14 февраля православие. День святых Кирилла и Мефодия, покровителей Европы

Православные и католики не отмечают день влюбленных

Москва, 14 февраля 2007 г.

Ни Католическая, ни Православная церкви не отмечают “языческий” “День всех влюбленных”, в который западное народное предание превратило день памяти святого Валентина – 14 февраля по Григорианскому календарю.

Как сообщил в интервью РИА Новости генсек Конференции католических епископов России священник Игорь Ковалевский, в российских католических храмах в среду вместо “Дня влюбленных”, имеющего языческие корни, отмечается праздник святых Кирилла и Мефодия.

“В те дни в Римской империи проходили ежегодные торжества в честь богини Юноны – покровительницы влюбленных пар. Одной из традиций праздника было дарить друг другу записки с именами влюбленных. Христиане переняли этот обычай, записывая на открытках имена святых. Именно поэтому святого Валентина, казненного 14 февраля, стали считать покровителем влюбленных. Это – народная традиция, а не церковная,” – сообщил Ковалевский.

Предание о том, что епископ Валентин, вопреки запрету императора, венчал римских солдат, собеседник агентства назвал “не более чем легендой”.

По его словам, “в католичестве память святого Валентина является факультативной”. “14 февраля в Католической церкви другой литургический праздник – святых Кирилла и Мефодия, покровителей Европы. Этих святых мы так же чтим, как и Православная Церковь”, – отметил Ковалевский.

По словам профессора Московской духовной академии диакона Андрея Кураева, частица мощей святого Валентина хранится в храме Христа Спасителя, и молитва святому отнюдь не предосудительна, если она наполнена истинно христианским содержанием.

Другой представитель Московского патриархата – священник Михаил Дудко, многие годы курировавший отношения Церкви и общества, напомнил, что в православных святках (по Юлианскому календарю) 14 февраля святого Валентина нет, и назвал этот день “светским праздником”.

“Те детали распространяемого “Жития” Валентина, которые дают повод для празднования “Дня влюбленных”, являются недостоверными и не имеют корней в нашей агиографической традиции”, – сказал Дудко.

По его словам, в самом факте празднования нет ничего дурного. “Но здесь происходит подмена. Этот праздник не имеет духовных корней, а отмечается как праздник покровительства неких высших сил всем влюбленным”, – пояснил священник.

“Причем, – подчеркнул Дудко, – под “влюбленными” очень часто понимаются люди, которые по церковным канонам подлежат строгой епитимьи (наказанию) за сожительство, не благословленное Церковью”.

Он напомнил, что Церковь благословляет сожительство только в венчанном браке.

“Конечно, как и другие праздники этого ряда, день святого Валентина превратился в повод для торговли сувенирами. Поэтому любые инициативы, направленные на отмену или перенос этого праздника, будут наталкиваться на активное сопротивление коммерсантов, заинтересованных в прибыли”, – сказал Дудко.

Он напомнил, что уже несколько лет, по благословению патриарха, как церковно-общественный праздник в России отмечается “День покровителей супружеской любви и верности” – святых Петра и Февронии – 8 июля.

Читать еще:  Сообщение о храме христианство. Первые христианские храмы

Кроме того, 15 февраля, в праздник Сретения Господня (один из двенадцати главных православных торжеств) Русская Православная церковь вот уже несколько лет подряд отмечает День православной молодежи. В этот день, естественно, возносятся молитвы и о благополучном устройстве семейной жизни юных россиян.

День святых Кирилла и Мефодия в католической церкви

Знаменитые Солунские братья Кирилл и Мефодий вошли в историю христианства как первые миссионеры, проводившие богослужения на славянском языке. Дата их почитания в католической церкви – 14 февраля .

Греко-славянская Солунь

Братья-просветители родились в 9 веке в византийском городке Солунь (теперь это греческий г. Салоники), в семье знатного военного вельможи. Солунь была двуязычным городом: там на равных звучали греческий язык и солунский диалект, на котором говорили местные южнославянские народности. Ученые не пришли к однозначному выводу об этнической принадлежности братьев (например, в Болгарии их считают болгарами), но известно, что они и греческим и южнославянским языками владели как родными.

Получив прекрасное образование, братья отказались от светской карьеры и посвятили себя церковному служению. А главным делом их жизни стала Моравская миссия.

Моравская миссия

В 9 веке в восточной Европе существовало большое славянское княжество Великая Моравия. Там активно действовали баварские католические миссионеры, проводившие церковные службы на латыни. В то время ещё не было разделения христианской церкви на католическую и православную (Великая схизма 1054 г.), но дело уже шло к тому. Моравский князь Ростислав стремился избежать опеки немецкого духовенства и попросил византийского императора прислать миссионеров, которые бы вели проповеди на понятном славянам языке.

Кирилл и Мефодий на основе солунского диалекта создали книжно-литературный старославянский язык и особый алфавит – глаголицу – для записи богослужебных текстов. В последующие годы братья и их ученики перевели с греческого на старославянский Библию и основные церковные книги, вели службы в Моравии и в соседних странах, а также обучали местных славян новому языку и письменности богослужения. Со временем старославянский язык трансформировался в церковнославянский.

До Кирилла и Мефодия считалось, что к Богу дозволено обращаться лишь на трех языках: древнееврейском, латыни или греческом. Но благодаря братьям-просветителям “ересь треязычия” была посрамлена и папа Адриан II разрешил литургии на славянском языке. Тем не менее, противостояние немецкого и славянского духовенства продолжалось.

Почитание в католическом мире

После Великого раскола сторонники славянского обряда где-то были изгнаны, а где-то сосуществовали вместе с латинским. На католических территориях Кирилл и Мефодий долгое время почитались только в Чехии и Далмации в статусе “местночтимых святых”. Лишь в 19 веке, на подъеме национального самоосознания славянских народов, распространилось почитание солунских братьев и на остальных землях католиков-славян. С 1880 года Кирилл и Мефодий признаны общечтимыми католическими святыми.

Читать еще:  Кто такие домовые. Кто такие домовые и как с ними общаться? Подробная инструкция

Могила св. Мефодия находится в чешском городе Велеград, который когда-то был столицей Великой Моравии. Теперь ежегодно 14 февраля там проходят пышные торжества в память равноапостольных братьев.

Религиозные праздники 14 февраля

Мученик Трифон

Исторических сведений о жизни святого Трифона практически не сохранилось. По преданию, он родился во Фригии в христианской семье в III веке, стал талантливым проповедником и был казнен во время гонений на христиан при императоре Декии в Никее в 250 году.

Впоследствии мощи мученика были перенесены в Константинополь, а затем в Рим.

Особое же почитание святого Трифона на Руси связано с местным преданием, по которому во время царской охоты у Ивана Грозного улетел любимый кречет, и царский сокольник Трифон Патрикеев, посланный на его писки, зная крутой царский нрав, горячо молился о помощи своему небесному покровителю. Несколько дней он тщетно ездил по подмосковным лесам, а когда в изнеможении прилег отдохнуть, во сне ему явился святой Трифон на белом коне, держа на руке пропавшую птицу. Проснувшись, сокольник обнаружил ее сидящей рядом с ним на ветке дерева. На этом месте — в районе нынешней Марьиной рощи — он в благодарность построил часовню, а затем и церковь во имя святого мученика Трифона.

Поэтому в византийской иконографии этот святой изображается стоящим с крестом в руке, а в русской — с соколом и часто на коне.

Сейчас одна икона с частицей мощей святого находится в храме в честь иконы Божией Матери “Нечаянная радость” в Марьиной роще, а другая — в Знаменском храме в Переяславской слободе.

День святых Кирилла и Мефодия, покровителей Европы

Сейчас, особенно после того как папа Иоанн Павел II провозгласил их покровителями Европы, почитание святых Кирилла и Мефодия в католической церкви почти столь же развито, как и в православной. Но путь к их прославлению на Западе был не прост.

Судьба их складывалась трудно еще во время их жизни в Великой Моравии. Литургия на славянском языке, которую они с миссионерскими целями вводили среди славян, встречала жестокое сопротивление служащего на латыни немецкого духовенства. Поэтому святые братья направились в Рим, где в 863 году папа Адриан II официально разрешил им служить на славянском языке.

Но несмотря на это благословение, столкновения сторонников и противников славянской литургии продолжались. Неудивительно, что после смерти епископа Моравского Мефодия в 885 году (его брат умер в Риме в 869 году), деятельность “славянского” духовенства была насильственно прекращена: Великоморавский князь Сватоплук выгнал со своих земель сторонников славянского обряда — часть из них переселилась на Балканы, а часть пряталась от властей в труднодоступных местах.

Читать еще:  Грех и покаяние, гордыня и смирение. Отношение к иноверцам

Зато на Балканах, в Болгарии, ученики Кирилла и Мефодия были тепло приняты и заложили основы древнеболгарской письменности и славянского православия.

Между тем, в 907 году Великая Моравия как государство перестала существовать, и центром “славянского” духовенства стало формирующееся чешское государство. Здесь на протяжении нескольких столетий славянская служба сохранялась и сосуществовала со службой латинской.

Вторым центром славянской литургии на Западе была Далмация, где монахи пользовались не только церковнославянским языком, но и изначальным кирилло-мефодиевским письмом — глаголицей.

Эти две области — Чехия и Далмация — впоследствии стали основными территориями, на которых католиками почитались святые Кирилл и Мефодий. Они были канонизированы папой Иоанном IX (914-928) уже спустя 50 лет после своей смерти, но всего лишь как “местночтимые святые”, почитание которых не обязательно для всей церкви.

Славяне пытались добиться их общецерковного почитания, но уже папа Иоанн Х в 924 году упрекал хорватов в том, что они ссылаются на Мефодия, имя которого не зафиксировано ни в одном своде святых, а папа Александр II (1061–1073) даже называл Мефодия еретиком.

Дискуссии о почитании Кирилла и Мефодия в католической церкви возобновились лишь в ХIХ веке в связи с общим подъемом национального самосознания малых народов, в том числе славян. Почитание солунских братьев постепенно возобновилось. Большую роль в этом сыграл папа Лев XIII, в 1880 году издавший энциклику Grande Mundus, причислившую Кирилла и Мефодия к общечтимым католическим святым.

Самые пышные торжества ежегодно проходят в городе Влеград в Моравии, где находится могила святого Мефодия.

Что же касается святого Валентина, то общечтимого святого с таким именем в Общем литургическом календаре католической церкви нет, а среди местночтимых 14 февраля упоминаются три Валентина — двое принявших мученическую смерть в Риме во II и в III веке и один — в Северной Африке. Никаких сведений об их жизни не сохранилось, а в средневековой “Золотой легенде” отсутствует какая бы то ни было романтическая окрашенность образа святого Валентина: легенду о Валентине как авторе первой в истории “валентинки” придумали уже в XX веке.

Кроме того, День святых Кирилла и Мефодия имеет статус праздника, то есть уровень почитания, не допускающий литургических празднований других святых (исключения составляют немногие места, где тот или другой святой Валентин почитается как покровитель города или местности, а также храмы, носящие имя одного из них и, соответственно, отмечающие в этот день престольный праздник).

Источники:

http://pravoslavie.ru/20880.html
http://kakoj-segodnja-prazdnik.com/katolicheskie-prazdniki/den-svjatyh-kirilla-i-mefodija
http://ria.ru/amp/20160213/1371226570.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: