Алтайская метрополия. Значение барнаульская епархия в православной энциклопедии древо

БАРНАУЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ

  • Епархиальное управление: Россия, 656008, Алтайский край, г. Барнаул, пер. Ядринцева, 66
  • Тел.: приемная: (3852) 63-47-17; канцелярия: (3852) 63-63-29; информационный отдел: (3852) 68-03-81
  • Официальный сайт: http://altai.eparhia.ru/
  • Каноническая территория: ГО Барнаул, Новоалтайск, Залесовский, Заринский, Косихинский, Кытмановский, Первомайский, Тальменский, Тогульский р-ны Алтайского края
  • Кафедральный собор: Покровский г. Барнаул
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Православие пришло на Алтай вместе с первыми русскими поселенцами. Первые деревянные храмы появились в первой половине XVIII века и находились в ведении Тобольской епархии. Первый каменный храм – Петропавловский собор – был построен в Барнауле в 1774 году.

Православие среди коренного населения алтайской земли стало распространяться и утверждаться благодаря деятельности Алтайской духовной миссии, основанной в 1830 году преподобным Макарием (Глухарёвым). Центром миссии стал город Бийск, сделавшийся центром Бийского викариатства.

С 1834 года алтайская земля вошла в Томскую епархию. Благодаря стараниям святителя Макария (Невского) в 1867 году было создано миссионерское училище в Улале, затем Бийское катехизаторское училище, а в 1869 году было открыто Барнаульское духовное училище.

Барнаульское викариатство Томской епархии было учреждено 17 октября 1908 года, по ходатайству архиепископа Томского свт. Макария (Невского) в связи с обширностью Томской епархии, “многочисленностью. православного населения и обилием церковных, просветительных и других учреждений, нуждающихся в ближайшем архипастырском руководстве” [1]. Барнаульские викарии жили в Томске.

Революционными бурями XX века жизнь православных приходов на Алтае и деятельность духовной миссии были разрушены, большинство приходов, школ, библиотек прекратили свое существование. В 1920-1930-х годах все монастыри, миссионерские станы, часовни были закрыты, большинство – разорены и уничтожены. В 1924-1929 годах викариатство входило в Новосибирскую и Барнаульскую епархию.

В 1930 году была образована самостоятельная Барнаульская епархия во главе с епископом Александром (Бялозором), но в 1938 году епархия была упразднена и ее земли вошли в состав Новосибирской.

Возрождение Православия и миссионерской деятельности на Алтае началось в конце 1980-х. По всему Алтаю начали строиться и восстанавливаться храмы, создаваться приходы, возрождаться и возвращаться для всеобщего почитания святыни. Большую роль в возрождении православия на Алтае сыграл визит в 1991 году патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Барнаул и Бийск. В краевом центре патриархом было освящено место под строительство Александро-Невского собора, а также была возвращена верующим Никольская церковь.

Самостоятельная Барнаульская епархия была возрождена решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 февраля 1994 года.

2 октября 2013 года из состава епархии была выделена самостоятельная Горноалтайская епархия, после чего в ведении Барнаульской кафедры остались только районы Алтайского края.

5 мая 2015 года из состава епархии были выделены самостоятельные Бийская, Рубцовская и Славгородская епархии, после чего в ведении Барнаульской кафедры остались городские округа Барнаул, Новоалтайск, а также Залесовский, Заринский, Косихинский, Кытмановский, Первомайский, Тальменский, Тогульский районы Алтайского края. Одновременно Барнаульская епархия была определена центром новоучрежденной Алтайской митрополии [2].

Исторические названия

  • Барнаульская (викарная) (17 октября 1908 – 1930)
  • Барнаульская (1930 – 1937)
  • Барнаульская и Бийская (1937 – 1938)
  • Барнаульская и Алтайская (с 26 февраля 1994)

Статистика

  • Перед революцией 1917 – более чем 600 приходов в пределах Алтайского края [3]
  • 1945 – три храма в Алтайском крае: Барнаульский Покровский собор, Бийский Успенский собор, Рубцовский Михаило-Архангельский храм[3]
  • 1989 – действовали 8 приходов: в Барнауле, Бийске, Рубцовске, Славгороде, Камне-на-Оби, Алейске, Новоалтайске и пос. Тальменка [4]
  • 1 января 2002 – 170 приходов, 63 храма, 6 монастырей, 177 священников и 13 диаконов [4]
  • кон. 2000-х – зарегистрировано 179 приходов; ок. 200 священнослужителей; 6 монастырей, 3 скита [3]
  • февраль 2011 – 156 приходов, 177 священнослужителей
  • февраль 2013 – 5 монастырей (из них 4 женских); 266 приходов, 178 клириков и монашествующих [5]
  • август 2015 – 2 монастыря, 74 прихода, 132 клириков и монашествующих [5]

Архипастыри

  • Александр (Бялозор) (1930 – ?)
  • Сщмч. Герман (Коккель) (сентябрь 1931 – октябрь 1932)
  • Тарасий (Ливанов) (декабрь 1931 – 1932)
  • Сщмч. Иаков (Маскаев) (4 апреля 1933 – 11 февраля 1937) [6]
    • Сергий (Васильков) (1936 – 1937) в/у, архиеп. Новосибирский
  • Григорий (Козырев) (11 февраля 1937 – 27 июля 1937)
    • 1938 – 1994 – не замещалась
  • Антоний (Масендич) (19 марта 1994 – 8 июля 2001)
    • Тихон (Емельянов) (8 июля 2001 – 20 января 2002) в/у, архиеп. Новосибирский
  • Максим (Дмитриев) (20 января 2002 – 29 мая 2013)
  • Сергий (Иванников) (с 29 мая 2013)

Викарные епархии

  • Заринская
  • Рубцовская (ныне самостоятельная)

География благочиний

  • Барнаульское – г. Барнаул
  • г. Новоалтайск, с. Косиха
  • Белоярское (Первомайский, Тальменский р-ны)
    • п. Белоярск, с. Баюновские Ключи, с. Березовка, с. Бобровка, с. Боровиха, с. Жилино, с. Журавлиха, с. Зудилово, п. Кислуха, с. Курочкино, с. Ларичиха, п. Лесной, с. Логовское, с. Луговое, с. Налобиха, г. Новоалтайск, п. Озерки, с. Первомайское с. Повалиха, Санниково, п. Северный, ЗАТО Сибирский, с. Тальменка
  • Заринское (Заринский, Залесовский, Кытмановский, Тогульский р-ны)
    • г. Заринск, с. Антипино, с. Верх-Камышенка, п. Голуха, с. Гоношиха, с. Дмитро-Титово, с. Думчево, с. Жуланиха, с. Залесово, с. Кордон, с. Кытманово, с. Новая Тараба, с. Новодраченино, с. Новозыряново, с. Новококорское, с. Новоозерное, с. Пещёрка, с. Семено-Красилово, с. Сосновый Лог, с. Среднекрасилово, с. Староглушинка, с. Тогул, с. Хмелевка, с. Шатуново

Монастыри

Ранее подчинённые епархии

Учебные заведения

  • Барнаульская духовная семинария
  • Барнаульское духовное училище (недейств.)
  • Богословско-катехизаторская школа им. святителя Макария Алтайского, г. Барнаул
  • Православная гимназия во имя св. прав. Иоанна Кронштадтского

Периодические издания

  • Алтайская миссия (ежемесячная газета)
  • журнал Барнаульской духовной семинарии «Покров»

Литература

  • Документы по истории церквей и религиозных объединений в Алтайском крае (1917-1998). Барнаул, 1999.

Использованные материалы

  • Страницы официального сайта Барнаульской епархии:
    • http://altai.eparhia.ru/history/ – История православия на Алтайской земле
    • http://altai.eparhia.ru/eparhia/blagochin/
  • Ворсина В. Н., Борис Пивоваров, прот. Барнаульская и Алтайская епархия. Православная энциклопедия. Т. 4, С. 343-345:
    • http://www.pravenc.ru/text/Барнаульская и Алтайская епархия.html
  • Борис Пивоваров, прот. Барнаульское викариатство. Православная энциклопедия. Т. 4, С. 346:
    • http://www.pravenc.ru/text/77572.html
  • Страница епархии на официальном сайте Московского Патриархата:
    • http://www.patriarchia.ru/db/text/31096.html

[1] Учреждение второго викариатства в Томской епархии // ПрибЦВед. 1908. № 43. С. 2119.

[2] Журнал № 5 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 5 мая 2015 года, официальный сайт Русской Православной Церкви – http://www.patriarchia.ru/db/text/4067545.html

[5] Страница официального сайта Русской Православной Церкви – http://www.patriarchia.ru/db/text/31096.html

[6] В действительности епархией не управлял с ареста 29 октября 1936; вторая дата – официальное освобождение от занимаемой кафедры.

Значение барнаульская епархия в православной энциклопедии древо. Барнаульская и алтайская епархия

Барнаульская епархия была учреждена в 1930 г. с назначением еп. Александра (Бялозора) ее правящим архиереем, перемещенным на Ростовскую кафедру в 1931 г. Затем Барнаульской кафедрой управляли архиереи: в 1931-1932 гг.- еп. Тарасий (Ливанов) , в 1932 г.- еп. Герман (Коккель) , в 1933-1936 гг.- архиеп. сщмч. Иаков (Маскаев) , в 1937 г.- еп. Григорий (Козырев) . После 1937 г. Барнаульская кафедра не замещалась. 8 авг. 1943 г. указом Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) правосл. приходы Алтайского края вошли в состав Новосибирской епархии , правящий архиерей к-рой получил титул «Новосибирский и Барнаульский». В 1989 г. на территории Алтайского края действовало 8 приходов (в Барнауле, Бийске, Рубцовске, Славгороде, Камне-на-Оби, Алейске, Новоалтайске и пос. Тальменка).

26 февр. 1994 г. постановлением Свящ. Синода Барнаульская кафедра была возрождена с названием «Барнаульская и Алтайская». 19 марта 1994 г. во епископа Барнаульского и Алтайского был хиротонисан Антоний (Масендич) . После кончины еп. Антония († 8 июля 2001) решением Свящ. Синода РПЦ от 27 дек. 2001 г. епископом Барнаульским и Алтайским определено быть игум. Максиму (Дмитриеву), хиротония к-рого состоялась 20 янв. 2002 г.

На 1 янв. 2002 г. территория Б. и А. е. включала Алтайский край и Республику Алтай. В епархии существовали 20 благочиннических округов (17 – в Алтайском крае, 3 – в Республике Алтай), 170 приходов, 63 храма, 6 мон-рей, служили 177 священников и 13 диаконов.

Определением Свящ. Синода от 2 окт. 2013 г. приходы в административных границах Республики Алтай, ранее входившие в состав епархии выделены в самостоятельную Горноалтайскую епархию . Решением Свящ. Синода от 29 мая 2013 г. на Барнаульскую кафедру назначен еп. Сергий (Иванников) (с 24 мая 2015 г. митрополит).

Решением Свящ. Синода от 5 мая 2015 г. из состава Барнаульской епархии выделены Бийская , Рубцовская и Славгородская епархии. Барнаульская епархия включена в состав Алтайской митрополии . Кафедральный город Б. и А. е – Барнаул. Кафедральный собор – Покровский собор в Барнауле (освящен в 1904, закрыт в апр. 1939, возобновлены богослужения в янв. 1944). Барнаульская епархия разделена на благочиния: Барнаульское, Белоярское, Заринское, Монастырское, Тальменское. В епархиальном управлении действуют отделы и комиссии: информационный отдел, отдел по взаимодействию Церкви и общества, миссионерский, по церковной благотворительности и социальному служению, по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами, по взаимодействию с казачеством, по тюремному служению, по монастырям и монашеству, отдел религиозного образования и катехизации, отдел по делам молодёжи и православным молодёжным организациям, комиссия по культуре, по вопросам семьи, защиты материнства и детства, ставленническая, наградная, попечительская, Богословская комиссия, Архитектурно-строительно-реставрационная комиссия, комиссия по канонизации святых, Юридическая служба.

25 дек. 1997 г. постановлением Свящ. Синода пастырско-богословские курсы Б. и А. е. были преобразованы в Барнаульское ДУ, при уч-ще открыто псаломщическое отд-ние, в 2000 г.- сектор заочного обучения. К началу 2003/2004 учебного года было завершено строительство нового учебного корпуса училища. В 2006 г. Барнаульскому ДУ присвоен статус семинарии. При семинарии имеется Регентская школа (открыта в 1998 г.). Решением Свящ. Синода от 16 июля 2013 г. на должность ректора Барнаульской ДС назначен еп. Сергий (Иванников). С 22 нояб. 2010 г. в Б. и А. е. работает Богословско-катехизаторская школа им. свт. Макария (Невского), митр. Московского. При Алтайском гос. ун-те на фак-те политических наук ведется обучение студентов по специальности «теология» (бывш. теологическое отд-ние). С 1990 г. в высших учебных заведениях Алтайского края читаются спецкурсы по истории правосл. Церкви.

Среди благотворительных учреждений епархии особое место занимает правосл. приют во имя св. равноап. кн. Ольги в Барнауле. Приют и региональная благотворительная орг-ция «Мать и дитя» проводят активную деятельность, направленную на помощь матерям, оказавшимся с малолетними детьми без крова. Развивается общественное движение «Церковная благотворительность».

Миссионерская деятельность в Б. и А. е. многообразна по формам и распространяется на всю территорию епархии, особенно активно она осуществляется в Республике Алтай, где живы традиции христ. просвещения, заложенные в XIX – нач. XX в. Алтайской духовной миссией

Епархиальные СМИ вслючают официальный сайт (http://altai.eparhia.ru), сайт еппечатный орган епархии – вестник «Алтайская миссия» – издается с 1996 г. В газете наряду с разнообразными материалами по церковной жизни публикуются статьи, посвященные истории Алтайской миссии и совр. проблемам миссионерской деятельности. Периодически выпускаются специальные приложения к газете: «Воскресная школа» (издание клуба правосл. педагогов), «Наследие» (историко-архивное), «Соборяне» (литературно-публицистическое), «Свет» (молодежное). Приложением к газете является издаваемый в епархии с 1997 г. церковный календарь памятных дат по истории Православия в Алтайском крае и Республике Алтай.

На юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г. в числе новомучеников и исповедников Российских были прославлены священнослужители Барнаульской епархии: архиеп. Иаков (Маскаев), священники Иоанн Можирин и Петр Гаврилов , мон. Феодор (Никитин) и мирянин Иоанн Протопопов . Местночтимым святым прп. Макарию (Глухарёву) и митр. Московскому и Коломенскому свт. Макарию (Невскому) было установлено общецерковное почитание.

Святыни и крестные ходы

Величайшей святыней Алтая является чудотворная Коробейниковская (Казанская) икона Божией Матери, в июле 1994 г. перенесенная из Барнаула в восстановленный Казанский храм в с. Коробейникове, приход храма был преобразован в Казанской иконы Божией Матери мужской монастырь . Ежегодный праздник в честь Коробейниковской иконы в первое воскресенье июля установлен по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в 1997 г. С 1999 г. ежегодно совершается крестный ход из Покровского собора г. Барнаула до с. Коробейниково. 24 июня-1 июля 2018 г. состоялся юбилейный, 20-й, крестный ход.

Среди др. почитаемых на Алтае икон – образ вмч. Пантелеимона с частицей мощей святого (дар Покровскому кафедральному собору Барнаула от афонского Пантелеимонова мон-ря), икона Божией Матери афонского письма нач. ХХ в. в храме свт. Николая в Барнауле, образ Христа Спасителя в храме свт. Николая Чудотворца в г. Горняк, икона Божией Матери «Утоли моя печали» в церкви г. Заринска. На территории разрушенного барнаульского в честь Казанской иконы Божией Матери женского монастыря восстанавливается Никольский источник. Восстановлен св. ключ близ с. Сорочий Лог, где в 20-х гг. XX в. были замучены 11 благочестивых крестьян. На этом месте воздвигнута часовня во имя Иоанна Крестителя и устроен скит барнаульского Знаменского мон-ря.

Монастыри

В Б. и А. е. действуют 3 мон-ря. Постановлением Свящ. Синода от 19 июля 1994 г. Знаменский приход в Барнауле преобразован в барнаульский в честь иконы Божией Матери «Знамение» женский монастырь . Монастырь имеет подворье – Иоанно-Предтеченский скит в с. Сорочий лог Заринского района Алтайского края. 10 окт. 1996 г. в с. Кислуха был открыт Иоанна Кронштадтского женский монастырь .

Архиереи : еп. Александр (Бялозор; 1930-1931), еп. Тарасий (Ливанов; дек. 1931-1932), еп. Герман (Коккель; 1932), архиеп. сщмч. Иаков (Маскаев; 4.04. 1933-1936), еп. Григорий (Козырев; 29.01.- 27.07.1937), с 1937 г. кафедра не замещалась, в 1943-1994 гг. территория Б. и А. е. входила в состав Новосибирской епархии. Кафедра возобновлена в 1994 г.: еп. Антоний (Масендич; 19.03.1994 – 8.07.2001), еп. Максим (Дмитриев; с 20.01.2002); еп. Сергий (Иванников; с 29 мая 2013 г.).

Лит.: Макарова-Мирская А. Апостолы Алтая. М., 1997; Док-ты по истории церквей и вероисповеданий в Алтайском крае (XVII – нач. XX в.). Барнаул, 1997; Скворцова Т. Приговор приведен в исполнение // Алтайская миссия. 1998. № 5; Асеева Н. Открытие // Там же. № 8; Док-ты по истории церквей и религиозных объединений в Алтайском крае (1917-1998). Барнаул, 1999; Радуйся, Заступница земли нашея Алтайской // Алтайская миссия. 1999. № 10; Антоний (Масендич), еп. Барнаульская епархия на рубеже веков // Там же. 2000. № 10. С. 2-3; Кривоносов Я. Е., Скворцова Т. В. Православные храмы Барнаула. Барнаул, 2001.

В. Н. Ворсина, прот. Борис Пивоваров

РПЦ, территория включает Алтайский край и Республику Алтай. Кафедральный город Барнаул. Епархия разделена на 20 благочиннических округов (17 в Алтайском крае, 3 в Республике Алтай). Правящий архиерей еп. Максим (Дмитриев). На 1 янв. 2002 г. в… … Православная энциклопедия

Благовещенское благочиние (Барнаульская и Алтайская епархия) – Благовещенское благочиние (Благовещенский благочиннический округ) Барнаульской и Алтайской епархии существовал до мая 2012 года. Объединял 26 зарегистрированных приходов. Границы благочиния совпадают с границами 15 районов Алтайского края. Это… … Википедия

БИЙСКАЯ И АЛТАЙСКАЯ ЕПАРХИЯ – возникла в 1919 г., когда Бийское викариатство Томской епархии было преобразовано в епархию, а викарный еп. Бийский Иннокентий (Соколов) стал самостоятельным архиереем (после 1920 архиепископ). В 1922 г. архиеп. Иннокентий был арестован, в 1923 г … Православная энциклопедия

Онгудайское благочиние (Барнаульская епархия) – Онгудайское благочиние Барнаульская и Алтайская Основная информация Основано 2011 Количество приходов 8 Сайт … Википедия

Новосибирская и всея Сибири епархия – Русская православная старообрядческая церковь Основная информация Страна Россия Площадь 13,1 млн км² … Википедия

АЛЕЙСКИЙ ВО ИМЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ – (Барнаульская и Алтайская епархия), в г. Алейске (Алтайский край), образован при приходском храме во имя вмч. Димитрия Солунского определением Свящ. Синода РПЦ от 19 июля 1994 г. В 1960 г. в Алейске был закрыт приход и разрушена ц. вмч. Димитрия … Православная энциклопедия

Епархии Русской православной церкви – В состав Русской православной церкви входят епархии прямого подчинения в России, Ближнем зарубежье, Америке и Европе, Китайская и Японская автономные православные церкви, самоуправляемые Украинская, Молдавская, Латвийская, Эстонская и Русская… … Википедия

Список кафедральных соборов России – включает храмовые здания, находящиеся на территории Российской Федерации и принадлежащие христианским конфессиям (Русская православная церковь, старообрядческие Церкви, Римско Католическая Церковь, Армянская Апостольская Церковь и Евангелическо… … Википедия

Епархии Русской Православной Церкви

Православные епархии России – В статье представлены краткие актуальные сведения о епархиях Русской православной церкви (Московского патриархата). Все епархии перечислены по регионам их нахождения в алфавитном порядке. Титулы архиереев совпадают с названиями возглавляемых ими… … Википедия

История миссии

Алтайская Духовная миссия не была первой по времени учреждения Миссией Русской Православной Церкви в Сибири, не была она и самой большой по многочисленности паствы или по протяженности территории, на которой действовала. Но она была признана лучшей и образцовой среди всех других Миссий, действовавших в пределах Российской империи в XIX — начале XX века, как наиболее приблизившаяся к идеалу православного миссионерства.

В 1828 году Святейший Синод издал указ об учреждении Алтайской Духовной Миссии. Первым алтайским миссионером и организатором Духовной Миссии стал преподобный Макарий (Глухарев) — ученый архимандрит, один из самых выдающихся миссионеров Русской Православной Церкви за всю ее многовековую историю.

На Иркутском миссионерском съезде 1910 года Алтайская Духовная Миссия была названа «образцом и руководителем» для других Миссий, потому что воспитала целую плеяду миссионеров-подвижников для Алтайской Миссии и для других Духовных Миссий Русской Православной Церкви, потому что православное просвещение народов Алтая и Горной Шории совершалось алтайскими миссионерами в духе евангельской кротости и было подлинно апостольским служением. Духовно-просветительная деятельность Алтайской Миссии была настолько впечатляющей, что некоторых алтайских миссионеров современники еще при жизни именовали равноапостольными или даже апостолами Алтая.

Материалы из фондов Миссии свидетельствуют о том, что алтайские миссионеры не только проповедовали Божественное Евангелие людям, еще не познавшим Христа, и тысячи язычников привели к истинному Богу, не только устраивали миссионерские станы, открывали храмы и монастыри, но они создали письменность для народов Алтая и Горной Шории, одарили их первыми книгами на родном языке, устроили школы и библиотеки, лечили своих подопечных, защищали их от самоуправства злых чиновников и нечистых на руку торговцев, обучали ремеслам и огородничеству, знакомили с русской культурой и благодаря бережному отношению к языку и национальным традициям коренных жителей Алтая и Горной Шории содействовали становлению их национальной культуры. Следует сказать, что все первое поколение алтайской и шорской интеллигенции — учителя, врачи, писатели, художники были исключительно воспитанниками миссионерских школ, или детьми алтайцев-миссионеров, или бывшими сотрудниками Алтайской Духовной Миссии.

Благодаря деятельности Алтайской Духовной Миссии несколько родственных по языку и обычаям народностей, населявших Горный Алтай, консолидировались, и в XX веке их стали именовать алтайцами. И хотя в истории народов Алтая был небольшой период времени (середина 20-х — конец 40-х годов XX века), когда в противовес всему достигнутому Миссией была предпринята попытка переименовать алтайцев в ойротов, а все алтайское — в ойротское, оказалось, что изгладить укоренившиеся культурно-исторические традиции народа в угоду антицерковным поползновениям невозможно.

Документальные материалы, хранящиеся в фондах Алтайской Духовной Миссии, позволяют проследить ее историю от основания в 1830 году до начала 1919 года. Перед революциями 1917 года Миссия имела 30 миссионерских станов, более 40 церквей, десятки часовен, 84 школы, при каждой из которых была устроена библиотека. Миссия издавала книги на алтайском языке, имела врачебную службу в лице фельдшеров и оспопрививателей-миссионеров, а главное, обладала богатыми миссионерскими традициями, коренившимися в благодатном духовном опыте «незабвенного архимандрита», как называли на Алтае основателя Миссии преподобного Макария (Глухарева).

Сами алтайские миссионеры успех Миссии видели не в количестве алтайцев, приведенных ко святому Крещению, а в доброй христианской жизни новокрещеных. Священник Макарий Абышкин в своих записках искренне отмечал: «Замечательно то, что с поступлением на приход пришлось мне не покладая рук работать над разложившимся приходом пока с внешней стороны. Но я знаю одно изречение, которое гласит так: “Все больше можешь принести пользы человечеству, если будешь заботиться не столько о том, чтобы воздвигать крыши храмов и домов, сколько о том, чтобы возвысить душу каждого человека”. Это изречение я не забываю, и я буду постоянно иметь его в виду и работать по его указанию».

Революционными вихрями Алтайская Духовная Миссия, казалось, была уничтожена. Когда нарушилось централизованное управление ею (1920), некоторые миссионеры продолжали служить в своих храмах как обычные приходские священники, а другие разделили участь новомучеников и исповедников российских во время начавшихся страшных гонений на Церковь. В центральном богоборческом журнале «Антирелигиозник» в 1931 году была опубликована «победная» статья под названием «Алтай на пути к безбожию». А к концу 1930-х годов в Горном Алтае были насильственно закрыты все храмы и часовни.

Но не зря до конца дней своих непрестанно молился за родную Алтайскую Миссию, за исповедников-миссионеров и новокрещеную паству алтайскую в Николо-Угрешском монастыре под Москвой святитель Макарий (Невский), получивший от святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, в 1920 году титул митрополита Алтайского пожизненно. Находясь за тысячи километров от Алтая, митрополит Макарий рукополагал для алтайской паствы священников, благословлял их труды. В эти годы гонений на Православную Церковь он принимал посланцев из Горного Алтая, давал приют насельникам и насельницам разоренных обителей и со слезами молился с ними, когда они при нем совершали службы на алтайском языке.

В годы гонений на Русскую Православную Церковь репрессиям подверглись и алтайская интеллигенция, и национальная алтайская культура, бережно хранимая миссионерами. Даже буквы алтайского алфавита, созданного на основе кириллицы, было решено заменить латиницей. Однако лучшие алтайские писатели продолжали тайно использовать миссионерский алфавит. В конце 80-х годов XX века почти одновременно с празднованием 1000-летия Крещения Руси начала возрождаться миссионерская деятельность Русской Православной Церкви на Алтае. И если раньше на протяжении ряда десятилетий для того, чтобы окрестить своих детей или помолиться в храме, православным алтайцам необходимо было ехать в Бийск или Новокузнецк, то в настоящее время восстанавливаются существовавшие ранее приходы и в Горном Алтае, и в Шории.

В связи с возрождением православного миссионерства в России важное значение приобретает обращение к благодатному историческому опыту и духовным традициям Русской Православной Церкви. Богатейший опыт миссионерского служения лучших благовестников прошлых времен является неоспоримым свидетельством высокого апостольского достоинства Русской Православной Церкви, о котором так ревновали апостолы Алтая.

Начальники Алтайской Духовной Миссии

Возглавлял Миссию с 1830 по 1844 год. Скончался в 1847 году. Причислен к лику святых.

2. Протоиерей Стефан Ландышев.

Возглавлял Миссию с 1844 по 1865 год. Скончался в 1882 году.

3. Архиепископ Владимир (Петров).

Возглавлял Миссию с 1865 по 1880 год в сане архимандрита, с 1880 по 1883 год в сане епископа Бийского. Скончался в 1897 году в сане архиепископа Казанского.

Возглавлял Миссию в 1883 году в сане архимандрита, с 1884 по 1891 год в сане епископа Бийского. В 1912 —1920 годах — митрополит Московский. Скончался в 1926 году в сане митрополита Алтайского. Причислен к лику святых.

5. Архиепископ Владимир (Синьковский).

Возглавлял Миссию с 1891 по 1893 год в сане епископа Бийского. Скончался в 1917 году в сане архиепископа Донского и Новочеркасского.

6. Митрополит Мефодий (Герасимов).

Возглавлял Миссию с 1894 по 1898 год в сане епископа Бийского. Скончался в Харбине в 1920 году в сане митрополита.

7. Епископ Сергий (Петров).

Возглавлял Миссию с 1899 по 1901 год в сане епископа Бийского. Впоследствии епископ Сухумский. Скончался в 1919 году.

8. Епископ Макарий (Павлов).

Возглавлял Миссию с 1901 по 1905 год в сане епископа Бийского. С 1905 года епископ Якутский.

9.Епископ Иннокентий (Соколов).

Возглавлял Миссию с 1905 по 1919 год в сане епископа, с 1919 по 1923 год в сане архиепископа Бийского. С 1923 по 1926 год, находясь под Москвой, совместно с митрополитом Алтайским Макарием управлял делами Миссии. Скончался в 1937 году.

Источники:

http://drevo-info.ru/articles/6012.html
http://dushayaponii.ru/znachenie-barnaulskaya-eparhiya-v-pravoslavnoi-enciklopedii-drevo/
http://altai-mitropolia.ru/eparhia/history/?id=5644

Читать еще:  Лиса ворует кур из курятника. Ворует кур из курятника
Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: