Кто такой иштар в какой стране. PR в мифологии Междуречья

Кто такой иштар в какой стране. PR в мифологии Междуречья

Краткое содержание мифа

Лев – один из символов Иштар,
был изображён на Улице Процессий в древнем Вавилоне

Иштар (соответствует более ранней шумерской богине Инанне) – одна из самых значимых богинь в мифологии Междуречья. Ассоциирующаяся с планетой Венера, в ассирийско-вавилонском пантеоне она представлялась яркой и своенравной богиней плодородия, войны и любви, дочерью Ану, бога неба и предводителя всех остальных богов. Её священным животным был лев, и она часто изображалась с луком и стрелами за спиной. Позже её культ переняли покорённые сирийцы и финикийцы (под именем, известным древним грекам как Астарта), откуда она прочно вошла в эллинскую мифологию, переродившись под именем Афродиты. В соответствии с антропоморфными представлениями вавилонян о богах, у Иштар был любимый муж Таммуз – бог –пастух, ассоциирующийся с весенним цветением, и коварная сестра-соперница – властительница подземного мира (Иркаллы) Эришкагиль.

Однажды Иштар спустилась к вратам Иркаллы и потребовала открыть их, угрожая иначе выломать врата силой и выпустить мёртвых из мрачной подземной обители в мир живых. Страж ворот сообщает об этом хитрой Эришкагиль, и она, подозревая неладное, решает заманить свою сестру в ловушку, наказав стражу провести Иштар через семь врат преисподней, снимая при прохождении каждого часть её облачения под предлогом исполнения «древних законов» подземного царства. Когда же беззащитная и нагая Иштар наконец появляется перед Эришкагиль, та велит слуге наслать на неё 60 различных болезней, дабы навеки оставить богиню пленницей в своём царстве.

После сошествия Иштар в мир мёртвых всё живое на земле перестаёт плодоносить и размножаться. Видя такое, Папсуккаль, посол богов, докладывает об этом богу Эа, одному из верховных богов, считающимся творцом всего живого. Чтобы спасти положение, Эа создаёт евнуха Аснамира и посылает его на освобождение богини, наказывая ему действовать от имени великих богов и возвратить Иштар к жизни. Сначала Эришкагиль приходит в ярость от подобного требования, но в итоге она вынуждена уступить требованиям того, кто могущественнее её. Аснамир обрызгивает тело Иштар живой водой и возвращает её к жизни. Иштар снова проходит через семь врат, где ей возвращают отнятую одежду.

Здесь миф прерывается, и мы можем судить о дальнейших событиях на основе более раннего шумерского мифа «Сошествие Инанны». Так в этой изначальной трактовке Инанне было позволено покинуть Иркаллу только при условии того, что она приведёт кого-либо себе на замену. В пути домой её сопровождают демоны Галла (которые, согласно представлениям вавилонян, отделяли душу умирающего человека от его смертного тела), которые должны удостовериться в выполнении этого условия. Несколько раз ей предлагается отправить в преисподнюю других людей, с которыми она встречается, но каждый раз богиня неизменно отвечает демонам отказом. Однако по возвращению домой в родной город Урук, она видит, что её муж Думузи (шумерский вариант Таммуза), вовсе не печалится о пропаже своей супруги, а беспечно восседает на царском троне.

Разъярённая таким безразличием Инанна указывает демонам на своего мужа, и они немедленно хватают его. Думузи молит о помощи Уту (в аккадско-вавилонском пантеоне ему соответствовал Шамаш), бога-солнце, брата жестокосердной Инанны. Уту внимает мольбам несчастного Думузи и помогает ему выскользнуть из пут. Тот вырывается и, превращённый Уту в газель, умудряется сбежать от своих пленителей. Здесь источники вновь утверждают разное — некоторые источники говорят, что он искал защиты у богини Белили, а кто-то утверждает, что его предал неизвестный друг, подкупленный демонами. Так или иначе, в конце концов, демоны хватают его и жестоко убивают.

По другой версии, сестра Думузи Гештинанна просит принести ее в жертву за свободу любимого брата – она предлагает демонам взять в Иркаллу её вместо Думузи. Но Инанна, за которой остаётся последнее слово, изрекает свой приговор, согласно которому её муж и Гештианна будут поочередно проводить в подземном царстве Эрешкигаль по одной половине года каждый.

Позже раскаявшаяся Инанна понимает, что совершила непоправимую ошибку, и начинает горевать по ушедшему мужу, который должен возвращаться к ней с началом каждой новой весны.

Образы и символы мифа

Миф о сошествии Иштар в Иркаллу призван, в первую очередь, объяснить астрономическое явление – смену времён года, где олицетворением весны являются одновременно и Иштар, и её муж Таммуз. И хотя Иштар изображается коварной и кровожадной богиней, чьи возлюбленные нередко становятся объектами её необузданной ярости или мщения (как это выясняется также и из эпоса о Гильгамеше), она в равной мере способна и на прощение. Именно поэтому союз Иштар и Таммуза знаменует собой весну, а их вынужденная разлука – долгую и холодную зиму. Культ Таммуза, широко почитавшийся в Вавилоне, символизирует веру людей в то, что природа в его лице, будучи заточённой в мире мёртвых, неминуемо воскреснет, тем самым подтвердив непрерывное течение жизни.

Но, поскольку шумеро-аккадская мифология многогранна, и отображает многие исторические и социально-культурные изменения в древних государствах Междуречья, то и сами боги здесь являются зачастую не просто олицетворением сил природы, но также и общественных, политических и культурных перестановок. В таком контексте почитание Инанны или Иштар можно рассматривать, как дань особого уважения к земледелию, что объясняется победой оседлых людей-земледельцев, создавших первую месопотамскую цивилизацию и город-государство Шумер, над кочевым образом жизни скотоводов. В этой связи любопытно провести параллели между мифом о борьбе за благосклонность Иштар бога-земледельца Энкимду и бога-пастуха Таммуза и библейской историей о Каине и Авеле, которая, как считается, так же символизирует борьбу кочевого скотоводства и оседлого земледельчества. В мифе Иштар предпочитает сначала Энкимду, но её мужем, как уже известно, по какой-то причине стал Таммуз.

Читать еще:  Юпитер на куспиде 11 дома. Билл Хербст

Храм в древнем Вавилоне

Сестра Иштар, Эрешкигаль – божественное олицетворение хитрости и коварства, с которым она погубила свою сестру. Эрешкигаль нередко называли Иркаллой по имени своего царства, что даёт возможность предположить, что изначально образ Аида (название одновременно и мира мёртвых, и бога, правящего там) так же был позаимствован греками. Демоны Галлу, одни из подручных Эрешкигаль, являют собой олицетворённый символ «смерти-жнеца», забирающую человеческую душу.

Другими, не менее важными символами мифа выступают Гештианна – символ сестринской любви, безраздельного самопожертвования и верности, и оставшийся неизвестным друг Таммуза, являющий собой символ предательства. Гештианна так же является богиней плодородия, но в отличие от своего брата, ассоциирующегося с весенним пробуждением природы, Гештинанна отвечает за осенний период сбора винограда – некоторые источники переводят её имя как «Виноградная лоза небес».

И, наконец, важным символом возрождения выступает живая вода, встречающаяся в мифах многих народов мира.

Коммуникативные средства создания образов и символов

Иштар, под более ранним именем Инанны, считалась одним из покровителей шумерского города Урук, где для её храма-зиккурата был отведён отдельный квартал. Несмотря на то, что ей так или иначе поклонялись почти все народы Междуречья, именно этот город считался её цитаделью. Здесь Иштар поклонялись как богине плотской любви, устраивали обряды ритуальной проституции. Эти черты позднее унаследовали и храмы Афродиты в Коринфе, что ещё раз напоминает о греческих культовых заимствованиях.

Её культ в милитаризированной Ассирии, наоборот, предстаёт в своём строгом и воинственном аспекте. Тут Иштар становится супругой местного верховного божества (названого по имени столицы Ассирии) Ашшура, а её уделом является война, где она представлялась одетой в боевое облачение, с луком в руках и колчаном стрел за спиной.

Поклонение Иштар получило распространение в том числе и во время короткого расцвета Нововавилонского царства в 605-562 гг. до н.э., когда царь Навухудоносор II возвёл, пожалуй, самый запоминающийся архитектурный памятник, посвящённый этой богине. Будучи одним из девяти великих ворот Вавилона (каждое посвящено одному из главных божеств вавилонского пантеона), эти врата, отделанные глазурованным синим кирпичом, выделялись особо, так как именно они вели напрямую к главному храму Мардука, бога-покровителя Вавилона, и служили главным входом в древний город. По одной из версий эти врата, как часть стен огромных стен Вавилона, считались одним из семи чудес античного мира, но позже, после окончательного упадка Вавилона, были заменены в этом списке на Александрийский маяк.

Упоминание врат Иштар, как одних из врат Вавилона, можно услышать и в современной культуре (в частности, песни — Gates of Babylon (группа Rainbow) и «Богиня Иштар» (неофолк группа «Мельница»). Так же одна из шведский дэт-метал групп называлась Gate of Ishtar).

Социальное значение мифа

Миф об Иштар подчёркивал её важное значение в пантеоне богов Междуречья. Хотя она и не является идеалом доброй богини, тем не менее, её культ распространился далеко за пределы изначального почитания в долинах Тигра и Евфрата. Эта богиня под именем Астарты была почитаема в Египте, где она изображалась в основном в образе нагой воительницы, и почиталась как дочь Ра и покровитель фараона, защищающая его в битвах; культ бы перенят сирийцами и финикийцами (территория современного Ливана, откуда он распространился по территории всей средиземноморской Европы) и через них вошёл в греческую мифологию под именем Афродиты, а позже в римский пантеон под именем Венеры.

Почти полностью переняли греки и сюжет мифа, в котором роль Таммуза исполняет Адонис. Всё это происходит на фоне угасающего влияния Иштар в самом Вавилоне, где отныне она подчиняется Мардуку, объявленному главным божеством в местном пантеоне. При этом роль богинь-женщин неуклонно снижается.

Богиня Иштар — легенда о богине любви в аккадской мифологии

Многие философские течения имеют в большей или меньшей степени связь с древними религиями и культами. В те времена многобожие было нормой и за каждую сферу отвечало конкретное божество. Одним из известных персонажей древних культов является богиня Иштар.

Кто такая Иштар?

Центральное женское божество аккадской мифологии имеет воплощения и в других странах, например, в Египте она известна, как Астарта, а в Греции ее представляют одним из воплощений Афродиты. Если интересует, Иштар богиня чего, то есть, за какую сферу она отвечает, то ее считают покровительницей любви. Во всех своих воплощениях она является олицетворением женской сущности и сексуальности. С ней связывают все, что имеет отношение к сексу, в том числе и извращения. Иштар – это богиня воительница и демон жесткости. Часто ее называют покровительницей блудниц и куртизанок.

Где жила Иштар?

Согласно исторической информации в 7-5 веке до нашей эры на территории современного Ирана существовало несколько государств, а называли эту территорию Месопотамией. Богиня любви и плодородия Иштар имела широкое влияние на людей, поэтому ее культ распространился на разные территории, но основное место ее поклонения – Аккадское царство. В мифах не указано, где проживала сама богиня Иштар, но есть свидетельства, что она опускалась в подземное царство и поднималась на небеса.

Читать еще:  К чему снятся семечки: общие и детальные толкования. К чему снятся семечки

Муж Иштар

Супругом богини любви признают Баала, который является богом стихий в Сирии. Еще он был божеством плодородия, солнца и войны. В древности слово «Баал» являлось неким эпитетом для обозначения разных богов и градоначальников у древних семитов. Муж богини Иштар вызывал у людей страх и чтобы задобрить его, ему приносили жертвы, человеческие в том числе. Многие историки считают Баала первым глобальным богом-покровителем. Супруг Иштар имел еще одно имя – Ваал и многие маги и богословы, считают его страшным адским демоном.

Дети Иштар

Достоверной информации, касающейся потомства богини любви, нет, но есть предположения, что у нее был сын. На самом деле Иштар имела большое количество любовников, причем не только среди богов и людей, но и животных. Она отличалась своей ненасытной похотью и ветреностью. Стоит заметить, что из-за этого это божество было выбрано гомосексуалистами и проститутками покровительницей. Богиня любви Иштар губила своих любовников страстью, которая становилась тяжелыми кандалами. Возможно, из-за этого у нее так и не появились дети.

Легенда про богиню Иштар

В известном «Сказании о Гульгамеше» рассказывается о том, что богиня погубила своего возлюбленного Таммуза, который был богом плодородия. Ее поступок стал причиной конфликтов с другими небожителями. Легенда об Иштар гласит, что для искупления своей вины она спустилась в темное царство мертвых, которым правит ее сестра. Богиня должна пройти через семь врат, и у каждой преграды ей нужно было отдавать откуп – свои украшения, которые лишали ее мистических сил и могущества. В итоге в низшее царство она зашла обнаженной и беззащитной.

Ненавистная сестра посылает на нее 60 болезней и закрывает во дворце, чтобы она там мучилась. В это время страдает не только богиня Иштар, но все люди на земле, поскольку начинает чахнуть природа, а животные, птицы и люди не могут размножаться. Верховное божество Эйе понимает трагичность ситуации, приказывает оживить богиню любви. В качестве откупа она оставляет в темном царстве своего возлюбленного Таммуза.

Богиня Иштар – символ

Одним из важных символов этого божества является круг, оплетенный лентой, внутри которого находится восьмиконечная звезда. В этом рисунке круг олицетворяет собой небо, а звезда – солнце. Символ богини Иштар является ясным небом, которое и воплощает богиню. Существует много вариантов этого рисунка, используемых для разных целей, например, есть звезда Иштар, которую наносили на перстни-печати правителей в Вавилоне, другие изображения встречают в мозаиках и в разных украшениях.

Поклонение Иштар

Известен ритуал, который можно проводить, чтобы выразить богине любви свое почтение и обратиться к ней за помощью. Использовать его разрешается только в ситуации, когда не получается длительное время решить важную проблему. Учтите, что основные сферы влияния Иштар – личная жизнь, но также помогает она в материальных вопросах и в разных конфликтах. Ритуал состоит из нескольких этапов:

  1. Приступать к действу необходимо днем и идеально, если на сооруженный алтарь будут попадать солнечные лучи. Если обряд проводится в помещении, тогда обязательно нужно открыть окно.
  2. Соорудите алтарь, который должен быть низким, и покрыт скатертью белого цвета. Лучше всего, если она будет из шелка. По углам и в центре поставьте белые свечи.
  3. Возле свечи, которая находится в левом ближнем углу, поставьте хрустальный кубок, наполненный молоком. За ним поставьте кадильницу с такими травами: по 1 части шалфея и полыни, и 2 части календулы. Растения нужно поджечь и сразу потушить пламя, чтобы они только тлели. В правом ближнем углу поставьте статую белого голубя.
  4. Встаньте на колени, а затем, грустным голосом должна быть прочитала молитва Иштар. После каждой строчки, необходимо совершать поклон, чтобы лоб касался пола.
  5. Если все сделано правильно, нет дурных помыслов, и богиня Иштар вышла на контакт, тогда будет ощущаться жар. Поднимите кубок с молоком, скажите заговор и все выпейте.
  6. После этого обратитесь к богине своими словами и попросите ее о помощи в решении существующей проблемы. Обязательно пообещайте ей покормить голубей и постоянно славить ее в своих мыслях. Попрощайтесь, затушите свечи и травы. Окно должно оставаться открытым, пока весь дым не уйдет.
  7. Если с первого раза контакт установить не получилось, не нужно отчаиваться и можно предпринимать еще попытки, только уже на следующий день. Запрещено проводить этот ритуал большего одного раза в сутки.

Богиня Иштар — богиня плодородия и любви. Мифология и история

Среди многочисленных шумерских, а затем и аккадских, сверхъестественных существ одной из наиболее почитаемых была богиня Иштар, или по-другому Инанна. С ее именем связывается множество различных преданий, которые, видоизменившись, стали достоянием мифологии многих других народов.

Трудности шумерской теогонии

Легенды о происхождение богов древней Месопотамии и их деяниях относятся к числу древнейших преданий мира. Их сложность характеризуется наличием особой номовой организации, в которой отдельный город представлял собой самостоятельное государство. Общие для шумеров культы почитались в этих городах-государствах с некоторыми отличиями. Нельзя сказать, в какой стране богине Иштар приносились жертвы и где к ней обращались с молитвами: такой страны попросту не существовало.

В связи с этим существуют разные мифы о происхождении богини. Согласно одним, Иштар — дочь Ану, бога Неба. В других же говорится, что родителями Иштар и Уту (в более поздних преданиях носит имя Шамаш), бога Солнца, были Нанна (или ассоциировавшийся с ним Син) — божество Луны — и Нинлиль.

Функции богини

Снобизм шумерам был непривычен. В сохранившихся текстах говорится, что Иштар — богиня любви. И тут же следует одно многозначительное дополнение: богиня любви и проституток. Следует отметить, что храмовая проституция в шумерских номах была распространенным явлением. Поэтому нет ничего странного в том, что Иштар являлась и хранительницей семейного очага.

Читать еще:  Лунные дни луна в скорпионе. Луна в натальной карте

Исходя из того, что один из атрибутов богини — мельница, Иштар первоначально почиталась как хранительница урожая, но постепенно ее образ усложнялся, откуда и противоречия в теогонии. В Уруке, например, ее почитали как покровительницу правосудия, а также приносили жертвы как богине победы. Следы первоначального культа сохранились в том, что Иштар, помимо прочего, считалась небесной покровительницей пастухов.

Брак Иштар

О том, насколько зыбкой была граница между различными функциями богини, свидетельствуют мифы о ее браке с пастухом Думузи. Кроме него на руку богини претендовал земледелец Энкимду. Оба юноши были хороши собой, и богиня не знала, кого из них выбрать. Шамаш, к которому Иштар обратилась за советом, посоветовал выбрать пастуха. Однако Иштар была своенравной богиней. Недаром слово, означающее в шумерском языке «битва» дословно на русский переводится как «пляска Иштар». Едва услышав совет она заявила, что больше любит Энкимду.

Тогда за дело взялся сам Думузи. После долгих уговоров он убедил Иштар, что лучше ей выйти замуж за него, чем за Энкимду. Земледелец не обиделся на соперника. Вместо того чтобы вызвать его на поединок, Энкимду предложил стать друзьями.

Смерть Думузи

Легенда о внезапной гибели божественного пастуха принадлежит уже к вавилонскому периоду, однако именно она была воспринята другими народами и странами. Богиня Иштар в этих мифах предстает уже не только женой, но и сестрой Думузи. Потрясенная его внезапной смертью — а в этих мифах она ничем не мотивирована — богиня решает спуститься в подземный мир, где правят Эрешкигаль и ее муж Нергаль.

Далее миф повествует об оскорблениях и унижениях, которые пришлось пережить богине во время ее путешествия. У нее отобрали все украшения, сорвали одежду. Едва Иштар добралась до престола подземных владык, как Нергаль поразил ее шестьюдесятью страшными болезнями, а Эрешкигаль объявила, что назад непрошеную гостью уже не выпустит.

Лишь вмешательство других богов вынудило Эрешкигаль освободить Иштар. Из подземного мира богиня вынесла сосуд с волшебной водой. Омыв ею тело Думузи, она вернула его к жизни.

Древнейшие варианты

В этом виде от вавилонян миф о воскрешающем и умирающем боге был заимствован другими народами. Однако более ранние версии преданий о путешествии Иштар в подземный мир рассказывают о богине вовсе не как об отчаявшейся жене.

В этих преданиях Иштар оказалось мало власти над живыми людьми. Она захотела повелевать и мертвыми. Чтобы достичь этого, она решила спуститься в царство Эрешкигаль, заранее предупредив своего слугу, чтобы он был готов в случае опасности выручить ее. Далее история повторяется. По пути к престолу Эрешкигаль слуги владычицы мертвых срывают с Иштар украшения и одежду. Уже без помощи Нергаля Эрешкигаль убивает Иштар, а ее слуги прибивают мертвое тело гвоздями к стене.

Слуга обратился за помощью к богам, но все проигнорировали его просьбы кроме Энки, божественного гончара. Тот слепил из глины двух вестников, которые отправились в подземное царство и потребовали освобождения Иштар. Эрешкигаль с насмешкой отдала им труп.

Иштар — богиня коварства

В продолжении этого мифа Иштар предстает и вовсе с неприглядной стороны. После того как вестники Энки, к удивлению Эрешкигаль, вернули богиню к жизни, повелительница мертвых отправила вслед за ней свирепых демонов, требовавших, чтобы Иштар либо сама вернулась в преисподнюю, либо нашла себе замену.

Как и следовало ожидать, все боги, к которым обращалась с таким предложением Иштар, отказывались. После долгих поисков вспомнила она о своем муже Думузи. Немедля отправилась она к нему и убила одним взглядом. Демоны, насланные Эрешкигаль, утащили труп в царство мертвых.

Исчезнувшая цивилизация шумеров оставила этот миф в наследство вавилонянам, но те утратили его примитивные простоту и жестокость. Вместо этого была создана приведенная ранее версия, которая более логично описывала удивлявшую людей смену времен года. Несколькими веками позже изменились и имена главных действующих лиц: Иштар стала Астартой, а Думузи превратился в Таммуза.

Иштар в памяти потомков

Усложнение форм организации общества требовало и более понятной мифологии, где не было места жестоким подробностям вроде распятой на стене богини. В правление вавилонского царя Навуходоносора II Вавилон, став столицей крупной империи, перестраивается. Помимо укрепления города, царь задумался об укреплении религии. Поэтому новостройки имели явно выраженное символическое значение.

В числе прочих были выстроены сохранившиеся по сей день ворота богини Иштар. Они были проделаны в одной из двойных стен, высота которых составляла немногим менее восьми метров, а толщина — четыре метра. Выполнено все это было из кирпича, облицованного цветной глазурью. Ворота были украшены зооморфным орнаментом. Наиболее частым мотивом были изображения львов — символов Иштар.

Масштаб построек VII века до н.э. поражает. Укрепления Вавилона, в том числе и ворота Иштар, были обнаружены во время раскопок Багдада. Изображения животных находятся на уровне глаз человека и выполнены в натуральную величину.

Культ Иштар у других народов

Под разными именами Иштар вошла в мифологию других семитов, населявших Древнюю Месопотамию. Упоминания о ней сохранились даже у евреев, которые, если верить Библии долгое время жили в Уре. В священных текстах евреев Иштар известна под именем Ашторет и предстает в своей темной ипостаси как жестокая и мстительная богиня, полностью лишенная того романтического налета, что придавала ей вавилонская легенда о смерти Таммуза.

Представления шумеров значительно обогатили мифологию таких народов как греки и римляне. Существуют теории, что греческий миф о Деметре и Персефоне представляет собой региональный вариант предания об Иштар и Думузи. Однако, серьезных доказательств этому до сих пор не обнаружена. Зато известно, что находящиеся на одном уровне развития народы имеют и сходные представления о мироустройстве.

Источники:

http://mifologia.osipova-pr.com/soderjanie/mezhdureche/ishtar
http://womanadvice.ru/boginya-ishtar-legenda-o-bogine-lyubvi-v-akkadskoy-mifologii
http://www.syl.ru/article/388112/boginya-ishtar—boginya-plodorodiya-i-lyubvi-mifologiya-i-istoriya

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector