Эпоха просвещения период времени. Эпоха просвещения в европе

Эпоха Просвещения — одна из ключевых эпох в истории

Эпоха Просвещения явилась важнейшим поворотным пунктом в духовном и эстетическом развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы социально-политической и культурной жизни. Развенчав политические и правовые нормы, эстетические и этические кодексы старого сословного общества, просветители совершили титаническую работу над созданием позитивной, обращенной, прежде всего к человеку вне зависимости от его социальной принадлежности системы эстетических ценностей, которая органически вошла в кровь и плоть западной цивилизации История мировой культуры. / пор ред. Марковой А.Н.- М.: ЮНИТИ, 1998 , с.- 384..

Эпоха просвещения в Европе

XV–XVII вв. в Западной Европе называются эпохой Возрождения. Для этого имеются определенные основания, о которых речь шла в предыдущей теме. Однако объективно эту эпоху следовало бы характеризовать как эпоху Перехода, потому что она является мостом к системе общественных отношений и культуре Нового времени. Именно в эту эпоху закладываются предпосылки буржуазных общественных отношений, меняется отношение церкви и государства, формируются мировоззрение гуманизма как основы нового секулярного сознания. В полной мере становление характерных черт эпохи Нового времени осуществляется в XVIII в.

XVIII в. в жизни народов Европы и Америки — это время величайших культурных, социально-экономических и политических сдвигов. В исторической науке эпоха Нового времени обычно связывается с утверждением буржуазных отношений в Западной Европе. Действительно, это важная социально-экономическая характеристика данной эпохи. Но в Новое время одновременно с этим процессом происходили и другие глобальные процессы, охватившие структуру цивилизации в целом. Становление в Западной Европе эпохи Нового времени означал цивилизационный сдвиг: разрушение устоев традиционной европейской цивилизации и утверждение новой. Этот сдвиг получил название модернизации.

Модернизация — это сложный многогранный процесс, протекавший в Европе в течение полутора столетий и охвативший все сферы жизни общества. В сфере производства модернизация означала индустриализацию — постоянно нарастающее использование машин. В социальной сфере модернизация тесно связана с урбанизацией — небывалым ростом городов, который привел к преобладающему их положению в экономической жизнедеятельности общества. В политической сфере модернизация означала демократизацию политических структур, закладывание предпосылок для формирования гражданского общества и правового государства. В духовной сфере модернизация связана с секуляризацией — высвобождением всех сфер общественной и личной жизни из-под опеки религии и церкви, их обмирщения, а также интенсивное развитие грамотности, образования, научного знания о природе и обществе.

Все эти неразрывно связанные друг с другом процессы изменили эмоционально-психологические установки человека, его менталитет. Дух традиционализма уступает место установкам на изменение и развитие. Человек традиционной цивилизации был уверен в стабильности окружающего его мира. Человек Нового времени считает возможным познать законы природы и общества и на основе этого знания изменить природу и общество в соответствии со своими желаниями и потребностями.

Государственная власть, социальное устройство общества также лишаются божественной санкции. Они истолковываются как человеческий продукт и подлежат, если это нужно, изменениям. Не случайно Новое время — это эпоха социальных революций, сознательных попыток насильственно переустроить общественную жизнь. В целом можно сказать, что Новое время создало Нового человека. Человек Нового времени, модернизованный человек — это мобильная личность, которая быстро приспосабливается к изменениям, происходящим в окружающей среде.

Идейной основой модернизации общественной жизни в Новое время стала идеология Просвещения. XVIII в. в Европе также называют эпохой Просвещения. Деятели эпохи Просвещения оставили глубокий след в философии, науке, искусстве, литературе и политике. Они выработали новое мировоззрение, призванное раскрепостить человеческую мысль, освободить ее от рамок средневекового традиционализма.

Философской основой мировоззрения эпохи Просвещения был рационализм. Идеологи Просвещения, отражая взгляды и потребности буржуазии в ее борьбе против феодализма и его духовной опоры католической церкви, рассматривали разум как наиболее важную характеристику человека, предпосылку и наиболее яркое проявление всех его других качеств: свободы, самодеятельности, активности и т. д. Человек, как разумное существо, с точки зрения деятелей Просвещения, призван переустроить общество на разумных основаниях. На этой основе декларировалось право людей на социальную революцию. Существенную черту идеологии эпохи Просвещения отмечал Ф. Энгельс: «Великие люди, которые во Франции просвещали головы для приближающейся революции, выступали крайне революционно. Никаких внешних авторитетов какого-то бы то ни было рода они не признавали. Религия, понимание природы, государственный строй — все должно было быть подвергнуто самой беспощадной критике, все должно было предстать перед судом разума и либо оправдать свое существование, либо отказаться от него, мыслящий рассудок стал единственным мерилом всего существующего» Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20.– С. 16.

Европа XVIII в. в цивилизационном отношении еще не представляла собой целостное образование. Народы Европы отличались по уровню экономического развития, политической организации, характеру культуры. Поэтому идеология Просвещения в каждой стране отличалась своими национальными особенностями.

В наиболее ярких, классических формах идеология Просвещения развивалась во Франции. Французское Просвещение XVIII в. оказало значительное воздействие не только на собственную страну, но и на целый ряд других стран. Французская литература и французский язык сделались модными в Европе, а Франция стала центром всей европейской интеллектуальной жизни.

Эпоху Просвещения во Франции называют иногда эпохой Вольтера. Вольтеровская критика абсолютизма, прославление разума, борьба за веротерпимость и права человека сделали его угодным французскому королевскому двору. В своих исторических трудах он впервые представил историю не как описание судеб государства и его правителей, а как развитие самих народов, их экономики, науки, культуры, политики и эстетики Эстетика раннего французского романтизма.- М.: Искусство, 1982.- с.-249..

Крупнейшими представителями французского Просвещения были: Вольтер (Франсуа Мари Аруэ), Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, П.А. Гольбах, К.А. Гельвеций, Д. Дидро.

XVIII в. вошел в историю как век просвещенного абсолютизма. Политика абсолютизма в ряде европейских стран, выражающаяся в уничтожении «сверху» и в преобразовании наиболее устаревших феодальных институтов. Его содержанием стало уничтожение инквизиции, секуляризация церковного имущества, закрытие монастырей, отмена податных привилегий дворянства и обложение дворянских и церковных земель налогами. Именно в этот период наблюдается подъем уровня народного образования, вводится принцип свободы совести, в некоторых случаях проявляется забота о низших классах.

Читать еще:  На что делится число 5. Признаки делимости, или что не поделили числа

Однако главным в политике просвещенного абсолютизма стало провозглашение принципа «одно право для всех», что отразилось в создании равного для всех гражданского права. Такая политика имела огромные последствия сословно-социального характера, лишив преимуществ привилегированные сословия. Таким образом, в социальной эволюции Европы настал конец господствующему положению старых земледельческих классов.

Проведение политики просвещенного абсолютизма в определенной мере явилось отражением идей просветителей. Используя популярность их идей, они изображали свою деятельность как «союз философов и государей». Но главным побудительным мотивом стало осознание монархии нарастающей слабости их опоры — земельных собственников и укрепление позиций третьего сословия в лице буржуазии.

В наибольшей мере программа просвещенного абсолютизма была осуществлена в Австрии, Пруссии, Португалии, Неаполитанском королевстве, России. В других странах она была реализована лишь частично. Проведение этой политики не сняло политического напряжения в обществе. Абсолютизм — форма мертвая. Он не может улучшаться, оставаясь абсолютизмом, а если улучшается — значит перестает им быть.

Великая французская революция оказала огромное влияние на развитие европейских стран. Ее последствия — политические, экономические, социальные — носили долговременный характер и придали динамизм историческому процессу. Восприятие идей французской революции населением Европы не оставляло место сомнениям, что деспотический режим в просвещенной или непросвещенной форме отжил свое время, что залог будущего экономического процветания европейская буржуазия видела в освобождении от абсолютизма.

XVIII в. стал веком промежуточным, приготовлением для исторических процессов, развернувшихся в последующий период. Борьба между буржуазией и землевладельцами не была закончена, ее завершило следующее поколение.

Другим наследием XVIII в., доставшимся следующему веку, была борьба буржуазии и пролетариата, и ее прогноз не был еще очевиден. XIX в. позволил европейцам зримо ощутить плоды индустриальной революции, необходимые предпосылки которой были заложены в XVIII в.

Эпоха Просвещения

Просвещение — широкое идейное течение, отражавшее антифеодальное, антиабсолютистское настроение образованной части населения во второй половине XVII—XVIII века. Представители этого течения: ученые, философы, писатели, — считали целью общества человеческое счастье, путь к которому — переустройство общества в соответствии с принципами, продиктованными разумом, были сторонниками теории естественного права. Несправедливость и порабощение, которые господствуют в обществе, они считали следствием навязанных властями законов, религиозных предрассудков и недостатка настоящих знаний. Своей задачей просветители провозглашали утверждение свободы, развитие природных способностей каждого, гражданское воспитание и распространение образования. XVIII век называют также Эпохой ума, ведь вместе с идеями Просвещения утверждалась вера в силу знаний и возможность разумного устройства общественной жизни. Именно в это время возникла и идея прогресса — последовательного развития человечества посредством получения новых знаний, совершенствования общественного строя и улучшение условий жизни [1] .

Просветители имели широкий кругозор, в котором выделялись концепция просвещенного абсолютизма, идея ценности человека, критика церкви, патриотизм, утверждения самосознания и самооценки личности.

Просвещение зародилось практически одновременно в странах Западной Европы: Великобритании, Франции, Нидерландах, Германии, Италии, Испании, Португалии, но быстро распространилось по всей Европе, включая Речью Посполитую и Российскую империю. Большую роль в его становлении сыграло быстрое развитие естествознания и книгопечатания.

Содержание

[править] Временные рамки

Принято считать, что Эпоха Просвещения берёт начало во второй половине XVII века и продолжалась до Великой французской революции. Ей предшествовала научная революция первой половины XVII века. Галилео Галилей заложил основы научного метода в изучении явлений природы, изобретение телескопа и микроскопа способствовали установлению гелиоцентризма и первому наблюдению микроорганизмов. Быстрое развитие физики и математики ознаменовалось публикацией в 1687 году «Математических начал натуральной философии» Исаака Ньютона — фундаментального труда, заложившей основы классической механики и математического анализа. Научные открытия способствовали раскрепощению мышления в других областях.

Великая французская революция положила конец надеждам на перестройку общества на разумных началах. Тем не менее, идеи эпохи Просвещения повлияли на формулировку важных документов эпохи: Декларации прав человека и гражданина, Декларации независимости, Конституции США, польской Конституции 3 мая 1791 года.

[править] Характерные черты эпохи

Существенным отличием эпохи Просвещения от предыдущих было то, что в это время начала складываться общественная жизнь. В дальнейшем вопросы общества обсуждались в прессе, дискуссионных клубах, кафе, салонах на ассамблеях, в масонских ложах. Хотя государство и церковь пытались сдерживать свободомыслие, часто сделать это было невозможно, поскольку запрещенные цензурой труды часто можно было опубликовать за рубежом, в странах с либеральными взглядами, таких как Англия и Нидерланды.

Ко второй половине XVII века Западная Европа потеряла религиозную целостность. В результате Реформации и периода длительных религиозных войн в части европейских стран господствующей христианской конфессией стал протестантизм, тогда как в других государствах католицизм сохранил доминирующее положение. Между государствами с различными религиями установился модус вивенди, что означало толерантное отношение к религиозным разногласиям хотя бы в пределах всей Европы, если не отдельных стран. Религиозная борьба продолжалась в виде полемики и дискуссий, а это способствовало расширению диапазона высказываемых мнений.

Европа стала разнообразной также в плане политических режимов. Если во Франции, Австрийской империи или Испании этот период отмечен расцветом абсолютизма, то Англия уже прошла этот этап своего развития и после Славной революции 1688 года стала конституционной монархией, в которой власть короля была ограничена «Биллем о правах 1689 года». Нидерланды радовались демократическим правлением, Германия и Италия были раздроблены на ряд малых государств, в некоторых странах, таких как Россия и Австрийская империя, еще крепко сохранялось крепостное право. При широком спектре политических устройств неизбежно возникали сравнения, в свою очередь приводившие к дискуссиям относительно идеального обустройства общества.

В экономике Европы тоже происходили коренные изменения, формировались капиталистические производственные отношения, росла и укрепляла свои позиции буржуазия. Экономический центр Европы сместился с юга, где раньше основную роль играли Венеция и Генуя, на север, в Амстердам, где уже произошла буржуазная революция. Во второй половине XVIII века, с началом промышленной революции, главным центром экономики Европы стал Лондон.

Читать еще:  К чему снится убивать черную кошку. К чему снится мертвая черная кошка? Чего надо опасаться

[править] Просвещённый абсолютизм

Идею просвещенного абсолютизма выразил французский философ Вольтер. Многие европейские монархи XVIII века поддерживали ее хотя бы частично. К ним относились императрица Российской империи Екатерина II, император империи Габсбургов Иосиф II и другие. Отвергая идеи общественного договора и не одобряя свободомыслие, эти чиновники заботились об образовании и науке в своих государствах, были меценатами искусств.

[править] Общественная жизнь

Для эпохи Просвещения свойственно новое общественное явление — возникновение сферы общественной жизни, то есть институтов, где происходили дебаты по важным для общества проблем. К таким институтам принадлежали новообразованные академии и научные общества, кружки, салоны, кафе, масонские ложи и т. д.

В Европе и Америке сформировалось международное «виртуальное» общество, которое получило название «Республика писем» (Respublica literaria). Члены этого общества обменивались мнениями через границы государств, переписываясь друг с другом.

Литературные салоны зародились во Франции в эпоху правления Людовика XIV. Обычно хозяйка салона приглашала к себе какую-то знаменитость, писателя или философа, который начинал дискуссию на интересующую гостей философскую, общественную или политическую тему. Хозяевами салонов были и мужчины. Самый известный из них — салон барона Гольбаха, в котором собирались Дидро, д’Аламбер, Гельвеций, Мармонтель, Рейналь, аббат Гальяни и другие.

Кофе появился в Европе в 17 веке. В начале 18 века кафе Оксфорда, Лондона и Парижа стали выполнять роль научных и литературных клубов. В парижском «Café Procope» зародилась идея «Энциклопедии». Кафе Лондона и Оксфорда стали своего рода «денежными университетами», где в атмосфере, свободной от университетской строгости, читались лекции и проводились демонстрации научных экспериментов. Однако, к концу века кофе стал дешевле и доступнее широким кругам буржуазии, и кафе потеряли просветительский статус. Лучшие из них, впрочем, превратились в закрытые клубы с ограниченным членством.

[править] Академии

Академии и равнозначные им научные общества вроде Лондонского королевского сформировались в крупных европейских государствах в 17 веке. Они способствовали распространению научных знаний и поощряли научные исследования. Профессия ученого приобрела престижность. Французская академия наук регулярно объявляла конкурсы на лучшие научные исследования, французская академия публиковала словари французского языка и способствовала его стандартизации. Усилиями Леонарда Эйлера поднялся уровень сначала Прусской академии наук, а затем Петербургской академии наук.

[править] Издания

Важной вехой в развитии идей Просвещения стало издание «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел», совершенное в середине 18 века под руководством Дени Дидро и Жана Лерона д’Аламбера. Она не только собрала в одном издании тогдашние знания человечества, но и выложила их в светском, научном духе, отвергая теологию, как исходную основу. Жан д’Аламбер написал в «Энциклопедии» вступительное слово, в котором сформулировал ее цели, задачи и принципы, на которых она создавалась.

«Энциклопедия» стала вершиной эпохи Просвещения, но издание научной, философской и полемической литературы далеко не ограничилось ней. Первый научный журнал «Journal des Scavants» начал выходить в Париже в 1665 году, а с 1680 года издание журналов набрало силу. Сначала журналы издавались на латыни и французском, но впоследствии французский язык полностью вытеснил латынь. Поскольку издательское дело в малых странах Европы имело меньший рынок, а, следовательно, на пути ее развития было больше препятствий, французские журналы, которые печатались преимущественно в Нидерландах, чтобы избежать цензуры, стали выписывать по всей континентальной Европе. Именно в этот период французский язык получил статус языка международного общения образованных людей Европы.

Наряду с качественными изданиями, в эпоху Просвещения появилось также много низкопробных изданий и слой литераторов поденщиков, которые публиковали в основном сплетни и скандальные истории. В Лондоне центром этой литературной братии была Граб-стрит, улица которая уже не существует, но стала в английском языке синонимом низкопробной литературы. Новым явлением в книгопечатании стало появление дешевых книг для нижних классов.

Появилась мода на частные библиотеки. Одна из таких библиотек, библиотеку Дидро, приобрела и расширила русская царица Екатерина II. В то же время расширялся предел публичных библиотек, в которых можно было одолжить книгу. Книги часто также предлагались в кафе, которые в 18 веке выполняли роль клубов.

[править] Влияние литературы в жизни общества

Социально-экономические преобразования эпохи Просвещения повлияли на духовный мир людей, изменили их духовные запросы и идеалы. Большое значение имело воплощение новых общественных идей в литературе.

[править] Масонство

Составной частью Просвещения было братство вольных каменщиков, известное как масонство — всемирный орден, который ставил перед собой цель изменить общество путем воздействия на органы власти и государственных деятелей. Многие просветители принадлежали к той или иной масонской ложе. Среди них Монтескье, Вольтер, Александр Поуп, Хорас Уолпол, Моцарт, Гете, Фридрих Великий, Бенджамин Франклин, Джордж Вашингтон [2] . Некоторые масонские символы вошли в символику новообразованных Соединенных Штатов Америки.

[править] Философия

Философия Просвещения, поставив акцент на ум, унаследовала много от рационализма, однако значительно почерпнула также из идей эмпиризма. В отличие от рационалистов, например, Декарта, разум у просветителей не пассивное вместилище вечных идей общих для человека и Бога, а активное орудие преобразования жизни. Это обусловлено общим стремлением просветителей к изменениям, реформам общества и верой в то, что, опираясь на науку, можно установить новые разумные законы и перестроить мир к лучшему.

Из эмпиризма, в частности у Локка, философия просвещения взяла то, что необходимым условием ума является опора на факты, чувственные данные. Исходя из этого положения просветители клеймили рационализм как метафизику — философию, не опирающуюся на сведения о реальном мире. Образец научного подхода стала Ньютоновская механика. Кондильяк считал пустыми, и даже вредными, такие абстрактные понятия как бытие, субстанция, сущность, атрибут, причина, свобода. Просветители плохо видели разницу между философией и наукой, и предъявляли к философии такие же требования, как к науке. В этом отношении они были предвестниками позитивизма.

Читать еще:  К чему снятся ножницы маникюрные. Видеть во сне ножницы означает

Сочетание идей рационализма и эмпиризма было в философии эпохи Просвещения поверхностным, теоретически необоснованным. За это ее критиковал Георг Гегель, обвиняя в отсутствии глубины и оригинальности.

В своем отношении к религии большинство просветителей придерживались деизма, то есть признавали Бога-творца, но отрицали его вмешательство в ход событий в созданном им мире. Их религия была рациональной, согласованной с умом. В то же время они выступали с критикой господствующей религии в свое время, религии откровения, считая ее предрассудком и суеверием.

Часть философов-просветителей придерживалась атеистических взглядов, отрицая существование Бога вообще. Просветителям, которые восхищались механикой Ньютона, был присуще механистическое мировоззрение. Мир, природа и человек для них были сложными машинами, подчиненными только законам природы. Философия просветителей отвергала телеологию, то есть понятие о цели существования мира и человека, и склонялась к фатализму, обусловленному механицизмом. Схоластика, философия Средневековья, утверждала, что человек имеет свободу воли, поскольку его создал таким Бог, предоставив ему возможность выбора верить или не верить, тогда как механистический человек просветителей не имел такой свободы — его действия и судьба были строго обусловлены законами природы.

Отвергая религию как основу морали, просветители выводили этические нормы из природы человека, которого они считали неизменным, составленным из инстинктов, склонностей и чувственных потребностей. Из природы человека они выводили понятие о его естественных правах. Что касается организации общества, то просветители отстаивали идею общественного договора. Эта идея о том, что люди организованы в общество таким образом, чтобы обеспечить свою защиту, и с этой целью передают государству часть своих прав. Это позволяло объяснить происхождение государства и власти без вмешательства Бога.

Веря в способность разума к справедливому устройству жизни, просветители большое значение придавали воспитанию человека и его образованию. Отсюда, от слова свет происходит название эпохи. Французском языке это Siècle des Lumières — дословно века света.

[править] Оппозиция Просвещения

Как реакция на Просвещение в конце 18 века сформировалось оппозиционное к нему движение, позже получившее название контрпросвещение. Среди критиков Просвещения были Эдмунд Бёрк, Жозеф де Местр и другие мыслители, по мнению которых результатом деятельности просветителей было разрушение традиций. Светской идеологией, что пропагандировала идеи, противоположные просветителям стал романтизм. Романтизму присущи тяга к сверхъестественному и мистическому, а также идеализация старины. Если просветители опирались на разум и науку, то романтики — на веру и религию.

Контрпросвещение и романтизм легли в основу консерватизма, тогда как либерализм опирается на рационализм просветителей.

Век Просвещения

Содержание

  1. Годы века Просвещения
  2. Особенности культуры эпохи Просвещения
  3. Что мы узнали?

Бонус

  • Тест по теме

Годы века Просвещения

Просвещение – это значимый период в истории развития европейского общества, который стал продолжением гуманистических идей эпохи Возрождения. Просветители – это выдающиеся ученые, мыслители и писатели своего времени, которые всячески способствовали распространению просветительских идей в народе.

Идеи просвещения зародились в конце XVII века в Англии, под влиянием научной революции. Основателем этого течения стал английский мыслитель Джон Локк, который в своих трудах освещал права человека на жизнь, свободу, частную собственность. Будучи педагогом, он придавал большое значению образованию и воспитанию каждого человека.

Рис. 1. Джон Локк.

Наибольший расцвет эпоха Просвещения достигла во Франции в 18 веке, и ее идеи очень быстро распространились по странам Европы и в России. Данное течение стало ответной реакцией на углублявшийся кризис абсолютной монархии и феодализма, которые уже не могли удовлетворять потребности общества.

В каждой стране движение просветительства имело свои особенности, но задачи его были для всех общими:

  • Борьба против феодализма и его основной концепции.
  • Борьба против церкви – важнейшей опоры феодального строя.
  • Создание идеальной модели общества, в основе которой лежали бы принципы буржуазии.

Ответной реакцией царской России на просветительские идеи стало создание в 1802 году Министерства народного просвещения. Основной его задачей было проведение реформ в образовательной системе, обновление всех этапов учебного процесса.

Рис. 2. Министерство народного просвещения.

Особенности культуры эпохи Просвещения

Главное отличие культуры века Просвещения – доступность знаний для всех слоев общества. Ведущие мыслители полагали, что только при помощи распространения образования можно справиться со многими социальными проблемами. В это и заключается рационализм – доминирование разума в поведении людей.

Просветительские идеи нашли свое отражение в культуре и науке. Особое развитие получила биология, химия, математика. Отличительной особенностью научных познаний эпохи Просвещения стал акцент на их практическое использование в промышленном и общественном развитии.

В 18 столетии своего наивысшего расцвета достигли музыка, литература и театр. Лучшие мыслители эпохи Просвещения – Вольтер, Руссо, Дидро, Аламбер, Монтескье – оставили после себя литературные труды, посвященные идеям гуманизма, свободы и равенства.

Театр стал невероятно популярным видом искусства. Театральные подмостки стали ареной, на которой происходила борьба современной прогрессивной мысли с заскорузлыми старыми устоями.

Рис. 3. Театр эпохи Просвещения.

Самой популярной комедией 18 столетия стало произведение Бомарше «Женитьба Фигаро». В этой пьесе нашли отражения все настроения общества, которое крайне негативно относилось в абсолютной монархии.

Эпоха Просвещения оказала огромное влияние на развитие общества, создав все предпосылки для научно-технического прогресса. Этот период вошел в историю как Серебряный век.

Что мы узнали?

При изучении темы «Век Просвещения» мы узнали, как в обществе возникло новое идейное течение и почему 18 век называют эпохой Просвещения. Мы выяснили, в чем заключалась основная идея просветительского движения, как оно повлияло на развитие научной мысли и искусства в Европе.

Источники:

http://studwood.ru/1251029/istoriya/epoha_prosvescheniya_–_odna_klyuchevyh_epoh_istorii
http://cyclowiki.org/wiki/%D0%AD%D0%BF%D0%BE%D1%85%D0%B0_%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F
http://obrazovaka.ru/istoriya/vek-prosvescheniya-epoha.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: