Общественный прогресс.

Общественный прогресс

История свидетельствует, что ни одно общество не стоит на месте, а постоянно изменяется. Социальное изменение– это переход социальных систем, общностей, институтов и организаций из одного состояния в другое. На основе изменений осуществляется процесс социального развития. Понятие «социальное развитие» конкретизирует понятие «социальное изменение». Социальное развитие – необратимое, направленное изменение социальных систем. Развитие предполагает переход от простого к сложному, от низшего к высшему и т.д. В свою очередь, понятие «социальное развитие» уточняется такими качественными характеристиками, как «социальный прогресс» и «социальный регресс»

Общественный прогресс – это такое направление развития человеческого общества, которое характеризуется необратимым изменением человечества, в результате осуществляется переход от низшего к высшему, от менее совершенного состояния к более совершенному. Если сумма позитивных последствий крупномасштабных изменений в обществе превышает сумму негативных, то говорят о прогрессе. В противном случае имеет место регресс.

Регресс– тип развития, характеризующийся переходом от высшего к низшему.

Таким образом, прогресс и локален и глобален. Регресс только локален.

Обычно под общественным прогрессом подразумевается не те или иные прогрессивные изменения отдельных социальных общностей, слоев и групп или индивидов, а восходящее развитие всего общества как целостности, движение к совершенству всего человечества.

Механизм общественного прогресса во всех системах состоит в возникновении новых потребностей в различных сферах общественной жизни и изыскании возможностей их удовлетворения. Новые потребности возникают как результат производственной деятельности человека, они связаны с поиском и изобретением новых средств труда, общения, организации общественной жизни, с расширением и углублением масштабов научного знания, усложнением структуры творческой и потребительской деятельности человека.

Очень часто возникновение и удовлетворение общественных потребностей осуществляется на основе открытого конфликта интересов различных социальных общностей и социальных групп, а также подчинения интересов одних социальных общностей и групп другим. В таком случае социальное насилие оказывается неизбежным спутником социального прогресса. Общественный прогресс, как последовательное восхождение к более сложным формам общественной жизни, осуществляется в результате разрешения противоречий, развертывающихся на предшествующих этапах и фазах общественного развития.

Источником, первопричиной общественного прогресса, определяющей желания и действия миллионов людей, выступают их собственные интересы и потребности. Каковы же человеческие потребности, обуславливающие общественное развитие? Все потребности разделяются на две группы: естественные и исторические. Естественные потребности человека – это все социальные потребности, удовлетворение которых необходимо для сохранения и воспроизводства жизни человека, как природного биологического существа. Естественные потребности человека ограничены биологическим строением человека. Исторические потребности человека это все социальные и духовные потребности, удовлетворение которых необходимо для воспроизведения и развития человека, как социального существа. Ни одна из групп потребностей не может быть удовлетворена за пределами общества, вне развития общественного материального и духовного производства. В отличие от естественных потребностей исторические потребности человека порождены ходом общественного прогресса, безграничны в развитии, в силу чего неограничен общественный и интеллектуальный прогресс.

Однако, общественный прогресс – это не только объективная, но и относительная форма развития. Там где не появляются возможности для развития новых потребностей и их удовлетворения, линия социального прогресса прекращается, возникают периода упадка и стагнация. В прошлом нередко наблюдались случаи социального регресса, гибели сложившихся ранее культур и цивилизации. Следовательно, как показывает практика, социальный прогресс в мировой истории совершается зигзагообразно.

Весь опыт ХХ века опроверг однофакторный подход к развитию современного общества. На формирование той или иной общественной структуры оказывают влияние множество факторов: прогресс науки и техники, состояние экономических отношений, устройство политической системы, вид идеологии, уровень духовной культуры, национальный характер, международная среда или существующий миропорядок и роль личности.

Различают два вида социального прогресса: постепенный (реформистский) и скачкообразный (революционный).

Реформа– частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего социального строя.

Читать еще:  Когда празднуют день всех святых в православии. Богослужение в день всех святых

Революция – комплексное скачкообразное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего строя и представляющее собой переход общества из одного качественного состояния в другое.

Различие между реформой и революцией обычно усматривается в том, что реформа – это изменение, реализуемое на основе существующих в обществе ценностей. Революция же представляет собой радикальный отказ от существующих ценностей во имя переориентации на другие.

Одним из инструментов движения общества по пути социального прогресса на основе сочетания реформ и революции в современной западной социологии признается модернизация.В переводе с английского «модернизация» означает осовременивание. Суть модернизации связывается с распространением по всему земному шару общественных отношений и ценностей капитализма. Модернизация – это революционный переход от доиндустриального к индустриальному или капиталистическому обществу, осуществляемый путем комплексных реформ, он подразумевает кардинальное изменение социальных институтов и образа жизни людей, охватывающее все сферы общества.

Социологи различают два вида модернизации: органическую и неорганическую. Органическая модернизация является моментом собственного развития страны и подготовлена всем ходом предшествующего развития. Она происходит как естественный процесс поступательного развития общественной жизни при переходе от феодализма к капитализму. Такая модернизация начинается с изменения общественного сознания.

Неорганическая модернизацияпроисходит как ответ на внешний вызов со стороны более развитых стран. Она представляет собой способ «догоняющего» развития, предпринимаемый правящими кругами той или иной страны, с целью преодолеть историческую отсталость и избежать иностранной зависимости. Неорганическая модернизация начинается с экономики и политики. Она совершается путем заимствования зарубежного опыта, приобретения передовой техники и технологии, приглашения специалистов, обучения за рубежом, перестройки форм государственного управления и норм культурной жизни по образцу передовых стран.

В истории социальной мысли было предложено три модели социальных изменений: движение по нисходящей линии, от вершины к упадку; движение по замкнутому кругу – циклами; движение от высшего к низшему – прогрессу. Эти три варианта всегда присутствовали во всех теориях социальных изменений.

Простейший тип социальных изменений – линейный, когда объем происходящих изменений является постоянным в любой момент времени. В основу линейной теории общественного прогресса положен прогресс производительных сил. События последней четверти ХХ века показали, что придется расстаться с представлением, согласно которому за ключевой и, в сущности, единственный источник развития принимаются изменения в производительных силах и производственных отношениях. Подъем производительных сил еще не гарантирует прогресса. Жизнь показывает, что безграничное увеличение материальных средств жизни, принятое за благо, оборачивается для человека губительными последствиями. Длительный период понимание социального прогресса связывалось с промышленным развитием, с высокими темпами экономического роста и созданием крупной машинной индустрии. Условия и формы образования экономической, политической и социальной жизни подчинены развитию технико-экономических параметров, достижению индустриальной технологии. Но в последней трети ХХ века эйфория индустриально-технического оптимизма пошла на убыль. Индустриальное развитие не только создало угрозу социальным и культурным ценностям, но и подорвало собственную основу. На Западе заговорили о кризисе индустриализма, признаками которого стали разрушение окружающей среды и истощение природных ресурсов. Все более очевидным становится несоответствие уровня научно-технического и экономического развития уровню удовлетворения потребностей человека. Изменилось и само понятие социального прогресса. Основным его критерием становится приведение общественного устройства в соответствие не столько с требованиями развития техники, сколько, прежде всего, с естественной природой человека.

Циклические изменения характеризуются последовательным прохождением стадий. Согласно этой теории социальное развитие идет не по прямой, а, скорее по кругу. Если в направленном процессе каждая последующая фаза отличается от любой другой, предшествующей ей во времени, то в циклическом процессе состояние изменяющейся системы в более позднее время будет таким же, каким оно было раннее, т.е. в точности повторится, но на более высоком уровне.

В повседневной социальной жизни очень многое организуется циклически: например, сельскохозяйственная жизнь – и в целом вся жизнь аграрных обществ – носит сезонный, циклический характер, поскольку определяется природными циклами. Весна – время сева, лето, осень – время сбора урожая, зима – пауза, отсутствие работы. На следующий год все повторяется. Наглядным примером циклического характера социальных изменений служит смена поколений людей. Каждое поколение нарождается, проходит период социального созревания, затем период активной деятельности, далее следует период старости и естественного завершения жизненного цикла. Каждое поколение формируется в специфических социальных условиях, поэтому не похоже на предыдущие поколения и привносит в жизнь, в политику, экономику, культуру что-то свое, новое, чего еще не было в социальной жизни.

Читать еще:  Почему в мультиках рисуют по 4 пальца. Признак мульта

Социологи разных направлений фиксируют тот факт, что многие социальные институты, общности, классы и даже целые общества изменяются по циклической схеме – возникновение, рост, расцвет, кризис и увядание, возникновение нового явления. Долговременные циклические изменения связаны с расцветом и упадком исторически конкретных цивилизаций. Именно их имеют ввиду Шпенглер и Тойнби, говоря о цивилизационных циклах.

О развитии циклических представлений в библейской книге Эклеззиаста сказано: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем».

В записях Геродота (V в. до н.э.)дана схема приложения цикла к политическим режимам: монархия – тирания – олигархия – демократия – охлократия. В работах полибия (200-118 гг. до н.э.) проводится похожая мысль, что все государства проходят неизбежные циклы роста – зенита – упадка.

Социальные процессы могут идти по спирали, когда последовательные состояния, хотя в основе своей схожи, но не идентичны. Восходящая спираль означает повторение процесса на относительно более высоком уровне, нисходящая спираль – повторение на относительно более низком уровне.

Общественный прогресс.

Общественный прогресс как понятие обществознания .

Общественный прогресс – это глобальный исторический процесс развития общества от низшего к высшему, от примитивного, дикого состояния к высшему, цивилизованному. Этот процесс идет благодаря развитию научных и технических, социальных и политических, нравственных и культурных достижений.

Впервые теорию прогресса описал известный французский публицист аббат Сен-Пьер в своей книге «Замечания о непрерывном прогрессе всеобщего разума» в 1737 году. По его теории прогресс заложен Богом в каждого человека и этот процесс неизбежен, как природные явления. В дальнейшем исследование прогресса как общественного явления продолжилось и углубилось.

Критерии прогресса.

Критерии прогресса – это основные параметры его характеристики:

  • социальный;
  • экономический;
  • духовный;
  • научно-технический.

Социальный критерий это уровень социального развития. Подразумевает уровень свобод людей, качество жизни, степень разницы между богатыми и бедными, наличие среднего класса и т.д. Основные двигатели социального развития – это революции и реформы. То есть радикальное полное изменение всех слоев общественной жизни и постепенное ее изменение, преобразование. Различные политические школы по-разному оценивают эти двигатели. К примеру, всем известно, что Ленин предпочитал революцию.

Экономический критерий это рост ВВП, торговли и банковской сферы, и прочие параметры экономического развития. Экономический критерий – самый важный, так как влияет на остальные. Трудно думать о творчестве или духовном самообразовании, когда есть нечего.

Духовный критерий нравственное развитие – один из самых спорных, так как различные модели общества оценивают по-разному. Например, в отличие от европейских стран, арабские не считают толерантность к сексуальным меньшинствам духовным прогрессом, и даже наоборот – регрессом. Тем не менее, есть общепринятые параметры, по которым можно судить о духовном прогрессе. Например, осуждение убийств и насилия характерно для всех современных государств.

Научно-технический критерий это наличие новой продукции, научных открытий, изобретений, передовых технологий, короче – инноваций. Чаще всего под прогрессом подразумевают этот критерий в первую очередь.

Альтернативные теории.

Понятие прогресса подвергается критике еще с XIX века. Ряд философов, историков отрицает прогресс как общественное явление полностью. Дж. Вико рассматривает историю общества как циклическое развитие со взлетами и падениями. А. Тойнби в качестве примера приводит историю различных цивилизаций, в каждой из которых есть фазы возникновения, роста, упадка и разложения (Майя, Римская империя и т.д.).

Читать еще:  Видеть во сне голубей в квартире. Голуби к чему снятся

На мой взгляд эти споры связаны с различным пониманием самого определения прогресса как такового, а также с различным пониманием его социальной значимости.

Тем не менее, без общественного прогресса у нас не было бы общества в его современном виде с его достижениями и нравами.

Понятие общественного прогресса

Прогресс — тип развития от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперёд к более совершенному.

Регресс — тип развития от высшего к низшему, процессы деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций.

Критерии прогресса:
— развитие человеческого разума;
— совершенствование нравственности людей;
— прогресс науки и техники;
— развитие производительных сил, включая самого человека;
— возрастание степени свободы, которую общество может предоставлять человеку;
— гуманистические критерии прогресса (средняя продолжительность жизни человека, детская и материнская смертность, состояние здоровья, уровень образования, развитие различных сфер культуры, чувство удовлетворенности жизнью, степень соблюдения прав человека, отношение к природе и др.).

Противоречивость прогресса: совершенствование в одних областях оборачивается потерями в других. Одним социальным силам прогресс в данной области может быть выгоден, а другим нет.

Многовариантность общественного развития (типы обществ)

Эволюция — это частичные и постепенные изменения, способствующие появлению в различных сферах и элементах общества новых качеств и свойств.
Эволюционные изменения могут осуществляться как сознательно, в таком случае они обретают форму реформ, так и стихийно.

Реформа — изменения в какой-либо сфере общественной жизни, проводимые правительством, в виде постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы (системы, явления, структуры).
Виды реформ:
— Прогрессивные (например, реформы 60–70‑х гг. XIX в. в России — Великие реформы Александра II);
— Регрессивные (реакционные) (например, реформы второй половины 80‑х — начала 90‑х гг. XIX в. в России — «Контрреформы» Александра III).

Революция — коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя.

Признаки революции:
— это радикальные изменения, в результате которых происходит коренная ломка социального объекта;
— носят общий, фундаментальный характер;
— как правило, опираются на насилие;
— организуются сознательно;
— вызывают необычайно сильные эмоции и массовую активность.
Революция — захват насильственными методами государственной власти лидерами массовых движений и последующее использование её для крупномасштабного реформирования всех сфер общественной жизни.

Модернизация — это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным.

Основные подходы к изучению развития общества:
— линейный (формационный и стадиально-цивилизационный) —
развитие общества рассматривается как закономерный поступательный процесс перехода от низших форм к высшим, от простых к сложным;
— нелинейный (локально-цивилизационный) — развитие общества не имеет однонаправленного характера, в истории человечества есть периоды подъёмов, падений и стагнации.

Формационный подход (основоположники — немецкие философы-экономисты К. Маркс и Ф. Энгельс). Развитие общества осуществляется в результате закономерной смены общественно-экономических формаций.

Пять общественно-экономических формаций:

  1. первобытнообщинная;
  2. рабовладельческая;
  3. феодальная;
  4. капиталистическая;
  5. коммунистическая.

Критерием выделения общественно-экономических формаций является производственная деятельность людей, характер труда и способы включения в производственный процесс (природная необходимость, внеэкономическое принуждение, экономическое принуждение, труд становится потребностью личности).

Движущей силой развития общества является классовая борьба. Переход от одной общественно-экономической формации к другой осуществляется в результате социальных революций.

Стадиально-цивилизационный подход (У. Ростоу, Тоффлер).
В основе данного подхода лежит понимание цивилизации как стадии в процессе поступательного развития человечества, в его восхождении по лестнице, ведущей вверх к единой мировой цивилизации.

Источники:

http://studopedia.ru/7_53081_obshchestvenniy-progress.html
http://www.calc.ru/Obshchestvenniy-Progress.html
http://examer.ru/ege_po_obshestvoznaniu/teoriya/obshestvennyi_progress

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: