Воспитание детей: Пять практических правил для родителей-христиан. «Крестьянские дети» Николай Некрасов

Н.А. Некрасов “Крестьянские дети”

Разделы: Литература

Тип урока: изучение нового материала.

  • учить школьников анализировать поэтическое произведение
  • учить выразительному чтению стихотворения с соблюдением логических ударений, пауз, интонаций
  • формировать представление об историческом прошлом
  • учить работать с произведением, ориентироваться в тексте
  • учить рассуждать
  • обогащать словарный запас учащихся.
  • пробуждать интерес к истории своей Родины
  • развивать познавательную активность детей
  • развивать самостоятельность учащихся
  • развивать устную речь учащихся
  • формировать чувство сопричастности к историческому прошлому нашей Родины
  • воспитывать патриотизм
  • прививать интерес к книге, к чтению
  • раскрыть нравственный смысл произведения
  • воспитывать эстетические чувства
  • прививать навыки умственного труда.

I. Орг.момент.

II. Индивидуальные домашние задания.

Заранее предложим нескольким ученикам подготовить сообщение о детстве Н.А.Некрасова (слайд 2,3,4); творчество Н.А.Некрасова (слайд 5,6,7,8).

Учитель предлагает детям карточки с текстами. Задание может варьироваться в зависимости от уровня литературного развития ученика.

  • Пересказать текст, соблюдая стилистические особенности.
  • Пересказать текст.
  • Прочитать текст выразительно.

III. Первичное знакомство с текстом. (Слайд 9)

Стихотворение читает учитель. После небольшой паузы предложим детям высказать свои первые впечатления. Важно прояснить, что они поняли, что не поняли; что заставило улыбнуться, что задуматься; какими вами можно охарактеризовать интонации стихотворения (доверительные, восторженные, торжественные); что интересного заметили ребята в стихотворении. Если школьники приучены к подобной рефлексии, то они уже после первого прочтения делают множество наблюдений, что весьма способствует качественному анализу текста.

Анализ стихотворения «Крестьянские дети»

Анализ стихотворения начнем с композиции: выяснение ее особенностей поможет понять содержание.

– Мы уже с вами заметили, что «Однажды, в студеную зимнюю пору…» является частью большого произведения «Крестьянские дети». Подумайте, из каких же частей состоит это стихотворение. (Если ученики затрудняются, поможем им вопросами).

– С чего начинается стихотворение?

(Рассказчик повествует о случае, который произошел с ним на охоте).

– До каких слов идет рассказ об этом?

(«…Так рядом с Гаврилой…-т «Услышит. Молчи!»)

– Это значит, что со слов после черты «О, милые плуты! Кто часто их виде…» идет совсем другая часть, другая тема. Но закончен ли на этом рассказ о случае на охоте?

(Дети ответят, что в конце стихотворения после горизонтальной черты автор вновь возвращается к этому случаю словами: «Теперь нам пора возвратиться к началу».)

Итак, рассказчик говорит, что он задремал в сарае, потом проснулся и увидел, что за ним наблюдают крестьянские дети. Сначала они боялись барина, но постепенно осмелели.

– Что стал делать рассказчик? Чем он развеселил детей?

(Собака рассказчика по кличке Фингал стала выполнять команды не только хозяина, но и крестьянских детишек, и сарай сразу превратился в цирковую арену.

Обширная область собачьей науки
Ему в совершенстве знакома была;
Он начал такие выкидывать штуки,
Что публика с места сойти не могла,
Дивятся, хохочут! Уж тут не до страха!)

-Чем закончилось неожиданное представление? Прочитайте.

– Итак, мы увидели, что начало и конец стихотворения рассказывают нам о встрече охотника с крестьянскими детьми. В какой ситуации возможен подобный рассказ? Каковы интонации рассказчика? К кому он может быть обращен, кто слушатели этой истории?

Важно, чтобы ребята представили себе непринужденную атмосферу вечерней дружеской беседы в помещичьем доме, когда в гостях у хозяина собираются его друзья и рассказывают друг другу различные истории, которые приключались с ними в жизни и на охоте. Для чего это необходимо? Чтобы уяснить позицию рассказчик – слушатели.

На доске или в тетрадях можно оформить таблицу. Будем заполнять ее по ходу анализа.

– История встречи с детьми – как красивая рама большой картины. Как вы думаете, с чем еще можно сравнить строение этого стихотворения?

Дети могут предположить, что стихотворение похоже на матрешку или сравнить с домиком, где начало и конец – стены, а в нутрии есть комнаты. Мы рассмотрим образ дома. У нас есть стены дома – начало и конец. Посмотрим, что же внутри этого дома.

Попросим выступить учеников, выполнявших индивидуальные домашние задания.

Их сообщения дадут ребятам толчок к дальнейшему осмыслению содержания стихотворения.

  1. Дети читают текст.(Слайд 11)

– Почему автор называет крестьянских детей «милые плуты»?

(Автор называет так детей потому, что они хитрят, плутуют, но их плутовство наивно, в нем нет злого умысла.)

– «О милые плуты!»- этими словами автор обращается к детям или это риторическое восклицание?

– В первом отрывке рассказчик- охотник рассказывает историю встречи с детьми своим друзьям. Изменяется ли образ рассказчика? К кому он обращается в этом отрывке?

Первое, что заметят дети, – меняется адресат. В тексте он назван: «читатель», причем читатель, скорее всего, из привилегированного сословия – автор предполагает, что он может относиться к крестьянским детям как к людям «низкого рода».

Образ рассказчика тоже становится совершенно иным: перед нами журналист. С публицистическим пафосом обращающихся к публике, высказывающий мнение, которое в те годы противоречило устоявшейся в обществе традиции: «…Я все-таки должен сознаться открыто, // Что часто завидую им…»

– Почему рассказчик завидует крестьянским детям? Что значит фраза «в их жизни так много поэзии слито»? (Слайд 12)

– Кого автор называет «балованными детками»?

– Как вы понимаете строки: « Счастливый народ! Ни науки, ни неги // Не ведают в детстве они»?

2.Читаем следующий отрывок со слов: «Я делывал с ними грибные набеги…» до слов: «Должно быть, за подвиги славы мы ждали».

– Кто «делывал с ними грибные набеги»?

( Рассказчик, когда он был мальчиком. Сделать этот вывод нам помогают прозвучавшие рассказы о детстве Некрасова.)

– Что значит «грибные набеги»? Почему автор употребляет слово «делывал»? Какой у него смысловой оттенок?

– О какой ситуации говорится в первых четырех строчках этого отрывка? (Слайд 10)

Я делывал с ними грибные набеги:
Раскапывал листья, обшаривал пни,
Старался приметить грибное местечко,
А утром не мог ни за что отыскать.

(Рассказчик сопоставляет себя с детьми: он, дворянский сын, не мог сравниться в смекалке и наблюдательности с детьми крестьян: они легко находили на следующий день замеченные раньше грибные места, а рассказчик нет.)

– Савося – уменьшительное имя. Как будет звучать это имя полностью?

– Почему дети клали змей на перила моста?

(В русских народных сказках богатыри сражаются со змеем Горынычем. Может быть, дети губили змей под впечатлением сказок, желая подвигов и славы.)

3. Третий отрывок со слов: «У нас же дорога большая была…» до слов: «Что новый прохожий, то новый рассказ…»

– Как вы понимаете значения слов вологжанин, лудильщик, портной, шерстобит?

(Вологжанин – житель города Вологды. Лудильщик – рабочий, который лудит(покрывает специальным сплавом олова) посуду. Портной – мастер по шитью одежды. Шерстобит – работник, который обрабатывает шерсть, чтобы она становилась мягкой.) (Слайд 13)

– Когда автор пишет о том, кто шел или ехал по дороге, то строки становятся короче. Потом, когда говорится об отдыхе, строки вновь удлиняются. Как вы думаете, почему?

Читать еще:  Дева – Тигр.

– Почему крестьянских детей так интересовали рассказы прохожего люда?

Этот вопрос может показаться излишним, но ответ на него должен обязательно прозвучать: многие современные дети с трудом представляют, что когда – то не было ни телевидения, ни радио, ни компьютеров и дорога была единственным способом узнать о мире и о жизни.

– Как вы понимаете такие строки: «Иной подгуляет, так только держися – // Начнет с Волочка, до Казани дойдет!»?

(Если человек «подгуляет» (выпьет вина, но не напьется!), то в кураже он рассказывает обо всем, что видел, о народах, населяющих города и веси России: «начнет с Волочка» ( с жителей Вышнего Волочка Тверской губернии), затем с шутками расскажет о всех народах Поволжья до Казани.)

– Какое значение имела проходящая через село дорога для крестьянских ребятишек?

4. Следующий отрывок со слов: «Ух, жарко. До полдня грибы собирали» до слов: «… Бояться смиреной лошадки своей?»

Мы видим, что автор снова возвращает нас в один из летних дней, когда он с крестьянскими детишками собирал грибы.

– Чем закончился поход за грибами?

– Что делают дети, вернувшись домой?

5. От «Грибная пора отойти не успела…» до «Живого в деревню тащат с торжеством…».

– Объясните смысл слов и выражений: «чернехоньки губы у всех, // Набили оскому: черница поспела!», «взлетит ли тетеря // Закокав птенцам».

– Подсчитайте количество предложений в этом отрывке. Определите вид этих предложений по интонации.

(Из шести предложений четыре – восклицательные.)

– Какое настроение передает нам поэт с помощью этого отрывка?

6. От «- Довольно, Ванюша! гулял ты немало…» до «Ванюша в деревню въезжает царем…».

– Расскажите с помощью этого отрывка, что необходимо сделать, чтобы вырастить хлеб.

– Объясните значения слов серп, сноп, рига, цеп, навьют сенца.

(Рига – сарай для сушки снопов и молотьбы. Навить сено – накладывать сено. Просушенное сено накладывают, высоко навивают на воз, ребенок влезает на самый верх и « в деревню въезжает царем».)

-Почему труд оборачивается к Ванюше сначала «нарядной своей стороной»?

(Под «нарядной стороной труда» автор подразумевает радость от красивой и дружной физической работы, от возделывания земли, которая приносит богатый урожай…)

7. Читаем следующий отрывок, в котором вновь звучит голос публициста.

От «Однако же зависть в дворянском дитяти…» до «Зато ему рано знакомы труды…»

– Как вы понимаете выражение «в дворянском дитяти»? С какой интонацией надо произнести это выражение: серьезно, любовно, иронично?

– Автор хочет сказать , что, прочитав описание крестьянского детства, дворянский ребенок может позавидовать крестьянам. Что делает автор, чтобы читатель представил себе не только нарядную сторону жизни крестьянских детей?

– Как вы понимаете выражение «две стороны одной медали»? Как использует это выражение автор?

– Подберите синонимы к словам положим, сгибнуть, гарцует.

– Поставьте логические ударения в строках:

«… Но вырастет он, если Богу угодно, // А сгибнуть ничто не мешает ему».

8. От « Однажды, в студеную зимнюю пору…» до «В которых так много любви!».

– Описание встречи рассказчика и мальчика Власа вам известно из уроков литературного чтения в начальной школе. Что в этом отрывке для вас нового?

– Почему рассказчику сначала кажется, что « как будто все это картонное было», что он попал в детский театр?

– Почему рассказчик убеждается в том, что «все настоящее русское было»?

-Как вы понимаете выражения «зимнего солнца холодный огонь», «что русской душе так мучительно мило»? Какой литературный прием использован в этих выражениях?

Если дети еще не знают термина антитеза, можно использовать понятное им слово противопоставление.

-Найдите противопоставление в двух последних строках этого отрывка.

…Те честные мысли, которым нет воли,
Которым нет смерти – дави не дави,
В которых так много и злобы и боли,
В которых так много любви!

– Как вы думаете , что за мысли мучают автора? Почему в них соединяются и злоба, и боль, и любовь? Как эти мысли выражены поэтом в прочитанном нами стихотворении «На Волге»?

Важно, чтобы ученики поняли, что мысли о крестьянских детях, об их дальнейшей судьбе вызывают у поэта мысль о судьбе России и всего русского народа. Любовь к России смешивается с мучительным чувством боли за нее.

9. Читаем и комментируем последний отрывок. (Слайд 14,15,16)

От «…Играйте же, дети! Растите на воле. » до «…Проводит вас в недра землицы родной. »

– К кому обращается поэт в этих строках? Как меняется образ рассказчика? Кого мы видим перед собой: охотника в гостиной, журналиста или кого еще?

– Как вы понимаете выражения: красное детство, скудное поле, хлеб трудовой, обаянье поэзии детства?

-Как вы думаете, какое «вековое наследство» призывает хранить поэт?

(«Вековое наследство»- это лучшие традиции народа: любовь к родине, к родной земле, ощущение ее красоты, радость жизни, радость трудиться и растить хлеб.)

– Мы прочитали текст стихотворения, который находится внутри нашего «дома», то есть между началом и концом, где рассказывается о встрече охотника с крестьянскими детьми. Мы увидели, что этот текст состоит из нескольких частей. Сколько крупных частей в этом тексте? На каком приеме они построены?

Предыдущая работа поможет ребятам увидеть две большие части(можно сказать – «комнаты», если продолжать метафору дома): светлую, «нарядную» сторону жизни и трудную, тяжелую сторону.

Светлая сторона: 1-6-й отрывки.

Трудная сторона: 7-8-й отрывки.

Девятый отрывок- кульминационное обращение к детям- в этом контексте можно сравнить с крышей, которая венчает наш дом.

Домашнее задание

Разделим между учениками девять прочитанных отрывков и предложим каждому приготовить выразительное чтение. Четырем сильным ученикам поручим подготовить выразительное чтение и комментарии к первой и четвертой частям стихотворения: по два ученика на каждый отрывок.

Крестьянские дети

Опять я в деревне. Хожу на охоту,
Пишу мои вирши — живется легко.
Вчера, утомленный ходьбой по болоту,
Забрел я в сарай и заснул глубоко.
Проснулся: в широкие щели сарая
Глядятся веселого солнца лучи.
Воркует голубка; над крышей летал,
Кричат молодые грачи;
Летит и другая какая-то птица —
По тени узнал я ворону как раз;
Чу! шепот какой-то… а вот вереница
Вдоль щели внимательных глаз!
Всё серые, карие, синие глазки —
Смешались, как в поле цветы.
В них столько покоя, свободы и ласки,
В них столько святой доброты!
Я детского глаза люблю выраженье,
Его я узнаю всегда.
Я замер: коснулось души умиленье…
Чу! шепот опять!

П е р в ы й г о л о с

А барин, сказали.

Потише вы, черти!

У бар бороды не бывает — усы.

А ноги-то длинные, словно как жерди.

Ч е т в е р т ы й

А вона на шапке, гляди-тко,— часы!

Ай, важная штука!

Чай, дорого стоит?

Как солнце горит!

А вона собака — большая, большая!
Вода с языка-то бежит.

Читать еще:  Чтобы парень пришел домой заговор. Сильный заговор чтобы вернуть мужа домой

Ружье! погляди-тко: стволина двойная,
Замочки резные…

Т р е т и й
_(с испугом)

Ч е т в е р т ы й

Молчи, ничего! постоим еще, Гриша!

Испугались шпионы мои
И кинулись прочь: человека заслыша,
Так стаей с мякины летят воробьи.
Затих я, прищурился — снова явились,
Глазенки мелькают в щели.
Что было со мною — всему подивились
И мой приговор изрекли:
— Такому-то гусю уж что за охота!
Лежал бы себе на печи!
И видно не барин: как ехал с болота,
Так рядом с Гаврилой. — «Услышит, молчи!»

О милые плуты! Кто часто их видел,
Тот, верю я, любит крестьянских детей;
Но если бы даже ты их ненавидел,
Читатель, как «низкого рода людей»,—
Я все-таки должен сознаться открыто,
Что часто завидую им:
В их жизни так много поэзии слито,
Как дай Бог балованным деткам твоим.
Счастливый народ! Ни науки, ни неги
Не ведают в детстве они.
Я делывал с ними грибные набеги:
Раскапывал листья, обшаривал пни,
Старался приметить грибное местечко,
А утром не мог ни за что отыскать.
«Взгляни-ка, Савося, какое колечко!»
Мы оба нагнулись, да разом и хвать
Змею! Я подпрыгнул: ужалила больно!
Савося хохочет: «Попался спроста!»
Зато мы потом их губили довольно
И клали рядком на перилы моста.
Должно быть, за подвиги славы мы ждали.
У нас же дорога большая была:
Рабочего звания люди сновали
По ней без числа.
Копатель канав вологжанин,
Лудильщик, портной, шерстобит,
А то в монастырь горожанин
Под праздник молиться катит.
Под наши густые старинные вязы
На отдых тянуло усталых людей.
Ребята обступят: начнутся рассказы
Про Киев, про турку, про чудных зверей.
Иной подгуляет, так только держися —
Начнет с Волочка, до Казани дойдет”
Чухну передразнит, мордву, черемиса,
И сказкой потешит, и притчу ввернет:
«Прощайте, ребята! Старайтесь найпаче
На Господа Бога во всем потрафлять:
У нас был Вавило, жил всех побогаче,
Да вздумал однажды на Бога роптать,—
С тех пор захудал, разорился Вавило,
Нет меду со пчел, урожаю с земли,
И только в одном ему счастие было,
Что волосы из носу шибко росли. »
Рабочий расставит, разложит снаряды —
Рубанки, подпилки, долота, ножи:
«Гляди, чертенята!» А дети и рады,
Как пилишь, как лудишь — им все покажи.
Прохожий заснет под свои прибаутки,
Ребята за дело — пилить и строгать!
Иступят пилу — не наточишь и в сутки!
Сломают бурав — и с испугу бежать.
Случалось, тут целые дни пролетали,—
Что новый прохожий, то новый рассказ…

Ух, жарко. До полдня грибы собирали.
Вот из лесу вышли — навстречу как раз
Синеющей лентой, извилистой, длинной,
Река луговая; спрыгнули гурьбой,
И русых головок над речкой пустынной
Что белых грибов на полянке лесной!
Река огласилась и смехом и воем:
Тут драка — не драка, игра — не игра…
А солнце палит их полуденным зноем.
— Домой, ребятишки! обедать пора.—
Вернулись. У каждого полно лукошко,
А сколько рассказов! Попался косой,
Поймали ежа, заблудились немножко
И видели волка… у, страшный какой!
Ежу предлагают и мух, и козявок,
Корней молочко ему отдал свое —
Не пьет! отступились…

Кто ловит пиявок
На лаве, где матка колотит белье,
Кто нянчит сестренку, двухлетнюю Глашку,
Кто тащит на пожню ведерко кваску,
А тот, подвязавши под горло рубашку,
Таинственно что-то чертит по песку;
Та в лужу забилась, а эта с обновой:
Сплела себе славный венок,
Всё беленький, желтенький, бледно-лиловый
Да изредка красный цветок.
Те спят на припеке, те пляшут вприсядку.
Вот девочка ловит лукошком лошадку —
Поймала, вскочила и едет на ней.
И ей ли, под солнечным зноем рожденной
И в фартуке с поля домой принесенной,
Бояться смиренной лошадки своей?.

Грибная пора отойти не успела,
Гляди — уж чернехоньки губы у всех,
Набили оскому: черница поспела!
А там и малина, брусника, орех!
Ребяческий крик, повторяемый эхом,
С утра и до ночи гремит по лесам.
Испугана пеньем, ауканьем, смехом,
Взлетит ли тетеря, закокав птенцам,
Зайчонок ли вскочит — содом, суматоха!
Вот старый глухарь с облинялым крылом
В кусту завозился… ну, бедному плохо!
Живого в деревню тащат с торжеством…

— Довольно, Ванюша! гулял ты немало,
Пора за работу, родной!—
Но даже и труд обернется сначала
К Ванюше нарядной своей стороной:
Он видит, как поле отец удобряет,
Как в рыхлую землю бросает зерно,
Как поле потом зеленеть начинает,
Как колос растет, наливает зерно;
Готовую жатву подрежут серпами,
В снопы перевяжут, на ригу свезут,
Просушат, колотят-колотят цепами,
На мельнице смелют и хлеб испекут.
Отведает свежего хлебца ребенок
И в поле охотней бежит за отцом.
Навьют ли сенца: «Полезай, постреленок!»
Ванюша в деревню въезжает царем…

Однако же зависть в дворянском дитяти
Посеять нам было бы жаль.
Итак, обернуть мы обязаны кстати
Другой стороною медаль.
Положим, крестьянский ребенок свободно
Растет, не учась ничему,
Но вырастет он, если Богу угодно,
А сгибнуть ничто не мешает ему.
Положим, он знает лесные дорожки,
Гарцует верхом, не боится воды,
Зато беспощадно едят его мошки,
Зато ему рано знакомы труды…

Однажды, в студеную зимнюю пору,
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах… а сам с ноготок!
— Здорово, парнище!— «Ступай себе мимо!»
— Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки?— «Из лесу, вестимо;
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».
(В лесу раздавался топор дровосека.)
— А что, у отца-то большая семья?
«Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я. »
— Так вон оно что! А как звать тебя?— «Власом».
— А кой тебе годик?— «Шестой миновал…
Ну, мертвая!» — крикнул малюточка басом,
Рванул под уздцы и быстрей зашагал.
На эту картину так солнце светило,
Ребенок был так уморительно мал,
Как будто все это картонное было,
Как будто бы в детский театр я попал!
Но мальчик был мальчик живой, настоящий,
И дровни, и хворост, и пегонький конь,
И снег, до окошек деревни лежащий,
И зимнего солнца холодный огонь —
Все, все настоящее русское было,
С клеймом нелюдимой, мертвящей зимы,
Что русской душе так мучительно мило,
Что русские мысли вселяет в умы,
Те честные мысли, которым нет воли,
Которым нет смерти — дави не дави,
В которых так много и злобы и боли,
В которых так много любви!

Играйте же, дети! Растите на воле!
На то вам и красное детство дано,
Чтоб вечно любить это скудное поле,
Чтоб вечно вам милым казалось оно.
Храните свое вековое наследство,
Любите свой хлеб трудовой —
И пусть обаянье поэзии детства
Проводит вас в недра землицы родной.

Читать еще:  Богослужения в храме иоанна предтечи. Храм Иоанна Предтечи на Пресне: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

Теперь нам пора возвратиться к началу.
Заметив, что стали ребята смелей,—
«Эй, воры идут!— закричал я Фингалу:—
Украдут, украдут! Ну, прячь поскорей!»
Фингалушка скорчил серьезную мину,
Под сено пожитки мои закопал,
С особым стараньем припрятал дичину,
У ног моих лег — и сердито рычал.
Обширная область собачьей науки
Ему в совершенстве знакома была;
Он начал такие выкидывать штуки,
Что публика с места сойти не могла.
Дивятся, хохочут! Уж тут не до страха!
Командуют сами!— «Фингалка, умри!»
— Не засти, Сергей! Не толкайся, Кузяха,—
«Смотри — умирает — смотри!»
Я сам наслаждался, валяясь на сене,
Их шумным весельем. Вдруг стало темно
В сарае: так быстро темнеет на сцене,
Когда разразиться грозе суждено.
И точно: удар прогремел над сараем,
В сарай полилась дождевая река,
Актер залился оглушительным лаем,
А зрители дали стречка!
Широкая дверь отперлась, заскрипела,
Ударилась в стену, опять заперлась.
Я выглянул: темная туча висела
Над нашим театром как раз.
Под крупным дождем ребятишки бежали
Босые к деревне своей…
Мы с верным Фингалом грозу переждали
И вышли искать дупелей.

Некрасов, «Крестьянские дети»: анализ и краткое содержание произведения

Николай Алексеевич Некрасов – новое течение в истории русской литературы. Он первый ввел тему простого народа и наполнил рифмы разговорными оборотами. Появился быт простолюдинов, так зародился новый стиль. Николай Алексеевич стал первооткрывателем в русле сочетания лирики и сатиры. Он осмелился сменить само ее содержание. «Крестьянские дети» Некрасовым были написаны в 1861 году в Грешнево. Сарай, в котором спал рассказчик, вероятнее всего, находился в Шоде, под домом Гавриила Захарова (его в произведении узнают дети). Во время написания поэт носил бороду, что было редкостью для вельмож, поэтому дети поставили под сомнение его происхождение.

Богатый образ крестьянских детей

Будущий писатель родился в простой, небогатой, но уважаемой семье. Ребенком он часто играл со сверстниками. Ребята не воспринимали его как высшего и барина. Некрасов никогда не отказывался от простой жизни. Ему было интересно познавать новые миры. Поэтому, наверное, он один из первых ввел образ простого человека в высокую поэзию. Именно Некрасов заметил прекрасное в деревенских образах. Позже его примеру последовали и другие писатели.

Несмотря на все проблемы, они счастливы в своем уголке рая. Автор говорит, что таких ребят нечего жалеть и ненавидеть, им нужно завидовать, ведь дети богачей не имеют такого колорита и свободы.

Введение в поэму через сюжет

Стихотворение Некрасова «Крестьянские дети» начинается с описания нескольких предыдущих дней. Рассказчик охотился и уставший забрел в сарай, где и заснул. Его разбудило солнце, что пробивалось в щели. Он услышал голоса птиц и узнал голубей и грачей. По тени узнал ворону. В щель на него смотрели глаза разного цвета, в которых были покой, ласка и доброта. Он понял, что это взгляды детей.

Поэт уверен, что такие глаза могут быть только у деток. Они тихо между собой комментировали то, что видели. Один смотрел на бороду и длинные ноги рассказчика, другой на большую собаку. Когда мужчина, вероятно сам Некрасов, открыл глаза, дети бросились прочь, как воробьи. Как только поэт опустил веки, появились снова. Далее заключили, что он не барин, ведь не лежит на печи и ехал с болота.

Размышления автора

Далее Некрасов отрывается от сюжетной линии и предается размышлениям. Он признается в своей любви к детям и говорит, что даже те, кто воспринимает их как «низкого рода людей», все равно когда-то им завидовали. В жизни бедноты больше поэзии, говорит Некрасов. Крестьянские дети делали вместе с ним грибные набеги, клали змей на перилах моста и ждали реакции прохожих.

Будни крестьянских детей

Далее писатель ведет читателя к реке. Там кипит бурная жизнь. Кто купается, кто делится рассказами. Какой-то мальчик ловит пиявок «на лаве, где матка колотит белье», другой смотрит за младшей сестренкой. Одна девочка делает венок. Другая привлекает лошадь и скачет на ней верхом. Жизнь полна радости.

Самый яркий персонаж поэмы

Следующую часть поэмы часто ошибочно считают отдельным произведением.

Рассказчик «в студеную зимнюю пору» видит воз с хворостом, лошадь ведет маленький человечек. Он в большой шапке и огромных сапогах. Это оказался ребенок. Автор поздоровался, на что мальчик ответил, чтобы тот проходил. Некрасов спрашивает, что он тут делает, ребенок отвечает, что возит дрова, которые рубит отец. Парнишка помогает ему, поскольку в их семье только два мужика, отец и он. Поэтому это все похоже на театр, но мальчик реальный.

Завершение сюжетной линии

Далее автор отрывается от воспоминаний и продолжает сюжет, с которого начинал поэму. Дети стали более смелые, и он закричал собаке по кличке Фингал, что приближаются воры. Нужно прятать пожитки, сказал псу Некрасов. Крестьянские дети были в восторге от навыков Фингала. Собака с серьезной мордой спрятала все добро в сено. Особенно она старалась над дичью, затем легла в ноги хозяина и зарычала. Далее дети стали сами давать команды псу.

Рассказчик наслаждался картиной. Стало темно, приблизилась гроза. Прогремел гром. Упал дождь. Зрители бежали. Босоногие дети мчались к домам. Некрасов остался в сарае и переждал дождь, а потом с Фингалом пошел искать дупелей.

Образ природы в стихотворении

Невозможно не воспеть богатство и красоту русской природы. Поэтому наряду с темой любви к детям произведение Некрасова «Крестьянские дети» прославляет прелести жизни за серыми стенами города.

Важна роль хлеба в поэме. Через взгляд одного из мальчишек рассказчик передает всю святость выращивания зерна. Он описывает весь процесс от бросания семени в землю до выпечки хлеба на мельнице. Стихотворение Некрасова «Крестьянские дети» призывает вечно любить поле, что дает силу и трудовой хлеб.

Присутствие природы добавляет поэме мелодичности.

Тяжелая жизнь некрасовских детей

Судьба крестьянских детей намертво привязана к труду на земле. Сам автор говорит, что они рано познают труды. Так, Николай Алексеевич приводит в пример маленького мальчика, который рано повзрослел. Шестилетний малый вместе с отцом работает в лесу и даже не думает жаловаться на свою жизнь.

Освещение образовательного вопроса

Кроме этого, возникает проблема образования в поэме, которую поднимает Некрасов. Крестьянские дети лишены возможности учиться. Они не знают книг. И рассказчик волнуется за их будущее, ведь знает, что только Богу известно, вырастет ребенок или умрет.

Поэма – ода простым детям. После ее опубликования в 1861 году весь богатый мир узнал – чудны крестьянские дети. Некрасов возвысил простоту бытия. Он показал, что во всех уголках страны живут люди, которые, несмотря на свой низкий социальный статус, отличаются человечностью, порядочностью и другими благодетелями, о которых уже начали забывать в крупных городах. Произведение имело фурор. А его актуальность остается острой и по сей день.

Источники:

http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/636321/
http://www.culture.ru/poems/39554/krestyanskie-deti
http://fb.ru/article/165850/nekrasov-krestyanskie-deti-analiz-i-kratkoe-soderjanie-proizvedeniya

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: