Гипостильный зал храма амона в карнаке. Священное Карнакское озеро

История возведения и современный облик Карнакского храма

Карнакский храм, расположенный близ Луксора, – это самый крупный и самый древний храмовый комплекс на планете. Он растянулся более чем на 200 га, а его площадь – 105 км на 0,8 км. Одна только площадь Священного зала бога Амона Ра составляет около 61 акра, что в несколько раз больше площади любого из европейских соборов.

Карнак – это целых храмовый город, возраст которого исчисляется тысячелетиями. Пилоны, святилища, храмы, статуи и обелиски возводились правителями Страны пирамид на протяжении двух тысяч лет. В сети Интернет можно найти фото Карнакского храма, сделанное с высоты птичьего полета – размеры комплекса поистине огромны.

В течение многих веков храм Амона Ра в Карнаке был главным святилищем Древнего Египта. Был он также и резиденцией правителей, и сокровищницей, и административным центром, и сердцем Фив – тогдашней столицы Египта. На сегодняшний день это место занесено в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Помещения Карнакского храма

Карнакский храм в Луксоре включает в себя несколько строений, окруженных со всех сторон 20-метровой стеной. Это Храмы Великого Амон Ра, Птаха, Хонсу, Ипт, Монто, Осириса и разрушенный храм Аменхотепа IV. Второе название Карнакского комплекса – Дом Амона, так как изначально он был возведен в честь культа верховного древнеегипетского божества – бога Солнца Ра. Введение культа этого мифологического персонажа в культуру и историю Древнего Египта началось во времена правления 12-й династии фараонов, когда столицей государства стал город Фивы. Первоначально Амон Ра изображался в виде гуся, затем барана, а на пике поклонения – в виде человека с перьями на голове. Сегодня фото изображений этого божества легко найти в интернет-источниках.

Египтяне дали Карнакскому храму название «Эль-Карнак», что в переводе означает «укрепленная деревня». При завоевании Египта на входе в комплекс обнаружили множество строений, которые не затронуло время. При входе в Карнакский храм расположена Аллея Сфинксов, которые охраняли культовое сооружение. Аллея с 20 животными, имеющими тело льва и голову барана, была построена во время царствования фараона Нектанеба из 30 династии.

Карнакский храм возведен таким образом, что самые древние помещения расположены в центре, а по мере удаления от него встречаются постройки все более поздних эпох. Это объясняется тем, что каждая новая секция храма пристраивалась все более поздним правителем Египта.

Первый зал Карнакского комплекса занимает площадь 100 на 80 м, его строительство завершилось в эпоху правления 22 династии фараонов. Всем туристам, вошедшим в зал, предлагают обратить внимание на величественные колонны, украшенные бутонами папируса – символом царской власти.

Слева расположены 3 часовни, возведенные фараоном Сети II в честь завоевания города Фивы. Справа – храм Рамзеса III. Он состоит из небольших помещений и гипостильного зала, по которому можно выйти к святилищу Карнакского храма. К сожалению, эти помещения не пощадило время – сейчас они сильно повреждены.

Гипостильный зал Карнакского храма ведет в еще одно помещение комплекса, выстроенное Аменхотепом III. Отсюда же открывается вид в зал Тутмоса I, где расположены два обелиска, из которых уцелел лишь один. Обелиски и колоннада зала Тутмоса I были возведены несколько позже – после того, как на престол взошла единственная женщина-фараон Египта Хатшепсут. Из двух колоннад этого зала хорошо сохранилась лишь одна – она выполнена из красного гранита, ее величина – 29 с половиной метров в высоту, 322 тонны в весе.

После смерти царицы Хатшепсут фараон Тутмос III возвел вокруг двух обелисков высокую стену, видимо, для того, чтобы скрыть и сохранить их. Им же был построен пятый пилон Карнакского храма. В нем находится гранитное святилище, посвященное лодке Амон Ра. За святилищем – широкий внутренний двор.

Слева от шестого зала Карнакского комплекса находится двор седьмого пилона. Здесь расположены статуи Рамзеса II и Тутмоса III. Следующий – восьмой – пилон был возведен царицей Хатшепсут, а украшен уже Тутмосом III, а затем восстановлен Сети I.

Между 9 и 10 пилонами взору туристов открываются остатки святилища Хет-Себ, которое был возведено Аменхотепом II и украшено Сети I. Девятый пилон на сегодняшний день сильно поврежден. Он относился к храму бога Атона (так называли Амон Ра при фараоне Эхнатоне) и был разрушен более поздними правителями, которые пытались стереть из истории Египта все упоминания о фараоне-еретике, построившем его. Карнакский храм завершается десятым пилоном, построенным во времена правления фараона Хоремхеба. В него входят ворота Птолемея II, расположенные в лицевой части храма Мут.

Священное Карнакское озеро

Покидая Храм Амона в Карнаке, не забудьте посетить Священное озеро, восходящее ко временам Тутмоса III, и обязательно сделайте его фото. Священные озера были во многих египетских храмах, но озеро в Карнаке – крупнейшее из них. Оно использовалось для проведения праздников – по нему божества должны были плыть на своей золотой барже.

Изначально подача воды в озеро Карнак осуществлялась из Нила, но на данный момент оно подпитывается исключительно из грунтовых вод. Его размер – 80 на 40 метров. Рядом с озером расположен Священный Скарабей, крупнейший в Египте со времен царствования Аменхотепа III. Для египтян это насекомое было олицетворения Солнца. Есть легенда, что если обойти вокруг жука 7 раз и загадать желание, то оно обязательно сбудется. По крайней мере, египтяне свято в это верят.

Храм Амона в Карнаке – это грандиозный и величественный каменный музей, насквозь пропитанный духом истории загадочного и полного тайн Египта. Эта крупнейшая святыня в мире сегодня является одним из самых популярных туристических объектов, уступающим разве что великим пирамидам. Наверное, если бы не Карнак, жаркий Египет не привлекал бы такого количества желающих приобщиться к древности.

Что посмотреть в Карнакском храме

Карнакский храм — крупнейший храмовый комплекс Древнего Египта, главное государственное святилище Нового царства, который занимает огромную территорию. За одно посещение не осмотришь даже и трети всего. Здесь очень много архитектурных объектов, но осмотрим лишь некоторые из них.

Первое свидетельство о существовании культа бога Амона-Ра в древнеегипетских Фивах относятся к эпохе Среднего царства. Это колонна, созданная при фараоне XI династии Иниотефе II и находящаяся ныне в Луксорском музее.

Старейшее из сохранившихся зданий храмового комплекса было построено во времена XII династии, при фараоне Сенусерте I — это Белая капелла, извлечённая из блоков в кладке III пилона. «Белое святилище» или «Белая капелла» Сенусерта I (XII династия, Среднее Царство) – древнейшее из дошедших до нас строений на территории храма в Карнаке. Позднее при фараоне Аменхотепе III (XVIII династия) это сооружение было разобрано и его алебастровые блоки использованы как наполнитель для третьего пилона Карнакского храма, где они в первой половине XX века были найдены. В 1937-38 годах святилище Сенусерта I было реконструировано в полном объёме и вновь воссоздано в прекрасное здание на территории Музея под открытым небом. «Белое святилище» славится высоким качеством исполнения иероглифических надписей.

Читать еще:  Сонник ехать в автобусе с ребенком. Сонник: ехать в автобусе, толкование значения сна для мужчин и женщин

Еще она часовня, но более позднего периода, которая так же была разобрана для строительных нужд, находится рядом. «Красная капелла Хатшепсут» – своим названием она обязана красноватому цвету кварцитовых блоков из которых она сложена. Сооружение было построено при царствовании царицы Хатшепсут (1479 до 1458 г. до н.э.) как святилище для священой барки в храме Амона. Древние египтяне считали, что священная ладья с божеством путешествует с западного горизонта на закате к восточному горизонту, где будет происходить восход солнца. Во время религиозных церемоний и празднеств божество переносилось из одного храма или секции храмового комплекса в другую. После правления царицы данная часовня была разобрана, а ее блоки использовались в качестве наполнителя внутри других храмовых структур, что в Египте случалось не редко. Более трехсот блоков разобранного святилища Хатшепсут было обнаружено в 1950-х годах. Реконструкция святилища в том виде, как оно (вероятно) выглядело во времена Хатшепсут, была завершена в 1997 году группой французских и египетских экспертов.

«Хранилище Мериамон Сети II в Храме Амона»

В постройках, которые остались от великой цивилизации, много можно встретить перестроек и недостроек, незавершенных храмов и артефактов. Небольшой храмик Сети II (фараон XIX династии, правивший в 1200—1194 годах до н. э.) находится на территории Карнакского комплекса, прямо у первого входного пилона. Сооружение Сети II (внук Рамсеса Великого) имеет три помещения для барок Мут, Амона и Хонсу. Ее иногда называют хранилищем Сети II, но с древности известна как «Замок Мериамон Сети II в Храме Амона».

При осмотре часовни первое что бросилось в глаза, так это незавершенность часть его стен. Западная и северная стены явно не завершены. Блоки будто бы только что добытые в карьере (Гебель Эль Силсила); уложены, но не стены не выровнены. Видны следы кирок и зубил. Кроме того, пилон, к которому примыкает храм Сети II, так же незавершен, как и колонны (прямо за храмом Сети II). Складывается картина, что рассматриваемые нами сооружения не были завершены, и причины на то банальны.

Но когда я смотрел на храм Сети II еще и еще, то мне что-то не давало покоя. Странно, что незавершенной осталась та стена, которая примыкает к пилону: между ними метра полтора. А если посмотреть на незавершенные блоки храма и пилона, то видно, что они очень похожи, будто из одного карьера. А сравнивая их со стенами храма, которые отделаны и покрыты иероглифами, то различие становится очевидным. Рассматривая западную молельню, где явно видно различие, можем увидеть, что количество рядов разное, что, конечно, не критично, то тоже надо учесть. Итак, вероятно, что храм Сети II был достроен полностью, но на каком-то этапе, скорее всего, при возведении пилона Нектанебо, он был сильно поврежден. Настолько, что его стены пришлось возводить заново из блоков, которые предназначались для пилона. Может быть, в планах и было завершение отделки храма Нового Царства, но раз уже пилон не завершили, то и храм остался незавершенным. Что мы сейчас и видим. Незавершен, но намного позже. И после ремонта/восстановления.

«Храм Хонсу». Хонсу — сын Амона и Мут, Лунный бог, имя которого переводится как «странник», изображается в виде мумифицированной фигуры младенца, иногда с головой сокола, держащего в руках скипетр и плеть. На голове – заплетенный локон юности и убор в виде серпа и полного диска луны. Подобно Тоту, также связанному с луной, Хонсу мог изображаться в облике павиана. Изначально Хонсу почитался как божество, связанное с деторождением.

Храм Хонсу расположен в юго-западной части Карнакского комплекса Амона. Он по праву считается великолепным образцом египетской сакральной архитектуры эпохи Нового царства. Заложенный при Аменхотепе III (1388—1353 гг до н.э. Новое Царство, XVIII Династия), храм строился и расширялся при Рамсесе III и Рамсесе IV. Декорировка храма была завершена при фиванских царях-жрецах XXI династии. На входном пилоне храма сохранились изображения Пиноджема I, предстоящего перед богами. Первый двор и гипостильный зал, украшенный статуями двух павианов Хонсу, отделывали Херихор и Рамсес XI. В греко-римское время храм был отреставрирован и дополнен несколькими рельефными композициями. В глубине храма находится святилище для ладьи божества и дополнительные помещения, в которых сохранились восхитительные полихромные рельефы эпохи Рамсеса III. Усиливающееся затемнение и сужение объемов еще более повышали религиозно-мистическое настроение молящихся. Слабое мерцание священной барки при свете факелов в глубине храма должно было производить сильное впечатление. Длинная лестница ведет на крышу храма, где расположено солнечное святилище. Перед пилоном храма Хонсу при Птолемее III были построены монументальные ворота, известные как Баб эль-Амара и включенные в стену, окружающую весь комплекс Амона. Аллея сфинксов ведет от ворот к Луксорскому храму и храму богини Мут.

В Карнаке не мало пилонов, но нас сейчас интересует IX пилон, который находится южнее центральной оси храма. Аменхотеп IV (Эхнатон, тот самый реформатор и отступник) перед тем, как перенести столицу из Фив в Ахетатон (намного севернее), выстроил для Атона отдельное святилище к востоку от храма Амона в Карнаке.

После смерти Эхнатона оно было разрушено, а многочисленные блоки песчаника с рельефами в амарнском стиле были извлечены из более поздних сооружений, прежде всего, из IX пилона, возведенного Хоремхебом. Сейчас этот пилон находится в полуразрушенном состоянии, а где он находится легко узнать по башенному крану, который портит всю картину Древнего комплекса. Внутрь пилона можно пройти. Отсюда открывается прекрасный вид на 8 пилон, а так же хорошо видно, как устроен пилон внутри.

«Храм Рамсеса III»

Попасть в Храм Рамсеса III можно из центрального двора. Входной пилон сильно поврежден, но несколько скульптурных групп сохранились; сцены изображают фараона, убивающего пленников в присутствии Амона-Ра. Это излюбленная тема украшения пилонов, возможно иллюстрирующая слова Аменхотепа II об убийстве им пленников «пред стенами Фив». Вход в храм охраняют два колосса. Храм, в первую очередь, интересен тем, что является идеальным образцом храмовой постройки своего времени. Несмотря на небольшие размеры, он обладает достаточным количеством дворов и вестибюлей; колоннады выполнены с соблюдением всех строительных канонов, а святилище, как и положено, расположено на одной оси с входом. По этим причинам храм может служить образцом, на примере которого можно изучать устройство египетского храма Нового царства.

Читать еще:  Трапезная лавры преподобного сергия. Обращение к монахам

Ось храма проходит с севера на юг, притом что вход расположен на севере. Ворота ведут через пилон в открытый двор, окруженный с трех сторон крытыми колоннадами. Колонны имеют квадратную форму, у каждой стоят осирические статуи фараона, жестоко изувеченные христианскими или мусульманскими фанатиками. Сцены на стенах колоннады изображают религиозные обряды и процессии, вероятно происходившие на этом дворе. На одной стороне процессия со священной ладьей фиванской триады, на другой стороне процессия бога Мина, церемония заканчивается поклонением изваянию бога, после того как оно окончательно возвращается в святилище. Гипостильный зал очень мал, здесь находятся лишь восемь колонн. За ним открываются три святилища, стоящие бок о бок. Украшающие их рельефы указывают на то, что храм посвящен фиванской триаде. По бокам и позади святилищ находятся несколько маленьких комнат, лишенных украшений.

«Храм Мемфиской триады»

В северной части на окраине комплекса, у ворот, ведущих к храму Монту, находится небольшое святилище, посвященное богам Мемфисской триады – Птаху, его супруге Сехмет и их сыну Нефертуму. Древнейшая часть храма была построена при Тутмосе III. Позднее святилище многократно перестраивалось и расширялось, и при царях эфиопской династии и в греко-римскую эпоху.

Храм состоит из пяти ворот, на сторонах которых изображены различные цари в коронах Верхнего и Нижнего Египта. За колонным залом находятся три святилища. В южном находится уникальная и великолепно сохранившаяся статуя богини Сехмет, выполненная из черного гранита. Иногда на ее лик падает солнечный луч света, проникающий в темное помещение сквозь небольшое отверстие в крыше.

«Дворец Маат». Хатшепсут разобрала некоторые строения Аменхотепа I в центре храма и построила из них на этом месте свои сокровищницы, которые назывались «Дворец Маат», т.е. Дворец Справедливости, и недалеко от этого места установила два обелиска. Один из которых возвышается до сих пор, а фрагмент (верхушка) другого находится у озера. На стенах сокровищницы изображена царица с богом Мином. Когда пришел к власти Тутмос III изображение царицы было сбито.

Обелиск Хатшепсут, на котором выбиты иероглифы и великолепные изображения, в том числе сцены коронации Хатшепсут ее отцом Амоном.

При правильном освещении видна вся неровность, которая присуща ручной работе.

Верхушка второго обелиска

Отверстие гранитной ступицы ворот пилона. Некоторые отверстия сверлились большим сверлом диаметром около 20 см.

Напомню, такие отверстия сверлятся при помощи медной трубки или медного полотна с добавлением абразива; некоторые сделаны путём просверливания множества маленьких отверстий по периметру, как в храме Мединет Абу).

В первом пилоне (Нектанебо) можно видеть огромные “окна”. Впечатляют блоки перекрытия данных “бойниц”: длина такого блока около 4 метров, высота от 1 до 1,5 м и вес такого блока от 15 до 25 тонн.

У этого же пилона, который, я напоминаю, не был достроен, снизу находятся остатки строительного пандуса, который так до конца не был разобран.

На территории храма между центральной осью и храмом Хонсу расположено так называемое «Поле камней», где под солнцем находятся тысячи обломков строений. Здесь можно найти и прекрасные рисунки, фрагменты статуй, отверстия и прорези.

Очень хорошо выполненная гранитная крышка саркофага. На первый взгляд кажется, что все идеально, но приложив простой треугольник, оказывается что углы далеко не прямые.

Гипостильный зал храма амона в карнаке. Священное Карнакское озеро

Луксор: Карнакский храм – жемчужина Египта

Карнакский храм – самый большой в мире религиозный комплекс, главное государственное святилище Древнего Египта, основной исторический памятник страны и вторая самая посещаемая достопримечательность после пирамид Гизы. Его сложно сравнить с каким-либо другим храмом мира, потому что ни по масштабу, ни по количеству культурных слоев и эпох равных ему нет. Храм строили непрерывно в течение почти двух (!) тысячелетий, общая площадь храма – более двух квадратных километров, главный зал с колонадами по площади равен собору Святого Петра в Риме и собору Святого Павла в Лондоне вместе взятым, внутри храма – несколько десятков огромных религиозных сооружений, построенных фараонами нескольких династий, а стены храма – важнейший источник сведений об истории Древнего Египта.

Один только макет Карнакского храма, который стоит в местном музее, производит колоссальное впечатление: храм – это буквально целый город из сооружений фантастической красоты. Даже в очень быстром темпе с одного конца храма на другой надо идти около 20-25 минут, чтобы обойти весь храм по периметру – нужно больше часа, а уж чтобы обойти всю территорию храма в неспешном темпе и вовсе нужен целый день.

Карнакский храм посвящён богу Амону-Ра, египетскому богу солнца, который стал главным египетским божеством сразу после того, как Фивы стали столицей Древнего Египта. Его начали строить более 4-х тысяч лет назад, и каждый новый фараон считал своим долгом как-то увековечить своё имя, добавляя к храму всё новые и новые строения. В результате, Карнакский храм – это 33 различных религиозных сооружения и зала разных эпох.

Карнакский храм некогда был соединён широкой мощёной трёхкилометров алеей сфинксов с Луксорским храмом, который стоит в центре города. От самой аллеи сейчас остались только небольшие фрагменты, расположенные около одного и другого храмов, общей длиной в пару сотен метров. По приказу городских властей сейчас идёт очистка всей территории, по которой ранее пролегала эта аллея. Эти места хотят превратить в исторический сектор, а аллею – восстановить настолько, насколько это возможно.

Часть сфинксов, которые были найдены целыми на территории бывшей аллеи, сейчас хранятся внутри Карнакского храма. У них довольно интересное и не совсем типичное для сфинксов строение: тело льва и голова барана. Дело в том, что баран считался священным животным бога Амона, которому и посвящён храм. Около лап сфинксов стоят фигуры не то фараонов, не то жрецов храма.

Вход в храм проходил через серию огромных пилонов – ворот без верха, которые отделяли внутренние части храма друг от друга. То тут, то там встречаются статуи фараонов, строивших тот или иной фрагмент храма.

Огромная колонада статуй фараона:

Кажется, это Рамзес II, но точно не уверена:

Дальше идёт самая главная и самая впечатляющая часть храма – огромный колонный зал, спроектированный при Рамзесе I и построенный при Сети I и Рамзесе II. На площади в полквадратных километра расположены 134 колонны, поставленные в 16 рядов. Каждая из колонн высотой в 23 метра (это приблизительно как 8-этажное здание) и шириной такой, что чтобы обхватить всю колонну, требуется 6 человек. В древности зал использовали для священных ритуалов, праздников и зрелищ.

Читать еще:  Философ конфуций биография кратко. Кратко о мудреце Китая

Если присмотреться, то видно, что нижние ярусы колонн сильно пострадали. Дело в том, что храм стоит близко к реке, и когда Нил разливался, то вода доходила и до храма и покрывала нижние ярусы колонн водой. В это время, по задумке, храм должен был напоминать местные болота, на которых растёт растение, из которого делали папирусные свитки, столь популярные в Древнем Египте.

Изначально все колонны были украшены цветными изображениями, высеченными на камне. Со временем краски выцвели и сейчас остатки цветных изображений можно увидеть только в тех уголках храма, куда не попадало солнце. Например, на нижних частях верхних перекрытий храма:

Изображения на колоннах – это история восхождения египетских фараонов к богам:

Многие стены храма украшены изображениями военных подвигов фараонов. На изображениях обычно можно увидеть огромное мощное войско фараона, которое побеждает своих врагов, мелких человечков, которые валяются под колесницей и просят пощады у фараона:

Враги фараона под ногами его колесницы:

Рядом стоят те, кто просит у фараона пощады:

Интересно, что имена фараонов, как правило, высекались очень глубокими прорезями на камне. Связано это с тем, что каждый новый фараон хотел быть самым известным и самым великим, и для этого часто пытался стереть имя своих предшественников со стен храма, заменив его на своё. Чтобы это не удавалось, фараоны стали высекать свои имена гораздо более глубокими прорезями, чем все остальные изображения:

Вообще, по стенам Карнакского храма можно читать всю историю Древнего Египта. Это самый крупный из всех известных археологических памятников, и именно отсюда египтологи почерпнули много информации о событиях тех времен. Здесь есть изображения победоносных походов царей и их трофеев, есть истории конфликтов с соседними государствами, а на одной из стен есть текст Кадешского мирного договора с хеттами – самого древнего мирного договора в истории человечества (глиняная табличка с текстом этого договора сейчас хранится в музее Древнего Востока в Стамбуле, а сам текст – высечен на камне, стоящем в холле штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке).

На территории храма есть несколько обелисков, поставленных разными фараонами. Самые известные из них – это обелиски, поставленные царицей Хатшепсут. Один из них стоит до сих пор, половина другого сейчас лежит около местного священного озера. Считается, что это были два самых высоких обелиска Древнего Египта, верхняя пирамида которых была украшена золотом и серебром.

Приёмный сын царицы Хатшепсут, Тутмозис III, ставший после её смерти фараоном, настолько не любил свою мачеху и её славу, что приказал повсюду в храме уничтожить её изображения:

Ещё какой-то из фараонов:

В самой дальней части храма стоят постройки фараонов Среднего Царства. Это одни из самых древних построек в Карнаке. Считается, что это священные места храма, где и сидел когда-то сам бог Амон.

Самое святое место в храме – это небольшой чёрный камень, который считается алтарём. По преданию, на нём некогда хранился камень Ипет Соут, так называемая “матерь вселенной”. Для египтян Ипет Соут был чем-то типа философского камня, который, по легенде, был доставлен в Египет из древней Атлантиды. В священных египетских текстах Ипет Соут называется “сокровищем мира”, доставшимся фараонам от самих богов. По преданию, камень позже увезли из Египта куда-то в Гималаи, в таинственную страну Шамбалу, и теперь он хранится где-то в Тибете на вершине одной из гор.

В разные стороны от основной, главной оси храма, разбросаны различные сооружения более поздних периодов. Пока я ходила по храму, я ещё более-менее помнила, где поcтройка какого фараона, сейчас уже помню только про самые основные. Вот это, кажется, колонный зал Тутмозиса III:

Если завернуть в самые дальние уголки храма и немного полазить по камням, то можно попасть в верхние, совершенно закрытые пространства храма, куда не попадало солнце. Здесь лучше всего сохранились древние цвета, и можно приблизительно представить, насколько ярким и цветным был храм в те времена:

Простые смертные в храм не пускались: только фараоны, приближенные к ним лица, жрецы и рабочие, строившие что-то на территории храма. Однако фараон Тутмозис III гордился своими постройками и храмом вообще, поэтому в стене со стороны своих достроек к храму он сделал небольшую пристройку, с которой открывался вид на храм, и любой смертный мог лицезреть храм с этого ракурса:

Стены с рассказами о подвигах фараонов и восхвалением богов:

Вид на храм от одной из стен:

В южной части храма находится так называемое древнее священное озеро – искусственный водоем, где жрецы несколько раз в день устраивали священные омовения. Время от времени здесь проводились ритуалы, посвящённые богу Амону: по озеру пускалась золотая ладья бога Амона и лодки его свиты. Рядом с озером лежат остатки огромного обелиска Хатшепсут, на котором изображена история её коронации.

Есть здесь и ещё одна важная для древних египтян колонна со священным жуком-скарабеем. Древние египтяне считали, что эта колонна – древние часы, отмеряющие время мира. Каждый год колонна миллиметр за миллиметром погружается под землю, и когда сидящий на ней скарабей окончательно исчезнет из виду, наступит конец света:

В дальних углах храма расположены святилища, посвящённые богине Мут (богине неба), жене Амона, и богу Хонсу (богу луны) – сыну Амона и Мут. Храм Мут почти полностью разрушен, а вот храм Хонсу сохранился вполне себе неплохо. Где-то между ними ещё пара почти полностью разрушенных строений разных эпох:

Что интересно, до храма Хонсу почти не доходят туристы. Он расположен на отшибе, и от главного входа сюда надо идти более получаса. Кроме меня, на территории храма были только трое китайцев и два охранника. Шум и гам центральных улиц Карнакского храма здесь исчез, и впервые за весь день удалось остаться наедине с прекрасным:

Это самая-самая дальняя часть храма, за воротами начинаются жилые кварталы:

Ну вот, вроде, и всё. Карнакский храм – однозначно то место, где обязательно надо побывать хотя бы раз в жизни. На меня он произвёл даже более сильное впечатление, чем пирамиды Гизы. Хотя как вообще можно сравнивать памятники мирового значения.

Источники:

http://egyptfan.ru/sights/istoriya-vozvedeniya-i-sovremennyj-oblik-karnakskogo-xrama.html
http://pikabu.ru/story/chto_posmotret_v_karnakskom_khrame_5957918
http://www.rgo-sib.ru/reportage/286.htm

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: