День торжества православия. История праздника торжества православия

Неделя 1-я Великого поста.
ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ.

Празднование Торжества Православия было установлено по поводу окончательной победы Святой Церкви над иконоборческой ересью в 843 году, когда на Константинопольском соборе был принят догмат о почитании икон.

Особую заслугу в этом стоит отдать византийской императрице Феодоре (815— 867 гг.) – жене императора-иконоборца Феофила, регентше (842 — 856 годы) при своём сыне императоре Михаиле III.

История установления праздника Торжества Православия

VII Вселенский Собор (787г.) закрепил почитание икон. Но иконоборческая ересь, появившаяся вскоре в Греции, распространилась по многим странам. Иконоборчество родилось не где-то за пределами христианства, среди язычников, стремящихся к разрушению Церкви, а внутри самой Церкви, в среде православного монашества — духовной и интеллектуальной элиты своего времени.

Иконоборческая эпоха делится на два периода: с 726 по 787 г. (от указа Льва Исавра до VII Вселенского собора, созванного при императрице Ирине) и с 813 по 843 г. (с воцарения императора Льва V Армянина до созыва Константинопольского собора, установившего праздник Торжества Православия).

Миниатюра из Хлудовской псалтири: аллегорическое изображение иконоборчества. «И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом». Художник комментирует действия иконоборцев, сопоставляя их с евангельскими событиями. Распятие на горе Голгофе; иконоборцы, замазывающие известью икону Христа. Воин справа подносит Христу губку, напитанную уксусом, другой воин пронзает Христа копьём. У подножия горы иконоборцы Иоанн Грамматик и епископ Антоний Силлейский

Первым актом иконоборчества было уничтожение по приказу императора иконы Спаса, висевшей в Константинополе над воротами в императорский дворец. Видя эту кощунственную акцию, возмущенный народ растерзал чиновника, исполнявшего приказ. На это император ответил репрессиями. Борьба из сферы теоретической перешла в открытую войну.

Более 100 лет продолжавшаяся борьба породила новых мучеников, кровь которых теперь была на руках и совести христиан. Это была уже не просто борьба за христианскую веру, как в первые 300 лет до Константина, а борьба за непорочное христианство. В первые три века христиан гнали за то, что они не хотели поклоняться идолам, и решили иконоборцы, что иконы – те же самые идолы. И пошли императоры с патриархами опять гнать верующих. Пол ились слезы и невинная кровь истинно православных, которые боролись за право изображать на иконах Господа Нашего Иисуса Христа, Божию Матерь и святых, а также молиться им перед иконами. Этих православных заключали в темницы, подвергали мучениям и казням. Честные иконы и мощи святых сжигались.

В 825 году на Византийский престол вступил император Феофил. Он был вторым византийским императором и крестным сыном Льва V Армянина. Феофил получил отличное образование под руководством учёного Иоанна Грамматика, известного иконоборца, возведенного при Феофиле на патриарший престол. Супруга Феофила была армянского происхождения. Родители были сторонниками иконопочитания и воспитали свою дочь очень набожной. Император выбрал её женой на смотре самых красивых девушек империи. Вместе с Феодорой в императорской семье появилось тайное иконопочитание. Её супруг продолжал политику своего отца императора Михаила II в области иконоборства. Феодора хоть и пыталась оказывать поддержку своим друзьям, но сама была вынуждена скрывать от мужа и придворных иконы. Она прятала их под одеждой, а также во множестве ларцов в своей половине дворца. Продолжатель Феофана описывает случай, когда Феодору за молитвой перед иконами застал императорский шут Дендрис и без злого умысла проговорился об этом императору: «Царь все понял, воспылал гневом и, как встал из-за стола, сразу отправился к жене, осыпал ее всякой бранью и бесстыдным языком своим обозвал идолопоклонницей и передал слова помешанного. На что она, уняв гнев, сразу ответила: “Не так, совсем не так, царь, понял ты это. Мы со служанками смотрелись в зеркало, а Дендрис увидел отраженные там фигуры, пошел и без всякого смысла донес о том господину и царю”. Так удалось ей тогда погасить царский гнев».

Историки отмечают, что практически всё окружение императора было на стороне иконопочитания, знал об этом и император.

После смерти Феофила в 842 году (в возрасте 29 лет) Феодора стала регентом на время несовершеннолетия юного монарха Михаила (ему тогда было 3 года). Империей в этот период вместе с Феодорой управлял Совет, члены которого были, как и императрица, сторонниками иконопочитания.

Восстановление иконопочитания было произведено Феодорой сразу после смерти императора Феофила. На 40-й день его кончины в Константинополе для этой цели был созван церковный собор. Для восстановления иконопочитания необходимо было сменить патриарха-иконоборца Иоанна Грамматика. Иоанн был свергнут церковным собором с кафедры «за попытку самоубийства» и изгнан из церкви.

Новым константинопольским патриархом был избран Мефодий, пострадавший от иконоборцев. На соборе была провозглашена необходимость восстановления почитания икон. Собор подтверждал законность постановлений семи вселенских соборов и анафематствовал иконоборчество. Также собор вернул из ссылок всех ранее осуждённых за почитание икон, епископы-иконоборцы были изгнаны с кафедр, на которые возвратились архиереи, пострадавшие при Феофиле.

«Чин Торжества Православия»

Торжество Православия – это торжество победы Церкви над ересями, искажавшими учение христианской веры. По окончании Литургии в этот день положено совершать особый чин Торжества Православия. В тексте службы провозглашается торжество Церкви над всеми существовавшими ересями, возглашаются главные догматы, ею исповедуемые, утверждаются постановления семи Вселенских соборов. Церковь молится об обращении заблуждающихся и о сохранении чад своих в истинной вере Христовой. Особое место в службе занимает чин анафематствования лиц, совершивших, по мнению Церкви, тяжкие прегрешения перед Православной Церковью или зараженных еретическими заблуждениями.

Церковнослужители объясняют, что анафема — это факт того, что сам человек выбрал путь, отличный от пути с Церковью , она ни в коем случае не переводит человека в разряд плохого и хорошего. Но для истинных верующих анафема считается страшнейшим наказанием.
При предании анафеме, отлученный ограждается от Святых Таинств и исключается из числа верующих.

Слово икона – греческое и по-русски означает «образ», «изображение». Священное предание гласит, что сам Иисус Христос первым дал людям Свой видимый образ.

Правивший во время земной жизни Господа Иисуса Христа в сирийском городе Эдесса царь Авгарь был тяжко болен проказой. Услышав, что в Палестине находится великий “пророк и чудотворец” Иисус, который учит о Царствии Божьем и исцеляет любые болезни, Авгарь уверовал в Него и послал своего придворного живописца Ананию, чтобы тот передал Иисусу письмо Авгаря с просьбой о исцелении и нарисовал портрет Иисуса. Художник отыскал Иисуса, Но сделать «портрет» не смог «по причине сияющего блеска лица Его». На помощь ему пришел сам Господь. Он взял у художника кусок ткани и приложил его к Своему Божественному лицу, отчего на ткани, силою благодати, запечатлелся Его божественный образ. Получив этот Святой Образ – первую, Самим Господом сотворённую икону, Авгарь с верою приложился к нему и за веру свою получил исцеление.

Икона — прежде всего священный предмет. Изображенный на ней лик получает, по правилу Церкви, имя через надписание. Этим икона усвояется тому, кто на ней изображен, восходит к своему первообразу и становится причастной его благодати, так что при недостойном, небрежном обращении с иконой оскорбляется не живопись, а тот, чье имя она получила, ее первообраз.

Икона есть образно выраженная молитва, и понимается она, главным образом, через молитву. Она рассчитана только на молитвенно предстоящего перед ней верующего. Ее назначение — содействовать молитве. В молитвенном созерцании иконы мы имеем общение с Первообразом , не смешивая цель и средство; видимое постигаем через невидимое, земное через небесное. «Никто не будь столь безумен, чтобы истину и тень ее, архетип и изображение его, причину и следствие мыслить по существу тождественными» (св. Федор Студит). Как мы чтим Библию, не поклоняясь «естеству кож и чернил», но Слову Божьему, заключенному в ней, так мы почитаем в иконе не краски и доски, а Того, чей образ написан этими красками на этой доске . Честь, воздаваемая иконе, относится к Первообразу.

Материал подготовил Сергей Шуляк

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Закон Божий. О святых иконах

Икона Торжество православия: история праздника для детей

В первую неделю Великого поста христиане всего мира отмечают праздник Торжества православия. Чин совершается в воскресный день, во всех храмах идут праздничные богослужения.

Праздник Торжества православия

Ежегодно произносится во имя праздника Торжество православия слово пастыря, митрополит Кирилл традиционно совершает богослужение в московском Храме Христа Спасителя. После этого Святейшим Патриархом совершается особый чин, который был введен в XI веке преподобным Федосием Киево-Печерским.

В далеком VIII веке нашей эры произошло событие, которое не только вернуло верующим возможность открытого почитания икон и изображений святых, но и стало свидетельством восстановления единства Церкви, а также победы над ересью и инакомыслием. Произносимая в праздник под названием «Торжество православия» проповедь Патриарха раскрывает всем нам глубокий смысл этого события.

История праздника

Исторические хроники свидетельствуют о том, что основанное на Священном Писании почитание икон оставалось неприкосновенным христианским обычаем до VIII века нашей эры. Но византийским императором Львом III Исавром был наложен запрет на почитание святых образов. Уничтожались тысячи изображений, икон, изваяний святых по всей империи. Истинно верующие христиане, монахи и простые православные подвергались гонениям и жестоким расправам. Их заключали в темницы, подвергали мучениям, казнили.

Икона — идол или святой образ?

Изображение, символизирующее торжество православия, — икона праздника — является настолько красноречивым и откровенным, что не оставит равнодушными даже самых далеких от религии и непосвященных людей. Это относится практически к любым церковным образам. Трудно представить, что в древние времена у кого-то поднималась рука осквернять иконы. Может быть, поэтому святые образы настолько глубоки и так трогают сердца людей, что пропустили через себя весь ужас вандализма и изуверства?

Важнейшей причиной отвержения икон было отрицание самой веры в то, что Сын Божий приобрел человеческий облик и спас весь мир от уничтожения. Появление Иисуса визуализировало божественный дух, Бог стал близким и доступным для людей, появилась возможность изображать его и запечатлевать. Бог терял ореол недоступности и бестелесности и, по всей видимости, становился более близок к народу, чем все остальные. Но в Священном Писании было сказано, что сотворение кумиров — это грех, многие духовные лица были против изображений святых. Последователи этой теории, правители и императоры, возможно, взяв на вооружение теорию о греховности сотворения кумиров, обязывали людей верить в недопустимость церковных изображений, а тех, кто не следовал этим запретам, лишали жизни.

Изготовление икон

В создании икон присутствовал ритуал. При возведении Иверского монастыря на Валдае было принято решение об изготовлении для нового храма списка с Иверской иконы Божьей Матери. Список делался очень тщательно, с соблюдением особой технологии. Братство монастыря в молитвах святило воду, поливало ей кипарисовую доску для написания образа. Далее эту воду смешивали с красками, изограф начинал писать образ, сопровождая написание молитвой и постом.

Режим иконоборства

Все это напоминало какой-то ритуал идолопоклонничества. Поэтому многие церковные лица приняли сторону иконоборцев. Император Феофил, иконоборец, правивший Византийской империей до 842 года, не стал исключением. А его супруга, царица Феодора была истинной христианкой.

Первый праздник Торжества православия

Существует версия, что однажды, на двенадцатом году правления, император сильно заболел и, осознав свои грехи, раскаялся в уничтожении святых образов. Супруга с молитвой возложила на него образ Богородицы, поцеловав который, император почувствовал себя намного лучше.

Тем не менее болезнь не отступила, и после смерти императора Феофила его супруга, которая исполняла роль регента при малолетнем императоре Михаиле III, наложила запрет на гонения христиан и уничтожение икон. Царица отдала приказ Патриарху Константинопольскому Мефодию о проведении Собора, и в первое воскресенье Великого поста, 11 марта 843 года, в Храме Святой Софии все православные епископы были созваны на торжественное богослужение. Участники Собора записали в еретики и покойного императора, но спустя какое-то время его имени в списке не оказалось.

Все духовенство и простые миряне во главе с самой царицей вышли на улицы Константинополя с иконами в руках. После молебна был совершен крестный ход по Константинополю, и верующие вернули сохраненные иконы на их места в храмах.

По преданию, во время молебна Феодора благодарила Бога за прощение ее мужа, императора Феофила, который выступал за уничтожение икон, считал почитателей икон еретиками и уничтожал их. Это событие послужило началом ежегодного совершения чина Торжества православия, который является важнейшей датой православного календаря и в наши дни.

Смысл праздника

Но не сразу наступило настоящее торжество православия, история праздника хоть и началась с восьмого века, но процесс гонений христиан продолжался до середины IX века. Только тогда иконопочитатели были освобождены из тюрем, возвращены в свои епархии, а тем, кто потворствовал иконоборческой деятельности, было предложено либо принять иконопочитание, либо прекратить службу в церкви.

День, когда празднуется Торжество православия, знаменуется не только победой церкви над поборниками икон. Победа значила для христианской церкви возможность полноправно проникнуть в глубину сознания людей истиной, очистить их разум, дать им возможность встать на истинный путь. Церковь праздновала торжество над всеми ересями, заблуждениями и разногласиями.

Был установлен чин Торжества православия, особая служба, в ходе которой описываются постановления всех Вселенских Соборов, благословляются иконопочитатели, выражается почтение умершим правителям, патриархам, а позже стали включаться тексты с православными догмами.

Чин анафематствования

Торжество православия знаменуется богослужением, которое включает в себя особую часть — чин анафематствования, то есть перечень действий, которые ведут к отлучению от церкви. Тем самым церковь предупреждает всех верующих, как недопустимо поступать, а тем, кто совершил подобные прегрешения, провозглашается анафема.

В самом начале в чине торжества православия всего было 20 анафематствований, а список лиц, которые были подвержены анафеме, составлял до 4 тысяч человек. В разное время в список попали архимандрит Юрьева монастыря Кассиан, Степан Разин, Григорий Отрепьев, протопоп Аввакум, Емельян Пугачев, писатель Лев Толстой, монах Филарет, Глеб Павлович Якунин.

История совершения чина анафематствования

Чин православия совершался перед иконами Спасителя и Божией Матери в кафедральных соборах. В конце XVIII века, в 1767 году, в чин православия были внесены изменения и дополнения. Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Гавриил внес коррективы, исключив множество имен. Спустя 100 лет чин был еще сокращен. До 1917 года в нем остались 12 анафематствований, то есть предупреждений о том, за что человек может быть отлучен от церкви, а все имена из него были исключены. В 1971 году со старообрядцев была снята анафема и их вернули в лоно церкви.

Читать еще:  Задержание соглашение и подобные молитвы. Молитва задержания

Церковное духовенство подчеркивает, что предание анафеме — это не проклятие. Покаявшийся человек может вернуться в церковь, и он будет принят, если найдется достаточно доказательств искренности его покаяния. Анафема может быть снята посмертно.

На сегодняшний день анафематствования обычно не включают в чин Торжества православия, они присутствуют только на архиерейских службах.

Образ великого праздника

Икона «Торжество Православия» была написана в XV веке в Константинополе (сегодня это город Стамбул). Оригинал святого образа находится в Британском музее Лондона.

Описание иконы «Торжество православия»

Как символ глубины, сложности и неоднородности такого праздника, как Торжество православия, икона, посвященная ему, изображает не одного мученика, а нескольких и состоит из двух частей. В верхней части композиции изображена икона Божьей Матери, Одигитрия (Путеводительница), любимая икона греков. Богородица указывает на своего сына, Иисуса, который сидит у нее на коленях, и ее образ печален, поскольку она уже знает, что ждет его в будущем. Считается, что оригинал Одигитрии писал с натуры святой Лука. Долгие годы иконописные изображения уничтожались, а икона «Торжество Православия» представляет собой икону в иконе, подчеркивая, что иконы теперь не вне закона, что писать их можно и уничтожать их никто не будет.

Вверху художник изобразил императрицу Феодору с сыном Михаилом. В нижнем ряду икона «Торжество православия демонстрирует людей, которые приняли мученическую смерть во имя иконопочитания. Справа от престола стоит святитель Мефодий, а также преподобный Феодор Студит. Икону с изображением Иисуса Христа держат святой Феофан Сигрианский Исповедник и Стефан Новый, монах. Справа от них епископ Никомидийский Феофилакт Исповедник, братья, Феодор и Феофан Начертанные (император Феофил велел на лицах братьев начертить стихи в знак их неповиновения иконоборчеству). Слева от Престола мученица Феодосия обнимает икону Христа. Согласно историческим фактам она приняла смерть, не позволив солдату сбросить образ Спасителя с константинопольских ворот.

Икона «Торжество православия», фото и оригинал, передает единство и сплоченность изображенных на полотне мужчин. Действительно, у всех них присутствуют бороды, и одеты они в одном стиле. Соблюдая такую идентичность, художник, видимо, хотел подчеркнуть, что количество иконопочитателей очень велико, много народу до сих пор обращено к святой и чистой вере.

Глубокий смысл иконы

Если приглядеться более внимательно, икона «Торжество православия», на первый взгляд, имеет некоторые неточности. Любопытной деталью стало то, что иконописец XV века изобразил людей, живших в девятом веке. Почему их вспомнили посмертно? Дело в том, что в XV веке у Византийской империи достаточно сильно сократились границы. Империя беднела, терпела набеги врагов, в том числе мусульман, которые были яростными поборниками любых изображений людей в качестве святых образов. Византийцам ничего не оставалось, как просить о помощи в поставке оружия и средств у европейских соседей, в частности у Франции, чтобы защититься от мусульман. Но французская сторона отказала им.

Оказавшись без защиты и средств, византийцы решили написать икону в качестве своего последнего шанса, последнего обращения к тому времени, когда империя была богатой и могущественной. Изображение того времени было попыткой доказать самим себе и уверовать в то, что мощь империи еще не иссякла. И поэтому художник изобразил людей из прошлого, девятого века, символизирующего процветающую империю. Византийский народ, как и все истинно верующие христиане, считали, что святой образ им обязательно поможет выстоять и вновь вернуть свои утраченные позиции.

К сожалению, это не помогло, великая империя пала, но не был сломлен сильный дух людей, истинно верующих в святость Бога, в то, что он спасет своих детей, которые преданы ему до глубины души.

Что можно сказать детям о празднике?

Первая, самая строгая неделя Великого поста заканчивается праздником «Торжество православия». Проповедь священника, молитва и искренняя вера помогут выдержать весь пост целиком. Если пост соблюдается верующим православным по всем канонам, то после строгого воздержания приходит ощущение легкости и радости по поводу проделанного отрезка пути. И этот путь человек не просто преодолел, а стал лучше, пройдя его. Особенно если воздерживался не только от принятия пищи, но и не грешил, избегал конфликтов и ссор с ближними, родными людьми, наполнял их сердца своей заботой и любовью.

Хорошо, если Торжество православия для детей станет таким же важным праздником, как для взрослых. Раньше в школах преподавались предметы, на которых дети учились церковному этикету, изучали Священное Писание. Сегодня этого нет, но они должны понимать ключевые моменты хотя бы для общего развития. Если до современного подрастающего поколения правильно донести смысл понятия «торжество православия», история праздника для детей окажется очень интересной и глубоко тронет их сердца, конечно, если они искренне веруют в Бога с малых лет и не отделяют себя от церкви. Ведь оно начинается у каждого человека в его сердце.

Праздник, знаменующий торжество православия для детей и взрослых, должен изначально зарождаться в душе каждого человека подобно искренней и горячей молитве и посту. Если человек идет по пути верования, его душа наполняется счастьем, любовью, ощущением причастности к чему-то истинному и вечному. Можно сказать, что каждый из нас может отмечать свой личный праздник Торжества православия не раз в год, а гораздо чаще, если выберет правильный, чистый путь любви и добра.

Торжество Православия: история и суть праздника

Ежегодно по окончании первой недели Великого поста христиане отмечают праздник Торжество Православия, созданный в память о том дне, когда православная церковь отвоевала право почитания икон и навсегда покончила с ересью иконоборчества. В 2018 году Торжество Православия отмечается 25 февраля.

История праздника такова. Основанное на Святом Писании и не подлежащее изменениям учение о почитании икон зародилось вместе с первыми христианами. Оно было неотъемлемой частью служения Богу вплоть до VIII века, пока в Греции не начала своё развитие ересь иконоборчества. Идея о том, что изображения святых отражают идолопоклонничество, быстро разрослась и распространилась по разным странам и заставила Православную Церковь пережить невиданные ранее гонения. В храмах не было икон, а истинно верующие люди отвоевывали право на создание изображений Иисуса Христа и Девы Марии и возможность молиться перед ними. В течение более чем ста лет христиане переживали лишения, мощи святых и иконы изымались и предавались огню. Люди под страхом смерти спасали предметы почитания, пойманных сажали в темницы или казнили.

Особое влияние на установившуюся ситуацию оказывала развернувшаяся гражданская война в Византии. Во время властвования императрицы Ирины на Седьмом Вселенском соборе в 787 году отцами Церкви было установлено решение о восстановлении почитания икон. Противостояние христиан и иконоборцев начало терять силу, но вспышки враждебности все ещё происходили, не давая конфликту сойти на нет. Иконы не вернулись на положенные места, и люди все еще были в страхе.

Изменения возникли только после смерти императора Феофила 20 января 842 года и прихода к власти его жены, святой императрицы Феодоры, которая была истинной христианкой и отрицала иконоборческие взгляды мужа ещё при его жизни. Перед смертью император Феофил отказался от своих убеждений. Верующих освободили из заточения и восстановили в должностях в 843 году, в конце первой недели Великого поста, когда императрица на особенной службе в Софийском соборе объявила иконоборчество ересью, и провозгласила возвращение иконопочитания.

Также предание гласит, что святая императрица Феодора во время своего выступления благодарила Бога за то, что он простил ее мужа, который натворил немало бед, пока боролся с неотступными верующими и уничтожал священные изображения. Имя императора Феофила какое-то время числилось в чине анафематствования, но потом пропало. После торжественной части в соборе люди вышли на улицу, держа в руках иконы. Они шли вслед за императрицей, которая провела их по улицам Константинополя. После крестного хода иконы были возвращены на места в храмах и церквях, над воротами городов и дверьми домов.

Приверженцам иконоборчества было сделано предложение принять почитание икон либо оставить служение Церкви. В первый праздник Торжества Православия христиане отмечали не победу над иконоборцами, но победу над ересью, расколом и заблуждениями. Победа дала Церкви право нести людям истинную веру и очищение, наставлять человека на правильный путь и действовать, следуя издревле устоявшимся предписаниям.

С того дня ежегодно проходит богослужение в память о знаменательном дне и святой императрице Феодоре, сыгравшей особую роль в истории праздника Торжество Православия.

ЧТО ТАКОЕ ЧИН ТОРЖЕСТВА ПРАВОСЛАВИЯ, ЕСЛИ НЕ ДОЛЖНОСТЬ?

В то же время Патриархом Мефодием был создан праздничный чин Торжества Православия, который и по сей день служится конце первой недели Великого поста. Это является не особой должностью, а письменным уставом, который имеет определенное значение, связанное с праздником Торжества.

В послании святой императрицы Феодоры прозвучали слова о том, что каждый, кто не признаёт лики святых, должен быть проклят, что послужило возникновению чина анафематствования. Он отлучает от церкви еретиков и врагов и дарит вечную память защитникам православия. Обычай состоит в совершении торжественной процессии с изображениями святых и чтении Синодика, который содержит разнообразные учения, изменяющие понимание православной веры и их анафематствование, а также имена патриархов и императоров-приверженцев православия.

Но разве могут священнослужители проклинать? Следует учесть, что с точки зрения Церкви анафема — это не проклятие, а лишь отлучение от церкви людей, которые могут нарушить единство веры и несут в себе угрозу идеологии. Тем самым верующие ограждают себя от соблазна последовать по неверному пути, оказавшись под влиянием противника православия. Отлученные могут всегда вернуться обратно с помощью чина покаяния.

Читать еще:  «Повесть о Тверском Отроче монастыре» и местные легенды. Онлайн чтение книги аноним

Чин Торжества Православия появился в России в XI веке и несколько раз претерпевал изменения. Изначально чин имел двадцать анафематствований и имена около четырёх тысяч человек. Были добавлены новые противники церкви и еретики, анафеме предавали также людей за большие государственные преступления. Были внесены имена Е. Пугачёва, И. Мазепы, протопопа Аввакума, монаха Филарета, некоторых декабристов и многих других подчас здравомыслящих людей с отличными от церковных взглядами. Но к 1869 году имена преступников были убраны из перечня.

В список был внесён и знаменитый писатель Л. Н. Толстой за создание собственной протестантской религии. Это было обоснованным и справедливым действием. Спустя сто лет внук Льва Николаевича посылал прошение о снятии анафемы с предка, но получил твердый отказ, потому что писатель даже перед смертью не отступился от своих убеждений против православия, которые были опасны для церкви. Этот случай наглядно показывает, что церковь не имеет власти над человеком и его взглядами, она может только принять и констатировать факт выбора людьми своего духовного пути.

Чин имеет двенадцать анафематствований без имен конкретных людей. На данный момент анафематствования исключены из чина Торжества Православия и звучат только на архиерейских службах.

АНАФЕМА: ЧТО ЭТО, ЕСЛИ НЕ ПРОКЛЯТИЕ?

Анафема в общем смысле понимается как отлучение от церкви, то есть исключение человека из круга верующих и ограждение его от святых таинств. Она является наивысшим наказанием церкви. Анафему следует отличать от обычного отлучения, когда человека временно не допускают на таинства за греховные свершения, такие, как блуд, воровство, получение должности в церкви с помощью взятки и другие.

Анафема не является проклятьем, как указано в некоторых словарях русского языка. Это закрытие доступа отдельной личности к богослужениям, причащениям. Но подобное вполне возможно и без анафемы. Церковнослужители утверждают, что анафема — это констатация факта, то есть подтверждение того, что человек отошел от пути церкви. Но факт подвергания анафеме не делает человека плохим или хорошим и не должен влиять на восприятие его личности другими людьми, в том числе христианами.

Для многих верующих анафема являлась и является одним из страшнейших наказаний при жизни, поэтому в истории есть случаи, когда предки подвергшихся анафеме ходатайствовали о восстановлении усопшего перед ликом церкви как христианина и получали одобрение.

БОГОСЛУЖЕНИЕ

Субботним вечером начинается праздничное богослужение, перетекающее во всенощное бдение. Чин анафематствования Торжества Православия становится частью литургии и обычно читается в конце. По завершении литургии в центре храма устанавливаются две иконы: Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. Это два основных символа: человек, точно такой же, как и все остальные, который стал Богом, истребив в себе грех; и человек, который больше всех приблизился к Богу. Изображения святых напоминают о том, что любовь Творца безгранична, что каждый из людей велик и достоин служить Богу, вести праведную жизнь и приблизиться к идеалу.

После установления икон начинаются молебны и читается чин. Создание этого молебна словно провело черту, и завершился определенный этап развития православной церкви. С того момента не произошло новых нападок еретиков, а иконоборчество получило новое развитие в протестантизме. Таким образом церковь полностью обезопасила себя и получила непоколебимое преимущество, введя анафему.

О СУТИ ИКОНЫ

Икона под названием «Торжество Православия», как и остальные изображения святых, проста и понята, она способна затронуть сердца даже неверующих людей. Иконы отличаются искренностью и благодатью, поэтому трудно предположить, как у вандалов могли подниматься руки на эти чистые образы. Возможно, изображения святых так глубоки и способны повлиять на человека, потому что они пережили кошмары минувших лет. Во всей простоте икон живет божественный и не всегда сразу очевидный смысл, тайная символика. Сейчас она доступна многим, мы все умеем читать и писать, и можем понять приблизительный смысл надписей на иконах. Но раньше иконы были намного более таинственны с той точки зрения, что понять изображенные на них символы могли только самые образованные и просвещенные люди.

Иконоборцы не принимали тот факт, что у Бога может быть обличие, да еще и схожее с человеческим, поэтому были категорически против созданного людьми идола. Иисус явился в образе человека, навсегда запечатлевшегося в памяти и создавшего нерушимый образ. Бог стал будто бы осязаем и понятен. Он стал недопустимо близким для людей. Однако в Библии четко сказано, что создание кумиров неприемлемо, поэтому изображения Христа порицались многими духовными лицами. Правители подключились к их мнению и обязали народ отказаться от икон, угрожая смертью, если приказы не будут исполнены.

ИКОНА «ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ»

На иконе, состоящей из двух частей, изображены сразу несколько мучеников, что характеризует сложную историю и дух праздника. Это изображение содержит в себе икону Божьей Матери. Ее лик печален, она указывает на Иисуса на своих коленях и уже знает, что с ним произойдет. После долгих лет уничтожения изображений святых икона «Торжество Православия» показывает, что теперь не нужно их прятать, они снова могут быть общепринятым символом веры.

Мученики внизу иконы выглядят так, словно являются одним целым и олицетворяют единство народа, обращенного к иконам. У них одинаковая одежда, бороды и одна цель.

При очень внимательном рассмотрении можно заметить, что присутствуют нестыковки. На иконе изображены люди IX века. Это объясняется тем, что в XV веке произошло большое сокращение территории Византии. Империя претерпевала нападения врагов, таких как мусульмане, которые были очень жадными до икон. Византийцам приходилось просить оружие у соседних стран. Франция дала категорический отказ.

Тогда жителями покинутой и обедневшей Византии было принято решение написать икону в память о былых временах, когда империя была сильна и могущественна. Они возлагали надежду на то, что изображение поможет им поверить в то, что хорошие времена ещё не закончились и Византия имеет власть и достоинство. Поэтому иконописец изобразил людей из того времени. Народ, состоящий из христиан, посвятил себя вере в святой образ. Но империя потерпела поражение. Хоть Византия и была разгромлена, дух верующих людей остался непоколебим.

Икона была написана в Константинополе, на месте которого сейчас расположен Стамбул. Сейчас она хранится в Лондонском музее в Британии.

СМЫСЛ ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ ДЛЯ ЛИЧНОСТИ

Встав на духовный путь, христианин чувствует суть праздника не только в исторической борьбе суждений, но и в своей личной вере. С первой недели Великого поста начинается испытание силы духа верующего, который ограничивает себя в благах и больше времени уделяет молитвам. Пройдя самый сложный отрезок поста, в церковный праздник можно подвести итог и решить, насколько добросовестно христианин следовал канону. Дойти до конца пути поста, ревностно следуя всем предписаниям, стараясь вести жизнь достойного служителя Бога — и есть настоящее Торжество Православия для личности. Так праздник обретает индивидуальный смысл, отождествляется с опытом человека по собственному духовному воспитанию, и становится некоторой опорой, местом, где самое время оглянуться назад и проанализировать свои поступки.

Трудно вообразить весь ужас тяжелого столетия, прожитого христианами без возможности защитить дорогие верующей душе вещи, но празднование победы церкви в войне взглядов и личной победы над слабостями складывается в нечто особенное, объединяющее всех верующих, идущих по истинному пути. Поэтому каждый сам должен понять, что для него Торжество и какую истину стоит из него извлечь.

Смысл этого праздника может быть обобщен до идеи борьбы за победу своей веры, независимо от того, чему она посвящена. Поэтому Торжество Православия почитается и людьми, не имеющими к религии особого отношения.

ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Во что следует посвятить детей в этот праздник? Торжество Православия знаменует окончание самой строгой недели Великого поста. Чтобы выдержать весь пост, необходимо в первую очередь иметь большую уверенность в себе. Для поддержания духа поможет проповедь священника и молитвы. Если верующий ревностно следовал канону, то он обязательно ощутит радость и воодушевление от того, что справился с трудной задачей и укрепил свой дух. Став сильнее, воспитав силу воли, человек совершенствуется и понимает это. Но мало просто вести аскетический образ жизни, нужно избегать конфликтов и дарить близким и родным людям внимание и заботу.

Если для ребенка Торжество Православия станет важным и почитаемым праздником, это будет отличным результатом. В наши дни дети лишены обязательных уроков церковного этикета и изучения Библии, но знать о самом главном необходимо для формирования личности и духовных качеств. Если правильно преподнести подрастающему поколению историю возникновения праздника и его смысл, дети обязательно проникнутся духом Торжества Православия и почувствуют себя его частью. Естественно, это возможно в том случае, если ребенок с малых лет движется по пути духовного совершенствования и привязан к церкви и Богу. Тогда в его сердце зародится его собственное Торжество, а христианские принципы жизни укоренятся в сознании.

Этот праздник нужно прочувствовать как детям, так и взрослым, чтобы ощутить себя приближенными к общей идее и воплотить понимание в молитву. Глубоко верующий человек чувствует себя важной частью мироздания, а его душа находится в гармонии и спокойствии.

Источники:

http://hram-troicy.prihod.ru/articles/view/id/36947
http://nlo-mir.ru/religia/44111-ikona-torzhestvo-pravoslavija.html
http://kubanpokrov.ru/torzhestvo-pravoslaviya-istoriya-i-sut-prazdnika/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: