Знание (понятие). Роль чувственного познания

ЕГЭ. Познание

Тема 1. Познание и его формы

Человеку свойственно желание познать мир вокруг себя. Познание – это процесс получения человеком знаний о мире, обществе и самом себе.

Результатом познания является знание.

Субъект познания – это тот, кто занимается познанием как видом деятельности, то есть человек, группы людей или всё общество в целом.

Объект познания — это то, на что или на кого направлен процесс познания. Это может быть материальный или духовный мир, общество, люди, сам человек, познающий самого себя.

это наука, изучающая особенности процесса познания.

Познание имеет две формы (или уровня).

Познание, его уровни и ступени

Существует два уровня познания: чувственное и рациональное.

Чувственное познание – это познание при помощи органов чувств: (обоняния, осязания, слуха, зрения, вкуса).

Ступени чувственного познания

  • Ощущение —познание мира путём непосредственного воздействия его предметов на органы чувств человека. Например, яблоко сладкое, музыка нежная, картина красивая.
  • Восприятие – на основе ощущений создание целостного образа предмета, например, яблоко сладкое, красное, твёрдое, имеющее приятный запах.
  • Представление создание образов предметов, которые возникают в памяти человека, то есть вспоминаются им на основе воздействия на органы чувств, которое произошло ранее. Например, человек может легко представить яблоко, даже «вспомнить» его вкус. Причём данное яблоко он когда-то видел, пробовал на вкус, чувствовал его запах.

Роль чувственного познания

  • При помощи органов чувств человек непосредственно связывается с внешним миром.
  • Без органов чувств человек не способен к познанию вообще.
  • Потеря части органов чувств делает процесс познания более сложным. Хотя данный процесс продолжается. Компенсация органов чувств — это возможность одних органов чувств увеличивать свои возможности в познании мира. Так, слепой человек имеет более развитый слух и т.д.
  • При помощи чувств можно получить поверхностную информацию о предмете познания. Чувства не дают всесторонней картины изучаемого предмета.

Рациональное познание – (от лат. ratio — разум) это процесс получения знания при помощи разума , без воздействия органов чувств.

Ступени рационального познания

  • Понятие– это мысль, выраженная словами и представляющая собой сведения о свойствах изучаемого предмета — общих и конкретных. Например, дерево — общий признак, берёза— конкретный.
  • Суждение это мысль, в которой содержится либо утверждение, либо отрицание чего- либо о понятии.

Пример.

Берёза — красивое дерево. Его белоснежный ствол в чёрную крапинку, нежная листва ассоциируются с родным домом.

Умозаключение – это мысль, содержащая новое суждение, которое возникает в результате обобщения сведений, полученных из суждений о понятии. Это своего рода вывод из предыдущих суждений.

Так, в нашем примере умозаключением может стать новое суждение:

Мне очень нравится это прекрасное дерево — берёза.

Для рационального познания свойственно абстрактное мышление, то есть теоретическое, не связанное с чувствами. Абстрактное мышление связано с языком, речью. Человек мыслит, рассуждает, изучает при помощи слов.

Вербальный язык — это речь человека, слова, языковые средства, при помощи которых человек мыслит.

Невербальный язык — это язык жестов, мимики, взгляда. Однако в основе даже такого языка лежит речь, ведь человек жестами передаёт мысли.

Какое же из двух уровней познания является основным в познавательной деятельности человека? Различные взгляды на данную проблему привели к появлению нескольких философских взглядов и теорий на сущность познания.

Сенсуализм – это такое направление в философии, согласно которому основным способом познания является чувственное восприятие мира. По их теории, человек, пока не увидит, не услышит, не попробует — не поверит в истину (Эпикур, Дж. Локк, Т.Гоббс).

Рационализм – это такое направление в философии, согласно которому источником знаний является разум, так как чувства не всегда дают верную информацию о предмете или лишь поверхностную (Сократ, Аристотель, Платон, Кант, Гегель)

Существует ещё интуитивный способ познания мира. Интуиция – это проницательность, чутьё, способность предугадать события и явления без объяснения и понимания источника знаний.

Современная точка зрения заключается в том, что и чувственное и рациональное познание играют важную роль в жизни человека. Мы познаём мир и чувствами, и разумом.

Читать еще:  Слова во время крещения. Молитва которую читают крестные на крестинах в церкви

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Специфика и роль чувственного познания общественного человека

Констатируя роль чувств и чувственно-образной формы отражения объектов, диалектико-материалистическая гносеология с самого начала подчеркивает тот факт, что речь идет о чувственном отражении как деятельности социально-исторического субъекта. В этом пункте — существенное различие между созерцательным, метафизическим материализмом и материализмом диалектическим. Метафизический материализм, объясняя чувственное познание как источник знания, представлял дело следующим образом. С самого начала, говорил, например, английский материалист Д. Локк, мы имеем на одной стороне вещи природы, а на другой — человека, совершенно лишенного знания, сознание которого есть «чистая доска» (tabula rasa).

Вещи природы воздействуют на его органы чувств и вызывают в организме ответную реакцию — сначала в виде самостоятельно существующих ощущений (зрительных, осязательных, слуховых, обонятельных). Последующее комбинирование разнообразных ощущений дает человеку восприятие предмета в целом (скажем, комбинация ощущаемого белого цвета, осязаемого сладкого вкуса вместе с ощущением особой формы частичек приводит к возникновению целостного восприятия сахара и т. д.). Многократно воспринимая предметы, человек закрепляет восприятие в памяти; он может «припоминать» восприятие и образ в отсутствие предмета — так возникает представление о предметах.

Таким образом, чувственное познание рассматривалось метафизическим материализмом как совершенно самостоятельный этап познания, механизм которого, как считали эти философы, состоит во взаимодействии двух различных физических природных объектов (вещь природы и органы чувств человека). При этом все функциональные элементы чувственно-образной формы познания — ощущения, восприятия, представления — также представали в качестве совершенно самостоятельных, последовательно «примыкающих друг к другу» реальных этапов познавательной деятельности.

Мышление, согласно представлению метафизических материалистов, лишь «надстраивается» над результатами и формами чувственного познания. Они не видели, что в каждом акте познавательной деятельности общественно-исторического человека реально, на деле всегда имеет место сложное диалектическое взаимодействие, взаимоотношение чувственно-образных форм освоения действительности (совокупность этих форм в философии нередко называется опытом, эмпирией) и форм мыслительной деятельности, то есть деятельности, направленной на образование понятий, абстракций, умозаключений, идей и систем идей (совокупность этих форм в философии получила наименование «рациональной» деятельности, от латинского «ratio» — разум).

Метафизические материалисты чисто механически представляли себе те отношения чувственно-образных форм отражения и мышления, оперирующего понятиями и абстракциями, которые складываются в каждом познавательном акте: в этом акте, говорили они, ощущения, восприятия, представления есть нечто совершенно самостоятельное, основополагающее и производящее, а понятия, абстракции при всех условиях суть результаты суммирования и перекомбинации уже полученных результатов эмпирического опыта, то есть нечто вторичное и производное.

Конечно, в чувственном познании человека имеет место непосредственное взаимодействие внешнего предмета и органов чувств. Биологические науки (например, физиология органов чувств) изучают природные аспекты такого взаимодействия. Но существо процесса познания не определяется данным аспектом. За исключением, возможно, самых первых этапов развития едва родившегося человеческого существа, мы не можем обнаружить в реальной познавательной деятельности субъекта чувственного познания в совершенно обособленном, так сказать, «в чистом виде» — вне общения познающего субъекта с другими людьми, вне влияния на все механизмы чувственного восприятия того мира культуры, в который постепенно включается человек начиная с самого рождения. Причина заключается в том, что чувственное познание с самого начала имеет специфически человеческий, то есть социально-исторический характер.

Процессы чувственного восприятия, которые могут показаться весьма простыми (эта кажимость и ввела в заблуждение метафизических материалистов), на самом деле очень сложны. Верно, что при рассматривании определенного предмета, например этой комнаты, этого стола, этого дома и т. п., в дело включаются органы зрения. Но только ли они? Мы смотрим на этот предмет, и наше видение (как и слышание, осязание, обоняние) тесно, неразрывно связано с нашим отношением к данному предмету. Мы воспринимаем его как красивый или безобразный, симметричный или асимметричный, приятный или неприятный, полезный или вредный.

Мы слушаем музыку. Конечно, это факт, свидетельствующий о функционировании органов слуха, ибо без «работы» органов слуха воспринимать музыку невозможно. Безусловно, известные природные предрасположения (наличие или отсутствие природного слуха, то есть особое устройство органов чувств) важны для музыкального восприятия, а в особенности для музыкального творчества. Но, сказав о функционировании уха и слухового аппарата, мы ничего не сказали о действительно человеческом содержании процесса чувственного восприятия музыки.

Читать еще:  Моральное зло. Онтологический статус и источники

Во-первых, сам объект восприятия, музыка — результат человеческой деятельности, который различается от эпохи к эпохе, от народа к народу и т. п. Во-вторых, и способность человека к восприятию музыки — результат его включения в сферу культуры, приобщения к миру культуры, общения с другими людьми. Таким образом, восприятие музыки отдельным индивидом — это подлинно человеческий процесс, возникший в ходе совместной деятельности людей и зависящий от многих предпосылок культурно-исторического опыта.

Это итог и этап многовекового развития человеческой культуры.
Когда мы видим человека, воспринимаем его действия и поступки или наблюдаем общественные события, механизм восприятия еще более усложняется. «Красота», «справедливость», «прогрессивность» и многие, многие другие понятия, связанные с ними отношения и установки незримо включаются в процесс наблюдения, восприятия таких объектов, в процесс их непосредственно-чувственного освоения.

Функционирование органов чувств — необходимая объективная предпосылка познания, которая важна в том отношении, что без нее познание невозможно. Пока мозг и органы чувств функционируют исправно, мы можем не замечать их роли. Но их роль становится очевидной при повреждениях органов чувств (особенно при врожденных). Однако именно эти примеры, которые метафизические материалисты считали столь убедительными доказательствами своего взгляда на механизм чувственного познания, свидетельствуют о внутренней мощи человеческого познания в целом и его способности восполнять физическое несовершенство человеческого организма.

Ведь люди, даже от природы лишенные способности видеть или слышать, могут быть вполне полноценными человеческими существами, развивая в себе способности познания и рационального мышления (в том числе в ряде случаев — способности образного выражения и воспроизведения мыслей). А вот индивиды, которые были от природы одарены вполне исправно функционирующими органами чувств, но в силу уникального стечения обстоятельств с самого рождения были изолированы от человеческого сообщества (такие редкие случаи в науке описаны и изучены), практически теряют способность к познанию. Это означает, что, как писал К. Маркс, «человеческие пять чувств есть продукт всемирной истории», что человеческая чувственно-практическая деятельность и неразрывно соединенное с нею чувственное познание по самой сущности являются социально-историческими явлениями.

В человеческом чувственном восприятии есть еще один важный элемент, который присущ только человеку и не встречается у животных. Человек способен охватить взглядом, наглядно представить себе не только то, что видел собственными глазами: едва ли не большая часть его чувственного опыта включает образы, которые почерпнуты из описаний, сделанных другими людьми. «…Теперь уже,— отмечал Ф. Энгельс,— не считается необходимым, чтобы каждый отдельный индивид лично испытал все на своем опыте; его индивидуальный опыт может быть до известной степени заменен результатами опыта ряда его предков».

В наш век быстрого развития образования и средств массовой информации эта характерная только для человека способность пользоваться чувственным опытом других людей, усваивать и передавать общечеловеческий опыт и тем самым раздвигать границы «видимого» и «слышимого» мира стала почти неограниченной. В данном факте отчетливо видно значение реального взаимодействия многих и многих людей для формирования чувственного опыта каждого человека. Здесь также становится очевидным универсальное значение языка с его возможностью передавать конкретные образы при помощи слов.
Значение языка в познании вообще, в чувственном познании в частности огромно.

Достаточно сказать, что человек, чьи органы чувств приходят в контакт с каким-либо материальным объектом, уже владеет языком, а значит, и навыками в употреблении понятий, которые вместе с формами языка представляют собой результат аккумуляции, обобщения предшествующего исторического опыта. «Всякое слово (речь), — отмечал В. И. Ленин,— уже обобщает…». Данный факт существеннейшим образом влияет на механизм и результаты чувственного познания, определяя специфически-человеческое функционирование органов чувств. В то же время он убедительно демонстрирует несостоятельность представления метафизического материализма о чувственном опыте как совершенно самостоятельном и обособленном этапе, уровне познавательной деятельности человека.

Язык во многом организует и формирует чувственное познание: через язык осуществляется (причем нередко бессознательно, как бы автоматически) подключение отдельных фактов чувственно-эмпирического опыта каждого конкретного человека к знаниям о существенных связях и отношениях того реального мира, в котором живет и действует человек. Каждый человек — уже благодаря тому, что он владеет языком, — практически повседневно опирается на многовековой опыт «обработки» тех чувственных данных, которые он получает при непосредственном столкновении с предметами, явлениями, фактами жизни. Речь идет об обработке при помощи понятий, конкретное содержание которых, выраженное в языковой форме, он усваивает, включаясь в общественную жизнь, в систему существующей в его обществе культуры, в систему имеющихся в обществе знаний.

Читать еще:  Поздравления с наступающим праздником рамадан. Смс поздравления с рамаданом стихи на рамадан

Роль и значение чувственного познания;

Чувственное отражение — необходимая ступень познания, непосредствен­но связывающая сознание с внешним миром. Завершая характеристику чув­ственного отражения действительности, укажем основные моменты, харак­теризующие его роль и место в познавательном процессе. Прежде всего орга­ны чувств — это единственный канал, который непосредственно связывает

человека с внешним миром, и при от­сутствии органов чувств человек не спо­собен ни к познанию, ни к мышлению. Они дают тот минимум первичной ин­формации, который необходим и доста­точен для познания того или иного объекта; потеря части органов чувств осложняет познание, но не перекрыва­ет его возможности. Рациональное по­знание, как уже говорилось, в конечном счете базируется на том материале, который дают нам органы чувств.

Особенно большую роль чувственное познание играет в деятельности людей творческих профессий — художников, композиторов, писателей, ар­тистов, создающих чувственно-образный мир, в котором люди созерцают са­мих себя. Здесь нет математических формул, нет логического образа.

Чувственное познание — прямо или косвенно — участвует во всех фазах научного исследования. Все стадии процесса исследования (накопление и хранение информации, ее обобщение и анализ, сравнение с накопленным опытом, выявление зависимостей и закономерностей, объяснение и интер­претация) проходят при активном участии конкретных людей, каждый из которых неизбежно вносит субъективные искажения в результат исследова­ния.

Чувственное и рациональное начала присутствуют как в обыденном, так и в научном мышлении. Человек с улицы не может мыслить общество, лич­ность, класс, профессию и т.п., не прибегая к каким-то, пусть очень размы­тым и полуинтуитивным, образам. Так он помогает своему мышлению бо­лее наглядно представить, о чем идет речь.

А может ли профессиональный социолог обойтись без элементов чув­ственного познания? Скорее всего нет, ибо даже физику постоянно прихо­дится к ним прибегать. Великий А. Эйнштейн прежде чем вывести матема­тическую формулу буквально переживал физический процесс, видел его во всех подробностях.

Конечно, соотношение двух начал, чувственного и рационального, мо­жет и должно меняться от науки к науке, от эпохи к эпохе. В древнюю эпо­ху, когда физика была очень слабо развита, она сплошь была наглядной. Отсюда можно сделать вывод, что чем более современной является истори­ческая эпоха и чем более высок уровень развития науки, тем меньше в ней присутствует чувственное и все больше — рациональное. Так оно и есть. Современные науки все более склоняются к теоретическому стилю мышле­ния, требующему применения абстрактного мышления, а не чувственных восприятий. Например, современная физика вводит такие понятия, как «кварк», «виртуальная частица» и «спин», которые чувственно не восприни­маемы.

Чувственное познание, как и рациональное, имеет и достоинства, и не­достатки. К числу достоинств чувственного отражения относятся его образ­ность, а также непосредственная данность его образов и их яркость. Не будь этого, невозможным стало бы эстетическое познание и наслаждение красо­той, а значит, не только исчезли бы искусство, литература, театр и множе­ство иных видов деятельности, фундаментом которых выступают прежде всего чувства, но и повседневная жизнь прекратила бы свое существование, лишенная любви, товарищества, родительской привязанности, сострадания и сопереживания, ненависти и гордости.

Хотя чувственное отражение реальности ограниченно, люди об этом ча­сто забывают. Безрассудное царство эмоций породило у М. Вебера специаль­ное понятие — «аффективное действие», стоящее на самой низшей ступени человеческих поступков. Отдавшись во власть чувств, человек перестает кон­тролировать свои действия, чрезмерно доверяется эмоциям и субъективным оценкам. Даже социальные ученые, описывая кризисное десятилетие конца XX в. в России, не избежали чисто оценочных суждений. Их воображение поражали масштабы экономического кризиса и удручали низкие темпы по­зитивных преобразований. В статьях и научных отчетах то и дело пестрели понятия, рожденные чувствами: «катастрофа», «вырождение», «прихватиза-ция», «маразм», «гибель» и др. Если суждения ученых не подкреплены тща­тельными расчетами и статистическими выкладками, то эмоциональные оценки перестают служить научным целям. Они вводят читателя в замеша­тельство, поражая воображение, но не служа единственно верной цели на­уки — достижению истины.

Источники:

http://obschestvoznanie-ege.ru/%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F/%D0%B5%D0%B3%D1%8D-%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5/
http://filosofka.ru/cognition/specifika-i-rol-chuvstvennogo-poznan/
http://studopedia.su/18_107776_rol-i-znachenie-chuvstvennogo-poznaniya.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector