В марксистско ленинской теории государство понимается как. Большая энциклопедия нефти и газа

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Марксистско-ленинская теория – государство

Марксистско-ленинская теория государства и права для характеристики особенностей государств различных эпох выработала, категорию исторический тип государства. Истории развития обществ, в которых существовало государство, известно несколько базисов: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический. [1]

Марксистско-ленинская теория государства и права. [2]

Марксистско-ленинская теория государства и права представляет собой такую политико-юридическую науку, которая тесно связана, с одной стороны, с философией диалектического и исторического материализма, политической экономией и научным социализмом, с другой – с различными отраслевыми и прикладными юридическими науками. Она находится в контакте также с естествознанием и техническими науками. [3]

Марксистско-ленинская теория государства и права, как и всякая наука, имеет общие и специфические методы исследования своего предмета. Главный – это метод материалистической диалектики в его преломлении к исследованию государства и права. [4]

Марксистско-ленинская теория государства и права представляет собой систему обобщенных знаний об основных закономерностях государства и права, их сущности, назначении и развитии в классовом обществе. [5]

Понятие марксистско-ленинской теории государства и права. Государство и право – это особые, тесно свя-занные между собой общественные явления. Государством называется организация политического властвования экономически господствующего класса ( трудящихся во главе с рабочим классом – в социали-стическом обществе); / правом – системajpjhnjx правил поведения ( норм), выражающих ШсудаЕНЛвенную волкГ господствующего класса ( трудящихся во главе с рабо-чим классом – в социалистическом обществе) и являю-щихся классовым регулятором общественных отношений. ТТомощи ко – торой люди позТганл ил СЗ Цность, назначение в жизни общества, вырабатывают практические рекомендации по совершенствованию органов государственной власти и юридических норм, обеспечивают правовое обучение. [6]

Вопросы марксистско-ленинской теории государства и права связаны в современных условиях с острой идеологической борьбой. Продолжается принципиальная борьба с буржуазной идеологией. КПСС и другим коммунистическим партиям приходится вести значительную работу по защите марксистско-ленинских взглядов на государство и право, по разоблачению реакционной сущности буржуазных теорий, а также извращений марксистско-ленинской теории со стороны правых и левых оппортунистов. [7]

Значение марксистско-ленинской теории государства и права. [8]

Предмет марксистско-ленинской теории государства и права – это прежде всего и главным образом общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права как таковых и специфические закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права каждого в отдельности взятого классового ( чаще употребляется термин исторического) типа. Теория государства и права раскрывает конкретно-исторические условия, в рамках которых проявляются эти общие и специфические закономерности. Она в полную меру руководствуется теми знаниями объективных всеобщих, общих и специфических законов природы и общества, особенно классового общества, которыми ее вооружают составные части марксизма-ленинизма. [9]

Развитие марксистско-ленинской теории государства и права в современный период происходит на основе опыта революционной борьбы. Это развитие отражает происходящие в мире изменения: углубление общего кризиса капитализма, появление новых социалистических государств, успехи социалистического и коммунистического строительства в СССР и социалистического строительства в других социалистических странах, крушение колониальной системы и возникновение новых национально-демократических государств. [10]

Овладение марксистско-ленинской теорией государства и права включает в себя выработку уменья разбираться в ее системе, ставить и решать научные и практические вопросы государственно-правового характера. [11]

Таким образом, марксистско-ленинская теория государства и права, будучи обобщающей теоретической наукой, выполняет и немаловажные практические задачи, является активной силой в жизни общества. [12]

Читать еще:  Как решается на первое свидание женатый козерог. Как знаки зодиака ведут себя на первом свидании

На современном уровне марксистско-ленинская теория государства и права опирается на главное в жизни народа, в деятельности его государственных и общественных организаций. Это главное состоит в том, что, с одной стороны, созданы и успешно функционируют развитое социалистическое общество и соответствующие ему общенародное государство и общенародное право, с другой стороны, поставлены и решаются задачи дальнейшего коммунистического строительства. [13]

Главное место в марксистско-ленинской теории государства и права занимает учение о государственности социалистического общества и правовом регулировании социалистических общественных отношений. Социалистическое государство – исторически высший тип государства, принципиальные особенности которого заключаются в том, что оно направлено против частной собственности и эксплуатации, активно содействует становлению, упрочению и развитию социалистических производственных отношений, их преобразованию в коммунистические, призвано обеспечить полновластие трудящихся и развертывание социалистической демократии, достижение социального равенства, свободы и справедливости, коммунистического принципа от каждого по способности, каждому – по потребности. Советская власть возникла не многим более 60 лет тому назад в результате победоносной социалистической революции в России – это первое в мире упрочившееся государство социалистического типа, его прообразом была Парижская коммуна, просуществовавшая 72 дня. Опыт существования Советского социалистического государства имеет для трудящихся всех стран огромное значение, Октябрь открыл новую эпоху в жизни человечества. [14]

Исторические условия возникновения марксистско-ленинской теории государства и права. Коренные, принципиальные основы этой науки входят в марксизм-ленинизм – передовое, революционное учение современной эпохи. Поэтому исторические условия возникновения диалектико-материалистической теории государства и права те же, что и исторические условия возникновения марксизма-ленинизма в целом. [15]

Марксистско-ленинская теория государства и права

Установим особенности формирования и основные положения марксистско-ленинской теории государства и права.

К концу 20-х гг. ХХ века началось построение системы знаний о праве и государстве и формировании марксистско-ленинской теории государства и права как юридической науки и учебной дисциплины.

В истории российской правовой науки данный период был связан с материалистическим и классовым подходом к изучению права и государства. Он идеологически обосновывался главным образом в трудах немецких философов К. Маркса и Ф. Энгельса и нашедшим развитие в трудах их последователей в России. В нашей стране диалектико-материалистический подход марксистско-ленинской теории к изучению права долгое время был преобладающим, что заметно сказывается и на современном состоянии теоретической правовой науки.

Марксистско-ленинская правовая теория такие явления как государство и право рассматривает в качестве единого объекта классового общества. Согласно марксистско-ленинской теории, поскольку определенный юридический порядок не существует вне общества, а тип общественной организации заметно отличается, то юридические нормы общественной жизни и юридическая деятельность могут значительно отличиться у различных государств и обществ.

В марксистско-ленинской теории связь, которая имеется между правом и государством, признается объективной, неизменно отражающей влияние одного явления на другое. В этой связи разрыв теории государства и теории права считается известным недостатком общетеоретической науки в 20-х – начале 30-х гг. XX в. Подобное разделение в марксистско-ленинской концепции обосновывалось представлениями о необходимости сохранения государства как политического института на все время перехода от капитализма к коммунизму, при этом право воспринималось чуждым социализму пережитком буржуазной государственности.

В 30-е гг. формируется научно-теоретическая база для развития отраслевых правовых наук, научно-методическая основа для подготовки юридических кадров, выпускались первые учебники по теории государства и права. При этом заметным недостатком общетеоретической юридической науки признается то, что большинство общих и значимых для всех отраслевых наук теоретические положения были переданы и с успехом разрабатывались в отраслевых работах. Организация исследований по общей правовой теории заключалась в изучении проблем диктатуры пролетариата и классовой борьбы, советского строительства и госаппарата, в критике буржуазного государства и права и т.п.

Читать еще:  Поздравление с днем рождения максиму. Поздравление в стихах с днём рождения

Политизация советской науки теории права и государства заметно осложнило её развитие. В последующие годы отдельные недостатки теории права и государства как общетеоретической и учебной дисциплины устранялись. Стали появляться книги, брошюры, сборники статей, которые были посвящены отдельным вопросам общей теории государства и права.

В работах Братуся, Кечекьяна, Комарова, Стальгевича обосновывалась социальная ценность права, проводилось всестороннее исследование механизма правового регулирования, определялись значение и место теории государства и права в системе юридических наук. Было признано, что теория государства и права при изучении важных явлений государственной и правовой жизни выводит соответствующие юридические понятия, принципы и закономерности. Ими руководствуются отраслевые юридические науки. Подобное значение сохраняется за общетеоретической правовой наукой и в настоящее время.

Таким образом, теория государства и права выступает основой других юридических дисциплин. По мнению ученых того времени, теория государства и права – это самостоятельная наука, а не продолжение отраслевых юридических наук; не теория иных наук, а теория общих, основных и наиболее существенных закономерностей государства и права.

С начала 20-х и до конца 80-х гг. XX века общей методологической основой изучения юридических наук и теории права и государства был диалектический материализм, базовой предпосылкой становления – экономическая обусловленность, а одним из основных принципов функционирования права – его классовость. Предметом внимания общей теории государства и права являлись не только политические вопросы теории революции, диктатуры пролетариата, сущности социалистического общенародного государства. В различное время огромное внимание уделялось проблемам законности, правосознания и правовой культуры, общим теоретическим вопросам системы права, критериев ее разделения на отрасли.

В связи с изданием собраний действующего законодательства СССР и союзных республик, а также сводов законов СССР и союзных республик общего теоретического осмысления потребовали вопросы систематизации общесоюзного и республиканского законодательства, пределы кодификационной деятельности, особенности кодификации в отдельных отраслях права и др.

В большинстве западных университетов не изучают дисциплину, аналогичную российской теории государства и права. Общетеоретические вопросы правоведения и государствоведения преподаются в курсе политологии, в рамках изучения политических институтов и политических систем. На Западе теория государства и права воспринимается как отрасль правовой науки, которая выведена из всех других отраслей права и является общей для них.

В настоящее время преподавание права как «социально-нормативного феномена» в университетах Западной Европы осуществляется в курсе «Философии права», «Социологии права», «Введение в право».

Таким образом, марксистско-ленинская теория государства и права оформляла в научной форме взгляды представителей данного направления на основы государственного и общественного устройства.

Марксистско-ленинское учение о государстве, его конструктивно-критический анализ

Марксистско-ленинское учение о государстве

Марксистско-ленинское учение о государстве является классовой (материалистической) теорией происхождения государства.

Представители: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин. Они объясняют возникновение государственности прежде всего социально-экономическими причинами.

Читать еще:  Кто обидит малых сих. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам те

Первостепенное значение для развития экономики, а следовательно, и для появления государственности имели три крупных разделения труда (земледелие – скотоводство – ремесло; обособился класс людей, занятых только обменом).

Подобное разделение труда и связанное с ним совершенствование орудий труда дали толчок росту его производительности. Возник избыточный продукт, который в конечном счете и привел к возникновению частной собственности, в результате чего общество раскололось на имущие и неимущие классы, на эксплуататоров и эксплуатируемых.

Важнейшим последствием появления частной собственности выступает выделение публичной власти, уже не совпадающей с обществом и не выражающей интересы всех его членов. Властная роль переходит к богатым людям, к специальной категории управляющих. Для защиты своих экономических интересов они создают новую политическую структуру – государство, которое служит прежде всего как инструмент проведения воли имущих.

Государство по своему внутреннему содержанию – продукт непримиримости классовых противоречий, орудие классовой борьбы, орудие в руках господствующего класса для того, чтобы подавлять классовых противников. Господствующий в экономике класс овладевает государством как механизмом управления обществом и использует этот механизм в своих классовых интересах.

В.И. Ленин “О государстве”: “Государство – это есть машина для поддержания господства одного класса над другим”.

Таким образом, государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях обеспечения существования и функционирования общества как целостного организма.

Конструктивно-критический анализ марксистско-ленинского учения о государстве

В данной теории весьма заметно увлечение экономическим детерминизмом и классовыми антагонизмами при одновременной недооценке

    • этнических,
    • религиозных,
    • психологических,
    • военно-политических и других факторов, влияющих на процесс происхождения государственности.

После победы революции, полагали Маркс, Энгельс и Ленин, право, как типичный продукт классового общества, будет постепенно отмирать. Этот прогноз по известным причинам не сбылся.

История, реальные факты развития общества показали ошибки этого учения. Но столь же неверным был бы и поворот к другой крайности, к признанию этого учения изначально ложным, ошибочным во всех своих оценках. Можно, видимо, утверждать, что марксистско-ленинское учение о государстве и праве соответствовало реальным фактам на определенном этапе развития общества в определенных странах. Конкретнее, оно соответствовало фактам в период обострения противоречий между трудом и капиталом в странах Западной Европы и России (ориентировочно с середины XIX в. до 20-х – 30-х гг. XX в.).

Для научной теории столь длительный период соответствия фактам и правильного их предвидения нужно признать крупной заслугой. А дальше, с 20-х – 30-х гг. XX в. учение марксизма-ленинизма перестало соответствовать фактам, его прогноз развития общества разошелся с практикой.

Марксистская теория достаточно четко и конкретно определяет причины возникновения государства, его обусловленность экономическими факторами. Однако подобное понимание государства, основанное на абсолютизации роли экономического и классового факторов, объединяет его содержание, игнорирует общесоциальное назначение государства, его регулятивные и арбитражные возможности.

Марксистско-ленинская теория, как и многие другие теории, на определенном этапе внесла свой вклад в человеческую культуру, и должна была уступить место иным учениям, соответствующим новому этапу развития общества.

В современных условиях дело не может сводиться только к критике марксизма. Речь должна идти о формировании новых научных воззрений, которые соответствовали бы реалиям сегодняшнего дня и позволяли бы компетентно заглянуть в будущее.

Источники:

http://www.ngpedia.ru/id508009p1.html
http://lecu.ru/teoriya-gosudarstva-i-prava/24-marksistsko-leninskaya-teoriya-gosudarstva-i-prava
http://jurkom74.ru/ucheba/marksistsko-leninskoe-uchenie-o-gosudarstve-ego-konstruktivno-kriticheskiy-analiz

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: