Доработка евангелия от марка. Взаимные отношения Евангелий

Новый Завет


От Марка святое Благовествование


Глава 1.

1 Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, 2 как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.

3 Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.

4 Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов.

5 И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои.

6 Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед.

7 И проповедовал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; 8 я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым.

9 И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане.

10 И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него.

11 И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

12 Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню.

13 И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему.

14 После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия 15 и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие.

16 Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы.

17 И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков.

18 И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним.

19 И, пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети; 20 и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним.

21 И приходят в Капернаум; и вскоре в субботу вошел Он в синагогу и учил.

22 И дивились Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники.

23 В синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал: 24 оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий.

25 Но Иисус запретил ему, говоря: замолчи и выйди из него.

26 Тогда дух нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел из него.

27 И все ужаснулись, так что друг друга спрашивали: что это? что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему?

28 И скоро разошлась о Нем молва по всей окрестности в Галилее.

29 Выйдя вскоре из синагоги, пришли в дом Симона и Андрея, с Иаковом и Иоанном.

30 Теща же Симонова лежала в горячке; и тотчас говорят Ему о ней.

31 Подойдя, Он поднял ее, взяв ее за руку; и горячка тотчас оставила ее, и она стала служить им.

32 При наступлении же вечера, когда заходило солнце, приносили к Нему всех больных и бесноватых.

33 И весь город собрался к дверям.

34 И Он исцелил многих, страдавших различными болезнями; изгнал многих бесов, и не позволял бесам говорить, что они знают, что Он Христос.

35 А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился.

36 Симон и бывшие с ним пошли за Ним 37 и, найдя Его, говорят Ему: все ищут Тебя.

38 Он говорит им: пойдем в ближние селения и города, чтобы Мне и там проповедовать, ибо Я для того пришел.

39 И Он проповедовал в синагогах их по всей Галилее и изгонял бесов.

40 Приходит к Нему прокаженный и, умоляя Его и падая пред Ним на колени, говорит Ему: если хочешь, можешь меня очистить.

41 Иисус, умилосердившись над ним, простер руку, коснулся его и сказал ему: хочу, очистись.

42 После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист.

43 И, посмотрев на него строго, тотчас отослал его 44 и сказал ему: смотри, никому ничего не говори, но пойди, покажись священнику и принеси за очищение твое, что повелел Моисей, во свидетельство им.

45 А он, выйдя, начал провозглашать и рассказывать о происшедшем, так что Иисус не мог уже явно войти в город, но находился вне, в местах пустынных. И приходили к Нему отовсюду.

Предыдущая книга

Следующая книга

Евангелие от Марка

Православные христиане, ежедневно читающие Евангелие, находят для себя все новые и новые смыслы в этой Книге. Как известно, всего канонических Евангелий, вошедших в Новый Завет, четыре — от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Каждая из этих Книг имеет свои особенности.

Для того, чтобы правильно понимать смысл написанного, можно пользоваться специальными толкованиями или пояснениями (только из проверенных авторитетных источников), поскольку неподкованному в теме человеку может быть неясно, о чем идет речь. Сегодня познакомимся с Евангелием от Марка, разберем его особенности и отличия.

О чем говорит Евангелие от Марка

В переводе на русский язык само слово «евангелие» означает «благая весть». Поэтому смело можно утверждать, что весь Новый Завет — это Благая Весть о Христе. Все четыре евангелиста имели перед собой одну цель — поведать миру о своем Учителе.

Некоторые повествования у них повторяются, некоторые являются уникальными только у одного автора — это вполне понятно, ведь события, происходившие 2000 лет назад, были очень необычными. Этим событиям давались самые разные трактовки и в те времена, и сегодня. И для того, чтобы христиане понимали суть произошедшего, у нас и есть Новый Завет.

Помимо многочисленных наставлений, пояснений и напутствий, как наследовать вечную жизнь, в Евангелии мы видим еще одну важнейшую часть — это образ самого Христа. Именно из этих Книг мы черпаем знания о том, каким был Сын Божий на Земле, как проходила Его жизнь. Проникшись этой книгой, мы можем выстроить свой путь для встречи с Христом.

По содержанию Благая Весть от Марка является самым коротким и емким текстом со всех четырех. Святой Марк ведет повествование, в чем-то схожее на Матфея, но некоторые события изложены в другом порядке, а сами описания более краткие.

Адресует свой текст евангелист Марк тем христианам, которые пришли к Истине из язычества. Об этом свидетельствуют ссылки на различные иудейские обряды, незначительные ссылки на Ветхий Завет.

Интересно! У митрополита Антония Сурожского есть записанные воспоминания, где он делится своими впечатлениями от прочтения Евангелия от Марка. По словам Владыки, именно этот текст сделал его верующим человеком, привел к Богу и христианской жизни.

Согласно церковному преданию считается, что свою Благую Весть Марк записал со слов апостола Петра. Достоверно установить данный факт не представляется возможным, но передача информации и глубина написанного позволили включить творение Марка в Новый Завет.

Также именно предание говорит о еще одном интересном факте: в тексте от Марка есть место, где повествуется о некоем юноше, который был вынужден убежать нагим от воинов, которые пришли за Христом перед арестом. Считается, что этим юношей и был сам евангелист Марк.

Читать еще:  Приснилась новая стрижка у себя. К чему готовиться, если снится стрижка волос на голове

Общая характеристика всего Евангелия от Марка

По структуре текста и самого повествования можно сказать, что данное Евангелие в смысловом плане делится на две части. Первая половина начинается с проповеди Иоанна Крестителя, который был послан Господом для предуготовления народа Израиля к приходу Христа.

Далее повествуется о крещении Самого Спасителя, Его первых проповедях и чудесах. И в Евангелии от Марка первое чудо, совершенное Господом — это изгнание злого духа. Одно из самых жестокий проявлений зла в жизни человека — явная одержимость. Она страшна не только тем, что человек теряет власть над собой, но и внешним выражением.

Глядя на бесноватого, нельзя не понимать очевидную реальность зла, существования бесов. Именно поэтому чудо изгнания повергает людей в шок, они изначально не знают, как на такое реагировать — вот они видят явное беснование, явную победу зла над природой человека. И вот, через мгновение, они уже видят силу, значительно превосходящую силу этого зла. И людям страшно, они не понимают еще, что это за сила. Поэтому отношение к изгнанию бесов такое неоднозначное.

Далее следуют описания большого количества чудес, совершенных Христом. Часть из них пересекаются с другими Евангелиями, но некоторые описаны только лишь у Марка. Такие расхождения возникли из-за того, что чудес было такое великое множество, что их нельзя было все упомнить, записать, рассказать о них.

Часто евангелистов упрекают в том, что их повествования разнятся в деталях, и сомневающиеся люди видят в этом какую-то ложь или подлог фактов. Но в том и дело, что евангелисты не ставили перед собой задачу описать Христа одинаково. Каждый из них повествовал по своему, через призму своих переживаний. Поэтому детали и разнятся.

Интересной особенностью повествования Марка является использование слова «тотчас». Это слово передает живость текста, как будто бы мы сами переносимся в библейские времена и тотчас предстоим перед Христом.

Следующей особенностью, которую раскрывает нам Евангелие от Марка, является тот факт, что Христос не просто совершает огромное количество чудес, но Он запрещает о них говорит, запрещает Себя прославлять. Почему так? Все дело в том, что не пришел еще час славы Сына Человеческого, а земная слава Ему совершенно не нужна и не интересна.

Большое внимание в повествовании уделяется теме смерти и несению своего креста. Евангелист Марк рассказывает, как апостол Петр стал спорить со Христом, не веря в Его пророчество о Своей скорой смерти и крестных страданиях. Тогда Господь отгоняет от себя апостола со словами: «Отойди от меня, сатана» (Мк. 8, 34–35).

Эти слова говорят о том, что Христос не только Бог, но Он еще и человек. И как любой человек, он испытывает искушения, страх и боль. И зная о своей участи, Он невыразимо скорбит. Но, несмотря на это, Господь укрепляет в вере своих учеников, преображаясь перед ними. Видя Христа во всей Небесной славе, ученикам будет проще перенести все грядущие страшные события.

И вот подходят те самые дни, ради которых Христос и пришел в этот мир. В Иерусалиме Он продолжает наставлять своих учеников, говоря, что тот, кто хочет быть первым в Царствии Божием, да будет последним (Мк: 10, 43-45).

После того, как Христос умирает на Кресте, евангелист Марк рассказывает нам о сотнике, который, уверовав, воскликнул — «Поистине этот Человек был Сын Божий» (Мк: 15, 39). Так и каждый из нас должен открыть для себя Христа — возможно, через отрицание, через тернии греха, через неверие.

Но если сотник, принимавший участие в казни Спасителя, смог уверовать, то как можем не верить мы? Господь пришел в этот мир ради спасения каждого из нас, и большая глупость с нашей стороны отвергать этот бесценный дар.

С чего начинается Евангелия от Марка

Для того, чтобы более глубоко понять суть Благой вести, разберем некоторые места из написанного. Так, начинается первая глава с пророчества о Иоанне Крестителе, который нес важную предуготовительную миссию. Он назван «гласом вопиющего в пустыне», который говорит о самом важном для каждого человека.

Задача Иоанна Крестителя — пробудить голос совести в человеке. Именно она является той почвой, на которую может ложится вера. Предтеча Господен Иоанн — большой аскет, живший в пустыне. С началом его проповедей и первых водных крещений в Иордане многие люди видели Мессию именно в нем. Но Иоанн Креститель промыслительно говорил, что настоящий Мессия придет следом, и что сам Иоанн будет недостоин расстегнуть ремень его обуви (Мк., 1, 7-8).

Ещё интересные статьи:

И вот к Иоанну Крестителю к реке Иордан приходит Сам Господь. Узнает Его Иоанн, и тут же происходит событие, которое с тех пор мы вспоминаем в праздник Богоявления — на Христа, стоящего в водах Иордана, сходит Дух Святый в виде голубя, а с Небес раздается глас: «Се Сын мой возлюбленный» (Мк., 1, 11).

Значимость этого события в том, что именно тут мы впервые видим Бога, как Святую Троицу. Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой дух были явлены целостно и едино, что и является основой нашей веры.

Примечательным является то, как Христос призывал к себе первых учеников. Евангелист Марк повествует об этом так:

«кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8:34).

И люди настолько доверяли Спасителю, чувствуя в Нем свое призвание, что бросали все, всю свою прежнюю жизнь и действительно следовали за Ним! В первой же главе мы видим и первое чудо, совершенное Христом — изгнание бесноватого.

Евангелист Марк очень быстро начинает повествовать о чудесах, чтобы укрепить в вере тех, кто сомневается еще в Истине. Изгнание бесноватого можно рассматривать еще и в символическом ключе — Господь пришел, чтобы изгнать из людей грехи и страсти. И как бесы повиновались Христу и покинули тело одержимого, так же и наши греховные наклонности могут быть искоренены на пути христианской жизни.

Об исцелениях и чудесах

Большое внимание евангелист Марк уделяет теме чудес и исцелений, совершаемых Христом. Закономерно, что после того, как Спаситель начинает являть свои первые чудеса, к Нему большим потоком устремляется народ. Тут важно разделить две вещи, за которыми идут люди — это исцеление и выздоровление.

На первый взгляд может показаться, что это одно и тоже, но это не так. Под выздоровлением следует понимать только лишь исцеление тела от физических болезней. Конечно, многие люди шли ко Христу только лишь за этим, совершенно не вникая и не видя в нем Истинного Спасителя.

Говоря же об исцелении, подразумевается целостный подход к человеку. Именно этого состояния мы можем достичь, идя за Христом — исцеления души и тела, которые неразрывно связаны в каждом человеке. И Господь делал именно это — он исцелял, очищал людей от скверны, наполнял светом их души.

И одним из наиболее удивительных исцелений, описанных евангелистом Марком, является исцеление расслабленного, которого на носилках принесли друзья. Христос в этот момент находился в доме одного человека, который пригласил Его для уединенной беседы.

Вокруг дома тут же собралась толпа людей, и создала плотное кольцо, через которое никто не мог пройти. И вот Евангелие повествует, что некоторые люди принесли с собой так называемого «расслабленного» — человека, который не мог самостоятельно ходить, а только лежал. В физическом смысле слова это состояние было сродни паралича, но толкователи говорят еще и о духовном расслаблении — унынии, печали.

Читать еще:  Ничего не получится — знаки Зодиака, которым нельзя быть вместе. Ничего не получится: знаки зодиака, которым нельзя быть вместе

И вот друзья больного, увидя плотную толпу людей, не развернулись, не отступили от своего плана по спасению друга. Они забрались на крышу, разобрали ее и спустили болящего через потолок.

«Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мк. 2:5).

Удивительно в этом примере то, что исцеление случилось даже не по вере самого болящего (об этом Евангелие умалчивает), а по большой любви и вере тех, кто его принес на носилках. Христос исцеляет расслабленного именно по вере его друзей.

Но не все восприняли явное исцеление праведно. Некоторые из книжников и фарисеев увидели в словах Христа богохульство, поскольку Он простил грехи недужнему человеку. Сердца этих мнимых праведников были настолько ожесточены, что они просто не способны были разглядеть в Иисусе Того Самого Мессию, Которого все ждали.

В Евангелии сказано, что фарисеи возмущались не вслух, а «в седрцах своих» (Мк. 2:7). Но Господь слышал движение их сердец, и открыто ответил всем сомневающимся:

«чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи… тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой» (Мк. 2:10–11).

Очевидно, что такое явное чудо было совершено при большом количестве людей для того, чтобы явить Силу Божию. Тут Христос действует как Сын Божий, оставаясь при этом в соединении со своей земной человеческой природой.

Поскольку фарисеи никак не могли разглядеть в Христе Мессию, они пытались постоянно обличить Его в нарушении ветхзаветного Закона. Так, третья глава Евангелия от Марка повествует нам об исцелении человека, имеющего сухую руку. На этот раз книжники и фарисеи обвинили Христа в нарушении заповеди о субботе. Спаситель, видя страдающего человека, исцеляет его несмотря на запрет что-либо делать в субботний день.

Христос же поясняет, что добрые дела необходимо делать в любые дни, даже и в субботние. При этом Он глубоко скорбит о жестокости сердец этих людей, которые внешне выглядят как самые большие праведники. (Мк., 3: 6).

О крестных страданиях и Воскресении

Конечно, каждое из Евангелий особое внимание уделяет смерти Иисуса Христа и последующему Его воскрешению. Это самые важные события во всей христианской истории, без которых бы не существовало нашей веры.

Так, евангелист Марк в 14 главе говорит о том, что с приближением дня празднования иудейской Пасхи старейшины искали способы и пути, чтобы обманным путем взять Христа под стражу. Его проповеди и обличения ставили под сомнение весь комфортный уклад жизни фарисеев, от которого они так не хотели отказываться.

В это время Христос находился в Вифании, а именно гостил в доме некоего Симона прокаженного. В этот дом пришла падшая женщина, блудница. Она принесла с собой большой сосуд драгоценного мира, и со слезами возливала его на Христа, отирая своими волосами.

Этот эпизод может показаться незначительным, но именно с него начинается путь Христа на Голгофу. Миром помазывали тела именитых и знатных покойников перед похоронами. Господь так и ответил этой женщине, то она готовит Его тело к погребению. (Мк., 14:8).

Далее повествование приводит нас к событиям Тайной Вечери. Промыслительным образом Господь знал о грядущем предательстве Иуды, и даже сказал ученикам, что один из сидящих сейчас со всеми за столом предаст его (Мк. 14:18).

Тогда же, на Тайной Вечере, было положено начало великому Таинству, которое будет в нашей Церкви до конца дней и которое мы можем по великой милости Господней принимать. Речь идет о Евахаристии. Совершенно прямо и однозначно Христос оставляет завет есть Его Плоть и пить Его Кровь, что необходимо для наследования жизни вечной.

Это один из важнейших моментов всего Нового Завета, который описывают все четыре евангелиста. Можно сказать, что Евхаристия — краеугольный камень всего христианства.

После Тайной Вечери начинается череда трагических событий, которые необратимо должны были случится. Предательство Иуды, арест Иисуса Христа, допрос Его у Понтия Пилата — все эти звенья, ведущие к казни, евангелист Марк описывает емко, стремительно, трагически.

Сама казнь и смерть Христа описаны в 15 главе. Большое внимание евангелист Марк уделяет женщинам, которые стоят подле Креста. После субботы, которая следовала за погребением Христа, Мария Магдалина и еще несколько женщин ранним утром пошли проведать пещеру, где было положено тело Иисуса.

Интересно! Сегодня память именно этих женщин мы вспоминаем вскоре после Пасхи, в день святых Жен-Мироносиц. Этот праздник считается православным женским днем, христианской альтернативой советскому дню 8 марта.

Именно эти несколько женщин и сподобились самыми первыми узнать о том, что Господь воскрес. Именно они принесли эту весть ученикам и апостолам, после чего начался новый этап в христианстве — проповедование учения Христового.

Заканчивается Евангелие от Марка описанием Вознесения Господнего, которое по сей день чтится в церковном богослужебном круге как большой праздник. А последователи и ученики Христа были призваны проповедовать Слово Божие по всей Земле.

Богодухновенность евангелий? Не-а… НАУКА другое показала 🙂

Игорян сказал(-а): 13.04.2008 12:17

Богодухновенность евангелий? Не-а… НАУКА другое показала 🙂

Вообще тема научной “библейской критики” очень масштабна, и вряд ли получилось бы пообсуждать это более-менее связно в одной теме.

Поэтому здесь просто хотелось бы услышать мнение форумчан-христиан о приведенной ниже информации. Особенно интересно про характер “доработки”.

Евангелия от Матфея, Марка и Луки обычно называют синоптическими Евангелиями. Слово синоптическое происходит от двух греческих слов, которые означают видеть вместе. Вышеупомянутые Евангелия получили это название потому, что в них описаны одни и те же события из жизни Иисуса. И хотя в каждом из них что-то добавлено, а что-то опущено, тем не менее, очевидно не только то, что они основаны на одном и том же материале, а также и то, что этот материал расположен одинаковым образом. Этот факт позволяет организовать синоптические Евангелия в виде параллельных столбцов и сопоставлять их между собой. (. )

Изучая вопрос более тщательно, можно сделать заключение, что первым было написано Евангелие от Марка, а два других – Евангелие от Матфея и Евангелие от Луки – основаны на нем. Евангелие от Марка можно разделить на 105 отрывков, из которых в Евангелии от Матфея встречаются 93, а в Евангелии от Луки – 81. Лишь четыре из 105 отрывков Евангелия от Марка не встречаются ни в Евангелии от Матфея, ни в Евангелии от Луки. В Евангелии от Марка 661 стих, в Евангелии от Матфея 1068 стихов, и в Евангелии от Луки – 1149. В Евангелии от Матфея приведено не менее 606 стихов из Марка, а в Евангелии от Луки – 320. Из 55 стихов Евангелия от Марка, которые не воспроизведены у Матфея, 31 все же воспроизведены у Луки. Таким образом, лишь 24 стиха из Марка не воспроизведены ни у Матфея, ни у Луки. Однако, передан не только смысл стихов. У Матфея использованы 51%, а у Луки – 53% слов из Евангелия от Марка. И Матфей и Лука следуют, как правило, расположению материала и событий, принятому в Евангелии от Марка. Иногда у Матфея или у Луки есть отличия от Евангелия от Марка, но никогда не бывает так, чтобы они оба отличались от него. Один из них всегда соблюдает порядок, которому следует Марк.

Доработка Евангелия от Марка

Ввиду того, что Евангелия от Матфея и от Луки по объему намного больше Евангелия от Марка, можно подумать, что Евангелие от Марка – это краткое переложение Евангелий от Матфея и от Луки. Однако есть факты, указывающие на то, что Евангелие от Марка – самое раннее из них всех, а авторы Евангелий от Матфея и от Луки дополняют или (если можно так сказать) улучшают Евангелие от Марка. Рассмотрим несколько примеров. Вот три описания одного и того же события:

Читать еще:  Преподобный максим грек. Ссылка в Тверской Отрочь-Успенский монастырь

Map. 1,34: “И Он исцелил многих, страдавших различными болезнями; изгнал многих бесов”.

Мат. 8,16: “Он изгнал духов словом и исцелил всех больных”.

Лук. 4,40: “Он, возлагая на каждого из них руки, исцелял их.”

Или возьмем другой пример:

Map. 3,10: “Ибо многих Он исцелил”.

Мат. 12:15: “Он исцелил их всех”.

Лук. 6,19: “. от Него исходила сила и исцеляла всех”.

И автор Евангелия от Матфея и автор Евангелия от Луки изменяют многие у Марка на все, всех, с тем, чтобы не возникало никаких подозрений, будто существовали какие-то ограничения силы и власти Иисуса Христа. Приблизительно такое же изменение отмечается и при описании посещения Иисусом Назарета. Сравним это описание в Евангелиях от Матфея и от Марка:

Map. 6,5.6: “И не мог совершить там никакого чуда. и дивился неверию их”.

Мат. 13,58: “И не совершил там многих чудес по неверию их”.

Автор Евангелия от Матфея похоже желает избежать впечатления, что Иисус не мог совершить чудес, и он изменяет фразу. Иногда авторы Евангелий от Матфея и от Луки опускают маленькие намеки из Евангелия от Марка, которые могут как-то умалить величие Иисуса. В Евангелиях от Матфея и от Луки, например, опущены три замечания, имеющиеся в Евангелии от Марка:

Map. 3,5: “И воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их. “

Map. 3,21: “И услышавши, ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя”.

Map. 10,14: “Иисус вознегодовал. “

Авторы Евангелий от Матфея и от Луки, как будто, не желают видеть в Иисусе обычных человеческих чувств гнева и печали, и содрогаются при мысли, что кто-то мог посчитать Иисуса безумным. Все это ясно показывает, что Евангелие от Марка написано раньше других. В нем дан простой, живой и прямой рассказ, а на авторов Евангелий от Матфея и от Луки уже начинали оказывать воздействие догматические и теологические соображения, и потому они более тщательно выбирали слова.

Вообще тема научной “библейской критики” очень масштабна, и вряд ли получилось бы пообсуждать это более-менее связно в одной теме.

Поэтому здесь просто хотелось бы услышать мнение форумчан-христиан о приведенной ниже информации. Особенно интересно про характер “доработки”.

Евангелия от Матфея, Марка и Луки обычно называют синоптическими Евангелиями. Слово синоптическое происходит от двух греческих слов, которые означают видеть вместе. Вышеупомянутые Евангелия получили это название потому, что в них описаны одни и те же события из жизни Иисуса. И хотя в каждом из них что-то добавлено, а что-то опущено, тем не менее, очевидно не только то, что они основаны на одном и том же материале, а также и то, что этот материал расположен одинаковым образом. Этот факт позволяет организовать синоптические Евангелия в виде параллельных столбцов и сопоставлять их между собой. (. )

Изучая вопрос более тщательно, можно сделать заключение, что первым было написано Евангелие от Марка, а два других – Евангелие от Матфея и Евангелие от Луки – основаны на нем. Евангелие от Марка можно разделить на 105 отрывков, из которых в Евангелии от Матфея встречаются 93, а в Евангелии от Луки – 81. Лишь четыре из 105 отрывков Евангелия от Марка не встречаются ни в Евангелии от Матфея, ни в Евангелии от Луки. В Евангелии от Марка 661 стих, в Евангелии от Матфея 1068 стихов, и в Евангелии от Луки – 1149. В Евангелии от Матфея приведено не менее 606 стихов из Марка, а в Евангелии от Луки – 320. Из 55 стихов Евангелия от Марка, которые не воспроизведены у Матфея, 31 все же воспроизведены у Луки. Таким образом, лишь 24 стиха из Марка не воспроизведены ни у Матфея, ни у Луки. Однако, передан не только смысл стихов. У Матфея использованы 51%, а у Луки – 53% слов из Евангелия от Марка. И Матфей и Лука следуют, как правило, расположению материала и событий, принятому в Евангелии от Марка. Иногда у Матфея или у Луки есть отличия от Евангелия от Марка, но никогда не бывает так, чтобы они оба отличались от него. Один из них всегда соблюдает порядок, которому следует Марк.

Доработка Евангелия от Марка

Ввиду того, что Евангелия от Матфея и от Луки по объему намного больше Евангелия от Марка, можно подумать, что Евангелие от Марка – это краткое переложение Евангелий от Матфея и от Луки. Однако есть факты, указывающие на то, что Евангелие от Марка – самое раннее из них всех, а авторы Евангелий от Матфея и от Луки дополняют или (если можно так сказать) улучшают Евангелие от Марка. Рассмотрим несколько примеров. Вот три описания одного и того же события:

Map. 1,34: “И Он исцелил многих, страдавших различными болезнями; изгнал многих бесов”.

Мат. 8,16: “Он изгнал духов словом и исцелил всех больных”.

Лук. 4,40: “Он, возлагая на каждого из них руки, исцелял их.”

Или возьмем другой пример:

Map. 3,10: “Ибо многих Он исцелил”.

Мат. 12:15: “Он исцелил их всех”.

Лук. 6,19: “. от Него исходила сила и исцеляла всех”.

И автор Евангелия от Матфея и автор Евангелия от Луки изменяют многие у Марка на все, всех, с тем, чтобы не возникало никаких подозрений, будто существовали какие-то ограничения силы и власти Иисуса Христа. Приблизительно такое же изменение отмечается и при описании посещения Иисусом Назарета. Сравним это описание в Евангелиях от Матфея и от Марка:

Map. 6,5.6: “И не мог совершить там никакого чуда. и дивился неверию их”.

Мат. 13,58: “И не совершил там многих чудес по неверию их”.
А Вам не приходило в голову, что Бог добровольно ограничил свои возможности в отношение тех, кто Ему не верил. Не мог, ибо не было внутреннего разрешениия с их стороны.
Автор Евангелия от Матфея похоже желает избежать впечатления, что Иисус не мог совершить чудес, и он изменяет фразу. Иногда авторы Евангелий от Матфея и от Луки опускают маленькие намеки из Евангелия от Марка, которые могут как-то умалить величие Иисуса. В Евангелиях от Матфея и от Луки, например, опущены три замечания, имеющиеся в Евангелии от Марка:

Map. 3,5: “И воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их. “

Map. 3,21: “И услышавши, ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя”.

Map. 10,14: “Иисус вознегодовал. “

Авторы Евангелий от Матфея и от Луки, как будто, не желают видеть в Иисусе обычных человеческих чувств гнева и печали, и содрогаются при мысли, что кто-то мог посчитать Иисуса безумным. Все это ясно показывает, что Евангелие от Марка написано раньше других. В нем дан простой, живой и прямой рассказ, а на авторов Евангелий от Матфея и от Луки уже начинали оказывать воздействие догматические и теологические соображения, и потому они более тщательно выбирали слова.

Источники:

http://days.pravoslavie.ru/bible/b_mk.htm
http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/evangelie-ot-marka.html
http://www.evangelie.ru/forum/t44155.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: