Крестный ход иринарха затворника. Невыносимая легкость вериг
Иринарховский Крестный ход 2017
С 19 по 23 июля прошел ежегодный Крестный ход в честь прп. Иринарха затворника Ростовского.
Прошло уже 20 лет как вновь возродилась традиция совершать Крестный ход из Борисоглебского монастыря к источнику прп. Иринарха в с. Кондаково.
19 июля в день Собора Радонежских святых Божественную литургию в соборе блгв. князей Бориса и Глеба возглавил епископ Переславский и Угличский Феодор.
Крестный ход начался с молебна у раки прп. Иринарха затворника. Затем он проследовал до кельи преподобного Иринарха и вокруг собора.
Епископ Феодор обратился к участникам Крестного хода со словами архипастырского благословения и возглавил Крестный ход к источнику в бору, где состоялся водосвятный молебен и к бывшему женскому Троицкому монастырю, где был отслужен молебен и заупокойная лития.
23 июля в день памяти Положения ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве и преподобного Антония Печерского, Киевского Божественную литургию в храме Рождества Христова села Кондаково также возглавил епископ Переславский и Угличский Феодор в сослужении множества клириков Переславской епархии.
После службы епископ Феодор возложил на себя вериги преподобного Иринарха Затворника и Крестный ход проследовал к святому источнику около села Кондаково, где состоялся водосвятный молебен и все желающие смогли окунуться в купели.
Тропарь, глас 4-й
Яко мученика добропроизвольна и преподобных удобрение, звезду ростовскую, в затворе, узах и веригах Господеви благоугодившаго и чудес благодать от Него приемшаго, Иринарха предивнаго песньми хвалебными почтим и, к нему припадающе, умильно глаголем: отче преподобне, моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак, глас 2-й
Волнений множество жестоким житием преходя, изгнание, затвор и узы железныя претерпел еси мужески, Иринарше терпеливодýшне, нам оставль образ злострадания и терпения твоего, озаряя чудес блистаньми с верою преходящих к честнóму гробу твоему, у негоже, яко почесть победную, вериги твоя тяжкия видим, от нихже подаéши исцеления недýжным. Сего ради зовем ти: радуйся, Иринарше, отче предивный.
Молитва преподобному Иринарху, затворнику Ростовскому
О, великий угодниче Христов, добропроизвóльный страдальче, предивный затворниче, преславный чудотворче, преподобне отче наш Иринарше! С верою и любовию к тебе припáдаем и молимся прилежно: яви нам, смиренным и грешным, молитвенное твое заступление. Се бо, грех ради наших, не имамы свободы чад Божиих просити о потребах наших Господа и Создателя нашего, но тебе предстателя благоприятнаго к Нему предлагаем, и просим тя со усердием многим. Испроси нам у благости Его вся благопотребныя дáры душáм и телесем нашим: веру праву, надежду спасения несомненну, любовь ко всем нелицемерну, благочестие непоколебимое, во искушениих мужество, в злостраданиих терпение, в молитвах постоянство, душам и телесем здравие, земли плодоносие, воздуху благорастворение, дожди благовременны и благословение свыше на вся благая дела и начинания наша. Испроси, угодниче Божий, у Царя небеси и земли здравие, спасение и на враги одоление, и всему богохранимому Отечеству Российскому мир, тишину и благостроение. Сохрани, чудотворче святый, обитель твою честн´ую, в ней же подвизался еси люботрýдно, и вся живущия в ней и на поклонение в ню приходящия невредимы от искушений диавольских и всякаго зла и всем подаждь вся к житию нужная, и кончину христианскую, и добрый ответ на Страшнем Суде Христове; и молитвами твоими всех нас приведи во пристанище спасения, и наследники яви быти всесветлаго Царствия Христова, да поем и славим человеколюбие и милость в Троице поклоняемаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, и твое святое заступление, во веки веков. Аминь.
Величание
Ублажаем тя, преподобне отче наш Иринарше, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов.
Невыносимая легкость вериг
Иринарховский крестный ход — кульминация борисоглебского лета. Это 75 км цветущих полей и усыпанных ягодами лесов. Это пять дней пути по оживающим раз в году тропинкам через мертвые, полуживые и живые села, где всё еще просвечивают искусная резьба и кружева наличников. Это обязательные остановки у храмов. Рядом с разрушенными служатся молебны, возле погостов — панихиды. В действующих проводятся вечерние богослужения и совершаются Литургии. Некоторые церкви открываются специально для крестного хода. А ведь всего два десятка лет назад началось возрождение самого крестного хода — через возрождение источника преподобного Иринарха.
Ежедневно в крестном ходе участвуют от 1500 до 2000 человек со всей России, стран ближнего (в этом году прибыл автобус из Латвии) и даже дальнего зарубежья. Всего же участников, с учетом выходящих на отдельные участки маршрута, насчитывается около 5 тыс. человек.
Крестный ход начинается в Борисо-Глебском монастыре от кельи преподобного Иринарха и движется на его родину, в село Кондаково, и к источнику, который будущий святой — тогда еще просто благочестивый юноша Илья — вырыл собственными руками и сам поставил первую часовню. За три века возведенная святым часовня не раз перестраивалась. Последний раз ее успели обновить перед революцией, в 1916 году, в честь 300-летия преставления преподобного Иринарха.
Советская эпоха оставила от часовни две каменные глыбы. Колодец засыпали мусором. Говорят, что крестные ходы верующие дерзновенно продолжали вплоть до 1920-х годов, но только в 1996 году появилась надежда восстановить многовековую традицию.
На тот момент Иринарховский источник был уже расчищен и местные жители пользовались им как простым колодцем. Обязательно брали там воду для засолки огурцов. Считали, что тогда они получаются необыкновенно вкусными.
«Когда принимали нас в гостях, приговаривали: “Пейте-пейте чай, вода у нас вкусная, особенная”, — вспоминает супруга настоятеля Ильинского храма в селе Ивановском священника Феодора Божкова матушка Мария. — Конечно, тропинка там была протоптана, а место такое болотистое. Источник находится в овраге, надо было спускаться вниз. Настелили мосточки. В первую очередь поставили поклонный крест и сразу начали сооружать купальню, чтобы участники первого крестного хода могли окунуться».
В этом году крестный ход пришелся на 20–24 июля. Епископ Переславский и Угличский Феодор открыл его в Борисо-Глебском монастыре, а завершил на пятый день Литургией в Кондакове и молебном у Иринарховского колодца. На второй день крестный ход остановился на ночь в селе Ивановском, знаменитом на весь район своей школой и учителями-подвижниками. Здесь — первый восстановленный на маршруте крестного хода храм — во имя Илии Пророка.
Его настоятель — священник Феодор Божков — участник Иринарховского хода с 1999 года. Он делает акцент на особой миссии крестоходцев. Все заброшенные храмы, которые встречаются по пути, начинают потихоньку возрождаться к жизни: «Сначала там прибираются. Потом храм потихоньку приспосабливают под службу раз в год, затем постепенно ремонтируют и возрождают.
Раз в год совершается Литургия на родине преподобного Иринарха в селе Кондакове. Последние два года мы стали практиковать консервацию храмов. Своды церкви закрывают прочным легким тентом, который защищает его от внешних воздействий и дальнейшего разрушения. В таком состоянии храм может дожидаться своей очереди годами».
«Когда прокладывали маршрут первого крестного хода, учительница физкультуры Елена Николаевна Апраксина бежала впереди, — продолжает Мария Божкова. — Насельник монастыря брат Глеб нес фонарь, видел ее и шел куда нужно. Мы с девочками садились на пригорках и пересчитывали людей, чтобы сообщить на кухню, сколько еды готовить. Однажды посетовала игумену монастыря отцу Иоанну (Титову): “Батюшка, что-то мне крестный ход теперь не нравится. Раньше было 90–100 человек, так душевно, а теперь — 1500–2000 человек”! На что отец Иоанн ответил: “Тогда было душевно, а теперь — духовно”».
«Здесь вокруг единомышленники. Если в Москве вдруг мелькнет знакомое лицо с крестного хода, без стеснения подойдешь и скажешь: “Привет”! Мы радуемся друг другу, как земляки в эмиграции. В эмиграции из потерянной православной Руси. Иринарховский крестный ход — это как град Китеж, который раз в год всплывает в Борисоглебском районе», — рассказывает 34-летний Илья Бобылев, участник Иринарховского крестного хода на протяжении последних пяти лет.
Иринарховский крестный ход и впрямь самобытен, пожалуй даже демократичен. Хочешь — просто иди или читай акафисты. Хочешь — ешь ягоды, плети венки, пой православные песни, общайся с близкими по духу людьми или дыши воздухом трав и лесов. Вериги преподобного Иринарха перелагают на ходу с одного участника на другого, их дают понести даже женщинам. Многие идут в стилизованной под старину одежде — в льняных рубах, косоворотках; женщины — в сарафанах, льняных платьях, некоторые — с лентой вокруг головы вместо платка.
Священника же Феодора Божкова больше поражают добрые, одухотворенные лица людей: «Крестный ход — это всегда борьба с собой, и на очень многих лицах видна борьба с человеческой немощью и победа. Я как священник свидетельствую: для многих участие в крестном ходе — шаг к исповеди. Немало людей любят наше Отечество, красоту нашей природы, возможность увидеть которую дает Иринарховский крестный ход, но при этом мало знают о Церкви. Здесь же, идя через родные просторы, они видят добрые лица людей и понимают: в основе всего этого Бог, Церковь. Для таких людей наш крестный ход становится переломным моментом в мировоззрении».
Елицы
19 января – праздник Крещения Господня (Богоявление). Заказав записки за ваших родных и близких на Крещенскую Литургия на Святой земле в Храме Рождества Христова в Вифлееме, вы бесплатно получите на почту Именные Сертификаты, которыми сможете поздравить их с праздником Крещения Господня.
ВЕРИГИ ИРИНАРХА ЛЕЧАТ ДАЖЕ БЕСНОВАТЫХ –
– Этот монастырь не для паломников, хотя и является официально филиалом Ростовского Кремля, там строгий устав, и очень строгий игумен, но попасть туда – большая удача, – рассказал родителям абитуриентов руководитель мессионерского центра Варницкого монастыря Игорь Валентинович и пообещал помочь организовать туда поездку. Сам он и был нашим замечательным экскурсоводом, рассказав историю обители и его основную достопримечательность – житие Иринарха Затворника.
Поселок Борисоглебский, небольшой районный центр Ярославской области, находится среди пойменных лугов в широкой излучине некогда судоходной реки Устье в 18 километрах к северу от Ростова Великого. В центре его на обширной возвышенности стоит древний монастырь-крепость — Борисоглебский. Во времена Дмитрия Донского «из области великого Новаграда» пришел и поселился над рекой Устье пустынножитель Федор, срубил себе келью, а через три года к нему присоединился его брат Павел. Место для основания здесь монастыря указал, по преданию, сам Сергий Радонежский — известный церковный и политический деятель XIV века, основатель Троице-Сергиевой Лавры. В окружении дремучих лесов, расположенный на возвышенности, защищенный с трех сторон рекой, эта обитель стала серьезным оборонительным сооружением на дальних подступах к Москве. В ее стенах бывали Сергий Радонежский и Иван Грозный, Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин. Легендарный Пересвет, первый начавший Мамаево побоище, по преданию, был сначала иноком Борисоглебского монастыря.
Все великие Московские князья и цари, начиная с внука Дмитрия Донского Василия II Темного и заканчивая первыми царями из династии Романовых, оказывали монастырю внимание, жалуя его богатейшими земельными и денежными вкладами. Во времена царствования Ивана Грозного в числе десяти крупнейших монастырей обитель на Устье получила громадные по тем временам пожалования на помин души скончавшихся жен царя — Анастасии, Марии, Анны, Марфы. На помин души убитого им сына Ивана царь пожертвовал монастырю 800 рублей, а затем пошли десятки царских вкладов за души казненных бывших его соратников: бояр, князей, дьяков, государственных и церковных деятелей. В 1583 году по монастырям был разослан страшный и скорбный список более 3200 человек «опальных, избиенных, утопленных и сожженных с женами, чадами и домочадцами», убитых «ручным сечением», «огненным стрелянием» и на пытке. На поминовение душ в монастыри, в том числе и Борисоглебский, пошло конфискованное имущество казненных.
Мы прибыли в монастырь, и он впечатлил своими гигантскими размерами, высоченной стеной и величественными, но довольно пострадавшими от времени строениями в стиле древнерусской архитектуры. Прошли в Борисоглебский собор, где только что закончилась литургия, приложились к мощам основателей монастыря и потом- Иринарха. По просьбе Игоря Валентиновича нам вынесли вериги Затворника – как утверждают, это единственное, что сохранилось от «трудов» подвижника после богоборческих времен. По очереди все одевали их и выполняя три земных поклона, прикладывались к раке с мощами Иринарха еще раз. Сначала – мужчины и наши абитуриенты, потом мамы и дети. Даже 6 летний младший сын сделал тоже самое. Скажу вам – ощущение непередаваемое! Хотя на тебе «тяжелые железа», ощущение легкости и очищения!
– Наибольшую славу Борисоглебский монастырь приобрел в XVI веке благодаря старцу Иринарху, – рассказал нам Игорь Валентинович, когда мы, выйдя из собора пошли тенистой липовой аллеей к восточной монастырской стене, рядом с одной из башен. – О нем можно сказать, что это последний монах, который нес подвиги монахов первых христианских веков – затворничество и ношение вериг. Этому святому Россия обязана своим избавлением от бед страшной Смуты XVII века: сколько сделал Преподобный Сергий Радонежский для победы на поле Куликовом, столько же и преподобный Иринарх для освобождения Москвы и всей России от польско-литовских захватчиков в 1612 году. Имя преподобного Иринарха затворника, святого подвижника Русской Церкви, его роль в судьбах нашего отечества, в течение многих десятилетий пребывали в забвении и, к сожалению, пока еще мало известны современникам. Его мирское имя – Илия, родился он в селе Кондаково, в двадцати пяти километрах от Борисоглебского монастыря по дороге на Углич. С юных лет возлюбил он молитву и уединение. В возрасте тридцати лет в монастыре святых страстотерпцев Бориса и Глеба Илия принял постриг с именем Иринарх.В горячей и слезной молитве просил он Господа открыть ему путь спасения. И Свыше было ему извещение: «Иди в келию свою, будь затворником, так и спасешься!» Началась его жизнь для Бога, стяжавшая ему славу одного из выдающихся русских подвижников. Затворившись в маленькой, убогой келии у восточной монастырской стены, подвижник заковал себя в железо: «Были на нем плечные и нагрудные вериги, шейное путо и путы ножные, пудовые поясные связни, многие оковцы для рук и перстов, обруч для головы, 142 небольших кованых креста». Проводя время в непрестанной молитве, подвижник спал два-три часа, не давая отдыха и своим рукам: делал одеяния нищим, вязал волосяные свитки, клобуки. «Добропроизвольный мученик» покорял свою плоть, его страданиям дивилась вся Русская земля. Из тридцати восьми лет монашеской жизни тридцать подвижник провел в затворе, и «терпению его дивились ангелы». За свои подвижнические труды преподобный удостоился от Господа дара прозорливости, изгнания бесов, исцеления недужных. Старец Иринарх принес царю Василию Шуйскому пророчество о предстоящем порабощении Московского царства. В видении ему было открыто, что Литва придет на Русь, разорит Москву и все Российское царство. Спустя время предсказания его сбылись.
Перед глазами проносились века и описываемые события, здесь, на монастырской земле, где каждая травинка «дышала» духом подвижников святоотеческой веры, все было особенно ярко и осязаемо.
– Когда пришла Смута, Иринарх прибавил себе оков, цепь его стала длиной в двадцать сажен, весом в четыре пуда, общий вес его «трудов» составил 106 килограммов, – продолжил расказ наш экскурсовод. – Горячо молился затворник Господу об избавлении отечества от бедствий. Когда молодой воевода князь Михаил Скопин-Шуйский под Калязином одержал первую победу над Литвой, он послал к старцу Иринарху за благословением. Иринарх благословил крестом и просфорой и велел сказать: «Дерзай, князь Михаил, и не бойся: Бог тебе поможет». И князь побил Литву. Князь Михаил Скопин-Шуйский благополучно дошел до Троицкого монастыря, дальше пошел на Москву и освободил ее. Но через короткое время накатилась новая волна интервенции, поляки вновь захватили Москву и другие русские города. Стоявшему в Ярославле ополчению Дмитрия Пожарского старец Иринарх послал записку: «Не медли, князь, иди на Москву смело и узришь славу Божию». После этой записки воодушевленное ополчение двинулось к Москве. По дороге Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский пришли в Борисоглебский монастырь к преподобному Иринарху и испросили его благословения. Коленопреклоненно просили они его молитв о победе русского воинства. И старец дал им свой медный поклонный крест. Перед Иринарховым крестом ополченцы поклялись освободить Москву от захватчиков. Крест преподобного и его молитвы сопровождали воинов-освободителей до самого Московского Кремля. С этим крестом и Казанской иконой Божией Матери была одержана победа. Эти две святыни стояли вместе у кремлевских стен как свидетельство Небесного заступничества и помощи в прекращении Великой смуты в русском царстве. А начало победы было положено у стен Борисоглебского монастыря.
Мы подошли к крошечной келье Иринарха. По размерам ширина ее едва доходит до полутора метров, рядом разбит монастырский сад. Мы стояли среди тенистых дерев и представляли как внутри крошечной каморки день и ночь проводил в трудах и молитве подвижник. Здесь он добровольно угнетал свою плоть, и его такие подвиги были не понятны даже братии. Оказывается, на этой почве у него был даже конфликт с игуменом. Однажды Иринарх увидел в монастыре босого странника, сжалившись, отдал ему свои сапоги, а сам с тех пор не надевал обуви. Вместо рясы Иринарх носил рубище, за что претерпевал насмешки. Игумену не понравилось такое поведение подвижника, и он начал смирять его, заставляя часа по два стоять на морозе против своей кельи или подолгу звонить на колокольне.
Святой все переносил с терпением и не изменил своего поведения. Игумен продолжал давать ему суровые послушания. Но когда преподобному Иринарху назначили послушание вне монастыря, то есть лишили церковной молитвы, он ушел в Ростов Великий, в Богоявленский монастырь, основанный преподобным Аврамием Ростовским. Но затем по повелению явившихся во сне святых страстотерпцев Бориса и Глеба, преподобный Иринарх вернулся в Борисоглебский монастырь, где его с радостью встретил новый игумен Варлаам.
Житие повествует, что даже поляки относились с уважением к трудам преподобного Иринарха. «Правда в батьке велика. Нигде в этой земле, ни в иных землях такого крепкого в вере батьку я не видел», – сказал после посещения затворника польский воевода Ян Сапега и не велел разграблять обитель. Святого Иринарха посещали и другие польские военачальники. Один из них, Иван Каменский, по совету старца со своим отрядом вернулся в Польшу. Сапега же и другие, пренебрегшие его советами, сложили свои головы на Русской земле.
Еще при жизни Бог прославил Своего угодника чудесами, его молитвами исцелялись больные и бесноватые, чудесную силу имело его благословение. В житии упоминается девять чудес Божиих, совершенных по молитвам Борисоглебского затворника. Старец молился, заставлял больных молиться и поститься, возлагал на них свой честной крест или часть своих вериг или приказывал лежать на железных цепях. Особенно много исцелялось одержимых, бесноватых.
Что более всего поразило, когда мы прикоснулись к истории Борисоглебского затворника – это величина его смирения и огромная любовь к людям. Как рассказал Игорь Валентинович, Иринарху был открыт день его кончины, и он, призвав своих учеников Александра и Корнилия, преподал им последнее наставление: «. проводите свою жизнь в трудах и молитве, посте и бдении. во взаимной любви. оказывая всем послушание и покорность. » Однако братия по-прежнему упорствовала и не желала принять его истязаний плоти, и при попытке вытащить его из цепей, сломали ему руку. Но он ни на кого не злился, всех простил. И простившись со всеми, тихо отошел в вечный покой 13 января 1616 года.
По преставлении преподобного совершались чудеса и при его гробе, исцелялись больные от разных болезней. Происходили исцеления также и при возложении на больных либо креста «трудов» Иринарха, либо части его вериг. Говорят, что даже бесноватые лечатся на этом чудном месте.
Обойдя весь монастырь и получив благословение у отца-настоятеля Иоанна, мы поехали в местечко неподалеку от села Кондаково, где струит свои воды святой источник. Почитание этого места началось еще при жизни преподобного Иринарха: сюда юный подвижник Илия удалялся для молитвы, здесь он ископал своими руками колодчик, а потом построил над ним часовенку. Еще при жизни преподобного здесь было многолюдно. По его кончине установилась традиция приходить на это место крестным ходом из Борисоглебского монастыря, а колодчик стали называть Иринарховым. Здесь обустроены купальни, но из полутора десятков воцерковленных паломников лишь двое, мой средний сын Николай и я, решились трижды окунуться в источник с головой – до того студеной была там вода. Еще некоторые зашли по коленочку и с молитвой умылись. Другие собирали в окрестностях источника травы, чтобы засушить их и использовать как святыню.
Поездка оставила неизгладимое впечатление. А главное – пример Иринарха теперь постоянно помогает смиряться и любить. Как будто с той монастырской атмосферой и всем происходящим он вошел в мою кровь.
Источники:
http://xn—-7sbbbhbpcaiftf2a1bgfjfbbwd9t.xn--p1ai/%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D1%85%D0%BE%D0%B4-2017/
http://e-vestnik.ru/reports/irinarhovskiy_krestnyy_hod_9911/
http://elitsy.ru/profile/767/37829/