Что я понимаю под свободой личности. Общая характеристика

Глава 20. Личность и общество. Свобода и ответственность

Человек! Не делай другим животным того,

чего не желаешь чтобы они делали тебе.

1. Человек, индивид индивидуальность,. 2. Личность: понятие, типология. 3. Структура личности. 4. Свобода и ответственность. 5 Факторы формирования человека как личности. 6. Социальная среда, воспитание, самовоспитание. 7. Трудовая деятельность. 8. Выводы и вопросы для самоконтроля.

Человек как личность – это вечная и неиссякаемая загадка. Не счесть научных трактатов и художественных произведений, где лучшие умы человечества пытались разгадать ее. Трудно назвать философа или философскую школу, которых не интересовала бы эта проблема. Происходящие в мире и в нашей стране глубокие качественные изменения объективно ставят ее в центр внимания, как теоретиков, так и практиков.

Понятие личности относится к числу сложнейших в человекознании. В русском языке издавна употребляется термин «лик» для характеристики изображения лица на иконе. В европейских языках слово «личность» восходит к латинскому понятию «персона», что означало маску актера в театре, социальную роль и человека как некое целостное существо, особенно в юридическом смысле. Раб не рассматривался как персона, для этого надо быть свободным человеком. Выражение «потерять лицо», которое есть во многих языках, означает утрату своего места и статуса в определенной иерархии.

Для правильного понимания сущности личности необходимо отдифференцировать это понятие от близких к нему по значению понятий «человек», «индивид», «индивидуальность».

Человек – это субъект и продукт исторического процесса, родовое существо (представитель рода Homo sapiens), его отличает способность к социальной деятельности, членораздельная речь и сознание. Понятие «человек», как мы видели, есть понятие родовое выражающее общие черты, присущие человеческому роду. Поскольку человек есть существо биосоциальное, то в понятие это включаются как его общесоциальные черты, так и биологические, ибо носителем его социальной сущности является живой человеческий организм.

Индивид (от лат. individuum неделимое) – это отдельно взятый представитель человеческого рода, с присущими ему неповторимыми индивидуальными качествами. Это самая простая и абстрактная характеристика человека, говорящая лишь о том, что он отделен (прежде всего, телесно) от других индивидов. В этом понятии не фиксируются какие-либо особенные или единичные свойства человека, поэтому по содержанию оно также является очень бедным. Зато по объему это понятие столь же богато, как понятие «человек», ибо каждый человекэто индивид.

Гораздо более содержателен другой термин «индивидуальность», обозначающий уникальность и неповторимость человека во всем богатстве его личностных качеств и свойств. Индивидуальность есть совокупность свойств и способностей, и опыта личности, отличающих данного конкретного индивида от массы других. Если индивидомчеловек является от рождения, то его индивидуальностьформируется в процессе общественной жизнедеятельности. Иными словами эта неповторимость вытекает из совокупности отношений конкретного человека с миром природы, обществом, другими людьми и зависит от его жизненной позиции, характера деятельности и уровня оригинальности. Индивидуальные оценки имеет осознанная деятельность человека, в частности его суждения, поступки, культурные потребности. Таким образом, в отличие от индивида, характеризующегося единичностью, индивидуальность отличается своей особенностью.

К понятию «индивидуальность» весьма близким по значению выступает понятие «личность».

В настоящее время существуют две основные концепции личности:

• личность как – функциональная (ролевая) характеристика человека;

• личность как его сущностная характеристика.

Первая концепция опирается на понятие социальной функций человека, а точнее, на понятие социальной роли. При всей значимости этого аспекта понимания личности (он имеет большое значение в современной прикладной социологии) он не позволяет раскрыть внутренний, глубинный мир человека, фиксируя только его поведение; которое не всегда и не обязательно выражает действительную сущность человека.

Более глубокая интерпретация понятия личности раскрывает ее уже не в функциональном, а в сущностном плане: личность здесь – индивидуальное средоточие и выражение общественных отношений и функций людей, субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических, эстетических и всех иных социальных норм.

Личностные качества человека в таком случае есть производное от его образа жизни и самосознающего разума. Личность поэтому есть всегда духовно развитый человек.

• в понятии человеческого организма подчеркивается его биологическое начало;

• в понятии человека – его биосоциальное начало;

• в понятии личности оттеняются прежде всего интегративные социально психологические особенности человека: мировоззрение, самооценка, характер, чувство собственного достоинства, ценностные ориентации, принципы образа жизни, нравственные и эстетические идеалы, социально – политические позиции и убеждения, стиль мышления, эмоциональная среда, сила воли и т.д.

Личность – это человек носитель социально обусловленных интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств, определяющих его положение и роль в обществе.

Личность, таким образом, представляет собой системное качество. Ее индивид приобретает в своей практической деятельности, в частности в работе и общении с другими людьми. Индивид только в том случае становится личностью, если он задействован в общественных отношениях, в общении с людьми. Поэтому понятие «личность» следует раскрывать через практическую деятельность, поскольку именно она представляет собой основу формирования и развития личности. Чем полнее мы изучаем общение между людьми, межличностные отношения, тем глубже познаем суть и структуру любого, кто вступает в эти отношения. Следовательно, основу личности составляет стойкая система общественно значимых черт, которые проявляются в активном участии в общественно-экономической и культурной жизни общества и возможности определенного влияния на события, происходящие в обществе, а иногда и в мире.

Такое понимание личности говорит о сложной внутренней структуре этого феномена, включающей в себя физическую, социальную и духовную составляющие. Физическая составляющая личности – это тело, или телесная организация человека, самый устойчивый компонент личности, основанный на телесных свойствах и самоощущениях. К физической составляющей личности часто относят одежду и домашний очаг, которые являются важной характеристикой сущности личности. К компонентам физической личности можно отнести все, что создано ее руками, а также интеллектом, – бытовые украшения, коллекции, рукописи, письма и т. д.

Читать еще:  Поздравление с именинами дионисия. Значение имени Денис

Социальная структура личности формируется в процессе общения людей, начиная с первичных форм общения матери и ребенка. По сути, она представляет собой систему социальных ролей человека в разных группах, частью которых он является. Все формы самоутверждения в профессиональной и общественной деятельности, в дружбе, любви, соперничестве формируют социальную структуру личности.

Духовная составляющая личности представляет собой тот невидимый стержень, ядро нашего «Я», на котором базируется вся структура личности человека. Это внутренние, духовные состояния, отражающие устремленность личности к определенным ценностям и идеалам. Духовность человека не является чем-то внешним, ее нельзя приобрести путем образования или подражания лучшим примерам духовности.

Названные компоненты личности образуют целостную систему, и каждый из этих компонентов на различных этапах жизни человека приобретает доминирующее значение.

Важным вопросом для понимания проблем личности является вопрос о типологии личности. Под типологией понимают метод научного познания, в основе которого лежит «расчленение» систем и объектов и их группировка с помощью обобщенной идеализированной модели или типа (формы, образца).Типология личности предполагает выявление сходства и различия многообразных ее типов по ряду оснований.

Выделяют несколько крупных социальных типов личности, которые прослеживаются на всем историческом пути развития человечества.

Первый тип – «деятели» – охотники и рыболовы, воины и ремесленники, земледельцы и рабочие, инженеры и геологи, медики и педагоги, менеджеры и т. д. Для таких личностей главное – активное действие, изменение мира и других людей, включая и самого себя. Они «горят» на работе, находя в этом высшее удовлетворенно, даже если ее плоды и не столь заметны.

Бурный рост капитализма привел к культивированию именно такой личности – активной, знающей себе цену, обладающей чувством собственного достоинства и осознающей меру своей ответственности за себя, свою семью, свой народ. Потребность в таких личностях была всегда острой. Еще евангелист Лука приводил слова Христа: «Жатвы много, а делателей мало».

Второй тип – «мыслители». Это люди, которые, но словам Пифагора, приходят в мир не для того, чтобы соревноваться и торговать (как на Олимпийский играх), а смотреть и размышлять. Образ мудреца, мыслителя, воплощавшего в себе традиции рода и его историческую память (летописание) всегда пользовался огромным авторитетом. Недаром многие великие мудрецы и пророки: Будда и Заратустра, Моисей и Пифагор, Соломон, и Лао-Цзы, Конфуций и Махавира Джина, Христос и Мухаммед считались либо посланцами богов, либо обожествлялись сами.

Размышление о мире всегда требует определенного дистанцирования, удаления из гущи событий. Поэтому мыслители оттачивают свое единственное оружие – слово, Логос, которым они, говоря словами поэта, «жгут сердца людей». Еще с библейских времен известно, что «никакой пророк не принимается в своем Отечестве». Трагичны судьбы многих выдающихся мыслителей прошлого и настоящего, но эти «маяки» человечества всегда будут вечно живыми для современников и потомков.

Третий тип – «люди чувств и эмоций», которые остро чувствуют, как «трещина мира» (Г. Гейне) проходит через их сердца. Прежде всего, это деятели литературы и искусства, гениальные прозрения которых зачастую опережают самые смелые научные прогнозы и прорицания мудрецов. Известно, что поэт А. Белый еще в 1921 г. написал стихи, где упоминалась атомная бомба, а его великий современник А. Блок слышал «музыку» революций задолго до ее начала. Таких примеров немало, и они говорят о том, что мощь интуиции великих поэтов и художников граничите чудом.

Четвертый тип – «гуманисты и подвижники», отличающиеся обостренным чувством ощущения душевного состояния другого человека, как бы «вчувствуются» в него, облегчая душевное и телесное страдание. Их сила в вере в свое предназначение, в любви к людям и всему живому, в активном деянии. Они сделали делом своей жизни милосердие.

А. Швейцер и Ф.П. Гааз, А. Дюнан и Мать Тереза, тысячи их последователей в истории и нашей действительности – живые примеры служения людям, независимо от их расы, нации, возраста, пола, состояния, вероисповедания и других признаков. Евангельская заповедь: «Люби ближнего твоего, как самого себя» находит в их деятельности непосредственное воплощение. «Спешите делать добро», – этот жизненный девиз русского врача-гуманиста XIX в. Ф. П. Гааза символизирует стержень таких личностей.

В современной философской литературе существуют различные подходы к изучению структуры личности. Наиболее плодотворным представляется подход, рассматривающий личность как целостное явление результат диалектического взаимодействия различных элементов и подсистем.

В отличие от психологического подхода, философия анализирует структуру личности под углом зрения:

• во-первых, социального статуса личности, то есть ее положения в системе общественных отношений;

• во-вторых, ролевых функций, то есть совокупности выполняемых личностью общественных ролей, обязанностей;

• в-третьих, направленности личности, включающей систему побуждений, определяющей активность человека и избирательность его отношений.

Первая – мотивационная. Она содержит широкий спектр потребностей, интересов, целей, стремлений, желаний и дает первичный побудительный мотив к самоопределению человека, утверждению в коллективе, формированию его направленности.

Вторая – ценностно-мировоззренческая. Включает осмысление человеком своей деятельности и формирование ценностных ориентации и целей.

Читать еще:  К чему снятся драгоценные украшения. «Драгоценности к чему снятся во сне? Если видишь во сне Драгоценности, что значит? Сонник Драгоценности, к чему снятся Драгоценности во сне видеть

Третья – деятельная. В ней происходит выбор средств и форм для достижения целей, а также материализация (опредмечивание) элементов других подсистем.

Индивидуальность личности не сводится к особенностям биологическим, морфологическим или психологическим, хотя все они участвуют в ее формировании. Индивидуальность проявляется в степени развития творческих сил человека, социальной инициативы и активности, в том, как человек обогащает общество в целом или тот коллектив, в котором он живет и действует. Личность не только продукт, но и субъект общественных отношений. Это придает ей относительную самостоятельность. Так, принадлежность индивида к определенному классу не зависит от него. Но его конкретная роль всегда зависит от то го, как он осознает и оценивает свое положение. Таким образом, социальная деятельность человека проходит через фильтр собственного «я», через самосознание, которое, в свою очередь, всегда производно от общественных связей индивида, от его социальной деятельности, в ходе которой формируется внутренний мир человека, его мировоззрение, принципы и в итоге – его позиция.

Позиция является наиболее целостной характеристикой человека как личности. Свою позицию человек задает себе сам и ставит ее выше меняющихся желаний и потребностей, пристрастий и обстоятельств. В позициипроявляет себя воле вое начало личности, ее способность отстаивать свои принципы в любых ситуациях. Занимая определенную позицию в ми ре, личность не может быть пассивной, она выражает эту позицию в определенных практических актах.

Наиболее полной формой практической активности является поступок,то есть не обыденное поведение человека, а сознательное, волевое действие, акт нравственного самоопределения человека, в котором он утверждает себя как личность в своем отношении к другому человеку, к себе самому, к обществу и миру в целом.

Самостоятельность личности Ответственность личности

Что я понимаю под свободой личности. Общая характеристика

Доказан факт – зрительная память для гуманитарией – второй по важности навык в его профессиональной деятельности. Бесплатный тренажер “Тайная комната” помогает развитию данного навыка. По отзывам обучающихся – первые результаты видны через 3-5 занятий на тренежере.

Каждый человек биологически неповторим. Однако подлинный смысл уникальности связан не столько с внешним видом человека, сколько с его внутренним духовным миром. Иными словами человек – индивидуален. Однако родившийся ребенок – индивид, но еще не личность, так как не обладает индивидуальностью. Индивид становится личностью по мере того, как перестает быть единицей человеческого рода и приобретет относительную самостоятельность.

Проблема личности в философии – это, прежде всего вопрос о том, какое место занимает человек в мире, причем не только чем он фактически является, но и «… чем человек может стать, то есть, может ли человек стать господином собственной судьбы, может ли он «сделать» себя самого, создать свою собственную жизнь» (Грамши).

Уже в античности возникает проблема несовпадения реального поведения человека и его «сущности», какой он сам ее видит, и связанные с этим мотивы вины и ответственности. В настоящее время существуют две основные концепции личности: личность как функциональная характеристика человека и личность как его сущностная характеристика. Первая концепция опирается на понятие социальной функции человека, а точнее, на понятие социальной роли. При всей значимости этого аспекта понимания личности она не позволяет раскрыть внутренний, глубинный мир человека, фиксируя только его поведение, которое не всегда и не обязательно выражает действительную сущность человека. Более глубокая интерпретация понятия личности раскрывается уже не в функциональном, а в сущностном плане: она здесь – сгусток регулятивно-духовных потенций, центр самосознания, источник воли и ядро характера, субъект свободных действий. Личность – индивидуальное средоточие и выражение общественных отношений и функций людей, субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических, эстетических и всех иных социальных норм. Личностные качества человека в таком случае есть производное от его образа жизни.

Личность есть обладающий самосознанием и мировоззрением человек, достигший понимания своих социальных функций, своего места в мире, осмысливающий себя как субъекта исторического творчества, как звено цепи поколений, в том числе родственных, один вектор которых направлен в прошлое, а другой – в грядущее. Личность – всегда в процессе формирования, застывшая личность есть деградация.

Личность есть совокупность трех ее основных составляющих: биогенетических задатков, воздействия социальных факторов и психосоциального ядра – Я. А что такое Я? Это интегральное ядро духовного мира человека, его регулятивный центр. Оно является основой формирования социальных чувств человека: чувства собственного достоинства, долга, ответственности, совести, нравственно-эстетических принципов и т.д. Человек есть личность не по естеству, т.е. не по своей телесности, и не просто по духу, а по высокому уровню совершенства своего духа.

Главным результирующим свойством личности, ее духовным стержнем выступает мировоззрение. Оно являет собой привилегию человека, поднявшегося до высокого уровня духовности. Человек вопрошает себя: кто я? Зачем я явился в этот мир? В чем смысл своей жизни, мое предназначение? Только выработав то или иное мировоззрение, личность, самоопределяясь в жизни, получает возможность осознанно, целенаправленно действовать, реализуя свою сущность. Мировоззрение – это как бы мост, связывающий личность и весь окружающий ее мир.

Особым компонентом личности является ее нравственность. Социальные обстоятельства нередко приводят к тому, что человек, поставленный перед выбором, не всегда следует самому себе, этическому императиву своей личности. И только высоконравственная личности испытывают глубокое чувство трагизма от сознания своей «не-личности», т.е. неспособности совершать то, что диктует сокровенный смысл ее Я.

Читать еще:  Гороскоп любви на год близнецы.

Лишение индивида общения и возможности выбора отрицательно сказывается на развитии личности. Изоляция – страшное наказание. Еще страшнее есть навязывание чужой воли. Человек, полностью подчиненный другому уже не есть личность. Свобода и ответственность есть неотъемлемые атрибуты личности.

Люди обладают значительной свободой в определении целей своей деятельности. Следовательно, свобода не абсолютна и претворяется в жизнь как осуществление возможности путем выбора определенной цели и плана действий. Свобода есть специфически человеческий способ бытия. Но свобода для одного есть несвобода для другого, по этой причине свобода является относительным понятием. Таким образом, свобода без ответственности – это произвол. Поэтому ответственность является не в меньшей, а в большей степени атрибутом личности, ибо быть ответственным труднее, чем свободным.

Философия не может обойти стороной вопрос о смысле и цели жизни. Смысл жизни состоит в развитии человека как самоцели, его всестороннем совершенствовании. Определить личностный смысл жизни – это значит осмыслить жизнь во всей ее сути и в большом плане; это значит объяснить, что в ней подлинное, а что – мнимое; это, наконец, определить не только основные задачи и цели жизни, но и реальные средства их осуществления. Однако, поскольку человек по своей сути существо общественное, поэтому и смысл его жизни может быть найден только на пути сопряжения интересов и целей общества и личности.

Свобода [человека, личности]

Свобода — это способность субъекта самостоятельно определять свои действия. Свобода человека выражается его потребностью в творчестве, в созидательной деятельности.

Человеческая жизнь протекает в усло­виях сложных связей и взаимозави­симости процессов. Соответственно и свобода человека также имеет много граней. Прежде всего, это — свобода слова, свобода выбора личности, свобода совести и др.

Свобода личности начинается с выбора и реализуется благодаря активности человека, использующего необходимые средства ради достижения цели и совершающего определённые действия.

История развития свободы человека

В результате изменений, происходивших в истории человечества, в отношениях личности и общества постепенно появляются определённые достижения, возрастает степень свободы широких народных масс. В соответствии с этим в развитии человека как личности выделяется ряд этапов — древнее время, средневековье, а также новое время и современная индустриальная эпоха, которые различаются духовным обликом общества.

На последних двух этапах продолжаются изменения, связанные со свободой личности. Выдвинутые Восточным Ренессансом и развитые эпохой Возрождения и Просвещения ценности — сила воли, предприимчивость, работоспособность, инициативность и другие — остаются основными свойствами современной личности. Формирование этих свойств было решающим шагом в проявлении свободы личности. Однако, с другой стороны, эти степени свободы сосуществовали с другими чертами личности — эгоизмом, индивидуализмом.

Демократия

В наши дни человечество все более приходит к согласию в вопросах единого будущего, единой судьбы. Поэтому только объединение усилий государств в продвижении к единому мировому сообществу, построении в каждой стране правового государства на принципах демократии может обеспечить свободу человеческой личности.

Свобода и необходимость

Свобода непосредственно связана с необходимостью.

Необходимость в зависимости от способа познания действительности понимается как веление судьбы (религия), как объективный закономерный процесс (материалистическо-детерминистский взгляд), как выражение духовного развития (различные психологические и субъективистско-направленные учения) и т.д. В этих взглядах, конечно, отражены определённые аспекты проблемы. Однако ответ будет полным только тогда, когда необходимость и свобода не отделяются друг от друга, а рассматриваются в единстве.

Люди в своей деятельности не могут поступать по своему усмотрению, а вынуждены считаться с требованиями реаль­ности. Однако отсюда не следует, что они слепо идут за необходимостью. Если же люди противостоят требованиям необходимости, перед ними открывается возможность для проявления свободы. Тогда каждый может принимать то или иное решение и осуществлять действие. При этом надо иметь в виду, что свобода человека, во-первых, зависит не только от внешних факторов, она связана и с его внутренним стремлением и ориентацией на определённую систему ценностей. Во-вторых, личность может мысленно давать разные ответы на оказываемое на себя воздействие. В соответствии с этим одна причина может вызвать целый ряд последствий. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Свобода выбора личности

Процесс деятельности личности, свя­занный с реализацией её свободы, включает ряд этапов — от субъек­тивного осознания свобода до её объективного осуществления. Здесь важно то, что выход из любой конкретной ситуации предполагает ряд возможностей. Свободу выбора можно сравнить с естественным отбором в живой природе. Однако естественный отбор — это объективный процесс. Человеческая же свобода выбора имеет и объективный, и субъективный аспекты. Эта сторона человеческой личности не ограничена индивидуальной природой, а имеет широкое социальное содержание. Отсюда следует вывод: свободу выбора имеют не только личность, но и малые и большие этносы, нации и народы.

Внутренняя и внешняя свобода

В субъективном и объективном выражении свобода представляет собой особенности внутренних и внешних свойств, их взаимосвязь и различия.

Европейские философы XX в. М. Хайдеггер, К. Ясперс и Ж. П. Сартр, говоря о внутренней свободе человека, выдвинули ряд важных положений, согласно которым действительно свободный выбор, сделанный в соответствии с внутренней потребностью человека, предопределён его честностью, искренностью, внутренним убеждением.

Внутренняя свобода, выражая место и роль личности в системе существующих общественных отношений, проявляется как чувственно­-предметная. А это есть внешняя свобода.

Источники:

http://studopedia.ru/6_127438_glava–lichnost-i-obshchestvo-svoboda-i-otvetstvennost.html
http://filosofedu.ru/index.php/voprosy-i-otvety-po-filosofii-vstupitelnyj/954-lichnost-svoboda-lichnosti
http://wikiwhat.ru/%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B4%D0%B0

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: