Основные подходы к обществу и человеку. Философский анализ общества

ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ОБЩЕСТВА

В предыдущем разделе речь шла о природе, взаимодействии природы и общества. Как уже отмечалось, природа является необходимым условием жизни общества, в том числе физического и духовного существования человека. Однако хорошо известно, что человек не может существовать не только вне природы, но и вне общества. Ведь, как заметил еще Аристотель, вне общества может жить только гений или сумасшедший. Поэтому естественно, что одно из важнейших мест среди философских проблем занимает проблема человеческого общества или просто общества. Чтобы раскрыть ее сущность с позиций социально-философского анализа, необходимо последовательно ответить на вопросы: что такое общество и каковы основные подходы к его пониманию; что представляет собой общество как самораз- вивающаяся система; что включает структура социума и как осуществляется его развитие?

Целью данного раздела и является поиск ответов на эти вопросы.

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ОБЩЕСТВА

Человеческое общество — одно из самых сложных среди известных науке явлений действительности. Тайны возникновения общества, законов его развития, смены одного общества другим волновали мыслителей всех времен и народов.

Термин «общество» — понятие многозначное. Его можно рассматривать как в широком, так и в узком смысле. В узком смысле он имеет следующие значения:

  • 1) общество как совокупность общественных отношений. Известно, что общественные отношения — это то специфическое, что отличает социальные образования от других систем материального мира. И каждое общество является не просто совокупностью людей, а представляет собой единую систему социальных отношений, целостный социальный организм, который развивается определенным образом независимо от других социальных организмов;
  • 2) общество как определенный этап человеческой истории (первобытное общество, индустриальное, информационное и др.);
  • 3) отдельное, конкретное общество, являющееся самостоятельным субъектом истории (российское общество, американское общество и др.).

Общество в широком смысле — обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающую

ся форму жизнедеятельности людей, основой которой являются человеческий труд, общественное производство, — иными словами, это человечество в целом, т.е. вся совокупность общественных организмов, которые существовали и существуют на нашей планете.

Общество изучают множество наук: социология, история, археология, история государства и права и многие другие, каждая из которых имеет свой аспект изучения. Есть такой аспект и у философии. Социальная философия при изучении общества акцентирует внимание на сущности и закономерностях его развития, на целях, движущих силах, содержании и направленности исторического процесса. Социологию прежде всего интересует социальная структура общества, т.е. способ организации и связи элементов общества в единый организм; история изучает развитие материальной и духовной жизни общества в различные исторические периоды и т.д.

Социальная философия под понятием «общество» понимает продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших групп людей, объединенных на основе не общности, а совместных интересов и договора. Понятие «общество» — шире понятия «общность», поэтому не всякая общность является обществом, но любое общество обладает чертами общности.

Понятие «народ» означает общность людей, связанных прежде всего происхождением, языком, культурой и, как правило, определенной территорией. Под понятием «нация» имеют в виду форму организации жизни одного народа (или нескольких близких), связанных единой государственностью, экономическими, политическими и духовными отношениями людей. Государство же представляет собой продукт исторического развития человеческого общества, форму организации жизни народов и наций, основанную на праве и законе. Все эти понятия тесно связаны между собой и взаимно пересекаются.

Итак, когда же возникло общество и что оно собой представляет?

Установлено, что общество на нашей планете не существовало изначально. Оно имеет свою историю возникновения и развития. Первыми известными науке социальными организмами были первобытные племена, затем — рабовладельческие государственные образования Древнего Востока, созданные людьми в конце IV тыс. до н.э. в плодородных долинах рек Нила (Египет), Тигра и Евфрата (Месопотамия), Инда и Ганга (Индия), Хуанхэ и Янцзы (Китай). Отсюда можно сделать вывод о том, что переход человечества от общинной формы существования к формированию общества произошел более 5 тыс. лет тому назад.

Существует множество точек зрения на общество и причины его возникновения. Можно предположить, что различных интерпретаций общества столько же, сколько существует направлений в истории философской мысли (схема 11.1). Все их рассмотреть достаточно сложно, однако упрощенно их можно объединить в несколько теоретических концепций (моделей).

Схема 11.1. Теоретические модели понимания общества

Одной из первых концепций понимания общества и источников его развития является религиозно-мифологическая модель, возникшая в античный период. Общество, как и отдельный человек, через призму этой модели рассматривалось в системе общего мирового (божественного) порядка — космоса (Бога), выступающего источником и первоосновой всего сущего. Стихийная реализация исторической необходимости порождала и под держивала у людей уверенность в существовании судьбы, божественной предопределенности существующих отношений, порядков, а также всех происходящих изменений. Поэтому божественный (космический) первоисточник существования общества и действующих в нем законов и моральных норм — основная тема древних мифов. Историки и философы эпохи античности также рассматривали общество не как особое образование, развивающееся по собственным законам, а как компонент космического бытия, что отражает религиозно-мифологический характер их взглядов.

Если религиозно-мифологическая концепция возникла на почве античной философии, то теологическая концепция зародилась в недрах схоластической философии Средневековья. Античная философия при всем различии взглядов ее представителей на общество имела космологический характер, поскольку тем единством, в которое включалось все сущее, в том числе общество, была природа (космос). Средневековое же мышление теоцентрично: реальностью, определяющей все сущее, в том числе общественную жизнь, для него являлась не природа, а Бог.

В наиболее полном виде эта концепция развита в учении Аврелия Августина (354—430), а позднее Фомы Аквинского (1225—1274). Августин считал, что вся история определяется божественной волей, а все пороки общества объясняются первородным грехом Адама и Евы. Развивая эти идеи, Фома Аквинский утверждал, что неравенство людей является вечным принципом общественной жизни, а разделение на сословия установлено Богом.

В Новое время значительное распространение получила натуралистическая концепция общественной жизни. Ее представителями были Рене Декарт, Шарль Луи Монтескье, Джон Локк и др., хотя первые натуралистические идеи можно обнаружить еще в творчестве древнегреческих философов. Так, Демокрит высказывал мысль о том, что вся общественная жизнь имеет природное происхождение, а Аристотель выдвинул идею о естественном происхождении социального расслоения людей.

В чем же сущность этого подхода? Натурализм (от лат. natura — природа) как философский принцип рассматривает социальные явления исключительно как действие природных сил: физических, географических, биологических и т.п. В соответствии с этим принципом тип общества и характер его развития определяются климатическими условиями и географической средой (географическая школа — Лев Мечников, Василий Ключевский и др.), биологическими, расовыми, генетическими особенностями людей (социальный дарвинизм: Томас Мальтус, Людвиг Гумплович, Вильям Самнер; расово-антропологическая школа: Жозеф Артур де Гобино и др.), космическими процессами и ритмами солнечного излучения (Александр Чижевский, Лев Гумилев). Таким образом, натурализм сводит высшие формы бытия к низшим, а человека — к уровню всего лишь природного существа. Главный недостаток данной концепции заключается в игнорировании качественного своеобразия человека, принижении человеческой активности, отрицании человеческой свободы.

Другой недостаток натуралистического подхода к обществу состоит в понимании человека как социального атома, а общества — как механического агрегата индивидов-атомов, поглощенных только своими собственными интересами. Таким образом, натурализм излишне материалистически трактует сущность человека, выделяя в ней лишь природную субстанцию. Вследствие этого человеческие связи приобретают исключительно природный характер, игнорируются их социальная и духовная составляющие.

В отличие от натуралистической концепции идеалистическая модель изолирует человека от природы, превращает духовную сферу общественной жизни в самодовлеющую субстанцию. Такое понимание истории возникает в результате абсолютизации духовного фактора в человеческом бытии и выражается в принципе: «Идеи правят миром».

Вершиной объективно-идеалистической модели понимания общества являются воззрения Г. Гегеля, который высказал ряд гениальных догадок о закономерностях развития общества. Согласно Гегелю история движется вперед не как стихийный процесс. Она слагается из действий отдельных людей, каждый из которых стремится реализовать свои способности, взаимоисключающие интересы, эгоистические цели. Однако в результате действий людей, преследующих свои цели, возникает нечто новое, отличающееся от их первоначальных замыслов. В этом у Гегеля и заключается «хитрость исторического разума», саморазвитие и самопознание которого и представляет собой собственно исторический процесс.

Таким образом, если с точки зрения натурализма развитие общества определяется действием законов природы, то в идеализме функцию творческого начала выполняет мировой разум (объективный идеализм), ничем не ограниченная человеческая активность, прежде всего духовно-волевая (субъективный идеализм).

Недостатки натуралистической и идеалистической моделей пытались раскрыть создатели диалектико-материалистической концепции развития общества, немецкие философы и социологи Карл Маркс и Фридрих Энгельс.

Читать еще:  Совместимость в дружбе. Совместимость в отношениях

В чем сущность социальной концепции марксизма? С точки зрения марксизма, опирающегося на работы Ч. Дарвина и Л. Моргана, процесс формирования общества начался с выделения человека из животного мира при формировании у его предков социально-побудительных мотивов поведения. Благодаря этому помимо естественного отбора в силу вступил и социальный отбор. В процессе такого «двойного» отбора выживали и оказывались перспективными те древнейшие общности людей, которые в своей жизнедеятельности подчинялись определенным социально значимым требованиям, например, сплоченности, взаимопомощи, заботе о судьбе потомства и др. Так постепенно в процессе исторического развития человек, образно говоря, становился на рельсы социальных законов, сходя с колеи биологических закономерностей.

Процесс социализации человека осуществлялся прежде всего в процессе труда, навыки которого постоянно совершенствовались, передавались от поколения к поколению, образуя тем самым вещественно фиксируемую «культурную» традицию. Труд, стимулируя людей к совместной деятельности, обусловил возникновение и развитие разнообразных видов общения, возникновение членораздельной речи, образование производственных отношений. Таким образом, труд и возникшие на его основе производственные отношения являются главными материальными силами, которые привели к возникновению и совершенствованию собственно человеческой формы существования — общества.

К. Маркс, анализируя закономерности развития уже сформировавшегося общества, значительно расширил сферу действия материализма и распространил ее на область общественных отношений. Этот подход в дальнейшем стал называться материалистическим пониманием истории. Согласно данному подходу система производственных отношений составляет в обществе первооснову — базис, на котором формируются все иные отношения людей (правовые, политические, идеологические и др.).

Социальная теория марксизма формировалась в условиях революционного подъема, охватившего в середине XIX в. Западную Европу. Очевидно, поэтому такое большое внимание в марксизме уделяется борьбе между антагонистическими классами, которую он понимает как важнейшую движущую силу общественного развития. Многие исследователи этого учения обращали внимание и на другие его слабые места: постулат о диктатуре пролетариата, абсолютизацию экономического фактора в жизни общества, а также роли общества в жизни отдельного человека, что впоследствии послужило предпосылкой формирования тоталитарных режимов в странах, которые на практике попытались воплотить в жизнь теорию К. Маркса.

Теперь несколько слов о современных подходах к обществу. Все современные социально-философские и социологические концепции человека и общества так или иначе рассматривают последнее как совокупность социальных взаимосвязей и взаимодействий людей в процессе удовлетворения их потребностей. Например, одна из наиболее известных концепций общества, созданная Максом Вебером (1864— 1920), называется теорией социального действия. Главная идея веберовской концепции, да и всей его социологии, — обоснование возможности максимально рационального поведения, проявляющегося во всех сферах человеческих взаимоотношений. В соответствии с этой теорией социальное действие обретает содержание, которым оно не обладает в природе. Для понимания этого смысла необходима соответствующая интерпретация. В этом и заключается главная идея М. Вебера: всегда и везде, во все эпохи природу общества следует понимать как толкование смысла социальных действий людей. Нужно добавить, что под социальным действием понимается не любое действие, а действие, «субъективный смысл которого относится к поведению других людей». Исходя из такого подхода, нельзя считать действие социальным, если оно является чисто подражательным, аффективным или ориентируется на какое-либо природное явление.

Еще одна из известных современных концепций человека и общества, так называемая концепция методологического индивидуализма, сложившаяся на основе идей марксизма, тейярдизма, неофрейдизма и социобиологизма, рассматривает общество как продукт индивидуального взаимодействия. По мнению Карла Поппера (1902—1994), одного из создателей этой концепции, каждое коллективное явление мы должны рассматривать как результат действий, взаимодействий, целей, надежд и мыслей отдельных людей и результат созданных и охраняемых ими традиций. Согласно этому пониманию социальная сущность индивида запрограммирована не только обществом, но и космо-природно- товарно-социальным бытием, поскольку человек является космо-при- родно-товарно-сопиальным существом. Здесь потенциальная духовность космоса реализуется человеком в различных объединениях.

Интересные новаторские идеи в подходе к обществу содержат и другие современные философские концепции: герменевтика, феноменология, аналитическая философия, постмодернизм и др.

Социально-философские подходы к анализу общества.

Социальная философия — размышление об обществе как системе вне- и надындивидуальных форм, связей и отношений, которые человек создаёт своей деятельностью вместе с другими людьми. Эти формы и связи могут не совпадать с тем как мы их себе представляем. (Маркс).

Обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей.

«socio» — соединять, объндинять совместно, сообща затевать.

Socialitas — ближайшее окружение, общество.

Разделение общества и государства. Политическая философия- что есть государство, государственная власть? Каково их происхождение? Что такое идеология. Политология. Политэкономия.

Человек и общество

Существует два подхода к анализу проблемы «человек и общество». 1. (Платон, Дюркгейм. Маркс). Общество — целостная система, не сводимая к особенностям взаимодействующих индивидов. Человек — ансамбль социальных отношений. Общество производит тех людей, которые ему нужны. Для такого подхода характерен принцип коллективизма: человек и его интересы должны подчиняться интересам целого. Подход отличается детерминизмом. Как общества меняются? 2. (Гоббс. Руссо. Вебер). Человек — автономный индивид-субъект, обладающий сознанием и волей, способный к осмысленным поступкам и сознательному выбору. Общество — сумма индивидов-атомов, продукт их сознания и воли. Основой такого подхода является представление о человеке, наделённом «естественными правами». Характерен принцип индивидуализма. Вебер — появление капитализма: результат осмысленных человеческих поступков. Результаты деятельности не совпадают с желаниями того, кто таковую осуществляет. Это связано с тем, что общество несводимо к людям, его составляющим.

Основные философские подходы к анализу общества.

Социология возникла и оформилась в первой половине XIX века в рамках позитивистского взгляда на мир. Предполагалось, что это наряду с науками о природе должна существовать подобная им и вооружённая естественнонаучными методами наука об обществе. Метафизические объяснения социальных процессов позитивизм полагал бесполезными. Для большинства позитивистских подходов характерны недвусмысленные претензии на безусловное объяснение социальных процессов и жизни человечества, и искренняя вера в то, что ученый в состоянии рационально объяснить почти все.

В 17-18 вв. широкое распространение получила натуралистическая концепция толкования общ жизни. Эта концепция требует объясн соц явлений исключительно действием природных закономерности: физич, географ, биологич.

Шарль Фурье (франц социалист-утопист) — пытался создать социальные науки из закона всемирного тяготения Ньютона. Социальная теория — есть часть теории всемирного единства, основанной на принципе притяжения по страсти, всеобщей закономерности, обуславл прир склонность чел к какому-либо виду коллективного труда.

Высшие формы бытия натурализм сводит к низшим. Человек сводится до уровня исключ природного сущ-ва. При этом человеческое поведение жестко включается в цепь прир причин и следствий, свободе не остается места и концепция соц событий принимает фаталистическую окраску. В системе Гоббса Свобода всего-лишь модификация необходимой причины. «Каждое добровольное действие явл вынужденным», «все действия необходимы».

Натурализм замечает в чел только природную субстанцию. В р-те и чел связи обретают прир характер. Общество признается, но в качестве цементирующего начала берется или польза (просветители 17-18вв), или половая любовь (Феербах). Общество в натурал фил характеризуется как всеобщность, связующая множество индивидов лишь природными узами. Но в этом случае каждый волен защищать свою природу вопреки сущ моральным принципам, ибо последние не вытекают из прир чел-ка. Теор обоснование этой исключит эгоистической жизн позиции дал нем фил Макс Штинер в книге «Единственный и его собственность».

А.Чижевский, Л. Гумилёв. Ход истории и судьбы народов определяются ритмами Космоса и солнечной активности.

2.Атомистический подход. Человек — некий социальный атом, а общество — механический агрегат таких атомов, замкнутых исключительно на своих интересах.

Ж.Ж.Руссо, Т. Гоббс. Теория общественного договора.

3.Идеалистический подход.Идеализм наоборот слишком отрывает чел от природы, превращая дух сферу общ жизни в самостоятельную субстанцию. На практике это означает следовать принципу «мнения правят миром». Идеал в принципе не отриц объективного фактора истории. Однако развитие общества полностью определяется действием мирового разума или волевой активностью человека. В первом случае в соц фил вносится фатализм, а во втором — обосновывается чисто субъективистское понимание истор хода.

Главным недостатком идеал концепций является отрыв слова от дела, теории от практики, идеала от интереса. А когда символ господствует над бытием (будь это образ светлого будущего или всемогущей техники), цель непременно подменяется средством, а мудрость — рассудком.

4.Диалектико-материалистический (экономический) подход.Общественная жизнь — высшая форма движ материи. Хоть общество и является живой сист оно качественно отлич от др живых систем, выступает и как объект и как субъект мат действительности.

Диалектико — материалист понимание истории начинается с решения основного вопроса фил в применении к обществу. «Сознание людей зависит от их бытия». Это утверждение вытекает из простого факта, что «люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством, религией. » А для этого нужно трудиться, производить мат блага.

Читать еще:  Лев земной знак. Знаки Зодиака по стихиям

Итак сущность мат понимания истории остоит в том, что: 1. производство и вслед за ним обмен его продуктов составл основу всякого общ строя. 2. исторический процесс, общ бытие носят объект характер 3. главной движ силой, преобраз жизнь общества, являются народные массы. 4. средства для измен сущ положения вещей нужно открывать в наличных матер факторах производства.

5.Структурный функционализм- Т.Парсонс и Р.Мертон. Эта социологическая доктрина рассматривает общество как систему, социальный организм, существование частей или подсистем которого функционально оправдано в интересах структуры целого. Пафос взглядов Парсонса на социальную жизнь заключается в признании возможности ее гармонизации через максимальную функциональность. Точно так же предполагается гармонизация человеческого сознания. Гармонизация жизни в глубинах человеческого существования происходит благодаря гармонизации человеческих потребностей и установок в соответствии с культурно-нормативными образцами. Последним человек учится через наблюдение, подражание и обучение. Нетрудно понять, что чем более склонен человек к тщательному исполнению предлагаемых ему правил и инструкций, тем более спокойна и благополучна его жизнь, тем более стабильно общество. Парсонс утверждает ценностные ориентации (иначе — культуры) в качестве наиболее стабильного элемента личности, воспитываемого в обществе и обществом. В этом смысле культура для Парсонса занимает вторичное, подчинённое положение.

6. Социокультурный подход.Конкретные исследования различных аспектов общественной жизни постепенно выявляли гораздо большую роль культуры, общественного сознания, менталитета и т.д. в историческом процессе, чем это можно было предположить, исходя только лишь из марксистского формационного или парсоновского структурно-функционального подхода к обществу. Было обнаружено, что даже экономическое поведение людей не всегда может быть выведено прямо из экономики, так как оно регулируется их духовностью, в частности таким глубинным пластом общественной психологии, как менталитет. Видимо не корректно выводить из экономического базиса все, что мы встречаем в духовной надстройке общества. Кстати из экономики, из последовательной смены общественно-экономических формаций никак не выводиться убедительная периодизация истории духовной культуры. Методологические накладки нередко становились стимулом к полному отказу от марксистской концепции исторического развития и прежде всего от принципа экономического детерминизма, лежащего в основе учения об общественно-экономических формациях. Это привело к стремлению ряда видных ученых вытеснить формацию с ее экономическим базисом цивилизацией.

До середины ХХ века культура осознавалось лишь как следствие исторического развития общества, как его продукт. Человек выступает как творец культурного мира, но не как его продукт, результат самой культуры. Со второй половины ХХ века активная роль культуры начинает все более фиксироваться общественным сознанием и привлекает к себе внимание специалистов различных отраслей социально-гуманитарного знания. Однако принципиально новое понимание места и роли культуры в функционировании и развитии социума формируется не сразу.

Социокультурный подход возник в Западной Германии и во Франции в 70-е годы XX века. Он представлен именами Ф.-Х. Тенбрука, В. Липпа, А. Хаана, Х.-П. Турна, Ю. Штагля, М. Р. Лепсиуса, Й. Вайса, П. Бурдье. Для исследователей, принадлежащих к этому направлению, характерно внимание к традициям и опыту «наук о духе», философской антропологии, опора на методологические принципы М. Вебера (на его идею «социологии как эмпирической науке о культуре»), и Г. Зиммеля (на учение о динамике культурных объективаций), а так же активное обращение к работам Маннгейма и Н. Элиаса. В основании социокультурного подхода к обществу лежит представление о том, что какими бы мотивами человек ни руководствовался в своей деятельности, скрытыми (подсознательными) или явными, в терминах какой бы науки эти мотивы ни описывались, все это фиксируется в культуре. Культуру можно понять как текст, в котором фиксирована, записана мотивация людей, причем сами люди могут это не осознавать. При этом следует отметить, что социокультурный подход не отрицает экономический, психологический и другие факторы, но приоритетным является анализ культуры, понятой как программа деятельности. В повседневной жизни люди действуют в соответствии с исторически сложившимся содержанием культуры. В любом социальном субъекте — от общества в целом до личности со всеми промежуточными ступенями между ними в виде сообществ — существует своя субкультура. Она содержит и программу деятельности соответствующего субъекта. В исследованиях обозначенного типа под субкультурой имеется в виду культура некоторого субъекта как социокультурного целого. Специфика данного подхода заключается в том, что о культуре всегда идет речь как о чьей-то культуре. Разговор о культуре вообще возможен, но это некий уровень абстракции, границы правомерности которого всегда проблематичны.

Может возникнуть закономерный вопрос — откуда берется эта программа у любого субъекта. Приверженцы социокультурного подхода считают, что ответ на этот вопрос прост. Любой субъект — это люди. Когда рождается ребенок, он еще не человек. Человеком он становится в процессе освоения культуры, т.е. превращения культуры внешней для человека в содержание его сознания, его личностной культуры. В конечном итоге — его воспроизводственной деятельности. Для обозначения встроенной в человека культуры в настоящее время активно используется понятие «габитус», введённое П.Бурдье и Н.Элиасом. Можно обозначить основные детерминанты габитуса: 1. Капитал (не только денежный, но и социальный и культурный). 2. Позиция в отношении производства (определённая через профессию, род занятий). 3. Тип социальной связи, в которую человек включён. 4. История группы, к которой принадлежит человек. 5. Индивидуальная история. В процессе социализации (социального обучения) индивида происходит интериоризация (овнутрение) социальных качеств, определённых названными параметрами. Социальные качества становятся природой человека, живут в его теле, в языке, в способах практической деятельности. Человеческое тело и язык наполнено онемевшими верованиями, унаследованными жестами.

Общество в человеке. Тело — результат 1. Органического 2. Социально-исторического, культурного развития.

Социальная необходимость выражается в 1. Капитал (не только денежный, но и социальный и культурный. 2. Позиция в отношении производства. (определённая через профессию, род занятий). 3. Тип социальной связи, в которую человек включён. 4. История группы, к которой принадлежит человек. 5. Индивидуальная история. Что у человека в голове, в кармане, в прошлом, на лице, какие родители, друзья. Социальные качества становятся природой человека, живут в его теле, в языке, в способах практической деятельности. Наше тело и язык наполнено онемевшими верованиями, унаследованными жестами. В процессе социализации (социального обучения) индивида происходит интериоризация (овнутрение) социальных качеств.

Как объяснить, что деятельность человека одновременно и предопределена и свободна? Игра — множество ходов в рамках заданных правил.

Социальная структура общества.

Классаминазываются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определённой системе общественного производства, по их отношению (большей частью закреплённому и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы- это такие группы людей, из которых одна может присваивать труд другой, благодаря различию их места в определённом укладе общественного хозяйства.

Нация- сложный социальный организм, представляющий собой единство социально-экономических и этнических черт. Это устойчивая историческая общность людей, сложившаяся на базе общности экономической жизни в сочетании общностью территории, языка, особенностями культуры, сознания и психологического склада.

7 Философский анализ общества

Философский анализ общества

1. Общество: основы философского анализа.

2. Общественное сознание: сущность, уровни, сферы и формы.

3. Источники и движущие силы развития человечества.I

Общество является частью природы. Оно возникло в результате сложного процесса становления человека, выделения его из природы, и может рассматриваться как подсистема объективной реальности, обладающая определённой спецификой.

Эта специфика состоит в том, что общество существует в результате постоянно осуществляемого процесса производства в ходе которого люди осуществляют связи между собой. Такую связь принято называть производственными (экономическими) отношениями. Огромную роль в жизни общества играют национальные, религиозные, политические, семейные и другие отношения.

Таким образом, общество – это упорядоченная социальная система, представляющая собой целостность множества социальных отношений, носителем которых является человек, и, образуемые людьми, социальные слои и группы.

Как же возникло общество? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним, хорошо вам известный из школьной программы, путь человечества:

Стадо – род – племя – союз племён – общность – общество.

Общность – форма совместного бытия людей, связанных общим происхождением, языком и судьбой. Таковы семья и народ.

Общество – это продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших социальных групп, объединённых не на основе общности, а на основе совместных интересов и договоре. Не следует путать понятие «общество» с понятием «народ» и «нация». Народ – это форма общности людей, связанных, прежде всего, языком и культурой. Нация – это форма организации жизни одного народа, или нескольких близких народов, связанных государственностью, экономическими, политическими и духовными отношениями людей.

Философию, прежде всего, интересует специфика типа связей индивидов в единое целое. Выделят три основных подхода к объяснению таких связей.

Читать еще:  Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация - файл n1.doc

Натуралистический. Суть его в том, что человеческое общество рассматривается как естественное продолжение закономерностей природы мира животных и конечном итоге Космоса. С этих позиций тип общественного устройства и ход истории определяются ритмами солнечной активности (А. Чижевский, Л. Гумилёв), особенностями географической и природно-климатической среды (Ш. Монтескье, Л. Мечников), спецификой человека как природного существа, его генетическими, рассовыми и половыми особенностями (Э. Уилсон, Р. Дюкинс)

Идеалистический – здесь сущность связей, объединяющих людей в единое целое, усматривают в комплексе тех или иных идей, верований, мифов (Гегель, Макс Вебер).

Материалистический – считает, что людей в «социальный организм» связывает не общая идея или Бог, а производительные силы и производственные отношения, взаимодействие которых составляет способ производства. Основой (базисом) общества является совокупность экономических отношений.

Подводя итог, мы имеем все основания сказать, что человек это социальное творение. Общество – это та сила, которая делает человека человеком. Люди как физически, так и духовно творят друг друга. Феномен совместного, межчеловеческого существования называется социальностью. Люди могут жить только, общаясь друг с другом, обмениваясь информацией и опытом. Зачатки социальности психологи считают врожденными.

Как видно из вышеизложенного, человеческое общество – сложная и развивающаяся система. На его функционирование и развитие влияет множество факторов. Какие из них являются определяющими? Субъективные – из сферы сознания, из сферы духовной жизни (идеи, взгляды) или объективные – из сферы материальной стороны жизни общества. Другими словами, «общественное бытие» или «общественное сознание» определяют исторический процесс.

Общественное бытие – это реальный процесс жизни людей, те отношения, которые складываются в обществе в процессе общественного производства. Это экономическая, материальная сторона жизни общества.

Общественное сознание – это сложная система чувств, взглядов, идей, теорий, в которых отражается общественное бытие. В этом понятии мы отвлекаемся от всего индивидуального, личностного и фиксируем только те чувства, взгляды, идеи, которые характерны для данного общества в целом, или для определенной социальной группы. Оно, как духовная сторона исторического процесса, выполняет две основные функции. Во-первых – отражает общественное бытие, по отношению к которому является вторичным. Во-вторых – оказывает активное обратное воздействие на общественное бытие.

Общественное сознание имеет определённую структуру, под которой понимается расчленённость сознания на составные элементы. Оно имеет два основных уровня: обыденный и теоретический (научный).

Обыденное сознание характерно для массового «житейского» общественного сознания. Как правило, оно отражает не сущность процессов и явлений, а их внешнее проявление. Складывается стихийно в процессе повседневной жизни, чаще содержит не само знание о мире, а лишь эмоциональную оценку действительности, то есть чувства и настроения людей, на основе которых вырабатываются соответствующие социальные установки и ценностные ориентиры.

Теоретическое сознание выступает как специально разработанное учение, теория. Оно не «скользит» по поверхности явлений действительности, а отражает их суть. Оно не бывает «нейтральным», а отражает позиции определённых слоёв общества, то есть выступает в виде идеологии.

Идеология – это целостная система идей и взглядов, отражающая материальные и духовные условия жизни людей, а также цели, направленные на укрепление или изменение существующих в обществе отношений. Её особенность – лозунговость, направленность на массовое сознание, когда фактор веры преобладает над фактором знания.

Другой сферой общественного сознания является общественная психология, которая представляет собой систему чувств, эмоций, убеждений, в которых отражаются материальные и духовные условия бытия людей. Определяющими в становлении общественной психологии выступают состояние экономики, культуры, образования, традиции, уровень жизни.

К основным формам общественного сознания относятся:

политическое сознание – совокупность идей, теорий, взглядов, чувств, настроений, отражающих отношение к власти социальных групп, партий, общества. Ключевая ценность – власть. Политическое сознание включает в себя политическую идеологию и психологию. Первое находит свое теоретическое выражение в Конституции, в программных заявлениях, лозунгах партий. Второе включает в себя чувства, настроения той или иной социальной группы, или общества в целом;

правовое сознание – это система обязательных норм, правил поведения, выраженная в юридических законах. Это разнообразные чувства и понимание свободы, справедливости и несправедливости, прав и обязанностей в государстве. Ключевая ценность – закон;

нравственное сознание включает в себя чувства, идеалы, интересы и взгляды людей, связанные с общественным благом, а также знание норм, правил поведения в обществе, обычаев и традиций, оценку поведения людей в общественном мнении.

Обыденное нравственное сознание или нравственность включает в себя

чувства и понимание долга, добра и зла, чести, достоинства, совести и

счастья. Нравственная идеология или этика выступает как теоретическое

выражение нравственных интересов, как учение о нравственностии нормах

поведения в обществе, то есть морали.

Ключевая ценность нравственности – добро, а морали – долг;

эстетическое сознание это особые чувства, вкусы, интересы, представления,

идеалы и теории. Обыденный уровень включает в себя эстетические чувства,

обыденное понимание красоты. Теоретический уровень или эстетика – это

теории, которые в своих категориях объясняют ценность явлений

действительности. Ключевая ценность – красота;

религиозное сознание – это социальные чувства, идеалы, интересы, взгляды, связанные с признанием потустороннего, сверхестественного мира.

В его основе лежит вера в сверхестественные силы и поклонение им.

Обыденный уровень – религия. Каждая из них включает в себя три элемента:

— мифологический, то есть веру в реальное существование сверхестественных

— эмоциональный, то есть религиозные чувства;

— нормативный, то есть требования по соблюдению религиозных обрядов.

Теоретический уровень – теология, то есть учение о Боге. Ключевая ценность

С конца XIX века в общественном сознании всё больше и больше утверждаются общечеловеческие ценности – уважение к человеческой жизни и достоинству, к иному образу жизни и мысли, добродетельное отношение к людям и природе.

В истории философской мысли сложились разные представления о том, что же является движущей силой общественного развития.

Часть философов полагала, что все изменения в обществе обусловлены сознанием людей. Августин Блаженный, например, считал, что мир меняется потому, что таково Божье предначертание, а Вольтер утверждал, что «мнения правят миром». Надо знать, как мнения рождаются, почему они столь различны и к каким последствиям приводят. Тогда можно будет и постичь историю.

Многим мыслителям казалось, что источником общественных нововведений являются не идеи и мнения, а природные условия. Шарль Монтескье считал, что именно климат определяет особенность того или иного общества.

В XIX веке родилась принципиально иная позиция по проблеме «Истоки и движущие силы общественного развития». Она принадлежит К. Марксу. Всякие социальные изменения происходят, в конечном счете, в результате коренных преобразований в материальной сфере, прежде всего в экономических отношениях, которые К. Маркс считал базисом общества. Базис порождает соответствующую ему надстройку, в структуру которой входит вся совокупность политических, правовых, нравственных, религиозных и других идей, государственных и общественных организаций. Способ производства, то есть единство и взаимодействие производительных сил и данного типа производственных отношений, взятый в единстве с надстройкой, составляет общественно-экономическую формацию.

Марксизм утверждает, что противоречия между производительными силами и производственными отношениями составляют источник и движущую силу общественного развития, обеспечивают возникновение и формирование нового способа производства в недрах старого общества, то есть развитие общества идет как бы по спирали. Такой подход к развитию общества называют формационным. Существует и, так называемый, цивилизационный подход.

Известный американский ученый Л.Г. Морган выделял в истории человеческого общества три главных этапа – эпоху дикости, эпоху варварства, эпоху цивилизации. Переход от одного уровня мировой цивилизации к другому осуществляется через глобальные, по своему содержанию, технологические революции, характеризующие качественные скачки в развитии производительных сил. Переход от варварства к цивилизации произошел в эпоху неолита. Именно тогда в сельхозпроизводстве стали использоваться каменные орудия труда. Так произошел переход от собирательной экономики к производящей и перерабатывающей. Промышленная революция второй половины XVIII – первой трети XIX в.в. положила начало индустриальной цивилизации, которая развивается и в наше время. С середины ХХ века, в границах индустриальной цивилизации, начинает формироваться постиндустриальная цивилизация, в которой производственный процесс будет подчиняться процессу развития человека.

Какова же роль народа и личности в истории человечества?

Хотя каждый, именно каждый член общества участвует в историческом процессе, всё же не все, а только отдельные личности остаются надолго, а то и навсегда в памяти человечества. Роль таких исторических личностей столь велика, что долгое время философы лишь в них усматривали двигатель истории.

Но история свидетельствует, что личности, какими бы они выдающимися не были, не могут изменить историю во всемирном масштабе. В реальной истории отдельных стран они могут сделать многое. Народ – вот истинный творец истории. Народ – это такая исторически изменяющаяся общность классов и социальных групп, которая по своему объективному положению решает на данном этапе задачи прогрессивного развития общества.

Источники:

http://studref.com/353422/filosofiya/filosofskiy_analiz_obschestva
http://studopedia.ru/19_979_sotsialno-filosofskie-podhodi-k-analizu-obshchestva.html
http://studizba.com/lectures/109-filosofija/1481-osnovy-filosofskih-znanij/27656-7-filosofskij-analiz-obschestva.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector