В каком соборе захоронены все русские цари. Тайна саркофага

Почему русских царей никогда не хоронили в земле

Люди с древнейших времен обожествляли своих правителей, объясняя природу власти соизволением неких высших сил. Похороны монарших особ всегда отличались особой пышностью, а их гробницы – размахом и внутренним обустройством. Русские цари, разумеется, тоже отправлялись в иной мир не как простые смертные. Их тела никогда не предавали земле, а хоронили в специальных склепах или каменных усыпальницах, расположенных в православных храмах.

Где они покоятся

Усыпальницы большинства московских князей и царей находятся, что естественно, в столице нашей страны, в Архангельском соборе Кремля. А почти все российские императоры и императрицы, начиная с Петра I Алексеевича (умер в 1725 году), нашли вечный покой в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга.

Известный историк, Татьяна Дмитриевна Панова, в своей книге «Некрополи Московского Кремля» указала, что специалисты насчитали в Архангельском соборе 56 могил высочайших особ. Первым из них здесь еще в 1340 году похоронили великого князя Ивана Калиту, а последним в 1730 году – императора Петра II. После того как 14-летний правитель скончался в Москве от оспы его тело не стали перевозить в Петербург.

Кандидат исторических наук Марина Олеговна Логунова – автор книги «Печальные ритуалы императорской России» – отметила, что в эпоху правления Петра I церемония похорон русских монарших особ претерпела изменения в сторону «европеизации». Государь-реформатор взял за основу погребальный обряд, принятый в Западной Европе.

Впрочем, реформам подверглись лишь внешние атрибуты и ритуалы. Сама же традиция хоронить правителей в каменных склепах и усыпальницах осталась неизменной со времен Древней Руси.

«Единого подвала под Петропавловским собором нет, поэтому в назначенном месте снимали плиты пола, выкапывали яму глубиной около трех аршин (около двух метров) и выкладывали «крещатым» кирпичом – на каждом кирпиче был начертан крест. Так получался склеп, на дне которого в головах делали продолговатое углубление для помещения урны и ящика с внутренностями, изымаемыми из тела при бальзамировании», – написала М.О. Логунова.

После официальной церемонии прощания гроб с телом покойного опускали в склеп и прикрывали сверху каменной плитой. Над могилой сооружалось надгробие.

Пример Византии

Одной из наиболее достоверных версий, объясняющих данную традицию, является попытка русских правителей следовать примеру императоров Византии.

Искусствовед Татьяна Евгеньевна Самойлова написала интересную научную работу «Священное пространство княжеского гроба», которая вошла в сборник статей «Иеротопия. Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси» (редактор-составитель А. М. Лидов). Исследовательница изучила самую древнюю из дошедших до нас княжеских гробниц – каменный саркофаг киевского князя Ярослава Мудрого, расположенный в Софийском соборе украинской столицы.

«Неоспоримым является тот факт, что захоронение Ярослава Мудрого в монолитном саркофаге было проявлением приверженности ранней (до XI века) традиции захоронения византийских императоров. В X веке Византия хоронила своих императоров в знаменитой церкви Святых Апостолов в особых приделах-усыпальницах, напоминающих об античных героонах (святилищах героев) с установленными в них величественными монолитными каменными саркофагами», – отметила Т.Е. Самойлова.

Неудивительно, что киевский князь стремился даже вечный покой обрести, подражая своим византийским «коллегам», ведь эта империя оказала большое влияние на Древнюю Русь. Вероятно, московские князья и цари также хотели подчеркнуть свой высокий монарший статус, переняв данную традицию.

Земля – не для помазанника Божьего

Всем известно, что любого русского царя в народе почитали как святого. Такое отношение к власти помогало простым людям осознавать себя не безвольными рабами, а служителями помазанника Божьего.

Согласно христианской религии, человек был создан из земли, в нее он и должен смиренно вернуться после своей смерти: «Прах к праху, тлен к тлену». Но такая скромная позиция не подходила царю. Поэтому ряд историков полагают, что традиция хоронить правителей в склепах, восходит к архетипическому представлению, что и в загробном мире царь не может быть равен простолюдину, удел которого – кладбищенская земля.

Многие русские правители возводили храмы, в том числе, и как будущие усыпальницы для себя и своих потомков. О том, что цари ставили своеобразный знак равенства между своей властью и духовной святостью, свидетельствует и вышеупомянутая книга Т. Д. Пановой. Автор подчеркнула, что захоронения русских правителей, расположенные в Архангельском соборе, обустраивались и оформлялись аналогично могилам глав русской православной церкви, находящимся в Успенском соборе Московского Кремля.

Читать еще:  Мужчина рожденный 25 июня. июня знак зодиака - Рак

Гроб Господень

Безусловным примером для русских царей могла послужить и одна из главных святынь христианского мира – Гроб Господень, который расположен в храме Воскресения Христова в Иерусалиме. По мнению Т. Е. Самойловой, эта реликвия выступала архетипическим образцом для захоронений средневековых монархов.

«Сам Гроб представал перед глазами верующих в виде саркофага простой прямоугольной формы, собранного из тесаных плит и закрывающегося сверху отдельной плитой. Пустота Святого Гроба для христиан всего мира также была знаковым понятием. Она, с одной стороны, свидетельствовала о непреложности факта Воскресения Христа, а с другой – являлась предзнаменованием воскресения каждой христианской души», – написала искусствовед в работе «Священное пространство княжеского гроба».

После принятия христианства русские паломники стали посещать Святую землю, увидели Гроб Господень, и поэтому, возможно, царей стали хоронить в каменных усыпальницах – в знак особого к ним почтения.

Мощи для защиты от врагов

Еще одна версия происхождения данной традиции – использование мощей покойных правителей для защиты страны от вражеских нападений. Забальзамированные останки, покоящиеся в саркофаге, дольше сохраняются, и достать их в случае необходимости гораздо проще: не надо разрывать царскую могилу, что может быть воспринято народом как святотатство.

Еще с глубокой древности мощи правителей воспринимались простыми людьми как объекты сакрального поклонения. Считалось, что они обладают мистической силой, ведь весь монарший род обожествлялся подданными. Поскольку главной обязанностью князя изначально являлась вооруженная защита своих земель, то его мощи должны были, по мнению суеверных жителей страны, волшебным образом «отогнать» врагов от границ родины.

Древнеегипетская традиция

Некоторые исследователи обращают внимание на такой факт: русских царей не погребали в землю, точно так же как и фараонов Древнего Египта, многих правителей Малой Азии и Западной Европы. Не стоит забывать и Владимира Ильича Ленина (умер в 1924 году), чей мавзолей расположен на Красной площади в Москве.

Не исключено, что традиция хоронить правителей в склепах или каменных усыпальницах, предварительно забальзамировав тело покойного, существовала на Руси испокон веков, а вовсе не была позаимствована в Византии или на Святой земле. Вероятно, это одно из проявлений архетипического сознания народа, уходящее в глубину веков.

На тот факт, что умерших русских правителей обязательно бальзамировали, вынимая из тела внутренности и сердце, указали доктор исторических наук Игорь Викторович Зимин и профессор Сергей Викторович Девятов. Ученые совместно написали двухтомник «Двор российских императоров. Энциклопедия жизни и быта». Во втором томе этого издания соавторы пишут, что внутренности правителей России помещались в особые серебряные ковчеги, которые доверенные лица устанавливали в специальной нише склепа, рядом с гробом. И происходило это еще до начала официальной церемонии прощания с монархом.

Царские гробницы

В каком состоянии после мародерства 1920-х годов находятся останки русских царей?

В последнее время общественность будоражит вопрос перезахоронения предполагаемых царских останков – на сей раз святого цесаревича Алексия и святой великой княжны Марии. Сторонники подлинности и, соответственно, захоронения данных останков в качестве основного аргумента ссылаются на т.н. записку Я. Юровского, согласно которой тела расстрелянных членов Царской семьи не были уничтожены, а захоронены в Поросенковом Логу под Екатеринбургом. У противников идентичности найденных останков также свои аргументы.

Но в связи с этими спорами встает вопрос еще об одной мрачной исторической тайне ХХ века.

Однако вспомним прежде дикую кампанию по уничтожению царских монументов, начавшуюся в 1918 году с памятника убитому от руки террориста великому князю Сергею Александровичу в Кремле – тогда В.И. Ленин собственноручно накинул веревку на крест, а потом понукал своих товарищей, чтобы они тянули ее концы и скорее низвергли ненавистный ему монумент.

Стараниями большевиков на территории Советского Союза были уничтожены все памятники царю-освободителю Александру ΙΙ. Уцелел лишь тот, который оказался стоящим на уже зарубежной территории – в Финляндии. Что же касается его сына Александра ΙΙΙ, то единственный сохранившийся памятник ему, созданный П. Трубецким, был оставлен скорее в качестве… исторического курьеза.

Читать еще:  Человек умирает что с ним происходит дальше. Что после смерти? Куда попадает душа после смерти человека? Есть ли жизнь после смерти

Был уничтожен даже ряд памятников Петру Великому, в частности монумент, где он изображен как мастер-кораблестроитель. Те памятники царским особам, которые не были снесены (Медный всадник, памятники Николаю I, Екатерине II), сохранились лишь по настоянию наиболее здравомыслящих представителей интеллигенции и по причине их художественной ценности.

Все иконы и лампады были сняты с царских могил, уложены в ящики и отправлены в Москву

К варварским акциям относится и разграбление царских могил в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга. К 1917 году на стенах собора, колоннах и у могил находилось более тысячи венков. Практически на каждой могиле и около нее стояли иконы и лампады. На надгробиях Петра I, Александра I, Николая I и Александра II лежали золотые, серебряные и бронзовые медали, выбитые по случаю различных юбилейных дат. В сентябре-октябре 1917 года по распоряжению Временного правительства все иконы и лампады, золотые, серебряные и бронзовые медали с могил, золотые, серебряные и фарфоровые венки были сняты, уложены в ящики и отправлены в Москву. Дальнейшая судьба вывезенных соборных ценностей неизвестна.

Но на этом мародерство не закончилось. Документов о вскрытии царских гробниц не сохранилось, однако до нас дошел целый ряд воспоминаний, свидетельствующих об этом.

Вот слова профессора В.К. Красуского (Колтуши близ Санкт-Петербурга):

“На груди у Петра был большой золотой крест… Производилось изъятие ценностей из царских гробниц”

«Будучи еще студентом, я приехал в 1925 году в Ленинград к своей тетке Анне Адамовне Красуской, заслуженному деятелю науки, профессору анатомии Научного института им. П.Ф. Лесгафта. В одной из моих бесед с А.А. Красуской она мне сообщила следующее: “Не так давно производилось вскрытие царских гробниц. Особенно сильное впечатление произвело вскрытие гробницы Петра I. Тело Петра хорошо сохранилось. Он действительно очень похож на того Петра, который изображается на рисунках. На груди у него был большой золотой крест, весивший очень много. Производилось изъятие ценностей из царских гробниц”.

Зная А.А. Красускую как очень серьезного ученого и человека, я не могу допустить мысли, что всё сказанное мне ею было основано только на слухах. Она могла сказать о вскрытии гробниц лишь то, что ей было хорошо известно» [1] .

А вот что пишет доктор технических наук, профессор В.И. Ангелейко (Харьков) Л.Д. Любимову:

«У меня в гимназии был товарищ Валентин Шмит. Его отец Ф.И. Шмит заведовал в Харьковском университете кафедрой истории искусств, затем перешел на работу в Ленинградский университет. В 1927 году я посетил своего товарища и от него узнал, что его отец в 1921 году участвовал в комиссии по изъятию церковных ценностей и в его присутствии вскрывались могилы Петропавловского собора. Комиссия не обнаружила тела в могиле Александра I. Он же сообщил мне, что очень хорошо сохранилось тело Петра I» [2] .

А вот воспоминания Д. Адамовича (Москва):

“Гробница Александра I оказалась пустой: гроба нет, тела нет”

«Со слов ныне покойного профессора истории Н.М. Коробова… мне известно следующее. Член Академии художеств Граббе, присутствовавший при вскрытии царских могил в Петрограде в 1921 году, сообщил ему, что Петр I очень хорошо сохранился и лежал в гробу как живой. Красноармеец, который помогал при вскрытии, в ужасе отшатнулся. Гробница Александра I оказалась пустой» [3] .

Заслуживает внимания рассказ писательницы Надежды Павлович. Информацию о вскрытии царских гробниц передал ей племянник Урицкого Борис Каплун:

«В тот день Борис был взволнован: он только что с отрядом красноармейцев участвовал во вскрытии царских гробниц. “Зачем?” – спросили мы. – “Чтобы проверить слух, будто в царских гробах спрятаны царские сокровища”. В ту пору были случаи, когда, подражая старинным романтическим повестям, кое-кто устраивал фиктивные похороны, чтобы в нужный час достать “из-под земли” спрятанное богатство.

“Ну и что, нашли?” – “Нет, не нашли. Петр Великий сохранился лучше других – у него на пальце был бриллиантовый перстень, который мы думали снять для музея, но не решились”» [4] .

Далее Павлович, ссылаясь на слова Каплуна, говорит, что другие цари сохранились много хуже, чем Петр, но главное: гробница Александра I совершенно пуста – гроба нет, тела нет.

Читать еще:  Сонник к чему снится белая сова. К чему видеть во сне сову? Сова, сидящая на дереве

До конца непонятно, вскрывались ли все могилы, а самое главное – встает проблема: в каком состоянии после мародерства 1920-х годов находятся в своих могилах останки русских императоров? При всей своей сложности и деликатности этот вопрос требует спокойного и профессионального ответа и решения.

Диакон Владимир Василик
кандидат богословия,
кандидат филологических наук,
доцент СПбГУ

Почему усопших русских царей не предавали земле?

Известный факт: русских правителей, после того, как их душа отлетала к небесам, в землю не клали. Почему?

Начать нужно с другого: как хоронили русских царей?

А очень просто: останки части монархов покоятся в Архангельском соборе Кремля. Останки части других – в Петропавловском соборе города на Неве.

Так, в Архангельском соборе по нынешнее время лежит 56 тел высокородных особ. Первым там захоронили Ивана Калиту. Последним – Петра II. Монархи из разных династий. Но так получилось. Петр скончался от оспы в Москве и его тело не стали везти в Петербург.

Марина Олеговна Логунова в одном из своих трудов детально расписывает, как происходили захоронения в Петропавловском соборе. Особенность заключается в том, что там нет какого-то подвала или иного помещения для захоронений. Поэтому, если умирал очередной монарх, то вскрывалась какая-либо плита, выкапывали солидных размеров яму – около 2 метров в глубину. Далее, углубление обкладывали кирпичом. Была одна деталь: на каждом камне делали начертание креста. В получившуюся могилу укладывали забальзамированное тело.

Интересно, что процессу бальзамирования, выходит, подверглось не только тело Владимира Ильича, но и многих монархов, которые, естественно, были православными. Таким образом, аргумент о том, что Ленина нужно захоронить, держать его в Мавзолее – это не по-христиански, выглядят не так уж убедительно.

Усыпальницу ушедшего в мир иной царя накрывали каменной плитой.

Почему монархов хоронили именно так?

Есть несколько версий, которые, скорее, дополняют друг друга, чем противоречат каждая всем остальным:

1. Ориентировались на Византию. В Софийском соборе в Киеве есть усыпальница Ярослава Мудрого. Методика захоронения похожа на ту, что уже описана. Ярослав лежит в монолитном саркофаге… и ждет своего часа. Без шуток. Ведь православные верят, что будет час, когда мертвые восстанут. По этому поводу можно спорить. Главное, что Ярослав захоронен в византийских традициях. В саркофаги помещали тела усопших басилевсов. Греки оказали большое влияние на русскую культуру. В погребальных делах они тоже задали определенную моду.

2. Земля – то, из чего сделан человек. Из чего родился, к тому и должен прийти. Но это, если ты – простой смертный. Если же – царь, то здесь история другая. Особый почет, каменный саркофаг и прочий сервис. Монарх и на том свете должен быть выше всех остальных по статусу. За исключением святых и Господа. Впрочем, Николая II, например, причислили к лику святых. И теперь он, получается, выше других царей по положению. Только последнего русского царя в саркофаге не хоронили.

3. С древних времен существовало поверье, что мощи правителей прошлого могут защитить от врагов. Дескать, царь жил в этой стране, пусть и было это давно, заботился о своих подданных, защищал и увеличивал территорию. И, даже если на Земле от него почти ничего не осталось, он еще может постоять за свое государство. Очевидно, что проще открыть саркофаг, чем вырыть останки из земли. Да и воспринимается первое более спокойно: открыли «ящик», достали мощи, ничего не портили, землю не ворошили.

4. Возможно, что в прошлом ориентировались даже не на византийскую традицию, а на древнеегипетскую. То есть, греки подсмотрели, как нужно хоронить знатных особ, у египтян, а русские – у греков.

5. Не стоит забывать и про то, как выглядит гроб Господень. Это каменный саркофаг, изготовленный из плотно подогнанных друг к другу плит. Царь, всегда говорили – наместник Бога на Земле. Не исключено, что при захоронении монархов могли ориентироваться на то, как был погребен Христос.

Между прочим: гроб Господень пуст, а царские могилы – нет.

Не забудьте подписаться на канал ЗАГАДКИ ИСТОРИИ и поставить лайк:)

Источники:

http://cyrillitsa.ru/tradition/92685-pochemu-russkikh-carey-nikogda-ne-khoron.html
http://pravoslavie.ru/86717.html
http://zen.yandex.ru/media/id/5ba5decf084b4700a9cc0d22/5d14506b28a48600aea61403

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: