.

ОС – результат совместного осмысления социальной действительности практически взаимодейств межу собой людьми. Общественеая жизнь воспринимается разными людьми по-разному. Индивидуальное сознание – результат особенности восприятия общ жизни. Здесь проявляются особенности его жизни, личный опыт, характер, темперамент. Индивидуальное сознание формируется на основе ОС, т. к. в сознании отдельных людей присутствуют представления, которые они усвоили, живя в обществе. . В общем смысле сознание временами также означает состояние бодрствования и ответную реакцию на окружающий мир в противоположность состояниям сна или комы.

Сознание как способность следует отличать от такой способности как мышление.

Сознание — это способность субъекта соотносить себя с миром, вычленять себя из мира и противопоставлять себя ему. В этом случае возникает разговор о соотношении субъекта и объекта, сознания и мира. В противоположность сознанию, мышление есть способность мыслить — фиксировать мир в понятиях и делать на основе них выводы в форме суждений и умозаключений. Сознание — необходимая предпосылка для мышления, поскольку только благодаря ему мы вообще отличаем себя от окружающего нас мира, говорим о себе как отъединенном от всего остального субъекте воли, «Я» мышления и чувства. Но само сознание есть не только мышление. Сознание включает в себя мышление как необходимую часть.

В психологии сознание рассматривается как психическая способность человеческого организма в двух взаимосвязанных аспектах:

– в аспекте самосознания сознание иногда понимают как способность контролировать, понимать индивидуумом самого себя. Противоположные понятия: подсознание и неосознанное.

– в аспекте состояния — как нормальное состояние, в котором индивидуум владеет собой, контролирует себя, адекватно осознает свое место в мире, находится в сознании, в отличие от бессознательного состояния обморока, припадка и др. или сумасшествия. Противоположное понятие: бессознательное.

Полное определение понятия сознание выявляется как интегральное целое различных точек зрения: неврологической, педагогической, психологической, поведенческой, социальной (социология), политической, эволюционной, духовной, философской.

Ступени развития сознания:

ПОЗНАНИЕ

Познание можно определить как процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире. Ученые выделяют следующие виды познания: обыденное, научное, философское, художественное, социальное.

В процессе познания всегда присутствуют две стороны: субъект познания и объект познания. В узком смысле, под субъектом познания обычно подразумевают познающего человека, наделенного волей и сознанием, в широком — все общество. Объектом познания, соответственно, является либо познаваемый предмет, либо — в широком смысле — весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимодействуют отдельные люди и общество в целом. Также объектом познания может быть и сам человек: практически каждый человек способен делать объектом познания самого себя. В таких случаях говорят, что имеет место самопознание.

Самопознание представляет собой и познание себя, и формирование определенного отношения к себе: к своим качествам, состояниям, возможностям, т. е. самооценку. Процесс анализа субъектом своего сознания и своего отношения к жизни называют рефлексией. Рефлексия представляет собой не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают «рефлексирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (т. е. связанные с познанием) представления

Существуют две ступени познавательной деятельности. На первой, которая называется чувственным (или сенситивным) познанием (от нем. sensitiv — воспринимаемый чувствами), человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств.

Тремя основными формами чувственного познания являются:

а) ощущение, представляющее собой отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств. Ощущения могут быть зрительные, слуховые, осязательные и т. д.;

б) восприятие, в процессе которого у субъекта познания формируется целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы и их свойства. Являясь необходимым этапом процесса познания, восприятие всегда в большей или меньшей степени связано с вниманием и обычно имеет определенную эмоциональную окраску;

в) представление — такая форма познания, при которой чувственное отражение (чувственный образ) предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить его мысленно даже в том случае, если он отсутствует и не воздействует на органы чувств.

Роль чувственного познания действительности в обеспечении всего процесса познания велика и проявляется в том, что:

1) органы чувств являются единственным каналом, который непосредственно связывает человека с внешним миром;

2) без органов чувств человек не способен ни к познанию, ни к мышлению вообще;

3) потеря даже части органов чувств затрудняет, осложняет процесс познания, хотя и не исключает его (это объясняется взаимной компенсацией одних органов чувств другими, мобилизацией резервов в действующих органах чувств, способностью индивида концентрировать свое внимание и т. п.);

4) органы чувств дают тот минимум первичной информации, который оказывается необходимым и до-статочным для того, чтобы познать объекты материального и духовного мира с многих сторон.

Познание есть отражение действительности в сознании человека.

Существуют различные формы познания:

1) Обыденное познание (здравый смысл) – накопление жизненного опыта.

2) Наука и социальное познание как ее разновидность.

3) Гуманитарное познание подразумевает понимание индивидуальных людей и событий. В основе – метафоры, аналогии, т. е. иные приемы, чем научные.

4) Художественное познание и религия. Они не столько описывают реальность, сколько выражают человеческие существенные потребности (красота, любовь и т. д. ). Искусству не важна правдоподобность, его интересует искренность чувств. В религии то же.

5) Мораль рассматривает то, что есть, но с точки зрения того, что д. б. (сущее с позиции должного). Здесь люди познают больше себя, чем внешний мир.

6) Мистика. Это мгновенное усмотрение истины, в отличии от других не носит процессуального характера.

7) Мифология – донаучное познание.

89.238.177.94 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

СОЗНАНИЕ БОГА – 6-ой уровень реальности;

ЛЮБОВЬ – ЭТО ЦЕНТРОБЕЖНАЯ СИЛА БЫТИЯ, ИСХОДЯЩАЯ ОТ ЗНАЮЩЕГО ИСТИНУ. ЭТО ВЕЯНИЕ ДУХА СВЯТОГО, УТЕШАЮЩЕГО РАДОСТИЮ СОЗЕРЦАНИЯ, ВЕЗДЕСУЩЕГО И ВСЁ ИСПОЛНЯЮЩЕГО СОКРОВИЩЕМ БЛАГИМ, ПОДАЮЩЕГО ЖИЗНЬ И СВОИМ ВСЕЛЕНИЕМ ОЧИЩАЮЩЕГО МИР ОТ ВСЯКОЙ СКВЕРНЫ.П. Флоренский(40,с.227).

Сознание человечества – коллективное бессознательное человечества включило в свою структуру слой Сознания Бога – Сознание Иисуса Христа.

Гегель раскрывая сущность христианства пишет: « Абсолютная религия есть, таким образом, религия истины и свободы… Естественная религия стоит только на точке зрения сознания, в абсолютной религии эта точка зрения присутствует, но лишь внутри как момент преходящий; в естественной религии бог представляется как другое, в природном образе, то есть эта религия имеет лишь форму сознания. Второй формой была форма духовной религии, религии духа, остающегося определенным конечно, и поэтому это религия самосознания, а именно абсолютной силы, необходимости, которую мы видели; Единый, сила, есть нечто недостаточное, потому что это только абстрактная сила, а не абсолютная субъективность по своему содержанию, только абстрактная необходимость, абстрактно простое бытие-у-самого себя. Абстракция, в которой на той ступени постигалась сила и необходимость, составляет конечность, и особенные силы, боги, определенные сообразно духовному содержанию, образуют тотальность лишь постольку, поскольку они привносят в эту абстракцию реальное содержание. Наконец, третья – это религия свободы, самосознания, которое, однако, в то же время есть сознание всеохватывающей реальности, образующей определенность вечной идеи самого бога, и которое в этой предметности вместе с тем остается у самого себя» (22,с.215).

Читать еще:  Праздник 8 июля день семьи. Всероссийский день семьи, любви и верности в России

Схема строения Коллективного Бессознательного Человечества на 3-м этапе развития.

Отличительной чертой третьего этапа развития самосознания человечества является отсутствие непосредственной связи человека с 6 уровнем реальности. Взаимодействие человека с Богом возможно теперь только через Сознание Иисуса Христа, несущего информацию о Спасении. В сознании человечества формируются мировые религии – Христианство и Мусульманство. Все мировые религии (Христианство, Мусульманство и Буддизм) представляют собой энергоинформационные структуры коллективного бессознательного, возникшие посредством привлечения к идее единобожия какого-то количества людей, т.е. это образования социального характера. На их основе формируются социальные образования (церкви, монастыри и т.д.). Дальнейшее развитие религиозного познания вырабатывает методы совершенствования человека, представляющие образ жизни и особые предписания для развития духовности.

В 6-7 веке нашей эры на основании откровений и видений последнего и величайшего из пророков Мохаммада формируется мировая религия – Ислам. Ислам является исключительно монотеистической религией. Слово Аллах является мусульманским эквивалентом слова «Бог» (14,с.124). В исламе сочетаются ветхозаветные иудейские и христианские элементы; мусульмане почитают Ноя, Авраама, Моисея, Давида, Иисуса, Иоанна и других как пророков Аллаха (14,с.125). Иисус Христос в исламе почитается безгрешным пророком (14,с.132) . Культурно-историческая концепция непротиворечия научных и религиозных истин доказывает правильность положений ислама и христианства, соединяет их. С одной стороны, Иисус Христос является действительно безгрешным пророком, а с другой, именно это и доказывает, что он является Сыном Бога.

Мохаммад, настоящее имя которого Убу-иль-Касим, родился в 570 г. н.э. в Мекке юго-западного берега Аравийского полуострова. Отец его принадлежал к могущественному кочевому племени корейшитов; он умер во время торговой поездки до рождения Мохаммада, а мать скончалась, когда мальчику было шесть лет. Некоторое время ребенка воспитывал дед, а затем он перешел в семью своего дяди, Абу Талиба. С малых лет Мохаммад познакомился с караванной торговлей, так как купец Абу Талиб часто брал его с собой в далекие путешествия. Будущий пророк побывал в разных странах Ближнего Востока, где, естественно, знакомился и общался с представителями различных религиозных культур. Когда Мохаммаду исполнилось 25 лет, он женился на богатой вдове по имени Хадиджа. Несмотря на то, что она была старше на 15 лет, он искренне любил её, был верен ей, и она поддерживала его его не только материально, но и морально и духовно. Жена Мохаммада умерла в 620 г., после 25 лет супружества. Приблизительно в 610 году у Мохаммада появилась склонность уединяться для размышлений о религиозных вопросах в пещеру неподалеку от Мекки. Именно во время этих уединений, как утверждают исламские источники, ему начали приходить духовные откровения. Арабы тех времен были идолопоклонниками, т.е. исповедали язычество, поклонялись множеству богов, а также ангелам и демонам. Мекка традиционно была их религиозным центром, и в ней размещалось 360 святилищ (капищ) и небольшой храм – Кааба, внутри которого находился Черный Камень, существующий и поныне. Считается в мусульманском мире, что Черный Камень был передан еще в древности Аврааму архангелом Джабриилом (Гавриилом в христианской традиции). Мохаммад, на основании своих откровений и видений заявил, что только Аллах есть единый истинный Бог. Это заявление не нашло поддержки и сочувствия у окружения пророка. Только жена поддержала его, будучи уверена, что видения мужа имеют божественное происхождение. В этих видениях прозвучало и повеление записать все, что открыто было пророку. Так позже появился Коран (араб. Кур-хам, буквально – перечень стихов). Вплоть до своей смерти в 632 г. н.э. Мохаммад продолжал пересказывать очередные видения и откровения, которые аккуратно фиксировались письменно в его окружении. На основании этого мусульмане считают Мохаммада самым главным и последним пророком Божьим. Последователи определяли эти откровения словом «назил», т.е. слепое орудие передачи высшей воли (14,с.125-126).

Коран – это собрание пророческих откровений, полученных Мохаммадом. В Коране всего 114 сур (глав). За исключением короткой, первой суры, все остальные следуют по порядку их длительности. Вторая сура самая длинная, третья – короче, четвертая – еще короче и так до конца (14,с.127). Ислам зиждется на «пяти столпах веры» – пяти обязательных предписаниях поведения мусульманина.

1. Каждый мусульманин обязан несколько раз в день произвносить формулу исповедания веры: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мохаммад – пророк Его». (Шахада).

2. Необходимо совершать пять обязательных молитв в день, на восходе, в полдень, в середине дня, после заката и перед сном. Молящий произносит первую суру Корана и некоторые выдержки из других сур по-арабски, повернувшись лицом к Мекке.

3. Соблюдать месячный пост уразу. Месяц, в котором пост соблюдается, называется Рамазан.

4. Соблюдать закон закят, который повелевает каждому мусульманину отдавать бедным 2 % своего дохода или материальной собственности.

5. Требуется хотя бы раз в жизни совершить паломничество в Мекку, если представится такая возможность. Паломник, совершающий хадж, сталкивается с большими материальными расходами и физическим напряжением, т.к. хадж проходит в раскаленной знойной пустыне, и паломник сознательно лишает себя удобств и комфорта (14,с.128-129). В исламе существуют пять положений веры, которые как бы прилагаются к «пяти столпам» поведения и обязательного исполнения.

1. Нет Бога, кроме Аллаха.

2. Аллах послал множество пророков, чтобы направить людей к истине.

3. Коран – важнейшая из четырех боговдохновенных книг; другие три: «Пятикнижие Моисея» (Таурет), « Псалмы Давида» (Забур), Евангелие (Инджип).

4. Бог создал бесчисленное множество миров и бесчисленное множество наделенных разумом существ, одним и лишь одним из которых является человек.

5. Когда наступит Судный День, то дела каждого человека будут взвешены на двух чашах весов – добра и зла, и, в соответствии с результатом взвешивания, человек попадает на небеса или в ад (14,с.131-133).

Ислам самая диалектически построенная религиозная система. Мохаммад развил идею Единого Бога до её теоретического предела. Никому после Мохаммада не удалось разработать религиозную систему на основе более «высокого» представления о Боге.

Таким образом, в сознании человечества в 1-ом тысячелетии н.э. сформировались три структуры мировых религий, каждая из которых несет определенный смысловой уровень, каждая из которых вырабатывает свои методы постижения Божественной мудрости и совершенства. Буддизм в большей мере несет идею Свободы, разрабатывает методы, позволяющие приобрести ту или иную степень свободы. Ислам, представляет диалектическую религиозную систему, рационально построенную, наиболее правдивую для жизни в мире. Христианство несет в себе идею Любви и разрабатывает методы достижения человеком абсолютной свободы, любви и братства между всеми людьми. Следует отметить, что все мировые религии являются социальными образованиями и потому все они меняли своё отношение к тем или иным догматам на протяжении всей истории новой эры, приспосабливая её к тому или иному социальному строю. Это порождало то, что все мировые религии, не сумев сохранить единство и монолитность, порождали различного рода ответвления, расколы. С диалектических позиций одно и тоже положение всегда можно рассматривать двояко, смотря, что брать за основу. Культурно-историческая концепция предлагает все положения всех мировых религий рассматривать с точки зрения эволюционного развития мира, построений уровней нового порядка и доказывает, что язычество – это любое применение силы (программирование, силовое физическое воздействие, любое смысловое и т.д.) против мира и человека.

Читать еще:  Выкидыш с кровью: к чему снится душераздирающий сюжет? К чему снится выкидыш.

В настоящее время все мировые религии имеют в своей структуре несколько больших направлений и множество мелких (сектантство).

После смерти Гаутамы в 480 г. до н.э. буддизм принимает сам император Ашока в 265 г. н.э. Начинается бурный рост монастырей по всей Индии и в других странах Юго-Восточной Азии. Вскоре учение Будды разделилось на две философские школы – консервативную и либеральную.

1. Консервативная школа буддистов известна под названием Тхеравада (путь старших) и Хинаяма (Малое колесо). Распространено в Цейлоне, Бирме, Таиланде, Камбодже.

2. Либеральная школа называется Махаяной (Большое колесо) или северный буддизм. Распространено это учение в Непале, Корее, Китае, Японии, Тибете (14,с.168).

В 660 г. н.э. происходит раскол ислама, вследствие борьбы за халифат и убийства Али. Образовываются два больших направления в исламе:

1. Сунниты. Являются самой большой группой в исламе; они считают, что только четыре халифа (Абу-Берк, Омар, Осман и Али) были законными преемниками Мохаммада.

2. Шииты, которые утверждают, что истинными наследниками Мохаммада могут быть только его прямые потомки по крови, т.е. близкие родственники по дочерям.

Кроме того, существует несколько орденов, к которым относят себя мусульмане вне зависимости от сект и течений. Наиболее известный и важный из них суфизм. Это мистическая форма ислама, основанная на тайных обрядах, известных только посвященным (14,с.145).

Христианство исторически делится на три ветви: Православие, Католицизм, Протестантство. Общий признак, объединяющий все христианские ветви, конфессии, направления, деноминации – это вера в Иисуса Христа как Богочеловека, Спасителя мира, Искупителя греха, Предвечного Логоса, Второй Ипостаси Божественной Троицы (14,с.170). В свою очередь эти ветви породили множество более или менее социальнозначимых направлений, включая различного рода секты. Приближение к государственной власти, принятие государством того или иного направления повышало социальный статус ответвления, что в свою очередь приводило к тому, что основной её целью становилось укрепление государственной власти. С другой стороны, это порождало возникновение других неофициальных ответвлений, менее социальнозначимых. Некоторые ветви, основываясь на сподвижничестве ярких религиозных деятелей, не принимали государственности и разрабатывали свои методы совершенствования и духовного роста.

Таким образом, можно констатировать факт: в настоящее время ни одно из направлений мировых религий не может претендовать на приоритетное положение. Каждое направление мировых религий следует пересмотреть с точки зрения смыслового содержания тех или иных воздействий на личность человека. Если оно является насилием, то, следовательно, применение его невозможно с позиций гармоничного развития мира. Методики духовного совершенствования также следует пересмотреть с научных позиций, чтобы исключить языческие силовые методы воздействия на мир и человека.

Культурно-историческая концепция предлагает схему развития познания

(религиозного и научного) мира.

СХЕМА ПОЗНАНИЯ МИРА ЧЕЛОВЕКОМ.

Дальнейшее развитие мира в прогрессивном направлении возможно лишь в случае сознательного принятия всеми представленными социальными образованиями (мировыми религиями и научным миром) – основ учения Иисуса Христа. С научных позиций Иисус Христос является первым человеком новой экологической ниши, благодаря которому человечество приобрело путь выхода в новую экологическую нишу и решению глобальных проблем современности, построению общества социального примирения. С религиозных позиций Иисус Христос является истинным Сыном Бога, искупивший первородный грех человечества и давший человеку путь к спасению и жизни вечной. Вскрытие основ энергоинформационных взаимодействий мира позволяет сознательно принять Воскресение Иисуса Христа, как истинный факт. Иисус Христос действительно воскрес в своём физическом теле через три дня после своей физической смерти, т.е. он соединил свою бессмертную сущность (эфирное тело, Душу и сознание) со своим физическим телом. Сознание человечества, согласно замыслу Бога, получило истинный факт жизни вечной и путь для приобретения абсолютной свободы.

Тема 4. Философское учение о сознании

4.1. Познание и сознание. Проблема сознания в истории философии

Слова “познание” и “сознание” имеют общий корень – “знание”; однако явления, обозначаемые этими терминами, не тождественны друг другу. Познание обозначает последовательное движение к знанию, а сознание – высшую способность психического отражения действительности, присущую человеку. Несмотря на то, что термин “сознание” отсылает к понятию “знание”, было бы ошибкой сводить содержание сознания только к безличному знанию. В силу принадлежности живому человеку оно никогда не бывает бесстрастным отображением внешнего или внутреннего мира. Указание на неразрывную связь сознания с оценкой и переживанием содержится в английском варианте этого слова consciousness: сознание соотносимо не со знанием – knowledge, а с совестью – conscience. Об индивидуальном сознании следует говорить как о знании-переживании мира и самого себя. В каждом акте сознания одновременно присутствуют и знание, и оценка, и отношение.

Философская проблема сознания имеет гносеологическую, онтологическую, аксиологическую и праксеологическую стороны; она не может быть сведена только к проблеме познания, его условий и результатов. Вопрос о сознании неизбежно соотносится с вопросами о свободе и ответственности, добре и зле, правильном и неправильном действии и т.п. Отнесение к сознанию только тех актов, которые могут быть рационально воспроизведены и интерпретированы, устраняет из него все спонтанное и непосредственное, что противоречит тому знанию, которое каждый человек имеет о самом себе и своем сознании.

С другой стороны, рассматривая проблему сознания, важно определить границы этого феномена и отделить его от других психических проявлений личности. Сознание, как бы широко оно ни трактовалось, не единственное личностное “измерение”. Для обозначения всего комплекса психических проявлений человека в современной философии вводится понятие субъективности или субъективной реальности. Субъективность представляет собой комплекс сознательных и бессознательных, эмоциональных и интеллектуальных, ценностных и когнитивных проявлений человека. Это многомерная реальность, состоящая из множества слоев и уровней; сознание только один из них. Под сознанием следует понимать только тот пласт субъективности, который поддается контролю воли. В общем смысле сознание определяется как целенаправленное отображение действительности, на основе которого осуществляется регулирование поведения человека. Подобное представление сложилось не сразу. На протяжении длительного времени сознательные и бессознательные проявления человека не различались, а само сознание часто отождествлялось только с одним аспектом – интеллектом, мышлением.

Существенной чертой сознания является избирательность: его содержание есть результат индивидуального выбора. Это означает, во-первых, что не все ценности и знания, выработанные в культуре, входят в структуру индивидуального сознания; а во-вторых, те, что входят, приобретают индивидуальную форму и наполняются личностным смыслом.

Сложность проблемы сознания заключается еще и в том, что каждый акт сознания включает в себя в свернутом виде всю жизнь человека в ее уникальности и неповторимости. Сознание вплетено во все человеческие проявления и во многом является их условием. Оно неотделимо от опыта жизни личности и поэтому должно изучаться вместе с ним. Но сформулированная таким образом проблема сознания становится безграничной, поскольку жизненный опыт личности или культурный опыт человечества никогда не завершены. Исходя из сказанного, тема сознания становится в один ряд с другими вечными философскими вопросами (см. 1.3).

Сознание трудно определимо в качестве точного предмета научной или философской рефлексии, поскольку оно выступает и объектом, и субъектом этой рефлексии, постигает самое себя в собственных терминах и значениях. Подобная сложность феномена сознания породила множество трактовок этой проблемы в истории философии.

Современные представления о сознании имеют долгую предысторию. Понятие сознания – ключевое в философии, а вопрос о его природе – один из самых древних. Как только первые философы сформулировали проблему человеческого бытия, они столкнулись и с проблемой сознания. Сократ так определил главную задачу философа: познай самого себя. Иными словами, познай свою природу, в том числе природу собственного сознания, продвигайся по пути самопознания – именно в этом заключается мудрость. В греческой философии нет собственно понятия “сознание”, но существуют как минимум четыре термина, которые можно соотнести с современным представлением о сознании: “нус” – творческий ум, “психея” – душа, “логос” – разум, “эйдос” – идея. В античной философии отсутствовало понимание различия осознаваемой и неосознаваемой психики. Одним из наиболее ярких достижений Античности стали размышления о природе разума, даже несмотря на то, что греческие философы часто воспроизводили синкретические представления о слитности эмоционального и интеллектуального начал в человеке. Помимо этого, в некоторых философских учениях, например у Демокрита, отождествлялись процессы материальные и психические.

Читать еще:  Приснилось что у ребенка выпали молочные зубы. Во сне выпадают зубы

Понятие “логос” можно считать ключевой категорией античной философии. Логос понимается и как человеческий разум, и как закон мироздания. Будучи ориентированными на идею гармонии, греческие философы говорят о соразмерности большого космического логоса и малого – разума человека. Человек вместе с его сознанием вписан в мир, существует в гармонии с ним. Для античной мысли не существовало проблемы сознания как таковой, скорее это была проблема обоснования гармоничности бытия космоса.

Средневековая философия различает божественный и человеческий разум. Божественный разум является прообразом человеческого. Второй божественный атрибут – воля, в соответствии с которой творится мир. Разум и воля делают человека божьим подобием. Христианская философия признает в качестве особой способность человека осознавать, что он есть образ и подобие Бога, и действовать в соответствии с этим знанием. В отличие от божественного, человеческий разум ограничен и слаб, а воля часто подталкивает к греху. Разум человека может стать источником гордыни, а свободная воля – погубить бессмертную душу. Помимо таких, откровенно религиозных интерпретаций проблемы сознания, в средневековой философии появляются и философские идеи. Так, в частности, вырабатывается понятие внутреннего опыта, гораздо более широкое, чем понятие “разум”. В философии Аврелия Августина, особенно в его “Исповеди”, эта проблема последовательно и детально анализируется. Понятие “внутренний опыт”, во-первых, указывает на то, что философия открывает самосознание и перестает отождествлять сознание только с постижением окружающего мира; а во-вторых, происходит понимание того, что субъективность человека невозможно свести только к деятельности разума.

В Новое время проблемы познания и сознания оказались тесно связанными: центром философии стала тема истинного знания и путей его достижения, поэтому философы не могли обойти вниманием вопрос о познавательных способностях. Рассмотрение сознания в таком аспекте вполне объяснимо: сознание – та способность, которая позволяет человеку получать знания о внешнем мире и о своих психических состояниях. Философия Нового времени полностью отождествила сознание, познание и мышление.

Немецкая классическая философия, продолжая тему познавательных способностей, вносит в ее интерпретацию ряд существенных изменений. И. Кант впервые явно формулирует вопрос о том, как возможно сознание, как оно “работает”. Речь теперь идет не просто о содержании сознания (мысли, ощущения, переживания и т.п.): ставится вопрос о его структурах, законах существования и границах познавательных возможностей человека. В философии И. Канта, помимо гносеологической трактовки сознания как некоторого знания, появляются аксиологические мотивы. И. Кант пишет три критики: “Критику чистого разума”, проясняющую познавательные возможности сознания, “Критику практического разума”, раскрывающую ценностный смысл сознания, и “Критику способности суждения”, посвященную эстетической способности субъекта. По мысли немецкого философа, ценностный аспект сознания первичен, гносеологический – вторичен. Что касается эстетической способности, то И. Кант не уделил ей достаточно внимания: третья “Критика” осталась менее развернутой, чем две первые. После И. Канта только гносеологическая интерпретация проблемы признается недостаточной. Дальнейшие философские интерпретации этой темы связаны с разработкой аксиологических, праксеологических и онтологических аспектов.

XX в. принципиально изменил угол зрения на человека и его сознание. Философия жизни, экзистенциализм, персонализм, философская антропология, психоанализ занимаются изучением не столько сознания, сколько целостной субъективности человека в единстве сознательных и бессознательных компонентов. Подчеркивается, что философия имеет дело с неисчерпаемым миром человеческой субъективности, который не поддается окончательному упорядочиванию и регулированию. Эта позиция наиболее последовательно выражена в философии жизни и экзистенциализме (см. 2.7).

Феноменология Э. Гуссерля, которая, с одной стороны, является продолжением традиций классической философии, а с другой – предлагает новый метод и новые подходы к проблеме, представляет собой наиболее основательную концепцию сознания XX в. (см. 2.7). Э. Гуссерль считает, что чистое трансцендентальное сознание является единственным предметом подлинно научной философии. Основными компонентами структуры сознания он называет ноумены – чистые, вневременные сущности, которые можно понять по аналогии с эйдосами Платона или ценностями неокантианцев. Выявление этих неэмпирических структур и является задачей философии. Существенной характеристикой сознания, отличающей его от физических процессов, является интенциональность – направленность на объект: сознание никогда не бывает “пустым”, оно всегда есть сознание “о чем-либо”.

Другой развернутой концепцией сознания в философии XX в. является диалектико-материалистическая. В диалектическом материализме сознание определяется как функция высокоорганизованной материи – человеческого мозга. Сознание возникает и развивается на основе практической деятельности человека. Диалектический материализм различает общественное и индивидуальное сознание. Общественное сознание выступает аналогом духовной культуры, а его формами являются наука, философия, искусство, политика, мораль, религия, право. Индивидуальное сознание – сознание отдельного человека – в своем происхождении и развитии зависит от общественного. Именно общественное сознание первично и является той основой, на которой формируется индивидуальное.

Отдельная тема в диалектическом материализме – активность сознания. Опираясь на теорию отражения, диалектические материалисты под активностью подразумевают целенаправленность и избирательность сознания. Тем самым, с одной стороны, критикуется механистический материализм сего идеей пассивности сознания, а с другой – идеализм, который рассматривает сознание как имманентную – внутреннее присущую субъекту – активность, первичную по отношению к объективному миру.

В диалектическом материализме подчеркивается социальная природа сознания. Если в онтогенетическом [1] плане оно формируется в общении с другими людьми, то в филогенетическом [2] – возникает и развивается в рамках трудовой и коммуникативной деятельности предков человека. Человек не рождается сознательным существом, а становится таковым. Ребенок, в младенчестве изолированный от общения с другими людьми, не вырастает полноценной личностью, адаптированной к жизни в социуме и культуре. Сознание формируется и реализуется в совместном с другими людьми бытии и общении. Оно развивается, если только человек вовлечен в культуру, усваивает ее исторически выработанные формы и занимается самостоятельным культурным творчеством.

Из признания социальной природы сознания следует важный вывод о его характере и свойствах. Сознание диалогично, оно есть совместное с другими знание. Процесс сознания можно рассматривать как внутренний диалог “я” и “ты”. При формировании сознания ребенка этот диалог осуществляется через внешнее взаимодействие с родителями, сверстниками и т.п. У взрослого человека диалог становится внутренним механизмом сознательного процесса, “другой”, “ты” выступает в качестве внутреннего оппонента.

Еще одной влиятельной концепцией сознания в философии XX в. является психоаналитическая. З. Фрейд, К. Г. Юнг и их последователи предлагают собственную теорию сознания, рассматривая его в неразрывной связи с бессознательным (см. 4.2, 4.3).

Проблема сознания может быть интерпретирована в гносеологическом, онтологическом, аксиологическом или праксеологическом ключе, выступая связующим звеном между различными разделами философского знания. Онтологический аспект проблемы сознания предполагает решение вопроса о его происхождении, структуре, соотношении с самосознанием и бессознательным, прояснение связи сознания и материи. Гносеологический аспект связан с изучением познавательных способностей, благодаря которым человек получает новые знания. Аксиологический подход предполагает рассмотрение сознания с точки зрения его ценностной природы. Праксеологический – выводит на первый план аспекты деятельности, обращая внимание на неразрывную связь сознания с действиями человека.

  • [1]Онтогенез – процесс развития индивида.
  • [2]Филогенез – процесс становления и развития человеческого рода.

Источники:

http://studopedia.ru/5_91485_soznanie-i-poznanie.html
http://studopedia.su/13_11101_soznanie-boga—oy-uroven-realnosti.html
http://studme.org/50076/filosofiya/filosofskoe_uchenie_soznanii

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: