Альберт швейцер более всего известен. Альберт швейцер

Альберт швейцер более всего известен. Альберт швейцер

Альберт Швейцер. Врач без границ

По данным Всемирной организации здравоохранения, в странах третьего мира каждую минуту от голода и болезней умирают 11 детей, что нисколько не смущает тех, кто на сытый желудок любит порассуждать о гуманизме. Впрочем, во все века находились люди, которые всю жизнь помогали нуждающимся в помощи. Одним из таких людей был Альберт Швейцер, которого Альберт Эйнштейн назвал самым великим человеком XX столетия.

В 1859 году 30-летний швейцарский бизнесмен Анри Дюнан, возглавлявший крупную финансово-промышленную компанию, решил встретиться с французским императором Наполеоном III, чтобы обговорить с ним возможность разработки полезных ископаемых в Алжире, который тогда был французской колонией. Молодого предпринимателя не смутило то, что ехать пришлось не в Париж, а в Северную Италию: Франция только что начала войну с Австрией. Ставка императора располагалась в селении Солферино, где 24 июня 1859 года произошла одна из самых кровопролитных битв XIX столетия, после которой на поле сражения остались более 40 тысяч убитых и тяжелораненых воинов.

Дюнан прибыл в Солферино на следующий день после сражения и был поражен этим зрелищем. Забыв о цели своей поездки, он обратился к жителям соседней деревни с призывом помочь раненым, срочно написал своим деловым партнерам в Женеву, попросив перевести деньги, и сам в течение трех суток помогал ухаживать за ранеными в местной церкви, превращенной в походный госпиталь.

Так и не встретившись с императором, Дюнан вернулся домой, где вскоре написал книгу «Воспоминание о Солферино». В ней он не только описал ужасы войны, но и предложил создать независимую организацию для оказания помощи тем, кто пострадал в результате войн и вооруженных столкновений.

Трагедия в Африке

Усилия Анри Дюнана завершились успехом — в 1864 году на женевской конференции, в которой участвовали представители 16 европейских стран (присутствовали также наблюдатели от США, Бразилии и Мексики), была создана организация, символом которой стал красный крест на белом фоне. Организацию так и назвали — Международное общество Красного Креста.

Первые национальные общества помощи раненым были созданы в Вюртемберге, Бельгии и Пруссии. В 1867 году к ним присоединилась Россия: Александр II утвердил устав «Общества попечения о раненых и больных воинах» (с 1879 года Российское общество Красного Креста). Когда аналогичное общество появилось в Османской империи, к красному кресту по религиозным соображениям был добавлен красный полумесяц.

За заслуги в создании Международного общества Красного Креста Анри Дюнан в 1901 году получил первую в истории Нобелевскую премию мира. Однако к тому времени его компания обанкротилась, а сам предприниматель влачил жалкое существование: обедал он, по его собственному признанию, коркой хлеба, подкрашивал старый выцветший черный плащ чернилами, нестиранные воротнички — мелом, а спать ему частенько приходилось на улице. Последние годы жизни Анри Дюнан провел в приюте. К полученной премии он так и не притронулся.

Однако создание Общества Красного Креста не решило всех проблем. Осенью 1904 года в бюллетене Парижского общества миссионеров было напечатано сообщение о том, что во французской колонии Конго требуется врач для оказания помощи местному населению, которое буквально вымирает от многочисленных болезней. Одним из тех, кто прочел это сообщение, был житель немецкого Страсбурга Альберт Швейцер. Он навел справки и выяснил, что Красный Крест не оказывает помощь африканским колониям, так как не располагает возможностями.

Что бы сделал на месте Швейцера любой другой человек, не имеющий медицинского образования? Разве что посочувствовал бедным жителям Экваториальной Африки. Но Альберт Швейцер решил незамедлительно получить профессию врача и отправиться в Африку. Если учесть, что он являлся известным ученым, доктором философии и богословия, то надо признать, что это решение было весьма странным.

На тот момент Швейцеру исполнилось тридцать лет. Он родился в 1875 году в городке Кайзерсберг, в немецкой провинции Эльзас, на земле, недавно отторгнутой от Франции, в семье пастора. Альберт Швейцер учился на факультетах философии и богословия Страсбургского университета, после окончания которого служил викарием в церкви св. Николая. К тому времени, когда ему на глаза попалось сообщение о бедственном положении жителей Конго, он уже был приват-доцентом богословия Страсбургского университета. С виду все складывалось неплохо, но он рассуждал иначе: «Мы сидим здесь и преподаем богословие, а затем будем биться за то, чтобы стать профессором богословия. А что происходит в Африке, это нас не волнует…»

Швейцер был к себе явно несправедлив. Достаточно сказать, что он был блестящим органистом-виртуозом, крупнейшим мастером своего времени. Писатель Стефан Цвейг вспоминал, что, слушая Швейцера, он забыл о течении времени, забыл о том, где он находится, и, когда пришел в себя, понял, что плачет. Узнав о том, что Швейцер намеревается стать врачом и уехать в Африку, его учитель, известный французский органист Шарль-Мари Видор, схватился за голову: «Генералы не ходят в бой с винтовкой!»

«Мы все здесь больны!»

Тем не менее в 1905 году Альберт Швейцер поступил на медицинский факультет Страсбургского университета. О том, чего ему стоила учеба, свидетельствуют слова Швейцера: «В теологии и музыке я был, можно сказать, у себя дома, ибо в роду моем было немало пасторов и органистов и вырос я в среде, где ощущалось присутствие тех и других. Но медицина! Это был совершенно новый для меня мир, я к нему не был готов. Сколько раз, возвращаясь после исступленных занятий на медицинском факультете, я бежал к органу, чтобы какой-нибудь час, отданный музыке, вернул мне равновесие и душевное спокойствие».

Альберт Швейцер вместе с женой приехал в местечко Ламбарене, находящееся на территории Французской Экваториальной Африки (ныне Республика Габон) в феврале 1913 года. С собой он привез семьдесят ящиков с медикаментами и оборудованием, на приобретение которых потратил все сбережения, полученные от органных концертов, и, кроме того, безнадежно влез в долги.

Начинать Швейцеру пришлось фактически на голом месте. На его вопрос: кто из вас болен? — он услышал ответ: «Мы все здесь больны». И действительно, местность вокруг казалась каким-то концентрированным средоточием разнообразных болезней. Помимо малярии, свирепствовали желтая лихорадка, проказа, чесотка, тропическая дизентерия, сонная болезнь. Позже Швейцер вспоминал: «Я набрался мужества и остался. Нищета, которую я видел, давала мне силу для этого, а вера в людей поддерживала мою решимость».

Поначалу доктор Швейцер принимал больных под открытым небом. «Вести прием больных на солнцепеке было очень изнурительно», — вспоминал он. Вскоре удалось устроить приемный покой и операционную в помещении, где раньше был курятник. Там повесили полки, поставили старую походную кровать, а дыры в стенах замазали известью. В этой маленькой комнатушке без окон было очень душно. «Работа моя сильно затрудняется тем, что в курятнике я могу держать только немногие медикаменты, — писал Швейцер в дневнике. — Почти из-за каждого пациента мне приходится идти через двор к себе в кабинет, чтобы отвесить или приготовить там необходимое лекарство, а это очень утомительно и отнимает у меня много времени. Когда же, наконец, будет готов барак, где разместится моя больница? Успеют ли достроить его, прежде чем наступит долгий период дождей? И что мне делать, если он к тому времени не будет готов? В жаркое время года работать в курятнике нет никакой возможности».

Читать еще:  Снится лежать вместе. К чему снится лежать в больнице? Сонник Миллера и другие источники

Но с течением времени все устроилось, причем благодаря помощи местных жителей, которых в Европе пренебрежительно сравнивали с обезьянами. Швейцер убедился в том, что все рассказы колонизаторов и работорговцев — это ложь. В Габоне, одном из самых глухих уголков континента, жили племена со сложной и богатой культурой, создатели красочных легенд, отличные ткачи, мастера резьбы по слоновой кости, прирожденные музыканты.

Швейцер с негодованием писал: «Во всех колониях совершенно безнадежно и неуютно. Мы — христианская нация — отравляем людей, которые являются отбросами общества, мы думаем только о том, что мы можем получить от местных жителей, живущих в колониях. Короче говоря, происходит издевательство христианства над человечеством». Размышляя о том, почему все складывается так, Швейцер искал путь, по которому должно идти человечество. Решение пришло совершенно случайно. Плывя по реке и наблюдая заходящее солнце, он увидел целый островок крокодилов, хорошо заметных на поверхности. В этот момент, как он рассказывал, в его сознании блеснула формула: «Ehrfurcht vor dem Leben» («уважение к жизни»), означавшая, что всякая жизнь священна, что все живое достойно жизни. Если так, то добро — это означает сохранять жизнь, содействовать жизни, а зло — уничтожать жизнь, вредить жизни. Эту мысль Швейцер позже развил в своем главном философском сочинении «Культура и этика», которое не потеряло свое значение и поныне.

«Я превратился в разновидность слона»

Обстоятельства сложились так, что Швейцер вынужден был покинуть Африку, бросив все на произвол судьбы. В сентябре 1917 года у дверей его дома появился полицейский, который сообщил Швейцеру, что он как немецкий подданный подлежит высылке из французской колонии с последующим препровождением в лагерь для интернированных лиц.

Лишь в июле 1918 года состоялся обмен пленными, и Швейцер вернулся в Германию, устроившись поначалу пастором в небольшую церковь и попутно работая хирургом в местной больнице. Позже с помощью друзей он возобновил концертную деятельность. Лишь к февралю 1924 года Альберту Швейцеру удалось скопить за счет издания книг и органных концертов средства, необходимые для того, чтобы продолжить работу в Африке. К тому времени все, что он с таким трудом строил, находилось в полуразрушенном состоянии, но Швейцера это не обескуражило. «Тот, кто намеревается делать добро, — говорил он, — не должен ожидать, что люди уберут все камни с его пути, он обязан спокойно принять свой жребий и в том случае, если ему навалят новых». Он принялся за строительство нового больничного комплекса. Когда этот комплекс был построен, в дневнике доктора появилась короткая запись: «Впервые мои пациенты получили возможность находиться в человеческих условиях».

Когда заканчивались деньги, Швейцер возвращался в Европу, где выступал с лекциями и давал органные концерты, а затем вновь уезжал в Ламбарене, где его восторженно встречали жители Экваториальной Африки. Скоро благодаря своим книгам он стал широко известен во всем мире. В октябре 1948 года в порту Марселя его приветствовали толпы народа, а репортеры надоедали ему вопросами, почему, работая в ужасных африканских условиях, он так хорошо выглядит. Швейцер, усмехаясь в усы, отвечал: «В двадцать лет каждый из нас имеет лицо, дарованное нам Богом; в сорок — лицо, которое дала нам жизнь; в старости — лицо, которое мы заслужили».

Однако всеобщая популярность его угнетала. «Я превратился в какую-то разновидность африканского слона», — жаловался он друзьям. Особенно Швейцера расстраивало то, что публика не понимала, каких трудов ему стоило создать на краю земли современную больницу. «Я добился успеха, — сказал он однажды, — но никто не знает, как тяжела моя жизнь и какой дорогой ценой я заплатил за свою славу».

Осенью 1952 года в Ламбарене, который к тому времени превратился в островок цивилизации, приехал шведский репортер, который сообщил Швейцеру о присуждении ему Нобелевской премии мира. Доктор вежливо поблагодарил: «Я приеду в Стокгольм, чтобы высказать свою благодарность, как только позволят обстоятельства. Всю сумму денег я истрачу на постройку лепрозория». И уже шутливо обратился к шустрой маленькой рыжей собачонке, которая с пронзительным лаем бросалась на незнакомца: «Веди себя прилично, Чучу. Ведь теперь ты нобелевская собака».

В январе 1965 года Швейцеру исполнилось 90 лет, но он ничем не нарушал распорядок дня: продолжал ежедневные обходы палат, принимал корреспондентов, как всегда, лично отвечал на письма. Но 4 сентября того же года, около полуночи, его сердце остановилось. Швейцера похоронили рядом с больницей, установив на могиле простой деревянный крест, который он сам себе смастерил.

Через пять лет после смерти Швейцера несколько французских врачей и журналистов решили, что его дело должно быть продолжено. В 1971 году они создали организацию MSF (Medecins sans frontieres — «Врачи без границ»). В уставе этой организации были заложены принципы, которыми руководствовался Альберт Швейцер. Каждый год более 3 тысяч сотрудников организации «Врачи без границ» оказывают медицинскую помощь по всему миру. В 1999 году эта организация была удостоена Нобелевской премии мира.

МИХАИЛ ВОЛОДИН
Первая крымская N 390, 9 СЕНТЯБРЯ/15 СЕНТЯБРЯ 2011

МирТесен

Альберт Швейцер.История жизни

Альберт Швейцер

Albert Schweitzer

ШВЕЙЦЕР, АЛЬБЕРТ (Schweitzer, Albert) (1875–1965), теолог, философ, музыкант и врач. Родился 14 января 1875 в Кайзерсберге (Верхний Эльзас, в те годы территория Германии) в семье бедного лютеранского пастора. Детство провел в деревушке Гюнсбах в долине Мюнстера (близ Кольмара), с раннего возраста учился игре на органе, посещал реальное училище в Мюнстере, гимназию в Мюльхаузене. В 1883 поступил в Страсбургский университет, где слушал лекции В.Виндельбанда. По окончании университета защитил диссертации на соискание степеней доктора философии (1899) и лиценциата теологии (1900). Габилитационную (т.е. дающую право на преподавание) работу по теологии защитил в 1902. Во время учебы регулярно наезжал в Париж, где брал уроки игры на органе и фортепьяно. В Страсбурге много играл на органе в церкви св. Вильгельма. Увлекался музыкой И.С.Баха и Р.Вагнера. Играл на органах в Берлине, Париже и других европейских городах. В 1902 был назначен помощником приходского пастора в Страсбурге, а в 1903 возглавил фонд св. Фомы. Занимался преподавательской деятельностью, читал лекции о Шопенгауэре, Гартмане, Зудермане, Гёте, Ницше и других мыслителях. Опубликовал на французском языке труд И.С.Бах – музыкант и поэт (J.S.Bach, musicien-poиte, 1905), в 1908 вышло переработанное и расширенное издание на немецком языке под названием Иоганн Себастьян Бах (Johann Sebastian Bach). Эта книга, а также История исследования жизни Иисуса (Geschichte der Leben-Jesu-Forschuung, 2-е издание 1913; первое издание вышло в 1906 под названием От Реймаруса до Вреде (Von Reimarus zu Wrede) принесли ему широкую известность.

Читать еще:  Увидеть во сне грозу и молнию. Гром и молния по соннику

В автобиографии, вышедшей в 1931, Швейцер писал: «Однажды утром в Гюнсбахе я сказал себе, что до тридцати лет считаю себя вправе читать проповеди, заниматься наукой и музыкой, но после этого рубежа посвящу себя непосредственно служению людям». Швейцер никогда не участвовал в «общественной» деятельности, мыслил себя вне существующего реального мира и не стремился его изменить; он создал собственную картину мира – такого, в каком он мог бы жить в соответствии с собственными представлениями. К тому времени, когда Швейцер достиг 30-летнего возраста, он был известным теологом, педагогом и проповедником, признанным знатоком И.С.Баха и органостроения. Тем не менее он оставил свои любимые занятия и приступил к изучению медицины. На долгие годы его лозунгом стало: «Сначала я должен вылечить людей, а уж затем нести им слово Божье». Окончив курс на медицинском факультете Страсбургского университета (1905–1912), Швейцер получил степень доктора медицины (1913, тема диссертации – Психиатрическая оценка личности Иисуса) и, собрав минимальные средства на организацию санитарной станции, отправился в Африку. В 1913 ему удалось создать больницу в селении Ламбарене на реке Огове во французской колонии Французская Экваториальная Африка (в провинции Габон, в ту пору Французское Конго, впоследствии – Республика Габон).

Во время Первой мировой войны как эльзасец, а следовательно германский подданный, был интернирован и отправлен в лагерь во Францию. В 1918 – после перехода Эльзаса – Лотарингии в состав французского государства – Швейцер принял французское гражданство. Некоторое время выступал с органными концертами и лекциями в Европе, собрал средства, позволившие ему расплатиться с долгами, поправил пошатнувшееся во французских лагерях здоровье, возобновил работу над философскими трудами. Особенно популярным Швейцер был в Швеции, где на его лекции стекалось множество людей со всех концов страны. С этого времени начался своеобразный «культ Швейцера», благодаря которому на протяжении многих лет удавалось поддерживать деятельность больницы в Ламбарене. Экономии средств способствовал подчеркнуто спартанский образ жизни Швейцера. В 1923 вышла начатая еще в Габоне книга Культура и этика, в которой мыслитель высказал главную свою идею.

Анализирую современное состояние европейской культуры, Швейцер задался вопросом, почему мировоззрение, основывающееся на жизнеутверждающем начале, из первоначально нравственного превратилось в безнравственное. «Это можно объяснить только тем, что мировоззрение это не имело подлинных корней в теоретической мысли. Идеи, породившие его, были благородны, эмоциональны, но не глубоки. Они не столько доказывали факт связи этического начала с началом жизнеутверждающим, сколько интуитивно улавливали его. Поэтому, поддерживая жизнеутверждающее и нравственное начало, теоретическая мысль не исследовала по-настоящему ни того, ни другого, ни внутренней связи между ними».

Идеей, объемлющей и жизнеутверждение и этику, стало швейцеровская концепция «благоговения перед жизнью», памятником которой стала выстроенная в Ламбарене фактически собственными руками философа больница. Швейцер писал: «Я – жизнь, которая хочет жить, в гуще других жизней, которые хотят жить». Следующее из этого «жизнеутверждение его духовный акт… в ходе которого человек перестает жить как придется и начинает с благоговением отдаваться жизни, чтобы раскрыть ее истинную ценность». «В то же время человек, отныне ставший мыслящим, испытывает потребность относиться к любой воле к жизни с тем же благоговением, что и к своей собственной. Он ощущает другую жизнь как часть своей. Благом считает он сохранять жизнь, помогать ей; поднимать до высшего уровня жизнь, способную к развитию; злом – уничтожать жизнь, вредить ей, подавлять жизнь, способную к развитию. Это и есть главный абсолютный принцип этики».

Среди других трудов, в которых он развивал эту идею, – Упадок и возрождение культуры. Философия культуры (Verfall und Wiederaufbau der Kultur. Kultur und Ethik, 1923); Мистика апостола Павла (Die Mystik des Apostels Paulus, 1930); автобиография Швейцера Из моей жизни и моих мыслей (Aus meinem Leben und Denken, 1931); Мировоззрение индийских мыслителей. Мистика и этика (Die Weltanschauung der indischen Denker. Mystik und Ethik, 1935).

Швейцер по-своему прагматично замечал, что «личный пример – не просто лучший метод убеждения, а единственный». Нередко его способность убеждать, заставлявшая людей жертвовать порой значительные суммы на поддержку больницы, вызывала раздражение и обвинения в саморекламе, желании сотворить из себя символ милосердия. В какой-то момент к нему приклеили ярлык «монстра милосердия». В феврале 1924 мыслитель вновь отправился в Африку. Полностью разрушенную больницу пришлось строить заново и в другом месте, однако на этот раз у Швейцера было больше добровольных помощников. Вскоре прибыло несколько врачей и медсестер из Европы. Все, кто прибывал в Ламбарене, отказывались получать жалованье или какое-либо другое вознаграждение. К 1927 была выстроена новая больница, которая могла принять гораздо большее количество больных. Вскоре селение Ламбарене приобрело мировую известность, а Швейцер с горечью констатировал, что «истину тоже приходится организовывать».

В июле 1927 Швейцер вернулся в Европу, где продолжил чтение лекций и концертную деятельность. В Европе его ожидало признание, присуждение почетных премий и званий крупнейшими университетами. На Гётевскую премию Швейцер построил дом в Гюнсбахе, который стал местом отдыха персонала Ламбарене, а впоследствии мемориалом мыслителя. В течение 1930-х годов он неоднократно выезжал в Африку, следя за постоянно расширявшейся больницей, превратившейся в крупный лечебный стационар. Несмотря на тяжести военного времени, больница Швейцера пережила Вторую мировую войну, продолжая работать в прежнем режиме. Швейцер смог вернуться в Европу только в 1948, пробыв в Ламбарене десять долгих лет. В 1949 по приглашению Чикагского университета посетил США. В 1950-х годах мыслитель начал пользоваться поистине мировой известностью – его именем называли учебные заведения, улицы и даже корабли. В 1953 Швейцер стал лауреатом Нобелевской премии мира 1952 года, на полученные средства построил рядом с Ламбарене деревушку для прокаженных. В 1957 выступил с «Обращением к человечеству», призвав правительства прекратить испытания ядерного оружия, и в дальнейшем не прекращал напоминать об атомной угрозе. После того как Швейцер в 1959 навсегда уехал в Ламбарене, больничный городок стал местом паломничества множества людей со всего мира.

Альберт Швейцер: биография, книги, цитаты

Выдающийся гуманист, философ, врач Альберт Швейцер всей своей жизнью показал пример служения человечеству. Он был разносторонней личностью, занимался музыкой, наукой, богословием. Его биография полна интересных фактов, а цитаты из книг Швейцера поучительны и афористичны.

Ранние годы и семья

Альберт Швейцер появился на свет в религиозной семье 14 января 1875 года. Его отец был пастором, мать – дочерью пастора. С раннего детства Альберт ходил на службы в лютеранский храм и всю жизнь любил простоту обрядов этой ветви христианства. В семье было четверо детей, Альберт был вторым по счету ребенком и старшим сыном. Детство свое он провел в небольшом городке Гюнсбахе. По его воспоминаниям, это было очень счастливое время. В 6 лет его отдали в школу, и нельзя сказать, что это было для него удовольствием. В школе он учился посредственно, самых больших успехов он достиг в музыке. В семье велось много разговоров на религиозные темы, отец рассказывал детям историю христианства, каждое воскресенье Альберт ходил на службы отца. Уже в раннем возрасте у него возникло много вопросов о сути религии.

Читать еще:  К чему снится что хотят украсть. Украсть во сне к чему снится

Семья Альберта имела не только глубокие религиозные, но и музыкальные традиции. Его дед был не только пастором, но и играл на органе, сам конструировал эти музыкальные инструменты. Швейцер приходился близким родственником известного впоследствии философа Ж.-П. Сартра.

Образование

Альберт сменил несколько школ, пока не попал в Мюльхаузен в гимназию, где встретил «своего» учителя, он смог вдохновить мальчика на серьезные занятия. И в несколько месяцев Швейцер из последних учеников стал первым. Он все годы учебы в гимназии продолжал систематически заниматься музыкой под надзором тети, у которой проживал. Также он начал очень много читать, эта страсть сохранилась у него на всю жизнь.

В 1893 году, окончив гимназию, Швейцер поступает в Страсбургский университет, который переживал время расцвета. Здесь работало много молодых ученых, проводились перспективные исследования. Альберт поступает сразу на два факультета: богословский и философский, а также посещает курс по теории музыки. Швейцер не мог оплачивать образование, ему нужна была стипендия. Для того чтобы уменьшить срок обучения, он отправляется добровольцем в армию, это давало возможность получить ученую степень в более короткие сроки.

В 1898 году Альберт оканчивает университет, он так блестяще сдает экзамены, что получает специальную стипендию сроком на 6 лет. За это он обязан защитить диссертацию или должен будет вернуть деньги. Он со страстью приступает к изучению философии Канта в парижском университете Сорбонна и уже через год получает степень доктора, написав блестящую работу. На следующий год он защищает диссертацию по философии, а еще чуть позже получает звание лиценциата по теологии.

Путь в трех направлениях

После получения ученой степени перед Швейцером открываются блестящие возможности в науке и преподавании. Но Альберт принимает неожиданное решение. Он становится пастором. В 1901 году выходят первые книги Швейцера по богословию: книга о жизни Иисуса, работа о Тайной вечери.

В 1903 году Альберт получает место профессора теологии в колледже св. Фомы, уже через год он становится директором этого учебного заведения. Одновременно Швейцер продолжает заниматься научными изысканиями и становится крупным исследователем творчества И. Баха. Но Альберт при такой фантастической занятости продолжал думать о том, что не исполнил своего предназначения. Еще в 21 год он дал себе клятву в том, что до 30 лет он будет заниматься теологией, музыкой, наукой, а потом начнет служить человечеству. Он считал, что все полученное им в жизни требует возврата в мир.

Медицина

В 1905 году Алберт прочитал в газете статью о том, что в Африке катастрофически не хватает врачей, и тут же принял важнейшее решение в своей жизни. Он оставляет работу в колледже и поступает в медицинский колледж Страсбургского университета. Чтобы платить за обучение, он активно дает органные концерты. Так Альберт Швейцер, биография которого резко меняется, начинает свое «служение человечеству». В 1911 году он окончил колледж и устремился своему новому пути.

Жизнь во благо других

В 1913 году Альберт Швейцер уезжает в Африку для организации больницы. Он имел минимальные средства для создания миссии, которые предоставила миссионерская организация. Швейцеру пришлось влезть в долги, чтобы приобрести хотя бы минимальный набор необходимого оборудования. Потребность в медицинской помощи в Ламбарене была огромной, только за первый год Альберт принял 2000 больных.

В 1917 году, во время Первой мировой войны, Швейцера отправили, как подданного Германии, во Французские лагеря. И после окончания войны он еще 7 лет был вынужден оставаться в Европе. Он работал в Страсбургской больнице, выплачивал долги за миссию и собирал деньги на возобновление работы в Африке, давая органные концерты.

В 1924 году он смог вернуться в Ламбарене, где нашел вместо больницы руины. Пришлось начинать все сначала. Постепенно усилиями Швейцера больничный комплекс превратился в целое поселение из 70 строений. Альберт старался завоевать доверие туземцев, поэтому комплекс больницы строился по принципам местных населенных пунктов. Периоды работы в больнице Швейцеру приходилось чередовать с европейскими периодами, во время которых он выступал с лекциями, давал концерты и собирал деньги.

В 1959 году он навсегда поселился в Ламбарене, туда к нему потянулись паломники и волонтеры. Швейцер прожил долгую жизнь и умер в возрасте 90 лет в Африке. Дело его жизни, госпиталь, перешло к его дочери.

Философские воззрения

В годы Первой мировой войны и Швейцер начинает задумываться об этических основаниях жизни. Постепенно, в течение нескольких лет он формулирует собственную философскую концепцию. Этика строится на высшей целесообразности и справедливости, она есть стержень мироздания, считает Альберт Швейцер. «Культура и этика» — труд, в котором философ излагает свои базовые представления о мироустройстве. Он считает, что миром движет этический прогресс, что человечеству нужно отринуть декадентские представления и «возродить» истинное человеческое «Я», только так можно преодолеть кризис, в котором находится современная цивилизация. Швейцер, будучи глубоко религиозным человеком, никого не осуждал, а только жалел и старался помочь.

Книги А. Швейцера

За свою жизнь Альберт Швейцер написал немало книг. Среди них есть труды по теории музыки, по философии, этике, антропологии. Немало трудов он посвятил описанию идеала человеческой жизни. Он видел его в отказе от войн и построении общества на этических принципах взаимодействия людей.

Главный принцип, который декларировал Альберт Швейцер: «Благоговение перед жизнью». Постулат впервые был изложен в книге «Культура и этика», а впоследствии не раз расшифровывался в других трудах. Оно заключается в том, что человек должен стремиться к самосовершенствованию и самоотречению, а также испытывать «беспокойство постоянной ответственности». Сам философ стал ярчайшим примером жизни в соответствии с этим принципом. Всего за свою жизнь Швейцер написал более 30 сочинений и множество статей и лекций. Сейчас многим известные такие его работы, как:

  • «Философия культуры» в 2 частях;
  • «Христианство и мировые религии»;
  • «Религия в современной культуре»
  • «Проблема мира в современном мире».

Награды

Гуманист Альберт Швейцер, книги которого до сих пор считаются образцом «этики будущего», не раз получал различные награды и премии, которые всегда тратил на благо своей больницы и африканских жителей. Но самой важной его наградой стала Нобелевская премия мира, которую он получил в 1953 году. Она позволила ему оставить поиски денег и сосредоточиться на помощи больным в Африке. На премию он отстроил в Габоне лепрозорий и многие годы лечил больных. В своей речи на вручении Нобелевской премии Швейцер призывал людей перестать воевать, отказаться от ядерного оружия и сосредоточиться на поиске в себе Человека.

Высказывания и цитаты

Альберт Швейцер, цитаты и высказывания которого являются настоящей этической программой, много размышлял о предназначении человека и о том, как сделать мир лучше. Он говорил: «Мои знания пессимистичны, а вера – оптимистична». Это помогало ему быть реалистом. Он считал, что «Личный пример – это единственный метод убеждения» и своей жизнью убеждал людей в необходимости быть сострадательными и ответственными.

Личная жизнь

Альберт Швейцер был счастливо женат. С женой он познакомился еще в 1903 году. Она стала верной соратницей мужа в его служении людям. Елена окончила курсы медсестер и работала вместе со Швейцером в госпитале. У пары родилась дочь Рена, которая продолжила дело родителей.

Источники:

http://www.c-cafe.ru/days/bio/57/028_57.php
http://s30556663155.mirtesen.ru/blog/43146174174
http://fb.ru/article/263853/albert-shveytser-biografiya-knigi-tsitatyi

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector