Молитва — путь к богословию. Молитва и богословие

Молитва — путь к богословию. Молитва и богословие

  • ЖАНРЫ
  • АВТОРЫ
  • КНИГИ 587 784
  • СЕРИИ
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 545 106

Игумен Иларион (Алфеев)

ВВЕДЕНИЕ В ПРАВОСЛАВНОЕ ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Современным языком автор излагает основы учения и жизни христианской Православной Церкви. Главный акцент сделан на Священном Предании Церкви, выраженном в творениях и молитвенном опыте ее святых подвижников и учителей. Сочетание научного подхода с вдохновенной проповедью делает книгу духовно убедительной и интересной.

Для христиан, желающих подробнее и полнее знать истоки своей веры, для всех интересующихся христианством.

Предисловие к первому изданию

Несмотря на подзаголовок «Введение в православное догматическое богословие», книга игумена Илариона «Таинство веры» предназначена не только для духовных семинарий и академий. Она адресована гораздо более широкому кругу читателей — по сути, всем, кто стремится от интуитивной и неосмысленной веры прийти к глубинам той веры, которая раскрывается в учении Отцов Церкви. Но огромное достоинство книги отца Илариона — в том, что она никогда не оставляет в стороне опыт верующего. Ибо учение Церкви укоренено в ее Литургии, в ее молитве, в переживаемом ее членами опыте присутствия Бога во Христе. Христианство — не философия, не теория, не идеология, но сама жизнь — истинная жизнь, полнота жизни. И христианское богословие должно быть достаточно всеобъемлющим, чтобы если не вместить эту жизнь, — ибо последнее невозможно, — то по крайней мере показать ее истинное величие. Реальность Слова Божия, ставшего плотью, никогда не может быть адекватно выражена посредством человеческих слов; и тем не менее мы должны пытаться делать это, если нам надлежит быть готовыми «дать ответ всякому, требующему у нас отчета в нашем уповании» (1 Пет. 3:15).

Отец Иларион пользуется современным языком для выражения опыта, содержащегося в двухтысячелетнем Предании Церкви. Делая это, он выполняет задачу, которая в каждую эпоху должна решаться заново. Это особенно важно сегодня, когда столь многие утратили способность непосредственного восприятия тех сокровищ, которые предлагает им Православная Церковь. Отец Иларион внимателен как к историческому пути Церкви, так и к ее неизменяемой природе. Он говорит от имени Предания Восточной Церкви, однако сравнивает ее учение с западной традицией, указывая на различия, из которых одни являются поверхностными, другие — более глубокими. И на протяжении всей книги подчеркиваются связи между учением Отцов и учением Нового Завета, Церкви и апостолов.

Это книга, которую можно горячо рекомендовать. Книга, которая является поистине введением, в этимологическом смысле, в богатства и глубины православной веры, потому что она ведет человека внутрь веры — туда, где живет сам автор. В эпоху, когда Православие приобретает все более широкую известность во всем мире, следует надеяться, что настоящая книга скоро появится и в переводах на европейские языки.

ВАСИЛИЙ, епископ Сергиевский,

викарий Сурожской епархии

Отзывы на первое издание

Труд отца иеромонаха Илариона «Таинство веры» — очень ценный и своевременный вклад в русскую богословскую литературу. Книга написана языком простым, живым, от опыта и жизни Православного Предания. Отец Иларион «вводит» читателя, даже богословски неискушенного, в тайники Православия, затрагивая главные области догматического вероучения: пути к Богу, троичная тайна, мир и человек, Христос-Спаситель, тайна Церкви, таинства, молитва, обожение, жизнь будущего века.

Само заглавие «Таинство веры» подводит к более углубленному и расширенному пониманию «таинства», чем то, которому учит нас «школьное» богословие. Сама Церковь, Тело Христово есть первичное «таинство», и в ней мы приобщаемся полноте «тайны» спасения, силою Святого Духа и подвигом веры.

Книга оснащена множеством цитат, помимо, конечно, Священного Писания, из святоотеческой письменности, да и из современной православной богословской литературы, ибо Священное Предание не замыкается в средневековье и дуновение Духа продолжается и в наше время. Церковь Святая есть старица с вечно юным лицом. Современное православное богословие вложило богатейший вклад в сокровищницу вероучения, и книга отца Илариона об этом ярко свидетельствует.

Чрезвычайно ценно также обильное использование богослужебных текстов, молитв, песнопений. Литургическое предание должно рассматриваться наравне с богословскими трудами Святых Отцов как первичный источник православного боговедения. Нелегко представить современному читателю духовные сокровища Православия, не вдаваясь в суконный язык учебников, но эту задачу отец Иларион выполнил с полным успехом.

От всей души желаю широкого распространения «Таинству веры» и плодотворного богословского и духовного творчества его автору.

Протопресвитер Борис БОБРИНСКИЙ,

ректор Свято-Сергиевского Православного

богословского института в Париже

Книга иеромонаха Илариона (Алфеева) «Таинство веры» произвела на меня глубокое впечатление. Книга эта, на мой взгляд, удивительным образом соединяет глубину богословской мысли с умением подойти к духовным и интеллектуальным нуждам современного православного человека.

Поражает, как различные главы, посвященные тому или иному учению Православной Церкви, заканчиваются буквальными и порой длинными цитатами из писаний Отцов Церкви или современных православных авторов. Среди первых особенно видное место занимают писания преподобного Симеона Нового Богослова, которым автор много лет специально занимался. Среди вторых автору, как кажется, особенно близки писания протоиерея Георгия Флоровского, лозунгом которого можно считать тезис «вперед — к Отцам!»

Хочется от души поблагодарить автора, в частности, за мудрые слова, посвященные конкретным проблемам нынешнего Православия, как например богослужебный язык.

«Таинство веры», я убежден, останется ценнейшим вкладом в учение нашей Церкви, в ее Литургию и ее молитву, и, следует надеяться, в духовное будущее России. В этой книге каждый искренний христианин, выражаясь словами святого Игнатия (Брянчанинова), сможет научиться всему «необходимому на поприще веры».

почетный профессор византинистики

член Британской Академии

Труд отца Илариона обращается к очень широкой публике: книга написана на весьма доступном языке. В ней полностью отсутствует педантичная ученость: каждый раз, когда употребляется богословский термин, автор тут же дает объяснение. Эта книга обращена к самому простому читателю, православному или нет, и даже к неверующему, и вводит его в самую сердцевину православной жизни. Однако эта работа является, на мой взгляд, обязательным чтением для всех студентов семинарий и академий. Прибавим, что она может принести большую пользу и самым ученым богословам.

Читать еще:  Магия чисел. Маяк: значение символа во сне

Книга весьма способствует освобождению русского православного богословия от того, что отец Георгий Флоровский в свое время назвал «вавилонским пленением» (см. Пути Русского Богословия. Париж, 1937), а именно от схоластического подхода к богословскому мышлению. Вопрос тут не только в том, что отец Иларион очень хорошо знает Святых Отцов (критический аппарат книги безупречен), а в том, что автор возобновляет связь с святоотеческим церковным опытом: он не просто цитирует Отцов, он мыслит сегодня, как в свое время мыслили Святые Отцы. Тем самым указывается современной публике путь к подлинному церковному сознанию.

Молитва Иоанну Богослову

Именно Бог помогает нам во всех жизненных вопросах и трудностях. К Нему обращаются, когда ищут утешение в горестях, болеет близкий человек, нужна защита в путешествиях и при многих других проблемах. Множество Святых тоже помогают людям в решении тех или иных вопросов, если намерения человека чисты и благородны. В статье мы расскажем вам о молитве Иоанну Богослову, с которой можно обратиться к этому Святому.

Молитвенное обращение к Иоанну Богослову

Иоанн Богослов является представителем 12 апостолов – очень почитаем в православной религии. При обращении к апостолу Иоанну Богослову молитву следует произносить осознанно, не отвлекаясь на мирские заботы, полностью положившись на волю Бога и Его Святых. Будет очень хорошо, если в доме находится изображение святого лика Иоанна Богослова. Наиболее часто к апостолу обращаются с просьбами о семейном благополучии и о здоровье близких. Молитва помогает решить недопонимание в семье, разрешить конфликты мужа и жены, помогает обрести силы для взаимного уважения, мудрости и любви, которые являются фундаментом семейной жизни, дарящие спокойствие, мир и согласие всем ее членам.

Текст молитвы

О великий и всехвальный апостоле и евангелисте Иоанне Богослове, наперсниче Христов, теплый наш заступниче и скорый в скорбех помощниче! Умоли Господа Бога даровати нам оставление всех прегрешений наших, елико согрешихом от юности нашея, во всем житии нашем, делом, словом, помышлением и всеми нашими чувствы. Во исходе же душ наших помози нам, грешным, избавитися воздушных мытарств и вечнаго мучения, да твоим милостивным предстательством прославляем Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Просьбы к Святому Иоанну Богослову

Иоанн Богослов помогает людям в решении множества вопросов. Основные молитвенные просьбы связаны с благополучием семейной жизни и со здоровьем близких людей. Чудо исполнения просьб даруется лишь искренне верующим и покорным решению Бога. Ниже приведен список основных вопросов, в которых Иоанн Богослов помогает мирянам:

  • Помощь в любви;
  • Укрепление семьи в непростое время;
  • Защита от порчи и любого зла;
  • Помощь учащимся;
  • Исцеление больных;
  • Об изгнании злых духов из тела и сознания.

Молитва апостолу Иоанну Богослову очень действенна. Считается, что именно Иоанн Богослов был самым верным учеником Иисуса Христа, поэтому единственный, кто воочию лицезрел могущество и волю Всевышнего. Поэтому к апостолу обращаются миряне, считая молитву к нему самой сильной.

Мощь молитвы апостолу объясняется божественно праведной жизнью. Его земное бытие было наполнено духовностью, добротой и благостью.

На протяжении всей жизни вел высокоморальный образ жизни и старался заинтересовать духовной жизнью всех людей.

Почти всю свою жизнь Иоанн Богослов посвятил служению Богу и людям, стараясь изменить их языческий образ жизни. Старался вразумить человечество, устремляя их взор к небу, к Всевышнему. Этим он познавал идеи Иисуса Христа, его деяния на земле во имя всего человечества.

Иоанн Богослов – единственный из двенадцати апостолов Христа, который умер своей смертью, прожив долгую, насыщенную и одухотворенную жизнь. Предчувствуя встречу с Создателем, он решил провести остатки дней в качестве отшельника: полностью воздерживаясь от материальных нужд, наполняя каждый день исключительно молитвами Господу.

Молитва – путь к богословию

Мы живём в современном, очень суетливом мире, постоянно торопимся, боясь опоздать на учёбу, работу или просто на электричку, тратим при этом много сил и энергии… Жизнь, таким образом, несется и проносится в нас, а часто и мимо нас, как разноцветный поток ощущений, желаний, страстей; мы готовы расстраиваться из-за сущих пустяков, ничтожных по своему содержанию, они нас одолевают, пыль жизни засоряет нам глаза, а всё вокруг перестаёт иметь свою ценность, и в результате мы сбиваемся с пути и теряем всякий смысл своего существования. Может ли, живущий по такому образцу человек, не то что быть богословом или молиться, но хотя бы на какой-то момент просто остановиться, подумать, проанализировать себя, свои поступки, свою жизнь? Живущий так человек попросту утрачивает этот высокий дар, он теряет способность молиться, он отпадает от Бога, отрывая себя от Источника вечной жизни, и оказывается беззащитен перед лицом зла, которому не может противостоять[1]. Так Иван Александрович Ильин описывает состояние современного человека.

Но прежде чем говорить о молитве и ее роли в жизни богослова, скажем несколько слов о самом богословии.

Само понятие богословия в Церкви установилось не сразу. Отцы и учителя Церкви позаимствовали этот термин у язычников, где богословами именовали тех, кто учил о богах, и придали этому термину иной смысл. В настоящее время существует три основных понятия «богословия»: первое, как Божественное Откровение или слово Бога о Самом Себе и сотворенном Им мире; второе – учение Церкви или конкретного богослова о Боге и третье – богословие как наука[2].

Читать еще:  Малыш телец. Телец девочка - ребенок

Если же мы обратимся к святоотеческим творениям, то увидим, что святые отцы часто придавали этому термину иной смысл. Самым известным, пожалуй, является изречение святого Евагрия Понтийского: «Если ты богослов, то будешь молиться истинно, и если истинно молишься, то ты богослов»[3]. Блаженный Диадох Фотикийский говорит, что «ни один из Божественных даров так не воспламеняет сердца человеческого и не подвигает его к возлюблению Его благости, как богословствование»[4]. Можно приводить много таких примеров, но для нас важна их мысль – богословие очень тесно переплетается с внутренней жизнью того, кто хочет им заниматься, это не наука в современном понимании слова, а образ жизни и, как говорит святитель Григорий (Богослов) в первом слове о богословии: «Любомудрствовать о Боге можно не всем; потому что способны к этому люди, испытавшие себя, которые провели жизнь в созерцании, а прежде всего, очистили, по крайней мере, очищают и душу, и тело»[5].

Как же достигнуть состояния внутренней чистоты или хотя бы попытаться стать на этот путь? Ответ можно найти в Евангелии: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф 18:21). Молитва. Обычно в нашем понимании молитва ассоциируется с утренним и вечерним правилом, на которые у нас, обычно «не хватает времени», это еще и церковные службы, правило ко Причащению, т.е. набор текстов, предложенных нам Церковью, которые мы должны неукоснительно вычитывать и исполнять. Всем, например, знакома ситуация: «Не прочитал последование ко Причащению, поэтому не иду причащаться». Таким образом, молитва, как бы выбивается из ритма нашей жизни и скорее его нарушает, чем способствует более упорядоченному ее течению. В свою очередь, митрополит Антоний говорит о нераздельности молитвы и жизни.

Нам часто кажется, что согласовать молитву и жизнь невозможно, однако это происходит как раз от неправильного ее понимания. Мы думаем, будто жизнь наполнена суетой, а молитва состоит в том, чтобы где-то уединиться, забыть всех и вся, забыть о нашем ближнем и о нашем человеческом положении. И это неверно. Это клевета на жизнь и клевета на саму молитву.[6] Разумеется, привычная нам молитва, которую мы совершаем утром и вечером, которая состоит из чтения молитвословий по тексту или наизусть и сопровождается осенением себя крестным знамением и поклонами, является таковой в собственном первоначальном смысле. Такая молитва есть начало нравственно-духовной жизни любого христианина и поэтому знакома всем. Тем не менее, несмотря на распространенность такой молитвы, она далека от совершенства, ибо часто её нарушают посторонние мысли и чувства, и с такой молитвы люди только начинают свой подвиг[7]. Нас же интересует молитва, понимаемая несколько иначе.

Господь знает прежде нашего прошения, что нам нужно (Мф 6:8), и здесь мы можем стать в тупик – зачем тогда существует так много молитв? Да, молитв существует очень много, но эти молитвы, по словам митрополита Антония, были составлены святыми, не академически, за письменным столом с мыслью о том, как лучше поговорить с Богом, а вырывались из человеческой души в трагические или радостные моменты его жизни. Они вырывались так, как бьет кровь из раны. Ярким примером является Пятидесятый псалом: царь Давид вдруг осознал, что стал причиной смерти другого человека, у которого он отнял жену, и вот эта мысль, как нож, ударила его в сердце.

Первое, на что следует обратить внимание, что в каждой молитве есть что-то, что принадлежит нашему опыту, но также есть много того, что многократно нас превосходит. Поэтому когда мы читаем молитвы, то в первую очередь мы должны быть честными перед Богом и перед тем святым, чьи слова произносим, иначе наша молитва превращается в ложь, в попытку убедить Бога в том, что в нас живут те чувства, которых мы никогда не переживали. Святой Феофан Затворник по этой причине советует продумывать молитвы, пытаться вникнуть в их смысл – это большая работа, требующая определенных усилий и времени.

Второй важный момент, можно сказать, вытекающий из предыдущего, – это наше отношение к окружающим нас людям. Митрополит Антоний приводит пример из своей жизни, который очень хорошо дает понять, о чем идет речь. Будучи подростком, он поссорился с товарищем и, когда вечером захотел произнести молитву Господню, ему стало понятно, что он не может честно сказать: «прости меня, как я прощаю». Он обратился к своему духовнику, и тот ему сказал: «А в чем тут проблема? Когда дойдешь до этого места в молитве, то честно скажи, Господи, Ты моих долгов не прощай, потому что я не прощаю своему товарищу и никогда не прощу». Разумеется, будущий владыка так молиться не смог, но через некоторое время этот вопрос разрешился – он все-таки смог простить своего ближнего. Но в течение всего этого времени духовник наставлял его, чтобы он продумывал отношения со всеми людьми, которые его окружали, и научился прощать их от всего сердца так, как мы этого просим у Господа[8].

Святитель Игнатий Брянчанинов также говорит, что прощение всех обид без исключения, даже самых тяжелых, есть непременное условие успеха в молитве[9]. Поэтому во время молитвы в первую очередь играет роль состояние нашего сердца и нашей души, а не внешнее положение и количество вычитанных молитв.

Третий момент, который хочется отметить, – это время. Как уже было сказано – мы постоянно торопимся, у нас нет времени: утром рано встал, умылся, поел, собрался и побежал на работу, вечером пришел уставший, еле добрел до дивана, а там и спать пора, ведь утром снова рано вставать на работу… Но почему уделить своему телу целое утро мы можем, а на Бога времени не хватает? Когда мы готовимся к встрече с любимым и дорогим для нас человеком, то готовы и ночь не спать, только бы достойно подготовиться. В случае с Богом у нас получается примерно следующее: «Господи, я умылся, позавтракал, оделся, достал зонтик, мне пора выходить, пожалуйста, приди и быстренько благослови меня»[10].

Читать еще:  Сколько крестников можно иметь крестной маме. Сколько раз можно быть крестной матерью

Таким образом, мы постоянно спешим, бежим вдогонку за временем и все равно не успеваем. Однако нам нужно знать, что гнаться за временем бессмысленно, потому что время бежит к нам, а не от нас, чем бы мы ни были заняты. Если человек торопится навстречу следующему часу, то он зря теряет силы. Час итак придет, время же, которое употребляется на волнительную подготовку к нему, можно было бы использовать более продуктивно, чем попусту волноваться. Так и в молитве – вместо того чтобы молиться здесь и сейчас всей сердечной глубиной, наши мысли устремлены куда-то вперед: не видно ли уже плода нашей молитвы? Это то же самое, что земледелец посадил бы траву и каждый день смотрел – не проросла ли травка? Но он знает, что семена посеяны и теперь время ждать.

Чтобы нам научиться справляться с таким нашим внутренним временем, можно делать определенные упражнения, которые заключаются в том, чтобы просто ничего не делать и ни о чем не думать. Когда у нас появляется пять минут свободного времени, вместо того, чтобы суетиться и думать, чем бы их заполнить, надо просто сесть и ничего не делать – это не так просто, как кажется. Просто сесть и сказать себе: «вот я сижу, вокруг тихо и ничего не происходит, потому что и нечему происходить, а я сижу перед лицом Божиим», и так пробыть перед Ним какое-то время. В голову сразу полезет масса мыслей о незаконченных делах, но в этом и вся трудность – справиться со своим телом, научиться расслабляться в тишине, вслушиваться в тишину и обрести внутренний покой[11].

«Будь всем, что ты есть, делай всё, что ты можешь; а время…в твою пользу работает, оно к тебе течет, оно мимо тебя проходит, спереди назад, и дойдёт до места, которое тебе нужно»[12]. То есть мы должны понять: наша молитва – это разговор с Богом, самым дорогим для нас Собеседником, и в тот момент, когда мы решили к Нему обратиться, нам необходимо, подчинив себе разум и сердце, всецело обратить их к Господу, вот почему так важно уметь остановиться, подождать, настроиться на молитву. Если у нас встреча с любимым человеком, то кроме него для нас никого не существует, что же человек по сравнению с Богом? Бог хочет именно наше сердце: «Сын мой! отдай сердце твое мне» (Притч 23:26).

Это ведь так важно – суметь отдать Богу частицу себя, посвятить Ему если не всю, то хотя бы часть жизни, но честно, искренне, со всей самоотдачей. Почему мы часто думаем, что не способны на такое? Что это могут только «сильные» люди? Если внимательно всмотреться, от нас требуется совсем немного, всего один, один уверенный шаг навстречу Господу, и вот мы уже вполне способны искренне сказать: «Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» (Флп 1:21).

Ответы на вопросы

Вопрос из зала: Скажите, пожалуйста, какие нужны условия, чтобы богословие стало путем к молитве.

М. Ковалев: Я даже не знаю, какой здесь может быть обратный путь, потому что путь к Богу у каждого человека свой. Кто-то, увлекаясь богословием, приходит к Богу, а кто-то может уйти от Него. Многие говорят о том, что молитва и аскетическая жизнь – путь наиболее правильный. В частности, об этом говорит митрополит Каллист, а также наместник Ватопедского Афонского монастыря архимандрит Ефрем (Куцу). В частности, в беседе с семинаристами архимандрит Ефрем тоже высказывал такую мысль: как вы можете заниматься богословием и богословскими науками, если вы не будете молиться и пытаться идти к Богу таким путем.

[1] Ильин И. А. Возвращение. // Книга раздумий. Изд. Белорусского Экзархата Московского Патриархата. Минск, 2012, С. 264-279.

[2] Протоиерей Олег Давыденков. Догматическое богословие: Учебное пособие / М.: ПСТГУ, 2013, С. 6.

[3] Евагрий Понтийский. Творения. Слово о молитве. «Мартис» — М., 1994, С. 79.

[4] Диадох Фотикийский, блаж. Подвижническое слово. 67 // Добротолюбие: В 5 т. Т 3. СТСЛ, 1992. С. 44-45.

[5] Свт. Григорий Богослов. Слово 27, против евномиан и о богословии первое или предварительное. Творения. ч. 3. Изд. 3. М. 1889. С. 5.

[7]Митрополит Антоний Сурожский. Жизнь и молитва — одно. // Труды. Книга первая. 3-е изд. М., «Практика», 2014. С. 823-825.

[8] Митрополит Антоний Сурожский. Беседы 2000-2001 гг. Молитва. // Труды. Книга вторая. 3-е изд. М., «Практика», 2014. С. 52-55.

[9] Игнатий Брянчанинов, свт. О молитве. Аскетические опыты. Т. 1. М.: «Ковчег», 2005. С. 158 -188.

[10] Ср. Митрополит Антоний Сурожский. Жизнь и молитва — одно. // Труды. Книга первая. 3-е изд. М., «Практика», 2014. С. 823-825.

[11]. Митрополит Антоний Сурожский. Молитва и время. // Школа молитвы. Клин: Христианская жизнь, 2011. С. 323-324.

Источники:

http://www.litmir.me/br/?b=128264&p=50
http://omolitvah.ru/molitvy/molitva-ioannu-bogoslovu/
http://antsur.ru/ru/molitva-put-k-bogosloviyu/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: