Полоцкий церковный собор 1839. Церковный собор в полоцке принимает акт о ликвидации унии

Полоцкий церковный собор 1839 г.

Полоцкий церковный собор 1839 г. – собрание иерархов униатской церкви Беларуси и Украины Полоцке 12 (24).II.1839, которое приняло решение о ее присоединении к русской православной церкви.

Для Николая I – решительного противника униатской церкви – была неприемлемой ее независимость от российского императора. Поэтому он нанес церкви тщательно подготовленный смертельный удар. В основу реформирования и ликвидации унитской церкви были положены идеи, изложенные в записке Иосифа Семашки 1827 г. Главный упор был сделан на максимальный отрыв униатов от римо-католиков (запрещено вступление в базилианский орден римо-католикам, создана самостоятельная Греко-униатская духовная коллегия). Начали с очищения восточного обряда от латинских заимствований. Вместе с введением православных литургических книг это привело к сближению униатов с православием. Смерть четырех епископов – противников «воссоединения» с православием облегчила властям реализацию планов ликвидации униатской церкви. Реформа системы образования подготовила низший клир к соединению с православием. Важным элементом в ослаблении униатской церкви было ограничение независимости базилианского ордена и закрытие базилианских монастырей. В 1837 Греко-униатская коллегия была подчинена Синоду русской православной церкви. Заключением в монастырях, лишением приходов, вывозом вглубь России было сломано сопротивление упорных. В 1838 были собраны расписки 1305 священников и монахов о готовности принять православие. 593 человек таких расписок не дали. 8.I.1838 генерал-губернаторы были наделены чрезвычайными полномочиями в связи с готовящимся массовым переводом униатов в православие. В январе 1839 в Витебскую губернию был направлен 29-й казацкий полк. 13.I из Петербурга в Полоцк выехал член Секретного комитета по униатским делам камергер Скрипицын, который должен был наблюдать за состоянием униатского духовенства. 24.I в Жировичи к униатскому епископу Антонию Зубко из Петербурга прибыл фельдегерь с подготовленным актом о воссоединении и письмом епископа И.Семашки. Антоний должен был сам подписать акт и убедить сделать это все духовное руководство епархии, а затем привезти его в Полоцк. 3.II епископ Иосиф предписал Белорусской консистории, чтобы священников, которые не подписали прошение, выслали в монастыри.

В этой обстановке 12 (24).II в Полоцке состоялся собор. На нем присутствовали 3 епископа: Иосиф (Семашко), Антоний (Зубко), Василий (Лужинский) и 21 человек других высших духовных лиц. Собор принял Акт из двух пунктов: В первом провозглашалось единство с православной церковью, во втором участники собора просили императора Николая I содействовать скорейшему присоединению униатов к православию. К Соборному акту были приложены обязательства 1305 священников и монахов, после принятия акта их количество выросло до 1607. После подписания Соборного акта епископ Иосиф совершил торжественную обедню в полоцком Софийском соборе. Во время литургии он поминал вместо папы римского всех православных патриархов. После литургии все епископы отслужили благодарственный молебен.

Затем епископ Иосиф забрал Соборный акт и поехал в Петербург, а епископы Василий и Антоний – в Витебск, куда 12.III прибыл казачий полк. Казаков разместили в Сенненском, Лепельском, Полоцком, Дриссенском и Себежском уездах Витебской и в ряде уездов Минской губернии.

26.II епископ Иосиф передал Соборный акт обер-прокурору Синода Протасову. 1.III Акт поднесли Николаю I, который передал его на рассмотрение Синоду. 13.III.1839 Синод принял решение: «Епископов, духовенство и верующих греко-католической церкви объединить с православною церковию всероссийской». 25.III Николай I дал согласие на принятие униатов в православную церковь, написав на документе, сообщающем о решении Синода: «Благодарю Бога и принимаю». 30. III при полном собрании Синода о согласии императора было объявлено епископу Иосифу и выдана грамота к воссоединенным епископам, духовенству и народу. В связи с решением Полоцкого собора, санкционированным Синодом и императором, была отлита медаль с надписью: «Отторгнутые насилием воссоединены любовию (1839)». В соответствии с Актом Полоцкого церковного собора около 1,5 млн. униатов были официально переписаны в православие.

Обнародование акта Полоцкого собора началось с апреля 1839, после введения на Беларусь дополнительной военной силы (12.III в Витебск прибыл полк казаков) – в Петербурге всерьез боялись сопротивления – и шло на протяжении весны – лета. Новообращенные епископы Семашко и Лужинский организовали триумфальный поход по Белоруссии и Литве с битьем в колокола и торжественными богослужениями. Обнародование прошло достаточно спокойно, ибо было предварительно подготовлено влиятельное духовенство, непослушные были устранены с дороги «воссоединения», согласных ставили на видные места, с колеблющихся были взяты подписки. Сопротивление соборному решению перешло в скрытые формы и имело место еще многие годы.

Ватикан пытался дипломатическим путем предотвратить уничтожение униатской церкви, но безрезультатно. 22.XI.1839 папа Григорий XVI издал аллокуцию с обвинением униатского епископата в отступничестве. Царское правительство он не осуждал, чтобы не дразнить императора и не навлечь беды на римско-католическую церковь в Российской империи, над которой уже и так висела угроза.

1. Канфесіі на Беларусі (канец ХVІІІ – ХХ ст.) / В.В.Грыгор’ева, У.М.Завальнюк, У.І.Навіцкі, А.М.Філатава; Навук. рэд. У.І.Навіцкі. – Мн., 1998.

Читать еще:  Сон наручные часы на руке. К чему приснились часы

2. Кірэеў В. Полацкі царкоўны сабор 1839 // Энцыклапедыя гісторыі Беларусі: У 6 т. – Т.5. – Мн., 1999. – С. 540-541.

3. Стрельбицкий И. Униатские церковные соборы с конца ХVI века до вос­соединения униатов с православною церковью. – Вильна, 1888.

Полоцкий церковный собор 1839. Церковный собор в полоцке принимает акт о ликвидации унии

Полоцкий Собор 1839 года

В Неделю Торжества Православия 12 февраля (по ст. ст.) 1839 г. в полоцком храме св. Софии состоялось соборное служение высшего униатского духовенства во главе с епископами Иосифом (Семашко), Василием (Лужинским) и Антонием (Зубко). На службе было опущено имя папы римского, а вместо него поминались православные патриархи. Совместная литургия и благодарственный молебен завершили приготовление воссоединения униатов с Православной Церковью. В Полоцке последними поставили свои подписи под соборным решением члены полоцкого духовного управления и семинарии. Подготовленный Соборный Акт заключал в себе выражение единства с Восточной Церковью и желание быть с ней неотступно. К документу прилагался список имен 1305 священников и монахов (на то время это более чем три четверти униатского духовенства), которые дали письменное согласие на воссоединение. В ответном обращении Святейшего Синода Русской Церкви (30 марта 1839 г.) объявлялось о принятии бывших униатов в евхаристическое общение и совершенное единение с Православием. Так совершилось достопамятное событие церковной истории: уния, раздиравшая духовное единство Русской Церкви, была упразднена согласным решением самих униатских священников. До конца 1839 г. сбор подписей продолжался, так что отказались принять Соборный Акт всего несколько десятков из них.

Великое, как известно, познается в отдалении. Проходят годы, и время испытывает на прочность дела человеческие. Чем далее в прошлое уходит Полоцкий Собор 1839 г., тем более становится очевидным его значение. Преставились пастыри-воссоединители — в субботу перед Неделею Торжества Православия стала совершаться по ним панихида. С 1840 г. каждый четверг на первой неделе после Пятидесятницы в белорусских епархиях стали совершаться литургии и крестные ходы в память о воссоединении. Традиция была прервана в советский период, но в 2012 г. Синод Белорусского Экзархата принял решение восстановить ежегодное поминовение митр. Иосифа (Семашко) и его сотрудников, а в ближайший воскресный день к 12 февраля (25 н. ст.) служить «благодарственный молебен Господу Богу в память о даровании духовного единства белорусскому народу». В нынешнем году этот молебен приходится как раз на свой исторический день — Неделю Торжества Православия (1 марта).

И сегодня особенно важно говорить о значении Полоцкого Собора в истории Православия на белорусской земле. Восточное исповедание, которое приняла Белая Русь во время св. Владимира, настолько сроднилось с самим духом народным, что его не могла вытравить никакая католическая миссия. За переход в католичество польские правители давали привилегии и должности, монахи-иезуиты готовы были давать бесплатное образование, но они смогли увлечь таким образом только знать. Горожане, мелкая шляхта, простой народ оставались верны Православию. Тогда было испробовано другое средство к обращению в католичество — уния. Православным было предложено сохранить привычные обряды и язык богослужения, но вероисповедание их должно было стать католическим. Самое печальное то, что именно высшее духовенство — епископы — большей своей частью согласились на церковную унию с Римом в 1595 г. Они действовали самовластно, скрывая свои приготовления. Польское правительство обмануло их, обещая сенаторские должности, польское латинское духовенство с презрением смотрело на них, а паства отвернулась от своих неверных пастырей. До сих пор там, где появляется уния, это мнимое согласие и союз, начинаются споры, стычки, обвинения. То же случилось на белорусской земле. Более двух веков уния разъединяла людей, говорящих на одном языке и имеющих общее этническое происхождение. И достойно замечания то, что именно духовенство, ответственное за духовную жизнь своих прихожан, почти единогласно согласилось вернуться в Православие. Впрочем, речь шла не о присоединении некоего стоящего особняком церковного общества. Речь шла о том, чтобы открыто назвать свое исповедание, хранимое под коркой латинства, его настоящим именем. Униатам нужно было, как говорилось в Соборном Акте, не столько восстановить, сколько выразить свое единство с Восточной Церковью и, прежде всего, с Церковью Русской. Дело воссоединения велось не формальным образом с помощью указов и распоряжений российского правительства, в действительности готового и далее терпеть унию, лишь бы не было возмущения в крае. К успешному завершению его вели самые образованные и авторитетные униатские пастыри во главе с еп. Иосифом (Семашко). Их подлинное отеческое отношение, учреждение для униатских клириков семинарий и духовных училищ, восстановление в унии православного богослужения с 1834 г. стали прологом Полоцкого Собора. Кротость, умеренность, постепенность, по собственному признанию Преосвященного Иосифа (Семашко), были его постоянными принципами.

В книге Деяний приводятся слова иудейского учителя Гамалиила: «Если это предприятие и это дело — от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его» (Деян. 5,38-39). И действительно, через двадцать пять лет в ходе польского восстания 1863 г. мятежники вновь позвали в унию бывших униатских священников. За приверженность Православию и русскому правительству рассылались угрозы, случались расправы над православными пастырями. Но уния не возродилась. Не смогла восстать она и в 1921 —1939 гг. в Западной Белоруссии при покровительстве польского правительства и всех усилиях католических миссионеров. Тогда католики предъявили свои притязания на многие православные храмы, но широко привлечь православных в унию им не удалось. С 90-х годов в Беларуси вновь стали известны униаты, но у них нет никакой преемственности от униатов былого времени. Деяние Полоцкого Собора 1839 г. стало поворотным событием в церковной истории Белой Руси. Тогда это было обращение к своим духовным истокам, осмысление своей истории. Все это нужно нам и сейчас.

Читать еще:  Женщина близнец и мужчина стрелец совместимость обсуждение. Совместимость женщин-близнецов и мужчин-стрельцов в любви

ПОЛОЦКИЙ СОБОР 1839

Собор греко-униатских епископов Российской империи в городе Полоцк 12 февраля 1839 года в неделю Торжества Православия – постановил просить о принятии униатов Российской империи в Православие. В результате, в пределах империи униатство упразднялось, а к Русской Православной Церкви присоединялось более полутора миллионов человек из состава бывших Белорусской и Литовской униатских епархий.

Предпосылки

Второсортное положение униатов по отношению к римо-католикам латинского обряда и народная память о насильственном обращении в унию определяло неустойчивый характер униатства в Польском государстве. По вхождении части польских земель в Российскую империю при Екатерине II по ним прошла волна массовых возвращений в Православие. Также позиция Униатской церкви в этих землях ослаблялась подчинением ее римо-католической духовной коллегии в России, где доминировали иезуиты, что грозило полным поглощением латинством. Униаты под водительством митрополита Ираклия (Лисовского) стали бороться против латинизации путем административного обособления от латин и возрождения православных богослужебных традиций, что поставило их на курс воссоединения с Православной Церковью.

Воцарение императора Николая I, занимавшего определенную позицию в отношении к римо-католицизму, изменило курс политики в западных губерниях России. Теперь российское правительство стремилось укрепить свое влияние на землях, присоединенных от Речи Посполитой, не уступками господствующему в крае польскому или ополяченному дворянству, а стеснением польской культурной и этнической силы и восстановлением здесь «русских начал», – в частности Православия. В 1830-1831 годах произошло польское восстание, не получившее особенной поддержки на белорусских землях. При этом в восстании деятельно участвовали базилианские монахи, которые не только словом поддерживали повстанцев, но иногда и сами возглавляли повстанческие отряды. Это подстегнуло государственную политику, и в религиозном отношении выразилось в ограничении независимости базилианского ордена и закрытии более 60 базилианских монастырей, чьи имения были отданы на содержание униатских духовных училищ и белого духовенства.

Ведущее положение в движении за восстановление самобытности униатства по отношению к латинству, а затем и к присоединению к Православной Церкви занял униатский протоиерей, затем епископ, Иосиф Семашко. В 1827 году он составил докладную записку о мерах к оживлению униатского исповедания, которая определила курс государственной политики. Вехами в переустройстве Униатской церкви в России стали: учреждение в 1828 году независимой униатской коллегии России; открытие в том же году Жировицкой униатской семинарии и запрет на поступление униатских духовных в римо-католическую семинарию при Виленском университете; сведение в 1831-1834 годах четырех униатских епархий на западе России в две (Белорусскую и Литовскую); записка епископа Иосифа (Семашко) о вреде частных и принудительных обращений униатов в Православие; восстановление с 1834 года богослужения по московским православным служебникам с указанием восстановить иконостасы в течение года во всех униатских церквях; рукоположение в том же году в униатские епископы Василия (Лужинского) и Антония (Зубко), давно сочувствовавших Иосифу (Семашко) и делу воссоединения униатов.

Подготовка

В 1835 году был образован Секретный комитет по делу униатского исповедания, который должен был подготовить общее воссоединение униатов мирным способом. В него вошли несколько старейших членов Российского Святейшего Синода, среди которых наибольшим авторитетом пользовался святитель Филарет (Дроздов); униатский епископ Иосиф (Семашко); обер-прокурор Синода Степан Нечаев; министр внутренних дел Дмитрий Блудов. Состав комитета был формально шире, включая напримпер и противника воссоединения униатского митрополит Иосафата Булгака, но главными деятелями были только четыре вышеназванных лица. На совещаниях этого комитета был подготовлен план, предполагавший составление Соборного акта от лица высшего духовенства Униатской церкви с приложением подписей бо́льшего числа священнослужителей с выражением желания подчиниться Святейшему Синоду Русской Православной Церкви. По воссоединении допускалось сохранение некоторых местных обычаев, не противоречащих учению Православной Церкви.

В 1837 году униатская духовная коллегия была выведена из подчинения департаменту иностранных исповеданий и передана ведению графа Николая Протасова, обер-прокурора Святейшего Синода. В это время Синод издал определение, которое разрешало православным священникам преподавать таинства униатам при их желании. В 1838 году скончались противники воссоединения, униатский митрополит Иосафат Булгак и его викарий Иосафат Жарский.

Читать еще:  К чему снится мед с миндалем. К чему снится миндаль

Начался сбор подписей среди униатского духовенства. Обычно он происходил при посещении местного храма епископом, который в частной беседе выяснял настроение священника в отношении общего воссоединения. В Литовской епархии из 1057 священников свои подписки дали 760; но в Белорусской – из 680 только 186. В последней был предпринят даже обратный сбор подписей, и 111 униатских священников выразили свое несогласие с воссоединением и просили императора сохранить Униатскую церковь или, в случае отклонения прошения, предоставления права принять латинский обряд. Расследование дела показало, что большая часть этих священников действовало по принуждению помещиков-римо-католиков. Меньшая часть подписавшихся продолжала настаивать на своей просьбе и испытала на себе административные меры воздействия со стороны епархиального начальства. 8 священников выдержали давление, остались при своем, и были отосланы во внутренние области России.

Власти предполагали возможность беспокойств, почему 8 января 1838 года генерал-губернаторы западного края империи были наделены чрезвычайными полномочиями, а в январе 1839 года в Витебскую губернию был направлен 29-й казацкий полк. 13 января из Санкт-Петербурга в Полоцк выехал член Секретного комитета по делу униатского исповедания камергер Скрипицын, который должен был наблюдать за состоянием униатского духовенства. 24 января в Жировичи к униатскому епископу Антонию (Зубко) из столицы прибыл фельдегерь с подготовленным актом о воссоединении и письмом епископа Иосифа (Семашко), с тем чтобы Антоний подписал акт и убедил духовное руководство епархии, а затем привез акт в Полоцк. 3 февраля епископ Иосиф предписал Белорусской униатской консистории, чтобы священников, которые не подписали прошение, выслали в монастыри.

Ход собора и последствия

12 февраля 1839 году в неделю Торжества Православия в Полоцке состоялся собор всех трех униатских епископов, – Иосифа (Семашко), Василия (Лужинского) и Антония (Зубко), – и 21 человек других высших духовных лиц. Собор принял акт из двух пунктов. В первом провозглашалось единство с Православной Церковью и прошение о подчинении Униатской церкви Святейшему Синоду Русской Православной Церкви, во втором соборяне просили императора Николая I содействовать скорейшему присоединению униатов к Православию. К Соборному акту были приложены обязательства 1305 священников и монахов, после принятия акта их количество выросло до 1607. После подписания Соборного акта епископ Иосиф совершил торжественную обедню в Полоцком Софийском соборе. Во время литургии он поминал вместо папы Римского всех православных патриархов. После литургии все епископы отслужили благодарственный молебен.

Затем епископ Иосиф отвез Соборный акт в Санкт-Петербург, и 26 февраля передал его обер-прокурору Синода Протасову. 1 марта акт поднесли императору, который передал его на рассмотрение Синоду. 13 марта Синод принял решение: «Епископов, духовенство и верующих Греко-католической церкви объединить с Православною Церковию Всероссийской». 25 марта Николай I дал согласие, написав на документе, сообщающем о решении Синода: «Благодарю Бога и принимаю». 30 марта при полном собрании Синода о согласии императора было объявлено епископу Иосифу (Семашко) и выдана грамота к воссоединенным епископам, духовенству и народу. По этому случаю была отлита памятная медаль с надписью: «Отторгнутые насилием воссоединены любовию (1839)».

Тем временем епископы Василий и Антоний выехали в Витебск, куда 12 марта прибыл казачий полк. Обнародование акта Полоцкого собора началось с апреля 1839 года и шло на протяжении весны и лета. Новообращенные епископы совершили объезд паствы с колокольным звоном и торжественными богослужениями. Обнародование прошло спокойно: воссоединение униатов с Православием, в значительной степени проведенное «сверху», не встретило сопротивления «снизу», найдя широкий отклик не только среди духовенства, но и среди простого народа. Так произошло присоединение 1607 униатских приходов и более 1.6 миллионов человек к Православию. Уния в пределах Российской империи перестала существовать. Совместные богослужения бывшего униатского духовенства с православным, когда общее число священников доходило до 50, 80 и даже до 150 человек, соединили некогда разделенную паству западных губерний страны.

Ватикан безрезультатно пытался дипломатическим путем предотвратить упразднение унии в Российской империи. 22 ноября 1839 года папа Григорий XVI издал аллокуцию с обвинением униатского епископата в отступничестве, но без критики Российского правительства, так как опасался последствий для римо-католиков в империи.

Литература

  • Грыгор’ева, В. В., Завальнюк, У. М., Навіцкі, У. І., Філатава, А. М., навук. рэд. Навіцкі, У. I., Канфесіі на Беларусі (канец ХVІІІ – ХХ ст.), Мн., 1998.
  • Кірэеў, В., «Полацкі царкоўны сабор 1839», Энцыклапедыя гісторыі Беларусі: У 6 т., т. 5, Мн., 1999, 540-541.
  • Стрельбицкий, И., Униатские церковные соборы с конца ХVI века до воссоединения униатов с православною церковью, Вильна, 1888.
  • Opacki, Z., «Likwidacja Unii kościelnej na „ziemiach zabranych” w 1839 roku», Polska – Ukraina: 1000 lat sąsiedztwa. – T. 2: Studia y dziejów chreścijaństwa na pograniczu kulturowym i etnicznym/ Pod. Red. S. Stępnia, Przemyśl, 1994, 119–130.

Источники:

http://pawet.net/library/history/bel_history/marozava/98/1/4/06/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_1839_%D0%B3..html
http://kronsh.prihod.ru/pravoslavie_na_belarusi/view/id/1189045
http://drevo-info.ru/articles/14808.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: